2. Ob 'etom sm.: Postanovlenie ESPCh ot 22.02.2007 po delu «Vizer (Wieser) protiv Avstrii» (zhaloba № 2293/03) (Po delu obzhaluetsya neopravdannyj obysk s razdevaniem v period aresta. Po delu dopuscheno narushenie trebovanij stat'i 3 Konvencii o zaschite prav cheloveka i osnovnyh svobod). Byulleten' Evropejskogo Suda po pravam cheloveka. 2007; 8.
3. Stel'mah V.Yu. Srok vstupleniya v zakonnuyu silu postanovleniya sud'i o razreshenii proizvodstva sledstvennogo dejstviya. Pravo i bezopasnost'. 2013; 1-2 (44).
4. O praktike rassmotreniya sudami hodatajstv o proizvodstve sledstvennyh dejstvij, svyazannyh s ogranicheniem konstitucionnyh prav grazhdan (stat'ya 165 UPK RF): postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 01.06.2017 № 19. Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2017; 7.
5. 'Elektronnyj nositel': material'nyj nositel', ispol'zuemyj dlya zapisi, hraneniya i vosproizvedeniya informacii, obrabatyvaemoj s pomosch'yu sredstv vychislitel'noj tehniki: Slovar' finansovyh i yuridicheskih terminov. Konsul'tantPlyus. Available at: http://www.consultant.ru/law/ref//[u_dict/word
6. Kurs ugolovnogoprocessa. A.A. Arutyunyan, L.V. Brusnicyn, O.L. Vasil'ev i dr.; pod red. L.V. Golovko. Moskva: Statut, 2016.
7. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Grigoryana Romana Vyacheslavovicha na narushenie ego konstitucionnyh prav chast'yu odinnadcatoj stat'i 182, punktami 10 i 11 chasti tret'ej, chastyami pyatoj i shestoj stat'i 259, chast'yu tret'ej stat'i 260, stat'ej 297 i punktom 2 stat'i 307 Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii; Opredelenie Konstitucionnogo Suda Rf ot 28.09.2017 № 2240-O. Konsul'tant Plyus. Available at: http://www.consultant.ru
Статья поступила в редакцию 28.11.18
УДК 37.02
Kulabukhova M.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Professor, Department of General Theoretical and Humanitarian Disciplines, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia), E-mail: [email protected]
Kulabukhova V.A., honored worker of culture of the Russian Federation, senior lecturer, Department of Acting Art, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia), E-mail: [email protected]
Kulabukhov D.A., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Social Work, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia), E-mail: [email protected]
TRADITIONAL VALUES OF RUSSIA AND THE RUSSIAN WORLD IN THE WORKS OF V.M. KLYKOV: "TO BE A BUILDER OF YOUR COUNTRY..." The
traditional values of Russia and the Russian world which found the embodiment in works of the Russian monumentalist, real patriot V. M. Klykov are presented in article. Over 200 works of V.M. Klykov (among which - monuments, sculptural images, bow crosses, belfries, temples) are included into natural, cultural and historical landscape, reflecting the valuable bases of inner world of the orthodox sculptor and philosopher, citizen of Russia. The Russian world of V.M. Klykov, the devout advocate of traditionalism in the Russian sculpture of the end of the 20th century, which was connected with a national and historical subject, and is presented by numerous defenders and heroes of the Motherland, spiritual leaders, creators of national culture who are united by the idea of the cathedral movement to transformation and cathedral repentance. Many images are, as a rule, solved by V. Klykov as images of the outstanding people who foreordained the fate of Russia, adequately bearing the cross, or acting as an unquenchable candle to the God of Bounties, the candle which is burning, but not burning down (that is shown also at the plastic level).
Key words: V.M. Klykov, monumental sculpture, visualization of history, traditional values, memory, patriotism, cultural and historical landscape, Russian people, Russian world.
М.А. Кулабухова, канд. филол. наук, доц., проф. каф. общетеоретических и гуманитарных дисциплин, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, E-mail: [email protected]
В.А. Кулабухова, заслуженный работник культуры РФ, доц. каф. актёрского искусства, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, E-mail: [email protected]
Д.А. Кулабухов, канд. филос. наук, доц. каф. социальной работы, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, E-mail: [email protected]
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИИ И РУССКОГО МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ В.М. КЛЫКОВА: «БЫТЬ СТРОИТЕЛЕМ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА...»
В статье представлены традиционные ценности России и Русского мира, нашедшие воплощение в творчестве русского скульптора-монументалиста, настоящего патриота В.М. Клыкова. Свыше 200 работ В.М. Клыкова, стоящих в разных уголках России и Русского мира, в ближнем и дальнем зарубежье (среди которых - памятники, скульптурные изображения, поклонные кресты, звонницы, храмы), вписаны и в природный, и в культурно-исторический ландшафт, отражая ценностные основания внутреннего мира православного скульптора-философа, гражданина Руси-России, её столпника, ревностно защищающего соборность и державность как важнейшие условия существования государства, её духовника, призывающего представителей разных поколений и многочисленных потомков к духовному ополчению. Русский мир В.М. Клыкова, истового поборника традиционализма в русской скульптуре конца ХХ в., соединившего черты «сурового стиля» с национально-исторической темой, представлен многочисленными заступниками и героями Отечества, духовными лидерами, создателями национальной культуры, которые объединены идеей соборного движения к преображению и соборного же покаяния. Многие образы, как правило, решены В. Клыковым как образы выдающихся людей, предначертавших судьбу России, достойно несущих свой крест, или выступающих негасимой свечой милосердному Богу, свечой горящей, но не сгорающей (что проявляется и на пластическом уровне).
Ключевые слова: В.М. Клыков, монументальная скульптура, визуализация истории, традиционные ценности, память, патриотизм, культурно-исторический ландшафт, русский народ, Русский мир.
Осмысление трагических уроков 1917 года, а вместе с ним и возвращение к некогда утраченным нравственным основам и духовным идеалам сто лет спустя невозможны без обращения к личному опыту выдающихся соотечественников, среди которых особое место по праву занимает И.А. Бунин, первый из русских писателей лауреат Нобелевской премии. В своей программной речи «Миссия русской эмиграции», произнесенной в Париже в 1924 г, Бунин вспоминает слова В.О. Ключевского: «Конец русскому государству будет тогда, когда разрушатся наши нравственные основы, когда погаснут лампады над гробницей Сергия Преподобного...» [1, с. 151 - 152]. Откликаясь на события недавнего прошлого, писатель указывает на неотвратимость произошедшего: «Основы разрушены, врата закрыты и лампады погашены. Но без этих лампад не бывать русской земле - и нельзя, преступно служить её тьме» (Курсив И.А. Бунина. - М.К., В.К., Д.К.) [1, с. 152].
Вопреки самым худшим опасениям трагический XX век не стал последним в истории России. А зримым посланием вечности - доказательством государственной жизнеспособности новейшей России, неистребимой способности народа к культурно-исторической самоидентификации, к преодолению ценностного нигилизма посредством традиционных духовных идеалов, знаком наглядного
аккумулирования исторической памяти народа, свидетельством неиссякаемой потребности человека в истине, правде и красоте - и своего рода актом не только личностного, но и всенародного покаяния является творческое наследие скульптора, народного художника России Вячеслава Михайловича Клыкова (19392006), «делом и жизнью засвидетельствовавш<его> свою веру в Бога, до конца земной жизни служивш<его> православной России» (Схимитрополит Ювеналий) [2, с. 2].
Сын срединной, исконной России, наследник её крепкого, но расколотого революционными потрясениями рода, Вячеслав Клыков - своими никогда не расторгавшимися узами с Отечеством, преданностью ему, своей жгучей потребностью восстановить и защитить его алтари - навсегда обязан малой родине, селу Мармыжи Курской области, где были сделаны первые творческие шаги, получены самые главные нравственные уроки, позволившие Клыкову стать эталоном настоящего, трудолюбивого до самопожертвования и благородного до самоотречения, непобедимого духом русского человека, уверенного, как и И.А. Бунин, один из героев В.М. Клыкова, что «Мы <...> подлинно русские <...> живем той особой, простой, с виду скромной жизнью, которая и есть настоящая русская жизнь и лучше которой нет и не может быть, ибо скромна-то она только
с виду, а на деле обильна, как нигде, есть законное порождение исконного духа России, а Россия богаче, сильней, праведнее и славней всех стран в мире» («Жизнь Арсеньева») [3, с. 62]. Опыт детства стал основой представлений о мире, а также о премудростях формы и содержания, о том, что превращает обычное в вечное, наполняет безупречную (кажется, внешне бесстрастную) форму живым смыслом, бессмертным содержанием, побуждает перевоплотить, как отмечал мастер, живой образ в символ, «знак вечности», вписывая его и в природный, и в культурно-исторический ландшафт, и в космическое мышление русского народа.
Юношей, вчерашний ребёнок войны, В.М. Клыков отказался от вполне спокойной карьеры строителя в поднимавшейся из руин стране во имя неведомого многолетнего поиска, постоянной внутренней работы, преодоления выхолощенных - а иногда и заведомо спорных - официальных оценок, во имя того, что принесёт ему славу строителя духовных рубежей, умножит славу «Воина Святой Руси» [4], «истинно русск<ого> художник<а>» (Схимитрополит Ювена-лий) [2, с. 3], «человек<а> высочайшей нравственности» (Владимир Харин, заместитель председателя Курской областной думы) [2, с. 6], искренне признававшегося: «Для каждой творческой работы <...> необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив - моё уважительное отношение к русской истории <...> Всё, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого. Я переживаю её судьбу как свою личную. Вы знаете, как легче всего выйти из болота, - по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков - чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени.» [2, с. 3].
Свыше 200 работ В.М. Клыкова, стоящих в разных уголках России и Русского мира, в ближнем и дальнем зарубежье (среди которых - памятники, скульптурные изображения, поклонные кресты, звонницы, храмы), вписаны не столько в природный, сколько в культурно-исторический ландшафт, отражая ценностные основания внутреннего мира православного скульптора-философа, гражданина Руси-России, её столпника, ревностно защищающего соборность и державность как важнейшие условия существования государства, её духовника, призывающего представителей разных поколений и многочисленных потомков к духовному ополчению [4, 5, 6, 7, 8].
Русский мир В.М. Клыкова, истового поборника традиционализма в русской скульптуре конца ХХ в., соединившего черты «сурового стиля» с национально-исторической темой, представлен многочисленными заступниками и героями, «образами национальной святости и национальной доблести» (Курсив И.А. Ильина. - М.К., В.К., Д.К.) [9, с. 618], которые объединены идеей соборного движения к преображению и соборного же покаяния. Среди них - святитель Николай Чудотворец, преподобный Илья Муромец, святая равноапостольная княгиня Ольга, великий князь киевский Святослав Храбрый, святой великий князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святой великий князь Дмитрий Донской, святые и равноапостольные Кирилл и Мефодий, преподобный Серафим Саровский, преподобная мученица Елизавета Фёдоровна, Пётр I, Николай II, Пётр Столыпин, адмирал Колчак, маршал Георгий Жуков, Александр Пушкин, Михаил Щепкин, Фёдор Достоевский, Иван Бунин, Надежда Плевицкая, Василий Шукшин, Николай Рубцов, Игорь Тальков... «...самы<е> выдающи<е>ся защитник<и> Отечества <...> кумиры русской духовности - это вторая и очень значимая ипостась русской истории <...> ярчайшие творцы национальной культуры» [10, с. 258]. Эти образы, как правило, решены В. Клыковым как образы выдающихся людей, предначертавших судьбу России, достойно несущих свой крест, или выступающих негасимой свечой милосердному Богу, свечой горящей, но не сгорающей (что проявляется и на пластическом уровне).
Поворотной вехой в творчестве В.М. Клыкова является памятник преподобному Сергию Радонежскому, в котором реализована идея единения мира и земли Русской, спасения «любовью и единением». Издали памятник напоминает космический корабль, который устремлён не столько в небо, сколько из прошлого в настоящее и будущее. В памятнике узнаваемы и размытые черты Игумена Земли Русской Сергия, и на его лоне - фигурка отрока Варфоломея, в руках которого - икона Троицы, как «зерно, откуда вырастает и питается весь мир видимый и невидимый» [11].
Работы В.М. Клыкова, связанные с событиями и последствиями 1917 г. (в частности, памятники Николаю II, святой великой княгине Елизавете Федоровне.) требуют глубочайшего знания истории, судеб героев, предельной честности и гражданского мужества, проявляющихся в выборе фактуры, композиционном решении, выборе места и отстаивании права на существование памятника. Образ адмирала Колчака, вознесшийся над Ангарой, - один из самых величественных и трагических в многочисленной плеяде клыковских героев. Скульптор изображает адмирала погруженным в глубокие раздумья. Напоминанием о непреодолимых противоречиях братоубийственного греха и неизбежной необходимости примирения стали на постаменте фигуры белого и красного воинов, скрестивших вниз опущенные штыки.
Феномен творчества В.М. Клыкова, посредством работ которого «память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворённым» [12, с. 59]:
а) в последовательности поступков и цельности (нерасчленённости) сознания мастера, создающего не мозаичный, но непрерывный, стремящийся к гармонии мир;
б) в простоте и величии образов, взывающих и к личному, и к национальному опыту, «вписывающих» историю того или иного места в историю православного (Русского) мира;
в) в осознании сопричастности к многочисленному сонму предков.
Кульминационным воплощением философии творчества В.М. Клыкова,
основанной на представлениях о соборности, державности, народности и о России как мире живых и небесных сограждан, является самая значительная работа мастера - Звонница (Памятник Победы) на Прохоровском, Третьем ратном поле России. В образе пятидесятиметровой белоснежной звонницы-свечи, вознесшейся над многострадальной землёй в победном мае 1995 года, - преодоление мастером канонов советского монументального искусства благодаря обращению к образу храма, вобравшего в себя образ всеединства, смыслы неба и земли, прошлого, настоящего и будущего, вечной жизни и вечной памяти, исторической памяти народа. Объясняя художественное решение Звонницы, В.М. Клыков отмечал: «Такое сражение, как на Прохоровском поле, нуждается в глубоком осмыслении. По свидетельству крестьян, живших в окрестных деревнях, после сражения вода ушла из колодцев. От содрогания ли земли или ещё отчего, но вода ушла и появилась только через несколько месяцев. Женщины, которые хоронили убитых, рассказывали мне, что почти все наши воины лежали лицом вверх, а немцы лежали лицом вниз. И разве победа могла свершиться без воинства небесного? Значит, всё это должно отразиться в памятнике» [2, с. 19]. В ветреный весенний день 1995 года, в канун торжеств, связанных с открытием и освящением Звонницы, совсем не похожей на другие памятники, увековечившие подвиг народа-победителя, В.М. Клыков, стоя у подножия своего детища, сказал: «Трудно сейчас, в этот момент выразить своё состояние. Но вы представляете, когда семнадцатилетняя мечта твоя исполняется!.. <...> И вот сейчас, когда я вижу, что сбылась моя мечта, что в центре России, над этими бесконечными просторами поднялся самый главный символ России - держава, над которой распростёрт золотой покров Пресвятой Богородицы, заступницы и защитницы России, я думаю - это имеет глубочайший мистический смысл для судьбы России, для судьбы русского народа» [13].
Созданная без малого четверть века тому назад, символ народной победы и скорби, свидетельство нетленной славы мастера В.М. Клыкова, Звонница сегодня - и всемирно известный символ преображения новейшей Белгородчины, для которой наследие В.М. Клыкова - основа особого - «клыковского» - измерения культуры и Земли Белгородской, и Земли Курской, и срединной России, и всего Отечества. Посредством этого измерения обеспечивается защита традиционных ценностей и духовных идеалов русского народа, их трансляция новым поколениям, объединяются братские славянские народы, укрепляются и поступательно расширяются духовные рубежи России и Русского мира. И как образ современного Белгорода немыслим без памятника святому равноапостольному князю Владимиру - Крестителю Руси, здание театра на Соборной площади - без памятника актеру М.С. Щепкину, так и образ преображающейся Белгородчины невозможен без белоснежной Звонницы, от которой начинается Четвёртое поле каждого человека.
Вневременное значение работ В.М. Клыкова - не столько в крепости материала (и трагическая участь избранных памятников работы Клыкова - тому пример!), сколько в смысловой глубине и эмоциональной силе, величественной монументальности и художественной безупречности произведений, создающих соборный круг, симфонический мир В.М. Клыкова, непобедимую клыковскую рать, защищающую духовное имя каждой земли и всю Россию, где навсегда должны быть сплавлены абсолютный коллективизм и абсолютный индивидуализм (благодаря которому личность раскрывает себя для мира, для общества).
Став спутником России малой (где и родные Мармыжи, и Курск, и Белгород-чина с её Холками и Прохоровским полем.), В.М. Клыков как истинный национальный герой России и Русского мира (не только как великий скульптор, но и как авторитетный общественный деятель (в силу смелости оценок, бескомпромиссности взглядов не всегда удобный!), нередко ломая стереотипы, являет образцы свободы воли, совести, творчества - сущностную основу ценностной системы русского народа, народа-созидателя, истового врага «мерзости запустения», не приемлющего духовного оборванства и плясок на костях истории. Своими убеждениями, поступками, произведениями В.М. Клыков уверенно ломал стереотипы, объясняя свои постоянные поиски и категоричность: «Без прорыва к правде нам не выяснить, что на самом деле было в нашей истории, какие пружины подталкивали наш народ к тем испытаниям и свершениям, которые пришлось ему вынести, как и не разглядеть истинных перспектив нашей страны и её народов» [10, с. 259]. Потому, оглядываясь у порога, мастер, у которого, по словам губернатора Белгородской области Е.С. Савченко, «был повышенный болевой порог справедливости и обострённое чувство совести» [2, с. 51] честен и прям, призывая вспомнить, что «.Мы - великий народ, <наследники> наших предков, не раз в своей истории ломавших хребет, казалось бы, непобедимым захватчикам. Мы должны сплотиться. В самоорганизации русского народа - залог спасения России» [14].
Воплощая в граните и мраморе, бронзе, меди, алюминии или чугуне образы святых и государственных мужей, крестьян и полководцев, писателей и актёров, женщин и мужчин, навсегда вошедших в народную память, раз за разом совершая свой «прорыв к правде» [10, с. 259], запечатлевая «дыхание вечности» [2, с. 15], народный скульптор В.М. Клыков отстаивает право культуры на её до-
минантную роль в жизни человека, общества и государства, как и своё право художника на творчество как покаяние, как и своё выстраданное напутствие, ставшее духовным завещанием: «Пусть ваша любовь к Богу и к своему Отечеству будет деятельной - способствующей добру и процветанию нашего края.» [6]; «Пусть опыт и мудрость предшествующих поколений войдут в наше сердце, вразумят, укрепят нашу Веру и волю, вдохновят и направят нас на верный путь устроения нашего Отечества» [2, с. 17].
Творческое наследие В.М. Клыкова поддерживает многочисленные миротворческие смыслы нашей культуры, в том числе и бунинское: «.мы <...> дети своей родины <...> эта родина, этот наш общий дом <...> - Россия» [15, с. 217]. И потому, по справедливому замечанию В.Н. Ганичева, «Россию без памятника преподобному Сергию Радонежскому, маршалу Жукову в Москве, бело-лебединой звонницы на Прохоровском поле уже не представишь» [2, с. 18].
Творчество Вячеслава Михайловича Клыкова:
- это визуализированная (представленная не столько в 3D, сколько в 4D!) художественная история Руси-России в лицах её заступников и героев, свидетельствующая о достоинстве и ответственности гражданина, отстаивающего основы государственной идеологии, представляющего свои работы на суд вечности;
- это поклонный крест великого мастера мужеству предков и благодеяниям потомков; знак, примиряющий всех - в частности, расколотых в 1917 году под
Библиографический список
«созвездием топора» - перед трагическим прошлым и побуждающий к любви и правде, деятельностному добру в настоящем и будущем;
- это истовая, соборная «молитва, где есть исповедь перед Богом»; это уникальный образец практического родиноведения, непреходящий материал для обеспечения системы духовной безопасности, качественной системы духовно-нравственного воспитания и гуманитарного образования в новом тысячелетии.
Творчество русского скульптора-монументалиста В.М. Клыкова (60-е гг. XX в. - начало XXI в.), основанное на образности и наглядности, является не только констатацией эстетических возможностей отечественной монументальной пластики, обеспечивающей проникновение в духовную суть человека, но демонстрацией потенциальных возможностей монументальной скульптуры как, в первую очередь, гражданского, идеологически значимого искусства, для которого характерно обращение «к общечеловеческим темам (религиозным или политическим, гражданственным), приподнятая героизация образа» [16]. Сохраняя традиции многовековой изобразительной культуры, скульптор В.М. Клыков транслирует общечеловеческие и национальные ценности (память, любовь к Родине, гуманизм), обращаясь к родовой и коллективной памяти, к эмоциональному и нравственному опыту зрителя, помогая человеку и народу «освоить волею наше прошлое и волею замыслить наше будущее» [7, с. 624] (Курсив И.А. Ильина. -М.К., В.К., Д.К.), по-настоящему «гордиться славою своих предков» (А.С. Пушкин).
1. Бунин И.А. Публицистика 1918- 1923 годов. Под общей редакцией О.Н. Михайлова; Вступ. ст. О.Н. Михайлова; Коммент. С.Н. Морозова, Д.Д. Николаева, Е.М. Труби-ловой. Москва: Наследие, 1998.
2. Вячеслав Михайлович Клыков - выдающийся русский скульптор, общественный деятель и патриот России: По материалам изданий Курского землячества в Москве «Заступник земли русской», 2007 г.; «В.М. Клыков», 2009 г.; «Мир Вячеслава Клыкова», 2012 г. Вячеслав Клыков - заступник Земли Русской. Курск: ПОЛСТАР 2017.
3. Бунин И.А. Собрание сочинений: В 9 т. Под общей редакцией А.С. Мясникова, Б.С. Рюрикова, А.Т. Твардовского. Москва: Художественная литература, 1965 - 1967; Т. VI.
4. Панова И. Вячеслав Клыков. Воин Святой Руси. Москва: Алгоритм, 2007.
5. Большаков В.И. Памяти друга: К 10-летию ухода из жизни русского скульптора и патриота Вячеслава Клыкова. Actualscience. 2016; № 11. Том 2: 350 - 351.
6. Кулешов В. По ком звонят колокола. Нива: Газета Советского района Курской области. 02.06.2016. Available at: Нйр://кшенская-нива.рф/
7. Клыков В. Интервью 1995 г Видеоархив Белгородского государственного института искусств и культуры.
8. Минаков С. «Моя работа как молитва...»: к 78-летию со дня рождения скульптора Вячеслава Клыкова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Available at: http://www.stsl.ru/ news/all/moya-rabota-kak-molitva-k-75-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-skulptora-vyacheslava-klykova
9. Слово о Клыкове: (о скульпторе В.М. Клыкове): сборник. Москва: Русский вестник, 2008.
10. Полозков И.К. Зеркало русских противоречий (В.М. Клыков). Земляки / Иван Полозков. Курск: ПОЛСТАР 2017: 247 - 277.
11. Дмитриева Н. Светлой памяти Вячеслава Михайловича Клыкова посвящается. Православие. RU. Available at: http://www.pravoslavie.ru/547.html
12. Лихачёв Д.С. Письмо двадцать седьмое. Четвёртое измерение. Лихачёв Д.С. Преодоление времени: важные мысли и письма. Москва: Издательство АСТ, 2016.
13. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Минск: Издательство Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2009.
14. Клыков В. Самоорганизация русского народа - залог спасения России. Русская народная линия. Available at: http://ruskline.ru/
15. Бунин И.А. Косцы. И.А. Бунин. Грамматика любви: Рассказы. Санкт-Петербург: Издательство «Лисс», 1994: 215 - 219.
16. Касаткина Е.Е. Монументальная скульптура Москвы Постсоветского периода. Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. 2004. Available at: http:// cheloveknauka.com/
References
1. Bunin I.A. Publicistika 1918- 1923 godov. Pod obschej redakciej O.N. Mihajlova; Vstup. st. O.N. Mihajlova; Komment. S.N. Morozova, D.D. Nikolaeva, E.M. Trubilovoj. Moskva: Nasledie, 1998.
2. Vyacheslav Mihajlovich Klykov - vydayuschijsya russkij skul'ptor, obschestvennyj deyatel' i patriot Rossii: Po materialam izdanij Kurskogo zemlyachestva v Moskve «Zastupnik zemli russkoj», 2007 g.; «V.M. Klykov», 2009 g.; «Mir Vyacheslava Klykova», 2012 g. Vyacheslav Klykov - zastupnik Zemli Russkoj. Kursk: POLSTAR, 2017.
3. Bunin I.A. Sobranie sochinenij: V 9 t. Pod obschej redakciej A.S. Myasnikova, B.S. Ryurikova, A.T. Tvardovskogo. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1965 - 1967; T. VI.
4. Panova I. Vyacheslav Klykov. Voin Svyatoj Rusi. Moskva: Algoritm, 2007.
5. Bol'shakov V.I. Pamyati druga: K 10-letiyu uhoda iz zhizni russkogo skul'ptora i patriota Vyacheslava Klykova. Actualscience. 2016; № 11. Tom 2: 350 - 351.
6. Kuleshov V. Po kom zvonyat kolokola. Niva: Gazeta Sovetskogo rajona Kurskoj oblasti. 02.06.2016. Available at: http://kshenskaya-niva.rf/
7. Klykov V. Interv'yu 1995 g. Videoarhiv Belgorodskogo gosudarstvennogo instituta iskusstv i kul'tury.
8. Minakov S. «Moya rabota kak molitva...»: k 78-letiyu so dnya rozhdeniya skul'ptora Vyacheslava Klykova. Svyato-Troickaya Sergieva Lavra. Available at: http://www.stsl.ru/news/ all/moya-rabota-kak-molitva-k-75-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-skulptora-vyacheslava-klykova
9. Slovo o Klykove: (o skul'ptore V.M. Klykove): sbornik. Moskva: Russkij vestnik, 2008.
10. Polozkov I.K. Zerkalo russkih protivorechij (V.M. Klykov). Zemlyaki/Ivan Polozkov. Kursk: POLSTAR, 2017: 247 - 277.
11. Dmitrieva N. Svetloj pamyati Vyacheslava Mihajlovicha Klykova posvyaschaetsya. Pravoslavie. RU. Available at: http://www.pravoslavie.ru/547.html
12. Lihachev D.S. Pis'mo dvadcaf sed'moe. Chetvertoe izmerenie. Lihachev D.S. Preodolenie vremeni: vazhnye mysli ipis'ma. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2016.
13. Il'in I.A. Put'duhovnogo obnovleniya. Minsk: Izdatel'stvo Belorusskogo 'Ekzarhata Moskovskogo Patriarhata, 2009.
14. Klykov V. Samoorganizaciya russkogo naroda - zalog spaseniya Rossii. Russkaya narodnaya liniya. Available at: http://ruskline.ru/
15. Bunin I.A. Koscy. I.A. Bunin. Grammatika lyubvi: Rasskazy. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Liss», 1994: 215 - 219.
16. Kasatkina E.E. Monumental'naya skul'ptura Moskvy Postsovetskogo perioda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. 2004. Available at: http:// cheloveknauka.com/
Статья поступила в редакцию 22.10.18
УДК 159
Magomedov D.I., senior teacher, branch of Dagestan State University (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS AT A UNIVERSITY. The article reveals reasons that cause difficulties for students in the course of adaptation to the educational process of a university, and the main directions of pedagogical support for the adaptation of first-year students in a university. The place of research work in the integrated system is defined. The scientific knowledge about psychological and pedagogical adaptation of first-year students of higher school is specified. The work describes pedagogical conditions and criteria of levels of readiness for adaptation of first-year students. For the first time, a structural model of psychological and pedagogical adaptation of first-year students in the educational process at the University is designed.
Key words: educational space, adaptation, social adaptation, student, educational process.
Д.И. Магомедов, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (филиал), г. Дербент, E-mail: [email protected]