Научная статья на тему 'Перспективы реформирования северокорейской экономики'

Перспективы реформирования северокорейской экономики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
683
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНДР / ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА / САНКЦИИ / ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / РЕФОРМЫ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / DEMOCRATIC PEOPLE'S REPUBLIC OF KOREA / NUCLEAR PROBLEM / SANCTIONS / THE ECON-OMY / MANAGEMENT / REFORMS / FOREIGN TRADE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Толорая Георгий Давидович, Тригубенко Марина Евгеньевна, Яковлева Любовь Николаевна

В статье проанализированы изменения в экономической жизни КНДР при Ким Чен Ыне, унаследовавшим власть после смерти отца в декабре 2011 года. Целью статьи является оценка первых результатов во многом стихийных процессов и прогноз дальнейших шагов северокорейского руководства в качестве ответа на существующие вызовы. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: проанализировать предпосылки происходящих сегодня изменений, определить характер и глубину влияния нововведений на социально-экономическую систему страны, нащупать перспективные тенденции в реформировании северокорейской экономики. Результаты исследования свидетельствуют о смещении акцента с развития преимущественно военной сферы на поиски источников экономического роста и повышение благосостояния населения путем расширения сферы применения рыночных механизмов. Для высвобождения необходимых ресурсов и одновременного повышения обороноспособности страны северокорейское руководство сделало выбор в пользу параллельного развития экономики и ядерных сил. Несмотря на ужесточение санкций в 2016 году стране удалось сохранить экономическую стабильность в основном за счет продолжения активной торговли с Китаем, который также служит основным источником необходимого местным производителям оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF REFORMING NORTH KOREAN ECONOMY

The manuscript analyzes the changes in the economic life in the Democratic People’s Republic of Korea under the leadership of Kim Jong-Un who has inherited power after his fa-ther’s death in December 2011. The goal of the manuscript is an evaluation of the first results in many ways spontaneous processes and a forecast of further steps of the North Korean leadership as a response to the existing challenges. In order to achieve this goal, the following tasks have been set forward: to analyze the prerequisites of the changes that are happening today; determine the character and depth of impacts of innovations for the social-economic system of the country; discover the promising tendencies in reforming the North Korean economy. The results of the study evidence the transition of the stress from development of primarily military field to looking for sources of economic growth and improving the welfare of population through expanding the area of application of market mechanisms. In order to release the necessary resources and, at the same time, improve the defensive ability of the country, the North Korean leadership made a choice towards a parallel development of the economy and the nuclear powers. Despite the tough-ening of the sanctions in 2016, the country managed to preserve the economic stability mostly due to continuing having active trade with China that is also the main source for the necessary equipment for local producers.

Текст научной работы на тему «Перспективы реформирования северокорейской экономики»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

ТОЛОРАЯ ГЕОРГИИ ДАВИДОВИЧ

дд.э.н., профессор ФГБУН «Институт экономики» РАН, руководитель Центра российской стратегии в Азии,

e-mail: rusmirasaf@yandex.ru

ТРИГУБЕНКО МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА

к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт экономики»

РАН, e-mail: trigubenkom@mail.ru

ЯКОВЛЕВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА

младший научный сотрудник ФГБУН «Институт экономики»

РАН, e-mail: miyo2008@yandex.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СЕВЕРОКОРЕЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье проанализированы изменения в экономической жизни КНДР при Ким Чен Ыне, унаследовавшим власть после смерти отца в декабре 2011 года. Целью статьи является оценка первых результатов во многом стихийных процессов и прогноз дальнейших шагов северокорейского руководства в качестве ответа на существующие вызовы. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: проанализировать предпосылки происходящих сегодня изменений, определить характер и глубину влияния нововведений на социально-экономическую систему страны, нащупать перспективные тенденции в реформировании северокорейской экономики. Результаты исследования свидетельствуют о смещении акцента с развития преимущественно военной сферы на поиски источников экономического роста и повышение благосостояния населения путем расширения сферы применения рыночных механизмов. Для высвобождения необходимых ресурсов и одновременного повышения обороноспособности страны северокорейское руководство сделало выбор в пользу параллельного развития экономики и ядерных сил. Несмотря на ужесточение санкций в 2016 году стране удалось сохранить экономическую стабильность в основном за счет продолжения активной торговли с Китаем, который также служит основным источником необходимого местным производителям оборудования.

Ключевые слова: КНДР, ядерная проблема, санкции, экономика, управление, реформы, внешняя торговля.

TOLORAYA GEORGIY DAVIDOVICH

Doctor of Economic Sciences, Professor of FSBIS "Institute of Economics" of the RAS,

Head of the Center of Russian Strategy in Asia, e-mail: rusmirasaf@yandex.ru

TRIGOOBENKO MARINA EVGENIEVNA

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chief Research Associate of FSBIS "Institute of Economics" of the RAS, e-mail: trigubenkom@mail.ru

YAKOVLEVA LYUBOVNIKOLAEVNA

Junior Research Associate of FSBIS "Institute of Economics" of the RAS,

e-mail: miyo2008@yandex.ru

PROSPECTS OF REFORMING NORTH KOREAN ECONOMY

Abstract. The manuscript analyzes the changes in the economic life in the Democratic People s Republic of Korea under the leadership of Kim Jong-Un who has inherited power after his father's death in December 2011. The goal of the manuscript is an evaluation of the first results in many ways spontaneous processes and a forecast of further steps of the North Korean leadership

as a response to the existing challenges. In order to achieve this goal, the following tasks have been set forward: to analyze the prerequisites of the changes that are happening today; determine the character and depth of impacts of innovations for the social-economic system of the country; discover the promising tendencies in reforming the North Korean economy. The results of the study evidence the transition of the stress from development of primarily military field to looking for sources of economic growth and improving the welfare of population through expanding the area of application of market mechanisms. In order to release the necessary resources and, at the same time, improve the defensive ability of the country, the North Korean leadership made a choice towards a parallel development of the economy and the nuclear powers. Despite the toughening of the sanctions in 2016, the country managed to preserve the economic stability mostly due to continuing having active trade with China that is also the main source for the necessary equipment for local producers.

Keywords: the Democratic People s Republic of Korea, the nuclear problem, sanctions, the economy, management, reforms, foreign trade.

Первые попытки преобразований в КНДР совпали со временем распада СССР и усилением изоляции страны на международной арене. Эти факторы вместе с беспрецедентными стихийными бедствиями привели к стремительному ухудшению экономической ситуации вплоть до массового голода. В этих условиях северокорейское руководство было вынуждено закрыть глаза на зачатки рыночных отношений на низовом уровне и активнее искать новые источники дохода парализованной экономики. Однако при Ким Чен Ире новая концепция развития так и не была выработана.

После его смерти в декабре 2011 года власть перешла к его младшему сыну Ким Чен Ыну. Новый лидер продемонстрировал понимание необходимости перемен, в том числе нового баланса между военным и гражданским секторами экономики. В марте 2013 года был провозглашен новый курс на параллельное развитие ядерных сил и экономического строительства. Он предполагает укрепление оборонных возможностей страны, прежде всего за счет ядерных сил сдерживания. Их развитие на современном этапе требует меньше средств по сравнению с традиционными вооружениями и оценивается в 2-3 % ВНП. Это позволит направить больше ресурсов на развитие экономики и социальной сферы. Новый курс значительно отличается от политики приоритета армии, проводимой при Ким Чен Ире, и продолжает начатую еще при деде нынешнего руководителя линию на параллельное экономическое и оборонное строительство.

Несмотря на короткий период пребывания у власти Ким Чен Ын инициировал изменения во многих сферах.

1.1. «Меры 28 июня» (2012 год) в сельском хозяйстве

Они ознаменовали начало постепенного демонтажа изжившей себя системы госхозов, основанных на принудительном труде и личной незаинтересованности. Преобразования начались с поисков решения основной проблемы в стране — продовольственного дефицита, для преодоления которого требуется повышение эффективности сельского хозяйства. Со второй половины 2012 года ряд сельхозкооперативов получили право после сдачи урожая оставшиеся сельхозпродукты реализовывать на рынках по свободным ценам и самостоятельно закупать недополученные по каналам централизованного снабжения удобрения, химикаты и топливо.

Внедряются новые формы землевладения, т. н. бригадный подряд, при котором семья (одно производственное звено) получала 40 % урожая, выращенного с одной сотки сельхозземли. Некрупные земельные участки величиной 3 сотки переданы в пользование сельхозбригадам. Установлен минимальный размер производственного звена — 4-5 человек, фактически это одна семья. Уточнено соотношение сдаваемой государству и реализуемой самостоятельно сельхозпродукции в эквиваленте 6:4. Ким Чен Ын впервые призвал к самообеспечению продовольствием в своем послании участникам общереспубликанской конференции сельских бригад в 2012 году. Сельское хозяйство было объявлено им приоритетным направлением развития экономики [1].

Новую систему участия крестьян в получении части урожая для своих нужд он поддержал,

выступив перед участниками Всереспубликанского слета бригадиров сельхозкооперативов в феврале 2014 года, заявив, что «руководители бригад должны стать не только проводниками политики партии, но и проявлять большую самостоятельность в принятии решений. Семьи, в пользовании которых в течение длительного времени находится земельный участок, несут за него ответственность».

Но пока нововведения в землепользовании не могут заменить иностранную продовольственную помощь. По данным Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП ООН), в 2014 году КНДР получила 20 % от заявленных ранее дотаций доноров, что не может обеспечить минимальную продовольственную норму (600 граммов в день по международным стандартам). Реально население по карточкам получало 420 граммов зерна на человека1, несмотря на солидный список стран-доноров продовольствия по линии ВПП, в число которых входят Австралия, Китай, Южная Корея, Кувейт, Лихтенштейн, Люксембург.

В последние годы несколько изменился подход международных организаций к гуманитарной помощи КНДР: акцент был перенесен с продовольственной на технологическую помощь.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) реализует в КНДР девять инвестпроектов по программе развития и восстановления аграрной экономики Северной Кореи на 10,2 млн долл. США. В этой программе участвуют Академия сельскохозяйственных наук КНДР, а также западноевропейские страны: Италия, Швеция, Норвегия, Голландия [2].

ФАО осуществляет строительство крупного животноводческого комплекса на площади 50 тыс. га и теплиц для овощей и фруктов.

Технологическую помощь в сельском хозяйстве для развития энергетики оказывает ПРО-ОН — Программа развития по проекту Устойчивой энергетики в сельских районах КНДР с объявленным объемом инвестиций 5 млн долл. США. ПРООН внедряет в некоторых районах биогазовые установки двойного назначения для производства биоудобрений, используя отходы продукции животноводства (компост), земледелия и пищевой промышленности, и пищевых добавок.

ПРООН снабжает КНДР некрупными солнечными обогревателями, ветроустановками для производства электроэнергии мощностью 300 ватт, солнечными насосными станциями. В программе ПРООН принимают также участие Академия наук КНДР, Комитет по науке и технике, Комитет по изучению ветроэнергетики [3]. Деятельность ФАО и ПРООН стимулирует научные коллективы КНДР на овладение мировыми научно-техническими достижениями и их практическое внедрение, что не менее важно, чем зарубежная продовольственная помощь.

Западные эксперты ФАО отметили результативность мер по стимулированию сельского хозяйства и применению технологических инноваций. В 2013 и 2014 годах в сельском хозяйстве Северной Кореи наблюдалось увеличение урожая риса, несмотря на стихийные бедствия (жару и засуху), особенно разрушительные в 2014 году.

Нехватка продовольствия оценивалась в 2014 году в 818 тыс. т зерна. Чтобы сохранить динамику развития сельского хозяйства, по оценке ФАО, необходимо вложить в эту отрасль 10 млн долл. инвестиций, что в условиях южнокорейских санкций и собственных экономических трудностей в странах ЕС сейчас маловероятно [4]. Поэтому аграрные инновации при Ким Чен Ыне могут дать зримый эффект только в комплексе реформ по преодолению экономического кризиса и перехода к рыночным отношениям.

1.2. Инновации в управлении госпредприятиями в промышленности

Еще Ким Чен Ир в последние годы жизни обратил внимание на неэффективность так называемой Тэанской системы управления промышленностью, которая создавалась Ким Ир Сеном под влиянием китайских экспериментов периода культурной революции. Суть Тэанской системы состояла в том, что все функции руководства предприятием были переданы от директора и его корпуса управленцев к парткому. Действовала система изъятия всей прибыли. Социальные нужды работников обеспечивала карточная система. Нельзя не вспомнить опыт СССР периода Второй мировой войны с жестокой эксплуатацией труда и карточной системой распределения продовольствия в городах. Но это были военные годы, и работа строилась на энту-

1 По заявлению исполняющего директора ВПП ООН госпожи Эртарин Казин.

зиазме и патриотизме советского народа на фронте и в тылу. Безусловно, на воспроизводство советских методов в КНДР повлияла экономическая блокада КНДР со стороны Запада, ее собственный экономический кризис, начавшийся с середины 1960-х годов XX века.

В 2014 году было объявлено о т. н. «мерах 30 мая». Они расширили круг предприятий, руководители которых получили право самостоятельно организовывать работу: по своему усмотрению приобретать комплектующие и материалы, заключать договоры с проектными организациями, решать кадровые вопросы, в том числе определять заработную плату, и подбирать покупателей продукции как внутри страны, так и за рубежом. Система коллективной ответственности парткомов была заменена на индивидуальную ответственность директора.

1.3. Планы развития и модернизации отраслей промышленности

Модернизировать планируется прежде всего гидроэнергетику, машиностроение и металлургию. Созданные в советский период предприятия машиностроения сейчас работают в основном на военную экономику, другие предприятия отрасли находятся в кризисе или уже обанкротились.

Для реконструкции намечен Завод общего машиностроения 18 января. Технологическая модернизация завода будет состоять в установке оборудования с числовым программным управлением для его перевода на автоматический режим работы. Одновременно будет введена западноевропейская система соцобеспечения занятых на производстве, включая общежитие, спорткомплекс, ясли и детский сад [5].

Ядро черной металлургии КНДР ранее составляли шесть предприятий. В первую очередь, это Металлургический комбинат им. Ким Чака в городе Чондин, имевший полный производственный цикл и выпускавший чугун, сталь, кокс и стальной прокат, завод Хванхэ, Сонджин-ский сталелитейный завод, Кансонское сталелительное объединение, Пуренский завод ферросплавов и Завод 13 апреля.

Власти КНДР неоднократно обращались к России с просьбой принять участие в восстановлении и модернизации этих и других предприятий промышленности. Россия не возражала против возобновления технического содействия, но уже на условиях оплаты услуг северокорейской стороной. Об этом говорилось на заседаниях совместной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Россия не в состоянии обеспечить поставки запчастей на корейские предприятия, построенные задолго до распада СССР, так как советские заводы закрыты, перепрофилированы или выпускают более современное оборудование. Кроме того, например, станки поступали в КНДР не только из России, но и из других республик, ранее входивших в состав СССР, включая Украину и Белоруссию. В связи с этим нужны поиски новых форм для осуществления модернизации северокорейских предприятий, но проблема касается платежеспособности КНДР [6].

В условиях острой нехватки собственных инвестиций и отсутствия внешних спонсоров, желающих принять участие в модернизации отечественной металлургии и машиностроения, руководство КНДР усилило внимание к добывающей промышленности — основному экспортному ресурсу страны. Геологической разведкой выявлено, что в недрах КНДР содержится около 20 млн т запасов редких металлов и минералов, их экспорт может приносить стране стабильный доход в иностранной валюте.

Месторождения редкоземельных минералов, которые считаются ценным стратегическим сырьем, обнаружены в провинции Северная Пхенан и в других южных и северных регионах страны. К особо значимым относятся церий и неодим. Их используют в производстве полупроводников, компьютеров, автомобилей. Некоторые виды редкоземельных элементов находят применение в ракетостроении.

Для освоения представляют интерес 300 видов редкоземельных минералов. По данным РК, запасы редкоземельных минералов могут быть оценены в 6,3 трлн долл. Эксперты США дают боле высокую оценку в 10,4 трлн долл [7].

1.4. Инновации в научно-исследовательской деятельности

В последнее время северокорейское руководство все чаще делает акцент на научно-технологическом развитии как основе экономического роста и повышения уровня жизни насе-

ления. Приоритет отдается технологиям, которые необходимы для решения наиболее острых вопросов (продовольствие, энергетика), и тем секторам, которые требует меньше вложений, но могут иметь больший экономический эффект, например, ИКТ. Сегодня в КНДР рассматривается возможность отказа от дальнейших попыток модернизации устаревших промышленных предприятий и концентрации усилий на создании научно-технологической базы для перехода к экономике знаний.

В аграрной экономике повышенное внимание уделяется «зеленым» технологиям, возобновляемым источникам энергии, производству органически чистых продуктов. В 2014 году был создан Фонд по исследованию экологически чистых технологий [5]. Его капитал планируется пополнять за счет государственных средств, денежных переводов от соотечественников, проживающих за рубежом, и иностранцев, проявляющих научный интерес к развитию «зеленых» технологий в Северной Корее. Руководство фонда планирует публиковать ежегодные отчеты, наладить кооперационные связи с неправительственными организациями и частными лицами, проживающими в других странах и регионах.

В КНДР уже накоплен некоторый опыт в области возобновляемых источников энергии. Исследования по ветроэнергетике начались еще в 1970-х годах. В 2006 году был образован госкомитет по ветроэнергетике, налажено производство ветрогенераторов. Госкомитет контактирует с мировыми исследовательскими центрами, в т. ч. в Германии, Испании, Франции, Дании. Сотрудничество в этой области идет по линии ПРООН.

Эксперты технологического университета имени Ким Чака в Пхеньяне завершили разработку десяти видов генераторов для ветроэнергетических установок мощностью до 2,5 кВт. Они будут установлены в ряде районов на западном побережье страны, а также в долине Сепхо в юго-восточной провинции Канвондо.

В 2013 году Президиум Верховного народного собрания одобрил закон о возобновляемых источниках энергии, состоящий из 46 статей. В документе подчеркивается, что северокорейское правительство будет «последовательно принимать меры для развития экономики и охраны окружающей среды», в связи с чем большое внимание сейчас уделяется изучению других альтернативных источников энергии.

Из возобновляемых источников энергии приоритет отдан, кроме ветроэнергетики, солнечной и геотермальной энергетике. В 2014 году на базе Академии наук начал работать Институт природной энергетики.

1.5. Реформирование социальной сферы

В результате нехватки средств у государства наметился переход к платному медобслужива-нию и лекарствам (исключая сложные операции в больницах, которые по-прежнему будут проводиться бесплатно), а также образованию (?).

Инновации в экономическом управлении не коснулись государственной системы контроля со стороны правоохранительных органов. Об этом свидетельствуют опубликованные в печати директивы «О защите секретов» и «О более эффективном виртуальном наблюдении», что объяснялось якобы борьбой со взятками и коррупцией [8].

1.6. Организация специальных экономических зон

К наиболее значимым инициативам в экономической политике нового северокорейского лидера относятся проекты по организации специальных экономических зон.

В целях преодоления экономических трудностей власти КНДР уделяют растущее внимание привлечению иностранных инвестиций. Начальным шагом на этом пути стало создание совместных предприятий (СП) (первые законы на этот счет были приняты еще в 1984 году). Сегодня предприниматели из других стран могут вести бизнес в Северной Корее, создавая корпоративные организации, зарегистрированные в качестве юридических лиц на территории КНДР. Местные законы позволяют иностранцам открывать совместные предприятия, где одна из сторон — государственное учреждение, предприятие или организация КНДР, или предприятия, полностью принадлежащие иностранному капиталу. Иностранным компаниям разрешено открывать представительства в КНДР. В роли инвесторов могут выступать и физические лица.

В последнее время особое внимание уделяется созданию СП в специальных экономических зонах (СЭЗ), которые и должны в основном привлекать иностранные инвестиции в страну. В связи с этим на их территории предусматриваются более выгодные условия для инвесторов: разрешено валютное денежное обращение, отменены пошлины на вывоз капитала, ввоз и вывоз необходимых для производства и производимых в зоне товаров, установлены преференциальные налоговые тарифы. Постепенно совершенствуется регулирующее данную сферу законодательство. Так, 29 мая 2013 года принят закон о СЭЗ, предполагающий создание зон промышленного, сельскохозяйственного, туристического, экспортного и высокотехнологического развития, а также возможность организации других типов зон экономического развития. Инвестиции могут осуществляться юридическими и физическими лицами, в том числе проживающими за рубежом соотечественниками, или экономическими организациями других стран. Особенно поощряются инвестиции в инфраструктуру, внедрение передовых технологий и производство конкурентоспособных на мировом рынке товаров.

По северокорейским оценкам, ожидаемый рост доходов от СЭЗ в 2015 году должен был составить 3,6 % против 5,1 % в 2014 году [9].

В КНДР декларировано создание 24 СЭЗ. Первыми появились торгово-экономическая зона «Расон» (1991 год), Кэсонская промышленная зона (2002 год) и экономическая зона на островах Хвангымпхен и Вихва (2010 год) 21 ноября 2013 года. Президиум ВНС КНДР издал указ о создании 13 зон экономического развития в семи провинциях и городе центрального подчинения Нампхо, а также специальной экономической зоны «Синыйджу». Затем, 23 июля 2014 года, было объявлено о создании еще шести зон экономического развития в Пхеньяне, Нампхо и провинциях Южная Хванхэ, Южная и Северная Пхенан. Специальная экономическая зона «Синыйджу» была переименована в международную экономическую зону.

Наиболее успешными оказались СЭЗ «Расон» и Кэсонская промышленная зона, долгое время остававшаяся единственным примером результативного экономического сотрудничества между КНДР и Южной Кореей (в ней работали 124 южнокорейских предприятия, выпускавшие текстильные изделия, одежду, металлическую продукцию, электромеханические, электронные и химические товары и обеспечивавшие рабочие места для 54 тыс. северокорейцев). Однако в феврале 2016 года, после северокорейского ракетного запуска, власти Южной Кореи приняли решение прекратить работу промпарка в Кэсоне.

Определенные надежды возлагались на развитие экономической зоны в городе Синыйджу, учитывая, что на соседний с ней г. Даньдун (Китай) приходится более 70 % китайско-северокорейской торговли. Синыйджу предполагалось сделать экономической зоной с 2002 года. Тогда он был выделен в специальный экономический район, но после ареста назначенного Пхеньяном его главой китайского бизнесмена Ян Биня, обвиненного властями КНР в финансовых махинациях, развитие приостановилось на несколько лет. СЭЗ была создана лишь в ноябре 2013 года и позже получила статус международной экономической зоны [10].

Новые СЭЗ требуют большой работы и крупных вложений, прежде чем можно будет говорить об их полноценном и стабильном функционировании.

Достаточно успешными могли бы быть (если бы не санкции) туристические зоны в связи с ростом в последние годы количества туристов в КНДР. По информации Korea International Travel Company, одной из специализированных северокорейских организаций, занимающихся привлечением иностранных туристов в КНДР и их обслуживанием, ежегодно страну посещают порядка 10-80 тыс. туристов только из Китая, при этом растет количество туристов и из других стран2. В частности, синергетического эффекта способен достигнуть Вонсанский туристический кластер (г. Вонсан с международным детским лагерем Сондовон и горнолыжным курортом Масиннен; уезд Тхончхон, на побережье Японского моря; горы Кымгансан).

Многие иностранные специалисты высказывают опасения, что СЭЗ не могут функционировать в нерыночной экономике. Однако по сути специальные зоны представляют собой одни из первых шагов на пути преобразований. Без современных экономических институтов в КНДР быстрый переход к рыночной экономике затруднителен и может иметь опасные социальные и политические последствия. Вместе с тем, вероятно, не стоит распылять ресурсы, а следует

2 По данным Государственного главного управления туризма КНДР, из России в Пхеньян ежегодно прибывает около 300 туристов, а на пляжный отдых — до 1 тыс. человек.

сконцентрировать усилия на реализации одного или нескольких успешных проектов.

Развитие «открытого сектора» осложняется неразвитостью инфраструктуры и законодательства, международными санкциями и высокими политическими рисками. Пока при постепенном законодательном закреплении прав иностранных инвесторов реальные гарантии им отсутствуют. КНДР не имеет соглашений о защите инвестиций со многими странами. С Россией соответствующее соглашение было подписано в ноябре 1996 года и ратифицировано в декабре 2005 года. В КНДР существуют перспективные для иностранного бизнеса сферы, есть примеры успешного функционирования СП. Северокорейские СЭЗ, расположенные на восточном побережье, представляют особый интерес и для потенциальных российских инвесторов.

1.7. Планы развития международного туризма

В КНДР традиционные туристические маршруты проходят по местам «революционной славы». В основном они связаны с деятельностью Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. По случаю дня рождения «великого вождя» Ким Ир Сена 15 апреля и «великого полководца» Ким Чен Ира 16 февраля устраиваются походы на гору Пэктусан, где начал партизанскую борьбу Ким Ир Сен, и к домику в партизанском лагере, расположенном на той же горе, где, согласно северокорейской историографии, родился Ким Чен Ир. Демилитаризованная зона между Севером и Югом объявлена туристическим объектом. Однако все перемещения туристов по столице и всей стране возможны только в сопровождении гидов.

В целях привлечения зарубежных туристов в мае 2013 года в Сингапуре было арендовано судно «Royale Star» для перевозки пассажиров из порта Раджин в торгово-экономической зоне «Расон» на курорты в горах Кымгансан.

Большинство туристов по-прежнему прибывают из Китая (более 10 тыс. человек ежегодно). В 2014 году был открыт велосипедный маршрут из Яньбань — Корейского автономного округа (приграничной китайской провинции Цзилинь) — и запущен туристический поезд из Китая в Пхеньян и Кэсон.

В последние годы участились поездки жителей российского Дальнего Востока в Северную Корею. Но пока рост количества туристов сдерживают плохая транспортная инфраструктура и закрытость части северокорейских районов для посещения иностранцами.

По данным СМИ КНДР, страну в 2014 году посетили туристы из 50 стран и регионов [11].

В 2014 году правительство КНДР объявило о превращении горного курорта Кымгансан в особую международную курортную зону, разрешило иностранным фирмам арендовать здесь участки земли и предоставило им налоговые льготы. Позже в том же году вышел указ Верховного народного собрания о создании туристического кластера Вонсан-Кымгансан, который объединяет горнолыжный комплекс Масиннен, международный детский оздоровительный лагерь Сондовон, курорты порта Вонсан на восточном побережье с курортной зоной Кым-гансан [12].

В программы развития туризма был включен альпинизм в горах Мехянсан и Кымгансан. Этот вид туризма привлекателен для западноевропейцев, включая жителей Швейцарии, Германии, Норвегии, Бельгии, Англии.

Иностранных туристов также привлекают традиционные фестивали и спортивные соревнования, например, уже несколько лет проводятся международные соревнования по гольфу.

Планы развития туризма сопровождаются созданием необходимых объектов инфраструктуры. В стране реконструируются старые гостиницы и строятся новые комфортабельные отели. Среди них — отели «Маджон», «Коре», «Янгакто» и «Хянгсан». Расплачиваться в них можно американскими долларами, евро, китайскими юанями. В отеле «Янгакто», расположенном на берегу реки Тэдонган в Пхеньяне, работает казино. Улучшается уровень обслуживания, расширяется штат гидов-переводчиков. Большое внимание уделяется переоборудованию пляжей на курортах Желтого и Японского морей.

1.8. VII съезд Трудовой партии Кореи (ТПК)

На состоявшемся 6 мая 2016 года VII съезде ТПК, первым за последние 36 лет, руководство КНДР не объявило о смене генеральной линии на завершение «дела строительства социа-

лизма» и не признало сформировавшуюся за последние 20 лет новую экономическую реальность. Тем не менее анализ сделанных на партийном съезде заявлений Ким Чен Ына позволяет предположить, что северокорейские власти намерены продолжать осторожные преобразования.

В своем докладе [13] Ким Чен Ын признал наличие экономических проблем и представил основные контуры экономического развития на 2016-2020 годы. Было объявлено о принятии (в переводе) «пятилетнего экономического плана» без уточнения основных макроэкономических показателей. На деле речь идет о «стратегии» развития, составленной на основе ранее опробованных годовых стратегий развития отдельных отраслей (энергетика, сельское и лесное хозяйство, инновации). Она касается ключевых направлений госсектора и основана на индикативных показателях.

В декларированном курсе можно выделить три основных направления. Первое затрагивает расширение сферы применения «нашего метода управления экономикой», то есть метода, при котором рыночные механизмы используются в качестве дополнительных в рамках плановой экономики. Речь идет о нововведениях, предпринимаемых руководством страны в сельском хозяйстве и промышленности с 2012 года.

Выступая на съезде, Ким Чен Ын подтвердил намерение дальнейшего внедрения введенной при нем системы «ответственности социалистических предприятий» (аналог хозрасчета в СССР). Он призвал «обеспечить все необходимые условия для того, чтобы предприятия могли беспрепятственно использовать предоставленные им права в сфере управления» [13].

Очевидно, эти права могут быть достаточно широкими, в том числе в финансовой деятельности, возможно, даже с привлечением «теневого» частного капитала. Эти меры, вероятно, призваны заставить сформировавшийся класс обеспеченных северокорейцев вкладывать имеющиеся средства в работу предприятий, переводимых на самофинансирование.

Вторым основным направлением стратегии является развитие ключевых отраслей промышленности, прежде всего энергетики, сельского хозяйства и легкой промышленности.

В последние годы значительные усилия были предприняты для строительства новых электростанций и модернизации генераторных установок. Несмотря на это, проблема обеспечения электроэнергией, особенно за пределами Пхеньяна, сохраняется, в связи с чем ее решение было названо обязательным условием для выполнения пятилетней стратегии, а также определены конкретные задачи в этом направлении: модернизация имеющихся мощностей по выработке электроэнергии, повышение эффективности работы оборудования, восстановление сети электропередач, сокращение потерь при передаче электричества, а также развитие мощностей, использующих альтернативные источники энергии — энергию воды, солнца, приливов-отливов, ветра [14]. Особенно популярны в КНДР стали солнечные батареи.

В сельском хозяйстве и легкой промышленности (особенно пищевой и текстильной) в последние годы также были реализованы некоторые меры по развитию производственных мощностей. В частности, обращает на себя внимание появление в розничной сети КНДР массы полуфабрикатов и готовых продуктов местного производства (взамен ранее доминировавших китайских), что свидетельствует о достаточно успешном развитии пищевой промышленности на основе импортозамещения. Выступая на съезде, лидер КНДР отметил необходимость автоматизации фабрик и механизации сельского хозяйства (поставлена задача достичь 60-70 % уровня).

В ходе съезда Ким Чен Ын назвал цели и задачи для горнодобывающей и металлургической промышленности, развития сети железнодорожных перевозок, строительства. Следует отметить, что строительный комплекс КНДР является весьма мощным. Он основан на мобилизационном привлечении дешевых (часто бесплатных) трудовых ресурсов и в последние годы обеспечил значительный объем прироста ВВП — только в Пхеньяне сооружено несколько жилых микрорайонов на несколько десятков (если не сотен) тысяч квартир, объекты монументального и общественного характера, электростанции, дороги и другие инфраструктурные объекты. Фактически строительный комплекс выступает мотором формирования спроса на промышленную продукцию других отраслей тяжелой промышленности.

Третье направление стратегии касается укрепления управления хозяйственной деятельностью на местах в сельскохозяйственных районах — Ким Чен Ын призвал «организовать веде-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, №9, 2016

ние хозяйственной деятельности своими силами» [13], учитывать местные особенности при ее осуществлении, а также использовать произведенную продукцию для обеспечения самодостаточности.

По мнению некоторых экспертов [15], на попытки перехода к региональному планированию указывает и создание 23 специальных зон экономического развития, призванных способствовать привлечению иностранных инвестиций и повышению экономического благосостояния тех районов, в которых они находятся.

Специальные зоны экономического развития не остались без внимания в ходе выступления Ким Чен Ына. Он призвал продолжать прилагать усилия для создания благоприятных инвестиционных условий, использовать практику совместных предприятий, а также увеличить объем внешней торговли [16], резко сократившейся в начале этого года в результате введенных против КНДР санкций и прекращения работы Кэсонского промышленного комплекса

[17].

Значительная часть доклада Ким Чен Ына была посвящена важности научно-технологического развития, объявленного «первостепенной задачей». В частности, вновь было заявлено о необходимости развития информационных, нано- и биотехнологий, а также космической отрасли, производства и запуска новых спутников. Особое внимание уделено ИКТ — возможно, они мыслятся в качестве международной специализации КНДР. Отдельно была упомянута задача развития человеческого потенциала, подготовки научно-технических кадров.

Несмотря на то, что представленная стратегия ставит цели и задачи для всех основных секторов экономики, она не предусматривает способов их достижения и выполнения.

В реализации поставленных задач экономического развития центральная роль отводится Кабинету министров, который назван «экономическим командным центром государства». Ким Чен Ын подчеркнул, что экономическое развитие должно осуществляться «на основе концентрации полномочий у правительства» и под его общим руководством. В этом заключается главное отличие новой стратегии социально-экономического развития от прошлой практики, когда управление экономикой осуществляли соперничающие бюрократические кланы с центральной ролью военных.

Выводы

За время пребывания у власти Ким Чен Ына зародившиеся в 90-е годы прошлого века процессы «маркетизации» значительно углубились. Сегодня руководство страны не просто мирится с их существованием, но постепенно расширяет сферу их применения и видит в них главный источник экономического роста, хотя и не признает официально.

Ужесточение антисеверокорейских санкций СБ ООН и рядом стран в 2016 году вызвало опасение резкого ухудшения экономической ситуации в КНДР и, как следствие, замедления процессов «маркетизации» и усиления государственного контроля над хозяйственной деятельностью в условиях ограниченности ресурсов. Однако на сегодняшний день эти опасения не подтвердились. Ситуация в стране свидетельствует о сохранении экономической стабильности: курс северокорейской воны не изменился, активно идет торговля на внутреннем рынке, растет количество продуктов питания и товаров широкого потребления северокорейского производства и сектор услуг. Нет оснований ожидать репрессивных мер со стороны северокорейского руководства по отношению к негосударственному и «серому» (де-факто частному) сектору.

Вероятно, КНДР продолжит идти по пути создания государственно регулируемой рыночной экономики, и этот процесс будет сопровождаться возникновением все более влиятельных полугосударственных и даже негосударственных хозяйствующих субъектов.

Литература

1. Беседа представителя ПРООН в КНДР Зарас Такенова с корр. ИТАР-ТАСС // ИТАР-ТАСС. Пульс Планеты. АТР. 2014.20.02.

2. Доклад о госбюджете на 2015 г., представленный на 3-й сессии ВНС 13-го созыва 9 апреля 2015 г.

3. Интервью корр. ИТАР-ТАСС заместителя руководителя представительства ФАО в КНДР Билай Дерза Гага //ИТАР-ТАСС. Пульс Планеты. АТР. 2013.15.05.

4. Нодон Синмун, 2014.05.07

5.Нодон Синмун, 2014.07.02.

6. О состоянии металлургической промышленности КНДР // ИТАР-ТАСС. Пульс Планеты. АТР. 2014.04.02.

7. Оценка главы представительства ФАО в КНДР Билай Дерза Гага //ИТАР-ТАСС. 2015.05.03.

8. Пак Хеен Чжун. Новая система экономического управления. Основные особенности и проблемы // Korea Focus. 2013.30.12.

9. Сообщение ИТАР-ТАСС. Пульс Планеты. АТР. 2012.12.06.

10. Сообщение ЦТАК КНДР. 2014.14.05.

11. Указ Верховного народного собрания КНДР «О создании зоны международного туризма» // Нодон Синмун. 2014.19.06.

12. DPRK — China Trade in 2016 //North Korean Economy Watch, 25.05.2016. An electronic resource]. Access mode: http://www.nkeconwatch.com/category/statistics/trade-statistics/, free. Heading from the screen.

13. Government Statement regarding the Complete Shutdown of the Gaeseong Industrial Complex // Cheong Wa Dae, 11.02.2016 An electronic resource]. Access mode: http://english1.president.go.kr/activity/ briefing.php?srh[board_no]=21&srh[view_mode]=detail&srh[seq]=14173&srh[detail_no]=455, free. Heading from the screen.

14. An electronic resource]. Access mode: http://www.nknews.org/2015/12/north-korea-more-economic=zone-plans/, free. Heading from the screen.

15. Kim Jong Un Makes Report on Work of WPK Central Committee at Its 7th Congress //KCNA, 07. 05.2016. An electronic resource]. Access mode: http://www.kcna.kp/kcna.user.special.getArticlePage.kcmsf (кор), free. Heading from the screen.

16. Progress in North Korea's renewable energy production // NK Economy Watch, 15.02.2016. An electronic resource]. Access mode: http://www.nkeconwatch.com/category/energy/electricity/, free. Heading from the screen.

17. The Seventh Congress and the prospects for North Korea's economy// NK News, 13.05.2016 An electronic resource]. Access mode: https://www. nknews. org/2016/05/the-seventh-congress-and-the-prospects-for-north-koreas-economy/, free. Heading from the screen.

References:

1. Conversation of the representative of the UNDP in the DPRK, Saras Takenawa with the offset. ITAR-TASS/ ITAR-TASS. Pulse Of The Planet. The Asia Pacific region. 2014.20.02.

2. A report on the budget for 2015, presented at the 3rd session of the ANS of the 13th convocation, April 9, 2015

3. Offset Interview. ITAR-TASS Deputy head of the representative office of the FAO in the DPRK bili Derza Gaga //ITAR-TASS. Pulse Of The Planet. The Asia Pacific region. 2013.15.05.

4. Rodong Sinmun, 2014.05.07

5. Rodong Sinmun, 2014.07.02.

6. On the state of the steel industry of Korea // ITAR-TASS. Pulse Of The Planet. The Asia Pacific region. 2014.04.02.

7. The head of the mission of FAO in the DPRK bili Derza Gaga // ITAR-TASS. 2015.05.03.

8. Hein Park Jun. A new system of economic governance. The main features and problems // Korea focus. 2013.30.12.

9. ITAR-TASS reported. Pulse Of The Planet. The Asia Pacific region. 2012.12.06.

10. Republican party of North Korea. 2014.14.05.

11. The decree of the Supreme people's Assembly of the DPRK On the establishment of a zone of international tourism" Rodong Sinmun. 2014.19.06.

12. The DPRK — China in 2016 // North Korean economy watch 25.05.2016. Electronic resource]. Mode of access: http://www.nkeconwatch.com/category/statistics/trade-statistics/free. The title of the screen.

13. The announcement by the government to close the Kaesong industrial complex // the Cheong WA Dae, 11.02.2016 Electronic resource]. Mode of access: http://english1.president.go.kr/activity/briefing.php?srh [board_no]=21&srh[view_mode]=detail&srh[seq]=14173&srh[detail_no]=455free. The title of the screen.

14. Electronic resource]. Mode of access: http://www.nknews.org/2015/12/north-korea-more-economic=zone-plans/free. The title of the screen.

15. Kim Jong-UN makes a report on the work of the Central Committee of the WPK at its 7th Congress // KCNA 07. 05.2016. Electronic resource]. Mode of access: http://www.kcna.kp/ kcna.user.special.getArticlePage.kcmsf (KOR), free. The title of the screen.

16. Progress in North Korea for the production of renewable energy sources // NK economy watch 15.02.2016. Electronic resource]. Mode of access: http://www.nkeconwatch.com/category/energy/electricity/ free. The title of the screen.

17. The seventh Congress and the Outlook for the economy of North Korea// NK news 13.05.2016 Electronic resource]. Mode of access: https://www.nknews.org/2016/05/the-seventh-congress-and-the-prospects-for-north -koreas-economy/free. The title of the screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.