Научная статья на тему 'США - абсолютный лидер мирового фармрынка'

США - абсолютный лидер мирового фармрынка Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
1207
95
Поделиться
Ключевые слова
ЛИДЕРЫ МИРОВОГО ФАРМРЫНКА / США

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Ченцова Мария

Американский фармрынок сегодня можно признать абсолютным лидером, поскольку на его долю приходится почти половина оборотов мирового рынка, а расходы здравоохранения на душу населения в США вдвое превышают общемировые показатели. Одним из факторов, позитивно влияющих на фармрынок США, является гибкий подход к использованию маркетинговых стратегий по разработке и продвижению новых препаратов.The US pharmaceutical market volume and structure in 2004-2006, review of the leading therapeutic categories of the American pharma, generics and biotechnology markets, the US presence on the Russian pharmaceutical market. Maria CHENTSOVA, «Remedium». USA is the number one pharma market in the world.

Текст научной работы на тему «США - абсолютный лидер мирового фармрынка»

Мария ЧЕНЦОВА, «Ремедиум»

США - абсолютный лидер

МИРОВОГО ФАРМРЫНКА

Американский фармрынок сегодня можно признать абсолютным лидером, поскольку на его долю приходится почти половина оборотов мирового рынка, а расходы здравоохранения на душу населения в США вдвое превышают общемировые показатели. Одним из факторов, позитивно влияющих на фармрынок США, является гибкий подход к использованию маркетинговых стратегий по разработке и продвижению новых препаратов.

За прошедшее десятилетие существенно расширился рынок ОТС-препаратов — на 1000 наименований. Компании — производители дженериков развернули активную работу по выпуску и регистрации новых препаратов, что обостряет конкурентную борьбу на американском фармрынке.

АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ ФАРМРЫНКА США — ЛИДЕРСТВО УКРЕПЛЯЕТСЯ I

Лидер мирового фармрынка — Соединенные Штаты Америки — продолжает

удерживать передовые позиции за счет увеличения инвестиционных вложений в клинические исследования и разработку большого количества препаратов, в борьбу с редкими и серьезными заболеваниями.

В 2004—2006 гг. фармрынок США не только привычно лидировал, но и вел активные наступательные действия по укреплению позиций на мировом фар-мрынке. Объем продаж за 3 последних года вырос с 174,5 до 197,8 млрд. долл. (рис. 1), т.е на 23,3 млрд. долл., или на 13,3%. Причем активность фармрынка

The US pharmaceutical market volume and structure in 2004—2006, review of the leading therapeutic categories of the American pharma, generics and biotechnology markets, the US presence on the Russian pharmaceutical market.

Maria CHENTSOVA, «Remedium». USA is the number one pharma market in the world.

США обеспечивается постоянным увеличением темпов прироста рынка — от 4,6% в 2004 г. до 8,2% в 2006 г. За период 2004—2005 гг. темп прироста мирового фармрынка составил 7,6%, на рынке США этот показатель равнялся 4,6%. Но на отрезке 2005—2006 гг. американский рынок опередил общемировой по тем-

‘Пш lIimil IFIljei TuibLllL'ikLL' I"- м I: ..-.hr:'*! .iiijiIijii SljmiI ■. -m|\nii | ■= ■ :ч! 11 l 11!; ■ i=p ■ i l- 11:. i i i .'30 фиЪст ^riL-ric ind brand nunc pnJij^is ■«■Id in от бйсштт» wtund iK- mil Lht-11п:|*мГм rv*nvd>C9L -n шиГышп in.I iiiirLi/n рптг jiyH iм11■ ^/jrv-r pr-:hIik-r-.

Г.«Ь.Н.| XL>L:n|^zsn jiilL ■ и l-i-llir«: ылп-п bjli. IT* I -1 s 1111 j 11 bi I-к iipiil ! iii I be future, anil cniiiiiiiiLil)i>-hi.rv.-ji hn.- l- чкнЫиък. Ifl rlu- ргосимоЕ It duumnic Jl-. d> mi

ti itu' EnnfRiii ifMriiLr ihc aim[wvv jim.firurtj rtv tncarV'Ti nhL fw^rvvn cF

/ » pharma ' W science

Country Manager Russia

Jj ;i<4fdl in .Чдовдт .4 kns<-i:i Piirpo^pfif ilw пйс; A-.-j.ii'v n.'spinsibibcT tor che ■ i репйн > n j I. rcgiJ а г.. n. mirk* imp. and лподк агтсшн in Eussu

Ht"л I И! '■ III1 I:'i : mb i: я Г.ji-lLHii I им I I|H.tu p nr-

Rrij пггпаьтмь'

lr-.Ik j I 11 ji|;i - ■ 1111-.I

S-IUveiTS iif «фСЖПЕС Ю ihL-p4-EirrriJLi.-iilii4 irciri.Lt ;illduUllJlp. 5-jIlS l.4JSIiibS lIl^H L^I.{TCl'p.:ПП V3 ТГ.ТЛ- 14Г ыгпвд t-jdinhip этрспспое in а квгтнцшин го4г I ivp-rrk-iiir rs Lp.itk-Iiiii.'; ■ f-k.-r.iiiNiiF iii I■:11- ■ .i r.xinLI Hr jii :th snajvr I -1 ■ 11.11Г I .niA>ll :п к.1 K'_>:-IjiI

I'lraibibrr со тп-il iri Russia and! iiiicrnimwily

IHl-m; j i : | Lh’ 'scndliii; l-ciuf CJV" ГО iik.-u.s.dij^lihl > kiii.-li^iL mill: xuiiy. г he i-.-I-.-i-.-iill--.imIl- I Л_21L 71. I 11 ■: 111 | :-:-п Г1.11L11 --

TBi[0Wfti*4i[Cf aaahiituttfiajn JMJ 7.'A4i.ii'Li.ukrjirk.huJy.in/:iim

Hudson

Fram great people to great ftrrforrrtartc^

РИСУНОК 1

Объем фармрынка США за 2004-2006 гг., млрд. долл.

РИСУНОК 2

Лидеры объема продаж по терапевтическим группам фармрынка США за 2004-2006 гг., млрд. долл.

10

20

30

40

50

1 — Сердечно-сосудистые средства

2 — Средства, влияющие на нервную систему

3 — Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм

4 — Средства, действующие на дыхательную систему

5 — Противомикробные средства

Источник: IMS Health

24,8

18,5

СВОЕВРЕМЕННЫЙ ОТЗЫВ ВИРАСЕПТА

В конце мая 2007 г. на одном из заводов швейцарской фармкомпа-нии F.Hoffmann-La Roche, расположенном в Испании, произошел сбой в производстве лекарственного препарата Вирасепт. В результате этого все серии Вирасепта на территории Европы, в том числе в России, были отозваны.

Этот препарат, относящийся к группе ингибиторов протеаз, широко применяется для лечения ВИЧ-инфекции. Он считается наиболее безопасным лекарством, не вызывает привыкания, при необходимости может быть заменен альтернативным препаратом. Чаще всего Вирасепт назначают ВИЧ-инфицированным беременным женщинам и детям. В Россию Вирасепт поставляется в рамках приоритетного Национального проекта «Здоровье».

На состоявшейся 14 июня 2007 г. в «РИА новости» пресс-конференции глава российского представительства компании F.Hoffmann-La Roche Милош Петрович рассказал о причине отзыва и ответил на вопросы журналистов. По его словам, первые сообщения о появлении у препарата необычного «серного» запаха поступили из Англии. Контроль качества показал наличие в нем высокой концентрации примеси этилмезилата. В результате проведенной на испанском заводе компании проверки было установлено, что при очистке препарата было использовано больше, чем положено, этилового спирта. «Виновник» произошедшего, в данном случае, не сбой техники, а человеческий фактор.

Господин Петрович хорошо понимает обеспокоенность пациентов и лечащих врачей ситуацией, сложившейся с Вирасептом. При этом он подчеркнул, что компания уже 8 июня 2007 г. проинформировала Росздравнадзор об отзыве препарата, и самое главное сейчас — донести информацию до всех пациентов и медиков в максимально короткие сроки.

Он также заверил, что производство Вирасепта в ближайшее время будет восстановлено. Всем ВИЧ-инфицированным необходимо обратиться к лечащим врачам для подбора альтернативных схем лечения.

пу прироста на 1,4%. Увеличение темпов прироста американского фарм-рынка ведет к усилению его влияния в мировой фармотрасли и к укреплению его позиций на различных сегментах рынка.

Доля американского фармрынка в общемировом составляет в среднем 48%. Этот факт позволяет признать американский фармрынок лидером в международном масштабе. При этом, несмотря на то, что за анализируемый период наблюдалось незначительное снижение его доли — на 0,5%, — этот рынок остается самым крупным и активно развивающимся.

ОСОБЕННОСТЬ СТРУКТУРЫ ФАРМРЫНКА США В 200—2006 ГГ.

Анализ структуры фармрынка США по терапевтическим категориям позволяет охарактеризовать его как планомерно развивающийся. На препараты пяти

крупнейших терапевтических групп на фармрынке США приходится от 72 до 73,1%. Темп прироста в данном сегменте за период 2004—2006 гг. составил 15,0%, что на 1,7% выше этого же показателя для американского фармрынка в целом (рис. 2).

Лидером на американском фармрынке являются препараты, влияющие на нервную систему. За анализируемый период объем их продаж увеличился с 40,8 до 46,6 млрд. долл., т.е. на 5,8 млрд. долл., или на 14,2%. Несмотря на то, что эта фармгруппа занимает неизменно лидирующую позицию, ее рост равен росту рынка, что свидетельствует о некоторой стагнации. Подобная же тенденция наблюдается на всех анализируемых сегментах.

Объем продаж сердечно-сосудистых средств, которые занимают 2 место, за анализируемый период вырос с 31,7 до 37,7 млрд. долл., на 18,9%.

РИСУНОК з

I Объем продаж крупнейших фармкомпаний США за 2004—2006 гг., млрд. долл.

■ — 2004 г.

□ — 2005 г.

□ — 200б г.

1 — Pfizer

2 — Johnson & Johnson

3 — Merck & Co

4 — Bristol-Myers Squibb

5 — Wyeth

РИСУНОК 4

Топ-10 компаний США по объему продаж на фармрынке России, млн. долл.

і

2

3

4

5

6 7 В 9

10

□ 125,26

□ 96,51

I 34,12

4В,92

2В,В3 -| 37,02

12,50

9,96

11,60

0,00 р 6,В7 1,0В 1,75 0,46 0,7 В

50

100

150

200

— 2005 г.

□ — 2006 г.

250

1 — Pfizer

2 — Schering-Plough

3 — Bristol-Myers Squibb

4 — Sagmel Inc.

5 — Unipharm Inc.

6 — Djenzime

7 — Valeant

В — Talecris Biotherapeutics

9 — Bausch & Lomb

10 — Melavit Inc.

Источник: RMBC

Промежуточное положение в анализируемых 5 крупнейших терапевтических категориях занимают средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм. Эта группа стоит на 3 месте по объему продаж — 15,7—18,5 млрд. долл., и на 2 по темпу роста, который за период 2004—2006 гг. составил 17,8%. Средства, действующие на дыхательную систему, и антибиотики находятся примерно на одинаковом уровне как по объему продаж, так и по их доле в рассматриваемой группе. Объем продаж средств, действующих на дыхательную систему, имеет положительную динамику: в 2004—2006 гг. он составлял, соответственно, 15,7—18,5 млрд. долл. Объем продаж антибиотиков ниже на 2,3—4,3 млрд. долл.

В рассматриваемый период от 52,6 до 63,3% фармрынка США принадлежало 5 крупнейшим компаниям, что свидетельствует об усилении его концентрации. Постоянно увеличивая присутст-

вие на рынке, крупнейшие компании, несомненно, смогут оказывать большое влияние и проводить определенную политику по развитию фармотрасли. Лидером на американском фармрынке следует признать компанию Рґїгег, объем продаж которой имеет постоянную тенденцию к увеличению и за период 2004—2006 гг. составил 36,1—56,0 млрд. долл. соответственно. Pfizer занимает первое место и по темпу прироста этого показателя, который за указанный отрезок времени составил 55,1%.

На одинаковом уровне по объему продаж, при незначительной разнице в 0,5—0,1 млрд. долл., находятся компании Johnson & Johnson и Мегск & Со. Доля рынка этих компаний составляет 10—11%. Между этими фармкомпания-ми существует жесточайшая конкуренция за место на фармрынке США. Несмотря на то, что компании Johnson & Johnson и Мегск & Со входят в «тройку» лидеров американского рынка, наблю-

дается прирост всего лишь в 18—20% за анализируемый период. Этот прирост соответствует в среднем уровню естественного роста фармрынка США. Следовательно, подобный факт можно расценивать как некоторое замедление развития данных компаний.

Подобная ситуация наблюдается и в отношении двух других компаний — Bristol-Myers Squibb и Wyeth, объем продаж которых за анализируемый период составил 11,1—13,0 и 10,1—11,2 млрд. долл. соответственно.

Острая конкурентная борьба, характерная для фармрынка США, стимулирует его развитие, создает предпосылки для дальнейшего совершенствования.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ДЖЕНЕРИКОВОГО

И БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РЫНКОВ

США — это зрелый дженериковый рынок, крупнейший в мире. Объем этого рынка увеличился за 2003—2006 гг. с 16,5 до 21 млрд. долл., или на 27,2%. Темп прироста составлял 12,7—8,2% соответственно. Успех США на мировом рынке дженериков определяется активным развитием этого сектора фарм-промышленности в стране.

В сегменте дженериков превалируют препараты следующих терапевтических категорий: средства, оказывающие влияние на дыхательную и центральную нервную системы, противоопухолевые препараты и препараты, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм. Сердечно-сосудистые препараты занимают около 21% рынка дженериков США, антибиотики — 14,4%, и чуть меньше анальгетики — 14%.

США являются крупнейшим общемировым биофармацевтическим рынком, доля которого составляет около 58%. Именно американский рынок является плацдармом для введения новых био-фармацевтических продуктов. Этому способствует менее строгое американское законодательство по регистрации продуктов биофармации. Особенностью развития рынков дженериков и биотехнологий является тесное их взаимопроникновение и создание биодженериковых препаратов. Се-

РИСУНОК 5

Топ-10 американских препаратов по объему продаж на фармрынке России за 2005—2006 гг., млн. долл.

2

3

4

5

6 7 В 9

10

1 — Виагра

2 — Темодал

3 — Моноприл

4 — Гексорал

5 — Ремикейд

6 — Дифлюкан

7 — Фервекс

8 — Норваск

9 — Таксол

10 — Терафлекс

l

годня сложно сказать, как именно следует их рассматривать: как самостоятельный рынок или как сегмент биотехнологического и дженерикового рынка одновременно. Как прогнозируют аналитики 1МБ, ежегодный рост этого сегмента в размере 135% приведет к его расширению до 12 млрд. долл. Рынок биодженериков имеет высокий потенциал развития, что является существенным как для биотехнологических, так и для дженериковых компаний. Эксперты прогнозируют, что подобный синтез породит жесткую конкуренцию между фармкомпаниями, обусловит развитие законодательства по одобрению и регистрации этих препаратов, а также изменение системы ценообразования в данном сегменте рынка. При этом развитие отдельных сегментов фармрынка США окажет негативное действие на доходы компаний, делающих упор на производство оригинальных препаратов. Несмотря на это, некоторый баланс на фармрынке сохранится благодаря введению ограничений в процедуры одобрения и регистрации биодженериков.

ФАРМКОМПАНИИ США НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

Подтверждением фармацевтического могущества США в общемировом пространстве может служить активный захват американскими компаниями российского фармрынка.

За период 2005—2006 гг. из 10 фарм-компаний США, лидирующих на рынке России, 9 увеличили объем продаж в пределах 20—100%. Абсолютным и относительным лидером на российском рынке среди американских фармком-паний является Pfizer, объем продаж которой увеличился с 183,11 до 216,90 млн. долл. Несмотря на то, что темп прироста объемов продаж Pfizer составляет 18,4% (что является средним результатом), по доле рынка она стоит на первом месте, причем с существенным отрывом от остальных лидеров. Второе место на российском фармрын-ке занимает Schering-Plough, объем продаж которой за анализируемый период вырос с 66,76 до 125,26 млн. долл.

Между первой и второй строчкой рейтинга Топ-10 американских фармком-паний на рынке РФ разница в объемах продаж двукратная, что в очередной раз подтверждает доминирование компании Pfizer как на американском, так и на российском фармрынках.

Близко к Schering-Plough находится компания Bristol-Myers Squibb, объем продаж которой изменился с 99,04 до 96,51 млн. долл. Снизившись всего лишь на 2,5%, эта компания переместилась со второй строчки на третью. Объем продаж компании Sagmel Inc. увеличился за 2005—2006 гг. с 34,12 до 48,92 млн. долл., а Unipharm Inc. — с 28,83 до 37,02 млн. долл. Эти компании составляют промежуточную группу в Топ-10 американских компаний. Между этими компаниями существует разница в объемах продаж порядка 8—10 млн. долл., что делает конкурентную борьбу острее.

Оставшиеся 5 компаний занимают на рынке России всего лишь около 3,5% от общей доли американских компаний, а объем продаж составляет от 11 до 33 млн. долл.

Таким образом, неравномерное присутствие американских фармкомпаний на российском рынке свидетельствует о разной степени заинтересованности и внедрения американских игроков. Анализ Топ-10 американских ЛС на рынке РФ показывает, что места здесь распределились во многом в соответствии с положением самих производителей.

Так, лидером среди американских ЛС на российском рынке является препа-

рат Виагра компании Pfizer. Объем продаж этого препарата увеличился за анализируемый период с 34,96 до 47,38 млн. долл. — на 12,42 млн. долл., или на 35,5%. Наряду с Виагрой, в Топ-10 входят еще 2 препарата компании Pfizer — Дифлюкан и Норваск, занимающие 6 и 8 места соответственно. За 2005—2006 гг. доля ЛС компании Pfizer, входящих в Топ-10, увеличилась с 42,09 до 42,77%. Препарат Моноприл компании Bristol-Myers Squibb занимает третью позицию: за анализируемый период объем его продаж снизился с 25,16 до 23,47 млн. долл., на 6,7%.

Подобная ситуация свидетельствует о сосредоточении усилий компаний на каком-то одном сегменте фармрынка России с целью получения максимальных прибылей от продажи одного-двух препаратов.

Высокие результаты по внедрению на российский фармрынок препарата Ре-микейд демонстрирует компания Schering-Plough. За 2005—2006 гг. объем продаж Ремикейда вырос с 0,49 до 20,21 млн. долл., в результате чего препарат занял в Топ-10 5 место.

Таким образом, лидерство американских фармкомпаний на российском рынке закрепляется путем продвижения нескольких препаратов, которые занимают сильные позиции на рынке и создают ожесточенную конкуренцию. Целенаправленная политика американских компаний по проникновению на фармрынок России обеспечивает абсолютное лидерство и возможности влияния на него.

Ф