m
Т.И. ДОЛЖЕНКОВА
T.I. DOLZHENKOVA
«РОССИЯ В ЛИХУЮ ГОДИНУ РОЖДАЕТ БОГАТЫРЕЙ...»
Великая Отечественная война в творчестве В.М. Клыкова
«IN YEARS OF HARDSHIP RUSSIA BRINGS FORTH EPIC HEROES...»
The Great Patriotic War in the work of V-M. Klykov
Сведения об авторе. Долженкова Татьяна Ивановна — заведующая отделением ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова», кандидат исторических наук (пгт. Кшенский, Советский район, Курская обл. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье рассказывается о творчестве В.М. Клыкова — известного советского и российского скульптора; о его работах, увековечивающих подвиг народа в Великой Отечественной войне.
Ключевые слова: В.М. Клыков; монументальное искусство; памятник Г. К. Жукову; памятник Победы на Прохоровском поле.
Information about author. Tatiana Dolzhenkova — Head of Section at the Sovetsky Socio-Agrarian School named after V.M. Klykov, Cand. Sc. (Hist.) (town of Kshensky, Sovetsky District, Kursk Region. E-mail: [email protected]).
Summary. The paper describes the work of V.M. Klykov, a prominent Soviet and Russian sculptor, and his creations that immortalized the heroic deed of the people in the Great Patriotic War.
Keywords: V.M. Klykov; monumental art; monument to Georgy Zhukov; Victory Monument in Prokhorovka Field.
Тема Великой Отечественной войны — одна из самых неисчерпаемых в советском и российском искусстве. Героическое звучание Победы является одной из центральных и в творчестве скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова (1939—2006) — народного художника, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Самыми известными его работами стали открытые в 1995 году памятник Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову у здания Государственного исторического музея в Москве и памятник Победы на Прохоровском поле в Белгородской области.
ОЙНА пришлась на раннее детство Вячеслава Клыкова. Линия фронта дважды проходила через его родную деревню Мармыжи Советского района Курской области. Мама скульптора, Лидия Тимофеевна Клыкова, с тремя маленькими детьми на руках эвакуировалась и вернулась в родное село только после его окончательного освобождения в 1943 году. Как позднее вспоминал сам Вячеслав Михайлович, многие страшные моменты того периода запали в детскую душу навсегда, несмотря на то, что было ему в то время чуть более двух лет. Запомнилось мальчику и то, как в 1944 году вернулся с фронта списанный по ранению отец Михаил Константинович. Став старше, Слава с особым вниманием и интересом слушал рассказы отца и его товарищей о войне и Г.К. Жукове. Позже, в школьные и институтские годы, Вячеслав вни-
мательно изучал мемуары многих военачальников и самого Георгия Константиновича. Впоследствии В.М. Клыков вспоминал: «Вот так в детстве, из рассказов отца и других фронтовиков Жуков предстал для меня как святой... Затем всё больше и определённее в моём сознании складывался образ исторической личности, национального героя... А по окончании института я уже загорелся большой мечтой: вот придёт время, наберусь мастерства и опыта и попытаюсь запечатлеть этот святой для меня и всего народа образ»1.
И мечта сбылась. В.М. Клыков стал автором самого впечатляющего и знаменитого памятника Г.К. Жукову, без которого сейчас сложно представить облик не только Манежной площади, но и Москвы.
В 1991 году Министерство культуры СССР объявило конкурс на лучший проект монумента пол-
ководцу. Одним из условий было строго оговорённое место установки памятника — Смоленская площадь. Это обстоятельство стало причиной отказа В.М. Клы-
В.М. Клыков
Звонница на Прохоровском поле
кова принимать участие в конкурсе и подтолкнуло его к идее предложить установить памятник Георгию Константиновичу на Красной площади, перед зданием Государственного исторического музея, напротив памятника Минину и Пожарскому, непременно на коне, как он запомнился по Параду Победы. Это, по словам скульптора, «было бы актом исторической справедливости... мы продолжили бы традицию наших предков — увековечивать героев, которые сыграли судьбоносную роль в истории Отечества»2.
Данную инициативу благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и поддержал мэр Москвы Ю.М. Лужков, обещая «стоять насмерть за место памятника на Красной площади»3, а президент Б.Н. Ельцин на встрече с ветеранами в Санкт-Петербурге пообещал установить этот монумент к 50-летию Победы на главной площади страны4.
В.М. Клыков приступил к его созданию. Памятник Жукову в натуральную величину под масштаб Красной площади был выполнен на Калужской фабрике. Работа проходила в тяжёлых условиях: цех практически не отапливался, глина замерзала. Трудился скульптор иногда сутками. При этом средств на возведение памятника выделено не было, как не было и заключённого договора. Проект выполнялся на собственные деньги В.М. Клыкова и финансовую помощь его друзей.
Пётр Сальников, писатель и участник Великой Отечественной
войны, побывав в мастерской Клыкова, удивлялся цепкой памяти скульптора и его невероятной точности художественного видения задуманного образа, ведь работал мастер над лицом маршала, не имея перед собой ни единого фотоснимка или карандашного наброска5. В.М. Клыков был лично знаком с дочерьми Г.К. Жукова Маргаритой и Марией, но они, по словам самого скульптора, в работу не вмешивались, лишь на стадии эскизов сделали несколько замечаний, которые автор принял с благодарностью.
Георгий Константинович был для Клыкова олицетворением Победы: «Россия в лихую годину рождает богатырей, обладающих той силой и мощью, которую таит в себе сама. Жуков — один из них. Имя его уже стало синонимом стойкости, отваги, синонимом самого русского народа... Он стоит в одном ряду с такими народными героями, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов... Может быть, он ещё большего масштаба и значения, ибо и масштаб войны, в которой он покрыл себя бессмертной славой, был велик, ни с чем не сравним»6.
В обозначенное время памятник был готов и с высокой оценкой принят Государственной комиссией, рекомендовавшей его к отливке из бронзы и установке. На эти цели по указу Президента РФ были выделены средства из федерального бюджета в размере 3,2 млн долларов США7.
Уже перед самой установкой монумента вдруг разгорелись
нешуточные споры о месте его размещения. В конце января 1995 года Правительство РФ приняло постановление о сооружении памятника Г.К. Жукову на Манежной площади, перед зданием Государственного исторического музея, невзирая на первоначальный замысел, благословение патриарха и обещание первых лиц государства. Официальной причиной подобного решения стало письмо ЮНЕСКО о том, что «возведение упомянутого памятника явно изменит оригинальный облик Красной площади» и станет основанием для её исключения из списка всемирного наследия.
Новое место В.М. Клыков не одобрил, аргументируя это тем, что за глухой стеной музея «в солнечный день мрачноватая тень здания станет падать на памятник», из-за чего «он будет смотреться как на задворках». Кроме того, это место насыщено коммуникациями, правительственной связью, коллекторами, что помимо эстетического диссонанса создаёт непростую инженерную задачу, требующую больших расходов8.
Невзирая на все доводы, а также многочисленные обращения представителей общественности в письмах и через средства массовой информации о необходимости «реализации первоначального плана установки памятника Г.К. Жукову на Красной площади», решение правительства осталось неизменным9.
Памятник маршалу Жукову торжественно открыли 8 мая 1995 года, в канун 50-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Конная статуя выполнена в стиле социалистического реализма: полководец изображён верхом на боевом коне во время торжественного Парада Победы 24 июня 1945 года. Привстав на стременах и натянув поводья, Георгий Константинович в полном парадном обмундировании выставил руку вперёд, словно собирается отдать воинское приветствие. Под копытами лошади находятся штандарты нацистской армии. Четырёхметровая бронзовая скульптура установлена на двухметровом гранитном постаменте. Общий вес композиции составляет 100 тонн.
Памятник на Манежной площади стал не единственным в творчестве В.М. Клыкова запёчатлённым
Г. И. ДОЛЖЕНКОВА. «Россия в лихую годину рождает богатырей...» •
В м\ ш
образом Г.К. Жукова. В 1998 году бюст маршалу был установлен в Волгоградской области, в городе Калаче-на-Дону, где в 1943 году соединились советские войска, замкнув в кольцо 6-ю армию вермахта. А в 2000 году аналогичный монумент был установлен на малой родине скульптора — в Советском районе Курской области, на привокзальной площади районного центра — пос. Кшенского, недалеко от братской могилы, где похоронены около 900 защитников Отечества10.
Пожалуй, самым значительным в творчестве В.М. Клыкова стал памятник Победы на Прохоров-ском поле — пятидесятиметровая белоснежная свеча — Звонница, к созданию которой скульптор шёл десять лет напряжённой творческой жизни.
Ещё в конце 1980-х годов в Москве снова заговорили о необходимости возведения памятника Победы на Поклонной горе и объявили конкурс проектов, в котором принял участие и В.М. Клыков: «Главную тяжесть минувшей войны вынес советский народ. Ему и строить Памятник! Я за то, чтобы Памятник появился только на Поклонной горе. Там можно собирать людей вДень Победы, проводить фестивали патриотической песни, концерты мастеров искусств»11. Проект творческой группы под руководством Клыкова предполагал возрождение Поклонной горы: планировалось насыпать курган землёй, взятой с полей минувших сражений. Построенный фасад здания музея необходимо было нивелировать, подчинить центральному монументу, в основе которого — раскрытые врата из белого камня, символизирующие гостеприимность нашего народа. На вратах — жития народа. Идея мира подчёркнута в верхней части памятника — скульптурном изображении женщины с цветущими яблонями, как символа Победы, пришедшей весной (по рассказам фронтовиков, тогда по всей стране шло буйное цветение деревьев). Объединять композицию должен был символ исторической связи времён — единый колокол-набат, который в дни торжеств должен обязательно звонить12.
У этого проекта, как и в целом в творчестве Клыкова, были не только сторонники, но и противники. Последние, например, кри-
тиковали идею за излишнюю «рус-скость». В ответ на это скульптор говорил о том, что если монумент устанавливается в Москве, то его силуэт и символика не должны быть чужеродными, ведь если произведение искусства выполнено в глубоко национальных традициях, то оно близко и понятно всем. К тому же такие символы, как врата, колокол, цветение, идентично воспринимаются многими другими народами13.
Некоторые участники конкурса, ознакомившись с проектом В.М. Клыкова, сняли свои работы в его пользу, да и при общественном просмотре он получил безоговорочное лидерство. А потом конкурс отменили, чтобы спустя время объявить, что на Поклонной горе устанавливается трёхгранный штыке распластанной вверху греческой богиней Никой. А проект В.М. Клыкова в трансформированном виде был воплощён в мемориальном комплексе на Прохоровском поле.
В 1991 году руководство Белгородской области обратилось к скульптору с просьбой увековечить память о погибших на Курской дуге. Несмотря на занятость (в это время вовсю шла работа над конным монументом Г.К. Жукова), Клыков согласился. Вместе с ним к работе приступили архитектор Р.И. Семерджиев и инженер Г.К. Солоухин. Огромную помощь рабочей группе оказал главный белгородский архитектор Е.Д. Сукачёв14.
3 мая 1995 года памятник Победы на Прохоровском поле освятил патриарх Алексий II. Место установки — высота 252,2 — самый эпицентр танковой битвы — Про-хоровская высота. Вячеслав Михайлович на открытии подчеркнул значимость этой высоты: «Наши отцы отступали до Белгорода. Но после Белгорода, ставшего городом первого салюта, они только наступали. И теперь мы должны сказать себе: "С Прохоровского поля мы тоже будем только наступать!"»15.
Клыков был верен себе и каждый сантиметр монумента насытил эмоциями, информацией, нашёл для него уникальный героико-патриотический и православно-исторический символ16.
Высота Звонницы составляет 59 м. Её стены представлены четырьмя отделёнными друг от
В.М. Клыков в процессе работы над памятником Г.К. Жукову
друга пилонами, выполненными в белом мраморе и символизирующими четыре года войны. В верхней части пилоны объединены в четверик, который несёт на себе круглый барабан из белого мрамора, служащий основанием для позолоченного сферического купола, являющегося символом Российской державы. В верхней части барабана на медной пластине закреплены слова из Библии на церковнославянском языке: «Больше сея любве ник-тоже имать, да кто душу свою положит за други своя» («Нет большей любви той, как положить жизнь за друзей своих»). Вокруг основания барабана размещён золочёный лавровый венок «как символ немеркнущей славы всех павших за правое дело на этом поле и оставшихся в нём». На вершине купола расположена позолоченная фигура Богородицы, которая в народе воспринимается как заступница России, как Родина-мать. Высота над-купольной фигуры на вершине звонницы составляет? м. Внутри под куполом располагается набатный колокол весом 3,5 т, служащий символом возвещения о победе на Прохоровском поле17.
На 4-стенных пилонах расположены 24 рельефа и более 130 исторических образов на темы православия и героизма защитников Отечества, рассказывающих о нападении фашистской Германии, противоборстве советского
Памятник В.М. Клыкову на Прохоровском поле
народа и победе русского духа и оружия.
На первом пилоне, посвящён-ном началу войны, изображён Собор Всех Святых. Здесь же в торжественных одеяниях пророки и святители, блаженные и священномученики. Далее расположен ряд «святые воины», среди которых Дмитрий Донской, Пересвет и Ослябя, Александр Невский и др. Пятый опоясывающий ряд горельефов объединяет общая тема «Герои фронта и тыла». Здесь автор изобразил
12 скульптур (по три на каждом пилоне), символизирующих единство страны: лётчик, артиллерист, танкист, санитарка, рабочий, железнодорожник, связист, пехотинец, сапёр, партизан, сталевар и крестьянка. Четвёртый и шестой ряды представляют собой тематические клейма.
На горельефе «Нашествие» изображены и жертвы войны, и семья, оставшаяся без ушедшего на фронт кормильца. Вячеслав Михайлович не скрывал, что эти фигуры несут черты портретного сходства с ним самим и его семьёй. В ряду «Герои фронта и тыла» скульптор строго следит за соблюдением исторической правды даже в деталях обмундирования. Горельеф «Поединок» изображает сошедшихся в рукопашной схватке солдат: советский пехотинец повергает захватчика на фоне смертельного поединка танков.
На северном пилоне, обращён-ном в сторону Курской области,
изображена Курская Коренная икона «Знамение» Божьей Матери, олицетворяющая заступницу Руси. На горельефе «Объявление войны в городе» — мужчины и женщины разных возрастов и профессий слушают в строгом молчании сообщение по радио. В центре, за столом, работники военкомата ведут запись добровольцев. В глубине отряд пехотинцев и танковая колонна уходят на фронт. В «Героях фронта и тыла» скульптор изображает девушку-санитарку, готовую к перевязке раненого; подростка, вытачивающего артиллерийский снаряд; железнодорожника с сигнальными флажками. Центральным является горельеф «Атака»: комбат поднимает в бой своих бойцов. А за его спиной сливаются в единое целое не только пехотинцы, но и танки, артиллерия, самолёты.
Восточный пилон (третий год войны) венчает горельеф «Святая Троица» по иконе Андрея Рублёва (этот образ имеет для скульптора и другой символ — единство трёх православных народов: русских, украинцев, белорусов). Напротив этого пилона были посажены и три аллеи (дубовая, липовая, берёзовая).
Трогателен горельеф «Объявление войны в деревне». Село, составлявшее в то время значительную часть страны, изображено в период сенокоса, в котором участвовали все селяне. На горельефе изображены всадник, который мчится с этой страшной вестью, и ставшие в очередь за винтовками хлеборобы и землепашцы. Третий пилон — это преддверие Победы. На центральном горельефе «Возвращение» в освобождённую от врага деревню идут с надеждой женщины, старики, дети, но вместо родных домов — пепелища и разрушенный православный храм. Люди ведут с собой корову-кормилицу.
Победный пилон венчает Георгий Победоносец, хотя ещё уходят за горизонт полки, благословляемые священником. Называется этот горельеф «Благословение». Среди героев — танкист с картой, артиллерист и лётчик. Основная картина пилона — «Победа», где Г.К. Жуков в парадном мундире принимает Парад Победы с цветущей веткой яблони — символом мира. Под ноги коня солдаты бро-
сают штандарты поверженного врага, а на втором плане — ликующая Москва18.
Всего на Звоннице 296 рельефов. Все образы этого монумента выдержаны в национальных традициях, опираются на тысячелетний российский художественно-исторический опыт и народную символику19.
Когда журналисты спросили скульптора, что помогло ему создать такой уникальный памятник-храм, он рассказал о женщинах из соседнего с Прохоровкой с. Сторожевого, которые в 1943 году образовывали похоронные команды. Они в воспоминаниях отмечали, что подняли и вынесли с поля более 500 человек. Практически все наши погибшие лежали лицом вверх, а фашисты ничком. «Поэтому и постарался сделать всё, чтобы монумент получился светлым, устремлённым в небо, как последние взоры наших бойцов»20.
Колокол через каждые 20 минут звонит, напоминая нам о трёх ратных полях России: первый звон — о героях Куликовского поля, второй — о солдатах Бородинской битвы, третий — в память о победе в Прохоровском сражении, обо всех павших в борьбе с фашизмом за свободу Отечества.
На открытии памятника В.М. Клыков сказал: «Три великих Поля в России — Куликово на Дону, Бородинское под Москвою и это, Про-хоровское, здесь. Они освящают собою всю нашу землю и являются подлинными православными святилищами русского народа. Именно эти святилища с Запада стоят неодолимым духовным заслоном на пути враждебных сил к сердцу нашего Отечества. Прославленные у Бога эти места должны быть подобающе прославлены и в сердце каждого русского. Духовно соединив великие пространства — Три Поля России, собрав воедино эту святыню в народном сознании, в своей памяти, мы одолеем и нынешнее разделение, царящее теперь в России. Только подлинная соборность Земли Русской победит нынешнюю смуту. Я в это свято верю...»21.
Когда не стало самого скульптора (ушедшего из жизни в 2006 г.), по решению Попечительского совета «Прохоровское поле» недалеко от Звонницы установили бронзовую фигуру Клыкова рабо-
Г. И. ДОЛЖЕНКОВА. «Россия в лихую годину рождает богатырей...» •
В м\
-Jtl
ты Анатолия Шишкова, известного белгородского скульптора, ученика и друга Вячеслава Михайловича. Уменьшенная копия Звонницы возвышается и на пьедестале памятника Вячеславу Михайловичу Клыкову, установленного в Курске, на проспекте, названном в его честь.
Конечно, конный монумент Г.К. Жукову и Звонница на Про-хоровском поле — самые яркие и узнаваемые памятники В.М. Клыкова, посвящённые Великой Отечественной войне, но не единственные.
9 мая 1985 года в Перми был установлен памятник героям фронта и тыла, выступающий символом сплочения народа перед общей бедой22. Вместе с Клыковым над этим проектом работали архитекторы Р.И. Семерджиев, В.И. Снегирёв и конструктор Б.С. Гурвич.
Трёхчастная композиция соединяет фигуры Родины-матери в центре, солдата с мечом в руке, глядящего на запад, где идут бои, и рабочего со щитом, смотрящего на восток — куда были эвакуированы фабрики и заводы и где ковалась Победа. Центральной фигурой является Родина-мать в традиционном образе женщины, которая не плачет и не скорбит, а, твёрдо указывая рукой в сторону фронта, направляет на защиту Отечества сына с уверенностью, что он вернётся. Второй рукой она прикасается к щиту, который изготовил её второй сын. У воина меч поднят вверх в знак грядущей победы. В этой композиции выдержано ритмическое единство фигур, чётко найдены объёмы, гармонично сочетающиеся с окружающей застройкой23. Общая высота чугунной конструкции — Юм.
В.М. Клыков создавал не только грандиозные монументальные объекты. Не обошёл он вниманием и небольшие братские могилы.
В начале 1990-х годов во время работы над Звонницей он побывал в селе Сторожевом Белгородской области, а в мае 1995 года подарил крест-распятие для братской могилы, установленный во время перезахоронения останков погибших бойцов24. Спустя год, в мае 1996 года, подобный крест был установлен на станции Мармыжи над могилой 140 советских воинов-железнодорожников, погибших в 1941—1942 гг. Скульптор принимал
участие в открытии памятника вместе с ветеранами войны и труда, членами поисковых отрядов, участниками VI международного Марша Мира25. Ещё один крест установил В.М. Клыков и на братской могиле в родном селе Мармыжи. Все эти памятники были изготовлены Вячеславом Михайловичем на собственные средства26.
Ценные подарки были сделаны и Курску. В 1999 году В.М. Клыков изготовил бюст Константина Константиновича Рокоссовского, отозвавшись на просьбу администрации курской школы. «Вячеслав ни на минуту не задумался, когда мы подошли к нему с просьбой о помощи. Единственно, что спросил: "Когда вам нужно?". Этот разговор состоялся в октябре, а 5 мая у нас уже был самолично привезённый из Москвы и установленный Клыковым монумент»,— рассказывала Алла Ивановна Дворникова, директор средней школы № 8 имени К.К. Рокоссовского г. Курска. А в августе 2005 года в Сеймском округе появился памятник прославленному маршалу. Ветераны, приехавшие на его открытие, высоко оценили новое творение Вячеслава Клыкова: «Как будто он здесь и стоял». Среди почётных гостей присутствовали и прямые потомки легендарного полководца.
Одной из последних работ Мастера стал памятник из бронзы и мрамора, установленный в мае 2005 года в Афинах, на одном из крупнейших проспектов — Сингру. Монумент представляет собой бронзовую статую Родины-матери возле мраморного барельефа с изображением сражённого пулей воина в форме советского солдата. На пьедестале начертано: «Советским воинам, павшим за свободу и независимость Греции. 1941—1944 гг.».
Замыслы В.М. Клыкова продолжают воплощаться и после его смерти. В день открытия Звонницы он говорил: «Там, в конце аллеи, будут стоять три воина — герои Куликовской битвы, Бородина и Курского сражения». И действительно, в 2008 году неподалёку от памятника Победы на Прохо-ровском поле были установлены бюсты трём великим полководцам: Д.И. Донскому, М.И. Кутузову, Г.К. Жукову, объединённые в общую композицию, символизирующую преемственность рос-
сийской боевой доблести. Автор этого памятника — Андрей Вячеславович Клыков, сын знаменитого скульптора.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сальников П. На ветрах времени // Славянка. 1996. № 11-12. С. 7.
2 Горовой Л. Где стоять маршалу Жукову // Архив музея Советского социально-аграрного техникума имени В.М. Клыкова. Ф. 1. Оп. 1.Д. 1.Л.2.
3 Сальников П. Указ. соч. С. 7.
4 Памятник Жукову на Красной площади // КоммерсантЪ. 1994. № 36(504). 1 марта.
5 Сальников П. Указ. соч. С. 7.
6 Вячеслав Клыков: альбом. М.: САМПО, 1999. С. 29.
7 МерцаловаА. Цена камня: сколько стоят самые дорогие московские памятники //Аргументы и факты. 2012. 24 октября.
8 Горовой Л. Указ. соч.
9 Сальников П. Указ. соч. С. 7.
10 Золотухин А.Ю., Коровин В.В., Манжосов А.Н. «И памятники дышат, как живые...»: памятники боевой славы, установленные на Курской земле в честь событий Великой Отечественной войны. Курск: Юго-Западное отделение Академии военно-исторических наук, 2010. С. 95.
11 Бабенко В. Связей с родиной не терял никогда // Курская правда. 1989. № 98. 28 апреля. С. 4.
12 Огрызко В. Вячеслав Клыков: дело не упустить// Книжное обозрение. 1988. № 42. 21 октября. С. 3.
13 Бабенко В. Указ. соч. С. 4.
14 Золотухин А.Ю., Коровин В.В., Манжосов А.Н. «Народ должен беречь свою память...»: памятники воинской доблести и славы в гражданско-патриотическом воспитании соотечественников, XIX—XX вв. Курск: Юго-Западное отделение Академии военно-исторических наук, 2010. С. 52.
15 Иванов Н.Ф., ОвчароваНЖ Прохоров-ское поле: да святится имя твоё. 2-е изд. Белгород: КОНСТАНТА, 2015. С. 56-59.
16 Там же.
17 Борзунов С. Белогорье: Прохоровское поле // Наш современник. 2003. Вып. 5. С. 276.
18 Иванов Н.Ф., Овчарова Н.И Указ. соч. С. 59-63.
19 Золотухин А.Ю., Коровин В.В., Манжосов А.Н. «Народ должен беречь свою память...». С. 17.
20 Иванов Н.Ф., Овчарова Н.И. Указ. соч. С. 60.
21 Болотин Л. Слушая сверчка: странички из дневника: Прохоровское поле // Держава. 1995. № 2(3). С. 135, 136.
22 Володина О. Памятник героям фронта и тыла в Перми — символ сплочения народа перед бедой. См. интернет-ресурс: http://fb.ru (дата обращения: 12 ноября 2018 г.).
23 Вячеслав Клыков... С. 26.
24 Иванов Н.Ф., Овчарова Н.И. Указ. соч. С. 69.
25 Золотухин А.Ю., Коровин В.В., Манжосов А.Н. «Народ должен беречь свою память...». С. 17,18.
26 Там же. ■