Научная статья на тему 'Экономическая стратегия КНДР после vii съезда Трудовой партии Кореи: выводы для россии'

Экономическая стратегия КНДР после vii съезда Трудовой партии Кореи: выводы для россии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНДР / DPRK / РОССИЯ / RUSSIA / КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / KOREAN PENINSULA / СЪЕЗД ТПК / ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН / FIVE-YEAR STRATEGY / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ECONOMIC REFORMS / ANNOUNCEMENTS MADE DURING THE 7TH CONGRESS OF THE WORKERS' PARTY OF KOREA (WPK) / WHICH WAS HELD THIS MAY / WPK CONGRESS / COOPERA-TION WITH RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толорая Г.Д., Яковлева Л.Н.

Декларациями, прозвучавшими на состоявшемся в мае с.г. VII съезде Трудовой пар-тии Кореи (ТПК), публично был подтвержден курс на строительство «социализма нашего образца». Однако реальная практика связана с расширением использования рыночных механизмов (без придания им официального статуса) в рамках существу-ющей командно-административной системы. Сегодня роль полугосударственного и негосударственного секторов в экономике решающая, и нет никаких признаков их свертывания. Похоже, что КНДР, в том числе в связи с потребностью в новых источ-никах экономического роста в условиях значительного ужесточения санкций, будет двигаться по пути государственно регулируемого рыночного хозяйства, несмотря на публичные заверения в верности социализму. России необходимо сохранить суще-ствующий уровень взаимодействия с Северной Кореей и проявлять больше внимания к происходящим в этой стране процессам, чтобы не упустить отвечающие россий-ским интересам возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

North Korea's economic strategy after the 7th Congress of the Workers' Party of Korea and conclusion to be drawn by Russia

Announcements made during the 7th congress of the Workers' Party of Korea (WPK), which was held this May, confirmed North Korea's line for ‘Socialism of our style'. However ex-isting practices imply the expansion of the market mechanisms (without acknowledging/legalizing them) in the planned economy. The quasi-state and private sectors have played crucial roles and there are no indications that they could be curtailed. North Korea is likely to advance the development of market forces regulated by the state because it needs some new sources of economic growth, especially after the sanctions have been considerably toughened regardless of the socialist rhetoric. Therefore, Russia should maintain the cur-rent level of cooperation with North Korea and pay more attention to the processes in this country not to miss the opportunities that meet its interests

Текст научной работы на тему «Экономическая стратегия КНДР после vii съезда Трудовой партии Кореи: выводы для россии»

Вестник Института экономики Российской академии наук

4/2016

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Г.Д. ТОЛОРАЯ

доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН, профессор кафедры Востоковедения МГИМО МИД России, руководитель Управления региональных программ Фонда «Русский мир», исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС

Л.Н. ЯКОВЛЕВА научный сотрудник Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КНДР ПОСЛЕ VII СЪЕЗДА ТРУДОВОЙ ПАРТИИ КОРЕИ: ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИИ

Декларациями, прозвучавшими на состоявшемся в мае с.г. VII съезде Трудовой партии Кореи (ТПК), публично был подтвержден курс на строительство «социализма нашего образца». Однако реальная практика связана с расширением использования рыночных механизмов (без придания им официального статуса) в рамках существующей командно-административной системы. Сегодня роль полугосударственного и негосударственного секторов в экономике - решающая, и нет никаких признаков их свертывания. Похоже, что КНДР, в том числе в связи с потребностью в новых источниках экономического роста в условиях значительного ужесточения санкций, будет двигаться по пути государственно регулируемого рыночного хозяйства, несмотря на публичные заверения в верности социализму. России необходимо сохранить существующий уровень взаимодействия с Северной Кореей и проявлять больше внимания к происходящим в этой стране процессам, чтобы не упустить отвечающие российским интересам возможности.

Ключевые слова: КНДР, Россия, Корейский полуостров, съезд ТПК, пятилетний план, экономические реформы, сотрудничество с Россией.

1БЬ: О53.

Состоявшийся в мае с.г. VII съезд Трудовой партии Кореи (ТПК) символизировал завершение консолидации власти Ким Чен Ына. В остальном внешне все осталось без изменений (правда, полное содержание состоявшейся на съезде дискуссии неизвестно). Глава Северной

Кореи подтвердил намерение следовать проводившемуся курсу экономического развития: ограниченное использование рыночных механизмов (без придания им официального статуса), призванных обеспечить экономический рост в рамках существующей командно-административной системы.

Такое следование канонам отразило всю противоречивость социально-экономического развития КНДР в последние годы. С момента падения мирового социализма и во многом вследствие прекращения помощи, в КНДР произошел распад планово-распределительный системы, ускорилась деиндустриализация, возникла новая экономическая реальность. Она характеризуется как новым характером производственных отношений, так и иной отраслевой и территориальной структурой.

«Трудный поход» 90-х годов и попытки преодоления

кризиса в начале 2000-х годов.

Распад социалистической системы и СССР, в результате чего КНДР лишилась поддержки и рынка соцстран, застал экономику страны, которая и так уже находилась в плачевном состоянии, врасплох, совершенно неготовой к таким кардинальным потрясениям. Ситуация усугубилась масштабными природными бедствиями, международными санкциями, введенными под предлогом ядерной программы [4]. Но главную роль сыграла неготовность руководства страны, опасавшегося ослабления контроля, предпринимать решительные действия хотя бы для предотвращения катастрофических гуманитарных последствий, не говоря уже о формировании полноценной социально-экономической программы по выходу страны из кризиса, чего многие ожидали от Ким Чен Ира после смены власти в 1994 г. Все это привело к так называемому трудному походу - массовому голоду, унесшему жизни нескольких сот тысяч человек, практически полной остановке госсектора, включая распределительную систему, что сопровождалось стихийной деиндустриализацией.

В этих условиях появились первые ростки рыночного хозяйства: получило развитие мелкотоварное производство, расцвели запрещенные до этого рынки (формально запрет на них сохраняется и сегодня), активизировалась челночная торговля с Китаем. По некоторым оценкам, уже в 1990-е годы в негосударственном секторе создавалось около половины ВВП. Власти в те годы ограничились тем, что закрыли глаза на это несоответствие между попытками населения выжить и идеологией, не препятствуя изменениям «снизу», но и не признавая реальности, в которой происходило стихийное развитие товарных отношений [2].

Несмотря на проявленный интерес к реформам, предпринятым в других странах соцлагеря, главным образом к китайской модели развития, призывы Пекина последовать его примеру остались не услышанными. Северокорейское руководство опасалось «чуждого» влияния и было решительно настроено противодействовать его проникновению. На VII съезде ТПК публично был подтвержден ранее раздававшийся лишь в кулуарах (чтобы не осложнить отношений с главным спонсором) тезис о том, что КНДР не будет следовать путем «реформ и открытости»1. Руководство КНДР успокаивает население и стремится обозначить свою «уникальную роль» в современном мире как «лидера дела социализма и самостоятельности»2.

В 1990-е годы основывавшаяся на плановой командно-административной системе экономика продолжала деградировать, а повседневная жизнь населения в связи с набирающими темп изменениями на микроуровне все больше расходилась с пропагандистскими заявлениями, несмотря на периодические доморощенные инициативы власти. Товарно-денежные отношения развивались совершенно стихийно, власти закрывали на это глаза или попустительствовали, что породило невиданную ранее коррупцию на низшем и среднем уровнях правоохранительных органов и номенклатуры [2].

Уже после острой фазы кризиса 90-х годов, когда сформировался класс «рыночников» и были налажены кооперационные связи мелкотоварного производства и обмена, были предприняты «государственные меры» (2002 г.) [1]. Формально они были призваны привести в соответствие уровень цен и заработную плату в госсекторе, а также повысить самостоятельность хозяйствующих субъектов на фоне нехватки средств у государства для того, чтобы хоть как-то поддерживать их. В соответствии с постановлением Кабинета министров КНДР, в июле 2002 г. зарплата госслужащим и работникам предприятий была повышена в 13 раз - до 6 тыс. вон, госцены - в 20-40 раз [3]. Правительство заявило, что новая система цен будет основываться на уровне издержек в производстве риса (в отличие от использующихся ранее цен на уголь и сталь - «по советскому образцу»), но цены останутся регулируемыми, а планирование будет восстановлено.

Эти половинчатые и непродуманные меры не могли привести к положительным результатам. Кроме того, они не предусматривали способов предотвращения спекуляций и инфляции - занимавший тогда пост председателя Госплана и автор реформ Пак Нам Ги заявил,

1 Opening Address at the Seventh Congress of the Workers' Party of Korea // KCNA. 06.05.2016. www.kcna.kp/kcna.user.special.getArticlePage.kcmsf.

2 «Превратим весь мир в самостоятельный» - Нодон синмун, 20.05.2016. www.rodong.

rep.kp.

что первые не свойственны северокорейскому народу, а в случае невозможности контролировать рост цен реформы будут свернуты3 .

Такой безответственный подход привел лишь к новым проблемам, вызвав гиперинфляцию, способствовал имущественному расслоению населения. Опасавшееся негативных последствий руководство КНДР свернуло реформы. Помимо социально-экономических причин отказ от реформ был вызван ухудшением внешнеполитической ситуации -усилением противостояния с США и, как результат, форсированием развития ядерной программы и «закручиванием гаек» внутри страны.

Процессы разгосударствления сменились мерами по искоренению потенциальной оппозиции, призванными лишить образовавшийся мелкособственнический класс появившихся у него средств. Для этого в 2009 г. была предпринята конфискационная денежная реформа, в ходе которой старые денежные знаки обменивались на новые в соотношении 1:100, при этом подлежащие обмену суммы были ограничены. Новые деньги можно было хранить только на счетах Центробанка КНДР, что исключало возможность их накопления вне банковской сферы. Реформа вызвала девальвацию воны по отношению к доллару, резкое снижение уровня жизни и даже недовольство населения, чего и представить раньше было нельзя [5]. Властям пришлось отказаться от «закручивания гаек», но никаких попыток по корректированию экономической политики по-прежнему не предпринималось.

Приход к власти в КНДР Ким Чен Ына в декабре 2011 г. породил прогнозы относительно давно назревших реформ, прежде всего в экономике. Одни эксперты ожидали значительных перемен от молодого лидера, получившего западное образование. Другие сохраняли скептический настрой, сомневаясь даже в его способности установить реальный контроль над ситуацией в стране и не стать игрушкой в руках военно-политической верхушки, сформировавшейся еще при его отце [6]. Однако Ким Чен быстро добился концентрации в своих руках всей полноты власти. В ходе этого произошли многочисленные кадровые перестановки и «чистки» [7], призванные не только сформировать группу лояльных ему функционеров, но и способствовать значительной перебалансировке сил между различными центрами власти, включая партийный и военный аппарат.

Сохраняя приверженность жесткой политической системе и укреплению «вертикали власти», недопущению оппозиции и инакомыслия, Ким Чен Ын , однако, не стал тормозить обновление социально-экономической сферы, показал себя сторонником нововведений и модернизации. На начальном этапе об изменении приоритетов свидетельствовали декларации о том, что «теперь не придется затягивать

3 Из архива авторов.

пояса», а также реализация ряда масштабных проектов по созданию демонстративных «точек процветания» (например, строительство водных и горнолыжных комплексов, развлекательных центров и т.п.). Новый руководитель предпринял и некоторые меры по улучшению условий жизни населения (по крайней мере в Пхеньяне), в том числе ученых и преподавателей, призванные продемонстрировать заботу власти и ее ориентацию на развитие науки и образования.

Однако власти страны по-прежнему стесняются прямо признать становление рыночных механизмов, процессов разгосударствления, когда все большая часть ВВП образовывается в негосударственном или полугосударственном, централизованно не регулируемом секторе.

Так сложилась достаточно неоднозначная картина: благодаря развитию частной инициативы экономика страны, хоть и небольшими темпами, стабильно росла4. Несмотря на сохраняющиеся сложные внешнеполитические условия, были достигнуты определенные успехи в решении таких первостепенных проблем, как преодоление дефицита продовольствия и электроэнергии, обеспечения населения товарами повседневного потребления. Однако в первый период своего правления Ким Чен Ын комплексной программы по преодолению структурного кризиса в национальной экономике так и не предложил, что препятствует формированию новых источников устойчивого роста и снижает потенциальный положительный эффект отдельных экономических инициатив в социально-экономической сфере.

Велики были ожидания, что созванный впервые после 36-летнего перерыва VII съезд ТПК может ознаменовать новую веху в истории КНДР, в которой будет место для обновленного договора власти с населением, отражающего современные реалии, что, возможно, откроет дорогу созданию смешанной экономики и общей модернизации страны.

Съезд ТПК и новая экономическая реальность

Однако робкие надежды на официальное начало экономических преобразований и хотя бы частичное признание развивающихся в стране рыночных элементов пока не оправдались. Опубликованные материалы прошедшего 6-9 мая с. г. VII съезда ТПК5 не содержат заявлений о каких-либо изменениях курса на «завершение дела стро-

4 Оценки ВВП КНДР за разные годы // Банк Республики Корея. www.bok.or.kr/au-tonomy.search?home=eng.

5 Seventh Congress of WPK Opens with Splendor // KCNA, 06. 05.2016. www.kcna.kp/ kcna.user.special.getArticlePage.kcmsf или Seventh Congress of WPK Closes // KCNA, 10. 05.2016. www.kcna.kp/kcna.user.special.getArticlePage.kcmsf.

ительства социализма». В освещении данного мероприятия северокорейскими СМИ также не появилось никаких изменений по сравнению с нарративом, принятым на протяжении десятилетий6. Для сохранения стабильности нынешний руководитель страны Ким Чен Ын предпочитает демонстрировать максимальную преемственность - при этом не столько по отношению к Ким Чен Иру, сколько по отношению к Ким Ир Сену, пользующемуся куда большей популярностью среди населения. Именно в официальной «коронации» и заключалась, вероятно, основная цель съезда, призванного подвести черту под процессом консолидации власти Ким Чен Ына и повысить ее легитимность. Поэтому «великий руководитель» не мог серьезно отступать от привычной риторики.

Вместе с тем не все так однозначно. Внимательный и квалифицированный анализ сделанных в ходе съезда заявлений позволяет предположить, что северокорейские власти, избегая публичных признаний, намерены продолжать поиски «своего пути» в обновлении экономической модели путем осторожных экономических экспериментов. Дело в том, что у северокорейского руководства есть веские основания избегать громких заявлений о реформах (даже если такие планы есть): резкие изменения могут привести к утере контроля над внутренней ситуацией и непредсказуемым последствиям - вплоть до поглощения страны Южной Кореей.

В своем докладе7 Ким Чен Ын признал наличие экономических проблем и представил основные контуры экономического развития на 2016-2020 гг. Было объявлено о принятии (в переводе) «пятилетнего экономического плана», без уточнения основных макроэкономических показателей. Однако ясно, что для реализации директивного планирования у государства нет ни ресурсов, ни рычагов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов негосударственного сектора. На деле, как выяснилось, речь идет о «стратегии» развития, составленной но основе ранее опробованных годовых стратегий развития отдельных отраслей (энергетика, сельское и лесное хозяйство, инновации). Она касается ключевых направлений госсектора и основана на индикативных показателях.

В декларированном курсе можно выделить три основных направления.

Первое затрагивает расширение сферы применения «нашего метода управления экономикой», то есть метода, при котором рыноч-

6 Правда, пока неизвестно, все ли материалы продолжавшегося четыре дня съезда опубликованы.

7 Kim Jong Un Makes Report on Work of WPK Central Committee at Its 7th Congress // KCNA, 07. 05.2016. www.kcna.kp/kcna.user.special.getArticlePage.kcmsf (кор).

ные механизмы используются в качестве дополнительных в раках плановой экономики. Речь идет об осторожных реформах, предпринимаемых руководством страны с 2012 г.

Несмотря на отсутствие огласки, уже достигнутые результаты весьма серьезны. В сельском хозяйстве произошел переход на «звеньевой» (фактически семейный) подряд. После расчетов с сельхозкооперативами путем внесения платы за землю, оплаты общих расходов, топлива, химических удобрений и энергии звено обязано сдать 50-70% урожая в кооператив, а остальное может реализовывать на свободном рынке.

С 2013 г. рыночная система внедряется в промышленности. Фактически предприятия переведены на хозрасчет, а их отношения между собой строятся на рыночной основе. Заводы и фабрики сейчас работают по новой «системе социалистической ответственности предприятий» (аналог хозрасчета в СССР). Они сами покупают сырье, продают готовую продукцию, за исключением 20-50%, которые они сдают по госзаказу. Расчеты осуществляются на основе договорных цен в национальной валюте (северокорейских вонах)8.

Выступая на съезде, Ким Чен Ын отметил, что предприятия должны определить управленческую стратегию в соответствии с требованиями системы «ответственности социалистических предприятий» и занять «инициативную позицию» в осуществлении хозяйственной деятельности. Он призвал «обеспечить все необходимые условия для того, чтобы предприятия могли беспрепятственно использовать предоставленные им права в сфере управления»9.

Очевидно, эти права могут быть достаточно широкими, в том числе в финансовой деятельности, возможно, даже с привлечением «теневого» частного капитала. Эти меры, вероятно, призваны заставить сформировавшийся класс обеспеченных северокорейцев вкладывать имеющиеся у них средства в работу предприятий, переводимых на самофинансирование.

Вторым основным направлением стратегии является развитие ключевых отраслей промышленности, прежде всего энергетики, сельского хозяйства и легкой промышленности.

В последние годы значительные усилия были предприняты для строительства новых электростанций и модернизации генераторных установок. Несмотря на это, проблема обеспечения электроэнергией, особенно за пределами Пхеньяна, сохраняется, в связи с чем ее решение было названо обязательным условием для выполнения пятилет-

8 По некоторым сведениям, ранее использовалась инвалюта, но в связи со стабилизацией курса (1 долл. США =8000 вон) такая практика используется все реже.

9 Kim Jong Un Makes Report on Work of WPK Central Committee at Its 7th Congress // KCNA, 07. 05.2016. www.kcna.kp/kcna.user.special.getArticlePage.kcmsf (кор).

ней стратегии, а также определены конкретные задачи в этом направлении: модернизация имеющихся мощностей по выработке электроэнергии, повышение эффективности работы оборудования, восстановление сети электропередач, сокращение потерь при передаче электричества, а также развитие мощностей, использующих альтернативные источники энергии - энергию воды, солнца, приливов-отливов, ветра10. Особенно популярны в КНДР стали солнечные батареи.

В сельском хозяйстве, пищевой и легкой промышленности (особенно текстильной) в последние годы также были реализованы некоторые меры по развитию производственных мощностей. В частности, обращает на себя внимание появление в розничной сети КНДР массы полуфабрикатов и готовых продуктов местного производства (взамен ранее доминировавших китайских), что свидетельствует о достаточно успешном развитии пищевой промышленности на основе импорто-замещения. Выступая на съезде, лидер КНДР отметил необходимость автоматизации фабрик и механизации сельского хозяйства (поставлена задача достичь 60-70%-го уровня).

В ходе съезда Ким Чен Ын назвал цели и задачи для горнодобывающей и металлургической промышленности, развития сети железнодорожных перевозок, строительства. Следует отметить, что строительный комплекс КНДР является весьма мощным. Он основан на мобилизационном привлечении дешевых (часто, бесплатных) трудовых ресурсов и в последние годы обеспечил значительный объем прироста ВВП: только в Пхеньяне сооружено несколько жилых микрорайонов на несколько десятков (если не сотен) тысяч квартир, объекты монументального и общественного характера, электростанции, дороги и другие инфраструктурные объекты. Фактически строительный комплекс выступает мотором формирования спроса на промышленную продукцию других отраслей тяжелой промышленности.

Северокорейский лидер упомянул и развитие машиностроения, нефтепереработки и других отраслей, необходимость охраны окружающей среды и озеленения страны, подтвердив таким образом обозначенные ранее приоритеты в экономическом развитии.

В своей речи глава КНДР отметил и важность развития туризма, которому при нем уделяется значительное внимание: предпринимаются попытки модернизации инфраструктуры и составления более привлекательных для иностранных туристов программ, создаются специальные туристические зоны.

Третье направление стратегии касается совершенствования управления хозяйственной деятельностью на местах в сельскохозяйственных

10 Progress in North Korea's renewable energy production // NK Economy Watch, 15.02.2016. www.nkeconwatch.com/category/energy/electricity/.

районах - Ким Чен Ын призвал «организовать ведение хозяйственной деятельности своими силами»11, учитывать местные особенности при ее осуществлении, а также использовать произведенную продукцию в целях самообеспечения. Можно предположить, что значимость этого принципа возрастает в связи с негативным влиянием экономических санкций.

Учитывая меры, предусмотренные принятой 2 марта с.г. резолюцией Совета Безопасности ООН (СБ ООН) №227012, можно ожидать что КНДР будет стремиться к повышению активности внутриэконо-мической деятельности во всех регионах страны.

По мнению некоторых экспертов13, на попытки перехода к региональному планированию указывает и создание 23 специальных зон экономического развития, призванных способствовать привлечению иностранных инвестиций и повышению экономического благосостояния тех районов, в которых они находятся.

Специальные зоны экономического развития не остались без внимания в ходе выступления Ким Чен Ына. Он призвал продолжать прилагать усилия для создания благоприятных инвестиционных условий, использовать практику совместных предприятий, а также увеличить объем внешней торговли14, резко сократившейся в этом году в результате введенных против КНДР санкций, прекращения работы Кэсон-ского промышленного комплекса15.

Несмотря на прилагаемые усилия, в настоящее время активно функционирует только торгово-экономическая зона «Расон»16, для запуска

11 Kim Jong Un Makes Report on Work of WPK Central Committee at Its 7th Congress // KCNA, 07.05.2016. www.kcna.kp/kcna.user.special.getArticlePage.kcmsf (кор).

12 Резолюция 2270(2016) // ООН, 02.03.2016. documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N16/058/25/PDF/N1605825.pdf?0penElement. Резолюция запрещает экспорт из КНДР угля, железной руды, золота, титана, ванадия и других ценных металлов, а также поставки в страну авиационного топлива; расширяет сферу охвата оружейного эмбарго за счет стрелкового оружия и легких вооружений; вводит запрет на открытие отделений банков Северной Кореи за рубежом; расширяет санкционный список лиц и организаций.

13 The Seventh Congress and the prospects for North Korea's economy// NK News, 13.05.2016. www.nknews.org/2016/05/the-seventh-congress-and-the-prospects-for-north-koreas- economy.

14 DPRK - China Trade in 2016 // North Korean Economy Watch, 25.05.2016. www. nkeconwatch.com/category/statistics/trade-statistics/

15 Government Statement regarding the Complete Shutdown of the Gaeseong Industrial Complex // Cheong Wa Dae, 11.02.2016 english1.president.go.kr/activity/briefing. php?srh[board_no]=21&srh[view_mode]=detail&srh[seq]=14173&srh[detail_no]=455.

16 Расположена в г. Расон на границе с Китаем и Россией. Общая площадь - 746 кв. км. Была учреждена в 1991 г. в рамках программы экономического развития ООН, а в 2011 г. власти КНДР издали распоряжение о присвоении Расону статуса «особого города». Призвана обеспечить комплексное развитие производственных, торгово-

других зон необходимы крупные вложения. В августе с.г. в Расоне планируется провести VI Международную торговую выставку17, ориентированную на предприятия в сфере легкой промышленности, сельского хозяйства, переработки морепродуктов, логистики, энергетики, а также на представителей гостиничного и ресторанного бизнеса.

Значительная часть доклада Ким Чен Ына была посвящена важности научно-технологического развития, объявленного «первостепенной задачей». В частности, вновь было заявлено о необходимости развития информационных, нано- и биотехнологий, а также космической отрасли, производства и запуска новых спутников (что вызвало резкую международную реакцию, так как баллистические пуски КНДР запрещены решениями Совбеза ООН).

Особое внимание уделено информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Возможно, они мыслятся в качестве отрасли международной специализации КНДР. Отдельно была упомянута задача развития человеческого потенциала, подготовки научно-технических кадров. Не осталась без внимания и оборонная промышленность, для развития которой лидер КНДР призвал «прилагать большие усилия».

Несмотря на то что представленная стратегия ставит цели и задачи для всех основных секторов экономики, она не предусматривает способов их достижения и выполнения. Сам Ким Чен Ын отметил необходимость выработки поэтапной стратегии развития национальной экономики.

экономических и туристических связей в регионе. Включает три порта: Раджин, Сонбон и Унсан. На ее территории функционируют промзоны по производству строительных материалов, тяжелой техники, высоких технологий, продукции легкой, текстильной и металлургической промышленности, переработке древесины, а также международная логистическая промзона и промзона современного сельского хозяйства. В СЭЗ была построена автомобильная дорога с твердым покрытием Расон-Вонджон, установлена мобильная связь, создана сеть офисных зданий, современных гостиниц, ресторанов, сдан в эксплуатацию Торговый центр. Вместе с тем сохраняются серьезные трудности с электроснабжением. В связи с этим была достигнута договоренность о подключении г. Расон к энергосистеме приграничного района Китая, а также начата проработка проекта переброски российской электроэнергии и сооружения ЛЭП.

В 2014 г. в «Расоне» было зарегистрировано 200 иностранных компаний из девяти стран, в том числе более 100 китайских предприятий, в основном малых и средних. Единственный российский проект - создание транспортно-логистического терминала в порту Раджин (пирс №3) и восстановление участка железной дороги Туман-ган-Раджин российско-северокорейским СП «РасонКонТранс». Активную деятельность в зоне ведет российская компания ООО «Новый мир», специализирующаяся на переработке рыбы и икры, для чего был оборудован соответствующий цех. В зоне работает принадлежащий российскому бизнесу ресторан.

17 Rason International Trade Exhibition 2016. paektuculturalexchange.org/rason-international-trade-exhibition-2016/.

В реализации поставленных задач экономического развития центральная роль отводится Кабинету министров, который назван «экономическим командным центром государства». Ким Чен Ын подчеркнул, что экономическое развитие должно осуществляться «на основе концентрации полномочий у правительства» и под его общим руководством. Это заявление можно истолковать как ясно выраженное намерение осуществить четкое разделение полномочий, поставить выработку и реализацию экономической политики под полный контроль правительства, существенно снизить влияние в этой сфере других центров власти, включая военных. И в этом -главное отличие новой стратегии социально-экономического развития от прошлой практики, когда управление экономикой осуществляли соперничающие бюрократические кланы, преимущественно военные. Насколько единое госрегулирование правительством будет успешным, с учетом значительных экономических полномочий, приобретенных соперничающими бюрократическими кланами в прошлые годы, покажет время.

В ходе съезда не произошло и значительных кадровых перестановок - на руководящих постах преимущественно остались представители поколения Ким Чен Ира, от которых едва ли можно ожидать отвечающих современной действительности инициатив в сфере модернизации экономики. При этом ряд должностей и институтов были переименованы, с тем чтобы закрепить роль партийного аппарата в качестве основной опоры власти, как это было при деде нынешнего руководителя. Это можно считать логическим завершением процесса уменьшения исключительного влияния военных, который начался с приходом к власти Ким Чен Ына: новый лидер в отличии от своего отца стремится к балансу между партийными и военными силами. Здесь также просматривается заявка на возврат к функционированию прежних институтов управления страной (в реальности, конечно, по-прежнему играющих формальную роль) и к стилю управления Ким Ир Сена, проводниками власти которого являлись соответствующие структуры и процессы.

В целом материалы съезда в основном повторили все то, о чем официально говорилось ранее. Таким образом, обязательств по реформированию руководство на себя не берет. Вместе с тем итоги съезда не дают оснований ожидать каких-либо репрессивных мер со стороны северокорейского руководства по отношению к негосударственному и «серому» (де-факто частному) сектору. С сокращением возможностей получения денежных поступлений из-за границы в результате ухудшения внешних условий роль негосударственного сектора в экономике страны, вероятно, продолжит возрастать. Хотя, конечно, нельзя полностью исключить возможность обратных процессов в слу-

чае неблагоприятного экономического сценария и появления новых негативных факторов. Тем не менее есть основания полагать, что КНДР вынуждена будет продвигаться по пути рыночного реформирования, которое будет сопровождаться возникновением все более влиятельных полугосударственных и даже негосударственных хозяйствующих субъектов. Возможно и развертывание процессов приватизации.

Все это надо учитывать российскому бизнесу, работающему в КНДР, чтобы не упустить открывающиеся возможности. В сложившихся условиях России необходимо сформировать конструктивную линию, направленную на поиски путей взаимовыгодного сотрудничества между экономическими субъектами двух стран. В 2014-2015 гг. для этого были предприняты значительные усилия и наблюдались определенные подвижки, которые во многом были сведены на нет18 в результате резкого обострения политической обстановке на Корейском полуострове в текущем году.

Отрицательный эффект санкций (в том числе односторонних мер США, Южной Кореи, Японии) может сказаться на двустороннем сотрудничестве и через ухудшение экономической ситуации в КНДР -падение ВВП может составить 70%. Однако западные компании и венчурные предприниматели проявляют большой интерес к внедрению в КНДР. Вместе с тем россияне имеют важное конкурентное преимущество - послабления в санкционном режиме и в целом доброе отношение к нашей стране в КНДР на фоне все большего негатива по отношению к китайскому бизнесу, подчинившему себе значительную часть ее экономики.

Также необходимо продолжать (активизировать) взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами (в том числе с США и РК) с тем, чтобы сохранить имеющиеся позиции на Корейском полуострове и защитить свои стратегические интересы, в том числе связанные с реализацией крупных региональных проектов, в рамках которых Корейский полуостров является важным связующим звеном.

18 С принятием резолюции СБ ООН № 2270 выработанная модель двустороннего сотрудничества («российские инвестиции и поставки в обмен на доступ к природным ресурсам КНДР») теряет актуальность. Кроме того, в целях исполнения резолюции российский МИД подготовил проект указа, практически полностью замораживающий финансовые отношения с КНДР. Он, в частности, предусматривает прекращение корреспондентских отношений с северокорейскими банками. МИД РФ подготовил проект указа, сильно ограничивающий отношения с банками КНДР // Тасс. 06.05.2016. tass.ru/ekonomika/3263369).

Литература

1. АсмоловК.В. После Кима, 2008. samlib. ru/a/asmolo w_k_w/08poslekima. shtml.

2. Ланьков А. Рыночный сталинизм. Часть I // Военно-промышленный курьер. 2015. №33. politobzor.net/show-63772-severnaya-koreya-sovsem-ne-ta-za-kogo-sebya-vydaet.html.

3. Ланьков А. Северокорейские реформы: первая годовщина. // Русский фокус. 2003. № 30. lankov.oriental.ru/d56.shtml.

4. Ли В.Ф., Денисов В.И., Торкунов А.В. Корейский полуостров: метаморфозы военной истории. М.: Олма Медиа Групп, 2008.

5. Жебин А.З. КНДР: время перемен? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2012. № 3. fmp.msu.ru/ attachments/article/258/ZHEBIN_3_2012.pdf.

6. Гусев Л.Е. Никто не знает, сможет ли Ким Чен Ын удержать власть в Северной Корее в своих руках. 2011. mgimo.ru/about/news/experts/

7. Воронцов А.В. Новое лицо Пхеньяна в Северо-Восточной Азии. 2013. russiancouncil.ru/inner/?id_4=1362#top-content.

G. TOLORAYA

Dr. Sci. (Ec. Sci.), Director, Asian Strategy Center, Institute of Economics, RAS; professor, Department of Asian and African Studies, Moscow State Institute of International Relations (University), MFA, Russia (MGIMO MFA, Russia); Director of Regional Programs, "Russkiy Mir" Foundation; Executive Director, National Committee on BRICS Research, Russia e-mail: rusmirasaf@yandex.ru

L. YAKOVLEVA

research fellow, Asian Strategy Center, Institute of Economics, RAS

NORTH KOREA'S ECONOMIC STRATEGY AFTER THE 7th CONGRESS

OF THE WORKERS' PARTY OF KOREA AND CONCLUSION TO BE DRAWN BY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RUSSIA

Announcements made during the 7th congress of the Workers' Party of Korea (WPK), which was held this May, confirmed North Korea's line for 'Socialism of our style'. However existing practices imply the expansion of the market mechanisms (without acknowledging/ legalizing them) in the planned economy. The quasi-state and private sectors have played crucial roles and there are no indications that they could be curtailed. North Korea is likely to advance the development of market forces regulated by the state because it needs some new sources of economic growth, especially after the sanctions have been considerably toughened regardless of the socialist rhetoric. Therefore, Russia should maintain the current level of cooperation with North Korea and pay more attention to the processes in this country not to miss the opportunities that meet its interests.

Key words: DPRK, Russia, Korean Peninsula, WPK Congress, five-year strategy, economic reforms, cooperation with Russia.

215519.

JEL: О53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.