Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ СЕВЕРОКОРЕЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ СЕВЕРОКОРЕЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КНДР / DPRK / КИМ ЧЕН ЫН / KIM JONG-UN / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / САНКЦИИ / SANCTIONS / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / КИТАЙ / CHINA / РОССИЯ / RUSSIA / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / REFORMATION OF THE NORTH KOREAN ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аносова Людмила Александровна

Актуальность. В Северной Корее с 2012 г. начались ограниченные реформы, которые лично инициировал новый лидер Ким Чен Ын после смерти в декабре 2011 г. своего отца Ким Чен Ира. Началось обновление методов хозяйственного управления в промышленности, введен семейный подряд в сельском хозяйстве при сохранении кооперативов и другие инновации. Главная задача в преобразованиях экономической структуры и методов хозяйствования при Ким Чен Ыне состояла в попытках ускорить развитие, перейти на современную инновационную модель, в том числе технологическое обновление военно-оборонительного комплекса. К обновлению и реновациям Северную Корею подтолкнули масштабные санкции США и их военных союзников против КНДР, введенные после развертывания северокорейской ядерно-ракетной программы, испытаний ракет средней дальности с ядерными боеголовками. Цель. Исследовать анатомию экономических реформ в условиях новых вызовов и угроз XXI в., их возможное влияние на выход КНДР на траекторию среднегодового экономического роста не ниже 4%, влияние экономических инноваций в КНДР на мирный диалог Севера и Юга и сохранение азиатской безопасности. Результаты. Доказано, что КНДР идет по пути постепенного реформирования экономики в условиях санкций, отсутствия демократии, не отказываясь от военно-оборонительного щита и опоры на своих традиционных союзников КНР и Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Reforms in Modern North Korean Economy

Since 2012, North Korea has been introducing restrained reforms initiated by the new leader Kim Jong-Un himself after his father Kim Jong-Il’s death in December 2011. New industrial business management methods have appeared with the so-called “Taean work system” liquidated, family contracts, and other innovations that have been introduced in agriculture, while cooperative groups have remained intact. The main purpose of reforms in the economic structure and methods of economic management under Kim Jong-Un was to accelerate development and make a transition toward a modern innovative model, including technological renovation of the military-defense complex. The renovation was prompted by sweeping sanctions imposed on the DPRK by the U.S. and its military allies after the launch of the nuclear program and testing of medium-range missiles with nuclear warheads. Aim. The present study aims to examine the anatomy of economic reforms in the context of the new challenges and threats of the Twenty First Century, their possible impact on the DPRK achieving an average annual economic growth rate of 4%, and the impact of economic innovations in the DPRK on the peaceful dialog between North and South Korea, along with maintaining Asian security. Results. The authors show that the DPRK has taken the path of gradual economic reformation in the context of sanctions and lack of democracy, without abandoning its defensive military shield or refusing the support of its traditional allies China and Russia.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ СЕВЕРОКОРЕЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ»

Экономические реформы в современной северокорейской экономике

о

о

о о;

m

со <

о.

ш с;

LD

0

О. С

ш Id

1 .о

с; <

>

I-<

Economic Reforms in Modern North Korean Economy

УДК 330.34

Аносова Людмила Александровна

начальник отдела — заместитель академика-секретаря Отделения общественных наук Российской академии наук (Москва), доктор экономических наук, почетный профессор СПбУТУиЭ

119991, Москва, ГСП-1, Ленинский пр., д. 32а Lyudmila A. Anosova

Social Sciences Division of the Russian Academy of Science Leninskiy Ave 32/A, Moscow, Russian Federation, 119991

Актуальность. В Северной Корее с 2012 г. начались ограниченные реформы, которые лично инициировал новый лидер Ким Чен Ын после смерти в декабре 2011 г. своего отца Ким Чен Ира.

Началось обновление методов хозяйственного управления в промышленности, введен семейный подряд в сельском хозяйстве при сохранении кооперативов и другие инновации. Главная задача в преобразованиях экономической структуры и методов хозяйствования при Ким Чен Ыне состояла в попытках ускорить развитие, перейти на современную инновационную модель, в том числе технологическое обновление военно-оборонительного комплекса. К обновлению и реновациям Северную Корею подтолкнули масштабные санкции США и их военных союзников против КНДР, введенные после развертывания северокорейской ядерно-ракетной программы, испытаний ракет средней дальности с ядерными боеголовками. Цель. Исследовать анатомию экономических реформ в условиях новых вызовов и угроз XXI в., их возможное влияние на выход КНДР на траекторию среднегодового экономического роста не ниже 4%, влияние экономических инноваций в КНДР на мирный диалог Севера и Юга и сохранение азиатской безопасности.

Результаты. Доказано, что КНДР идет по пути постепенного реформирования экономики в условиях санкций, отсутствия демократии, не отказываясь от военно-оборонительного щита и опоры на своих традиционных союзников КНР и Россию.

Ключевые слова: КНДР, Ким Чен Ын, управление, санкции, экономика, инновации, Китай, Россия, реформирование экономики

Для цитирования: Аносова Л. А. Экономические реформы в современной северокорейской экономике // Экономика и управление. 2018. № 6 (152). С. 4-8.

Since 2012, North Korea has been introducing restrained reforms initiated by the new leader Kim Jong-Un himself after his father Kim

Jong-Il's death in December 2011. New industrial business management methods have appeared with the so-called "Taean work system" liquidated, family contracts, and other innovations that have been introduced in agriculture, while cooperative groups have remained intact. The main purpose of reforms in the economic structure and methods of economic management under Kim Jong-Un was to accelerate development and make a transition toward a modern innovative model, including technological renovation of the military-defense complex. The renovation was prompted by sweeping sanctions imposed on the DPRK by the U.S. and its military allies after the launch of the nuclear program and testing of medium-range missiles with nuclear warheads.

Aim. The present study aims to examine the anatomy of economic reforms in the context of the new challenges and threats of the Twenty-First Century, their possible impact on the DPRK achieving an average annual economic growth rate of 4%, and the impact of economic innovations in the DPRK on the peaceful dialog between North and South Korea, along with maintaining Asian security. Results. The authors show that the DPRK has taken the path of gradual economic reformation in the context of sanctions and lack of democracy, without abandoning its defensive military shield or refusing the support of its traditional allies China and Russia. Keywords: DPRK, Kim Jong-Un, management, sanctions, economy, innovation, China, Russia, reformation of the North Korean Economy

Citation: Anosova L. A. Ekonomicheskie reformy v sovremennoy severokoreyskoy ekonomike [Economic Reforms in Modern North Korean Economy]. Ekonomika i Upravlenie, 2018, no. 6 (152), pp. 4-8.

Во втором десятилетии XXI в. обстановка на

Корейском полуострове резко обострилась.

Были прекращены межкорейские дипломатические и политические контакты, прервано

посещение КНДР соотечественниками и туристические поездки с Юга.

Был закрыт промышленный парк в г. Кэсон, где работали северокорейские рабочие, а продукция отправлялась на экспорт.

Не получила развитие Политика «Солнечного тепла», принятая на совместных саммитах в 2000 и 2007 гг., которая предусматривала прекращение враждебных действий друг против друга, примирение и создание условий для объединения в будущем Севера и Юга.

Инициативу по примирению тогда взяли на себя патриотически настроенные и прагматичные южнокорейские президенты Ким Дэ Чжун и Но Му Хён.

Но Север продолжал наращивать военный потенциал, включая производство ракет средней дальности, а Юг проводил совместные с США военные учения и продолжал сохранение на своей территории американского военного контингента численностью 38 000 военнослужащих.

Если в КНДР никогда не было размещено ни одной иностранной базы, даже с дружественной ей КНР и СССР, а позднее с постсоветской Россией, то в Республике Корея сохраняется технически хорошо оснащенная военно-морская база США.

В экономике КНДР еще до Ким Чен Ына начались реформы, вызванные стихийными процессами разгосударствления, инициированные генералитетом и представителями семейного клана Кимов.

В начале XXI в. реформы пытался провести Ким Чен Ир, но они не дали положительного результата.

1 июня 2002 г., согласно постановлению Кабинета министров КНДР, зарплата повысилась для госработников со 150 до 2000 вон, т. е. в 13 раз в среднем по стране, но с более высоким тарифом в некоторых гражданских отраслях (угольная промышленность, транспорт и в армии) до 6000 вон. Одновременно прошло повышение госцен на продовольственные и промышленные товары, но в размерах более высоких, чем заработной платы, т. е. от 20 до 40 раз.

Реформа не отменяла продовольственного пайка — основы жизнеобеспечения 80% населения страны. Цены на товары продовольственной корзины по системе гособеспечения оставались ниже, чем на аналогичные товары на свободном рынке. После введения новой цены рис подорожал в 550 раз, с 8 чон за 1 кг до 45 вон (1 вона = 100 чон).

Государство пыталось сохранить жесткое регулирование цен, но это не спасло страну от гиперинфляции. Уже через год рыночная цена на рис поднялась за 1 кг со 150 до 165 вон. Мясо подорожало до 600-1000 вон за кг.

Средняя заработная плата хотя и повысилась ^

за 2 года до 6000 вон (что составляет менее 1

5 долл.), но не поспевала за ростом розничных °

цен. По официальным заявлениям представи- 2

телей ПРООН (Продовольственной програм- к

мы ООН), 3/4 населения страны по-прежнему н

жили за счет международной гуманитарной ^

продовольственной помощи [1]. 5

Вторым актом были изменения в системе |

планирования и управления. В КНДР вплоть ^

до начала XXI в. функционировала жестко цен- о

трализованная командно-административная си- ^

стема, которая с 1962 г. получила официальное з

название «Тэанская система работы», основу 5

которой составило коллективное управление <

парткомом, ликвидация единоначалия прав £

<

директора.

Возникли объективные условия для разрушения Тэанской системы работы. Жесточайший кризис поразил финансы, экономику, все отрасли хозяйства. Второй причиной для трансформации Тэанской системы была новая внешнеэкономическая доктрина, которую, с известной оговоркой, можно назвать политикой открытости КНДР в целях привлечения в экономику иностранных инвестиций.

Финансово-экономический кризис и внешняя политика открытости были взаимосвязаны и взаимообусловлены: для вывода экономики из кризиса у КНДР не было собственных инвестиций, а иностранные могли поступить в страну при ослаблении государственного контроля над экономикой.

К моменту реформы Тэанской системы управления сосуществовало три сектора экономики:

• гражданская экономика, т. е. отрасли, работающие на внутренний рынок;

• военная экономика, обслуживающая военно-промышленный комплекс;

• свободные экономические зоны. Управление ВПК оставалось монополией государства, включая планирование, инвестирование, внедрение ноу-хау, здесь внедрялись новые формы участия КНДР на мировом рынке продажи оружия.

Особое государственное внимание к ВПК объясняется не только политикой укрепления обороноспособности КНДР, но и возможностью получения от экспорта оружия крупных валютных ресурсов, которые составляли от 1/3 до 1/2 общей экспортной валютной выручки.

Субъектами децентрализации стали коммерческие фирмы (государственные или государственно-частные), которым государство передало часть полномочий, связанных с экспортом средств вооружения. Коммерческие фирмы во внешнеэкономической деятельности стали источником роста коррупции и появления новой социальной прослойки — бизнесменов.

^ В системе бюджетных дотаций государства § осталось ограниченное количество крупных ° предприятий в тяжелой промышленности, элек-2 троэнергетике, транспорте. В аграрной эконо-® мике к сфере бюджетного финансирования от-¡Е носятся крупные оросительные устройства. т Элементами хозрасчета и ограниченной само-

< стоятельности можно объяснить некоторое по-зз слабление жесткой системы госпланирования. ш Например, при выполнении государственного ^ плана-заказа госпредприятие может реализовы-¡^ вать часть сверхплановой продукции, а полу-ш ченную прибыль использовать для пополнения ^ фондов инвестиций и заработной платы или на-5 правлять на другие социально-производственна ные нужды.

< Среди гражданских отраслей заметные изменения происходили на микроуровне. На самофинансирование переходили средние и мелкие предприятия, производящие потребительскую продукцию. Это было вызвано в первую очередь острейшим дефицитом сырья и инвестиций для производства товаров повседневного спроса во внутренней торговле.

В отличие от России, других постсоциалистических стран, восполнявших кризис производства товаров ширпотреба импортом, в КНДР этот канал ликвидации дефицита был представлен в основном товарами соотечественников Чхонрён в Японии, импортом Китайской общины, контрабандой.

Развивалось мелкое и среднее предпринимательство — как государственное, так и частное; смешанные формы собственности; кооперационные связи. Пример — кооперация коммерческих фирм и компаний с домашними хозяйствами и с кооперативами надомников и т. д. [Там же, с. 61].

Ресторанный бизнес, услуги, частично жилищно-коммунальное хозяйство полностью перешли на рыночные принципы хозяйствования. Они стали наиболее перспективными для сотрудничества КНДР с зарубежными партнерами, включая южнокорейские фирмы, для создания СП или предприятий со 100%-ной иностранной собственностью.

Дешевый северокорейский рабочий труд в сочетании с южнокорейскими инвестициями могли составить сценарий для структурной перестройки экономики, сферы услуг, развития международного туризма и обслуживающих его отраслей ресторанного и гостиничного бизнеса, менеджмента, транспортных услуг и пр.

Приступив к руководству страной, Ким Чен Ын в 2012 г. начал свою реформу с сельского хозяйства, применив принцип материальной заинтересованности крестьян и частичного ограничения колхозов на 100% госзакупки продовольствия. Эта реформа получила бренд «Меры 28 июня». После выполнения плана по госзакупкам зерна (риса) крестьяне сверхплановый

урожай могли продать на рынках по свободной цене и вырученные средства потратить на производство. Был введен семейный подряд по формуле «одна семья — одно производственное звено». Семье в пользование передавались 3 сотки обрабатываемой сельхозплощади. Результатом таких экспериментов стало соотношение доли госзакупок и частных продаж 6:4. Ким Чен Ын считал, что это даст эффект «самообеспечения» сельских жителей рисом.

В 2012 г. на общереспубликанской конференции представителей семейного подряда Ким Чен Ын признал успехи, а сельское хозяйство было объявлено им приоритетным направлением развития экономики.

Выступив перед участниками Республиканского слета бригадиров сельхозкооперативов через 2 года в феврале 2014 г., Ким Чен Ын напомнил, что «руководители бригад должны стать не только проводниками политики партии, но и проявлять большую самостоятельность в принятии решений. Семьи, в пользовании которых в течение длительного времени находится земельный участок, несут за него полную ответственность» [2].

Введение семейного подряда в сельском хозяйстве не избавило КНДР от необходимости импорта продовольствия, так как государство не смогло выдавать установлению по карточной системе 420 г риса в день при международном стандарте минимальной дневной продовольственной нормы в 600 г.

Дефицит по-прежнему восполняла Всемирная продовольственная программа ООН, в которую входят Китай, Республика Корея, Австралия, Кувейт, Лихтенштейн, Люксембург и ряд других государств.

ПРООН в последние годы изменила линейку помощи аграрной экономике КНДР, перенеся акцент на оказание преимущественно технического содействия вместе с продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО ООН).

С 2013 г. ФАО реализует 9 инвестиционных проектов по Программе развития и восстановления экономики КНДР в объеме 10,2 млн долл. США. К программе подключились Академия сельскохозяйственных наук КНДР и страны ЕС: Италия, Швеция, Норвегия, Голландия [3].

ФАО ООН осуществила строительство в КНДР крупного животноводческого комплекса на площади 50 000 га и теплиц для овощей и фруктов.

ПРООН по Программе устойчивой энергетики с объемом инвестиций в 5 млн долл. США устанавливает биогазовые генераторы для производства биоудобрений путем использования отходов продукции животноводства (компост), снабжает КНДР солнечными батареями, ветряными установками малой мощностью в 300 Вт.

В программе ПРООН участвуют северокорейские научные центры Академия наук, Комитет по науке и технике, Комитет по изучению ветроэнергетики.

Огромные последствия стихийных бедствий (засухи, наводнений) в 2013-2014 гг. повлияли на сборы зерна; дефицит продовольственного зерна составил свыше 800 000 т. Потребовались еще дополнительные финансовые расходы не ниже 10 млн долл. США для ликвидации последствий стихийных бедствий [4].

Трудно решаемая проблема — это модернизация промышленного комплекса, созданного в период сотрудничества КНДР с СССР. На цели строительства и обновления промышленности Северная Корея получила от СССР кредиты на общую сумму в 11 млрд долл. США.

После распада Советского Союза КНДР неоднократно предлагала списать долг и возобновить новое строительство. Переговоры по этому вопросу длились годами, но проблема не решалась в рамках совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Наконец при Ким Чен Ыне в 2014 г. было заключено соглашение: 90% северокорейской задолженности Россия списывает, 10% зачтено в счет совместного участия в инвестиционных проектах. К ним, видимо, отнесено участие в инвестиционных проектах соединения Транскорейской железной дороги с БАМ и прокладка нефтепровода из России в РК через территорию КНДР [5].

В условиях острой нехватки инвестиций (собственных и заемных) для модернизации энергетики и отраслей промышленности КНДР усилила внимание к развитию добывающей промышленности. Геологической разведкой было выявлено, что в недрах КНДР содержится 20 млн т запасов редких металлов и минералов, их экспорт приносил раньше и сейчас доход в иностранной валюте.

Месторождения 300 видов редкоземельных минералов, которые считаются ценным стратегическим сырьем, были обнаружены в провинции Северная Пхенан и в других южных и северных регионах страны. К особо значимым относятся церий и неодим. Их используют в производстве полупроводников, компьютеров, автомобилей. Некоторые виды редкоземельных минералов находят применение в ракетостроении.

По оценке РК, стоимость освоения природных запасов редких металлов и минералов может доходить до 6,3 трлн долл. США, по американским данным — до 10,4 трлн долл. США [6].

Еще одной важной инициативой Ким Чен Ына стала поддержка новых технологий, которые будут использоваться в сельском хозяйстве и в малой энергетике: среди них «зеленые технологии», возобновляемые источники энергии. В 2014 г. в КНДР был создан Фонд по иссле-

дованию экологически чистых технологий за ^ счет бюджетных отчислений КНДР, денежных | переводов соотечественников, проживающих за ° рубежом, и частных пожертвований лиц, про- 2 явивших интерес к изучению использования ® «зеленых технологий» в Северной Корее [7]. ¡Е

В самой КНДР исследования по ветроэнер- т гетике начались еще в 1970-х гг., а в 2006 г. < был образован Госкомитет по ветроэнергетике, з налажено производство ветрогенераторов. Гос- ш комитет контактирует в работе с мировыми ^ исследовательскими центрами в Германии, Ис- ¡^ пании, Франции, Дании. ^

Технологический университет имени Ким ^ Чака в Пхеньяне завершил разработку видов генераторов для ветроэнергетических ^ установок мощностью 2,5 кВт. Они будут уста- < новлены в ряде районов на западном побережье страны и в провинции Канвондо.

В 2013 г. Президиум Верховного народного собрания КНДР принял закон «О возобновляемых источниках энергии и охране окружающей среды».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В годы правления КНДР Ким Чен Иром началась работа по организации свободных экономических зон.

Особые надежды возлагались на развитие свободной экономической зоны в городе Синыйд-жу, учитывая, что на соседний с ней г. Даньдун (Китай) приходилось 70% всей китайско-северокорейской торговли. Город Синыйджу предполагалось сделать специальной экономической зоной в 2002 г. Но после ареста назначенного Пхеньяном его главой китайского бизнесмена Ян Биня, обвиненного властями КНР в финансовых махинациях, развитие зоны Синыйджу приостановилось на 10 лет. СЭЗ Синыйджу оформилась в ноябре 2013 г. и получила статус международной экономической зоны [8].

Успешными оказались СЭЗ «Расон» (1991 г.) и Кэсонский промышленный парк (2002 г.), долгое время остававшийся примером результативного экономического сотрудничества между КНДР и Южной Кореей. В Кэсонском промышленном парке работали 124 южнокорейских предприятия, выпускавшие текстильные изделия, одежду, металлопродукцию, электромеханические, электронные и химические товары. Парк обеспечил работой 54 000 северокорей-цев. Однако в феврале 2016 г. после северокорейских ракетных запусков власти Южной Кореи приняли решение прекратить работу промпарка в Кэсоне.

Инвесторы пока не спешат принять участие в СЭЗ в силу наличия больших рисков, считая, что СЭЗ в Северной Корее не могут быть эффективными в нерыночных условиях, при неразвитой инфраструктуре, отсутствии закона о защите иностранных инвестиций.

Идя на риск, правительство СССР подписало Соглашение по защите инвестиций в 1996 г.,

g российское правительство его ратифицировало

1 в декабре 2005 г.

° Ким Чен Ын приступил к организации зон

2 международного туризма, используя опыт Вон-

CD

к санского туристического кластера, междуна-

н родного детского лагеря Сондонвон, междуна-

™ родного туризма в г. Кымгансан и на курорте

g Масиннён.

| 29 мая 2013 г. Верховное народное собра-

ш ние КНДР приняло Закон о СЭЗ, а 21 ноября

0 2013 г. Указ об организации новых 13 СЭЗ. с В Законе установлены льготные условия: раз-

3 решение на проведение валютных операций,

1 отмена пошлин на вывоз инвестиционного ка-

< питала, на импорт товаров, установлены пре-

v ференциальные налоговые тарифы. Зоны будут

<

организованы по следующим направлениям: туризм, высокие технологии, экспорт [9].

6 мая 2016 г. состоялся VII Съезд Трудовой партии Кореи (ТПК). На съезде Ким Чен Ын доложил об основных направлениях развития экономики. Съезд утвердил пятилетний план на 2016-2020 гг. В основные направления экономического развития КНДР вошли:

• энергетика, сельское хозяйство, легкая промышленность;

• дальнейшая перестройка государственной системы управления;

• местное самоуправление при опоре на собственные силы «Чучхе» [10].

В Северной Корее началось обновление методов хозяйственного управления в промышленности (ликвидирована так называемая Тэанская система работы), введены семейный подряд в сельском хозяйстве при сохранении кооперативов и другие инновации.

Главная задача в преобразованиях экономической структуры и методов хозяйствования при Ким Чен Ыне состоит в попытках ускорить развитие, перейти на современную инновационную модель, в том числе технологическое обновление военно-оборонительного комплекса.

КНДР идет по пути постепенного реформирования экономики в условиях санкций, отсутствия демократии, не отказываясь от военно-оборонительного щита и опоры на своих традиционных союзников КНР и Россию.

Литература

1. Тригубенко М. Е., Неелова Т. А. Северокорейская модель: от квазисоциализма к теневому капитализму // Модернизация внутренней и внешней политики КНДР и Республики Корея — ответ на вызовы XXI века. М.: Ин-т экономики РАН. 2013. С.56-61.

2. Официальный сайт ежедневной газеты КНДР «Но-дон синмун». URL: http://www.rodong.rep.kp/ko/.

3. По заявлению главы представительства ФАО в КНДР Билай Дерза Гага 15 мая 2013 г. // ТАСС. 2013. 15 мая.

4. Оценка главы представительства ФАО в КНДР Билай Дерза Гага 5 марта 2015 г. // ТАСС. 2015. 5 марта.

5. О ратификации Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством КНДР об урегулировании задолженности КНДР РФ, по предоставленным в период бывшего СССР кредитам: Федеральный закон № 88-83 от 5 мая 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http:/pravo.gov.ru/ 8080/page.aspx?101047 (дата обращения: 16.05.2018).

6. Официальный сайт Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО ООН). 2015. 5 марта. [Электронный ресурс]. URL: http://www. fao.org/home/ru.

7. Официальный сайт Центрального информационного агентства Кореи (ЦТАК). 2014. 5 декабря. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kcna.kp/.

8. Byrne L. North Korea reveals more economic zone plans // NK News.org. 2015. 17 December. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nknews.org/ 2015/12/north-korea-reveals-more-economic-zone-plans/.

9. О государственном бюджете КНДР на 2015 год: Доклад на 3-й сессии Верховного народного собрания // Сообщение ЦТАК КНДР. 2015. 4 сентября.

10. Yoojin Rhee. The 7th Congress and the prospects for North Korea's economy // NK News.org. 2016. 13 May.

References

1. Trigubenko M. E., Neyelova T. A. Severokoreyskaya model': ot kvazisotsializma k tenevomu kapitalizmu [The North Korean model: from quasi-socialism to shadow capitalism]. In: Modernizatsiya vnutrenney i vneshney politiki KNDR i Respubliki Koreya — otvet na vyzovy XXI veka [Modernization of domestic and foreign policy of the DPRK and the Republic of Korea — Meeting the challenges of the 21st century]. Moscow: RAS Institute of Economics, 2013, pp.56-61.

2. Official website of the The Rodong Sinmun. Available at: http://www.rodong.rep.kp/ko/.

3. According to the statement of the head of the FAO representation in the DPRK, Bilai Dersa Gaga of May 15, 2013. TASS. May 15, 2013. (in Russ.).

4. Assessment of the Head of the FAO Representation in the DPRK Bilai Dersa Gaga of March 5, 2015. TASS. March 05, 2015. (in Russ.).

5. On the ratification of the Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the DPRK on the settlement of the debts of the DPRK to the Russian Federation, on loans granted in the period of the former USSR. Federal Law No. 88-83 of May 5, 2014. Available at: http:/pravo.gov.ru/8080/page.aspx?101047. Accessed 16.05.2018. (in Russ.).

6. Official website of the UN FAO. Available at: http:// www.fao.org/home/ru.

7. Official of the Central News Agency of the DPRK (KCNA). Available at: http://www.kcna.kp/.

8. Byrne L. North Korea reveals more economic zone plans. NK News.org. December 17, 2015. Available at: https://www.nknews.org/2015/12/north-korea-reveals-more-economic-zone-plans/.

9. Report at the 3rd session of the Supreme People's Assembly "On the State Budget of the DPRK for 2015". Report of the DPRK KCNA. September 4, 2015.

10. The 7th Congress and the outlook for the economy of North Korea. NK News.org. May 13, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.