Научная статья на тему '"Мармыжи много определили в моей судьбе": о духовных истоках творчества В. М. Клыкова (к 80-летию скульптора, народного художника Российской Федерации)'

"Мармыжи много определили в моей судьбе": о духовных истоках творчества В. М. Клыкова (к 80-летию скульптора, народного художника Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
305
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛЬПТОР / ПАТРИОТИЗМ / РОДНАЯ ЗЕМЛЯ / МАРМЫЖИ / ТВОРЧЕСТВО / ПАМЯТНИК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Долженкова Т.И., Салтык Г.А.

В статье представлены духовные истоки творчества известного советского и российского скульптора, уроженца с. Мармыжи Советского района Курской области В.М. Клыкова (1939-2006). Авторами использованы воспоминания Вячеслава Михайловича о детстве и его малой Родине. Интерес представляют отзывы современников о своем знаменитом земляке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Мармыжи много определили в моей судьбе": о духовных истоках творчества В. М. Клыкова (к 80-летию скульптора, народного художника Российской Федерации)»

УДК 93/94:470.323

«МАРМЫЖИ МНОГО ОПРЕДЕЛИЛИ В МОЕЙ СУДЬБЕ»: О ДУХОВНЫХ ИСТОКАХ ТВОРЧЕСТВА В. М. КЛЫКОВА

(к 80-летию скульптора, народного художника Российской Федерации)

© 2020 Т. И. Долженкова1, Г. А. Салтык2

1канд. ист. наук, зав. отделением (Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова), докторант e-mail: dolgenkovatana @ mail. ru 2докт. ист. наук, профессор e-mail: galinasaltyk@ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье представлены духовные истоки творчества известного советского и российского скульптора, уроженца с. Мармыжи Советского района Курской области В.М. Клыкова (1939-2006). Авторами использованы воспоминания Вячеслава Михайловича о детстве и его малой Родине. Интерес представляют отзывы современников о своем знаменитом земляке.

Ключевые слова: скульптор, патриотизм, родная земля, Мармыжи, творчество, памятник.

В октябре 2019 г. исполнилось 80 лет со дня рождения советского и российского скульптора, народного художника Российской Федерации Вячеслава Михайловича Клыкова. Его скульптурные образы и композиции составили героическую летопись России, в которой автор прославил великих полководцев страны, праведников, выдающихся деятелей культуры. Князь Святослав и маршал Г.К. Жуков, Н.В. Плевицкая и В. Шукшин, преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский... [Вячеслав Клыков 2000: 9]. Все творчество В.М. Клыкова наполнено глубоким патриотизмом и пронизано безграничной любовью к Родине, которая выражается у него в каждом образе - будь то земляк или исторический деятель.

Он родился в 1939 г. в небольшом селе Мармыжи Советского района Курской области. «Село наше было равноудалено от всех проезжих дорог и железнодорожных линий и скорее напоминало хуторок с ярко выраженным полукрестьянским полуказачьим бытом и укладом», - писал В.М. Клыков [Клыков 2000: 3]. Неоднократно Вячеслав Михайлович подчеркивал в своих в выступлениях: «Хвала Господу Богу за то, что мне довелось так счастливо родиться в этой маленькой деревеньке в самом сердце России. Мармыжи много определили в моей судьбе» [Бабенко 1989].

Известно, что формирование основных черт характера человека, его моральных принципов непосредственно связано с семьей и с детскими годами. Как полагал скульптор, именно «впечатления детства рождают и питают воображение художника» [Емельянов 2006: 4]. А в детстве ему пришлось многое пережить. В трехлетнем возрасте он впервые покинул родное село - мама Лидия Тимофеевна ушла с двумя маленькими детьми в эвакуацию, спасая их от войны. Почти 300 км практически несла их на руках [Кудрявина 1997].

Фронт дважды прокатывался через село Мармыжи: первая оккупация - с конца ноября по 24 декабря 1941 г. Вторая оккупация началась 28 июня 1942 г. с массированного авианалёта на железнодорожные станции. Особенно сильной бомбардировке подверглись Мармыжи: станция была стёрта с лица земли [Немцев

2003: 346]. Как позднее вспоминал сам Вячеслав Михайлович, многие страшные моменты того периода запали в детскую душу навсегда. Особенно в детской памяти отложилась эвакуация [Емельянов 2006: 5].

После возвращения в родное село в 1943 г. Клыковы жили в небольшой хатке с двумя перекосившимися окнами. «Живем тесно, но дружно: мама, две бабушки, я с братом постарше, два мамины брата - Виктор и Шурик. Одному 14, другому 16» [Емельянов 2006: 5].

Обе его бабушки были верующие и у внуков воспитывали чувство личной ответственности перед Богом, уважение к исторической памяти и национальным традициям. В.М. Клыков считал, что в каждом человеке заложена вся предшествующая история, вся его генетическая память, которую возможно разбудить благодаря «счастливым, благодатным ориентирам». «В этом смысле мне как человеку и художнику очень повезло», - говорил он. И действительно, во многом благодаря рассказам бабушек мальчик многое знал о православных святых - Николае Чудотворце, Сергии Радонежском, Серафиме Саровском. Неслучайно православная тематика стала одной из главных в творчестве скульптора, а образы этих святых самыми любимыми. От бабушки Капитолины Матвеевны Вячеслав Михайлович унаследовал образность языка и любовь к народной культуре. Она окончила гимназию, но в то же время была кладезем народных преданий, пословиц, поговорок [Потапов 1999].

В 1944 г. демобилизовали с фронта по ранению отца - Михаила Константиновича, прошедшего сначала советско-финскую, а затем и Великую Отечественную войну. Отец много рассказывал о войне, часто слушал Слава Клыков и разговоры других фронтовиков, вернувшихся в родную деревню. Из этих рассказов сложился образ Жукова как великой исторической личности, национального героя, практически «святого». Уже будучи известным скульптором, Вячеслав Михайлович воплотил в жизнь свою давнюю мечту. Сегодня памятник Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову возвышается на Манежной площади в Москве. Детские впечатления стали основанием для постоянного обращения В.М. Клыкова к героико-патриотической теме, ставшей центральной в его творчестве.

Дом Клыковых всегда был многолюдным и хлебосольным - приходили из Кшени, Юрасово, других районов Курской области, из белгородских и харьковских деревень. Здесь всегда было весело, часто пели песни. Славик умел играть на губной гармошке, а отец - на трофейном немецком аккордеоне [Крутоверцева], мама отменно пела казацкие и русские народные песни. Любовь к русской песне, к её исполнителям, зародившаяся у Вячеслава Михайловича в детстве, не прошла бесследно - именно он стал инициатором и организатором Всероссийского конкурса-фестиваля исполнителей народной песни имени Надежды Плевицкой.

Клыков отмечал, что любовь к Родине началась для него с любви к родной деревне, к её тихой и неприметной красоте, к каждому дому и жителю. «Мармыжи стали моим миром, - говорил он, - моим Космосом, где я не чувствовал себя никогда потерянным. А земляки все мне как родня» [Грива 2011].

Здесь, в Мармыжах, знакомится он и с характерами людей, отмечая при этом, что «различия между людьми те же, изначальные, что и между десятью-одиннадцатью моими деревенскими сверстниками» [Клыков 2000]. Несмотря на возросшие масштабы общения, с которыми столкнулся скульптор в городах, он по-прежнему оценивал людей на основе той «прежней, изначальной меры...», «первичных ценностей».

Клыков пользовался уважением сверстников, умел вылепить любую фигуру из глины, хлеба, жмыха, мог вырезать из картона. Он полагал, что «источник точности его глаза» находится на его малой родине, «там, в степи детства, где одинокая травинка в поле и плавные овалы холмов, и лошадь, которую узнал бы в самом огромном табуне, и

люди, уважительно относящиеся к детям.». И далее Вячеслав Михайлович подчеркивал: «Позднее я ни разу не ошибся в выборе масштаба, увязывая свои работы с пространственной средой» [Курский край 2017: 232].

После завершения войны родители решили перебираться на станцию Мармыжи. В поселке имени Ленина (как официально называется населенный пункт, образовавшийся вокруг железнодорожной станции Мармыжи) отец работал бухгалтером в Мармыжанской МТС, мать заведовала сельским магазином и занималась воспитанием троих детей: приучала их к труду, прививала любовь к знаниям (все трое детей в дальнейшем получили высшее образование) [Полозков 2019: 127]. В 1946 г. Слава Клыков поступил в школу.

По воспоминаниям учителей и одноклассников, любимым предметом в школе было рисование. И здесь Клыкову и его сверстникам повезло - этот урок преподавал одарённый, но оставшийся малоизвестным художник Анатолий Алексеевич Хмелевской (8.05.1918 - 24.04. 1972), уроженец села Расховец Советского района, выпускник Смоленского художественного техникума, участник Великой Отечественной войны (был дважды ранен, награждён орденом Красной Звезды). Основными темами его творчества стали крестьянская жизнь, сельские пейзажи, война. Среди его выпускников не только Вячеслав Клыков, но и Валентин Чухаркин (19372005) - советский и российский скульптор, заслуженный художник Российской Федерации.

По воспоминаниям бывшей учительницы Мармыжанской школы Лидии Яковлевны Носовой, А. А. Хмелевской гордился, что в его руки попал такой способный парнишка - Вячеслав Клыков, и даже советовал его родителям определить сына серьёзно учиться живописи.

Увлечение рисованием выходило за рамки урока - у В.М. Клыкова все тетради были изрисованы портретами друзей, товарищей по классу, военной техникой, животными, птицами.

Помимо рисования Вячеслав Михайлович увлекался спортом. Вместе со сверстниками зимой заливали каток, катались на коньках и играли в хоккей. А еще любили лыжные прогулки. Позже он вспоминал: «Собирались человек по 20-30 и ехали по маршруту - Березовские-Юрасовские верха. Оттуда голодные, мокрые до нитки, уставшие, но довольные возвращались домой» [Губарев]. Не удивительно, что на районных лыжных соревнованиях В. Клыков занимал первые места, был трижды чемпионом Курской области по борьбе, которой увлекся ещё в Мармыжах. Здесь юноши сами сделали борцовский ковёр: вырыли большую яму в лесу, в соснах, засыпали её опилками, часто там собирались на тренировки. В летнее время также играли на площадке около родительской усадьбы в футбол, лапту. Часто ходили в расположенный рядом лес за ягодами, грибами, весной - за ландышами. Большую часть времени проводили на пруду, где Слава постоянно лепил из глины [Там же].

Привычка к физическому труду, заложенная с детства, сохранилась и в творческой деятельности - даже черновую работу (размешивание глины, «набрасывание» её на каркас будущей фигуры) В.М. Клыков всегда выполнял сам.

Как вспоминал друг детства Владимир Михайлович Харин, в школе Слава Клыков был лидером и правдолюбцем, парнем отчаянно смелым и честным, в трудную минуту всегда мог поддержать, служил образцом и примером [Харин]. Все эти качества он пронёс через всю свою жизнь, добившись признания своим умом, талантом и трудолюбием.

Интересные воспоминания оставила о скульпторе Людмила Максимовна Воробьева, с детства дружившая с младшей сестрой Вячеслава Михайловича - Аллой и часто бывавшая по-соседски у них дома. «Сколько помню, в семье В.М. Клыкова

всегда добрая атмосфера, любящие друг друга люди. Его ласково звали Славиком. Он был заботливым сыном, для Аллы настоящим старшим братом. Я тогда ей жутко завидовала, так хотелось иметь тоже брата, такого же сильного и надежного. Вячеслав Михайлович был человеком щедрой души и опекал нас обеих. В доме было тепло и уютно. Детям не запрещалось приводить в дом друзей, частенько бывало шумно и многолюдно» [Воробьева].

В 1953 г. Вячеслав Клыков пошел учиться в восьмой класс Советской средней школы № 1, которая находилась в районном центре (в 12 км от Мармыжей). В школу добирались поездом Курск-Касторное, который проходил в 5 часов утра, а обратно возвращались «товарным» поездом (садились и «выходили» практически на ходу. Слава прыгал первым и помогал спуститься девочкам). В зимнее время мармыжанские дети снимали квартиру в посёлке. По воспоминаниям одноклассников недельный паек состоял из ведра картошки, буханки хлеба и бутылки растительного масла (или куска сала). В конце недели приезжали домой, а в понедельник поездом обратно на учёбу. Именно в эти годы В.М. Клыков закалил свой характер занятиями спортом и жесткой самодисциплиной [Горовой 2006: 22-27].

В 1956 г. В.М. Клыков окончил 10 классов и отправился во взрослую жизнь -сначала в Курск (в 1960 году он вошёл в число студентов первого набора художественно-графического факультета Курского педагогического института), а затем в Москву, но всегда возвращался в родные места, ставшие для него источником силы и вдохновения. Именно «малая родина, ставшая для Клыкова началом большого мира, помогла ему «не затеряться в нём». Позже он писал: «Связей с родиной не терял никогда, более того, уверен, что их можно разорвать только искусственно.» [Бабенко 1989: 4].

Что Клыкову дала его малая родина? Здесь он черпал силы, здесь «рождается ответственность перед земляками - простыми людьми, жителями деревеньки Мармыжи». По глубокому убеждению скульптора, «люди повторяют землю, на которой живут.». И далее он писал: «Речь курянина, как речь иностранца, узнаю сразу же, всегда улавливаю курский тип лица.» [Там же].

Известно, что Вячеслав Михайлович приезжал в Мармыжи с гостями: писателями, художниками, актёрами. Все они отмечали, с каким уважением Клыков относился к землякам, а они - к нему. Доступный в общении, обаятельный, он всех располагал к себе, оживлял любое собрание, рядом с ним было тепло и легко. Он умел завязывать прочные отношения с народом, гостеприимству его и неподдельному радушию, кажется, не было предела. Вокруг него всегда находилось много людей, разных по возрасту, по роду деятельности, по образу жизни и убеждениям. Со всеми Клыков мог поддерживать свою, непохожую на другие, нить общения, находить одобряющие слова, неназойливо давать советы [Кулешов 2019: 3].

Вот что рассказывал о своем знаменитом земляке старожил Мармыжей Сергей Васильевич Коротков: «Слава меня называл - "последний из могикан", потому что я самый старый в Мармыжах - мне 90 лет». И далее он с теплотой вспоминал: «Обычно, когда приезжал он домой, всегда звал меня в гости, обо всем расспрашивал, сам рассказывал о странах, где был. Светлая душа у него, чистоты непомерной, таких, как он, Земля рождает одного на миллион, и то только раз в сто лет. Вот нет его, и к нам в Мармыжи не приезжают знатные гости, стало как-то пусто.» [Памяти. 2007: 2].

В.М. Клыков часто признавался, что именно с земляками чувствовал себя по-настоящему счастливым человеком [Кулешов 2019: 3]. «Силы преодолевать трудности и невзгоды мне дает любовь к своей земле, малой родине, к маленькой глухой деревне Мармыжи. Когда вспоминаю о ней - слезы наворачиваются на глаза. Вроде и нет там ничего примечательного: степь, перелески. Но как только увижу эту степь... Сразу и в

душе ширь открывается, физически здоровее становишься. Кажется, я все на свете смогу. Вот откуда силушка-то и берется - от родной земли. Это то, что мобилизует волю и сердце!» [Кулешов 2019: 3]. И уж совсем откровенно: «Мы приезжаем часто в Мармыжи, и я всегда боюсь, когда мы едем сюда, как бы сердце не разорвалось от любви к этой земле» [Клыков 2000].

Приезжая, занимался обыденным сельским трудом - нередко его видели с косой и даже сохой в руках. И как-то совсем не думалось, что рядом человек всероссийского масштаба. Был человеком на редкость работоспособным и целеустремленным. Его неуёмная энергия и талантливые руки не знали покоя.

По-прежнему клыковский дом славился хлебосольностью и гостеприимством. Как рассказывал друг семьи Евгений Петрович Анненков, «Вячеслав Михайлович Клыков всегда находил время встретиться с друзьями, приглашал к себе в гости, вечерами обязательно зажигал костер. Для него самым лучшим отдыхом была песня. Особенно любил петь под мой баян, чем я очень горжусь. этот голос и сейчас звучит во мне. Любил он свои родные места, своих земляков. В нем была щедрая душа русского человека» [Анненков].

«. Моя любовь к родной земле оказалась взаимной. Вы знаете, это так важно, когда человек несет в себе ту любовь, он становится богатым, его не страшат никакие преграды. Тогда приходит одержимость вопросом: что я могу сделать для России, для своего дома, для своей семьи? И возникает потребность и воля творить добро, приносить пользу.» - говорил В.М. Клыков [Вишневская 2004: 32-33].

Эта щедрость и внимательность проявлялась не только в многочисленных творческих подарках. Показателен и такой факт: скульптор купил для своих односельчан трактор «Беларусь» [Яковенко 2016]. Заметим, что с детских лет он понимал, что земля - категория не только экономическая, но и нравственная [Памяти. 2017]. Клыков остро чувствовал, что для спасения Отечества нужно спасти плодородные земли, спасти крестьянство. Болью за родные поля продиктована активная работа по проведению научно-практических конференций «Русский чернозём», где в едином ключе обсуждались вопросы охраны природы, развития и укрепления русского Черноземья.

Клыков был образцом настоящего, крепкого силой и духом русского человека. Умел ценить таланты других, более того, рядом с ним люди духовно росли. Это редкость, чтобы в лучах собственной славы человек замечал свет от других [Карташева 2000: 7]. Он упорно искал и находил на родине талантливых людей, помогая им выйти на широкую дорогу. Так было, например, с самодеятельным художником Петром Романовичем Сырцовым, одиноко живущим на удаленном от всех населенных пунктов островке. В.М. Клыков устроил ему несколько персональных выставок в Москве, выпустил набор открыток с изображением картин художника. Способствовал продвижению кшенской поэтессы Оксаны Полуниной, издав книгу её стихов «Чаша тепла». А сколько талантов ежегодно открывает Фестиваль русской народной песни имени Н.В. Плевицкой, который начинал В.М. Клыков и Международный фонд славянской письменности и культуры [Панова 2000: 4-5].

У Вячеслава Михайловича было много замыслов, в том числе связанных с родными Мармыжами: со временем он собирался перебраться сюда, начал готовить здание для открытия художественной школы и мастерской (здесь теперь находится музей В.М. Клыкова).

Ранним утром 2 июня 2006 г. В.М. Клыкова не стало. Масштаб его личности и творческих свершений велик, и он вполне мог быть похоронен на одном из элитных кладбищ Москвы, но последним желанием скульптора было вернуться в Мармыжи, на

родину, теперь уже навсегда. Неспроста говорят: «мир искусства начинается у порога твоего дома и возвращается к нему».

Вячеслав Михайлович утверждал, что для того, чтобы состоялся художник, необходим цельный характер, заложенный изначально. Если этого нет, творчество уходит в сторону от основной идеи, становится узким, неинтересным. И такой характер у Вячеслава Михайловича был! Курский характер...

Библиографический список

Анненков Е.П. Воспоминания о Клыкове В.М. // Музей ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова».

Бабенко В. «Связей с родиной не терял никогда» // Курская правда. 1989. № 98.

Вишневская Т. За всю любовь расплатимся любовью // VIP. 2004. № 6. С. 32-33.

Воробьева Л.М. Славик // Музей ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»

Вячеслав Клыков - заступник земли курской. Курск: ООО «Полстар», 2019. С. 9.

Горовой Л. Дыхание вечности // Казаки. Спецвыпуск. 2006. июнь. С. 22-27.

Грива Т. В Мармыжи к Вячеславу Клыкову // Курская правда. 2011. № 62.

Грива Т. Духовный радетель курского края // VIP. 2009. №4. С. 66-67.

Губарев Ю.С. Друг детства // Музей ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»

Емельянов И. Единство добра, истины и красоты // Казаки. Спецвыпуск. 2006. июнь. С. 4-8.

Карташева Н. За Русь святую! // Русский Вестник. Специально для Курской области. 2000.

Клыков В.М. О родной деревне // Русский Вестник. Специально для Курской области. 2000.

Крутоверцева Л.Ф. Аккордеон (воспоминания) // Музей ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»

Кудрявина Л. Памятник, как часть самого себя // Курская правда. 1997. 7 февр.

Кулешов В. Есть краешек земли, с названьем Мармыжи. // Нива. 2019. 16 окт.

Курский край. Соловьиная столица России: фотоальбом. Курск: ИП Г.Н. Викторова, 2017. 280 с.

Немцев Н.А. Земля кшенская. Очерки по истории Советского района Курской области. Курск: Курск. гор. тип., 2003. 423 с.

Памяти Вячеслава Михайловича Клыкова // Союз Казачьих Войск России и Зарубежья [Электронный ресурс]. URL: http://kazaki.online/news/voi skovye-novosti/ataman-kamshilov-v-v-pominaet-svoego-blizkogo-druga-general-polkovnika-kazachikh-voisk-velikogo-skulptora-patriota-nastoyashhego-slavyanina-vyacheslava-klykova 19102017(дата обращения: 07.01.2019).

Памяти Вячеслава Михайловича Клыкова посвящается // Нива. 2007. 1 июня.

Панова И. Талант курской земли // Русский Вестник. Специально для Курской области. 2000.

Полозков И. Кто же он, Вячеслав Клыков? (к 80-летию могучего сына России) // Наш современник. 2019. № 10. С. 125-135.

Потапов А. Клыков: «Все мы - кровные дети России» // Курская быль. 1999. №14. Окт. С. 4-5.

Сальников П. На ветрах времени // Славянка (межрегиональная газета). 1996. № 11-12. С. 7.

Харин В.М. След на земле (воспоминания) // Музей ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»

Яковенко А. Памяти бесстрашного патриота Вячеслава Михайловича Клыкова // Одигитрия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.odigitria.by/2016/06/02/pamyati-Ьевв№авЬпоео-ра№^а-ууасИев1ауа-т1хайоу1сИа-к1укоуа/(дата обращения: 01.02.2019).

Ярцев П.М. Памяти Вячеслава Клыкова (воспоминания) // Музей ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.