Научная статья на тему 'Россия на мировом финансовом рынке'

Россия на мировом финансовом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1494
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришина О.А.

Обосновываются возможность и целесообразность выхода России на мировой финансовый рынок. Описываются факторы, обусловливающие участие национальных финансовых рынков в операциях мирового рынка, а также показана степень соответствия реалий российского финансового рынка этим факторам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author substantiates the possibility and expediency for Russia to enter world finance market. She describes the factors stipulating participation of national finance markets in world market transactions and defines the compliance of Russian finance market realities with these factors.

Текст научной работы на тему «Россия на мировом финансовом рынке»

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Канд. экон. наук О. А. Гришина

РОССИЯ НА МИРОВОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ

Обосновываются возможность и целесообразность выхода России на мировой финансовый рынок. Описываются факторы, обусловливающие участие национальных финансовых рынков в операциях мирового рынка, а также показана степень соответствия реалий российского финансового рынка этим факторам.

Ключевые слова: мировой финансовый рынок, национальный финансовый рынок, международный финансовый рынок.

В современной научной и популярной экономической литературе часто подменяются понятия мирового, международного и национального финансовых рынков, а также еврорынков [2; 7; 11]. Поэтому для того чтобы ответить на вопрос, зачем нужно России участие в операциях мирового финансового рынка, необходимо разобраться в том, какой смысл вкладывается в эти экономические категории.

Мировой финансовый рынок (МФР) - это отношения между участниками финансовых рынков (международных и национальных) по поводу выпуска и обращения национальных и иностранных финансовых продуктов, в результате чего происходит перераспределение капиталов как внутри страны, так и между странами мира. МФР представляет собой финансовый рынок всех стран мира, или совокупность национальных финансовых рынков (табл. 1).

Национальный финансовый рынок - это отношения между участниками рынка данной страны по поводу купли-продажи финансовых продуктов. Международный финансовый рынок, обособившись от национальных в части проведения внешних (иностранных) операций, тесно связывает все национальные рынки на международном уровне.

Международный финансовый рынок - это составная часть мирового финансового рынка, обеспечивающая перераспределение капиталов между странами в форме различных финансовых ресурсов. В таком концептуальном понимании международный финансовый рынок представляет собой:

- отношения между национальными и иностранными участниками (резидентами и нерезидентами) в одной или разных странах, в результате которых происходит вывоз национального или ввоз иностранного капитала;

- отношения между резидентами разных стран (межстрановый финансовый рынок).

Т а б л и ц а 1

Базисные показатели развития мирового финансового рынка в 2006 г.* (в млрд. долл.)

ВВП Всего Капита- Долговые обязательства Банков- Облигации, Облигации,

финан- лизиро- (кредит) ские ак- другие цен- ценные бу-

совых ванный государ- част- всего тивы** ные бумаги маги и бан-

ресур- рынок ственные ные и небанков- ковские

сов акций ские акти- активы,

минус вы*** % к ВВП

золото

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Всего по мировому финансовому рынку 41,95 4,52 35,10 24,5 36,2 54,83 47,3 154,80 353,3

Европейский союз 12,14 0,47 8,52 8,32 12,23 18,38 22,32 42,62 458,4

В том числе зона

евро 10,36 0,32 5,89 6,23 8,38 15,38 15,41 31,76 423,2

Северная Америка 12,18 0,14 16,12 7,23 18,97 23,42 7,20 45,67 423,58

В том числе:

Канада 1,14 0,05 1,10 1,13 1,67 1,54 1,02 3,87 363,52

США 11,04 0,09 15,02 6,10 16,20 21,52 6,38 41,32 393,06

Япония 5,10 0,78 5,03 6,48 2,43 8,97 6,74 19,98 505,3

* Составлено по: [10; 12].

** Активы коммерческих банков (данные по 2005 г.).

*** Сумма капитализированного рынка акций, долговых бумаг (расписок) и банковских активов.

О к о н ч а н и е т а б л. 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Отдельные страны

Евросоюза:

Австрия 0,31 0,01 0,07 0,24 0,22 0,43 0,32 0,82 325,8

Бельгия 0,32 0,04 0,19 0,42 0,32 0,72 1,02 1,91 620,9

Франция 1,92 0,05 1,26 1,07 1,52 2,53 3,66 7,37 487,3

Германия 2,60 0,07 1,1 1,19 2,92 4,1 3,0 8,1 371,8

Италия 1,53 0,07 0,82 1,52 1,14 2,7 1,84 5,08 362,5

Люксембург 0,04 0,0006 0,045 0,001 0,04 0,04 0,67 0,71 2667,3

Великобритания 1,85 0,073 2,8 0,54 1,9 2,42 4,12 8,93 540,5

Страны с форми-

рующимися рын-

ками - всего 10,94 2,12 4,05 0,83 0,92 1,77 4,67 9,12 184,9

В том числе:

Азия 4,32 1,68 3,12 0,88 0,95 1,84 4,67 9,12 286,5

Латинская

Америка 1,82 0,60 0,82 0,64 0,3 1,01 0,79 2,34 153,7

Средний Восток 0,93 0,68 0,12 0,012 0,08 0,05 0,72 0,92 121,8

Африка 0,67 0,12 0,19 0,08 0,04 0,12 0,41 0,9 112,4

Центральная

и Восточная

Европа 1,42 0,32 0,14 0,42 0,04 0,63 0,48 0,95 83,5

Международный финансовый рынок, обособившись от национальных в части проведения внешних операций, не может существовать отдельно от национальных рынков, он базируется на них. Конкретизируя это утверждение, можно уточнить, что международный финансовый рынок базируется, с одной стороны, на инфраструктуре и инструментах регулирования национальных финансовых рынков, а с другой -на международных организациях инфраструктуры и регулирования, таких, как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Центральный банк Европы, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), региональные банки и фонды и пр. (рисунок).

Рис. Схема взаимосвязи национального, международного и мирового финансовых рынков

Как видно из рисунка, мировой финансовый рынок как совокупность национальных финансовых рынков представляет собой в практическом плане экономическую абстракцию, так как торговля финансовыми ресурсами и ее регулирование всегда осуществляются на территории конкретной страны. Любой участник национального финансового рынка по определению является участником мирового финансового рынка, поэтому национальный инструментарий регулирования финансовых операций этого участника представляет собой часть инструментария регулирования МФР. Этот вывод представляется крайне важным для дальнейшего анализа участия России в операциях на мировом финансовом рынке.

Что же касается понятия «еврорынок», то сам этот термин из-за приставки «евро» среди большинства неспециалистов и некоторых специалистов вызывает ассоциацию с европейским финансовым рынком и рассматривается в качестве такового [2; 6; 8]. Реально же, в условиях глобализации мирового финансового рынка, понятие «еврорынок» дав-

но уже не соответствует тому смыслу, который вкладывался в него в начале 1960-х гг., и означает в первом десятилетии XXI в. торговлю финансовыми продуктами (капиталами) за пределами национального финансового рынка. Например, применительно к мировому валютному рынку как части МФР приставка «евро» означает, что обращающиеся на нем валюты находятся за пределами национального финансового рынка. С конца 1970-х гг. известны евродоллары, а позже, с развитием мирового финансового рынка, появились евроевро, евроиены, еврофунты. С введением конвертируемости российского рубля появятся евро-рубли. Причем и евродоллары, и евроевро, и евроиены, и еврофунты, и прочие евровалюты обращаются не только в европейском регионе мирового финансового рынка, но и в Юго-Восточной Азии, в австралийском, североамериканском, российском и прочих регионах.

Определившись с понятием мирового финансового рынка и отделив его от таких категорий, как международный, национальный и еврорынок, попытаемся дать ответ на вопрос, зачем нужно России участие в мировом финансовом рынке.

Из данного выше определения МФР очевидно, что ответ лежит в той плоскости, которая очерчивает участие РФ в глобальной экономике. Без равноправного присутствия российского финансового рынка в операциях мирового нельзя говорить об интеграции российской экономики в мировую, а значит, о ее дальнейшем динамичном развитии, так как именно МФР обслуживает движение мировых финансовых ресурсов, создаваемых в результате экономических процессов в разных странах. Отсюда очевиден вывод: участие финансового рынка России в МФР объективно необходимо.

Для того чтобы национальный финансовый рынок отдельной страны интегрировался в мировой, став его равноправным участником, необходимо присутствие на конкретном финансовом рынке конкретной страны комплекса факторов, влияющих на такое участие (табл. 2). Если же хотя бы один из факторов отсутствует либо не отвечает стандартным требованиям, предъявляемым мировым финансовым рынком, то речь идет уже о неполном, или о несимметричном, участии национального финансового рынка в операциях мирового.

Предложенная совокупность факторов (макроэкономических и геополитических), определяющих вхождение национального финансового рынка в мировой, не только отражает состояние национальной экономики, но и подтверждает готовность национального рынка интегрироваться в мировой. Внешние макроэкономические факторы, представленные в табл. 2, отражают тенденции и перспективы развития мировой системы хозяйства, быстрая эволюция, интернационализация и глобализация которой выступают основными факторами развития ми-

рового финансового рынка. Факторы мировой геополитики, вырабатываемой мировым сообществом, отражают в основном интересы про-мышленно развитых стран.

Т а б л и ц а 2

Классификация факторов, влияющих на участие национального финансового рынка в операциях мирового финансового рынка

Макроэкономические факторы Геополитические факторы

внутренние внешние

1. Экономическое положение страны: - степень развитости экономики; - показатели внутреннего долга и золотовалютных резервов. 2. Развитость национального финансового рынка. 3. Уровень организации и регулирования национального финансового рынка. 4. Развитость института финансовых посредников. 5. Степень либерализации движения капиталов. 6. Стабильность национальной политической ситуации. 7. Место страны в международном рейтинге платежеспособности 1. Положение страны в мировой экономике: - показатели платежного баланса; - внешний долг; - валютный курс. 2. Степень развития мирового финансового рынка. 3. Организация и регулирование мирового финансового рынка. 4. Уровень развития международных финансовых посредников 1. Заинтересованность страны в интеграции в мировую экономику. 2. Роль страны в международном разделении труда. 3. Место страны в мировой экономике. 4. Характер развития мировых хозяйственных связей. 5. Степень интеграции в мировую финансовую систему. 6. Географическое положение. 7. Стабильность мировой геополитической ситуации

Мировой финансовый рынок расширяет возможности национальных рынков, создавая условия для перелива финансовых ресурсов из экономик, где наблюдается их избыток, в экономики, испытывающие дефицит финансовых ресурсов. Национальные финансовые рынки не всегда могут обеспечить их участникам необходимое разнообразие вариантов управления, операций и инструментов регулирования. Поэтому МФР дополняет национальные финансовые рынки в части возможностей перераспределения ресурсов и обеспечивает условия для эффективного контроля и регулирования этого перераспределения.

Для определения возможностей участия национального финансового рынка РФ в мировом при очевидных преимуществах этого участия остановимся подробнее на степени соответствия российского финансового рынка (РФР) факторам, перечисленным в табл. 2.

Степень развитости экономики и показатели внутреннего долга и золотовалютных резервов. Этот фактор участия РФР в мировом, определяемый как внутреннее экономическое положение страны, в настоящее время неоднозначен. С одной стороны, положительной тенденцией остается начавшийся с 2002 г. экономический рост, который принято выражать в годовых процентах прироста ВВП страны. С другой стороны, за этот же период очень быстрыми темпами рос внутренний долг РФ и, что еще хуже, изменилась его структура. Российский внутренний долг в 2002-2007 гг. вырос с 545 млрд. до 1248 млрд. рублей [1; 5]. Во многом рост внутреннего госдолга России в этот период объясняется расширением эмиссии новых долговых обязательств, а также трансформацией внешнего государственного долга во внутренний. Если на начало 2004 г. внутренний долг составлял 19,4% внешнего, то на начало 2008 г. он уже превысил его на 20-30% [14]. Бюджет 2008 г. предусматривает годовое снижение внешнего долга на 3,6% при одновременном росте внутреннего долга более чем на треть [5].

Если темпы роста внутреннего госдолга сохранятся такими же, как в 2004-2007 гг., то к 2013 г. его объем превысит 140 млрд. долларов. Расходы федерального бюджета на обслуживание внутреннего госдолга вырастут по сравнению с 2005 г. более чем в 5 раз.

Вместе с тем меняется структура внутреннего государственного долга. В 2000 г. основная его часть приходилась на краткосрочные государственные обязательства. С 2005 г. Минфин России отказался от выпуска государственных ценных бумаг сроком менее одного года. В итоге большая часть внутреннего госдолга России (около 98%) в 2008 г. представлена средне- и долгосрочными (до 15 лет) ОФЗ и ГСО. Но в условиях продолжающейся инфляции размещать долгосрочные займы чрезвычайно сложно. Практически единственным их покупателем является Сбербанк России. В результате сокращения доли государственных нерыночных займов в общем объеме государственных ценных бумаг стабильность российского рынка облигационных госзаймов понизится.

В 2000-2008 гг. наметилась еще одна негативная с точки зрения вступления в мировой финансовый рынок тенденция в структуре внутреннего российского госдолга: уход с рынка внутреннего госдолга иностранных инвесторов. На начало 2000 г. на нерезидентов приходилось свыше 40% рынка ГКО-ОФЗ.

В настоящее время рынок государственных ценных бумаг значительно дестабилизирован - недельные обороты торгов ГКО-ОФЗ и ОБР меняются в 3 и более раз. Развитие опасных тенденций на российском рынке внутреннего государственного долга, на наш взгляд, должно контролироваться регулирующими органами (в основном Минфином России, Банком России и Федеральной службой по финансовым рын-

кам). Для этого в качестве предельно допустимых норм показателей должны быть приняты действующие на мировом финансовом рынке: внутренний госдолг не должен превышать 30% ВВП, а его обслуживание и погашение - 20% расходов федерального бюджета (Маастрихтские соглашения). Пока уровень государственного долга сохраняется на безопасном уровне - менее 9% ВВП [5].

Помимо установления пороговых значений для внутреннего государственного долга для успешной интеграции российского финансового рынка в мировой необходимо проводить адекватную общепринятой мировой политику размещения государственных ценных бумаг.

Применительно к России это прежде всего ограничение размещения ОФЗ и ГСО. Начиная с 2009 г. для покрытия потребности в краткосрочных инструментах в случае рублевого предложения целесообразно провести эмиссию краткосрочных долговых обязательств на сумму 150 млрд. рублей. Образовавшуюся в результате изменения объемов и структуры выпуска государственных бумаг разницу в покрытии дефицита госбюджета можно профинансировать из средств Стабилизационного фонда.

Что же касается самого Стабилизационного фонда, то он, с одной стороны, обеспечивает доверие мирового финансового рынка к российскому, а с другой - на самом национальном финансовом рынке создает дополнительный фактор инфляционного давления на денежную массу. Хорошо известно, что высокие темпы инфляции - основная негативная тенденция современного российского финансового рынка, следствием которой является определенная настороженность в отношении мирового рынка к российскому. Базовая инфляция в 2007 г. составляла 7,1%, а инфляция на потребительском рынке - 11,9%. По промышленным товарам цены в 2007 г. повысились на 25,1%, а цены и тарифы на платные услуги населению - на 13,1%. С учетом инфляции объем рублевой денежной массы на национальном финансовом рынке на 1 декабря 2007 г. составил 7285,8 млрд. рублей [13]. При таком положении дел практически невозможно воспользоваться принятым на мировом финансовом рынке методом гибкого регулирования валютного курса - валютными интервенциями центрального банка. Если Банк России станет достаточно регулярно для понижения быстро растущего курса рубля скупать на открытом рынке валюту за рубли, то на РФР окажется дополнительная денежная масса, увеличив и без того немалый ее объем и дав дополнительный толчок инфляции. Результат для российского финансового рынка парадоксален: обладая огромными золотовалютными резервами, страна не может воспользоваться ими, так как вынуждена сдерживать рост инфляционной денежной массы. Выход здесь на данный момент один: для стабилизации российского финансового рынка необходимо

минимизировать операции Банка России по регулированию валютного курса рубля на открытом рынке и законсервировать ресурсы Стабилизационного фонда.

Развитость национального финансового рынка. Если структурно мировой финансовый рынок состоит из пяти взаимосвязанных и взаимопроникающих секторов (валютного, кредитного, фондового, инвестиционного и страхового), объединенных дополнительно мировым рынком деривативов, то на российском финансовом рынке не все эти секторы развиты в равной степени. Наибольшее развитие получили национальный валютный и кредитный рынки, в меньшей степени - фондовый. Дальнейшей работы по организации требуют инвестиционный и страховой рынки. Что касается рынка деривативов (ПФИ - производных финансовых инструментов), то в России в 1995-1997 гг. его создание в целях совершения спекулятивных операций на валютном и фондовом секторах РФР шло впереди создания нормальной структуры этих секторов финансового рынка. В результате в 1998 г. рынок ПФИ во многом дезорганизовал национальный финансовый рынок России и, обвалившись сам, потянул за собой весь российский финансовый рынок. После 1998 г. рынок ПФИ России практически не восстановился, если не считать операции с валютными свопами и фьючерсными контрактами на ММВБ.

Уровень организации и регулирования национального финансового рынка и развитость института финансовых посредников. Современное состояние российского финансового рынка определило уровень его организации и регулирования, а также развитость института финансовых посредников. На наш взгляд, можно выделить несколько характерных особенностей формирования российского финансового рынка:

1) финансовый рынок России возник в начале 1990-х гг. как потребность в финансовом обеспечении рыночных отношений. Отсюда -динамичные темпы его развития до 1998 г.;

2) внешние операции на РФР до 2002 г. пополняли нехватку в собственных финансовых ресурсах (сбережениях), поэтому российский финансовый рынок в 1990-х гг. быстро вышел на мировой;

3) финансовый рынок России в валютном и фондовом секторах сразу структурировался как биржевой для проведения спекулятивных операций;

4) на РФР сразу появились операции с ПФИ, которые, с одной стороны, регулировали финансовые риски, а с другой, - генерируя новые риски и способствуя их самовозрастанию, стали одним из факторов кризиса российского финансового рынка в 1998 г.;

5) после 2004 г. идет активный процесс трансформации государственного внешнего долга в частный;

6) рынок облигаций постепенно уменьшается по сравнению с рынком акций.

Из перечисленных особенностей, повлиявших на состояние РФР, можно сделать следующие выводы. В первую очередь на современном этапе надо регулировать валютный, кредитный и фондовый секторы. Такое регулирование возможно в направлениях, соответствующих требованиям мирового финансового рынка: сглаживание динамики валютного курса рубля ограниченными операциями на открытом рынке Центрального банка РФ и движение в направлении достижения свободной обратимости рубля. Кроме того, следует справиться с валютным потоком и инфляционной денежной массой посредством инструментов тар-гетирования инфляции и дальнейшего пополнения Стабилизационного фонда как накоплений для будущих поколений, что соответствует мировой практике (Норвегия, Саудовская Аравия, Казахстан и пр.). При условии решения проблем конвертируемости рубля и сокращения инфляции РФР сможет достаточно быстро интегрироваться в мировой.

Вместе с тем необходимо избавиться от такого негативного явления, как долларизация денежной массы, разработать прямые методы регулирования инвестиционного и страхового секторов РФР, особенно в части налогообложения (речь идет о расширении нормативно-законодательной базы), расширить состав участников российского финансового рынка и повысить регулирующую роль процентной политики. В целом в области регулирования РФР нужно отдать приоритет рыночным инструментам, одновременно сократив до минимума все инструменты, увеличивающие объем денежной массы на рынке. Для этого Банку России необходимо развивать межбанковский рынок и операции межбанковского РЕПО.

Большой проблемой современного РФР стало отсутствие среди участников рынка специальных кредитно-финансовых институтов: банков, фондов, компаний, организаций. По существу, в настоящее время участниками финансового рынка России выступают ЦБ РФ, коммерческие банки, Сбербанк России и некоторые крупнейшие сырьевые компании («Газпром», «Роснефть» и пр.). При быстром росте современного российского финансового рынка недопустимо положение, когда, например, на аукционах по размещению государственных ценных бумаг полным монополистом является Сбербанк и когда подавляющая часть облигаций федерального займа находится у Банка России и Сбербанка. В условиях возможного кризиса на рынке внутреннего государственного долга под ударом неизбежно окажется Сбербанк, что повлечет за собой дестабилизацию кредитного сектора РФР и, как следствие, всего национального финансового рынка.

Таким образом, в части регулирования финансового рынка и развитости системы его участников Россия еще не соответствует полностью требованиям мирового финансового рынка.

Степень либерализации движения капиталов. Основным показателем положения страны в международных экономических отношениях, безусловно, является состояние ее платежного баланса. Сальдо платежного баланса РФ в последние годы активно, и этот актив увеличивается быстрыми темпами. Так, за январь - сентябрь 2007 г. платежный баланс РФ был сведен с активным сальдо в 57,1 млрд. долларов, что в 1,56 раза больше, чем за тот же период 2004 г. [5]. При этом с 2004 по 2006 г. экспорт страны вырос на 28,4% и составил 224,1 млрд. долларов, а импорт увеличился на 28,7% и достиг 112,7 млрд. долларов [4]. Международные валютные резервы РФ на 1 января 2008 г. оценивались в 384,7 млрд. долларов [13].

При крайне благоприятной для интеграции в мировой финансовый рынок ситуации с платежным балансом России наметились негативные тенденции в изменении структуры внешнего долга РФ. В абсолютных цифрах внешний государственный долг снизился в 19982006 гг. в два раза, а в процентах к ВВП - в три раза. В 2006 г. завершено погашение государственного двустороннего долга Парижскому клубу кредиторов, в 2005 г. погашен долг Международному валютному фонду. Но одновременно в 2004-2007 гг. наметилась тенденция трансформации внешнего государственного долга в частный (корпоративный). Государство расплачивается с внешними долгами, и средства, полученные от этого иностранными банками-кредиторами, становятся одним из источников кредитования российских предприятий. Следствием этого стал резкий рост внешнего корпоративного долга. Если на начало 1999 г. внешний госдолг был более чем в 5 раз выше долга частного сектора, то к середине 2005 г. он стал на 16,5% меньше, чем внешний частный долг [14]. Помимо этого, внешний государственный долг во все большей мере преобразуется в долг государственных компаний нерезидентам. На подобные компании, а также Сбербанк и Внешторгбанк приходится треть иностранного частного долга. Если в 1999-2002 гг. совокупный внешний долг сокращался, то с 2002 г. начался его рост исключительно за счет долгов частного сектора. Это ведет к снижению качества внешнего долга.

Ухудшение структуры внешнего долга России дестабилизирует национальный финансовый рынок и тормозит интеграцию российского финансового рынка в мировой. Поэтому необходимо установление и соблюдение пороговых показателей по внешнему госдолгу (30% от ВВП) и по частному иностранному долгу (20-25% от ВВП).

Показатели валютного курса рубля демонстрировали в 20042007 гг. стабильность национальной валюты и повышение доверия к ней, вытекающие из активного платежного баланса, валютных резервов и Стабилизационного фонда России. Поэтому достижение свободной обратимости рубля представляет собой задачу ближайшего времени, а свободная конвертируемость национальной валюты означает либерализацию движения капиталов и интеграцию российского финансового рынка в мировой.

Таким образом, участие России в мировом финансовом рынке возможно и объективно необходимо. Более того, в таких секторах РФР, как валютный, кредитный и фондовый, уже созданы предпосылки такого участия. Устранение некоторых наметившихся к 2008 г. негативных тенденций на РФР не представляется автору делом значительной сложности, так как укладывается в структуру регулирующих мер, применяемых на мировом финансовом рынке.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. История Министерства финансов России : в 4 т. - Т. 4. - М. : Инфра-М, 2002.

2. Михайлов Д. М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. - М. : Экзамен, 2000.

3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год. - М. : Банк России, 2007.

4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год. - М. : Банк России, 2006.

5. Основные результаты и направления бюджетной политики на 2008 год и период до 2010 года. - М., 2007.

6. Рубцов Б. Б. Мировые фондовые рынки. М. : ФА, 2000.

7. Суэтин А. А. Международный финансовый рынок. - М. : КноРус, 2004.

8. Шарп У., Александер Б., Бейли Дж. Инвестиции. М. : Инфра-М, 1997.

9. Шохина Е. Долговой бум // Эсперт. - 2005. - № 47.

10. Bank of England. Annual Report. - London, 2007.

11. Fabozzi F., Modigliani F. Capital Market. - 3th ed. - New York : Prentice Hall, 2003.

12. Global Financial Stability Report. - 2007. - September // www.imf.org/publications

13. www.cbr.ru

14. www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.