Научная статья на тему 'Россия в контексте теории международных конкурентных преимуществ М. Портера'

Россия в контексте теории международных конкурентных преимуществ М. Портера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3128
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ФАКТОРНЫЕ УСЛОВИЯ / УСЛОВИЯ ВНУТРЕННЕГО СПРОСА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / СТРУКТУРА И СТРАТЕГИЯ ФИРМ / COMPETITIVE ADVANTAGES / WORLD ECONOMY / FACTOR CONDITIONS / DOMESTIC DEMAND CONDITIONS / TECHNOLOGICAL CLUSTERS / STRUCTURE AND STRATEGY OF FIRMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафина Роза Саимовна, Курзина Ирина Михайловна

В статье рассматривается проблема международной конкурентоспособности России на основе методологии, предложенной М. Портером. Характеризуются основные детерминанты конкурентного преимущества факторные условия, внутренний спрос, смежные и обслуживающие отрасли, структура и стратегия фирм с точки зрения возможностей для повышения уровня конкурентоспособности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia in the Context of the Theory of International Competitive Advantages by M. Porter

The paper deals with the problem of international competitiveness of Russia based on the methodology proposed by M. Porter. The authors characterize the main determinants of competitive advantage factor conditions, domestic demand, related and supporting industry, structure and strategy of firms in terms of opportunities to improve the competitiveness of Russia.

Текст научной работы на тему «Россия в контексте теории международных конкурентных преимуществ М. Портера»

УДК 330.1

Россия в контексте теории международных конкурентных преимуществ М. Портера

Сафина Р.С.

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры муниципального менеджмента

Казанского государственного архитектурно-строительного университета

Курзина И.М.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры муниципального менеджмента Казанского государственного архитектурно-строительного университета

В статье рассматривается проблема международной конкурентоспособности России на основе методологии, предложенной М. Портером. Характеризуются основные детерминанты конкурентного преимущества - факторные условия, внутренний спрос, смежные и обслуживающие отрасли, структура и стратегия фирм - с точки зрения возможностей для повышения уровня конкурентоспособности России.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, мировая экономика, факторные условия, условия внутреннего спроса, технологические кластеры, структура и стратегия фирм.

В 1990 г. профессором Гарвардского университета М. Портером была разработана Концепция международной конкурентоспособности наций, в которой он описал алгоритм достижения конкурентных преимуществ не отдельными фирмами, а целыми государствами [1]. Его вклад в исследование мировой экономики является весьма весомым, хотя оценивается далеко неоднозначно. С одной стороны, предложенная им методология получила широкое признание и послужила основой разработки целого ряда показателей в различных оценочных шкалах, соизмеряющих позиции стран в мировых рейтингах (в частности, такие сопоставления проводят Международный институт развития менеджмента и Всемирный экономический форум). В то же время имеет место и критичное отношение к теории Портера как ошибочной и даже опасной [2]. Не вдаваясь в дискуссию по поводу правомерности того или иного подхода к оценке данной теории, представляется интересным проиллюстрировать некоторые ее аспекты на примере России. 108

Будучи известным специалистом в области исследования конкуренции на микроуровне, конкурентоспособность государств Портер рассматривает через призму конкурентоспособности отдельных национальных компаний, объясняя это тем, что общий уровень и динамика развития экономики страны зависит от достижений конкретных фирм, представляющих страну на внешнем рынке. При этом их количество может быть небольшим, но они должны занимать четкое и общепризнанное место в международном разделении труда, позиционируя соответствующим образом и свою страну. Применимо к России такой методологический подход вполне правомерен: на долю десяти крупнейших российских компаний, оперирующих на мировом рынке, приходится более половины экспорта страны.

По мнению М. Портера, конкурентоспособность государства в той или иной отрасли определяется сочетанием четырех основных факторов, формирующих внутреннюю конкурентную среду. Причем страна будет располагать конкурентным преимуще-

ством, только если она обладает не одним, а всеми указанными составляющими (см. рис. 1):

Факторные условия - это наделенность страны (фирмы) человеческими, капитальными и природными ресурсами, а также состояние инфраструктуры и наличный научно-информационный потенциал. Все эти факторы различаются по степени развитости и специализации (см. рис. 2) и имеют разную значимость для страны, с точки зрения ее конкурентного потенциала.

Так, основные факторы создают конкурентные преимущества низкого ранга и, по мнению М. Портера, не обеспечивают долгосрочного доминирования на рынке. Выигрывают страны, которые ориентируются на развитые факторы, обеспечивающие выход на рынки наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Наибольшего эффекта можно добиться, если разви-

2.

Условия внутреннего спроса

Рис. 1. Система детерминант международного конкурентного преимущества

Факторы производства

Основные

Развитые

- природные ресурсы (земля, полезные ископаемые, леса, воды, энергетические ресурсы);

- климатические условия;

- размер и географическое положение;

- внешнее окружение;

- трудовые ресурсы (неквалифицированные);

Г

современная инфраструктура; высококвалифицированные кадры; научно-техническая информация; исследовательская база

Общие

- система транспортных коммуникаций;

- университеты;

- персонал с высшим образованием;

- дебетовый капитал

Рис. 2. Структура факторов производства как условия конкурентоспособности страны

тые факторы эволюционизируют в специализированные. Если страна располагает ими, это обеспечивает ей надежную и долговременную нишу в мировом разделении труда. Специализированные факторы труднодоступны для иностранных производителей, требуют больших инвестиций, их сложно скопировать.

В России, как известно, обеспеченность развитыми факторами существенно отстает от объема использования основных. Наличие колоссальных запасов минеральных и энергетических ресурсов, огромные территории, самые большие в мире земельные, водные, лесные ресурсы - все это прочно закрепило специализацию страны на производстве сырьевых товаров и продуктов с низкой степенью обработки. Это подтверждает вывод Портера о том, что избыток основных факторов не стимулирует страну к инновациям и поиску наиболее эффективных способов использования средств производства.

Вместе с тем в России имеются достаточные возможности для расширения и активного вовлечения развитых, в том числе специфических, факторов. К таким отраслям относятся атомная, авиакосмическая промышленность, ВПК, энергетическое машиностроение. Большие перспективы роста существуют также в сфере углубленной переработки сырья (минеральные удобрения, химия, лесопереработка). Значительные возможности имеются для развития пищевой промышленности, сельского хозяйства. Среди специфических высокотехнологичных сегментов, где высок экспортный потенциал, можно выделить, например, спутниковые системы связи; услуги спутниковой навигации и позиционирования; дистанционное зондирование Земли; средства и услуги по выведению полезных нагрузок в космос; пилотируемая космонавтика и др. Активно развиваются нанотехнологии.

Большое значение для конкурентоспособности нации, по мнению М. Портера, имеют также условия внутреннего спроса: его величина, характер, структура, пути интернационализации. Решающую роль здесь играет не объем рынка, а требования внутренних потребителей -именно они заставляют бизнес обеспечивать высокие стандарты качества. Небольшой объем внутреннего спроса может даже ускорить выход на внешний рынок после быстрого насыщения своего. Важно, чтобы товар был признан не только в данной стране, но и за рубежом.

Главная особенность внутреннего спроса России - очень большая его емкость. Это можно рассматривать как преиму-

Специфические

- инфраструктура специализированных отраслей;

- технические институты;

- узкоспециализированный персонал;

- базы данных узкой специализации

щество, поскольку крупный рынок позволяет использовать эффект масштаба. Что касается качества спроса, то благодаря включению страны в мировой рынок и быстрому росту импорта наш потребитель стал достаточно грамотным и искушенным. К сожалению, отечественная промышленность, особенно на потребительских рынках, безнадежно отстала и не соответствует высоким требованиям внутреннего спроса. Очевидно, что искать способы обретения конкурентных преимуществ, пытаясь догнать современных мировых лидеров, - бесполезная затея. Необходимо искать абсолютно новые, незанятые ниши, изначально ориентируясь прежде всего на отечественного потребителя. Как показывает исторический опыт, в конкурентной борьбе побеждают те страны, в которых развитию определенного сегмента рынка уделялось особое внимание из-за специфики национальных условий, тогда как спрос на эту продукцию в других странах отсутствовал или был невысок. Таким образом, повышенный внутренний спрос предвосхищает будущий спрос мирового рынка.

Состояние и уровень развития обслуживающих и близких отраслей - еще один важный, по мнению Портера, фактор конкурентоспособности. Имеются в виду обеспеченность качественным сырьем, оборудованием, наличие инфраструктуры, налаженные отношения с поставщиками и партнерами, коммерческими и финансовыми институтами. Развитие одной отрасли способствует прогрессу смежных отраслей. Взаимодействие близких и родственных компаний позволяет осуществлять совместные проекты, способствует их консолидации. В результате снижаются трансакционные издержки, расширяются коммуникации, конкурентоспособными становятся не только отдельные отрасли, но и их объединения - кластеры, интегрированные по вертикали и горизонтали. Технологии, образующие такие кластеры в России, способны повышать уровень национальной конкурентоспособности не только в инновационных сферах (таких, например, как нано-электроника, нанотехника, наноматериалы, информационные технологии, клеточная биотехнология и др.), но и в традиционных, в том числе сырьевых отраслях.

Наконец, еще одним фактором, обеспечивающим соответствующий уровень конкурентоспособности страны, у М. Портера является, как известно, стратегия фирмы и наличие конкуренции на внутреннем рынке. Речь идет о реальной мотивации предприятий в повышении эффективности производства, которая может существовать только в условиях соперничества. Интересен в этом смысле пример из истории развития авиационной промышленности СССР, когда даже в нерыночных условиях была создана конкурентная среда. Успех и мировое признание продукции отрасли обеспечили несколько 110

крупных научно-исследовательских центров и конструкторских бюро самолетостроения (Ильюшина, Микояна, Сухого, Туполева, Яковлева и др.) и созданная многоотраслевая авиационная промышленность, выпускавшая различные типы гражданских и военных самолетов. При этом возникали уникальные методы организации производственных процессов и механизмы управления на всех уровнях и звеньях авиапромышленного комплекса. После распада СССР отрасль во многом утратила достигнутое технологическое превосходство. Однако сохраненный кадровый, научный и производственный потенциал представляет собой реальную основу для закрепления на определенных сегментах мирового рынка и достижения глобальной конкурентоспособности в этой отрасли как в секторе гражданских, так и военных самолетов. Интеграция всех предприятий в Объединенную авиастроительную корпорацию позволила консолидировать глобальную стратегию отрасли и создать условия для внедрения технологических и управленческих инноваций, а также развития внутренней конкуренции в процессе реализации конкретных проектов.

Нельзя не отметить, что сегодня в нашей стране обеспечение международной конкурентоспособности в любой отрасли невозможно без активного участия государства. М. Портер выделяет этот фактор как особую детерминанту, которая может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на все четыре компонента национальной конкурентоспособности. Государство в условиях рынка не должно выполнять роль директивного центра, а быть катализатором развития бизнеса. Так, положительное воздействие на факторные условия предполагает его участие в формировании и использовании специфических факторов производства: стимулировании НИОКР, развитии образования, фундаментальных научных исследований. Влиять на условия спроса государство может через госзаказы, создание системы технических и технологических стандартов. Воздействовать на структуру отраслей оно должно посредством образования инновационных технологических кластеров, а также взвешенную региональную политику. Наконец, правительство должно оказывать влияние на стратегию, структуру и соперничество национальных фирм через налоговое и антимонопольное законодательство, внешнеторговую политику, поддержку отечественных экспортеров, привлечение зарубежных инвестиций.

К особым детерминантам конкурентных преимуществ М. Портер относит также случайные события - как фактор внешней среды, неподконтрольный ни фирмам, ни национальным правительствам. К ним относятся, например, революционные технологические сдвиги, резкие скачки цен на ресурсы, колебания на мировых финансовых рынках, региональные и глобальные конфликты, войны, стихийные бед-

ствия и т.д. Такие события могут изменить глобальные конкурентные позиции как отдельных национальных компаний, так и страны в целом. Причем нет прямой и однозначной причинно-следственной связи между событиями и последствиями: благоприятные условия не обязательно обеспечивают преимущества в мировой конкуренции, а неблагоприятные могут стать основой для создания новых факторов конкурентоспособности. Здесь работает то же правило, о котором говорил Портер: факторы не наследуются, а создаются, а отсутствие факторов может стать стимулом поиска более эффективных путей развития.

Россия сегодня находится в ситуации, когда сразу несколько серьезных угроз геополитического и экономического характера влияют на положение страны в мировой системе. Важно правильно использовать эту ситуацию для выбора новой конкурентной стратегии и соответствующей структурной перестройки экономики.

Литература:

1. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. - М.: Из-дат. Дом «Вильямс», 2005. - 608 с.

2. Krugman P.R. Competitiveness: A Dangerous Obsession // Foreign Affairs. - 1994. - № 73(2). -Р. 28-44.

3. Сафина Р.С., Курзина И.М. Интеграция России в мировую экономику // Вестник экономики, права и социологии. - 2010. - № 4. - С. 26-29.

4. Сафина Р.С., Курзина И.М. Проблемы модернизации российской экономики // Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - № 1(17). -С. 40-43.

Russia in the Context of the Theory of International Competitive Advantages by M. Porter

R.S. Safina, I.M. Kurzina Kazan State University of Architecture and Engineering

The paper deals with the problem of international competitiveness of Russia based on the methodology proposed by M. Porter. The authors characterize the main determinants of competitive advantage -factor conditions, domestic demand, related and supporting industry, structure and strategy of firms - in terms of opportunities to improve the competitiveness of Russia.

Keywords: competitive advantages, world economy, factor conditions, domestic demand conditions, technological clusters, structure and strategy of firms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.