Научная статья на тему 'ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В СЕЛЕ МАРМЫЖИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ПРИМЕР РЕМИНИСЦЕНЦИИ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ'

ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В СЕЛЕ МАРМЫЖИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ПРИМЕР РЕМИНИСЦЕНЦИИ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
294
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / АРХИТЕКТУРА / БАРЕЛЬЕФЫ / КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ / АПСИДЫ / ЗАКОМАРЫ / РЕМИНИСЦЕНЦИЯ / СКУЛЬПТОР / НАСЛЕДИЕ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / HISTORICAL AND CULTURAL MONUMENT / ARCHITECTURE / BAS-RELIEFS / CROSS-DOMED CHURCH / APSES / ZAKOMARY / REMINISCENCE / SCULPTOR / HERITAGE / REVIVAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Долженкова Т. И.

Возрождение православной веры и подъем духовности, происходящий в последнем десятилетии ХХ века, был отмечен не только активным церковным строительством, но и одновременным поиском стиля храмовой архитектуры. Одним из путей стало обращение к классической древности. Предметом исследования является изучение истории строительства и архитектурных особенностей храма Покрова Пресвятой Богородицы в небольшом селе Мармыжи Курской области. Автором проекта и исполнителем является В. М. Клыков, известный советский и российский скульптор, народный художник России, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат государственных премий и обладатель Золотой медали Академии художеств СССР, создавший более 200 скульптурных произведений. Актуальность изучения данного памятника архитектуры связана с необходимостью его всестороннего анализа, как части культурно-исторического пространства края, а также части культурного наследия известного мастера. Используя конкретно-исторический, историко-сравнительный, проблемно-хронологический, культурологический методы исследования, нами был получен материал, впервые вводимый в научный оборот. В этом новизна и практическая значимость данной работы. Источниковой базой стали вещественные источники, архивные материалы, публицистические статьи и документы. Впервые проводится комплексный анализ возведенного храма Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаются его характерные особенности и общие черты с произведениями древнерусского зодчества, называются причины обращения автора к традициям древнерусского зодчества. Отмечается также, что возведение храма оказало большое влияние на дальнейшую судьбу приходящего в упадок села, ставшего теперь центром притяжения паломников и туристов, которых привлекает необычный тип храма и его уникальное авторство. Это позволяет сделать следующий вывод: храм, освященный в 2006 году, является примером сознательной реминисценции владимиро-суздальской архитектуры и должен входить в перечень объектов историко-культурного наследия края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEMPLE OF THE COVER OF THE MOTHER OF GOD IN THE VILLAGE OF MARMYZH, KURSK REGION AS AN EXAMPLE OF REMINISCENCE OF VLADIMIR-SUZDAL'S ARCHITECTURE

The revival of the Orthodox faith and the rise of spirituality in the last decade of the twentieth century was marked not only by active Church construction, but also by a simultaneous search for a style of temple architecture. One of the ways was to turn to classical antiquity. The subject of the research is the study of the history of construction and architectural features of the Church of the Intercession of the blessed virgin Mary in the small village of Marmyzhi, Kursk region. The author of the project and the performer is V. M. Klykov, famous Soviet and Russian sculptor, people's artist of Russia, honored artist of the Russian Federation, winner of state prizes and gold medal Of the Academy of arts of the USSR, who created more than 200 sculptures. The relevance of studying this architectural monument is connected with the need for its comprehensive analysis, as part of the cultural and historical space of the region, as well as part of the cultural heritage of the famous master. Using concrete historical, historical-comparative, problem-chronological, and cultural research methods, we have obtained material that is being introduced into scientific use for the first time. This is the novelty and practical significance of this work. Material sources, archival materials, journalistic articles and documents became the source base. For the first time, a comprehensive analysis of the constructed Church of the Intercession of the blessed virgin Mary, celebrated its characteristics and similarities with the works of ancient architecture, called reasons of the author to the traditions of ancient Russian architecture. It is also noted that the construction of the temple had a great impact on the future of the village, which is now a center of attraction for pilgrims and tourists, who are attracted by the unusual type of temple and its unique authorship. This leads to the following conclusion: the Church, consecrated in 2006, is an example of conscious reminiscence of Vladimir-Suzdal architecture and should be included in the list of objects of historical and cultural heritage of the region.

Текст научной работы на тему «ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В СЕЛЕ МАРМЫЖИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ПРИМЕР РЕМИНИСЦЕНЦИИ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Долженкова Т. И.

(Курск)

УДК 93 (908) 72

ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В СЕЛЕ МАРМЫЖИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ПРИМЕР РЕМИНИСЦЕНЦИИ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Возрождение православной веры и подъем духовности, происходящий в последнем десятилетии ХХ века, был отмечен не только активным церковным строительством, но и одновременным поиском стиля храмовой архитектуры. Одним из путей стало обращение к классической древности. Предметом исследования является изучение истории строительства и архитектурных особенностей храма Покрова Пресвятой Богородицы в небольшом селе Мармыжи Курской области. Автором проекта и исполнителем является В. М. Клыков, известный советский и российский скульптор, народный художник России, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат государственных премий и обладатель Золотой медали Академии художеств СССР, создавший более 200 скульптурных произведений. Актуальность изучения данного памятника архитектуры связана с необходимостью его всестороннего анализа, как части культурно-исторического пространства края, а также части культурного наследия известного мастера. Используя конкретно-исторический, историко-сравнительный, проблемно-хронологический, культурологический методы исследования, нами был получен материал, впервые вводимый в научный оборот. В этом новизна и практическая значимость данной работы. Источниковой базой стали вещественные источники, архивные материалы, публицистические статьи и документы. Впервые проводится комплексный анализ возведенного храма Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаются его характерные особенности и общие черты с произведениями древнерусского зодчества, называются причины обращения автора к традициям древнерусского зодчества. Отмечается также, что возведение храма оказало большое влияние на дальнейшую судьбу приходящего в упадок села, ставшего теперь центром притяжения паломников и туристов, которых привлекает необычный тип храма и его уникальное авторство. Это позволяет сделать следующий вывод: храм, освященный в 2006 году, является примером сознательной реминисценции владимиро-суздальской архитектуры и должен входить в перечень объектов историко-культурного наследия края.

Ключевые слова: памятник истории и культуры, архитектура, барельефы, кресто-во-купольный храм, апсиды, закомары, реминисценция, скульптор, наследие, возрождение.

The revival of the Orthodox faith and the rise of spirituality in the last decade of the twentieth century was marked not only by active Church construction, but also by a simultaneous search for a style of temple architecture. One of the ways was to turn to classical antiquity. The subject of the research is the study of the history of construction and architectural features of the Church of the Intercession of the blessed virgin Mary in the small village of Marmyzhi, Kursk region. The author of the project and the performer is V. M. Klykov, famous Soviet and Russian sculptor, people's artist of Russia, honored artist of the Russian Federation, winner of state prizes and gold medal Of the Academy of arts of the USSR, who created more than 200 sculptures. The relevance of studying this architectural monument is connected with the need for its comprehensive analysis, as part of the cultural and historical space of the region, as well as part of the cultural heritage of the famous master. Using concrete historical, historical-comparative, problem-chronological, and cultural research methods, we have obtained material that is being introduced

into scientific use for the first time. This is the novelty and practical significance of this work. Material sources, archival materials, journalistic articles and documents became the source base. For the first time, a comprehensive analysis of the constructed Church of the Intercession of the blessed virgin Mary, celebrated its characteristics and similarities with the works of ancient architecture, called reasons of the author to the traditions of ancient Russian architecture. It is also noted that the construction of the temple had a great impact on the future of the village, which is now a center of attraction for pilgrims and tourists, who are attracted by the unusual type of temple and its unique authorship. This leads to the following conclusion: the Church, consecrated in 2006, is an example of conscious reminiscence of Vladimir-Suzdal architecture and should be included in the list of objects of historical and cultural heritage of the region.

Keywords: historical and cultural monument, architecture, bas-reliefs, cross-domed Church, apses, zakomary, reminiscence, sculptor, heritage, revival.

DOI: 10.24888/2410-4205-2020-26-1-107-116

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мармыжи упоминается практически всегда, когда речь идёт о творчестве В. М. Клыкова. Однако по отношению к этому интересному архитектурному объекту принято ограничиваться краткими оценочно-информативными или литературно-описательными сведениями. Все публикации об этом храме носят публицистический, поверхностный характер и представлены в журналах и газетах регионального и местного уровня. В некоторых из них встречается упоминание о сходстве построенной церкви с храмом Покрова на Нерли. Однако задача найти общие черты не только с указанным сооружением, но и другими постройками того исторического периода никогда не ставилась, а значит говорилось об этом на основе личного восприятия. Истории строительства и особенностям архитектуры храма до настоящего момента не было посвящено ни одной научной работы.

Предметом нашего исследования являются исторические предпосылки строительства и архитектурные особенности этого культового сооружения, а также анализ причин обращения мастера к упоминаемому храму в качестве образца. На основе группы исторических методов (конкретно-исторического, историко-сравнительного, проблемно-хронологического, культурологического) были решены исследовательские задачи и получен материал, вводимый в научный оборот впервые. В этом новизна и практическая значимость данного исследования.

Автором храма, о котором идет речь в данной статье, стал В. М. Клыков (1939-2006) - известный советский и российский скульптор, народный художник России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат государственных премий и обладатель Золотой медали Академии художеств СССР, являющийся создателем более 200 скульптурных работ. Несмотря на то, что Вячеслав Михайлович был скульптором-монументалистом, он проявил себя и в других видах изобразительного искусства. Им было выполнено несколько деревянных резных икон, а также разработаны проекты трёх храмов. Первый из них - храм Покрова Пресвятой Богородицы - скульптор создал для села Мармыжи Советского района Курской области, где Вячеслав Михайлович родился и провел первые шесть лет своей жизни. Он же выступил с инициативой воплощения этого проекта в реальность и установление его на месте прежнего храма, разрушенного в советский период.

Точная дата строительства здесь первой церкви, как и её название (в разных источниках она указывается по-разному: в одних говорится о Знаменской церкви, в других - о Покровской), доподлинно неизвестны. В книге Н. А. Немцева «Земля кшенская» датой постройки указывается 1884 год [22, с. 66], однако согласно клировым ведомостям в 1914 году деревня Мармыжи в 138 дворов относилась к Владимирскому приходу (село Липовчик) [11, д. 67, л. 181], а значит собственного храма не имела. В примечании к описи изъятого в 1922 году имущества церкви сделана запись о том, что описи, составленной ранее, нет - «по случаю отстройки и освящения храма в революцию» [10, д. 702, л. 28]. Можно предположить,

что строительство было завершено в первую половину 1917 года [9, д. 273, л. 318], так как в это время епископу Рыльскому Феофану было подано два прошения о переводе на службу в мармыжанский храм псаломщиком «на полную часть дохода» служителей других церквей губернии [9, д. 273, л. 318]. Таким образом, на основании косвенных данных можно утверждать, что строительство церкви было завершено в начале 1917 года.

Народная память сохранила имена первых строителей (братья Селедевкины Георгий (Егор) Иванович и Алексей Иванович), которые позднее были увековечены В. М. Клыковым специальным постаментом, установленным на церковной территории.

В документах Государственного архива Курской области находим и описание прежнего храма. В описи церковного имущества, относящейся к 1923 году (где храм назван Знаменским), говорится следующее: «церковь каменная, крестообразной формы, с такой же колокольней (с тремя колоколами), с деревянным полом, цементными сводами, крытая железом с деревянными крестами наверху. Церковь в длину 40 аршин, в ширину 12 аршин, в высоту - 24 аршина...» [12, д. 260, л. 4-5].

В годы революции и первых лет советской власти храм в селе Мармыжи устоял, хотя часть его имущества была изъята [10, д. 702, л. 28]. На 1 января 1940 года он числился действующим среди 9 других храмов Советского района, однако 18 июля того же года по решению президиума Курского облисполкома Покровская церковь в селе Мармыжи была закрыта, а здание передано на «культурные цели» [13, д. 10, л. 7]. В военные годы здание церкви уцелело, но пострадало от бомб и снарядов, поэтому в 1959 году по распоряжению местного начальства оно было разобрано на кирпичи [23].

Несмотря на то, что В. М. Клыков покинул родное село в раннем детстве, у него было особое отношение к этой церкви - здесь его крестили, сюда приводили его на службу обе его бабушки. Именно они воспитывали у внука чувство личной ответственности перед Богом, уважение к исторической памяти и национальным традициям. Не случайно православная тематика стала одной их главных в творчестве скульптора. Он считал, что в каждом человеке заложена вся предшествующая история, вся его генетическая память, которую возможно разбудить благодаря «счастливым, благодатным ориентирам» [25, с. 4]. По мнению скульптора, разрушение храма привело к запустению села [17, с. 4; 18, с. 2].

По воспоминаниям друга детства В. М. Харина, Клыков видел как разрушали храм. И даже чувствовал свою вину, ведь его дед, Константин Михайлович Клыков, был одним из первых из первых большевиков в районе [22, с. 331]. Желание возродить село стало одной из причин того, что именно В.М. Клыков в начале 1990-х годов выступил с инициативой строительства храма в Мармыжах.

Благословение на строительство дал митрополит Курский и Рыльский Ювеналий. 12 августа 1994 года в селе прошла торжественная служба, в ходе которой установили памятный крест с надписью «На сем месте будет воссоздан храм Покрова Пресвятой Богородицы» [20]. Закладка первого камня состоялась 14 октября того же года, в престольный праздник.

Благоприятными предпосылками для строительства можно считать возрождение православной веры и духовный подъем, происходящий в 1980-х - 1990-х годах, а также начавшееся активное храмовое строительство. Так, по данным базы данных «Храмы России» в эти годы было возведено 1849 церквей [32]. Это время было отмечено не только восстановлением разрушенных и возведением новых церквей, но и одновременным поиском стиля храмовой архитектуры, преемственность которой была нарушена ХХ веком, оставившим «70-летнюю брешь» в традиции православного зодчества [19]. Одним из путей стало обращение к классической древности, к истокам. Первым таким примером, на наш взгляд, можно считать храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мармыжи.

Проект впервые был представлен широкой общественности в 1997 году во время встречи с прессой в творческой мастерской скульптора на Большой Ордынке в Москве. Курский журналист Т. Грива уже тогда отмечает сходство представленного проекта с хра-

мом Покрова на Нерли [1, с. 274; 14, с. 65]. В этом же году был выпущен буклет с контактными данными для перечисления средств на строительство, вести которое мыслилось «всем миром».

Скульптор не отрицал, что источником его вдохновения и прототипом будущего творения стал знаменитый храм, возведенный в XII в. Это было сделано сознательно, ведь именно этот шедевр древнерусской архитектуры согласно летописям был первым на Руси, освященным в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Православный праздник, зародившийся в России, является среди верующих одним из самых почитаемых и отмечается как праздник заступничества Божией Матери. Покров день был престольным праздником в селе Мармыжи и, вероятнее всего, прежняя церковь была все же Покровской. В нашей стране Покрову Пресвятой Богородицы посвящено 7% всех культовых сооружений, что ставит этот праздник на второе место в общей статистике встречающихся посвящений храмов [32].

Памятник русского зодчества, коим является храм Покрова на Нерли, считается самым совершенным храмом на Руси, снискавшим всемирную известность и народную любовь. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО [8]. Не удивительно, что скульптор решил использовать его как образец для подражания.

Временное расстояние между появлением этих двух храмов велико - более восьми столетий. Однако идейно-символическую аналогию поддерживает сходство типологии, плана и объемно-пространственного построения, причем не только с храмом Покрова на Нерли, но и Дмитриевским собором во Владимире. Общие характерные черты этих трёх сооружений заметны при первом же рассмотрении: храмы крестово-купольные, одноглавые, четырехстолпные, трехапсидные, с тремя продольными нефами. В мармыжанском храме не так сильно искажены пропорции, как в храме Покрова на Нерли, и тяжеловесный объем основания уравновешен соразмерной главой, что в свою очередь напоминает Дмитриевский собор.

Немного отличаются купола: небесно-голубой с золотыми звездами купол современного храма символизирует освящение в честь Богородицы. Его византийская шлемовидная форма как бы напоминает о воинстве, о духовной брани с силами зла. Купол Дмитриевского собора тоже выполнен в форме богатырского шлема, но он золоченный и более пологий. В отличие от них купол храма Покрова на Нерли - темный, луковичный. Однако из документальных источников архива Боголюбского монастыря известно, что существующий луковичной формы купол - поздний, он выполнен в 1803 году Исследователь Власюк А. И. убедительно доказывает, что первоначальная форма купола - «шлемовидная, типа купола Дмитриевского собора» [6, с. 67-68; 15, с. 225].

Уникальным в курском храме является то, что по верхней линии барабана приводятся слова молитвы Животворящему кресту: «Спаси Господи люди твоя и благослови достояние твоё; победы православным христианам на сопротивные даруя и твоё сохраняя крестом твоим жительство».

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (с. Мармыжи) с четырех сторон украшен белокаменной резьбой (барельефами), характерной для владимиро-суздальского зодчества ХП-ХШ вв. Здесь представлена целая галерея скульптурных портретов: Ослябя и Пересвет, Александр Невский и Дмитрий Донской, Борис и Глеб, Антоний Великий, Феодосий Пе-черский, Иоанн Кронштадтский, святой Пантелеймон и равноапостольные Кирилл и Мефо-дий, Вячеслав князь Чешский и Тихон Московский. На стенах храма Покрова на Нерли сохранились 12 скульптурных портретов, а вот скульптуры святых, выполненные в рост, украшают стены Дмитриевского собора.

Даже расположение фигур на мармыжанском храме как бы перекликается с храмом Покрова на Нерли. Только там центральной фигурой фасадов является восседающий на троне царь Давид, а здесь центральной фигурой выступает Богородица. С центрального входа изображена Богородица, которая держит в руках благодатный покров, справа от неё

Николай Чудотворец, а слева - Сергий Радонежский. Над ней, по центральному закомару изображен Иисус Христос в окружении апостолов Луки, Матвея, Марка и Иоанна, в руках которых Евангелии. Правый вход украшает барельеф Богородицы Оранты с младенцем, справа от нее - князь Владимир святой, слева - Николай II. Левый вход украшен таким же барельефом Богородицы, но справа от нее - Иоасаф Белгородский, слева - Серафим Саровский.

Как и в Дмитриевском соборе, здесь используется обращение к некой языческой символике: боковые закомары по трем сторонам украшены барельефами с изображением грифона справа и птицы, побеждающей змею, - слева.

Необходимо помнить, что декоративное убранство владимирской архитектуры создано в результате изменения художественных вкусов под влиянием дохристианской мифологии славянства и на основе народной любви к украшенности жизни. Располагая богатейшим и разнообразным по происхождению составом «образцов», русские резчики XIII в. сплавили мотивы своих источников в новую стилистически целостную систему, проникнутую при всей своей сложности единством замысла и ясностью композиции [7, а 600].

Клыков же повторил приемы украшения внешних стен здания, используя в качество образца владимиро-суздальские храмы домонгольского периода. Однако набор значимых в православии фигур мастер собирает сам, на основе личной оценки роли и значения для православия выбираемых персон.

Интерьер церкви тоже напоминает указанные владимирские храмы. Внутреннее пространство церкви воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей. Главным отличием является отсутствие фресок и наличие деревянного иконостаса. В украшении Покровского храма в селе Мармыжи также используются иконы, не только выполненные в Курской иконописной мастерской, но и созданные самим скульптором (например, икона Серафима Саровского).

Созвучие с владимиро-суздальской архитектурой и в пространственном расположении здания - храм, расположенный на открытом пространстве, виден издалека среди бесконечных курских просторов, что напоминает храм Покрова на Нерли, расположенный в пойменном Боголюбовском лугу при впадении Нерли в Клязьму.

Строительство храмового комплекса велось с 1994 до 2007 года по проекту и на средства Вячеслава Михайловича Клыкова и его земляков, друзей детства и соратников -В. М. Харина и Н. М. Богатищева. Как рассказывал В. М. Харин: «Вячеслав Михайлович отвечал у нас за художественную часть. Когда закончили строить храм, он радовался, как ребенок. Ведь, подумайте, время было сложное, а храм восстановили. И радость была от выполненного долга: перед Богом и перед людьми» [26].

Вячеслав Михайлович не дожил до освящения храма. Он умер 2 июня 2006 года в Москве, а похоронен в соответствии со своим завещанием в родном селе, у стен построенной им церкви [30]. Могила Клыкова находится по левую сторону от входа. Вместо памятника - распятие. Рядом стоит золоченный закладной крест, поставленный в день освящения места строительства, и темный крест в честь первостроителей храма.

Спустя несколько месяцев после кончины мастера, в октябре, в одноименный престольный праздник, храм Покрова Пресвятой Богородицы был освящен архиепископом Курским и Рыльским Германом. После чина освящения и первой Божественной литургии владыка сказал: «Мы вспоминаем христопамятного создателя этого святого храма -великого художника, замечательного скульптора, мастера, патриота нашей родины Вячеслава Клыкова. Он хотел по-настоящему возродить свою малую родину. Ему удалось построить этот величественный, благолепный храм» [3]. Поступок скульптора Герман назвал гражданским подвигом, ведь именно с него началось строительство новых церквей в Советском районе, где за неполных 20 лет было возведено 5 новых храмов. Несомненно, самый удивительный из них - клыковский. Выполненный в традициях древнерусского

зодчества, он стал украшением и достопримечательностью не только Советского района, но и всей Курской области.

Уже без скульптора была достроена звонница-врата, через которую осуществляется вход на территорию храма. Первоначально здесь была временная металлическая звонница, а в 2007 году её заменили на белокаменную, выполненную в виде арочных ворот, служащих колокольней. На ней разместилось семь колоколов: самый большой весит почти полторы тонны, он отлит в Воронеже, а малые колокола - в Челябинске [16, с. 68]. Однако это необычное сооружение, по нашему мнению, идет вразрез с архитектурой храма и нарушает общее единство ансамбля, его обращение к классической древности.

Что касается самого храма Покрова Пресвятой Богородицы в Мармыжах, то мы имеем достаточно оснований утверждать, что конструкция, декоративные детали и планировка церкви в селе Мармыжи копирует не только храм Покрова на Нерли, но и Дмитриевский собор. Обращение к традициям владимиро-суздальской архитектуры настолько явно, что можно говорить о реминисценции.

Слово «реминисценция» - от лат. reminiscentia - означает воспоминание, припоминание, от звук, отголосок [27, с. 557]. В имеющихся на сегодняшний день справочных изданиях по теории искусства можно найти следующее: это «...один из способов художественного формообразования, заключающихся в использовании общей структуры, каких-либо элементов, мотивов известных произведений искусства на ту же тему, существовавших ранее. Реминисценция всегда вторична; это мысленное сравнение, сопоставление, взгляд назад, в прошлое. Способ реминисценции носит творческий и интеллектуальный характер, этим он отличается от простого копирования., близок по смыслу стилизации, вариации и репликации» [4, с. 186]. Исследователь В. Г. Власов определяет реминисценцию как особую форму творческого мышления - мнемоническую, а И. Р. Багдасарова называет несколько типов этого явления [2].

Если говорить о мармыжанском храме, то здесь Клыков пользуется реминисценцией как приемом создания произведения искусства, что сродни творческой переработке первоисточника [33, с. 67], ведь автор преднамеренно вводил в своё творение ретроспективные мотивы. Прослеживается здесь и реминисценция как идейно-художественный признак самого произведения: копирование формы является отсылкой к ранее созданным формам (пропорциям, композициям, типам украшений, мотивом орнаментов и т.п.).

Обращение к архитектуре XIII века стало одним из творческих «инструментов» скульптора и средством создания произведения искусства путем заимствования (в большей ли в меньшей степени) и художественной переработки ранее созданного произведения (группы произведений) [2]. А значит храм Покрова в селе Мармыжи, стоит рассматривать как пример сознательного и достаточно детального обращения автора к традициям влади-миро-суздальского зодчества ХП-ХШ вв., и в частности - храма Покрова на Нерли как образцу. При этом данное творение является не точной копией, но соединяет в себе мотивы и элементы, характерные для архитектурного стиля той эпохи. Подобный факт редок в истории русской архитектуры, а обстоятельства строительства и авторство делают это сооружение ещё более знаменательным. В таком случае церковь Покрова следует рассматривать как уникальный образец современной архитектуры, что во многом должно изменить наше отношение к этому сооружению.

Несмотря на все эти аргументы удивительным является тот факт, что храм не включен в перечень объектов даже регионального значения [24]. Объяснение этому можно найти в законодательстве, которое гласит: «В реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, со времени возникновения или с даты создания которых либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее сорока лет» [31, п. 12]. Выражаем надежду, что по истечению положенного срока, храм будет отнесен к культурному наследию курского края.

Председатель комиссии Союза архитекторов России по культовым сооружениям, М. Ю. Кеслер в своем докладе «Поиски стиля: храм начала ХХ и XXI веков» на конференции, состоявшей 27 января 2017 года, справедливо отмечал: «Храмы должны стать видимыми свидетелями нашей традиции и нашей эпохи чудесного возрождения церкви» [19].

Строительство храма испокон веков было великим событием, особенно если он находился в провинции, где церковь считалась душой села. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, где идут службы по большим праздникам и памятным датам, связанным с именем В. М. Клыкова [28], стал ещё и центром притяжения - сюда, в опустевшее село Мармыжи, приезжают паломники, экскурсанты и гости района и области. На его базе с 2016 года действует районный детский летний православный лагерь «Покров» для детей из воскресных школ, а также из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Благодаря построенному храму почти обезлюдевшее село, находящееся в курской глубинке, не исчезло с карты и из памяти народной, а до сих пор живёт, привлекая многих неравнодушных людей.

«Моя работа как молитва, где есть исповедь перед Богом» - говорил Вячеслав Михайлович Клыков о своем творчестве [21]. Вершиной этой исповеди стал храм Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный им на территории Советского района Курской области, в родном селе Мармыжи.

Список источников и литературы

1. «А сердце оставляю вам...» (2004) // Записки «лягушки-путешественницы». Курск: Курская городская типография. С. 271-274.

2. Багдасарова, И. Р. (2011). Термин «реминисценция» в искусствознании (теория вопроса) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. (130). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/termin-reministsentsiya-v-iskusstvoznanii-teoria-voprosa (дата обращения 23.10.2020).

3. В Курской области освящен храм, построенный скульптором Вячеславом Клыковым (2019). URL: https://drevo-info.ru/news/1655.html (дата обращения: 08.06.2019).

4. Власов, В. Г. (1993). Иллюстрированный художественный словарь. СПб: АО «ИКАР».

5. Власов, В. Г. (2017). Реминисценция как мнемоника архитектуры // Архитектон: известия вузов. № 1. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного архитектурно-художественного университета.

6. Власюк, А. И (1952). Первоначальная форма купола церкви Покрова на Нерли // Архитектурное наследство. № 2. С. 67-68.

7. Воронин, Н. Н. (1966). Владимиро-суздальская архитектура // Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века / Под редакцией Ю. С. Яралова. Л., М.: издательство литературы по строительству.

8. Городцова, А. (2011). Тайны храма Покрова на Нерли // Московский комсомолец. 18 октября.

9. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. 20. Оп. 3. Д. 273.

10. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. Р-323. Оп.1. Д. 702.

11. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. 483. Оп.1. Д. 67.

12. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. Р-1287. Оп.1. Д. 260.

13. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. Р-3322. Оп.4. Д. 10.

14. Грива, Т. (2008). Ваятель - самородок из глубинки // Дорогие мои земляки. Курск: ПРЕСС-ФАКТ.

15. Заграевский, С. В. (2018). Первоначальный вид Церкви Покрова и Покровского монастыря на Нерли. Опыт графической реконструкции // Материалы XXIII межрегиональной краеведческой конференции (13.04.2018). Владимир. С. 224-235.

16. Из истории храмов Курской епархии. Горшеченский, Касторенский, Мантуров-ский, Советский, Солнцевский, Пристенский, Тимский, Черемисиновский, Щигровский районы (2014) / Под ред. В. Л. Богданова, Н. А. Елагиной / Сост. Л. С. Ласочко, Т. Н. Потаскае-ва. Ч. II. Курск: Госархив Курской области.

17. Клыков, В. (1999). «Все мы - кровные дети России» / беседу вел А. Потапов // Курская быль. № 14. С. 4-5.

18. Клыков, В. М. (2000). Встань за правду, курская земля! // Курская правда. 4 октября.

19. Конференция «Храмостроительство в России начала ХХ и XXI веков». URL: http://andrey-anisimov.squarespace.com/blog/2017/1/27/-xx-xxi- (дата обращения: 07.06.2019).

20. Кузичева, Е. Д. (1994). На месте рва встанет храм Покрова // Нива. 20 августа.

21. Минаков, С. А. (2014). «Моя работа как молитва...». К 75-летию со дня рождения скульптора Вячеслава Клыкова // Столетие. Информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы. URL: www.stoletie.ru/sozidateli/moja_rabota_kak_molitva_821.htm (дата обращения: 16.06.2019).

22. Немцев, Н. А. (2003). Земля кшенская. Очерки по истории Советского района Курской области. Курск: Курская городская типография.

23. Освящен храм, построенный Вячеславом Клыковым (2019). URL: https://pravoslavie.ru/18995.html (дата обращения: 02.07.2019).

24. Объекты культурного наследия регионального значения, расположенные на территории Курской области (по состоянию на 14.04.2020). URL: https://adm.rkursk.ru/index.php?id=1154 (дата обращения 10.09.2020).

25. Потапов, А. (1999). Клыков: «Все мы - кровные дети России» // Курская быль. № 14. С. 4-5.

26. Симонова, Г. Н. (2019). Враги России были и его врагами // Дух христианина. URL: http://www.christian-spirit.ru/v77/77.(7).htm (дата обращения: 06.07.2019).

27. Словарь иностранных слов (1964) / под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова (гл.ред) и Л. С. Шаумяна. 6-е изд. перераб. и доп. М.: Советская энциклопедия.

28. Советскому району 80 лет (2008) / Буклет. Курск: Полстар.

29. Тарабарина, Ю. В. (2020). Церковь Покрова в Рубцове. Реминисценции годуновской архитектуры в раннем зодчестве времени царя Михаила Федоровича // Доклад, прочитанный на Федоро-Давыдовских чтениях 1999 года. URL: www.archi.ru (дата обращения 31.10.2020).

30. Туристическая карта Курской области. URL: http://www.dddkursk.ru/number/1149/new/011646/ (дата обращения: 12.06.2019).

31. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-Ф3 (ред. от 24.04.2020) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения: 12.06.2020).

32. Храмы России (2020). URL: http://temples.ru/names_stat.php (дата обращения 28.09.2020).

33. Эко, У. (2006). Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Г. Резник и А. Г. Погоняйло. СПб.: Симпозиум.

References

1. Bagdasarova, I. R. (2011). Termin «reministsentsiya» v iskusstvoznanii (teoriya vopro-sa) [The term «reminiscence» in art studies (question theory)] in Izvestiya RGPU im. A. I. Gertse-

na. (130). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/termin-reministsentsiya-v-iskusstvoznanii-teoria-voprosa (accessed 23.10.2020). (in Russian).

2. V Kurskoy oblasti osvyashchen khram, postroennyy skul'ptorom Vyacheslavom Kly-kovym [In the Kursk region, a temple built by sculptor Vyacheslav Klykov was consecrated]. URL: https://drevo-info.ru/news/1655.html (accessed 08.06.2019). (in Russian).

3. Vlasov, V. G. (1993). Illyustrirovannyy khudozhestvennyy slovar'. [Illustrated art dictionary]. St. Petersburg, AO «IKAR» Publ.(in Russian).

4. Vlasov, V. G. (2017). Reministsentsiya kak mnemonika arkhitektury [Reminiscence as a mnemonic architecture] in Arkhitekton: izvestiya vuzov, 1. Yekaterinburg, Izdatel'stvo Ural'skogo gosudarstvennogo arkhitekturno-khudozhestvennogo universiteta. (in Russian).

5. Vlasyuk, A. I. (1952). Pervonachal'naya forma kupola tserkvi Pokrova na Nerli [The original shape of the dome of the Church of the Intercession on the Nerl] in Arkhitekturnoe nas-ledstvo, 2. Moscow, 67-68. (in Russian).

6. Voronin, N. N. (1966). Vladimiro-suzdal'skaya arkhitektura [Vladimir-Suzdal architecture] in Vseobshchaya istoriya arkhitektury v 12 tomakh, t. 3, Arkhitektura Vostochnoy Evropy. Srednie veka, pod redaktsiey Yu. S. Yaralova. Leningrad, Moscow, izdatel'stvo literatury po stroi-tel'stvu. (in Russian).

7. Gorodtsova, A. (2011). Tayny khrama Pokrova na Nerli [Secrets of the Church of the Intercession on the Nerl] in Moskovskiy komsomolets, October 18. (in Russian).

8. Griva, T. (2008). Vayatel'- samorodok iz glubinki [Sculptor-nugget from the hinterland] in Dorogie moi zemlyaki. Kursk, PRESS-FAKT Publ. (in Russian).

9. Zagraevskiy, S. V. (2018). Pervonachal'nyy vid Tserkvi Pokrova i Pokrovskogo monas-tyrya na Nerli. Opyt graficheskoy rekonstruktsii [Original view Of the Church of the Intercession and the intercession monastery on the Nerl. Experience in graphic reconstruction] in Materialy XXIII mezhregional'noy kraevedcheskoy konferentsii (April 13, 2018). Vladimir, 224-235. (in Russian).

10. Iz istorii khramov Kurskoy eparkhii. Gorshechenskiy, Kastorenskiy, Manturovskiy, So-vetskiy, Solntsevskiy, Pristenskiy, Timskiy, Cheremisinovskiy, Shchigrovskiy rayony (2014). [From the history of churches of the Kursk diocese. Gorshechensky, Kastorensky, manturovsky, So-vetsky, solntsevsky, Priestensky, Timsky, Cheremisinovsky, Shchigrovsky districts], pod red. V. L. Bogdanova, N. A. Elaginoy, sost. L. S. Lasochko, T. N. Potaskaeva, ch. II. Kursk, Gosarkhiv Kurskoy oblasti. (in Russian).

11. Klykov, V. (1999). «Vse my - krovnye deti Rossii» / besedu vel A. Potapov [«We are all blood children of Russia» / the conversation was conducted by A. Potapov] in Kurskaya byl', 14. 4-5. (in Russian).

12. Klykov, V. M. (2000). Vstan' za pravdu, kurskaya zemlya! [Stand up for the truth, Kursk land!] in Kurskaya Pravda, october 4. (in Russian).

13. Konferentsiya «Khramostroitel'stvo v Rossii nachala XX i XXI vekov» [Conference «Church Building in Russia at the beginning of the XX and XXI centuries»]. URL: http://andrey-anisimov.squarespace.com/blog/2017/1/27/-xx-xxi- (accessed 07.06.2019). (in Russian).

14. Kuzicheva, E. D. (1994). Na meste rva vstanet khram Pokrova [The Church of the Intercession will stand in place of the moat] in Niva, august 20. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Minakov, S. A. (2014). «Moya rabota kak molitva...». K 75-letiyu so dnya rozhdeniya skul'ptora Vyacheslava Klykova [«My work as a prayer...». To the 75th anniversary of the birth of the sculptor Vyacheslav Klykov] in Stoletie. Informatsionno-analiticheskoe izdanie fonda istori-cheskoy perspektivy. URL: www.stoletie.ru/sozidateli/moja_rabota_kak_molitva.htm (accessed 16.06.2019). (in Russian).

16. Nemtsev, N. A. (2003). Zemlya kshenskaya. Ocherki po istorii Sovetskogo rayona Kurskoy oblasti [Land of kshen. Essays on the history of the Soviet district of the Kursk region]. Kursk, Kurskaya gorodskaya tipografiya. (in Russian).

17. Osvyashchen khram, postroennyy Vyacheslavom Klykovym [The Church built by Vya-cheslav Klykov was Consecrated]. URL: https://pravoslavie.ru/18995.html (accessed 02.07.2019). (in Russian).

18. Ob"ekty kul'turnogo naslediya regional'nogo znacheniya, raspolozhennye na territorii Kurskoy oblasti (po sostoyaniyu na 14.04.2020) [Objects of cultural heritage of regional significance located on the territory of the Kursk region (as of 14.04.2020)]. URL: https://adm.rkursk.ru/index.php?id=1154 (accessed 10.09.2020). (in Russian).

19. Potapov, A. (1999). Klykov: «Vse my - krovnye deti Rossii» [«All of us are blood children of Russia»] in Kurskaya byl', 14, 4-5. (in Russian).

20. Simonova, G. N. (2019). Vragi Rossii byli i ego vragami [The Enemies of Russia were also his enemies] in Dukh khristianina. URL: http://www.christian-spirit.ru/v77/77.(7).htm (accessed 06.07.2019). (in Russian).

21. Slovar' inostrannykh slov (1964). [Dictionary of foreign words], pod red. I. V. Lekhi-na, S. M. Lokshinoy, F. N. Petrova (gl. red) i L. S. Shaumyana, 6-e izd. pererab. i dop. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ. (in Russian).

22. Sovetskomu rayonu 80 let (2008). [The Soviet district is 80 years old], buklet. Kursk, Polstar Publ. (in Russian).

23. Tarabarina, Yu. V. (2020). Tserkov' Pokrova v Rubtsove. Reministsentsii godunovskoy arkhitektury v rannem zodchestve vremeni tsarya Mikhaila Fedorovicha. Doklad, prochitannyy na Fedoro-Davydovskikh chteniyakh 1999 goda. [Church of the Intercession in Rubtsovo. Reminiscences of Godunov architecture in the early architecture of the time of Tsar Mikhail Fedorovich. Report delivered at the Fedora-Davydov readings in 1999]. URL: www.archi.ru (accessed 31.10.2020). (in Russian).

24. Khramy Rossii (2020). [Temples Of Russia]. URL: http://temples.ru/names_stat.php (accessed 28.09.2020). (in Russian).

25. Eko, U. (2006). Otsutstvuyushchaya struktura. Vvedenie v semiologiyu. [Missing structure. Introduction to semiology], per. s ital. V. G. Reznik i A.G. Pogonyaylo. St. Petersburg, Sim-pozium Publ. (in Russian).

Приложения

1. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, с. Мармыжи Курской области, 2014 г. (фото Е. Козновой)

2. Клыков В. М. - известный скульптор, создатель храма Покрова Пресвятой Богородицы

3. Общие черты трех храмов заметны при первом же рассмотрении.

4. Барельефы храмов созвучны.

5. Внутреннее пространство храмов воспринимается как некий воздушный столп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.