ГАЗ УЗБЕКИСТАНА: ПРИВЕДЕТ ЛИ К УВЕЛИЧЕНИЮ ЕГО ЭКСПОРТНЫХ ЦЕН ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНЕВРИРОВАНИЕ МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ?
Джахангир КАХАРОВ
преподаватель Международного Вестминстерского университета в Ташкенте и Национального университета Узбекистана (Ташкент, Узбекистан)
В в е д е н и е
Главный вопрос, вынесенный в название настоящего исследования весьма специфичен, так как, по мнению
многих аналитиков, цена, которую Россия платит за узбекский газ, ниже адекватной рыночной. Сегодня экспортная цена узбек-
ского газа равна 160 долл. за 1 тыс. куб. м, хотя «Газпром» поставляет европейским покупателям голубое топливо в среднем по 350 долл. за 1 тыс. куб. м.
1 июля 2008 года Узбекистан и Казахстан приступили к прокладке своих участков газопровода Туркменистан — Китай. На территории Узбекистана его строительство началось вблизи поселка Сает Бухарской области. Согласно оценкам, стоимость этого отрезка превышает 2 млрд долл. Общие же затраты на сооружение этой магистрали протяженностью 1 818 км составит порядка 7 млрд долл. Реализация данного проекта позволит Узбекистану не только диверсифицировать свои экспортные потоки, но и значительно увеличить валютные поступления от поставок углеводородов. Если данный проект будет реализован, для России возникнет угроза лишиться возможности свободно манипулировать ценами на газовом рынке государств Центральной Азии. Кроме того, это может привести к обострению конкуренции между РФ и КНР на рынке энергоресурсов. Некоторые аналитики утверждают, что диверсификация экспортных газотранспортных маршрутов предоставит Узбекистану больше возможностей для получения дополнительных доходов, укрепит его экономическую независимость и увеличит экономический потенциал, что обеспечит стране более высокий уровень политической свободы. Следует отметить, что, располагая запасами природного газа, оцениваемыми в 1,86 трлн куб. м, республика по объемам добываемого газа занимает третье место в СНГ (после России и Туркменистана) и входит в 15 крупнейших газодобывающих стран мира.
В соответствии с графиком, утвержденным указом президента Узбекистана, до конца 2009 года планируется завершить строительство первой нитки газопровода и компрессорной станции. В целом же закончить первый этап намечено в январе 2010-го. К январю 2012 года необходимо ввести в строй вторую нитку газопровода и еще две компрессорные станции.
Проект осуществляется в рамках межправительственного соглашения о принципах строительства и эксплуатации газопровода Узбекистан — Китай протяженностью 530 км. Подрядчик, выполняющий работы по проекту (за счет заемных средств), — узбекско-китайское совместное предприятие «Азия трансгаз», которое будет вести проектирование, строительство и эксплуатацию газопровода. Учредителями СП, с равным долевым участием по 50%, выступают Национальная холдинговая компания (НХК) «Узбекнефтегаз» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК).
В 2006 году Ашхабад и Ташкент подписали соглашение о строительстве газопровода, и уже в 2007-м Государственная компания «Туркменгаз» и КННК заключили договор о купле-продаже природного газа. Согласно этому документу, Туркменистан будет ежегодно поставлять в Китай 30 млрд куб. м газа. В июне 2008 года президент Туркменистана Г. Бердымухамме-дов заявил, что транспортировка газа в Китай через территорию Казахстана и Узбекистана начнется в 2009 году. Туркменский участок газопровода протяженностью 188 кмпостроит российская компания «Стройтрансгаз». Стоимость контракта составляет 395 млн евро1.
В торжественной церемонии, посвященной началу строительства данной магистрали, приняли участие вице-премьер правительства Узбекистана Э. Шоисма-тов, заместитель председателя Государственного комитета по делам развития и реформ КНР, председатель Государственного бюро по энергоресурсам Чжан Гобао и вице-президент КННК Ляо Юнъюань2.
Реакция «Газпрома» не заставила себя долго ждать. Информационное агентство РИА «Новости», ссылаясь на предсе-
1 Cm.: Uzbekistan Begins Building its Stretch of Gas Pipeline // Uzreport.com. [www.uzreport.com], 1 July 2008.
2 Cm.: Construction of Uzbekistan-China Gas Pipeline Starts // Uzreport.com. [www.uzreport.com], 1 July 2008.
дателя правления российской газовой монополии А. Миллера, сообщило: «Газпром» рассчитывает, что цена на газ, который он покупает в Центральной Азии, в следующем году по меньшей мере удвоится»3. Глава «Газпрома» обсудил тенденцию повышения цен производителями газа в Центрально-Азиатском регионе с премьер-министром России В. Путиным. По сообщению правительственной пресс-службы, А. Миллер отметил, что «на фоне высоких цен на газ в Европе намерения стран Центральной Азии повысить цены закупки газа представляются вполне обоснованными. Поэтому можно ожидать, что в 2009 году цена возрастет более чем в два раза по отношению к уровню, по которому «Газпром» покупает этот газ в нынешнем году». А. Миллер также заявил, что в данных условиях контролируемая «Газпромом» трубопроводная система Средняя Азия — Центр с коммерческой точки зрения будет наиболее привлекательной для поставок газа республик ЦА на внешние рынки и «Газпром» намерен рассмотреть вопрос о расширении географии закупок голубого топлива в других добывающих его странах для последующей продажи на мировых рынках.
Ранее заместитель руководителя компании «Узбекнефтегаз» Ш. Маджидов заявил, что в 2008 году Узбекистан планирует довести экспорт природного газа с 14,7 млрд куб. м (показатель предыдущего года) до 16 млрд куб. м и выше.
3 Central Asian Gas Purchase Prices to Double in 2009 — Gazprom // Uzreport.com. [www.uzreport. com], 8 July 2008.
По соглашению с «Газпромом» около 12 млрд куб. м газа пойдет в Россию, остальные 4 млрд — в соседние государства, включая Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. (В 2007 г. около 10,5 млрд куб. м газа было поставлено в Россию, 2,8 млрд — в Казахстан, 750 млн и 650 млн куб. м газа — в Кыргызстан и Таджикистан соответственно.)
Ввод в эксплуатацию альтернативного трубопровода в Китай позволит Туркменистану и Узбекистану более жестко отстаивать свои интересы на газовом рынке, что в конечном счете может привести к повышению экспортных цен на газ. Однако, учитывая, что сами китайцы не горят особым желанием приобретать газ по цене, которую за него платят европейцы, рост цен будет не столь существенным. Поэтому Узбекистану, да и другим странам ЦА, следует продолжать направлять свои усилия как на строительство, так и на участие в альтернативных проектах строительства газопроводов: Транскаспийский, «Набук-ко», Трансафганский, Иран — Пакистан — Индия.
В ходе работы над данным исследованием автор подробно беседовал с представителями НХК «Узбекнефтегаз», с сотрудниками посольств России и Китая в Узбекистане, а также с представителями российских и китайских нефтегазовых компаний, работающих в Узбекистане. Кроме того, автор совершил деловую поездку в Санкт-Петербург, где провел опрос научных сотрудников и специалистов-практи-ков, государственных служащих, политических деятелей, представителей исследовательских и научных центров, а также организаций и ведомств, занимающихся проблемами нефтегазового сектора.
Обзор газового сектора Узбекистана
Первое газовое месторождение Узбекистана открыли в 1953 году в пустыне Кызылкум, а в 1962-м были построены трансконтинентальные газопроводы Урал — Бухара и Средняя Азия — Центр для транспортировки голубого топлива в промышленные центры
России. В 1980-х годах республика ежегодно экспортировала в РСФСР и страны Восточной Европы порядка 7—8 млрд куб. м газа.
После обретения Узбекистаном независимости правительство разработало новую программу развития нефтегазовой промышленности страны, предусматривавшую резкое увеличение добычи нефти и газового конденсата, совершенствование технологий очистки и переработки углеводородов и дальнейшую разведку их запасов.
Республика обладает значительными ресурсами нефти и газа, однако ее развитие как одного из крупных экспортеров нефти и природного газа сдерживается из-за отсутствия развитой трубопроводной инфраструктуры. В 2002 году «Газпром» и «Уз-бекнефтегаз» подписали соглашение, в рамках которого Россия обязалась закупать узбекский газ вплоть до 2012 года (в среднем около 10 млрд куб. м в год)4. Несмотря на существующие договоренности о поставках в РФ, Узбекистан стремится развивать свою трубопроводную систему в обход России. В настоящее время нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан и газопровод Баку — Тбилиси — Эрзерум составляют единственную неконтролируемую Россией трубопроводную инфраструктуру для транспортировки энергоресурсов республик ЦА на европейский энергетический рынок5. Впрочем, выступая в роли посредника-монополиста в регионе, Россия использует леве-редж6. Его суть заключается в том, что у РФ есть возможность дешево приобретать энергоресурсы государств региона и перепродавать их по гораздо более высоким ценам в Европе.
Как мы уже отмечали, Узбекистан входит в 15 крупнейших газодобывающих стран мира и занимает третье место среди постсоветских государств (после России и Туркменистана) по объемам добычи голубого топлива. Однако его газовые ресурсы еще недостаточно исследованы. Согласно данным Комитета геологии республики, 60% территории страны потенциально богаты нефтью и газом. По оценкам же журнала «Ойл энд Гэс», доказанные запасы нефти в Узбекистане составляют 594 млн баррелей. А сотрудник посольства Узбекистана в России Б. Урдашев утверждает, что в республике открыто 190 месторождений углеводородного сырья7. Из них газовых и газоконденсатных — 94, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных и нефтяных — 96. При этом 47% месторождений находятся в разработке, 35% подготовлены к освоению, а на остальных продолжаются разведочные работы.
Ниже приводится список наиболее нефтегазоносных регионов Узбекистана:
— Устюртский (площадь перспективных земель — 105,1 тыс. кв. км);
— Бухаро-Хивинский (площадь перспективных земель — 44,4 тыс. кв. км);
— Юго-Западно-Гиссарский (площадь перспективных земель — 4,1 тыс. кв. км);
— Сурхандарьинский (площадь перспективных земель — 14 тыс. кв. км);
— Ферганский (площадь перспективных земель — 17 тыс. кв. км).
В феврале 2006 года Кабинет министров страны принял постановление об осуществлении комплекса мер по привлечению иностранных инвестиций для проведения геолого-
4 См.: Laruelle M. Russia’s Central Asia Policy and the Role of Russian Nationalism // Silk Road Paper. Central Asia & Caucasus Institute, Silk Road Studies Program, April 2008.
5 См.: Cornel S., Nilsson N. Europe’s Energy Security: Gazprom’s Dominance and Caspian Supply Alternatives // Silk Road Paper, Central Asia & Caucasus Institute, Silk Road Studies Program, 2008.
6 См.: Bugajski J. Energy Policies and Strategies: Russia’s Threat to Europe’s Energy Security // Insight Turkey, 2006, Vol. 8, No. 1. P. 146.
7 См.: Урдашев Б.Б. Энергетический портрет Узбекистана и сотрудничество в рамках СНГ // Нефть, газ и бизнес, 2005, № 1.
разведочных работ, направленных на обеспечение необходимых запасов углеводородного сырья. В рамках разработанной НХК «Узбекнефтегаз» Национальной программы развития системы газопроводов на 2005—2010 годы, до 2010 года планируется ввести в строй свыше 200 км новых магистральных газопроводов, а также предусматривается строительство новых газопроводов в стране и реконструкция действующих, соответственно, 445 и 900 км. Наряду с этим намечено строительство газокомпрессорной станции Сарымай. Реализация данной программы позволит республике увеличить экспорт газа с 10 млрд куб. м (показатель 2005 г.) до 16 млрд куб. м в 2014 году и полностью удовлетворить внутренний спрос.
Наряду с этим правительство разработало программу увеличения производства сжиженного газа до 2010 года. Для ее реализации необходимо привлечь более 320 млн долл. дополнительных инвестиций. Ожидается, что это позволит к 2010 году увеличить производство сжиженного газа в стране до 615 тыс. т.
Следует отметить, что роль газового экспорта для узбекской экономики очень велика. Это особенно важно, учитывая нынешние структурные преобразования в экономике. Правительство уделяет большое внимание развитию текстильного сектора, особенно переработке произведенного в стране хлопка-сырца в хлопковую пряжу. В рамках программы, направленной на развитие текстильной промышленности, ежегодно вводятся в эксплуатацию десятки новых фабрик. По мере их ввода в эксплуатацию остается все меньше и меньше сырого хлопка для централизованного государственного экспорта. Таким образом, Узбекистан нуждается в доходах от газового экспорта именно для сохранения централизованного дохода в свободно конвертируемой валюте, необходимой, чтобы поддерживать курс национальной валюты.
Система газодобычи и газораспределения республики
Узбекистан добывает природный газ на 52 месторождениях, причем 95% добычи обеспечивают 12 крупнейших из них, сосредоточенных главным образом в бассейне реки Амударьи и вблизи города Мубарек на юго-западе республики. В дальнейшем Ташкент планирует увеличить добычу за счет реализации новых проектов. До обретения независимости республика была главным поставщиком газа в другие советские республики, а ныне ежегодно добывает более 60 млрд куб. м газа, 25% которого она экспортирует в Россию, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Например, в 2006 году в Россию было направлено 9,5 млрд куб. м газа, а в 2007-м — около 10 млрд куб. м.
Очистительные заводы, расположенные на месторождениях Мубарек и Шуртан, перерабатывают около 40 млрд куб. м газа в год, удаляя из него серу и другие примеси, а также производят более 330 тыс. метрических тонн серы. Содержащиеся в газе и газовом конденсате водородный сульфид и соединения сульфида извлекаются и преобразовываются в серу на Мубарекском ГПЗ, а на Шуртанском используется одна из крупнейших промышленных установок в мире. Для увеличения экспорта серы правительство планирует привлечь иностранных инвесторов в проекты по гранулированию и упаковке до 100 тыс. метрических тонн серы в год.
Кроме того, газовые месторождения республики содержат этан, пропан, бутан и другие компоненты, из которых можно изготавливать полимеры (полиэтилен, поливинилхлорид). На основе соответствующих технологий эти компоненты экономичес-
ки целесообразно извлекать на месторождениях Мубарек и Шуртан. На этих месторождениях концентрация паров этана составляет 1,4—8,1%, а паров пропан-бутана от 2,1 до 5,6%.
К 2020 году Узбекистан намерен увеличить экспорт голубого топлива до 20 млрд куб. м. (в 2002 г. было 7,3 млрд куб. м), то есть рост этого показателя приблизится к 170%, а к 2010-му планирует изыскать 1,5 млрд долл. инвестиций для развития системы экспортных и реконструкции внутренних газопроводов.
Газ будут экспортировать в основном по действующим магистральным трубопроводам. К 2020 году его объемы, перекачиваемые по магистрали Средняя Азия — Центр, возрастут с 5 млрд куб. м (в 2007 г.) до 17 млрд куб. м. Вместе с тем Узбекистан планирует увеличить поставки в Казахстан — с 740 млн до 1,45 млрд куб. м и в Таджикистан — с 500 млн до 700 млн куб. м (экспорт в Кыргызстан сохранится на уровне 1,13—1,15 млрд куб. м в год).
Как уже отмечалось, в 2007 году Ташкент и Пекин подписали соглашение о строительстве и эксплуатации 530-километрового газопровода. Соответствующие договоренности достигнуты в апреле 2007 года в ходе визита китайской делегации, возглавляемой председателем Государственного комитета КНР по делам развития и реформ Ма Каем, которая встретилась с президентом Узбекистана И. Каримовым и другими правительственными чиновниками. Согласно сообщению Uzreport.com со ссылкой на press-uzлnfo, пропускная способность газопровода составит 30 млрд куб. м газа в год. Кроме того, в рамках проекта будут построены две компрессорные станции8. Китай, стремящийся диверсифицировать свои источники закупок, в последнее время активно обхаживает богатые природными ресурсами страны для обеспечения своей быстро развивающейся экономики.
Получило новое развитие и другое событие в сфере, имеющей непосредственное отношение к экспорту узбекского газа. Представители Туркменистана, России и Казахстана договорились подготовить Соглашение об основных принципах реализации проекта строительства Прикаспийского газопровода. А на основе ранее подписанных документов 18 июня 2008 года состоялось первое заседание Трехстороннего координационного комитета в рамках продвижения этого проекта и модернизации действующей межгосударственной газотранспортной системы. Во встрече участвовали руководители концерна «Туркменгаз», «Газпрома» и компании «КазМунайГаз».
Инициативу строительства газотранспортной системы вдоль побережья Каспийского моря выдвинул президент Туркменистана Г. Бердымухаммедов весной 2007 года в ходе состоявшейся в городе Туркменбаши туркмено-российско-казахской встречи на высшем уровне.
Лидеры этих стран подписали два документа — трехстороннюю Декларацию о строительстве Прикаспийского газопровода и четырехстороннюю (с участием Узбекистана) Декларацию о развитии газотранспортных мощностей в Центральной Азии.
На основании разработанного технико-экономического обоснования проекта в декабре 2007 года в Москве было подписано соответствующее межправительственное соглашение. Реконструкция действующего и строительство нового газопровода позволит довести пропускную способность газотранспортной системы до 20 млрд куб. м газа в год.
Новая газовая магистраль (как и прежняя) пройдет вдоль восточного побережья Каспийского моря. По сообщению пресс-службы правительства Туркменистана, протя-
8 Cm.: Uzbekistan and China to Build Gas Pipeline — Report // Uzreport.com. Business Information Portal [www.uzreport.com], 1 May 2007.
женность туркменского участка (Белек — Гарабогаз, т.е. до границы с Казахстаном) составит около 290 км9.
Прикаспийский трубопровод станет прямым конкурентом Транскаспийского, предлагаемого Западом. К сожалению, планы по созданию транскаспийского энергетического коридора, который был бы связан с Туркменистаном, до сих пор не реализованы из-за продолжающегося спора между Баку и Ашхабадом10.
Ныне Узбекистан прилагает усилия, направленные на разработку газовых месторождений. Одним из основных иностранных игроков здесь является российская компания «ЛУКойл». Так, 29 ноября 2007 года она начала добычу на месторождении Хаузак, став первой зарубежной компанией в Узбекистане, которой официально разрешили добывать газ в республике. Ожидается, что уровень его добычи в рамках данного проекта составит около 20% от общего объема добываемого в стране голубого топлива. Промысел Хаузак — часть мегапроекта «Кандым — Хаузак — Шады — Кунград», реализуемый консорциумом инвесторов в составе «ЛУКойла» (90%) и «Узбекнефтегаза» (10%). Срок действия подписанного в 2004 году соглашения о разделе продукции по проекту — 35 лет.
Раздел продукции в рамках проекта по освоению этого месторождения, расположенного на юго-западе страны (у границы с Туркменистаном), предусматривается в соотношении 50 на 50. Максимальный уровень годовой добычи превысит 11 млрд куб. м, а пик добычи ожидается в 2012—2013 годах. По сообщению пресс-службы «ЛУКойла», Хаузак — крупнейший инвестиционный проект на территории Узбекистана, в рамках которого в экономику этой страны уже инвестировано свыше 350 млн долл. Общий же объем инвестиций, как ожидается, превысит 3 млрд долл. В целом по проекту запланировано бурение более 160 эксплуатационных скважин и обустройство свыше 1 500 км трубопроводов. Кроме того, на месторождении Кандым предусматривается строительство газоперерабатывающего завода, оснащенного уникальным оборудованием и мощностью 10 млрд куб. м газа в год. С 2012—2013 годов «ЛУКойл» будет ежегодно перерабатывать 10—12 млрд куб. м. газа.
Наряду с этим в феврале 2008 года фирма «ЛУКойл Оверсиз» заключила соглашение с ЗАО «СоюзНефтеГаз» о приобретении контрольного пакета акций в группе компаний, в которую входит «Союзнефтегаз Восток Лимитед», являющаяся стороной СРП по месторождениям Юго-Западного Гиссара и Устюртского региона Узбекистана. На контрактной территории расположено восемь месторождений с утвержденными Государственной комиссией по запасам республики Узбекистан геологическими запасами (категории С-1) около 100 млрд куб. м газа. Проектный объем добычи — около 3 млрд куб. м в год. Выйти на этот уровень планируется через четыре года. Газ будут экспортировать по магистральным сетям «Газпрома». Соглашение о разделе продукции, в котором участвует и «Союзнефтегаз Восток Лимитед», подписано 23 января 2007 года сроком на 36 лет (вступило в силу 23 апреля 2007 г.). Инвестиции, необходимые для реализации проекта, оцениваются более чем в 700 млн долл.
Кроме того, «Газпром» намерен в ближайшее время подписать соглашение о разделе продукции с НХК «Узбекнефтегаз» по проекту разработки месторождений в Устюртском регионе. Эти же фирмы планируют подписать второе СРП по газоконденсатным месторождениям Устюртского региона сроком на 25 лет. Сроки их подписания несколько раз корректировались: сначала планировалось, что эта процедура состоится в 2005 году, затем ее отложили до 2009 года.
9 По сообщению агентства «Казинформ» от 20 июня 2008 года со ссылкой на пресс-службу правительства Туркменистана.
10 См.: Cornel S., Nilsson N. Op. cit. P. 149.
Пилотным проектом «Газпрома» в Узбекистане является восстановление (на условиях СРП) добычи газа на месторождении Шахпахты, вступившее в силу 14 апреля 2004 года. В мае 2006-го «Газпром» завершил дообустройство месторождения, инвестировав в проект 21 млн долл., и планирует добывать здесь 500 млн куб. м природного газа в год. Соглашение о стратегическом сотрудничестве «Газпром» и «Узбекнефтегаз» подписали в декабре 2002 года. Оно предусматривает долгосрочные закупки узбекского газа на 2003—2012 годы, участие «Газпрома» в проектах его добычи на условиях СРП, а также сотрудничество в сфере развития газотранспортной инфраструктуры Узбекистана и
Таблица 1
Добыча нефти и газа, их переработка
Год 2002 2003 2004 2005 2 0 0 6 _ ^ Январь — сентябрь 2007 г.
Жидкие углеводороды (тыс. т) 7 198 7 134 6 580 5 500 5 412 4 700
Нефть (тыс. т) 4 058 4 387 4 013 3 465 2 480 2 300
Газовый конденсат (тыс. т) 3 140 2 747 2 567 2 035 1 470 1 400
Природный газ (млрд куб. м) 57 672 57 481 59 864 59 564 62 000
Бензин (тыс. т) 1 575 1 424 1 373 1 400 1 368 1 057
Дизельное топливо (тыс. т) 1 699 1 512 1 555 1 437 1 437 1 067
Керосин (тыс. т) 428,2 387,5 390 353,1 358,9 240,5
Печное топливо (тыс. т) 58,7 148,1 204,7 155
Топочный мазут (тыс. т) 1 628 1 532 1 212 971,7 895,6 541
Нефтяной битум (тыс. т) 327,9 324 314,9
Смазочные материалы (тыс. т) 139,1 174,8 233,3 226,5 255,9 225
Очистка газа (млрд куб. м) 38,666 40,240
Производство СПГ (тыс. т) 119,5 166,1 210,8 223,1 174
И с т о ч н и к и: Государственный комитет Республики Узбекистан и оценочные данные автора.
транспортировки голубого топлива других стран ЦА по территории республики. Они же 25 января 2006 года подписали Соглашение об основных принципах геологического изучения недр Устюртских инвестиционных блоков республики. С этой целью в декабре того же года «Узбекнефтегаз» выдал «Газпрому» лицензии на право пользования (в течение пяти лет) семи таких блоков: Актумсукского, Куанышского, Агыинского, Насамбекско-го, Западно-Ургинского, Акчалакского и Шахпахтинского. Суммарная их площадь составляет 38,1 тыс. кв. м, прогнозные ресурсы — около 1 трлн куб. м газа. Общий объем инвестиций по данному проекту оценивается в 400 млн долл., при этом 260 млн долл. предстоит выделить в первые три года. В январе 2007-го «Газпром» приступил к активным геологоразведочным работам на этих площадях.
Ниже приводятся статистические данные по добыче нефти и газа в Узбекистане, а также их переработке, дающие общее представление о нефтегазовом потенциале страны.
Система газопроводов
Владельцем и оператором всей газотранспортной системы страны является АК «Узтрансгаз» (субхолдинг НХК «Узбекнефтегаз»). В ведении этой компании также находятся вопросы транспортировки и хранения газа. Она продает голубое топливо непосредственно крупным потребителям (оптовым покупателям) и распределительной компании, которая снабжает природным газом население и коммерческие структуры.
Газотранспортная система Узбекистана обслуживает конечных потребителей как в стране, так и за ее пределами. Кроме того, она используется для транзита туркменского газа. Общая протяженность магистральных газопроводов республики в однониточном исчислении равна 13,28 тыс. км. Эти магистрали построены преимущественно из труб диаметром 1 000, 800 и 700 мм с рабочим давлением 5,5 МПа. Трубопроводы больших диаметров (1 200 мм и 1 400 мм) с рабочим давлением 7,5 МПа проложены в северной и северо-западной части республики и входят в систему газопроводов, обслуживающих главным образом транзитные и экспортные поставки газа (трубопроводы Средняя Азия — Центр, Бухара — Урал, и Газли — Шымкент). В общую систему входят и 24 компрессорные станции с 42 установками, оснащенными 250 агрегатами различного типа (турбинные, поршневые и т.д.). В 2000 году компания «Узнефтегазмаш» (г. Чир-чик) — дочернее предприятие НХК «Узбекнефтегаз» — и фирма «Дрессер-Рэнд» (США) создали СП для технического обслуживания компрессоров и насосов и производства запасных частей.
В «Узтрансгаз» входят 10 структурных предприятий, эксплуатирующих отдельные участки газотранспортной системы, в частности газопровод Бухарский газоносный район — Ташкент, Джаркак — Бухара — Самарканд — Ташкент, Мубарек — Каган, Шур-тан — Мубарек, Келиф — Мурабек, Келиф — Душанбе и т.д.
Особенность газотранспортной системы Узбекистана заключается в том, что она имеет межгосударственное значение. Соседние республики — Казахстан (точнее, его южная часть), Кыргызстан и Таджикистан — снабжаются узбекским газом. Эту транспортную систему использует и Туркменистан для экспорта своего газа. За последние годы по данной системе было поставлено около 45—50 млрд куб. м газа внутренним потребителям, около 9—10 млрд куб. м узбекского газа — зарубежным и 35—40 млрд куб. м туркменского — в качестве транзитных поставок на экспорт.
Кроме того, «Узтрансгаз» — владелец и оператор магистральных газопроводов, которые были построены как отдельные трубопроводные сети, имеющие необходимые
мощности для поставок низкосернистого газа на электростанции, а также основным промышленным потребителям страны (трубопроводы Шуртан — Ташкентская ГРЭС и Мубарек — Навои).
С 2002 года «Узбекнефтегаз» и «Газпром» связаны особыми стратегическими отношениями. Их сотрудничество приносит «Газпрому» явные преимущества, так как теперь он сможет контролировать транспортировку газа через страны региона по территории Узбекистана на внешние рынки, а также обеспечивать его поставки российским и европейским потребителям, не инвестируя в освоение месторождений РФ, находящихся за Полярным кругом. Данное соглашение вселяет уверенность в том, что «Газпром» останется единственным главным зарубежным партнером «Узбекнефтегаза» в сфере экспорта голубого топлива, эксплуатации соответствующих трубопроводов, в проектах по разведке и добыче не только до 2010 года, но и на дальнейшую перспективу. В результате доля «Газпрома» в экспорте узбекского голубого топлива составит около 70%.
Кроме того, несколько лет назад «Узбекнефтегаз» завершил строительство второй очереди магистрального газопровода «Газли — Нукус» (на северо-западе страны). Общая его стоимость равна 50 млн долл. Пропускная способность второй нитки газопровода диаметром 1 220 мм и протяженностью 66 км — 30 млн куб. м в день. Генеральным подрядчиком по строительству газопровода выступила швейцарская компания «Зеро-макс Групп». Новая нитка проложена в рамках стратегии холдинга по увеличению экспорта голубого топлива в северном направлении до 7 млрд куб. м в год. Первая очередь трассы протяженностью 350 км введена в эксплуатацию в 1997 году и является частью газотранспортных систем Средняя Азия — Центр и Бухара — Урал.
Газовый экспорт страны
Узбекистан — экспортер природного газа. Большая часть его зарубежных поставок, составляющая около 15—20% от добываемого в стране голубого топлива (почти 10 млрд куб. м в год), приходится на республики бывшего СССР. Узбекский газ особенно важен для Кыргызстана, Таджикистана и южных областей Казахстана, не имеющих альтернативных поставщиков. Правительство Узбекистана заинтересовано в увеличении экспорта газа и рассматривает в этой связи разные возможности.
Кульминацией особых стратегических отношений «Узбенефтегаза» и «Газпрома» стало утверждение президентами Узбекистана и России 6 декабря 2004 года подписанного в 2002 году Соглашения о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли между НХК «Узбекнефтегаз» и ОАО «Газпром», предусматривающего взаимодействие по ряду направлений.
■ Увеличение объемов экспорта узбекского газа в Россию с 5 млрд куб. м (показатель 2003 г.) до 10 млрд куб. м к 2010-му.
■ Сотрудничество по проекту разведки месторождений углеводородов и добычи природного газа в Устюртском регионе Узбекистана на основе соглашения о разделе продукции.
■ Транспортировка закупаемого ОАО «Газпром» туркменского газа через территорию Узбекистана (2 трлн куб. м до 2028 г.). Для решения этой задачи «Газпром» выступит в качестве оператора транзитных поставок туркменского газа в Узбекистан и к 2007 году увеличит объем инвестиций на расширение и реконструкцию газотранспортной системы в целях удвоения ее пропускной способности (до 90 млрд куб. м в год).
■ Возможная продажа «Газпрому» как стратегическому иностранному инвестору 44% акций «Узтрансгаза».
В связи с заключением соглашения о стратегическом сотрудничестве с ОАО «Газпром» прежние договорные обязательства НXК «Узбекнефтегаз» по экспорту газа несколько изменились. С 1997 года до начала 2001-го «Узбекнефтегаз» экспортировал газ республики в северном направлении (в южные области Казахстана, Россию и Украину) через швейцарскую компанию «Газпекс С.А.». В начале 2001 года консорциум, в который вошли ЗАО «Итера», Украинская корпорация «Индустриальный союз Донбасса», германская фирма «Дебис» и «Зеромакс», выиграл тендер на экспорт узбекского газа, в результате чего контракт с «Газпекс С.А.» был расторгнут. Экспортная цена была установлена на уровне 40 долл. за 1 тыс. куб. м. Оплата предусматривалась следующим образом: 50% — в валюте и 50% — в натуральной форме (поставками материально-технических ресурсов и услугами). Консорциум, возглавляемый ЗАО «Итера», создавали для поставок газа в Украину. Поэтому состав поставщиков узбекского газа в северном направлении пришлось заново обговаривать с нефтяными и газовыми компаниями соответствующей страны.
В 2003 году «Газпром» фактически отказался от посреднических услуг «Итеры» и начал поставлять газ в Украину напрямую и через венгерскую фирму «Эурал транс газ». «Итера» закрыла свое представительство в Узбекистане в конце марта 2004 года, после того, как срок ее аккредитации в республике истек (других проектов в стране компания не имеет).
Что касается Кыргызстана, то его выявленные залежи нефти и газа не удовлетворяют внутренних потребностей. В связи с этим большая часть газа поступает в КР из Узбекистана и распространяется по 600-километровой трубопроводной сети компании «Кыр-гызнефтегаз». Узбекистан поставляет газ и в Таджикистан.
Ташкент заинтересован в увеличении экспорта природного газа в Европу. В настоящее время рассматривается несколько вариантов. Первый из них предусматривает реконструкцию магистральных газопроводов, проходящих по территории Узбекистана. Эти работы должны проходить при содействии «Газпрома», который стал оператором всей трубопроводной системы Средняя Азия — Центр. В качестве альтернативы рассматривается возможность экспорта узбекского газа транзитом по территории Туркменистана, Азербайджана, Грузии, Украины, Турции, Ирана и акватории Каспийского моря. Однако этот вариант может стать реальным только в том случае, если отходящую трубу проложить далее — за пределы Турции, а газодобывающие страны вместе с предложенным маршрутом транспортировки (Туркменистан, Азербайджан, Иран) согласятся закачивать в эту трубу и узбекский газ.
На восточном направлении Ташкент активно продвигает проект поставок в КНР. Полученный от Узбекистана газ поможет компании «ПетроЧайна», оператору трубопровода Запад — Восток, введенного в эксплуатацию в Китае в конце 2004 года, удовлетворить спрос на голубое топливо, если не будут обнаружены дополнительные запасы газа в Таримском бассейне. Туркменистан также заинтересован в экспорте своего газа в Китай посредством данного газопровода. Да и Узбекистану это могло бы принести дополнительные выгоды в виде платы за транзит туркменского газа.
Для установления справедливой цены на узбекский газ очень важна и позиция России, которая играет особую роль на мировом рынке энергоресурсов благодаря своему трансконтинентальному географическому положению и значительным запасам природных ресурсов.
Показательна в этом плане политика Москвы, направленная на диверсификацию и оптимизацию экспортных маршрутов газа РФ на европейский рынок. В дополнение к уже
существующим газопроводам через территорию Украины, Беларуси и Польши она прокладывает газопроводы по дну Балтийского и Черного морей. Такое решение было принято в целях обеспечения безопасности и надежности газовых поставок в страны ЕС и поддержки цены на нынешнем уровне. Кроме того, осуществляя строительство этих газопроводов, Россия рассчитывает эффективно противостоять конкуренции Ирана и стран ЦА. Так как РФ стремится диверсифицировать свои экспортные потоки, Евросоюз до сих пор не проявлял особой активности в поисках альтернативных источников газа (например, в Иране и республиках Центральной Азии). Таким образом, Россия остается основным его поставщиком в государства ЕС: ежегодно 150 млрд куб. м.
В надежде получать более высокую цену за свой природный газ развивать альтернативные экспортные маршруты стремится и Узбекистан, не имеющий (как и другие страны ЦА) выхода к открытым морям. Его усилия на этом направлении получили новый импульс после того, как выяснилось, что «справедливая рыночная цена», которую Ташкент и Узбекистан получат от «Газпрома» за экспорт своего природного газа в 2009 году, может оказаться лишь толикой того, что платят за импорт газа государства Западной Европы.
«Газпром» заявил, что с 2009 года он будет платить центральноазиатским производителям газа по «справедливым рыночным ценам». Однако конкретно она на тот момент не оговаривалась. Это навело на предположения, что Туркменистан и Узбекистан захотят установить закупочные цены на уровне более 300 долл. за 1 тыс. куб. м.
10 апреля 2008 года представители «ЛУКойла» сообщили, что Узбекистану будет предложена цена в 210 долл. за 1 тыс. куб. м. Однако уже через пять дней «ЛУКойл» опроверг эту информацию, назвав ее необоснованными прогнозами «отдельных сотрудников компании». Далее подчеркивалось, что «Газпром» и его партнер по переговорам — компания «Узбекнефтегаз» — сформируют цену, «исходя из действующих цен на энергоносители на европейских рынках»11.
Состоявшееся 27 июня 2008 года годовое собрание акционеров «Газпрома» не могло проигнорировать деликатный вопрос, связанный с посреднической ролью России в продаже центральноазиатского газа в Украину, через территорию которой в Западную Европу поступает 80% газового экспорта РФ. Еще весной 2007 года Узбекистан, Казахстан и Туркменистан заявили, что они будут самостоятельно продавать газ «Газпрому» по средним европейским ценам (тогда Украина закупала у «Газпрома» центральноазиатский газ по более низкой цене — 179,5 долл. за 1 тыс. куб. м).
В ходе развернувшейся на собрании дискуссии было заявлено, что если соглашения со странами Центральной Азии будут основываться на средней европейской цене, действующей в нынешнем году, то стоимость газа для Украины превысит 400 долл. за 1 тыс. куб. м. Впрочем, следует отметить, что премьер-министр России В. Путин на проходивших 28 июня 2008 года переговорах с премьер-министром Украины Ю. Тимошенко был гораздо дипломатичнее. В частности, стороны договорились, что для Украины европейские цены должны вводиться постепенно12.
По сообщению РИА «Новости», также в июле 2008 года помощник президента РФ С. Приходько заявил, что Москва готова покупать у Ашхабада газ по рыночным ценам, поэтому у Туркменистана нет необходимости реализовывать энергетические проекты с другими странами.
Туркменистан рассматривается в качестве потенциального поставщика природного газа для лоббируемого Западом газопровода «Набукко», предусматривающего транспортировку в обход России до 30 млрд куб. м газа ежегодно из стран Центральной Азии
11 [www.eurasianet.org], 21 April 2008.
12 См.: РИА «Новости», 3 июля 2008.
в Европу через территорию Азербайджана, Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии. «После постепенного перехода на мировые цены, которые неизбежны, вопрос об ориентации этих газовых потоков на другие страны будет просто сниматься с повестки дня. Если Туркменистан цену повышает, то у них рентабельность поставок в Россию или через Россию возрастает», — заявил С. Приходько в ходе брифинга накануне визита президента России Д. Медведева в Туркменистан13.
«Газпром» ежегодно закупает в республике 50 млрд куб. м голубого топлива в соответствии с соглашением, срок действия которого завершается в конце 2008 года. С 1 января 2009 года цену туркменского газа будет определять рынок, а ее формула (она начнет действовать с 2009 г.) будет определять цену поставок по долгосрочному контракту вплоть до 2028 года.
Со второго полугодия 2008 года Ашхабад и Ташкент получают по 150 и 160 долл. за 1 тыс. куб. м газа соответственно. Хотя соглашение о ценах на 2009 год и обеспечит «Газпрому» 30%-й доход, оно несет в себе и немалый риск для российского газового монополиста. «Главная проблема заключается в том, что 85% экспорта «Газпрома» в страны ЕС идет по территории Украины. По оценкам, новая цена для последней составит около 300 долл. за 1 тыс. куб. м, что намного выше нынешней (179 долл.). А это может ввергнуть промышленность страны в состояние комы. В стремлении компенсировать повышение цен Украина, скорее всего, повысит для России транзитные тарифы на экспорт энергоносителей в государства Евросоюза. Таким образом, цены для Европы значительно возрастут, что станет еще одним стимулом для ее стран искать альтернативу «Газпрому»14.
Возможно, этим объясняется сравнительно низкая стартовая цена (210 долл. за 1 тыс. куб. м), которую, вероятнее всего, предложат Узбекистану. Возможно, такая же цена будет предложена и Туркменистану. Казахстан за свой газ получит больше, поскольку ему не придется платить за транзит. Таким образом, «Газпром» сможет сделать окончательную цену для Европы вполне терпимой и предотвратить ослабление своих позиций на европейском рынке. Это также даст российскому газовому монополисту ценовое преимущество в конкуренции с Китаем, который, по словам некоторых аналитиков, готов платить по 195 долл. за 1 тыс. куб. м. Следует отметить, что цена в пределах 210 долл. за 1 тыс. куб. м соответствует и прогнозу Минэкономразвития РФ (МЭРТ) в отношении европейских цен.
В соответствии с этими прогнозами на середину 2008 года, в 2009-м отпускные цены «Газпрома» для Европы составят в среднем 355,5 долл. за 1 тыс. куб. м. Это меньше того, что компания получает в 2008 году (381 долл. за 1 тыс. куб. м). Прогноз же самого «Газпрома» еще ниже — около 316 долл. за 1 тыс. куб. м. По мнению компании, ориентировочно к 2010 году цены на энергоносители начнут снижаться. «Мы называем 210 долл. «низкой ценой», но на самом деле это очень высокая цена, — говорит ташкентский аналитик. — Пять лет назад центральноазиатским государствам предлагали лишь 25 долл. за 1 тыс. куб. м. Однако они сумели использовать в своих интересах конкуренцию между Россией, Китаем и Западом и поднять цены почти в десять раз. Скорее всего, они будут и впредь диверсифицировать свои экспортные возможности посредством таких новых проектов, как Транскаспийский трубопровод, для усиления этого соперничества. Но пока соглашения нет, ничто не является окончательным. И даже тогда закупочные цены все равно будут подлежать пересмотру в сторону увеличения»15.
13 См.: Там же.
14 См.: [www.eurasianet.org], 21 апреля 2008.
15 Там же.
Колебание спроса и предложения — лишь часть расчетов. Другим важным фактором являются США, продолжающие уговаривать важнейшего центральноазиатского поставщика — Туркменистан — присоединиться к Транскаспийскому экспортному проекту в обход России.
Как сообщают официальные источники, к 2030 году Туркменистан намерен довести добычу природного газа до 250 млрд куб. м в год. В 2008-м, по предварительным данным, она составила 81,5 млрд куб. м. Активный интерес Вашингтона позволит, как минимум, предоставить Ашхабаду рычаги воздействия на «Газпром» в вопросе о повышении закупочных цен. Если планируемые Туркменистаном объемы добычи окажутся реальностью, то, по мнению экспертов республик ЦА, Москва даже может благословить Ашхабад и Ташкент на ограниченное участие в Транскаспийском проекте.
В свете этих событий трубопровод из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан в Китай — названный Транс-АСЕАНским газопроводом (TAGP) — мог бы стать дополнительным аргументом в попытке увеличить экспортные цены на центральноазиатский (включая узбекский) газ.
Как следует из указа президента Узбекистана И. Каримова, «Узбекнефтегаз» и филиал Китайской национальной нефтяной корпорации владеют равными долями в совместном предприятии. В ближайшее время это СП должно завершить подготовку ТЭО и определить окончательный маршрут газопровода.
Тем не менее, как считает руководитель Института энергетической политики России В. Милов, многие проекты по строительству газопроводов в обход РФ, например Транскаспийский и «Набукко» весьма сомнительны с экономической точки зрения и явно политически мотивированы. Многие из них никогда бы не утвердили, если бы Россия заняла более конструктивную позицию по вопросу международного сотрудничества в газовой сфере. Другими словами, если политика России станет конструктивней, необходимость в строительстве дорогих газопроводов в обход ее территории отпадет16.
Однако проводимая Москвой политика явно свидетельствует об ином, что наглядно видно на примере Каспийского трубопроводного консорциума. Поэтому нынешняя ситуация стимулирует политиков поддерживать проекты строительства газопроводов в обход России, несмотря на их экономическую неэффективность.
Похоже, то же самое можно сказать и о теме нашего обсуждения — экспорте газа из Узбекистана в Китай. Пекин напрямую увязывает цену за газ с ценой на уголь, так как он может с легкостью заменить эти ресурсы один на другой. Именно поэтому КНР согласна покупать газ по ценам, которые значительно ниже тех, что платит Западная Европа. Как уже отмечалось выше, некоторые аналитики считают, что Китай готов платить за 1 тыс. куб. м центральноазиатского газа не более 195 долл. Но даже эта цена считается высокой, учитывая, что у Китая есть альтернатива в виде относительно дешевого собственного угля. Впрочем, по мнению ряда экспертов, столь высокая цена является своего рода платой за участие КННК в разработке газовых месторождений Туркменистана.
Еще один газопровод, рассматривавшийся Китаем в качестве инструмента, который позволил бы ему диверсифицировать свои источники энергетических поставок, — прямой трубопровод из РФ в КНР. Впрочем, по мнению ряда экспертов, что Китай не нуждается в двух газопроводных проектах, ему нужен один — в дополнение к надежному источнику собственного угля. Поэтому, выбирая из двух дополнительных газопроводов — российского и центральноазиатского, КНР пыталась отдать предпочтение только одному из них, и, похоже, предпочла последний. Очевидно, что Китай получил более заманчи-
16 Cm.: Liberal View Point on Energy Resources. Interview with Vladimir Milov // Economic Review, 2008, No. 2 (101). P. 44—49.
вое предложение от стран ЦА, в частности от Узбекистана и Туркменистана. Таким образом, КНР получила доступ к проектам освоения газовых месторождений в этих двух странах, и теперь имеет возможность управлять всей цепочкой газовых поставок, а «Газпром» даже не предлагал ей такие условия.
Факторы, влияющие на экспортные цены на узбекский газ
В ходе опросов, проведенных помощниками автора при подготовке данного исследования, представители фирмы «Шуртангаз» (крупнейшего газохимического комплекса в Центральной Азии) отметили два важнейших фактора, влияющих на экспортную цену узбекского газа — географическое положение страны и отсутствие альтернативных газопроводов. Географическое положение Узбекистана нельзя назвать слишком благоприятным, учитывая его территориальную близость к основным поставщикам газа — Туркменистану, Казахстану, Ирану и России, а также к двум маленьким и неплатежеспособным потребителям — Таджикистану и Кыргызстану. С другой стороны, отсутствие альтернативных газовых магистралей к богатым потребителям, за исключением трубопровода, проходящего транзитом через российскую территорию, способствует укреплению монопольного положения одного потребителя на рынке — «Газпрома». Однако все мы знаем, что любая монополия — путь к ценовым диспропорциям.
Отвечая на вопрос о том, какие действия следует предпринять Ташкенту, чтобы получить справедливую цену за экспортируемый им газ, представитель «Шуртангаза» отметил необходимость поиска альтернативного потребителя (самым перспективным с этой точки зрения он назвал Китай) и инвестиций в строительство новых газопроводов в соседних странах (на северо-востоке и юге). Еще один возможный вариант, упоминавшийся в ходе опроса, — увеличение доли природного газа, перерабатываемого в химические продукты с более высокой добавленной стоимостью. Имеется в виду сокращение экспорта и внутреннего потребления газа, использование альтернативных источников энергии и увеличение экспорта готовых продуктов, произведенных из природного газа, с более высокой добавленной стоимостью.
Говоря о рыночной цене на узбекский газ, респондент подчеркнул, что она должна быть по крайней мере в 1,5—2 раза выше нынешней (160 долл. за 1 тыс. куб. м).
Несколько иное мнение по данному вопросу высказал представитель газового ведомства г. Ахангаран (Ташкентская область). Так, он отметил, что разведка месторождений, их разработка, переработка газа, модернизация технологий и повышение качества голубого топлива должны стать решающими факторами в формировании цен на узбекский газ. Другими словами, чтобы изменить цену на свой газ, Узбекистану следует увеличить объемы производства и повысить качество выпускаемой продукции. А в целях расширения потребительской базы для экспортируемого узбекского газа его качество должно соответствовать мировым стандартам. Кроме того, необходимо развивать инфраструктуру, добиваться сокращения платы за транзит и обеспечивать своевременную поставку газа потребителям. Что же касается конкурентоспособности, то цена на экспортируемый узбекский газ должна быть ниже мировой и обязательно учитывать стоимость транзита.
По мнению профессора геологического факультета Национального университета Узбекистана, цена на экспортируемый республикой газ должна зависеть от себестоимос-
ти его добычи и закупочных цен, формируемых потребителями, в частности Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем и Украиной. Для установления более высокой и справедливой цены на узбекский газ необходимо поставлять его конечным потребителям напрямую, минуя посредников. А в целях расширения экспортного рынка следует интенсифицировать разработку месторождений, подписать с импортерами прямые долгосрочные контракты с фиксированной ценой и заняться поиском альтернативных потребителей узбекского газа (таких, как Индия и Пакистан). Профессор также отметил, что эта цена должна составлять 250—300 долл. за 1 тыс. куб. м.
Нынешняя экспортная цена узбекского газа не отражает его реальной стоимости, считает профессор экономического факультета Национального университета Узбекистана. Мировая оптовая цена на газ равна 250—350 долл. за 1 тыс. куб. м., розничная же цена в Европе составляет 450—540 долл. А цена на узбекский газ сформировалась с учетом отсутствия альтернативных маршрутов его транспортировки и монопольного положения России в этой сфере. Более высокой цены за экспортируемый узбекский газ можно достичь за счет развития новых маршрутов его доставки. Однако практически все проекты по строительству газопроводов тесно связаны с политической ситуацией, поэтому есть множество проблем с их реализацией. Среди альтернативных проектов особенно выгодными для Узбекистана могли бы стать Трансафганский и «Набукко». По мнению упомянутого выше профессора экономического факультета, другой альтернативный способ — увеличение производства сжиженного газа (СПГ). В этом отношении Узбекистану может пригодиться опыт Катара. Основное преимущество в производстве СПГ в том, что его гораздо проще транспортировать, так как этот процесс не зависит от трубопроводов. СПГ можно доставлять морем, по железным и автомобильным дорогам. Профессор также отметил, что цена на узбекский газ должна варьироваться в пределах 300—350 долл. за 1 тыс. куб. м. и обязательно учитывать стоимость транзита.
3 а к л ю ч е н и е
Газодобывающие страны Евразии (Россия, Иран, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан) буквально находятся между двух огней, то есть между двумя главными группами потребителей в Европе и Юго-Восточной Азии, которые остро нуждаются в энергоресурсах для развития своих экономик. Поэтому можно сказать, что газодобывающие страны Евразии остаются заложниками насущных интересов потенциальных потребителей газа.
Очевидно, что одна из основных причин присутствия России в Узбекистане — попытка Москвы установить контроль над экономическими ресурсами стран ЦА. Обладая значительным газовым потенциалом, Узбекистан экспортирует голубое топливо либо в соседние страны, либо в Европу через систему трубопроводов, контролируемую «Газпромом». Есть и множество альтернативных проектов строительства газопроводов, которые могли бы диверсифицировать как газотранспортные маршруты, так и потребительскую базу. В этой связи достаточно упомянуть Трансафганский, Транскаспийский, Прикаспийский трубопроводы, газопровод Иран — Пакистан — Индия, проект «Набукко» (от Ирана до Турции и далее в Западную Европу), наконец, газопровод Центральная Азия — Китай. Впрочем, реализовать большую часть этих газопроводных проектов весьма непросто, прежде всего из-за вопросов безопасности или по политическим причинам. Сегодня наиболее перспективным и реалистичным представляется магистраль Центральная Азия — Китай. Но и этот проект не лишен существенных недостатков.
■ Во-первых, Пекин не хочет покупать в странах ЦА газ по цене, которую за него платят европейские потребители. К тому же, учитывая, что КНР располагает собственными альтернативными ресурсами угля, ее позиции в переговорном процессе по данному вопросу довольно сильны.
■ Во-вторых, республики Центральной Азии, поставляющие газ, должны прийти к соглашению о совместной эксплуатации газопровода, то есть Узбекистану, Туркменистану и Казахстану следует договориться, какую роль каждая из этих стран будет играть на китайском рынке.
Большая часть аналитиков, участвовавших в опросах, согласны с тем, что альтернативный газопровод в Китай может значительно усилить позиции стран региона на переговорах с Россией. Однако весьма сомнительно, что это способно серьезно изменить ситуацию, так как сами китайцы не относятся к категории «прибыльных клиентов», желающих платить самую высокую цену за этот газ. Поэтому Узбекистану следует продолжать направлять свои усилия на участие в таких альтернативных проектах строительства газопроводов, как Транскаспийский, Иран — Пакистан — Индия, Трансафганский и «Набук-ко», с тем чтобы иметь возможность еще жестче отстаивать свои интересы на газовом рынке.