Научная статья на тему 'Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы и перспективы определения'

Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы и перспективы определения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6006
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Э. М., Романова Л. Е.

Выполнен обзор методик определения конкурентоспособности национальных экономик. Обоснована необходимость определения конкурентоспособности на основе учета социальных факторов. Определены современные условия и факторы формирования конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы и перспективы определения»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.518

Э.М. Соколов, д-р техн. наук, проф., (Россия, Тула, ТулГУ),

Л.Е. Романова, д-р экон. наук, проф., (4872) 33-24-80, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Выполнен обзор методик определения конкурентоспособности

национальных экономик. Обоснована необходимость определения

конкурентоспособности на основе учета социальных факторов. Определены современныеусловия и факторы формирования конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность страны, сравнительное

преимущество, эффективность национальных экономик, конкурентные

преимущества.

В условиях глобализации экономических отношений и открытости развитых экономик повышается значение концепции конкурентоспособности.

Основные теории в области конкурентных преимуществ связывают конкурентоспособность экономики со структурой ее издержек [1]. Сравнительное преимущество — это способность к производству товаров с более низкой себестоимостью по отношению к другим товарам и по сравнению с другой страной. Это — основа традиционного взгляда, связывающего конкурентоспособность со структурой издержек экономики и в определенной степени с эволюцией ее реального валютного курса.

При зафиксированных на международном уровне значениях факторов сравнение между издержками труда на единицу продукции в стандартных денежных единицах действительно дает представление о способности или неспособности экономики продавать свою продукцию за рубеж. С точки зрения динамики слишком значительное повышение заработной

платы или слишком низкий рост производительности по сравнению с конкурентами приведет экономику к необходимости адаптации, т. е. девальвации своего реального валютного курса или процессу дефляции.

Оценка сравнительной эффективности национальных экономик только через призму валютного курса, являющегося «ограниченным» инструментом экономической политики, и через структуру издержек не признается удовлетворительной. Это наблюдение привело как ученых, так и правительства стран к необходимости все в большей степени принимать во внимание элементы неценовой конкуренции [2].

После почти двухсотлетнего господства теории сравнительных преимуществ М. Портер определил, что должен быть найден новый подход, который отражает динамично развивающийся характер конкуренции, выходящей далеко за рамки издержек и основанный на теории инноваций. Его центральная идея заключается в том, что «благополучие страны создается, а не наследуется. Оно не вырастает из природных богатств страны, ее трудового потенциала, процентных ставок или стоимости валюты, как утверждает классическая экономическая теория». Поэтому, по мнению М. Портера, конкурентные — а не сравнительные — преимущества создают благосостояние [5].

Портер ввел понятие национального «ромба», в котором обозначены детерминанты конкурентного преимущества как системы, компоненты которой взаимно усиливаются, результатом чего является быстрый рост производительности. Этими четырьмя детерминантами являются:

1. Условия факторов производства:

- количество, навыки персонала и издержки на него;

- количество, качество, доступность и стоимость природных ресурсов страны, таких, как земельные, водные ресурсы, залежи минералов, лес, источники гидроэлектроэнергии, рыбные угодья;

- имеющиеся у страны ресурсы знаний, в том числе научные, технические и маркетинговые знания, влияющие на количество и качество товаров и услуг;

- объем и стоимость капитала, имеющегося в наличии для финансирования хозяйственной деятельности;

- тип, качества инфраструктуры и издержки пользователей на нее, включая транспортную систему страны, систему коммуникаций, систему здравоохранения и прочие факторы, непосредственно влияющие на качество жизни в стране.

2. Условия спроса:

- состав спроса на внутреннем рынке, выраженный в различных существующих рыночных нишах, требовательности покупателей, и то, насколько потребности покупателей на внутреннем рынке предвосхищают потребности на других рынках;

- объем и темпы роста внутреннего спроса;

- пути интернационализации внутреннего спроса и вывода продукции и услуг страны на зарубежные рынки.

3. Связанные и поддерживающие отрасли:

- наличие конкурентоспособных в международном масштабе отрас-лей-поставщиков, создающих преимущества следующих отраслей в производственной цепи через эффективный, ранний или быстрый доступ к их экономически эффективному вкладу;

- конкурентоспособные в международном масштабе связанные производства, которые могут координировать и совместно осуществлять деятельность в цепочке создания прибавочной стоимости, или производителей комплементарных продуктов.

4. Стратегия, структура и соперничество фирм:

- способы, которым осуществляется управление фирмой и ее конкуренция;

- цели, которых компании стремятся достичь, мотивация их сотрудников и менеджеров;

- объем внутренней конкуренции, создание и сохранение конкурентных преимуществ в соответствующей отрасли.

Системный характер ромба конкурентных преимуществ М. Портера позволяет объяснить возникновение кластеров. Портер обнаружил, что это взаимодействие детерминантов конкурентных преимуществ расширяется и усиливается при условии географической концентрации ведущих конкурентов в рамках одной отрасли.

Согласно теории М. Портера сохранение конкурентных преимуществ в рамках глобальной экономики зависит, прежде всего, от местного соотношения «вещи-знания» и мотивации, с которыми не могут сравниться удаленные конкуренты. Современная экономика характеризуется тем, что он называет «кластерами» — географическими концентрациями взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, предприятий в связанных отраслях и соответствующих учреждений (например, институтов, органов по стандартизации и торговых ассоциаций) в конкретных областях экономики, которые конкурируют, но в то же время и сотрудничают друг с другом. М. Портер доказал, что ведущие предприятия-экспортеры в целом ряде различных стран не являются изолированными, но относятся к успешным группам конкурентов в рамках связанных отраслей.

В теории М. Портера дано три расширенных объяснения влиянию кластеров на конкурентоспособность:

- повышение конкурентоспособности через открытие доступа для специализированного вклада и работников-специалистов, расширение доступа к информации, институтам и общественным благам и поощрение дополняющей хозяйственной деятельности;

- повышение инновационного потенциала фирмы путем более быстрого распространения технологических знаний и инноваций. Конкурентное давление в рамках каждого кластера повышает мотивацию компаний к инновационной деятельности;

- стимулирование высоких темпов создания новых предприятий через создание работниками фирмы собственных предприятий путем отделения (spin-off).

Географическая, культурная и институциональная близость дают компаниям возможность иметь лучший доступ, более тесные связи, больший объем информации, мощные стимулы и прочие преимущества, которыми трудно воспользоваться на расстоянии.

Повышение конкурентоспособности становится одной из основных задач экономической политики правительств различных государств.

Великобритания была одной из первых стран, которые начали проводить анализ конкурентоспособности. Основные результаты этого анализа содержатся в «Белой книге», а главный аспект конкурентоспособности для правительства Великобритании сформулирован в названии доклада «К построению основанной на знаниях экономики». В соответствии с этим докладом знания являются ключевым элементом конкурентоспособности.

Государства-члены Европейского Союза в 2001 г. приняли Лиссабонскую декларацию, в качестве главной цели которой определено, что до 2010 г. ЕС должен стать самой конкурентоспособной и основанной на знаниях экономикой в мире, способной к устойчивому росту при создании большего количества и более качественных рабочих мест, с более высокой степенью социального единства [6].

Практически нет развитых стран, которые не создали бы у себя специальных комиссий для анализа состояния конкурентоспособности своей экономики и не искали бы путей ее совершенствования. Тем не менее концепция конкурентоспособности до сих пор четко не сформулирована.

В соответствии с различными программными документами конкурентоспособность трактуется различным образом [3], что может привести к неоднозначности при обосновании развития экономических систем. Как следует из имеющихся вариантов определений, их рамки довольно широки. В то же время можно выявить социальную направленность теоретических определений конкурентоспособности (обеспечение, рост и сохранение для граждан высокого уровня жизни, обеспечение высокого уровня дохода и занятости населения, увеличение среднедушевого прироста ВВП).

Успех политики повышения конкурентоспособности национальной экономики во многом зависит от стадии развития экономики. Подразделение на три стадии развития лежит в основе теории конкурентоспособности, предложенной Всемирным экономическим форумом [7]:

1. «Факторная стадия», распространяющаяся на страны с самым низким уровнем развития, для которых мобилизация основных производственных факторов (земля, сырьевые товары и неквалифицированный труд) является основным условием макроэкономического роста. На этой стадии «основной работой правительства является обеспечение общей политической и макроэкономической стабильности и достаточно свободные рынки, чтобы позволить эффективную утилизацию сырьевых товаров и неквалифицированного труда как отечественными фирмами, так и через привлечение иностранных инвестиций» [3]. Для этой категории стран цена является главным активом в глобальной конкурентоспособности, а основой продвижения во вторую группу являются ассимиляция технологий через импорт, прямые иностранные инвестиции и имитация.

2. «Инвестиционная стадия» касается стран, имеющих статус средней доходности, где рост зависит от инвестиций и конкурентоспособность достигается через использование мировых технологий во внутреннем производстве. Прямые иностранные инвестиции, совместные предприятия и аутсорсинг позволяют интегрировать национальную экономику в мировую производственную систему. На этой стадии в целях повышения привлекательности правительству необходимо уделять все большее внимание «физической» инфраструктуре (порты, телекоммуникации, дороги) и правовой базе (таможня, налоги, законодательство о деятельности предприятий), чтобы обеспечить более полную интеграцию экономики в глобальные рынки.

3. «Инновационная стадия» относится к странам с высоким уровнем экономического развития, которые совершили переход от экономики, импортирующей технологии, к экономике, создающей технологии. В этом случае существует критическая связь между конкурентоспособностью и высоким уровней образования (особенно в сфере точных и естественных наук) и способностью быстро переходить к новым технологиям. Этот переход, однако, считается труднейшим, поскольку развитие, основанное на инновациях, требует непосредственного участия государства в поощрении высоких темпов инноваций через инвестиции как частные, так и государственные в научные исследования и разработки, высшее образование и совершенствование рынков капитала и правовой базы, поддерживающих открытие новых высокотехнологичных предприятий.

М. Портер считает, что правительство играет роль катализатора и инициатора перехода компаний к более высокому уровню конкурентоспособности. Власти могут поощрять компании к повышению эффективности, стимулировать возникновение на раннем этапе спроса на прогрессивные продукты, сосредоточивать усилия на создании специализированных факторов и стимулировании местной конкуренции через ограничение прямого сотрудничества и введение антитрестовских законодательных норм. По

мнению Ж. Вальтера, правительства могут повлиять на все четыре детерминанты М. Портера через такие меры, как [1]:

- субсидии для фирм, как прямые (в денежной форме), так и косвенные (например, через создание инфраструктуры);

- налоговые кодексы, применяемые к предприятиям, хозяйственной деятельности или владению имуществом;

- образовательная политика, влияющая на уровень квалификации работников;

- помощь в создании специальных факторов;

- введение жестких стандартов (например, высоких стандартов, применяемых к технологиям и продукции, включая природоохранные нормы).

Практическую реализацию концепции конкурентоспособности, разработанную М. Портером, осуществляет организация Всемирный экономический форум (Швейцария) через ее Программу глобальной конкурентоспособности. Всемирный экономический форум — основанная на членстве неправительственная организация, содействующая установлению взаимодействия между ключевыми заинтересованными группами общества, например лидерами органов власти, бизнеса, науки, образования и искусства, с целью «улучшения положения в мире». Она имеет статус некоммерческого фонда в соответствии с законодательством Швейцарии и официально не связана с какими-либо политическими, партийными или религиозными интересами.

Определение конкурентоспособности, предложенное Всемирным экономическим форумом, вытекает из значительной роли экономического роста для достижения благосостояния: «Немногие вещи значат для благосостояния граждан страны больше, чем совокупные темпы экономического роста. Для богатых стран положительные темпы роста означают более высокие заработки, прибыли, уровень занятости населения, расширение возможностей для бизнеса. Для бедных стран положительная динамика роста выводит народ из состояния бедности, поскольку его доход растет вместе со средним ВВП» [4].

Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.

Еще в XIX в. прусский статистик Эрнст Энгель обнаружил закономерность: с ростом личных доходов удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает. Эта зависимость получила название «закона Энгеля».

Пятый год подряд Франция оказывается лидером рейтинга американского журнала «International Living», который ежегодно оценивает качество жизни в 194 странах мира. Эксперты журнала выставляли каждой

из стран по 100-балльной системе оценки в девяти номинациях: стоимость проживания, качество развлечений, состояние экономики, окружающей среды, климат, свобода, здоровье, развитие инфраструктуры, личная безопасность.

Помимо Франции в десятке лучших для жизни стран оказались Австралия, Швейцария, Германия, Новая Зеландия, Люксембург, США, Бельгия, Канада и Италия.

В двадцатку вошли Великобритания и Япония. Россия оказалась во второй части списка: по мнению «International Living», хуже всего у нас обстоят дела со стоимостью жизни — авторы списка оценили ее в

29 баллов. Россия набрала 42 балла по «свободе», 48 — по состоянию инфраструктуры. По экономике нам поставили 53 балла, за безопасность — 57, за климат — 64, за культуру — 67, в категориях «окружающая среда» и «здоровье» — по 71 баллу. Замыкает список Сомали с итоговой оценкой

30 баллов.

Имеются и другие подходы к определению позиций стран в мировом пространстве. Так, ученые исследовательского института Legatum Institute вывели индекс процветания, исследовав 104 страны мира. При составлении рейтинга учитывались не только экономические показатели страны, но и уровень комфорта для жизни. Например, климат, экология, свободы граждан — возможность свободного предпринимательства в стране, религиозная свода, а также наличие инфраструктуры для отдыха, уровень безработицы и др. Россия в общем рейтинге заняла 57 место, по экономическим показателям — 34 место, по уровню жизни — 82. На первом месте в общем рейтинге — Австралия, по уровню комфорта жизни на первом месте

— Норвегия, по экономическим показателям — Сингапур [8].

Начавшийся в последнее время процесс снижения реальных доходов населения России, в том числе заработной платы наемных работников, не является произволом недальновидных работодателей. Это объективно обусловленный процесс оздоровления экономики, без которого стране не преодолеть финансовый кризис. В некоторой мере это объясняется тем, что заработная плата до кризиса была завышена, кризис это завышение ликвидирует. И рыночные механизмы приблизят заработные платы к экономически обоснованным уровням. По официальной статистике за январь 2009 г. начисленная заработная плата в России сократилась примерно на 25 % по сравнению с декабрем 2008 г. Учитывая, что у государственных служащих такого масштабного сокращения не было, в большинстве производственных и коммерческих компаний имеет место более значительное снижение оплаты труда.

На практике объективно обусловленная экономическая необходимость уменьшения оплаты труда дополняется в ряде случаев необоснованными действиями некоторых предпринимателей и руководителей компаний. Двигаясь в русле всеобщего снижения заработной платы, они за счет

чрезмерного урезания фондов оплаты труда и экономии на персонале пытаются компенсировать свою неспособность налаживать в новых условиях эффективный бизнес. Но данная политика недальновидная, поскольку текущая экономия в таких компаниях приведет к снижению конкурентоспособности и потере доли на рынке в период выхода из кризиса.

Растущая безработица, которая освещается в средствах массовой информации заметно чаще и подробнее, чем снижение оплаты труда работающих, во многом определяет сейчас взгляды, тревоги и текущие оценки экономической ситуации у значительной части населения России.

Имеющиеся статистические данные свидетельствуют о снижении конкурентоспособности потенциала регионов России. Так, по Тульской области [9] реально располагаемые денежные доходы растут более низкими темпами, чем индекс потребительских цен (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие социально-экономическое положение Тульской области за 2009 г.

(декабрь к декабрю предыдущего года)

2009 г. 2009 г., в % к 2008 г. Справочно: 2008 г., в % к 2007 г.

Индекс потребительских цен % - 109,5 116,4

Реальные располагаемые денежные доходы населения X 103,08 111,8

Причем в значительной степени выросли цены на услуги (табл. 2).

Таблица 2

Индексы потребительских цен по Тульской области

(декабрь к декабрю предыдущего года, %)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Все товары и услуги 121,7 117,2 114,9 116,7 114,1 110,8 108,2 115,8 116,4 109,5

продовольственные товары 120,4 117,8 109,5 115,3 113,3 108,0 107,5 120,0 118,2 105,4

продукты питания 120,4 117,1 109,4 116,3 113,9 107,9 107,0 122,2 119,3 104,6

алкогольные напитки 120,2 124,6 110,9 106,2 109,0 108,9 110,8 107,1 111,4 110,1

непродовольственные товары 117,1 112,5 111,9 112,5 108,5 106,7 106,2 109,1 111,1 111,0

услуги 146,5 124,6 157,7 132,6 127,5 126,1 113,0 113,8 119,3 116,1

Ориентиры повышения конкурентоспособности экономики могут быть достигнуты при соблюдении следующих условий:

- макроэкономическая стабильность. Фирмам сложно принимать решения в обстановке высоких темпов инфляции, банковская система не может функционировать при гигантском дефиците бюджета, государство не может эффективно предоставлять свои услуги, если оно вынуждено выплачивать огромные проценты по прошлым долгам;

- качество государственных институтов необходимо для гарантирования исполнения контрактов и в более широком смысле для того, чтобы принцип главенства закона стал нормой экономической деятельности;

- технологические усовершенствования должны стать основой долгосрочной перспективы роста.

Следует отметить, что по мере изменения природы конкуренции меняется и значение факторов ее формирования. К наиболее существенным современным аспектам формирования конкурентоспособности следует отнести следующие.

1. При определении уровня конкурентоспособности национальной экономики возникают проблемы, связанные с пространственными границами конкурентоспособности. Происходит формирование наднациональных образований (например, Европейский Союз); производственные единицы отдельных современных предприятий могут располагаться на территории различных государств, конкурирующих между собой.

2. Усиливаются «нематериальные» факторы формирования конкурентоспособности. Предпосылки повышения конкурентоспособности в современных условиях в большей степени связаны не с производственной стадией, а с другими фазами товародвижения (маркетинг, реклама и др.), что усиливает значение трансакционных издержек.

3. В связи повышением значения социальных параметров измерения конкурентоспособности возникает проблема обоснования измерителей социальной составляющей конкуренции.

4. Усиливаются инновационные факторы повышения конкурентоспособности. Повышение значения «экономики знаний» проявляется в развитии «информационных товаров», возможности реализации научных знаний и технологий. Поскольку научно-технический прогресс развивается более высокими темпами, чем экономическая теория, возникают теоретические проблемы связи реализации инновационного потенциала и уровня конкурентоспособности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Неполностью выявлена роль государства в создании институтов, способствующих повышению конкурентоспособности национальной экономики. Если структурные аспекты повышения конкурентоспособности достаточно определены (инфраструктура, образование, кластеры), то по вопросам социальной, налоговой, промышленной политики необходимо научное обоснование соответствующих ориентиров.

Библиографический список

1. Walter G. Competitiveness: a General Approach // RECEP’s Reports. 2004. № 2.

2. Коршунова Г.В. Проблемы формирования конкурентоспособности национальной экономики // Финансы и кредит. 2006. № 6. С. 74-78.

3. Коршунова Г.В. Критерии анализа конкурентоспособности трансформируемой экономики // Финансы и кредит. 2006. № 7. С. 58-60.

4. Романова Л.Е. Конкурентное взаимодействие субъектов товарного рынка. Тула: Тул. гос. ун-т, 2000. 222 с.

5. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. / под ред. и с предисловиемВ.Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993.

6. The Global Competitiveness Report, Executive Summary: Competitiveness and Stages of Economic Development, Michael E. Porter, Jeffrey D. Sachs, John W. McArthur.

7. Blanke J., Paua F., Sala-I-Martin X. The Growth Competitiveness Index, CHAPTER 1.1. Analyzing Key Underpinnings of Sustained Economic Growth.

8. Уровень жизни. Рейтинги стран мира: рейтинг России, Украины.

9. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2009: стат.сб. / Росстат. M., 2009. 503 c.

E.M. Sokolov, L.E. Romanova

The competitive ability of the national economy: problems and prospect for determination

The authors carried out the survey of the procedures of the determination of the competitive ability of the national economies. It is substantiated the need of determining the competitive ability on the basis of the calculation of social factors. Contemporary conditions and factors of the formation of the competitive ability are determined.

The keywords: the competitive ability of the country, comparative advantage, the effectiveness of the national economies, the competitive advantages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.