Научная статья на тему 'Россия на мировом газовом рынке'

Россия на мировом газовом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МИРОВОЙ ГАЗОВЫЙ РЫНОК / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ЭКСПОРТ / СОТРУДНИЧЕСТВО / "ГАЗПРОМ" / ГАЗОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Криворотько И.А., Суворова Е.А.

В данной статье проанализированы вопросы, касающиеся сотрудничества России, а именно компании«Газпром» с иностранными компаниями в области разведки и разработки местонахождения природного газа, а также добычи, транспортировки, переработки углеводородов. Рассмотрены проблемы и перспективы развития Российской Федерации на мировом газовом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия на мировом газовом рынке»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 1 (67). 2015 г. № 2. С. 106-114.

УДК 339.5

РОССИЯ НА МИРОВОМ ГАЗОВОМ РЫНКЕ

Криворотько И. А., Суворова Е. А.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: katrin_suvorova13@mail.ru

В данной статье проанализированы вопросы, касающиеся сотрудничества России, а именно компании «Газпром» с иностранными компаниями в области разведки и разработки местонахождения природного газа, а также добычи, транспортировки, переработки углеводородов. Рассмотрены проблемы и перспективы развития Российской Федерации на мировом газовом рынке. Ключевые слова: газовая промышленность, мировой газовый рынок, природный газ, экспорт, сотрудничество, «Газпром», газовая политика.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Газовая промышленность Российской Федерации является крупнейшим элементом энергообеспечения в мире. Также Россия является одним из крупнейших мировых экспортеров. Газовая промышленность России - это один из важнейших инструментов реализации задач и целей внешней и внутренней экономической политики Российской Федерации.

На сегодняшний день на мировом рынке энергоресурсов происходят глобальные изменения, которые обуславливают усиление проблемы обеспечения энергетической безопасности.

В мировой энергетике происходят процессы глобализации, что, в свою очередь, способствует установлению новых связей и взаимозависимостей между странами, а также приводит к трансформации внешнеэкономического пространства. Такие процессы, с одной стороны, несут в себе определенные выгоды, но с другой - таят в себе угрозы.

Российская Федерация находится в выгодном геополитическом положении, обладает большой ресурсной базой и играет значительную роль в энергоснабжении стран Европейского Союза.

Для обеспечения экономической и энергетической безопасности, а также долгосрочных стратегических интересов страны, России необходимо реализовывать последовательно свою энергетическую стратегию на формирующемся мировом рынке природного газа.

Исследованием данной темы занимались такие ученые, как Дмитриевский А. Н. [1], Скиданов Г.Н. [2], Брагинский О. Ю. [3], Воробьева Л.Е. [4], Жуков С.В. [5], Громов А.И. [6] и другие.

Целью данной статьи является анализ взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами в газовой сфере, а также изучение проблем и перспектив развития России на мировом газовом рынке.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Природный газ является одним из основных топливно-энергетических ресурсов Российской Федерации и развитие газовой отрасли является основой для роста экономики страны.

Безопасность российской экономики зависит от состояния топливно-энергетических отраслей, в частности объема экспорта природного газа.

В нынешнее время природный газ - это наиболее перспективный вид топлива, так как имеет самый низкий выброс углекислоты в атмосферу.

За последние десятилетия потребления природного газа в мире увеличилось в несколько раз. В связи с этим взаимозависимость между станами-экспортерами и странами-импортерами усилилась.

Что касается России, то здесь существует самая масштабная газовая компания ПАО «Газпром». Это акционерное общество, в котором самым крупным акционером является российское государство - 38 % акций. Этот факт и определяет взаимоотношения между Российской Федерацией и «Газпромом». В основе деятельности крупнейшей в России газовой компании лежат, прежде всего, интересы государства. Этот принцип относится и к экспортной газовой стратегии. Она определяется интересами государства, так как доходы от экспорта составляют около 20 % всех валютных поступлений и четвертую часть доходов российского бюджета.

«Газпром» является одной из крупнейших газовых компаний в мире, кроме того, монополистом в области переработки, добычи и продажи природного газа в России. Основной центр добычи природного газа расположен в Ямало-Ненецком автономном округе.

Несмотря на имеющиеся у компании производственный и ресурсный потенциал, в последнее время происходит сокращение доли «Газпрома» в мировой добыче природного газа. В связи с этим доля Российской Федерации на мировом газовом рынке сокращается.

Для того, чтобы увеличить эффективность развития газовой отрасли необходимы определенные инвестиционные вложения в реализацию крупных проектов, модернизацию технологических систем и развитие инфраструктуры.

Российская Федерация заинтересована в сбытовой политике с крупнейшими потребителями и производителями природного газа, а также в развитии транспорта, использования и добычи энергоресурса. Таким образом, необходима реализация на территории России проектов добычи и переработки природного газа, газохимии и нефтехимии [7].

Компания «Газпром» имеет крупнейшую в мире газотранспортную систему. Ее основная часть входит в состав Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России. Эта система представляет собой технологический комплекс, который в свою очередь включает объекты переработки, транспортировки, добычи, распределения и хранения природного газа. ЕСГ может непрерывно обеспечить поставки энергоресурса от источника до конечного потребителя.

В основе конкурентоспособности России лежат ее единая газотранспортная система (150 тысяч км. магистральных газопроводов, 22 объекта подземного хранения и 251 компрессорная станция) и уникальная ресурсная база. Реализация газовых проектов в Российской Федерации занимает около 5-6, а иногда и около 10 лет.

Надежность газотранспортной системы обеспечивается с помощью использования прогрессивных методов диагностики, а также проведения планово-предупредительных работ и капитального ремонта.

«Газпром» использует современную систему планирования капитальных ремонтов. После того, как проведены оценка системной значимости и анализ рисков, приоритет отдается тем объектам, которые дадут максимальные эффект после ремонта. Такой метод дает возможность увеличивать уровень технической надежности производственных объектов, эффективно использовать финансовые ресурсы и повышать объем выполняемых работ.

Стратегия развития компании «Газпром» направлена на построение цепочки от добычи до сбыта углеводородов на новых рынках за пределами Российской Федерации. В этой стратегии компания сотрудничает с Венесуэлой, Сербией, Боливией, Вьетнамом, Алжиром, Ираком и другими.

Рассмотрим подробнее сотрудничество России с другими странами в газовой сфере.

В 2005 году был подписан договор о взаимопонимании с Венесуэлой, с компанией Petroleos de Venezuela S.A. (PdVSA). Данный договор предполагает участие российской компании в совместных нефтегазовых проектах с PdVSA. Со стороны Венесуэлы были подписаны контракты на разработку «Генеральной схемы развития газовой отрасли Венесуэлы» и договор на предоставление широкого спектра инжиниринговых консалтинговых услуг.

В 2006 году «Газпром» и Алжирская нефтегазовая компания Sonatrach подписали документ, в котором определили основные направления развития взаимодействия в нефтегазовой сфере, а именно:

- переработка и реализация природного газа и нефти в Алжире, России и третьих странах;

- обмен активами;

- разведка, добыча, транспортировка энергоресурсов;

- развитие газораспределительных и газотранспортных систем.

В 2010 году началось бурение первой поисковой скважины Rhourde Sayah-2 в Алжире на участке Эль-Ассель. Для ПАО «Газпром» это стало первым открытием запасов углеводородов в Северной Африке.

Что касается Боливии, то в 2007 году между российской компанией и государственной нефтегазовой компанией YPFB подписали документ, в котором предусмотрено сотрудничество в области разработки и разведки углеводородов в Боливии, участие в инфраструктурных проектах, а также повышение квалификации и обучение специалистов для нефтегазового сектора.

В 2006 году было подписано соглашение о сотрудничестве между ПАО «Газпром» и Вьетнамской государственной корпорацией нефти и газа Ре^оУшШат. Такое соглашение предусматривает:

- разработку, разведку, транспортировку, использование и реализацию природного газа, нефти и других энергоносителей;

- проектирование, строительство, эксплуатацию и обслуживание газопроводов и нефтепроводов, объектов хранения газа и нефти;

- использование газа и нефти в качестве моторного топлива, развитие систем газораспределения и сети заправочных станций;

- контроль и диагностику технического состояния и безопасности газопроводов и нефтепроводов;

- переработку газа и нефти;

- поставку оборудования для нефтегазовой промышленности;

- сотрудничество в перспективных проектах, которые предусматривают разведку и разработку нефтяных и газовых месторождений на территории третьих стран.

В нынешнее время между Россией и Вьетнамом заключен договор о долгосрочном сотрудничестве.

С Ираком российская корпорация заключила контракт в 2012 году. Это соглашение предусматривает строительство центрального пункта сбора и подготовки на Бадре. Сотрудничество России и Ирака имеет большую перспективу. «Газпром» ведет свою деятельность на иракском рынке, но также необходимо учитывать то, что в Ираке имеются экономические и политические риски для потенциальных иностранных инвесторов.

Сотрудничество с Сербией реализуется как в нефтяной, так и газовой сфере. При таком сотрудничестве с «Газпромом» Сербия практически является крупным европейским центром хранения и транзита природного газа. Это дает новые возможности Сербии для роста национальной экономики и становления страны на энергетическом рынке Европы как важного игрока.

Сербия является одной из стран, которая участвует в проекте «Южный поток». Реализации этого проекта на территории страны приведет к развитию промышленного потенциала республики, созданию более 2,5 тысяч рабочих мест, привлечению прямых инвестиций [8].

Российская Федерация является крупным игроком на европейском газовом рынке. Но за последнее время наблюдается значительное сокращение поставок природного газа в Европейский Союз.

Для обеспечения стабильных поставок природного газа на мировой рынок, и в частности на европейский, необходимо увеличить ресурсно-сырьевую базу и производственно-технологический потенциал России, необходимы капитальные инвестиции. Текущее положение на европейском рынке совсем не располагает к инвестициям.

Фактором неопределенности для инвестиций становится нестабильный уровень цен на нефть и природный газ. Стимулирование инвестиций в российский энергетический сектор могло бы осуществляться по следующим направлениям:

- содействие трансформации государственных компаний в государственно-частные компании;

- привлечение частного капитала для реализации других видов партнерства;

- оптимизация налогового режима и системы тарифов и цен на природный газ для увеличения доли прибыли компаний;

- создание условий для привлечения иностранных инвестиций в приоритетные для Российской Федерации сферы деятельности, которые включают разработку и разведку сложных запасов в отдаленных районах, максимизацию добычи на истощенных месторождениях, минимизацию потерь в производстве, транспортировке и распределении энергоресурсов [9].

Во взаимоотношениях между Россией и Европейским Союзом в области энергетики имеются определенные проблемы, а именно: отсутствие правовой базы и четко сформулированной цели, а также политизация.

Наиболее значимая проблема - это отсутствие четко сформулированной цели сотрудничества. Ее конкретизация осложняется расхождениями во взглядах партнеров на энергетическую отрасль и внешнюю деятельность. Для Российской Федерации главной целью является увеличение доходов, что в свою очередь гарантируется контролем газопроводов и доступом к конечным потребителям.

Что касается политизации, то энергетический комплекс сочетает в себе экономику и политику, то есть очевидной является связь с высокими доходами и безопасностью государства. Европейский Союз и Россия выступают за деполитизацию энергетической сферы, то есть за сосредоточение взаимодействия в экономической сфере, однако этот процесс понимается сторонами по-разному. ЕС понимает под ним распространение на Россию своего рыночного режима, а Россия, в свою очередь, ориентируется на максимизацию прибыли.

Некоторые страны Европейского Союза подвержены политизации в большей мере, чем другие. Здесь отражаются как стереотипы прошлого, так и отсутствие альтернативных каналов поставки природного газа.

У Российской Федерации и Европейского Союза было две возможности заложить фундамент правовых основ международного энергетического сотрудничества. Первая - переговоры по Энергетической хартии 1991 года и Договору к ней 1994 год. Россия принимала активное участие в разработке этих документов, но в последствии отказалась от ратификации последнего. Вторая возможность возникла на переговорах по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. В этом соглашении проблема энергетики не нашла своего отражения, так как в течение переговоров стороны надеялись, что основные положения будут закреплены в Договоре к Энергетической хартии.

Таким образом, уже в 90-х годах XX века стал очевиден правовой вакуум, который стороны попытались закрыть Энергетическим диалогом Россия - ЕС. В дальнейшем эту же цель преследовали «Дорожная карта» по общему экономическому пространству 2005 г. и инициатива «Партнерство для модернизации» 2010 г. С этого момента и до сих пор энергетика остается наименее юридически проработанных сфер отношений России и Евросоюза [10].

Напряженные отношения между Россией и странами ЕС отражаются на продаже газа. Ежегодно импортные нужды Европы растут. ЕС пытается найти альтернативные источники поставки природного газа. Многие источники не в состоянии удовлетворять спрос Европейского союза на газ, а на установление новых газовых отношений может уйти много времени.

Европейский союз уже несколько раз старался прекратить строительство «Южного потока», тем самым поставив под угрозу дополнительную поставку газа.

Пока «Газпром» не стремится увеличивать поставки газа в страны ЕС, так как ежегодно цена на российский газ снижается и экспортировать большой объем газа невыгодно. В 2014 году по сравнению с 2013 годом компания сократила поставки в Европу на 9 %.

Если Европа перестанет импортировать российский газ, может возникнуть проблема сбыта. А для этого необходимо искать новые рынки. Наиболее благоприятным рынком является Китай. Договор уже подписан, на поставку 38 млрд куб. м. газа в год по цене, формула которой привязана к нефтяной корзине. В случае понижения Россия потерпит убытки.

Решение такого рода проблем требует совместную работу специалистов компании и государственных органов и активное участие населения. Таким образом, необходимо наладить отношения не только с имеющимися торговыми партнерами, но и с возможными. Привлечение иностранных инвестиций благотворно повлияет на развитие компании и укрепит ее статус на мировом рынке.

В последнее время произошла активизация внешней газовой политики России как в западном, так и в восточном направлении. Российская Федерация хочет сохранить и расширить контроль над внешними потоками газового капитала в разных регионах мира.

Россия использовала благоприятную ценовую ситуацию, чтобы выполнить ряд крупных экспортных проектов. В 2010 году началось строительство газопровода «Северный поток» и восточного газопровода, который открывает путь на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. В будущем планируется продление газопровода «Голубой поток» в Европейский союз, расширение Балтийской трубопроводной системы и создание перевалочных мощностей в обход Украины и Белоруссии. Также планируется реализация проекта газопровода «Южный поток». Газопровод будет проходить через такие европейские страны: Австрия, Болгария, Венгрия, Греция, Сербия, Словения, Хорватия. Первые поставки газа планировались на 2015 год. По плану этот газопровод позволит снизить зависимость Европы от стран-транзитеров, в частности Турции и Украины.

В последнее время можно отметить активную экспансию российских газовых компаний на зарубежных рынках как в сфере добычи и транспортировки, так и переработки и распределения топлива и энергии. Российские нефтегазовые компании превратились в крупные корпорации, которые способны конкурировать на мировом рынке.

Развитие международной торговли газом требует адекватного развития инфраструктуры. Но существует ряд сложностей, а именно:

а) по мере удаления новых добывающих регионов от традиционных рынков сбыта требуется сооружение все более протяженных и дорогостоящих трубопроводов;

б) все острее встают проблемы регулирования взаимоотношений между поставщиками и транзитерами;

в) некоторые пути транспортировки (например, проливы) уже достигают предела своей пропускной способности;

г) сооружение инфраструктуры в развитых странах, особенно терминалов по регазификации СПГ, вызывает негативную реакцию местного населения;

д) значительное повышение цен на рабочую силу и энергоносители приводят к росту капиталоемкости всех инфраструктурных проектов и создает проблемы с привлечением инвестиций.

На сегодняшний день приоритетными направлениями развития газовой отрасли России являются:

- модернизация существующих и строительство новых газотранспортных систем, дальнейшая газификация промышленности, расширение минерально-сырьевой базы газа;

- развитие газовой промышленности в западной части Российской Федерации, включая шельфы Баренцева и Каспийского морей;

- развитие газовой, нефтяной, газохимической, гелиевой промышленности в Восточной Сибири;

- развитие газовой промышленности Западной Сибири, прежде всего, это освоение газовых ресурсов и конденсата полуострова Ямал в Обской и Тазовской губах.

Реализация этих направлений при наличии внешнего и внутреннего платежеспособного спроса способствует увеличению добычи природного газа в стране. Это приведет к выходу России на новые рынки, в частности рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Что касается стратегического партнерства России и Китая, то здесь ставится задача построить экономический фундамент такого партнерства, который может выходить за рамки интересов отдельных крупных компаний.

Обретение нового крупного рынка сбыта природного газа при ресурсно-инфраструктурном развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока поможет открыть для России определенные перспективы [11].

ВЫВОДЫ

Газовый сектор экономики имеет свои особенности. В связи с ежегодным уменьшением запасов природного газа компании, функционирующие в этой сфере, вынуждены не только сотрудничать между собой, а и вести добросовестную борьбу за газовые месторождения. Некоторые страны могут вести нечестную игру для получения дополнительной прибыли.

Таким образом, можно сказать о том, что сотрудничество между Российской Федерацией и Европейским союзом имеет долгосрочный характер. Отношения между обеими сторонами в газовой сфере являются напряженными. Хотя имеются

определенные проблемы в этом сотрудничестве, ЕС и Россия стараются разрешить сложившиеся конфликты мирными путями.

Так как альтернативных источников поставок природного газа в краткосрочном периоде у Европейского союза пока нет и обеспечить себя самостоятельно Европа не может, то в случае прекращения поставок из России ЕС будет нести большие убытки.

Но тем не менее Европа всячески пытается уменьшить зависимость от российского газа.

В газовом секторе мировой экономики существует ряд проблем, а именно: проблемы связанные с транспортировкой газа, нестабильные цены на газовые ресурсы, нестабильные политическое состояние в странах, ежегодное уменьшение количества запасов, неразвитость газовой инфраструктуры, изменение взаимоотношений между потребителями и производителями, усиление конкуренции за ограниченные энергоресурсы и др.

Что касается Российской Федерации, которая обладает значительными запасами природного газа, то национальная компания «Газпром» старается развивать газовую инфраструктуру, привлекая дополнительные иностранные инвестиции. Россия поддерживает и улучшает уже имеющиеся связи на мировом газовом рынке и пытается найти новые рынки сбыта, например, такие как рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

При активном сотрудничестве с имеющимися и новыми крупными странами-экспортерами и импортерами природного газа произойдет усиление экономических и геополитических позиций Российской Федерации в мире. Также произойдет диверсификация экспорта, повышение структурной и территориальной сбалансированности нефтегазового комплекса, обеспечение экономической безопасности государства. Главным принципом взаимодействия является обоснованное усиление российских позиций на территориях стран-импортеров и производителей природного газа при сохранении национального суверенитета над стратегическими объектами Российской Федерации.

Список литературы

1. Дмитриевский А.Н. Энергетическая стратегия России до 2020 года: перспективы развития нефтяной и газовой промышленности России // Наука. 2007. URL: http : //www. ipng. ru/publications/monographies/1083

2. Скиданов Г.Н. Роль России в обеспечении природным газом стан Европы // Научная книга. 2005. URL: http://ibook-edu.ru/books/174267

3. Брагинский О.Б. Нефтегазовый комплекс мира - М.: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2006. 640 с. URL: http://tpu.ru/f/1800/braginskiy2006.pdf

4. Воробьева Л.Е. Стратегия преодоления позднего выхода ОАО «Газпром» на мировой газовый рынок: монография. Волгоград: ВКГН, 2008. 260 с. URL: http://vcgo.ru/scienceworknext.php

5. Жуков С.В. «Мировой рынок нефти и газа: игроки и стратегии». М.: ИМЭМО, 2008 URL: http : //www. imemo. ru/index. php?page_id=645&id=2776

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Громов А.И. Энергетика России: взгляд в будущее. Обосновывающие материалы к Энергетической стратегии России на период до 2030 года: монография. М.: Издательский дом «Энергия», 2010. URL: http://www.energystrategy.ru/editions/ES-2030_2011.htm#sod

7. Газовая промышленность России: международные позиции, организационная и региональная структура // Бурение и нефть, 2011. URL: http://burneft.ru/archive/issues/2011-10/1

8. Официальный сайт ПАО «Газпром». URL: http://www.gazprom.ru/

9. Энергетический фактор в сотрудничестве России и ЕС. URL: http://dis.ru/library/560/25630/

10. Энергетические связи России и Евросоюза: проблемы и перспективы. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1492#top-content

11. Россия - Китай: новые перспективы сотрудничества в энергетической сфере. URL: http://energydialogue.info/?lng=ru&module=news&action=view&id=1573

Статья поступила в редакцию 09.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.