на постсоветском пространстве: Проблемы и перспективы (Москва, 2-8 апреля 2017 г.) / под ред. О.В. Петровской, С.В. Тихоновой; Рос. ин-т стратег. исслед., Межгосударст. фонд гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ. - М.: РИСИ, 2017. - С. 23-33.
2. Бородачева Е.М., Щекотуров А.В. Евразийский медиаиндекс I квартал 2017 г. / Институт социологии НАН Беларуси. Центр изучения перспектив интеграции РФ. - М.; Минск: ГАУГН-Пресс, 2017. - 32 с. - Режим доступа: http://ega. su/sites/default/files/alliance/books/evraziyskiy_mediaindeks_1_kvartal_2017.pdf
3. Винокуров Е. Отношение к интеграции: Экономисты vs общественное мнение // Евразийская экономическая интеграция. Колонка редактора. - СПб., 2012. -№ 3. - Режим доступа: https://eabr.org/upload/iblock/20b/eei_3_2012_vinokurov. pdf
4. Долин В. Интеграция в действии: Каких результатов достиг Евразийский экономический союз в 2017 году // Russia Today на русском. - М., 2017. - 30.12. -Режим доступа: https://russian.rt.com/ussr/article/465964-eaes-rezultaty-razvitie
5. Интеграционный барометр ЕАБР // Евразийский банк развития. Аналитика. Интеграционные исследования. Проектные направления. - СПб. - Режим доступа: https://eabr.org/analytics/integration-research/research-directions/?tab=3
6. Интеграционный барометр ЕАБР - 2017 (шестая волна измерений) / Евразийский банк развития. Центр интеграционных исследований. - СПб., 2017. — 111 с. - (ЕАБР. Доклад; № 46). - Режим доступа: https://eabr.org/upload/iblock/ 0dc/EDB-Centre_2017_Report-46_EDB-Integration-Barometer_RUS_1.pdf
7. Казахстан стал лидером Евразийского медиаиндекса во II квартале 2017 г. / Информационно-аналитический Центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ им. М.В. Ломоносова. -М. - 2017. - Режим доступа: https://ia-centr.ru/publications/kazakhstan-stal-liderom-evraziyskogo-mediaindeksa-vo-ii-kvartale-2017-g/
8. Фаляхов Р. Развал империи: Евразийский союз идет по пути СССР // Газета ru. -М. - 2018. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2017/12/25/11535446. shtml
9. Clinton vows to thwart new Soviet Union // Financial times. - L., 2012. - Mode of access : https ://www. ft.com/content/a5b 15b 14-3fcf-11 e2-9f71 -00144feabdc0?_i_loca tion=http%3A%2F%2Fwww.ft.com%2Fcms%2Fs%2F0%2Fa5b15b14-3fcf-11e2-9f7
2018.02.042. М.А. ПОЛОЖИХИНА. РОССИЯ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ - ВЗГЛЯД ИЗ ФИНЛЯНДИИ. (Обзор).
Ключевые слова: формирование многополярного мира; отношения ЕС - Россия; Газпром; газопроводы; российская внешняя политика.
Финский Институт международных отношений (FIIA) регулярно проводит исследования, посвященные экономике России и отношениям России с другими странами. В 2017 г. сотрудники ин-
ститута с разных ракурсов освещали положение России на мировой арене, что представлено в следующих публикациях.
М. Сидди (М. Siddi) анализировал предварительное соглашение по урегулированию антимонопольного спора (начавшегося в 2012 г.), которое было заключено в марте 2017 г. между Европейской комиссией (ЕК) и российской энергетической компанией Газпром (3). ЕК подозревала Газпром в злоупотреблении доминирующим положением поставщика газа в восьми странах - членах ЕС (Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше и Словакии).
Как сообщается в работе, российская компания согласилась снять все договорные барьеры на пути свободных поставок газа в страны Восточной Европы, предпринять шаги по улучшению интеграции региональных рынков в общеевропейский, а также пересмотреть пункты договоров, чтобы гарантировать конкурентоспособность цен на газ в сопоставлении с ценами, устанавливаемыми в западноевропейских центрах (которые точнее отражают рыночную конъюнктуру). Наконец, компания выразила готовность не использовать в качестве преимуществ свой контроль трубопроводов. Если Газпром нарушит свои обязательства, то ЕК может наложить на него штраф, размером до 10% международного товарооборота компании, уже не доказывая нарушение антимонопольных правил ЕС.
В обозримом будущем, отмечает автор, Газпром останется ключевым поставщиком газа для ЕС. И их коммерческие отношения будут складываться более гладко, если споры будут решаться путем переговоров, а не в результате длинных судебных процедур. По мнению автора, соглашение между ЕК и Газпромом является положительной новостью для обеих сторон, учитывая взаимозависимость России и ЕС в энергетической области, которая сохраняется, несмотря на санкции. Соглашение также показывает, что торговля энергоресурсами может оставаться в рамках коммерческих отношений, несмотря на политический кризис в отношениях между ЕС и Россией после конфликта на Украине. Однако позитивные эффекты такого секторного сотрудничества не стоит завышать, поскольку они могли быть стремительно нейтрализованы новыми обострениями в политической и военной областях.
В другой статье Сидди рассматривает конкуренцию между различными транспортными проектами поставок газа в Европу, в
частности между Южным газовым коридором (SGC) и «Турецким потоком» (4).
SGC - международный проект транспортировки азербайджанского газа из месторождения Шаха Дениз-2 (в Каспийском море) в Турцию, Грецию и Италию за счет расширения существующего Южнокавказского газопровода (Баку - Тбилиси - Эрзурум), а также постройки в Турции трансанатолийского газопровода TANAP (до греко-турецкой границы) и его продления в Европе -газопровода TAP (трансадриатического трубопровода через Грецию, Албанию и Адриатическое море в Италию). Мощность SGC к середине 2020-х годов должна достичь 16 млрд куб. м в год. Из этих объемов 6 млрд куб. м уже законтрактованы на продажу Турции, в то время как оставшиеся 10 млрд куб. м будут проданы в ЕС. Для этого ТАР уже получил освобождение от правил ЕС относительно доступа третьего лица (4, с. 4).
В свою очередь в октябре 2016 г. российское и турецкое правительства подписали соглашение о строительства газопровода «Турецкий поток», который включает две нитки, мощностью 15,75 млрд куб. м в год каждая, соединяющих Россию и Турция по дну Черного моря. Первая нитка позволит России напрямую осуществлять газовый экспорт в Турцию (второго по величине клиента Газпрома после Германии) и не зависеть от транзита через Украину и балканские страны. Вторая нитка предназначается для экспорта газа в Юго-Восточную Европу, включая Италию. С 2015 г. Италия является третьим по величине национальным клиентом Газпрома. Российско-итальянская газовая торговля зависит от украинского транзита. Поскольку Газпром намерен отказаться от последнего, то Турецкий поток может стать главным маршрутом поставок российского газа в Италию (4, с. 5). Для последующей транспортировки газа от греко-турецкой границы (где Турецкий поток заканчивается) в Грецию и Италию Газпром рассчитывает использовать трубопровод ITGI / Poseidon. С этой целью в феврале 2016 г. российская компания подписала меморандум о понимании с греческой компанией DEPA и итальянской Edison, которые отвечают за развитие ITGI / Poseidon1. ЕС уже классифицировал его как проект общих
1 Пока не реализованный проект подводного газопровода из Турции через Грецию в Италию по дну Ионического моря. Соглашение о его строительстве стороны, включая Болгарию, подписали еще в 2002 г. - Прим. автора.
интересов и дал 25-летнее освобождение от правила о доступе третьего лица. Однако строительство второй нитки Турецкого потока зависит от целого ряда факторов, в том числе строительства Северного потока-2 и реализации 8СС.
Потенциальная конкуренция между проектом 8СС и Турецким потоком очевидна, указывает автор. Однако, если мощность трубопровода ТАР будет увеличена, то Газпром может использовать его для транспортировки своего газа, так как дополнительные мощности ТАР не освобождены от правила ЕС о доступе третьего лица. Это означает, что данный проект разнообразия газового импорта ЕС может служить и для обслуживания поставок российского газа (4, с. 6).
М.Н. Кац (М.№ К^) анализирует положение России, а также других фактических или потенциальных глобальных великих держав - США, Китая, Индии и Европейского союза - в формирующемся многополярном мире (1).
По его мнению, современный лидер России - президент В.В. Путин - преуспел в восстановлении роли страны как глобальной великой державы (которая резко упала в конце холодной войны). В начале 2000-х годов была подавлена борьба чеченских сепаратистов. Россия поддержала отделение Абхазии и Южной Осетии от Грузии в 2008 г., Крыма, а позже Донецка и Луганска от Украины в 2014 г. Начиная с 2015 г. Россия осуществляет военное вмешательство в Сирии и преуспела в поддержке режим Б. Асада. Москва также проводит масштабное наращивание военной мощи и активно дискредитирует недружественных, с ее точки зрения, политических деятелей в странах Запада (включая США).
Однако, отмечает автор, Россия имеет ряд значимых слабых мест. Хотя она продает оружие многим странам и сотрудничает в военной сфере, в частности, с Китаем, ее единственный реальный военный союз - Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), состоящая из шести бывших советских республик. Причем, в отличие от НАТО, страны ОДКБ не имеют взаимных обязательств по защите. По масштабу российская экономика - не более одной пятой от США, Китая или ЕС. Она остается в значительной степени зависимой от нефтяного экспорта, так как планы Путина по развитию других секторов экономики не удались. Низкие нефтяные цены, увеличение поставок из других источников
(особенно американского сланца) и слабый спрос, а также западные санкции (наложенные в ответ на действия Москвы в отношении Украины), серьезно ограничивают возможности России тратить на оборону. В 2016 г. военные расходы Москвы составили 69,9 млрд долл. - одну треть от расходов Китая и меньше чем одну восьмую от расходов США. Кроме того, динамика населения России, составившего менее 144 млн человек в 2017 г., предполагает сокращение до 133 млн к 2050 г. и до 124 млн человек к 2100 г. При этом доля мусульман в численности населения повышается, а это не прибавляет единства российскому обществу (1, с. 12).
Демографические, конфессиональные и экономические проблемы требуют все больше ресурсов для поддержания внутреннего единства страны. По этой причине Москва будет иметь все меньше возможностей для того, чтобы играть роль глобальной великой державы. Россия, конечно, продолжит поддерживать свой большой ядерный арсенал для сохранения паритета с США. Но владение ядерным арсеналом не предотвратило распад СССР в 1991 г., не поможет оно остановить и обострение внутренних проблем, считает автор (1, с. 13).
Современная динамика предполагает возникновение многополярного мира, в котором американская власть уменьшится. Но это не обязательно означает повышение власти и влияния других стран. У каждой из фактических или потенциальных великих держав есть свои слабые и сильные стороны. Если многополярное мироустройство действительно сформируется, то скорее в качестве каких-то союзных конфигураций великих держав друг с другом, делает вывод автор. Примером таких конфигураций могут быть BRICS (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), «G-2» (биполярный договор между США и Китай), китайско-российский союз, союзы ЕС - США и Индии - США (1, с. 1, 18).
Статья А. Мошеса (А. Moshes) посвящена роли внешней политике в современной России (2). Как отмечает автор, хотя результаты предстоящих президентских выборов легко предсказуемы и Путин, как ожидается, останется на следующий шестилетний срок, избирателей все же следует убедить в правильности выбора. Внешняя политики играет ведущую роль в этом отношении, так как легитимность Путина в значительной степени основана на общественной поддержке президентских действий в этой сфере.
Хотя по сравнению с 2012 г. ситуация существенно изменилась. Москва «застряла» на Украине и Сирии, что стало ключевым раздражителем в отношениях с Западом. Надежды, что Д. Трамп изменит политику в отношениях с Москвой, оказались необоснованными. ЕС демонстрирует единство и отказывается смягчить позицию по вопросам Крыма и Донбасса. Правда, внутренняя дискуссия среди стран-членов ЕС продолжается, и некоторые двусторонние отношения с Россией являются более льготными, чем другие, но экономические санкции остаются в силе и даже расширяются. «Поворот России к Азии» осуществляется очень медленно, если вообще имеет место. России не приходится надеяться на большой приток инвестиций из Китая, а российско-китайские отношения не являются партнерством равных. Скорее Москва принимает инициативы, такие как «Один пояс, один путь», которые Пекин осуществляет в любом случае (2, с. 1).
Евразийский экономический союз не стал эффективным инструментом российского регионального влияния. Эта организация не приобрела политического измерения и не является в действительности даже экономическим союзом. Введена только свобода передвижения труда, а перемещение товаров, услуг и капитал до сих пор затруднено. Более того, партнеры не поддержали Россию в конфликте с Украиной. Напротив, Белоруссия использовала возможность дистанцироваться от Москвы и восстановить контакты с Западом (2, с. 2).
Все это оставляет мало пространства для маневров. Нормализация отношений с Западом на условиях России едва ли достижима. Западные условия неприемлемы с точки зрения безопасности российских элит и мнения большинства населения. Усиление конфронтации с Западом слишком опасно. Возможный выбор в этой ситуации состоит в отрицании того, что дела идут не очень хорошо. Проблема заключается в том, что, если ничего нового не будет сказано относительно внешней политики, то общественное внимание неизбежно переключится на вопросы внутренней политики. Между тем в этой области еще труднее обещать яркое будущее для страны, в которой ничего не собираются изменять, подчеркивает автор работы (2).
Список литературы
1. Katz M.N. Fluid dynamics: Global great powers in the 21 st century. - Helsinki: FIIA, 2017. - 19 p. - (FIIA. Working paper; N 100). - Mode of access: https://stora ge.googleapis.com/upi-live/2017/10/wp100_fluid_dynamics-1.pdf
2. Moshes A. Russian foreign policy: the art of avoiding choices is in high demand // FIIA comment. - Helsinki: FIIA, 2017. - N 17. - Mode of access: https://storage. googleapis.com/upi-live/2017/08/comment17_russian_foreign_policy.pdf
3. Siddi M. The antitrust dispute between the European Commission and Gazprom: Towards an amicable deal // FIIA comment. - Helsinki: FIIA, 2017. - N 9. - Mode of access: https://storage.googleapis.com/upi-live/2017/11/comment9_the_antitrust_ dispute_between_the_european_commission_and_gazprom.pdf
4. Siddi M. The Southern gas corridor: Challenges to a geopolitical approach in the EU's external energy policy. - Helsinki: FIIA, 2017. - (FIIA. Briefing paper; N 216). - Mode of access: https://storage.googleapis.com/upi-live/2017/04/bp216_ the_southern_gas_corridor.pdf