Научная статья на тему 'Россия в вто: первые результаты'

Россия в вто: первые результаты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВИЛА ВТО / МВФ / СУВЕРЕНИТЕТ / РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ / WTO RULES / SOVEREIGNTY / DEVELOPED COUNTRIES / DEVELOPING COUNTRIES / COMPETITION / ECOLOGY / IMF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сердюков Владимир Александрович

Приводятся преимущества и недостатки членства в вто развитых и развивающихся государств. Показывается, что вто совместно с МвФ и всемирным банком фактически отстаивают в своей деятельности интересы транснациональных компаний.анализируются правила вто,которые сужают границы суверенитета развивающихся стран участниц вто, узаконивают специализацию слаборазвитых стран на производстве продукции с низкой добавленной стоимостью и ограничивают возможности развития их экономик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The advantages and disadvantages of the WTO membership for developed and developing countries are discussed. It is shown that the WTO along with the IMF and the World Bank actually defend the interests of transnational companies. The paper analyzes the WTO rules that are shown to narrow down the boundaries of sovereignty of developing countries being WTO members, legally reduce less developed countries to specialization in the production of low value-added products and restrain their economic development

Текст научной работы на тему «Россия в вто: первые результаты»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

85

УДК 339.5

Россия в ВТО: первые результаты

Приводятся преимущества и недостатки членства в ВТО развитых и развивающихся государств. Показывается, что ВТО совместно с МВФ и Всемирным банком фактически отстаивают в своей деятельности интересы транснациональных компаний. Анализируются правила ВТО, которые сужают границы суверенитета развивающихся стран - участниц ВТО, узаконивают специализацию слаборазвитых стран на производстве продукции с низкой добавленной стоимостью и ограничивают возможности развития их экономик.

Ключевые слова: правила ВТО; МВФ; суверенитет; развитые страны; развивающиеся страны; конкуренция; экология.

The advantages and disadvantages of the WTO membership for developed and developing countries are discussed. It is shown that the WTO along with the IMF and the World Bank actually defend the interests of transnational companies. The paper analyzes the WTO rules that are shown to narrow down the boundaries of sovereignty of developing countries being WTO members, legally reduce less developed countries to specialization in the production of low value-added products and restrain their economic development.

Keywords: WTO rules; IMF; sovereignty; developed countries; developing countries; competition; ecology.

Сердюков Владимир Александрович

канд. техн. наук, профессор кафедры «Финансовый менеджмент» Финансового университета E-mail: serdvlad@mail.ru

Цели и правила ВТО

В январе 2014 г. исполнилось 1,5 года, как Россия стала членом ВТО, что явилось результатом 18 лет согласований, переговоров с каждым из 156 на то время членов ВТО, несмотря на то что она ведет в основном экспортно-импортные операции с 30 странами [1].

Формально основной целью ВТО является увеличение объема международной торговли путем снижения тарифов и устранения торговых ограничений.

Главная цель ВТО — максимально либерализовать и упростить систему международной торговли [3]. Главные задачи ВТО — устранить тарифные и сократить нетарифные ограничения.

Теоретическим обоснованием цели и задач ВТО является теория сравнительных преимуществ, согласно которой свободная торговля является оптимальной системой для всех стран без исключения. Однако практика и современные теории экономического развития подвергают сомнению эффективность принципа laisser faire1 для стран со слабой экономикой. Практика показывает, что свободная торговля приносит пользу лишь богатым странам, обладающим сильной экономикой, т.е. ВТО не является независимым и непредвзятым органом, а де-факто защищает интересы развитых стран. И это естественно, так как ВТО первоначально создавалась как организация, защищавшая прежде всего интересы США и их ближайших союзников.

Преимущества и недостатки рынка развитых и развивающихся стран

Являясь членом ВТО, Россия получила определенные преимущества при развитии торговли с новыми странами. Основные цели России при вступле-ниии в ВТО:

• при организации торговых отношений с новыми странами — членами ВТО не нужно

1 Можно перевести с фр. языка как принцип либерализма, невмешательства, честной игры.

обсуждать условия взаимных отношений, они уже определены правилами ВТО;

• при работе и с существующими торговыми партнерами снимаются многие ранее введенные дискриминационные условия доступа российской продукции на иностранные рынки;

• в случае возникновения конфликтных ситуаций институты ВТО позволяют быстрее разрешить торговые споры;

• иностранным инвесторам создается более благоприятный климат для работы в России, так как законодательная система страны будет приведена в соответствие с нормами ВТО;

• российские инвесторы получают большие возможности для развития своей деятельности в странах-членах ВТО;

• увеличение потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок создаст условия для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции;

• Россия получает право участвовать в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

• Россия как полноправная участница международной торговли улучшает свой имидж.

Практика рассмотрения спорных вопросов ВТО в судебных инстанциях показала, что решения почти всегда принимаются в пользу развитых стран, а издержки, в том числе экологические, несут развивающиеся страны

Если критериями успешности развития стран и корпораций являются увеличение валового внутреннего продукта и рост прибылей, то в погоне за сокращением издержек организации начинают пренебрегать экологией, что наносит непоправимый ущерб окружающей среде. Иными словами, задача повышения эффективности экономики явно противоречит охране окружающей среды. И поэтому все вредные производства выведены или выводятся из развитых стран преимущественно в страны «третьего мира».

Практика рассмотрения спорных вопросов ВТО в судебных инстанциях показала, что решения почти всегда принимаются в пользу

развитых стран, а издержки, в том числе экологические, несут развивающиеся страны.

По мнению руководителей ВТО, Международного валютного фонда, Всемирного банка, поднять экономику можно только при условии, что государства «откроют себя» мировому рынку. Но они не принимают во внимание, что из 159 стран—членов ВТО (на 1 января 2014 г.) развитыми экономиками обладают только небольшое количество стран, а основная масса государств не только не построила своих национальных экономик, но еще более отстала в развитии. Причем тезис «открытости рынка» используется богатыми странами, чтобы предотвратить индустриализацию бедных стран. Ведь появление в бедных странах собственного производства сократило бы рынки сбыта транснациональных компаний (ТНК). И потому в рамках ВТО корпорации богатых стран убеждают бедные страны под предлогом развития экономики действовать не так, как они поступали в свое время. Иллюстрацией вышеприведенного могут служить страны бывшего СССР, уже вступившие в ВТО. Например, Украина до 1990 г. была в десятке самых развитых экономик мира. Сейчас Украина занимает 148-ю позицию по ВВП [4]. И ВТО закрепляет такое положение, разрешая производить только то (и в тех количествах), что «нужно» мировому рынку. Уверения в том, что после вступления в ВТО Украина завалит мировой рынок своей высокотехнологичной продукцией, оказались беспочвенными. Более того, доля добывающей промышленности в объеме реализованной промышленной продукции выросла с 8,3% в 2005 г. до 12% в 2012 г., что свидетельствует об усилении сырьевого характера украинской экономики.

Развитые страны, прежде всего США, используют экономическую модель, включающую:

• строгое регулирование торговли, финансирование государством наиболее важных промышленных предприятий (космос, авиастроение, судостроение и т. д.), науки и инфраструктуру;

• высокие таможенные барьеры для защиты новых секторов промышленности этих стран от иностранной конкуренции;

• строгий контроль за денежной политикой и движением капитала;

• субсидии и направляемые государством инвестиции в определенные секторы экономики, связанные с развитием страны.

В странах, открывших свои рынки иностранному капиталу, неолиберальные реформы привели к экономическому кризису и росту безработицы (страны Балтии, Греция, Испания и др.). Государство, вступившее в ВТО, уже не сможет, как суверенное, просто изменить свою политику. Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации или поменять условия можно только через три года после вступления в силу этих договоров. И лишь после выплаты компенсаций торговым партнерам, понесшим убытки.

Выход из ВТО грозит России огромными затратами [5].

После одного года пребывания России в ВТО потери доходов РЖД составили 28 млрд руб. Причина потерь — унификация международных и внутренних ставок на перевозку нескольких типов грузов, в первую очередь нефти и нефтепродуктов. РЖД компенсирует эти потери за счет повышения вну-трироссийских тарифов на 4-8% (выравнивание тарифов в рамках ВТО без учета расстояний).

Россия уже не может сама себя обеспечить семенами. А значит, вынуждена покупать «то, что дают», а дают зачастую ГМО.

Убытки от вступления в ВТО несут металлурги, потеряв свои конкурентные преимущества перед другими странами из-за роста тарифов и подорожания сырья.

Себестоимость продукции металлургии с 2001 г. выросла в 5,6 раза, тогда как цены на сталь увеличились только в 3,9 раза [4]. Снижение рентабельности в первую очередь связано с непрекращающимся в России ростом тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки.

Население также проиграло от вступления России в ВТО: вместо снижения цен на импортные и отечественные товары происходит их удорожание. Вместо демонополизации экономики и обуздания аппетитов естественных монополий полным ходом идет процесс подавления частной инициативы и скачкообразный рост (в среднем на 10-15%) цен на газ, воду, электроэнергию, ЖКХ, отопление, грузовые, пассажирские перевозки и т.д.

Вместо притока иностранных инвестиций в техническое перевооружение производств происходит приток иностранных кредитов и займов (размер внешнего долга России с января 2012 г. по июль 2013 г. увеличился с 541,9 до 703,8 млрд долл. США, а удельный вес кредитов и займов в структуре притока иностранных инвестиций вырос с 48% в 2000 г. до 97,2% в 2012 г.) [4]. Вместо

привлечения высококвалифицированной и высокопроизводительной рабочей силы на вакантные места наблюдается неконтролируемый наплыв низкоквалифицированной дешевой рабочей силы из республик Средней и даже Юго-Восточной Азии, который провоцирует деградацию рынка труда, снижение заработных плат, люмпенизацию российских граждан, рост преступности, обострение этнической неприязни и социального недовольства.

Убытки от вступления в ВТО несут металлурги, потеряв свои конкурентные преимущества перед другими странами из-за роста тарифов и подорожания сырья

Сырьевая направленность экономики делает Россию неконкурентоспособной в рамках ВТО. Но именно эту задачу — уйти от сырьевой зависимости экономики — наша страна перед собой и ставит.

Необходимо выдерживать баланс между поддержкой отраслей, попавших в критическое положение, и потребностями перехода к несырьевой экономике.

Включение России в более широкие торговые отношения со многими странами — членами ВТО позволяет не только решить задачи, перечисленные в целях вступления страны в ВТО, но и получить еще дополнительные преимущества в развитии экономики страны:

• открытие транспортного коридора Запад-Восток позволит иностранным компаниям резко сократить время и себестоимость доставок грузов. Этот же бизнес создаст большое число высокооплачиваемых рабочих мест, что особенно важно для Сибири и Дальнего Востока;

• осуществление проекта прямого железнодорожного сообщения Европа—Япония с учетом строительства тоннеля Владивосток—Сахалин и серии мостов между Сахалином и Японией. А это и инвестиции, и развитая инфраструктура, и рабочие места, и налоги, и больший бюджет, и расцвет Дальнего Востока;

• в перспективе возможна реализация мега-проекта Азия-Америка посредством строительства тоннеля через Берингов пролив [6]. Этот проект рассматривался неоднократно с XIX в. Аналог — тоннель через Ла-Манш уже реализован. В настоящее

время уже созданы условия для реализации данного проекта;

• создание регулярного транспортного воздушного моста Северная Америка-Азия через Северный полюс. Это большая экономия времени и издержек для бизнеса и развитие инфраструктуры северных территорий России, а также создание рабочих мест;

• наличие транспортных магистралей даст бизнесу доступ к богатейшим природным ресурсам, открытым, но пока недоступным из-за отсутствия дорог.

Участие в ВТО открывает и другие возможности для России, кроме перечисленных.

Мифы, которые необходимо учитывать при проведении модернизации страны

При проведении модернизации страны для повышения ее конкурентоспособности на международных рынках необходимо учитывать сложившиеся мифы.

1. Либерализация торговли была рычагом развития промышленности для ставших сегодня развитыми стран и для послевоенного развития в новых индустриальных странах. Так заявляют представители транснациональных корпораций ВТО, Международного валютного фонда и Всемирного банка. Однако все развитые страны, и в первую очередь США, Великобритания, в период промышленного развития использовали жесткие меры патернализма и протекционализма. Проповедуя свободную торговлю, развитые страны ставят дополнительные экономические и административные барьеры на пути развивающихся стран.

2. Мировая торговля свободна, либеральна. Европейские и североамериканские правительства добиваются отмены и снижения ограничений в международной торговле в странах Азии, Латинской Америки и Африки, в то время как сами закрывают свои рынки, например от сельскохозяйственных продуктов из стран «третьего мира», и поддерживают свои ТНК, снижая налоги или даже освобождая от налогообложения. Таможенные платежи, налоги и сборы являются важным источником финансирования промышленности. Поэтому развитые страны используют МВФ и Всемирный банк, чтобы не допустить этого в других странах. ТНК требуют через механизм ВТО открывать для себя новые рынки сбыта, использовать дешевую рабочую силу и дешевое сырье,

понижать налоги и делать менее жестким экологическое законодательство. Требование платить рабочим стран «третьего мира» заработную плату по стандартам промышленных стран полностью уничтожит все сравнительные преимущества ТНК на международном рынке для компаний, использующих неквалифицированный труд.

3. Либерализация торговли ведет к экономическому росту. Это доказывает теорема Рикардо о сравнительных преимуществах. Поэтому торговля должна быть либерализована. В условиях, когда капитал свободно перемещается между странами, МВФ и Всемирный банк требуют от государств «третьего мира» специализации на производстве сельскохозяйственных продуктов и извлечении минеральных ресурсов — ведь ТНК богатых стран выгодны низкие цены на товары из этих стран и отсутствие в них собственной промышленности.

Попав в долговую зависимость от западных банков, государств и международных финансовых организаций, страны «третьего мира» вынуждены увеличивать объемы экспорта для погашения кредитов, снижая цены.

4. «ВТО уничтожает бедность» (« WTO eliminate the poverty»). Бедность в странах, которые вошли в ВТО, выросла. Примером служат Украина, страны Балтии и др.

5. ВТО не вмешивается во внутренние дела суверенных стран. Но все страны, вступившие в ВТО, должны учитывать, что право ВТО стоит над законодательством национальных государств и предусматривает единственный возможный путь развития экономики страны. Члены ВТО обязаны либерализовать, приватизировать, дерегулировать (открывать для доступа ТНК и банков) все сферы своей экономики.

Если государство заключило соглашение об облегчении торговли с одной страной, это соглашение должно действовать и по отношению к инвесторам других стран.

Согласно требованиям ВТО государство не вправе регулировать уровень валютных расходов и предписывать инвесторам, какую часть прибыли они должны инвестировать в этой стране, какую вывести, а какую часть продукции они могут экспортировать из страны. С этим связаны проблемы платежных и торговых балансов.

Государствам запрещено обязывать инвесторов использовать продукты, произведенные в стране, в процессе производства или обязывать их принимать на работу население этой страны.

Если страна хочет, например, ввести ограничения на экспорт своих ресурсов, то она нарушает правила свободной торговли.

Государство не имеет права принимать законы и заключать договоры, предписывающие, чтобы при переработке ресурсов использовалось его население.

В рамках ВТО принятие законов не привязано к государству, которого они касаются. Теперь на уровне права интересы международного торгового капитала, интересы международных концернов и банков стоят выше интересов населения стран — членов ВТО.

ВТО — это не только организация, регулирующая мировую торговлю, функции ВТО намного шире. Она должна ввести единые правила управления национальных и мирового рынков. Результатом этого будет реорганизация систем производства в интересах сильнейшего, т.е. транснационального капитала. Иными словами, ВТО хочет организовать производство в мировом масштабе с целью максимизации прибыли ТНК при сохранении асимметрии производственных структур и их неравенства.

Это означает конец общественного сектора. Как раз этого добиваются и неолибералы. У государства должны остаться только полиция, суд и армия.

ВТО не признает международные договоры по защите окружающей среды.

ВТО не признает международный принцип осторожности, т.е. государство не может запретить импорт товаров, пока не доказано, что они вредны. Те государства, которые все же запрещают такой импорт, уплачивают большие штрафы.

выводы

Вступление России в ВТО ставит перед Правительством РФ, Банком России и бизнесом новые задачи:

• Банку России необходимо для создания равных условий с зарубежными конкурентами устанавливать учетную ставку, а коммерческим банкам — кредитную ставку, аналогичную ставкам США, Японии и развитым странам Европы, т.е. кредит для бизнеса должен стоить не более 5-7%;

• Правительство РФ должно ужесточить валютный контроль с целью недопущения оттока валюты за рубеж;

• следует разработать программы по поддержанию наиболее важных и необходимых отраслей для обеспечения экономической безопасности России и увеличения ее конкурентоспособности на мировом рынке;

• требуется провести мероприятия по деофшо-ризации российского бизнеса и возвращению выведенных капиталов;

• необходима модернизация налоговой системы с целью ее приведения в сопоставимые рамки с налоговыми системами ведущих стран.

Яитература

1. Россия в цифрах. М.: Федеральная служба Государственной статистики, 2013.

2. Ремчуков К.В. Россия и ВТО: правда и вымыслы. М.: Международные отношения, 2002. 320 с.

3. Сердюков В.А. Россия, ВТО и государственные финансы. 2-я Международная научно-практическая конференция «Экономические и социальные науки: прошлое, настоящее и будущее» // Экономическая газета. 2013. № 2.

4. Российский статистический ежегодник 2013. М.: Росстат, 2013.

5. Сердюков В.А. ВТО и безопасность развития экономики России. Проблемы управления безопасностью сложных систем. 21-я Международная конференция. М: ИПУ АН, 2013.

Из послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 12 декабря 2013 г.

Отдельно хотел бы сказать и о высшей школе. Большинство юношей и девушек стремятся получить высшее образование. Качество университетов и вузов должно соответствовать этому запросу. Только тогда «образовательный драйв» молодежи станет мощным стимулом развития страны. Однако сегодня как в столицах, так и в регионах много вузов, которые не отвечают современным требованиям. Считаю, что для обновления всей системы высшего образования нужно использовать потенциал лучших вузов, делегировав им право и полномочия по оценке качества образования, в том числе с их помощью добиться того, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда, а экономика и общество получили реальную отдачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.