Научная статья на тему 'РОССИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ'

РОССИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4812
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕАЭС / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / INTEGRATION PROCESSES / THEORY OF POLITICAL INTEGRATION / EUROPEAN INTEGRATION / EURASIAN INTEGRATION / EAEU / COVID-19

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кольцов Петр Михайлович, Умгаев Семен Александрович, Мургаев Савр Майорович

Статья посвящена участию Российской Федерации в современных интеграционных процессах. Анализируется понятие политической интеграции, которое понимается как сближение политических структур и создание межгосударственных организаций. Авторы придерживаются позиции, что для современных интеграционных процессов ключевым фактором является экономическое сближение. Россия ведёт активную внешнюю политику и участвует в ряде крупных политических международных организаций, каждая из которых обладает определённым интеграционным потенциалом. Оценка этого потенциала позволяет сделать вывод о том, что евразийская интеграция является наиболее перспективной и реалистичной в сложившихся условиях. Статья основана на актуальном (2018-2020 гг.) фактологическом и аналитическом материале, методологически базируется на современной теории политической интеграции. Разыгравшаяся пандемия COVID-19, для борьбы с которой требуются объединённые международные усилия, добавляет общественную актуальность теме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA IN MODERN INTEGRATION PROCESSES

The article is devoted to the role of the Russian Federation in modern integration processes. The authors analyze the concept of political integration, which is understood as the rapprochement of political structures and the creation of intergovernmental organizations. The authors think that economic cooperation is the key factor for modern integration processes. Russia has an active foreign policy and participates in a number of large political international organizations, each of which has a certain integration potential. An assessment of this potential allows us to conclude that Eurasian integration is the most promising and realistic in the current conditions. The article is based on relevant (2018-2020) factual and analytical material, methodologically based on the modern theory of political integration. The outbreak of the Covid-19 which requires joint international efforts to combat adds relevance of the research topic.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ»

УДК 93 ББК 63

П.М. Кольцов, С.А. Умгаев, С.М. Мургаев

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

РОССИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

Статья посвящена участию Российской Федерации в современных интеграционных процессах. Анализируется понятие политической интеграции, которое понимается как сближение политических структур и создание межгосударственных организаций. Авторы придерживаются позиции, что для современных интеграционных процессов ключевым фактором является экономическое сближение.

Россия ведёт активную внешнюю политику и участвует в ряде крупных политических международных организаций, каждая из которых обладает определённым интеграционным потенциалом. Оценка этого потенциала позволяет сделать вывод о том, что евразийская интеграция является наиболее перспективной и реалистичной в сложившихся условиях.

Статья основана на актуальном (2018-2020 гг.) фактологическом и аналитическом материале, методологически базируется на современной теории политической интеграции. Разыгравшаяся пандемия COVID-19, для борьбы с которой требуются объединённые международные усилия, добавляет общественную актуальность теме исследования.

Ключевые слова: интеграционные процессы, теория политической интеграции, европейская интеграция, евразийская интеграция, ЕАЭС, пандемия COVID-19.

P.M. Koltsov, S.A. Umgaev, S.M. Murgaev

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

RUSSIA IN MODERN INTEGRATION PROCESSES

The article is devoted to the role of the Russian Federation in modern integration processes. The authors analyze the concept of political integration, which is understood as the rapprochement of political structures and the creation of intergovernmental organizations. The authors think that economic cooperation is the key factor for modern integration processes.

Russia has an active foreign policy and participates in a number of large political international organizations, each of which has a certain integration potential. An assessment of this potential allows us to conclude that Eurasian integration is the most promising and realistic in the current conditions.

The article is based on relevant (2018-2020) factual and analytical material, methodologically based on the modern theory of political integration. The outbreak of the Covid-19 which requires joint international efforts to combat adds relevance of the research topic.

Key words: integration processes, theory of political integration, European integration, Eurasian integration, EAEU, Covid-19.

Глобальный кризис, вызванный пандемией COVID-19, привел к резкой смене повседневной жизни практически всего человечества. Изменились привычный быт, возможности и формы трудоустройства людей. Мировое хозяйство, являясь по своей сути глобальным организмом, требующим перманентного интеграционного развития процессов, находится в глубоком кризисе. Все это привело к кардинальным изменениям и в мировом порядке. Это наиболее ярко проявилось в фактическом бездействии в преодолении пандемического кризиса современных международных организаций. Особенно ярко это проявилось в наиболее интегрированных и развитых структурах, как Евросоюз и НАТО, не справились и БРИКС, ШОС, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ [7].

Однако преодоление глобального кризиса диктует усиление взаимных действий национальных государств в преодолении пандемии СОУГО-19. Ясно, что в современных условиях борьба с пандемией, - это не только медицинская задача, но и решение проблемы налаживания эффективного политического и экономического взаимодействия ведущих мировых держав.

С политической и экономической точки зрения Россия не может претендовать на роль мировой сверхдержавы. В то же время актуальные внешнеполитические вызовы и внутренние запросы буквально требуют от России политического укрепления и экономического роста. Достигнуть этого за счёт внутренних ресурсов не представляется возможным: по многим важнейшим социально-экономическим показателям Россия отстаёт от мировых лидеров. Решение данных проблем возможно с привлечением внешних ресурсов и потенциалов, одними из которых являются процессы экономической и политической интеграции.

В современной политической науке понятие интеграция понимается как процесс сближения политических структур в широком смысле и как процесс создания межгосударственных политических структур в узком. Понятие это зародилось ещё в Новое время, когда оно захватило умы просветителей: Жан Жак Руссо сформулировал идею европейского единства, Иммануил Кант - идею общемировой федерации. По мысли философов, политическая интеграция должна была установить мир, прекратив войны. Впоследствии на основе кантианской идеи была создана Лига наций. На том же принципе функционирует и преемник Лиги - Организация Объединённых Наций. По схожему принципу действует и Европейский Союз, выступая как достаточно аморфная федерация (конфедерация) [1, с. 13-16].

Совершенно очевидно, что политическая интеграция в современном мире сопутствует интеграции экономической. Именно сближение экономических процессов приводит к «интернализации всей общественной жизни, ускоряемой научно-техническим прогрессом, возрастанию взаимозависимости народов и государств» [2, с. 122].

Примером такой политической интеграции является Европейский союз - собрание разных стран, языков и культур, объединившихся на основе общих экономических, а затем и последовавших за ними политических интересов. Европейская интеграция является незаконченным процессом - мы видим, как усиливающаяся интеграция вызывает резкий негативный ответ евроскептиков в виде «Брекзита». Последний, впрочем, произошёл 31 января 2020 года в таких рамках и в таких условиях, что вряд ли можно считать Великобританию исключённой из общеевропейского дома. Великобритания осталась в едином экономическом пространстве ЕС до конца 2020 года, в течение которого будут определены новые условия торгово-экономического сотрудничества. Процесс интеграции не так-то просто прекратить, что подтверждала развернувшаяся в последние годы на Туманном Альбионе политическая игра между «брекзитёрами», «бремейнами» и «уклонистами» [3, с. 99-105].

Тем не менее ЕС был и остаётся крайне успешным примером интеграции крупного региона.

В начале 90-х гг. Россия оказалась вовлечена в интеграционные процессы: в 1991 году было создано СНГ, а в 1999 году образовался ЕврАзЭС. В 2003 году на постсоветском пространстве началось формирование Единого экономического пространства.

В настоящий момент Россия включена в ряд структур, основными из которых являются ООН, СНГ, ОДКБ, ШОС, БРИКС. Из них ООН и БРИКС являются глобальными, остальные - региональными.

В современном мире ООН явно исчерпала свой потенциал политической интеграции - за последующие после развала СССР тридцать лет мы не увидели никаких продвижений в деле мировой интеграции. В современных условиях ООН, наоборот, стала площадкой для столкновения политических мнений различных игроков. Разрушенная система блоков - капиталистического и социалистического - привела к обострению международной обстановки, волнам локальных войн и конфликтов на постсоветском пространстве, в Восточной Европе, на Ближнем Востоке, в Средней Азии. В целом, перспективы общемировой интеграции на основе ООН не актуальны на сегодняшний день, что признаётся и самой организацией: «Организация Объединенных Наций не является мировым правительством и не устанавливает законы. Она предоставляет возможности для урегулирования международных конфликтов и разработки стратегий по вопросам, которые касаются каждого из нас» [21].

БРИКС является, скорее, клубом развивающихся стран, нежели интеграционной площадкой. По аналогии с в7 и в20 БРИКС пытается координировать экономическое развитие, в частности, движение инвестиционного капитала.

Сотрудничество в рамках БРИКС характеризуется неформальностью, отсутствием чётких обязательств стран-членов. Сам БРИКС - трансконтинентальное объединение, участники которого раскиданы по трём континентам. Для того, чтобы стать интеграционной площадкой, БРИКС следует преодолеть ряд проблем: во-первых, БРИКС не имеет чёткого правового статуса, во-вторых, члены БРИКС слишком различаются в своём экономическом, социальном и политическом развитии, в-третьих, члены БРИКС не рассматривают эту структуру в качестве приоритета внешней политики [17, с.113].

В ШОС перспективы интеграции также вызывают вопросы. Существует центр притяжения - Китай, который реализует активную внешнюю политику в Средней Азии и на Ближнем Востоке в рамках концепции «Один пояс - один путь». В то же время Китай не преследует цели глубокой экономической и политической интеграции - для него важны торгово-экономические аспекты сотрудничества, а также стабильность в регионе. В этом смысле интеграционный потенциал ШОС не раскрыт в полной мере для решения региональных проблем.

В целом, ШОС является скорее «региональной организацией безопасности». Шанхайская конвенция, принятая в 2001 году, является документом, принятым ШОС и направленным на борьбу с мировым и региональным терроризмом [9, с. 249-253]. Эта конвенция впервые в международной практике закрепила определение терроризма, что имеет «историческое значение» [10, с. 196-198].

СНГ в качестве интеграционной площадки не актуален в первую очередь потому, что не является организацией, нацеленной в будущее. В сущностном отношении понятно, что СНГ был призван зафиксировать дезинтеграцию, а не способствовать интеграции. Поэтому в конечном итоге «стремление развернуть интеграцию в рамках Содружества не дало практических результатов» [6, с. 126].

ОДКБ - это в первую очередь военно-политический союз. Интеграционные процессы, завязанные на военный союз, нередки в современном мире. В первую очередь, это НАТО - североатлантический альянс, созданный для сдерживания социалистического блока, а в современном мире выполняющий функцию проводника военной силы и политической воли западных стран. Однако ОДКБ принципиально отличается от НАТО, в первую очередь, своей актуальностью и нацеленностью на современные вызовы.

ОДКБ призвана регулировать конфликты на постсоветском пространстве. В настоящий момент ОДКБ не имеет стратегического потенциального противника, поэтому нет необходимости для углубления военно-политической интеграции. Угроза фундаментализма и терроризма в Евразийском регионе характерна тем, что ставит перед странами не традиционные военные, а контртеррористические вызовы.

Тем не менее сотрудничество в рамках ОДКБ развивается. Созданная в 1994 году организация в 2002 году приобретает международный статус, а в 2004 году приобретает статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. В 2009 году эта организация получила новый толчок: президент Медведев объявил о планах превращения ОДКБ в аналог НАТО. В том же 2009 году были созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ [15, с. 119-129].

Отдельно стоит проект Союзного государства Российской Федерации и Республики Белоруссии как пример наиболее глубокой интеграции с участием России. В СМИ и различные экспертно-аналитические сообщества периодически попадают «вбросы» об окончательном политическом объединении России и Беларуси. Уже с 2000-х обсуждается проект введения единой валюты - российского рубля [19, с. 3-6].

Недостатком этого проекта является то, что в него включены всего лишь две страны, а включение других стран едва ли возможно. В конечном итоге это может привести скорее к инкорпорации Беларуси в российскую политическую реальность, чем к созданию действительно нового государства. В то же время Россия и Белоруссия тесно взаимодействуют именно в рамках ЕАЭС в экономическом отношении.

Современные политические процессы между странами характеризуются, с одной стороны, тесной экономической интеграцией, с другой - накапливающимися политическими противоречиями. Немалую роль в этом играет позиция президента Белоруссии, который объяснил, что у сторон нет намерений к объединению или присоединению [12].

Анализируя постсоветское пространство можно сделать вывод о том, что оно обладает значительным интеграционным потенциалом. Важными факторами для интеграционных процессов является:

- Географический фактор - самое крупное территориальное объединение в мире, раскинувшееся на обширных и богатых ценными ресурсами пространстве;

- Демографический фактор - население в 280 млн. человек, сопоставимое по размерам с крупнейшими странами западного мира;

- Экономические ресурсы - Россия и страны постсоветского пространства являются «безальтернативными партнёрами», т.к. их экономика во-многом завязана на сформировавшихся в Советском союзе связях;

- Военно-политический фактор - постсоветское пространство является геополитическим регионом, который ставит перед странами сходные задачи борьбы с экстремизмом и терроризмом;

- Политическим фактором выступает в данном случае политическая близость стран постсоветского пространства, которые различаются схожей государственной структурой и политическим режимом;

- Культурный фактор - это фактор общей истории и постсоветской культуры, который актуален и поныне;

- Социальный фактор - это развитый человеческий капитал;

- Репутационные, информационные и образовательные ресурсы [18, с. 104-108].

Перспективным проектом евразийской интеграции является ЕАЭС. Основным фактором сближения стран ЕАЭС, по аналогии с ЕС, является экономическая необходимость расширения рынка товаров, рабочей силы и капитала. Безусловно, экономическое взаимодействие государств в рамках ЕАЭС имеет как негативные, так и позитивные тренды.

В настоящий момент интеграционные процессы на основе ЕАЭС можно считать наиболее актуальными, т.к. они отвечают требованиям времени и отвечают объективным потребностям участников.

Евразийская интеграция является ключевым экономико-политическим процессом для определения картины будущего на постсоветском пространстве. Экономическая выгода от интеграции очевидна - больший объём общего рынка составит основу для роста экономик стран региона. Политическая выгода такого решения идёт вслед за экономической: перспективный рост экономики.

В перспективе евразийская интеграция должна сыграть ключевую роль в перестройке ресурсно-сырьевых экономик стран-участниц и способствовать решению следующих задач стран-участников ЕАЭС:

- Обеспечение макроэкономической стабильности;

- Рост инвестиционной активности;

- Внедрение инноваций в экономику;

- Повышение доступности финансовых ресурсов;

- Развитие торгово-транспортной инфраструктуры;

- Развитие человеческого капитала и кадрового ресурса;

- Имплементация ресурсосберегающей политики, повышение энергоэффективности;

- Развитие евразийского региона;

- Развитие внешней торговли [11].

Для решения этих задач у стран-участников ЕАЭС существует основательный задел. Страны евразийского региона относятся к «развивающимся» постсоветским экономикам, обладающим значительными ресурсами и развитым человеческим капиталом. Это отражают различные рейтинги и индексы развития.

По данным на 2019 год, ЕАЭС занимает 44 место в Индексе глобальной конкурентоспособности (Global competitiveness index) Всемирного экономического форума (Россия - 43 место). В число конкурентных преимуществ ЕАЭС вошли: «размер рынка» (11 место в мире), «внедрение ИКТ» (24 место), «инновационная активность» (39 место) и «макроэкономическая стабильность» (45 место)» [23].

В Индексе человеческого развития (Human development Index) ООН ЕАЭС заняла 50 место (Россия - 49 место). В данном рейтинге оценивается потенциал развития человеческого капитала, то есть совокупность возможностей для развития и актуализации людей в экономическом пространстве [23].

Актуальным вопросом о перспективах ЕАЭС являются его экономическое показатели. Несмотря на общемировое замедление темпов экономического роста, Россия и другие страны-участники ЕАЭС не могут позволить себе сохранять низкие темпы роста в связи с ключевыми внутренними и внешними вызовами. В общем и целом, экономические показатели развивающихся стран должны быть выше среднемировых 2,3% (в 2019 г.) [24], т.к. только при этом условии они смогут «догнать» ведущие экономики.

В то же время за период 2014-2019 гг. ВВП в текущих ценах России и стран-участниц ЕАЭС неуклонно рос в пересчёте на национальные валюты, однако после девальвации национальных валют в 2014-2015 гг. ВВП стран-участниц в пересчёте на доллары США резко сократился.

Так, ВВП в текущих ценах всего ЕАЭС в пересчёте на доллары США в 2016 году составил 2 401 162 миллиона долларов США, а в 2015 году - 1 626 772 миллиона долларов США. Пик падения пришёлся на 2016 год - 1 487 829 миллионов долларов США. Подобное колебание объясняется падением курса национальных валют по отношению к доллару, а не сокращением производства товаров и услуг [4].

Вообще, в 2017-2019 гг. мы видим стабилизацию национальной валюты и уверенный рост как совокупного ВВП, так и ВВП стран-участниц в пересчёте на доллары. Так, в 2018 г. ВВП ЕАС составил 1 914 000 млн. долларов США, а за январь-сентябрь 2019 г. -1 386 879 млн. долларов США, или 101,4 % к январю-сентябрю 2018 г. [16].

В целом, показатели роста ВВП стран-участниц ЕАЭС не дотягивают до общемировых. Это объясняется различными внутренними и внешними факторами. Со стороны ЕАЭС это отставание объясняется незаконченностью интеграционных процессов, которые на данной момент находятся на начальном этапе.

Существенными экономическими проблемами интеграции на евразийском (постсоветском) пространстве являются: «несоответствие сложившихся хозяйственных структур бывших союзных республик их потребностям становления и развития как независимых государств; низкий технический уровень производства, предопределивший неконкурентоспособность производимой продукции даже внутри СНГ по сравнению с импортируемой из стран дальнего зарубежья; отсутствие у России передовых технологий, что толкало остальные республики на поиск внешних партнёров; потребность новых государств в глубокой перестройке структуры производства, изменениях товарной номенклатуры и географической направленности их хозяйственных связей между собой и с третьими странами» [22, с. 296-298].

Существуют, кроме того, актуальные политические проблемы евразийской интеграции. В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации 2016 года, интеграция в ЕАЭС является одним из приоритетных направлений региональной политики. При этом подчёркивается, что ЕАЭС создан на основе «универсальных интеграционных принципов» и «способен сыграть важную роль в деле гармонизации интеграционных процессов в Европейском и Евразийском регионах» [20].

В то же время процессы евразийской интеграции испытывают проблемы, возникающие в силу политической инерции распада Советского союза, существующих у стран-участниц задач сохранения национальной независимости, элементарной разницы в законодательстве и экономическом развитии.

На данном этапе сложно говорить о перспективах политической интеграции стран ЕАЭС. В современном мире Россия проводит свою интеграционную политику. В рамках этой политики было принято решение принять волеизъявление жителей Крымской республики и Севастополя о присоединении к России, а также поддержаны непризнанные Абхазия и Южная Осетия [8]. Кроме того, Россия проводит последовательную внешнюю политику по защите русскоязычного населения за пределами страны, что нашло свое отражение в официальных приоритетах внешней политики (п. 45д) [20]. Необходимо отметить и такой элемент российской политики, как миграционная политика. Так, в абсолютных показателях число приезжих не превышает 8% от всего 146-миллионного населения России. Тем не менее это четвертое место в мире - более 12 млн человек [5].

Политическая интеграция необходима для проведения совместной экономической политики, поэтому на определённом этапе евразийской интеграции она неизбежна. Последовательность задач, которые предстоит решить ЕАЭС, очевидна: «ближайшая задача - полная реализация потенциала Таможенного союза и ЕЭП, в дальнейшем -создание экономического союза, а в будущем - Евразийского союза» [13, с. 201].

В то же время экономическая интеграция в рамках ЕАЭС находится только в зачаточном состоянии. По факту, на данном этапе произошло только открытие границ, но не созданы инструменты по выработке общей экономической, производственной, инновационной политики и т.д. В этом смысле о политической интеграции в рамках ЕАЭС говорить ещё рано. Так, лидеры стран ЕАЭС саммите в режиме видеоконференции 19 мая 2020 года в целом одобрили основные положения Стратегии развития экономической интеграции до 2025 года, но отложили подписание, чтобы более тщательно проработать формулировки «дорожной карты» [14].

При этом даже в условиях пандемии лидеры стран организации выступают «за единство международного сообщества и стабильность мировой экономики, сохранение принципа свободы передвижения товаров. ... Принимаемые нашими государствами меры оперативного и системного характера направлены на смягчение воздействия пандемии COVID-19 на экономики наших стран и обеспечение функционирования единого экономического пространства» [14].

Таким образом, ряд организаций, в которых находится Россия, обладает значительным интеграционным потенциалом. В первую очередь, это ЕАЭС и ОДКБ. Однако этот потенциал не раскрыт в полной мере, существуя только в перспективе.

В этом плане объективной внешнеполитической задачей Российской Федерации является углубление, расширение и ускорение интеграционных процессов в евразийском (постсоветском) регионе. В перспективе именно евразийская интеграция способна решить ряд фундаментальных проблем России и стран региона, в частности - обеспечить рост экономики на основе диверсификации и инноваций.

Список литературы

1. Абгарян С.Р. Понятие «интеграция» в политической науке // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. 2011. №131. С. 13-16URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponyatie-integratsiya-v-politicheskoy-nauke (дата обращения: 24.05.2020).

2. Аверьянов Ю.И. Политология: энциклопедический словарь. - М., 1993.

3. Ананьева Е.В. Непредсказуемый брекзит // Научно-аналитический Вестник Института Европы РАН. 2018. №4. С. 99-105 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ nepredskazuemyy-brekzit (дата обращения: 24.05.2020).

4. Евразийский экономический союз в цифрах. - Москва, 2019. - 199 с. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/ Brief_Statistics_Yearbook_2019.pdf

5. Жуковский И. Как в Германии: сколько мигрантов в России: https://www.gazeta.ru/ social/2019/10/10/12747578.shtml

6. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев УС. 25 лет СНГ и евразийские интеграционные проекты: ожидания, разочарования и перспективы // ЭНСР. 2017. №2 (77). С. 123-136 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/25-let-sng-i-evraziyskie-integratsionnye-proekty-ozhidaniya-razocharovaniya-i-perspektivy (дата обращения: 24.05.2020).

7. Иванов И.С.: Мир будет другим. Коммерсантъ. 20.04.2020. 12:04.

8. История воссоединения Крыма с Россией 15 марта 2019 URL: https://tass.ru/ info/6222164

9. Колегова О. Ю. ШОС как инструмент региональной интеграции: проблемы расширения // Вестник МГИМО. 2013. №1 (28). с. 249-253.URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/shos-kak-instrument-regionalnoy-integratsii-problemy-rasshireniya (дата обращения: 24.05.2020).

10. Колосов Ю.М. Вклад Шанхайской организации сотрудничества в борьбу с терроризмом // Российский ежегодник международного права. - СПб., 2003. - С. 196-198.

11. Кузьмина Е.М. Экономическое развитие стран ЕАЭС и перспективы экономической интеграции до 2025 г. Аналитическая записка. URL: https://russiancouncil.ru/ papers/EAEU2025-Policybrief-ru.pdf

12. Лукашенко высказался о присоединении России. 1 марта 2019 URL: https://news.rambler.ru/cis/41804834/?utm_content=news_media&utm_medium=read_ more&utm_source=copylink

13. Мансуров Т. А. На пути к Евразийскому экономическому Союзу // РСМ. 2012. №1. С. 191-202 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/na-puti-k-evraziyskomu-ekonomicheskomu-soyuzu (дата обращения: 24.05.2020.

14. МИР 24. Лидеры стран ЕАЭС начали саммит в режиме видеоконференции. URL:https://iacis.ru/pressroom/news/partnery/ lidery_stran_eaes_proveli_sammit_v_rezhime_ videokonferentsii/

15. Молчанова Е.Р. Политическая интеграция России: ОДКБ, ШОС, БРИК // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2010. №2 (36). С.119-129 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ politicheskaya-integratsiya-rossii-odkb-shos-brik (дата обращения: 24.05.2020).

16. Об основных социально-экономических показателях Евразийского экономического союза. 12 февраля 2020 г. ttp://eec.eaeunion.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/ econstat/Documents/Analytics/indicators201912.pdf

17. Сидорова Е.А. Интеграционно-инвестиционный потенциал БРИКС // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2016. С.111-112 №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsionno-investitsionnyy-potentsial-briks (дата обращения: 24.05.2020).

18. Соколова Н.В. Перспективы политической интеграции на постсоветском пространстве // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. №1. С. 104-108 URL: https://cyberleninka.ru/article/n7perspektivy-politicheskoy-integratsii-na-postsovetskom-prostranstve (дата обращения: 24.05.2020).

19. Сотников А. В. От свободной торговли к союзному государству // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. №7. С. 3-6 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ot-svobodnoy-torgovli-k-soyuznomu-gosudarstvu (дата обращения: 24.05.2020).

20. Указ Президента РФ от 30.11.2016 N 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_207990/680d674a2f96a8f380d9cf0f699455decb5f46ef/

21. Что такое ООН? URL: https://www.un.org/ru/about-un/booklet/

22. Шкваря Л. В. Россия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве: современные особенности // ПСЭ. 2009. №4. С. 296-298 URL: https^/cyberleninka.ru/article/n/rossiya-v-integratsionnyh-protsessah-na-postsovetskom-prostranstve-sovremennye-osobennosti (дата обращения: 24.05.2020).

23. Экономическое развитие Евразийского экономического союза и государств-членов в 2019году: международные рейтинги. Декабрь 2019. URL: http://eec.eaeunion. org/ruact/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/seminar/Documents/%D0%94%D0%BE% D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_2019.pdf

24. UN: World economic situation and prospects. Fact sheet. 2020. URL: https://www.un.org/ development/desa/dpad/wpcontent/uploads/sites/45/WESP2020_FactSheet.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.