25
январь 2008 PEMEOUUM
ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС
Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»
Россия на рынке инноваций
Ежегодно в мире появляется 30-40 новых оригинальных препаратов, созданных на базе последних научных открытий. Эти препараты создаются в исследовательских центрах западных фармкорпораций. Что же мешает отечественным фармпроизводителям вплотную заняться выпуском инновационных ЛС, тем более что в большинстве случаев вывод этих препаратов на рынок открывает новые возможности для терапии и обеспечивает финансовый успех для компании-разработчика?
(НОВИНКИ ЕСТЬ,
НО РЫНОК ИХ НЕ ВИДИТ
В последние годы отечественная фармпромышленность относительно стабильно работает и в какой-то мере развивается, однако основной проблемой лекарственного ассортимента остается недостаток инновационных препаратов. Российские фармпроиз-водители, как правило, ссылаются на дороговизну разработки и продвижения новых ЛС, отсутствие уверенности в том, что их вложения окупятся.
Известно, что в России бюджет на разработку и внедрение инновационного ЛС составляет от 100 000 до 5 млн. долл., тогда как на Западе он на порядки выше: от 100 до 500 млн. долл. (у дженериковых компаний — 2—20 млн. долл.). И именно западные компании являются основными поставщиками инновационных ЛС.
Причин здесь несколько. Во-первых, западных разработчиков в определенной мере поддерживает государство. «В Европе и США существуют специальные регуляторные механизмы, при-
ИІ1ІШ
One of the problems faced by the Russian pharmaceutical market today is still the shortage of own innovative products, which is conditioned by a number of various reasons: the gap between science and production, science and marketing, government’s failure to support, etc. Nevertheless, innovations occasionally appear in product portfolios of Russian companies. Their difference from the global novelties lies in the sphere of use and source of origin.
Irina SHIROKOVA, «Remedium». Russia and the market of innovations.
званные стимулировать инвестиции в разработку инновационных препаратов, как, например, закон о «сиротских» препаратах (эксклюзивные пра-
Хенрик Конарковски, ведущий консультант по развитию бизнеса Torrey Pines Investment (США) (из доклада «Разработка собственных новых лекарств как способ повышения результата IPO. Международная практика и возможности для России», 27-28 февраля 2007 г., II Всероссийская конференция «Фармацевтический бизнес в России: реформы и рынок»):
— Сегодня для России существуют несколько вариантов разработки новых ЛС:
1. Разработка новых лекарств с использованием высокопроизводительного скрининга. Это 6-7 лет и до 50 млн. долл. на 1 ЛС.
2. Разработка патентуемого лекарства, «замещающего» западный брэнд в РФ. Это 3-5 лет и до 15 млн. долл. на 1 ЛС.
3. Биоизостерная модификация старых лекарств для создания патентуемого брэнда в РФ. Это 2-3 года и до 5 млн. долл. на 1 ЛС.
4. Модификация «доставки» старых ЛС в организм с использованием нанобиотехнологий. Это 2-3 года и до 5 млн. долл. на 1 ЛС.
Игорь Крылов, гендиректор ОАО «Фармстандарт»:
— «Фармстандарт» не занимается разработкой новых ЛС, но мы видим нашу роль в организации производства отечественных разработок и доведения их до конечного потребителя. Наша компания сотрудничает с рядом крупнейших российских научных центров: ГУ НИИ биомедицинской химии РАМН (результат сотрудничества — гепатопротектор с противовирусным действием «Фосфоглив»), институтом би-оорганическойхимии им. акад. М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинни-кова (гормон роста «Растан»). Эти препараты относятся к категории инновационных ЛС. Так, например, при производстве «Фосфоглива» используется новая оригинальная технология, обеспечивающая наноразмер фосфолипидных частиц, что значительно увеличивает биодоступность и эффективность препарата. Еще одна инновационная разработка в портфеле компании — препарат «Арбидол», обладающий противовирусным и иммуностимулирующим действием. Арби дол воздействует не только на широко распространенные
подвирусы гриппа, но и на ряд других вирусов. Сейчас мы активно развиваем генно-инженерное направление. После запуска инсулинов и гормона роста мы планируем выпустить на фармрынок препарат для лечения онкологических заболеваний — Филграстим.
Андрей Белашов, директор по развитию ОАО «Отечественные лекарства»:
— Наша компания работает и в области создания оригинальных молекул, и в области создания молекул терапевтических аналогов (тее^оо). Мы пытаемся найти новые свойства с улучшенным профилем побочных эффектов, фармокинетичес-ким профилем и повышенной эффективностью. Источником пополнения оригинальных препаратов для холдинга «Отечественные лекарства» является, с одной стороны, плановое и вдумчивое сотрудничество с ведущими НИИ и медицинскими вузами, с другой — разработка идей сотрудниками холдинга и дальнейшая их отработка совместно с теми же институтами, в первую очередь с институтом «Химрар». Еще в 2003 г. «Отечественные лекарства» заявили о себе, как о первой российской компании, которая собирается активно внедрять на российском фармрынке оригинальные разработки отечествен-ныхученых. С этого времени создание оригинальных инновационных ЛС или продуктов с признаками оригинальности остается приоритетным направлением в стратегическом развитии компании. За последние годы мы вывели на российский рынок несколько оригинальных препаратов, в т.ч Фенотропил и Зорекс. Эти продукты были на уровне идеи или находились на стадии доклинических исследований, но мы их довели до рынка: провели КИ, зарегистрировали, определили маркетинговую стратегию. Но прежде «Отечественные лекарства» создали структуру, позволяющую оценивать предложения, которые имеются на рынке инноваций, перспективы и риски, связанные с выходом новых продуктов на рынок. Мы отрегулировали процедуры по исследованию этих препаратов, разработке марке-
ва на маркетинг, налоговые льготы). Кроме того, в ряде случаев государство принимает участие в финансировании разработок подобных препаратов, — отмечает Игорь Крылов, гендиректор ОАО «Фармстандарт». — В России же создание инновационных ЛС — а это самые дорогостоящие препараты на фармрынке, — зона риска исключительно разработчика».
Другая серьезная причина, по словам Романа Иванова, начальника медицинского отдела ОАО «Нижфарм», кроется в отсутствии в нашей стране структур, нацеленных на разработку инновационных лекарственных препаратов: «Ни один из российских НИИ в настоящее время не способен решить проблему разработки препарата «под ключ». Зачастую реализуется лишь один из этапов, например доклиническая разработка, т. е. поисковый синтез молекулы. Далее проекты замораживаются, поскольку на следующих этапах требуется серьезное финансирование».
Не прошедшая весь цикл клинических исследований (КИ) разработка, как правило, неинтересна российским фармпроизводителям. Немногие решаются на риск, который неизбежен в данной ситуации. Мало кто стремится проводить многочисленные КИ и регистрацию ЛС.
Андрей Белашов, директор по развитию ОАО «Отечественные лекарства», объясняет эту ситуацию разрывом между наукой и производством, возникшим на определенном этапе развития отечественной экономики. Ключевую же проблему для России он видит в пропасти, которая в последние десятилетия образовалась между наукой, испытывающей недостаток в финансировании, и маркетингом: «Мало создать и произвести препарат. Его еще нужно умело довести до потребителя, сделать информацию о нем доступной, а целевой аудитории еще и продемонстрировать уникальные свойства и преимущества этого
продукта перед существующими конкурентами. Это могут себе позволить компании, которые имеют не только грамотно разработанную маркетинговую стратегию, но и колоссальный ресурс в виде сотрудников, работающих с врачами и провизорами. А таких немного. В результате в России сформировалась кризисная ситуация, когда ученые заявляют, что продукты есть и они созданы, а рынок их не видит».
Но даже если, вопреки всему, отечественный инновационный препарат создан и нашел свое место в России, недостаточный уровень лабораторных ^Р) и клинических ^СР) исследований, а также производственных стандартов ^МР) препятствует его выводу на широкий мировой рынок. А ведь это могло бы значительно увеличить объем продаж и быстрее возвратить инвестиции. На Западе представители «большой фармы», разрабатывая новый препарат, в качестве рынка сбыта
I тинговых стратегий и выведению этих продуктов на рынок.
В этом направлении работают 4 отдела компании. Аналитики исследуют рынок с точки зрения количественных перспектив. Медики оценивают терапевтические преимущества новых препаратов. Маркетологи анализируют, как эти преимущества перевести в деньги. Группа продакт-менеджеров сотрудничает с медицинским отделом и отделом перспективных разработок и инноваций.
Роман Иванов, начальник медицинского отдела ОАО «Нижфарм»:
— «Нижфарм» специализируется на выпуске брэндованных дженериковых препаратов («line extension»). При этом конкурентным преимуществом компании является выпуск т.н. дженериков плюс (или дженериков с признаками оригинальности), т.е. препаратов с дополнительными терапевтическими свойствами. Например, наш препарат Фунготербин, будучи дженериком с основным действующим веществом тербинафином, имеет заметное отличие — в его составе присутствует мочевина, определяющая дополнительные лечебные свойства. Другой пример — препарат Витапрост. Когда-то он применялся только в виде инъекций, но «Нижфарм» стал выпускать его в форме суппозиториев, а также суппозиториев с удвоенной дозировкой — Форте, а также в таблеточной форме. «Нижфарм» традиционно концентрирует свои усилия на создании препаратов, применяемых в дерматологии, гинекологии, урологии, а также ЛС для лечения костно-мышечных заболеваний и заболеваний ЖКТ. Поэтому разработка инновационных препаратов предполагается, прежде всего, в этих областях. Анализируются также возможности разработки новых продуктов других фармакотерапевтических категорий. Источником наших инноваций являются разработки ведущих ученых и исследовательских центров РФ, с которыми мы сотрудничаем в рамках проекта «Новое лекарство», а также соответствующие подразделения компании.
Ольга Чернова, зам. гендиректора по развитию компании «ЭкоФармИнвест»:
— Фармкомпания ООО «ЭкоФармИнвест» с 2000 года разрабатывает перспективное направление в лечении сердечно-сосудистых заболеваний — метаболическую цитопротективную терапию. Эта работа проводится в сотрудничестве с ведущими научными учреждениями России — Всероссийским научным центром по безопасности биологически активных веществ, Институтом химической физики им. Н.Н. Семенова РАН, Курским государственным медицинским университетом. Результатом нашей совместной деятельности стал препарат Мексикор, который можно отнести к препаратам дополнительной (расширенной) линии («line exten-tion»), имеющим новые одобренные области применения (индикации) или являющимся улучшенной/альтернативной формуляцией существующего препарата. В настоящее время Мексикор® выпускается по лицензии ООО «ЭкоФармИнвест» ГУП «Государственный завод медицинских препаратов» (в виде раствора для инъекций) и ФГУП «Мосхимфармпрепараты» им. Н.А.Семашко (капсулы) на основе лекарственной субстанции, производимой дочерним предприятием ООО «ЭкоФармИнвест» — ООО «БИОН» (г. Обнинск), введенным в эксплуатацию 2 года назад и полностью отвечающим условиям GMP. Мексикор ® — это Rx-препарат, поэтому при его продвижении наибольшее значение придается институциональной рекламе. Она является образовательной по своему характеру и служит ценным источником информации для профессионалов при выборе методов лечения. При этом большое внимание мы уделяем репутации издания: часто положительное отношение врачей к рекламе возникает просто на фоне доверия к изданию, в котором размещена рекламная статья.
Елена Покшубина, ген. директор компании «МираксФарма»:
— «МираксФарма» и «МираксБиоФарма» являются первыми отечественными фармкомпаниями, которые начали заниматься разработкой и реализацией таргетных препаратов, точечно воздействующих на молекулярные мишени, опосредующие па-
ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС
рассматривают весь мир. В результате сроки окупаемости их продуктов и объемы возврата на инвестиции совершенно несопоставимы с объемами продаж отечественных фармпроизво-дителей: в России успешным считается продукт с объемом продаж более 5 млн. долл., тогда как на Западе регистрация только одного препарата по одному показателю стоит порядка 5 млн. евро.
При этом не надо забывать, что отечественная фармкомпания должна быть готова не только к существенным затратам на разработку без 100% гарантий успеха, но и к предстоящему состязанию с мировыми гигантами по продвижению новинки на рынок. В такой ситуации создание инновационных ЛС в России превращается в лотерею. Не удивительно, что отечественные фармкомпании избирают хорошо прогнозируемый курс на воспроизводство утративших патентную защиту ЛС.
ЧТО В ПОРТФЕЛЕ РОССИЙСКОГО РАЗРАБОТЧИКА ЛС
Насколько инновационны отечественные препараты? На этот вопрос нет однозначного ответа, поскольку очень разнятся мнения насчет того, какие именно ЛС можно считать инновационными. По словам Романа Иванова, «на данный момент в России не производится инновационных препаратов как таковых. Удачные зарубежные проекты по разработке и выпуску инновационных препаратов, прежде всего, отличает высокий уровень доказательной базы, а также ак-цептованность рынком».
И все же инновационные препараты постепенно появляются в портфеле российских компаний. От мировых разработок они отличаются областью применения и источниками происхождения.
На Западе большинство инноваций и устремлений ученых нацелены на
борьбу с социально значимыми заболеваниями, такими как сахарный диабет, бронхиальная астма, рассеянный склероз, онкология, туберкулез, артериальная гипертензия. Все больше исследований ведется в области био- и генно-инженерных технологий. При этом основным источником инноваций для западных корпораций являются собственные разработки, либо разработки, купленные у других компаний.
В России традиционно огромное внимание уделяется препаратам для нормализации деятельности центральной нервной системы и противовирусным ЛС. Отечественные фармпроизводите-ли выводят на рынок новые иммуномодуляторы и противоопухолевые ЛС, психостимуляторы, обезболивающие препараты и антидоты.
Эти препараты характеризуются высокой эффективностью, безопасностью и массовой востребованностью на рынке, но созданы они еще в советское
►
тогенез гиперпластических и неопластических заболеваний репродуктивной системы. Первые два таких препарата — Инди-нол (действующее вещество — индол-3-карбинол) и Эпигал-лат (эпигаллокатехина-3-галлат) — уже вышли на фармрынок в качестве средств фармакологической коррекции таких гинекологических заболеваний, как миома, эндометриоз, мастопатия. Пока эти препараты зарегистрированы как БАДы. Но сейчас идет процесс регистрации этих и других продуктов в качестве ЛС. В ноябре 2007 г. на российском рынке появятся два новых продукта — Индигал и Промисан. Первый из них блокирует патологический рост клеток в ткани предстательной железы, основная сфера применения второго препарата — онкология. Все эти препараты — инновационные. Они созданы и апробированы в НИИ молекулярной медицины ММА им. И.М.Сече-нова. Хотя сами субстанции хорошо известны на Западе, ЛС на их основе там не производят из-за проблем, связанных с нестабильностью молекул, их фармакокинетикой и фармакодинамикой. Выпускаемые за рубежом несколько БАДов, содержащих данные компоненты, не охарактеризованы с точки зрения чистоты, стабильности и биологического действия. Российские же ученые на основе закупаемых импортных субстанций смогли создать препараты, которые отличаются стабильностью, высокой чистотой и активностью. Наша продукция производится на собственных мощностях научно-производственной компании ЗАО «Миракс-Биофарма» на арендуемых площадях Института химических раритетов (филиала американского Института ChemDiv) в г. Химки. Производство организовано в полном соответствии с требованиями национального стандарта (вМР). Начиная с 2004 г. мы постоянно участвуем в тематических конференциях, проводим образовательные семинары для врачей, пишем и издаем монографии и методические пособия, размещаем информацию на сайте компании. Недавно была организована «горячая телефонная линия». И конечно, большую роль в продвижении наших препаратов играют работающие по всей России медицинские представители.
Лина Юдина, зам. гендиректора
по развитию компании ЗАО « ЦСМ «Медикор»:
— Российское предприятие ЗАО «ЦСМ «Медикор» производит инновационный иммуномодулирующий и противовоспалительный препарат Галавит. Аналогов препарат на фармрынке не имеет. Галавит относится к синтетическим, химически чистым ЛС, представляет собой аминодигидрофталазиндион натрия и разрешен к применению с 1997 г. А 10-летний опыт клинического применения препарата Галавит в России, а в последние годы и в Украине, позволяет рекомендовать его как препарат выбора для лечения ряда инфекционных заболеваний, а также воспалительных процессов, ведущих к локальному снижению иммунитета. Компания ЗАО «ЦСМ «Медикор» имеет целый ряд патентов, в т.ч. патент на иммуномодулирующее ЛС и на товарный знак препарата. Галавит выпускается на фарм-заводе компании «Медикор» в Белгороде. Производство соответствует стандартам вМР, что подтверждено соответствующей лицензией Роздравнадзора. Галавит имеет две лекарственные формы выпуска: порошок для приготовления раствора для инъекций и свечи. Инъекционная форма продвигается по всем законам рецептурных препаратов: работаем с врачами, проводим КИ, о полученных результатах информируем медицинскую общественность на симпозиумах и конференциях. Кроме того, компания продвигает препарат, участвуя в специализированных выставках. С безрецептурной формой мы выходим на пациента: даем информацию в наиболее рейтинговых изданиях, самых читаемых и самых «интеллектуальных» журналах. Не так давно компания начала разработку препарата в форме таблеток подъязычных для применения в стоматологии и отоларингологии. Кроме того, мы расширили область применения препарата, включив в нее педиатрию (регистрация на стадии завершения). На сегодняшний день Галавит применяется в лечении 13 нозологий.
время. Они являются либо результатами работ НИИ, либо рождены в недрах ВПК и космической промышленности.
ИДЕИ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ РЕАЛИЗУЮТ МИНИ-КОМПАНИИ
К тенденции последнего десятилетия можно отнести появление на российском рынке т.н. «мини-компаний», специализирующихся на выпуске инновационных ЛС и имеющих в своем ассортименте 1—4 продукта. К таким компаниям можно отнести «Ферон» (препарат Виферон), «Герофарм» (Кортексин, Ретиналамин, Ринсулин), «Петровакс» (Полиоксидоний, Гриппол, Лонгидаза), «Медикор» (Галавит), «ЭкоФармИнвест» (Мексикор), «МираксФарма» (Индинол, Эпигаллат) и др.
Как правило, источником инноваций для мини-компаний являются разработки отечественных ученых. Так, например, ООО «Ферон» производит иммуномодулирующий и противовирусный препарат Виферон, созданный на базе НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Гамалеи РАМН. Компания «Петровакс» выпускает оригинальные препараты, созданные на основе фундаментальных научных исследований ГНЦ Института иммунологии. Продукцию мини-компании производят на собственных или арендованных мощностях и используют в рамках имеющихся возможностей методы продвижения, свойственные средним и крупным фармпроизводителям.
( РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Существующие в стране условия трудно назвать благоприятными для проведения отечественных исследований в области создания инновационных ЛС. Фармкомпании и научные центры не могут себе позволить крупные и высокорисковые инвестиции в разработку инновационных лекарств. Кроме того, для нашей страны типична ситуация, когда отечественные разработки, завоевавшие доверие врачей и пациентов, успешные в аптечном ритейле, оказываются невостребованными в государственных сегментах рынка (ДЛО).
Для России, как и для всех крупных развитых стран, характерна распространенность сердечно-сосудистых и метаболических заболеваний, быстрое старение населения. В связи с этим затраты на здравоохранение, и в т.ч. на лекарственное обеспечение граждан, будут постоянно возрастать. В этих условиях, считает Игорь Крылов, государство должно принять необходимые меры для развития отечественной научной базы и стимулирования фарм-промышленности: «Именно государство обладает теми механизмами регуляции, которые могут позволить полноценно использовать научный потенциал России и усилить ее технологические возможности. Реализация государственной стратегии по финансированию российской науки и создание ряда условий для отечественных производителей, в т.ч. по закупке отечественных препаратов в рамках госпрограмм, позволит не только решить внутренние задачи, но и увеличить экспорт высокотехнологичных товаров из России. Хочется верить, что среди таких гигантов, как добывающая промышленность и ВПК, потенциал фармпро-мышленности тоже будет замечен».
По мнению Романа Иванова, выходу из создавшейся ситуации может способствовать консолидация усилий российских ученых и фармкомпаний. Общим стремлением должно стать выявление и реализация научного потенциала отечественной фармакологической науки для выпуска новых эффективных ЛС.
Например, компания «Нижфарм», стремясь привлечь в свой портфель новые препараты, в 2006 г. запустила программу «Новое лекарство», цель которой — содействие ученым, стремящимся разработать и освоить производство новых ЛС на основе результатов своих научных исследований.
«Реализация программы «Новое лекарство» позволит сделать важный шаг в развитии научного потенциала отечественной фармакологической науки, — уверен Роман Иванов. — Успешные результаты проекта удовлетворят интересы и потребности всех сторон: исследователей — в возможности финансирования и совместной реализации с фармпроиз-
водителем своих разработок, государства — в оказании поддержки в развитии научного потенциала отечественной фармакологии, «Нижфарм» — в пополнении продуктового портфеля новыми ЛС, и, самое главное, потребителей, которые получат возможность приобретать современные эффективные препараты по доступным ценам.
Первые месяцы реализации программы показали, что отечественная наука по-прежнему обладает значительным интеллектуальным потенциалом. Надеемся, что наше сотрудничество с научными академическими институтами в ближайшем будущем станет еще более продуктивным».
«В целом недостаток инновационных молекул характерен для всего мира, — считает Андрей Белашов. — Их поиском занимаются ведущие умы во всех странах. Однако каждое новое открытие, тем более гениальное, является результатом многолетних усилий многотысячных коллективов и, следовательно, требует огромных вложений. Поэтому одной из задач, стоящих перед западными разработчиками, является сокращение издержек. Именно поэтому крупнейшие фармкомпании — американские, европейские, японские — переносят свои научно-исследовательские центры в Китай и Россию.
На западе создание инновационных молекул — это системный процесс, в меньшей степени связанный с человеческим фактором и гениальными способностями конкретного исследователя. В России же, наоборот, отсутствует четкая система при наличии гениальных умов.
Появлению на российском фармрынке собственных инновационных ЛС препятствует, с одной стороны, недостаточная материально-техническая оснащенность ведущих НИИ, а с другой — большой отток интеллектуального потенциала страны за прошлые годы. К счастью, эта ситуация меняется, молодежь перестает уезжать на Запад. Улучшить ситуацию может финансирование российских НИИ и их разработок либо государством, либо фармкомпа-ниями, а также наличие сильного кадрового резерва».
<$>