перспективы их оформления, поскольку ни постсоветские элиты, ни население в целом при создавшемся положении не составляют транснационального сообщества, нацеленного на его политическое «освоение».
«Транснациональное политическое пространство: Новые реальности международного развития»,
М., 2010 г., с. 37-50.
Марван Искандар,
экономист, журналист (Ливан) РОССИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
В 1991 г., когда Российская Федерация была провозглашена независимым государством, правопреемником Советского Союза, после того как из состава СССР вышла Украина и целый ряд других республик, она приняла на себя официальные полномочия стать одной из четырех держав, которые, согласно резолюции представителей международного сообщества, собравшихся на Мадридской конференции по Ближнему Востоку, были призваны участвовать в урегулировании израильско-палестинского конфликта.
В ином, но не менее важном ракурсе, Российская Федерация была заинтересована в координации нефтегазовой стратегии с основными ближневосточными странами - производителями нефти и газа. Около 70% мировых запасов нефти сосредоточено в Саудовской Аравии, Ираке, Иране и Кувейте. В отношении запасов природного газа российский потенциал может быть сопоставим в порядке очередности по критерию величины только с Ираном, Катаром и ОАЭ. Более 60% всех доступных разведанных ресурсов природного газа находится на территории этих четырех стран.
Невзирая на богатейшие запасы углеводородного сырья, сосредоточенные в ближневосточных странах, на могущество собственного российского углеводородного потенциала и на политическую роль, отведенную РФ в урегулировании израильско-палестинского конфликта, при Ельцине Россия не уделяла должного внимания ни одному из этих вопросов. Однако непосредственными причинами такой отстраненности России от ведущих нефтегазодобывающих государств Ближнего Востока как в экономическом, так и в политическом смысле, служили два обстоятельства.
1. С одной стороны, цены на нефть были сравнительно низкими, а на газ - еще ниже. Наблюдался стабильный рост потребления, но никакого ажиотажного спроса не отмечалось. Только к середине 1990-х годов Катар разработал многочисленные проекты производства сжиженного природного газа, которые были свернуты вследствие прямого вмешательства Америки, связанного со строительством крупной американской военной базы в этой небольшой по площади, но богатой по запасам газа стране.
2. Второй причиной того, что Россия не участвовала в решении ближневосточных экономических и политических проблем, явилось резкое ухудшение экономических условий и состояния финансовых ресурсов в самой Российской Федерации. Это было десятилетие разграбления национальных фондов олигархами, работающими в тандеме с коррумпированным и обремененным политическими обязательствами президентом. Так называемые «молодые реформаторы» периода ельцинского правления следовали экономическим курсом шоковой терапии, рекомендованным профессором Гарвардского университета Джеффри Саксом. По сути дела, эта политическая платформа требовала приватизации всех государственных предприятий как можно более быстрыми темпами. Целая армия гарвардских магистров делового администрирования была привлечена к оказанию помощи в деле приватизации российского государственного сектора, и вскоре страна оказалась перед лицом банкротства, объявление о котором последовало в августе 1998 г.
Олигархи, которые стали контролировать практически все жизненно важные отрасли российского производства, кроме оборонной промышленности, совершенно не были настроены на налаживание сотрудничества с Ближним Востоком. Они уделяли внимание перспективе развития сотрудничества с Европой и Соединенными Штатами, а также занимались культивированием международных банков. Лишь только Кипр, предоставляющий укрытие от налогов для офшорных компаний, притягивал к себе олигархов как территория, благоприятствующая регистрации их многочисленных коммерческих структур. Более того, олигархи осуществляли полный контроль над ельцинской политикой, в особенности после 1996 г., и они же подтолкнули его к поиску источников финансирования из Германии, Соединенных Штатов, МВФ, Всемирного банка и Европейского банка развития.
Для того чтобы реализовать свое право на свободный выбор, России - богатейшей стране мира по запасам минерального сырья,
включая нефть, газ, золото, уран, алмазы, алюминий и железную руду, - пришлось дождаться того времени, когда к власти пришли поборники национальных интересов России. Путин олицетворял собой тот самый выбор, который необходимо было сделать. К 2003 г. он исправил положение дел в стране, и Россия ощутила экономический рост и укрепление своего престижа на международной арене. Однако Путин не спешил выстраивать более прочные отношения с ближневосточными государствами, обладающими богатыми запасами нефти и газа.
Россия и королевская династия Саудов
В июле 2008 г. принц Бандар бин Султан бин Абдул Азиз, в прошлом посол Саудовской Аравии в Вашингтоне, а ныне советник по национальной безопасности короля Абдуллы бин Абдул Азиза, находился в Москве с визитом. Руководство Саудовской Аравии на самом высоком уровне испытывало большое разочарование в действиях президентской администрации Буша. Помимо этого, не могли остаться незамеченными и негативные высказывания в адрес Саудовской Аравии, прозвучавшие в речах кандидатов, баллотирующихся на президентский пост в США, такие как критические комментарии Маккейна по поводу автократической формы правления в Саудовской Аравии. На протяжении некоторого времени складывалось впечатление, что королевство и его руководство были объектом критики со стороны ведущих американских политиков и комментаторов средств телерадиовещания. Вдобавок ко всему прочему, Саудовская Аравия стала позволять себе некоторые - очень осторожные - высказывания в отношении перспектив политики США в Ираке.
Безопасность в Ираке остается вопросом первостепенной важности для Саудовской Аравии. Став свидетелями перехода власти в Ираке от суннитского режима Саддама к поддерживаемому Ираном шиитскому руководству, саудовские правители стали опасаться проявления бунтарских настроений среди своего собственного шиитского населения, сосредоточенного в восточной части страны, граничащей с территорией Ирака.
Кроме упомянутых выше аспектов, развитие нефтяных ресурсов Ирака может нести в себе важный элемент, способный стабилизировать ситуацию с поставками нефти на мировом рынке. К настоящему времени американцы полностью взяли под свой контроль все исследовательские материалы, касающиеся нефтя-
ных месторождений в Ираке, находящихся в эксплуатации, а также и существующие данные по участкам, представляющим потенциальный интерес. Предлагаемый к принятию закон, нацеленный на регулирование процесса разработки нефтяных залежей на территории Ирака, бесконечно застревает на различных бюрократических уровнях. Американские военные власти обнаруживают явное нежелание позволить принять закон, который бы поощрял здоровую конкуренцию, передачу технического ноу-хау и привлечение инвестиций со стороны неамериканских компаний, будь они в частной или государственной собственности.
Принц Бандар прибыл в Россию в июле 2008 г. с целью заключить стратегический договор между Россией и Саудовской Аравией в отношении сотрудничества в нефтегазовой и финансовой сферах и подписать пакет контрактов стоимостью в 40 млрд. долл. на поставку российского оружия, а также зенитных ракетных систем и комплексов, которые смогут защитить население королевства и его нефтедобывающие центры от внезапного нападения противника. Когда договоренность была достигнута, принц Бандар заявил о том, что сообщение об этом должно прозвучать из Кремля, местонахождения высшего руководства Российской Федерации. Принимающая его российская сторона попыталась ему возразить, ссылаясь на то, что соглашения, затрагивающие вопросы поставки вооружений, не являются предметом публичного обнародования и уж, во всяком случае, о них никогда не сообщается из Кремля. Однако принц проявил настойчивость и объяснил, что такова воля короля Абдуллы, выраженная им в тот момент, когда он объявил о своем решении приобрести союзника в лице России.
Принц Бандар был послом Саудовской Аравии в США с 1983 по 2005 г., когда Джордж У. Буш вступил в свой второй президентский срок. Его считали практически членом кабинета США в 1990 г., когда Джордж Буш-старший прибегнул к его совету и помощи для того, чтобы снискать одобрение короля Фахда на использование средств тылового и тактического обеспечения для операции «Буря в пустыне» в начале 1991 г. Несмотря на то что принц Бандар считает семью Буша своими друзьями и за 20 лет в качестве посла государства, являющегося сильным союзником США, обрел там прочные связи, он всегда ставил интересы своего государства превыше всего остального. В силу этого обстоятельства он договорился в середине 1980-х годов с Китаем о закупке ракет средней дальности действия, что крайне возмутило тогдашнего президента Рейгана. А в начале 1989 г. Бандар нанес визит в
Москву и провел переговоры с Горбачёвым о выводе советских войск из Афганистана на условиях предоставления экономической помощи политическому режиму Горбачёва и прекращения оказания помощи моджахедам, объемы которой составляли 500 млн. долл. ежемесячно и распределялись в равной пропорции между Саудовской Аравией и Америкой.
Роль Бандара в заключении соглашения между Саудовской Аравией и Россией чрезвычайно важна, так как он является главой ведомства, отвечающего за вопросы национальной безопасности в своей стране. Длительный срок пребывания в США и приобретенное там влияние навлекли на принца Бандара не всегда лестные и доброжелательные отзывы в прессе. Американский журналист Дэвид Оттоуэй в ноябре 2008 г. опубликовал книгу «Посланник короля», в которой подверг сомнению правдивость некоторых утверждений принца Бандара. С присущей американской журналистике хлесткостью автор наделяет принца эпитетом - «посыльного» при Белом доме, что вряд ли можно считать справедливым. Принц Бандар был центральной фигурой в достижении договоренности о допуске и оказании поддержки американским войскам во время первой войны в Персидском заливе. Еще более велика его роль в деле вывода советских войск из Афганистана и переговорах об этом с Горбачёвым.
Соглашение между Россией и Саудовской Аравией от 2008 г. выводит двусторонние отношения на принципиально иной уровень в сравнении со всеми предшествующими усилиями, направленными на выстраивание сотрудничества. Это радикальное улучшение объясняется рядом существенных факторов, имеющих отношение к тем взглядам, которых придерживаются оба государства. Некоторые из этих факторов имеют отношение к положению с поставками энергоносителей, тогда как другие связаны со стратегическими соображениями. Между тем оба государства испытывают сомнения в жизнестойкости международной финансовой системы в том виде, в котором она существует на сегодняшний день, и ищут пути для осуществления крупных инвестиций - речь идет как о валютных средствах, так и о деловых начинаниях в промышленности или производстве товаров народного потребления.
Тем не менее отношения России с Саудовской Аравией омрачаются многочисленными притаившимися вдали призраками, хотя зарождались они вполне благополучно и дружелюбно. Советский Союз был первой страной в мире, признавшей законность
полноправного правления короля Абдул Азиз бин Сауда над Эр-Риядом и Недждом. Карим Хакимов, который был консулом, уполномоченным Советским Союзом для работы в Джидде, передал верительные грамоты королю Абдул Азизу в феврале 1926 г. В 1932 г. принц Фейсал бин Абдул Азиз посетил Советский Союз и попытался постичь своим пытливым умом сущность коммунистической формы правления государством. Он был впечатлен грандиозными свершениями и кипучей деятельностью, а также и чувством национальной гордости, присущими советскому народу. Однако атеизм и коммунизм противоречили его мировоззрению. Несмотря на это, поскольку он считал Советский Союз сильным многонациональным государством, объединяющим в своем составе целое созвездие многоликих республик, которое никак нельзя было сбрасывать со счетов, он посоветовал правителям Саудовской Аравии поддерживать дружеские отношения с Советским Союзом и его руководящим ядром.
По неясным причинам Сталин решил разорвать отношения с Саудовской Аравией в 1938 г. Торговое представительство в Джидде было закрыто, а персонал отозван назад в Россию без каких-либо уведомлений. Этот акт впоследствии расценивался российскими арабистами как наиболее пагубный инцидент во взаимоотношениях с Саудовской Аравией. Никаких объяснений ему в печатных изданиях не содержится. К 1938 г. связи между Саудовской Аравией, богатейшим государством по запасам нефти, и американской администрацией, в центре внимания которой всегда была нефть, находились на стадии укрепления.
По окончании Второй мировой войны советско-арабские отношения были развернуты в сторону улучшения на фоне произошедшего Суэцкого кризиса, и Саудовская Аравия направила двух своих посланников с официальным визитом в Советский Союз. Им было оказано особое внимание, и Хрущёв пригласил их посетить его летнюю резиденцию в Сочи.
Однако вскоре все добросердечные настроения развеялись, как только армейские офицеры в Йемене совершили государственный переворот против имама, религиозного лидера Йемена, и его приверженцев, и провозгласили там республику. Саудовская Аравия предоставила политическое убежище и финансовую помощь свергнутому имаму и его семье. В противовес этим акциям Египет послал 70 тыс. солдат, а также танки советского производства и истребители МиГ, для того чтобы при поддержке Советского Союза сражаться на стороне сил, восставших против войск
имама. Египетская радиостанция «Голос арабов» осудила королевскую семью Саудов и методы ее правления. В Саудовской Аравии в то время работало более миллиона йеменских граждан, которые подвергались обработке при помощи нескончаемого потока пропаганды.
Король Фейсал, которому удалось восстановить финансовые резервы королевства, изрядно иссякшие при короле Сауде, в конечном итоге все же добился своего и одержал верх в йеменской гражданкой войне. Советские войска оставались в Йемене после того, как страну покинули египтяне, защищая новый республиканский режим против сторонников имама, державших в окружении столицу - Сану в ноябре и декабре 1967 г. Во время их рейда в Йемен советские вооруженные силы пытались распространить свое влияние и достичь соглашений в регионе. Фейсал был непреклонен и нейтрализовывал усилия Советов, где только мог. Будучи благочестивым мусульманином, он отрицал все постулаты атеизма и находил коммунистическую систему неэффективной, когда дело касалось необходимости поиска путей для диверсификации производства.
Фейсал был, прежде всего, политическим реалистом и арабским националистом. Именно он возглавил кампанию по выделению финансовых средств богатыми нефтедобывающими арабскими странами в пользу Сирии, Египта и Иордании после серьезного поражения арабов в шестидневной войне 1967 г. Вопиющий факт предоставления американской помощи Израилю в 1973 г. вызвал гнев короля Фейсала, и в качестве ответного жеста он санкционировал тактику использования нефти как инструмента политического давления. Первоначально поставки нефти из арабских стран были сокращены на 15%, а в последующем - каждый месяц они сокращались дополнительно еще на 5%. Экспорт энергоносителей в Соединенные Штаты и Голландию - самым стойким сторонникам Израиля - был прекращен.
Русские поддерживали позицию арабских государств на дипломатическом поприще и в вопросах нефтяной политики придерживались линии, находящейся в соответствии с программным курсом короля Фейсала. Для того чтобы выразить русским свою благодарность, король Фейсал направил поздравительный адрес с добрыми пожеланиями советскому руководству по случаю празднования в СССР очередной годовщины Октябрьской социалистической революции, сделав это впервые после того, как взаимоотношения были прерваны Сталиным в 1938 г. По случайному
стечению обстоятельств именно в этот день Киссинджер находился с визитом у короля Фейсала, надеясь снискать его поддержку инициативе по заключению соглашения о прекращении огня между Израилем и Египтом с Сирией, а также добиться возобновления поставок нефти на Запад.
Председатель Правительства СССР Косыгин расценил послание правителя Саудовской Аравии как первый знак, свидетельствующий о желании восстановить межгосударственные отношения и вернуть их в нормальное русло. Так оно и было в действительности, но династии Саудов требовалось время для планирования такого сотрудничества, которое привело бы к полноценному восстановлению дипломатических отношений. Король Фейсал был убит в марте 1975 г. одним из младших членов королевской семьи, который, по сообщениям прессы, был признан невменяемым. Многими выдвигалась версия убийства, связанная с дерзновенными и безбоязненными действиями короля Фейсала, предпринятыми им в отношении использования нефти в политических целях, а также с позицией, которую он занимал до и после арабо-израильской войны 1973 г. Этот сдержанный, вдумчивый, высокообразованный, веротерпимый и снисходительный король погиб как великомученик и стал почитаем после смерти гораздо более, чем тогда, когда он был жив.
В 1976 г. король Халед вместе с принцем Фахдом, наследником престола, были настроены на восстановление отношений с Советским Союзом. Оба саудовских лидера выразили свою признательность за поддержку Советским Союзом политических целей арабских государств и отметили значимость и могущество Советского государства. Оба государства провели предварительное «зондирование почвы», и процесс сближения между ними начался, но был прерван до того, как он смог бы принести свои плоды, - в связи с вводом советских войск в Афганистан. И эта длительная, кровопролитная и дорогостоящая военная конфронтация между советскими вооруженными силами и моджахедами, которых поддерживали и финансировали Саудовская Аравия и Соединенные Штаты, продолжалась без малого десять лет.
Как раз в то время, когда Советскому Союзу были необходимы существенные иностранные вливания для осуществления перемен и процессов демократизации, провозглашенных приоритетными направлениями в горбачёвской политике перестройки и гласности, - неутихающие споры и прения в ОПЕК по поводу квот на добычу нефти, объемов производства и цен на нефть достигли
критического предела. Саудовцы пытались придерживаться политики рационального природопользования, но, не найдя ответного понимания со стороны нефтедобывающих государств, допускающих избыточное производство, они выступили с угрожающим заявлением о том, что собираются переполнить международные рынки нефтью. Это и было сделано Саудовской Аравией в 1986 г., вследствие чего цены на нефть упали до 9 долл. за баррель по сравнению с 37 долл. за баррель, зафиксированными на конец 1980 г.
Россия была парализована в результате этого катастрофического падения цен. Первый заместитель председателя правительства в период ельцинского правления Егор Гайдар в интервью британской газете «Financial Times» от 18 апреля 2008 г. заметил, что «в конце 1970-х и начале 1980-х годов советское руководство допустило стратегическую ошибку, решив, что чрезвычайно высокие цены на нефть гарантированы навсегда», и что «не создав валютных резервов, оно лишь многократно увеличило государственные долговые обязательства». Когда в конце 1985 и начале 1986 г. цены на нефть упали, лидеры СССР не смогли достойно справиться с этой проблемой. Результатом этого явилась гибель советской империи. Возможно, это - слишком резкое суждение, но, очевидно, оно содержит в себе рациональное зерно. Несмотря на то что Гайдар возглавлял Институт экономики переходного периода, его считают одним из основных виновников политики, которая изничтожила государственные активы в течение первых лет правления Ельцина.
Горбачёв попытался достичь взаимопонимания с членами ОПЕК, в особенности с Саудовской Аравией, насчет поднятия цен на нефть. В то время в Советском Союзе считали, что катастрофа с ценообразованием была спровоцирована Саудовской Аравией, что было правдой. В течение нескольких месяцев ситуация с ценами на нефть улучшилась, но 1980-е годы закончились тем, что цены на нефть приблизились к отметке в 20 долл. за баррель, вместо 30 долл. Советский Союз пострадал в сильной степени, ощутив на себе последствия затяжного периода, когда превалировали сниженные цены. В 2008 г. российские лидеры оказались уже более состоятельными перед лицом кризиса, поразившего систему ценообразования в нефтяной отрасли, поскольку Россия к этому времени накопила золотовалютные резервы в размере 700 млрд. долл. и таким способом подстраховала свои финансовые обязательства, которые на сей раз оценивались ниже, чем в советскую эпоху. Тем
не менее резкое понижение цен способно нанести серьезный ущерб, и в связи с этим заключенный в июле 2008 г. российско-саудовский альянс имеет колоссальное значение.
В свете сократившегося спроса на нефть, что количественно выражается снижением потребления на 2-3 млн. баррелей в день и объясняется фактором глобальной рецессии, Саудовская Аравия и Россия могут снизить свои экспортные объемы ровно на такую же величину и выиграть за счет более высоких цен таким образом, что смогут компенсировать свои потери из-за меньших объемов экспорта. Чрезвычайно важно, чтобы нефтяная политика эффективно согласовывалась Саудовской Аравией и Россией на ближайшую перспективу. И только такое сотрудничество способно обеспечить возврат нефтяных цен в 2009 г. к отметке в 60-70 долл. за баррель.
В январе 1989 г. Горбачёв на встрече с послом Саудовской Аравии в Соединенных Штатах и советским послом в Вашингтоне Анатолием Добрыниным, имеющим за плечами внушительный опыт дипломатической службы, подтвердил свое решение о выводе войск из Афганистана до конца марта 1989 г. Принц Бандар заметил по этому поводу, что прекращение военных действий со стороны СССР будет означать сокращение военных обязательств Америки и Саудовской Аравии, и в таком случае Горбачёв может рассчитывать на определенную помощь.
Саудовцы были верны данному им слову: и министр иностранных дел принц Сауд аль-Фейсал, и министр финансов Мо-хаммад Аба аль-Хейль прибыли в Москву в ноябре 1990 г. Они обсуждали планы дипломатического сотрудничества и испытываемую Горбачёвым потребность в оказании помощи. К этому времени Саддам Хусейн осуществил захват территории Кувейта 1 августа 1990 г., и в определенный момент казалось, что он намеревается вторгнуться в Саудовскую Аравию. Но быстрая мобилизация американских, британских, французских, сирийских и египетских войск воспрепятствовала планам дальнейшей реализации захватнических замыслов Саддама.
Принц Сауд аль-Фейсал и Мохаммад Аба аль-Хейль находились в Москве, когда из средств информации стало известно о планируемом нападении американцев на войска Саддама в Кувейте. Они воздали должное России за ее поддержку усилий союзных войск, несмотря на то, что Саддам Хусейн был крупным клиентом в поставках российских вооружений и, по всей вероятности, политическим союзником России. Саудовские представители выразили
свое одобрение и признательность за позицию, занятую Россией, и предложили ей помощь в размере 4 млрд. долл. без каких-либо предварительных условий. Саудовцы были прекрасно осведомлены о тактических планах Америки, которые предусматривали всяческие проволочки в предоставлении помощи Горбачёву, поскольку принц Бандар был самым непосредственным образом вовлечен в подготовительную работу по разгрому Саддама Хусейна. По поручению короля Фахда он посетил Саддама незадолго до того, как тот осуществил нападение на Кувейт, и получил заверения от иракского лидера в том, что ни о каком наступлении он не помышляет.
Годы ельцинского правления (1991-1999) не были слишком плодотворными в плане налаживания взаимоотношений между Россией и Саудовской Аравией. Два факта оказывали сковывающее влияние на их развитие:
а) во-первых, Ельцин и главы его правительства на раннем этапе, такие как Е. Гайдар и А. Чубайс, были более всего озабочены процессом демонтирования структуры бывшего Советского Союза и разграбления его государственных активов. Американские рекламные фирмы и гарвардские магистры делового администрирования на протяжении многих лет разрабатывали и формировали российскую политику в гораздо большей степени, чем продуманные стратегии, рассчитанные на длительную перспективу и исходящие от парламентариев российской Думы;
б) второй фактор, тормозящий прогресс двусторонних отношений между Россией и Саудовской Аравией, имел еще более важное значение. Ельцин развязал две войны в Чечне. Чеченская проблема обозначилась в 1994 г., возможно, в связи с тем, что чеченцы почувствовали, что Ельцин не будет слишком возражать против того, чтобы потерять еще одну республику, ранее входившую в состав СССР. В Чечне находились боевики-моджахеды, которые проникли туда из Афганистана и ранее получали финансирование из Саудовской Аравии. Саудовцы продолжали оказывать финансовую помощь чеченцам, а русские не предпринимали усилий для того, чтобы воспрепятствовать этому и положить конец.
Предоставление помощи Саудовской Аравией было прекращено лишь в 2003 г., когда ныне покойный Рафик Харири, премьер-министр Ливана, пообещал Путину, что будет работать во имя достижения этой цели. Харири, давний друг королевской семьи Саудов, пользующийся ее особым расположением, заручился поддержкой принца Бандара, и король Саудовской Аравии прекра-
тил оказывать помощь чеченцам. С этого времени, также и благодаря тому, что Путин является профессиональным военным и прекрасным руководителем-организатором, в Чечне, по большей части, сохраняется спокойствие.
Однако Путин захотел большего от Саудовской Аравии, чем просто прекращения оказания помощи чеченцам. Он обратился с просьбой к саудовцам о содействии в проведении встреч между представителями исламских государств, среди которых Саудовская Аравия играет главенствующую роль. Более того, он выступил с призывом выработать предложения по поддержке умеренного ислама в мусульманских регионах Российской Федерации, а также в ее ближнем зарубежье - Узбекистане, Азербайджане и Туркменистане. Мусульманское население Российской Федерации составляет 26 млн. человек из 141 млн. общего числа жителей. На фоне того, что количество православных россиян убывает, а третья по численности категория населения - евреи - эмигрировали из страны в большом количестве, мусульманское население возрастает уверенными темпами.
Для российского руководства насущной необходимостью является поддержание мира и чувства процветания и стабильного развития среди мусульманского населения. Саудовская Аравия может сыграть в этом процессе ключевую роль. Россия хочет восполнить утраченное ею в ходе войны в Афганистане и Чечне, а саудовцам необходима поддержка Российской Федерации и ее мощь.
Потребность в продвижении умеренного ислама совместными усилиями Саудовской Аравии и России дала толчок новой инициативе короля Саудовской Аравии Абдуллы. Сутью ее является призыв к налаживанию серьезного диалога между мусульманами, христианами и евреями по вопросам сотрудничества, сосуществования и культурного взаимообогащения. Первый раунд дискуссий и обмена мнениями о религиозном сотрудничестве и сосуществовании монотеистических религий состоялся в столице Испании Мадриде в июле 2008 г. в ответ на приглашение к диалогу короля Саудовской Аравии. Аналогичное собрание имело место в Организации Объединенных Наций в октябре 2008 г.
Россия и Саудовская Аравия на сегодняшний день и на ближайшую перспективу - единственные две страны (правда, до тех пор, пока Ирак и Иран не увеличат свое производство), способные стабилизировать цены на нефть и обеспечивать устойчивое снабжение нефтью, и таким образом помочь всему миру побороть тен-
денцию оказаться втянутым в очередной виток рецессии. Существует ряд весьма характерных особенностей, присущих энергетической сфере, которые имеют прямое отношение как к России, так и к Саудовской Аравии. В начале июля 2008 г. цены на нефть взметнулись до 147 долл. за баррель, а к середине августа опустились до 111 долл. за баррель. Доллар же успел дотянуться до планки в 160 центов по отношению к евро, а потом сползти до 146 центов за тот же самый срок. Другими словами, 9%-ное повышение курса доллара по отношению к евро привело к 25%-ному спаду в цене на нефть. Многие эксперты высказывали предположение о том, что евро будет стоить не более 130-135 центов к концу 2008 г., и что это будет означать падение цены на нефть еще на 25%, т.е. до уровня 92 долл. за баррель. В действительности же обменный курс в начале декабря остановился на отметке около 1,28 долл. по отношению к евро, что должно было подразумевать цену на нефть чуть ниже 90 долл. за баррель, тогда как фактическая цена упала ниже 50 долл. за баррель. Основными причинами такого непредсказуемого понижения цены на нефть стала рецессия, распространившая свое воздействие на передовые индустриальные страны, возрастающая безработица, банковские проблемы и резкое снижение объемов продаж автомобилей как в Европе, так и в Соединенных Штатах, Китае и Индии. Если цена на нефть опускается ниже 60 долл. за баррель, то это означает, что России и Саудовской Аравии не избежать столкновения с финансовыми трудностями в среднесрочной перспективе. И по этой причине координация нефтяной и финансовой стратегии между двумя этими странами возымела возросшее принципиальное значение.
Принимая в расчет последние события, становится ясно, что Россия и Саудовская Аравия должны сотрудничать для того, чтобы обеспечить надежность и устойчивый характер снабжения энергоносителями, а также и стабильность его объемов на тех уровнях, которые отражают собственные потребности этих государств-экспортеров. При этом необходимо учитывать резерв на истощение недр, стоимость альтернативных источников энергии, к которым относятся жидкие углеводороды, получаемые из неразрабатываемых угольных пластов.
Россия имеет самые большие запасы природного газа, на которые приходится в общей сложности 30% всех общемировых запасов. Она занимает, согласно имеющимся данным, восьмое место в мире по величине своих запасов нефти. Однако, судя по оценкам Геологической службы Соединенных Штатов, Россия располагает
дополнительно 100 млрд. баррелей нефти, которые еще не освоены, а только стоят на очереди, и с учетом этого показателя имеющиеся у нее запасы увеличиваются на 160%. Россия - третий крупнейший потребитель энергии в мире, при этом 55% ее внутренних потребностей обеспечивается за счет использования природного газа.
Саудовская Аравия располагает самыми крупными запасами нефти во всем мире, по оценкам экспертов, составляющими 20% от всех подтвержденных на сегодняшний день запасов. Она также имеет внушительные запасы природного газа и сырого конденсата. Нефтедобыча в Саудовской Аравии составляет приблизительно 10,5 млн. баррелей в день, тогда как общий объем производства газоконденсатных жидкостей составляет около 1,5 млн. баррелей в день, но эти цифры не регулируются квотами ОПЕК. Планы по увеличению объемов добычи нефти до 12 млн. баррелей в день в течение 2009 г. выглядят амбициозными и потребуют внедрения высокотехнологичного оборудования, ибо добыча нефти на месторождениях упала на 700 тыс. баррелей в день вследствие известных факторов. В 2008 г. Саудовская Аравия осуществила поставки нефти в США, тем самым обеспечив 16% от требуемого объема по импорту, что на 2% выше, чем за предыдущий год.
По прогнозам значительного числа специалистов нефтепромысловой геологии, объемы мировой добычи нефти достигнут своего пика в 2010 г. По тем же источникам, добыча нефти в Америке достигла своего наивысшего уровня в 1972 г., а добыча нефти в Северном и Норвежском морях находилась на пике в 1990-е годы. И только богатые нефтью страны Ближнего Востока начнут достигать пика объемов нефтедобычи к 2020 г. при условии, что на такие объемы будет сохраняться спрос в мире.
Ситуация с природным газом вызывает некоторое беспокойство, пожалуй, главным образом, по причине того, что произошел определенный сдвиг предпочтений в сторону потребления газа, в особенности, в целях производства электроэнергии. К 2010 г. большая часть энергосетей в Соединенных Штатах будет ориентирована на использование природного газа. По целому ряду причин потребление газа оказывается более предпочтительным. Природный газ - это наиболее экологически чистое топливо, позволяющее рационально использовать энергию, а газовые электростанции быстрее и дешевле всего строить, да и КПД у них - самый высокий.
В 1999 г. К.Дж. Кэмпбелл, широко известный геолог-нефтяник, выразил свои соображения следующим образом: «Мировой пик добычи газа придется уже на 2020 г. После этого мировой топливно-энергетический комплекс для удовлетворения своих потребностей в природном газе будет все в большей степени зависеть от Ближнего Востока и бывшего Советского Союза, при этом цены на газ будут стремительно расти. Иран, недавно исламизиро-ванное государство, обладает 16% мировых газовых резервов, а Катар и Объединенные Арабские Эмираты имеют еще 10%, что делает эти три государства ключевыми игроками в разыгрывании будущей глобальной энергетической партии. И в этом случае, так же как и с нефтью, Ближний Восток становится стабилизирующим и компенсирующим производителем в мире, где запасы природного газа и дешевой нефти постепенно истощаются».
Уникальность топливно-сырьевой базы России и ее союзных государств из ближнего зарубежья, таких как Туркменистан, Узбекистан и Казахстан, а также Саудовской Аравии и других членов Совета по сотрудничеству стран Персидского залива, в особенности Кувейта и Абу Даби, наводит нас на мысль о том, что сотрудничество и координация стратегий в энергетической сфере является абсолютной необходимостью для гарантирования надежности будущих поставок энергоносителей в мире, а также и процветания самих государств-экспортеров.
Такое сотрудничество, уже инициированное Саудовской Аравией и Россией, наталкивается на целый ряд преград, таящих в себе скрытые вызовы. В частности, три из описываемых ниже проблем представляют собой сложнейшие задачи, которые необходимо разрешить. Четвертый же аспект, связанный с последовательными усилиями западных держав, нацеленными на рациональное использование энергетического потенциала и повышение эффективности энергопользования, может только приветствоваться странами, которые экспортируют невозобновляемые ресурсы.
Первая проблема, стоящая на пути развития успешного сотрудничества России и Саудовской Аравии, - это определение уровня приемлемых цен на экспортируемую нефтегазовую продукцию. Скачкообразное повышение цен имеет слишком сильный дестабилизирующий эффект. Исходя их данных, содержащихся в научных трудах, жидкое топливо из угля извлекается по себестоимости в 80-90 долл. за баррель. Более того, сооружение заводов, оснащенных мощностями, достаточными для того, чтобы обеспечить объемы его потребления в размере 90-95 млн. баррелей угле-
водородов в день, займет не один год. Следовательно, более высокая ценовая планка в 100 долл. и выше за баррель нефти или жидкого топлива на сегодняшний день вполне оправдана. Целевая ценовая планка в 60 долл. за баррель, которая подлежит корректировке в зависимости от индекса инфляции в индустриальных странах в будущем, базируется на геополитической потребности проявлять гибкость перед лицом рецессии, охватившей все индустриально развитые страны, а также постепенно, но неуклонно поражающей и экономики развивающихся стран.
Вторая проблема, с которой сталкивается российско-саудовское сотрудничество, чрезвычайно сложна и связана с закулисными махинациями. Ирак имеет вторые по величине запасы нефти в мире. До 1998 г. Соединенные Штаты импортировали более 50% энергоресурсов, потребляемых ими. Импорт нефти с Ближнего Востока превосходил объемы закупок из любой другой страны. Пик добычи нефти и газа в США уже давно миновал, а относительно недавно пик добычи остался в прошлом для Мексики и Канады, которые рассматриваются как наиболее привилегированные поставщики по условиям Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Обладая всего лишь 5% мировых запасов энергоресурсов и потребляя 25% от общего объема энергии, производимого в мире, США оказались на грани энергетического голодания и стали заложниками ситуации в финансовом смысле. Американские лидеры обратили свое внимание на перспективы богатого Ближнего Востока. Многие высокопоставленные руководители фирмы «Мобил» были убеждены, что Ирак имеет запасы нефти, намного превосходящие те, что имеет Саудовская Аравия. Еще до окончания второго президентского срока Клинтона и избрания Джорджа У. Буша Дик Чейни дал поручение армейской разведке составить отчет по обеспечению поставки энергоносителей из стран Ближнего Востока. Основное внимание должно было быть уделено Ираку. К этому времени некоторая степень уверенности относительно поставок газа на будущее уже была достигнута вследствие того, что США поддержали правительственный переворот по свержению шейха Катара его сыном Хамадом. Новый эмир и его тогдашний премьер-министр пообещали, что будут способствовать тому, чтобы у Израиля были нормальные отношения со странами Персидского залива, начало которым положит Катар, и предоставят возможность США иметь крупную авиабазу на территории Катара. Оба эти обещания были выполнены, и американские самолеты начали наносить бомбовые
удары по Ираку весной 2003 г. с территории Катара. По запасам газа Катар стоит на третьем месте в мире, уступая только России и Ирану, и компания «Эксон-Мобил» стала основным партнером по проектам производства сжиженного газа в Катаре до и после 1995 г. Так же как и иракцы, иранцы были слишком поглощены войной, а впоследствии столкнулись с напряжением в отношениях с США и не уделяли должного внимания развитию своей нефтяной и газовой промышленности, потенциал которой огромен. Развязывание войны в Ираке было идеей, которая зародилась до того, как состоялись президентские выборы, и задолго до событий 11 сентября 2001 г. Все, что было нужно Бушу, Чейни, Рамсфелду и Вулфовицу, - так это предлог. Теракты 11 сентября 2001 г. затуманили сознание американцев в достаточной степени для того, чтобы позволить этой клике, другим ведущим неоконсерваторам и фундаменталистам из «новых христиан» подстегивать лихорадку, оправдывающую войну в Ираке. Мир только сейчас очнулся от дурманящего воздействия всех приводимых американской администрацией доводов в пользу войны в Ираке и ради избавления себя от ответственности за царящую там по сей день неразбериху, которые преподносились, окутанные завесой фарса и трагедийности одновременно. До сегодняшнего дня - по прошествии более шести лет со дня оккупации Ирака - в местной нефтяной промышленности нет ни должной организации, ни управления. С 2003 г. американцы имеют в своем распоряжении все планы освоения месторождений и все характеристики месторождений, но ничего не предпринимают для того, чтобы помочь Ираку продвигаться в направлении увеличения собственной добычи нефти и улучшения снабжения страны электроэнергией. Еще во времена Саддама у Ирака были планы довести добычу нефти до 6 млн. баррелей в день. Был период, когда Ирак достиг планки в 3,5 млн. баррелей в день, хотя сегодня его добыча составляет примерно 2,4 млн. баррелей в день. Ирак - одна из стран, имеющих первостепенное значение для осуществления устойчивого снабжения мирового рынка нефтью на перспективу. Ресурсы Ирака осваивались с 1991 г. недостаточно, ибо Саддам был вынужден вывести войска из Кувейта и, в конце концов, следовать программе «Нефть в обмен на продовольствие и медикаменты», которая налагала ограничения на ее добычу в Ираке. На сегодняшний момент, при наличии национальной программы развития нефтедобывающей отрасли, рассчитанной на пять лет, и объектов обеспечения экспорта продукции, Ирак в состоянии увеличить свою добычу на 3-3,6 млн. баррелей в
день. Достигнутый в таком случае уровень добычи, составляющий 6 млн. баррелей в день, может поддерживаться на протяжении длительного времени. Однако пристальный американский контроль за постановкой стратегических задач и процессом принятия решений препятствует усовершенствованию производственных процессов и привлечению инвестиций для модернизации всей материально-технической базы нефтяной промышленности Ирака.
То, что американцы делают в Ираке, а именно: выстраивают всяческие препоны на пути увеличения добычи нефти на 33,6 млн. баррелей в день, - они пытаются сделать и в Иране посредством наложения ограничений на поставки нефтяного оборудования и привлечение инвестиций в нефтяной сектор Ирана. Любые инвестиции, осуществляемые какой бы то ни было крупной нефтяной компанией в размере, превышающем 20 млн. долл. в год, означают, что данная компания будет подвергнута значительным штрафным санкциям на американском рынке или через американские банки. Иран способен увеличить свою добычу на величину, оцениваемую не менее чем в 2,5 млн. баррелей в день. Существенно то, что Иран занимает второе место в мире по богатейшим запасам природного газа (16% от всех мировых запасов) и совершенно не занимается освоением этого потенциала. В действительности же Иран импортирует газ из Туркменистана. Не так давно, а именно в 2008 г., Россия и Китай продемонстрировали свою готовность сотрудничать с Ираном. Китай будет причастен к добыче нефти и производству сжиженного природного газа, а Россия будет участвовать в добыче газа и его транспортировке. Заявленные обеими сторонами инвестиции превышают 21 млрд. долл. (17 млрд. долл. от Китая и 4 млрд. долл. от России). Не вызывает особых сомнений тот факт, что разработка нефтяных и газовых месторождений Ирана является чрезвычайно важным делом, необходимым, в частности, быстроразвивающимся экономикам стран Дальневосточного региона, а также Пакистану и Индии. Когда же крупные газовые проекты будут запущены в Иране, опасения насчет того, что пик доступности и наличия газовых ресурсов наступит ранее 2030 г., ослабеют и развеются.
Третьей проблемой, с которой придется столкнуться на пути построения успешного тандема между Саудовской Аравией и Россией, которая затрагивает также и Иран, является традиционная система ценообразования в долларах. На протяжении 70 лет XX в. США и все крупнейшие американские нефтяные компании практически контролировали мировые поставки нефти. Цены на нефть
устанавливались в долларах, поскольку первые крупные экспортные поставки нефти были организованы из Соединенных Штатов. Помимо этого, американские компании главным образом обогатились за счет концессий, предоставленных ближневосточными странами, в частности Саудовской Аравией, на территории которой работали исключительно американские компании. Политика установления цены на нефть в долларах в сочетании с американским контролем над добычей нефти в Ираке и с активными усилиями США по противодействию возрастанию экспорта нефти и газа из Ирана ведет к ситуации, при которой американские угрозы в адрес Ирана создают международную обеспокоенность и оказывают огромное давление на уровень цен. Власти в США могут всего-навсего выбросить на рынок больше ликвидных средств, что затруднит процесс дальнейшего укрепления доллара по отношению к евро, фунту стерлингов и иене, и, таким образом, падение цен на нефть будет приостановлено. Но что бы ни случилось, Россия, Саудовская Аравия, Западная Европа, Япония, Китай и Индия должны покончить с порочной практикой привязки цен на нефть к доллару. Новая международная финансовая система должна быть структурирована более подобающим образом, и вышеперечисленные страны должны объединить свои усилия вместе со странами, имеющими значительные золотовалютные резервы, такими как Сингапур и Абу Даби, для того чтобы выработать основы новой международной финансовой системы, которая бы отводила американской валюте ровно столько значимости, сколько обусловливается ее долей в международной торговле. Пришло время кардинально изменить международную систему кредитно-денежного обращения, впрочем, так же как и основательно переработать принципы ВТО, регулирующие международные экономические отношения и мировую торговлю, равно как и экологические нормативы, нацеленные на уменьшение выбросов углекислого газа (СО) в атмосферу и увеличение площади зон лесных насаждений и кустарниковой растительности.
Четвертая проблема, с которой непременно соприкоснутся Россия и Саудовская Аравия, как, впрочем, и другие крупные нефтегазодобывающие страны в ближайшем будущем, сопряжена с программами международного энергетического агентства (МЭА), ориентированными на уменьшение глобальной зависимости от энергоносителей минерального происхождения - ископаемых видов топлива - и повышение эффективности использования энергии. И все же эту проблему неправомерно причислять к разряду
критических трудностей, ибо МЭА было образовано после нефтяного кризиса 1973 г. с целью реализации стратегических мер, которые бы блокировали попытки ОПЕК контролировать цены на нефть. Эта цель была четко сформулирована Генри Киссинджером, который был одним из основателей МЭА.
Как бы то ни было, а политика энергосбережения сослужила добрую службу интересам и России, и Саудовской Аравии, и других основных производителей нефти в 2008 г. Все эти страны мечтают и надеются на то, что прогнозируемый пик нефтедобычи будет отсрочен, как минимум, на десять лет. Это даст им достаточную временную отсрочку на то, чтобы они смогли диверсифицировать свои экономики и использовать имеющиеся у них валютные резервы наиболее рациональным способом для того, чтобы стать инвесторами глобального масштаба.
М. Искандар. «Возрождение России: Медведь превращается в тигра», М., 2010 г., с. 188-235.
А. Малашенко,
доктор исторических наук, член научного совета
Московского центра Карнеги
РЕВОЛЮЦИИ В ТУНИСЕ, ЕГИПТЕ И ЛИВИИ
Трем революциям - в Тунисе, Египте и Ливии - некоторые политики в России уже попытались присвоить имя «оранжевых» (или «тюльпановых»), намекая на некую их преемственность по отношению к событиям на Украине (2004), в Киргизии (2005) и Грузии (2003). К чему? Ведь этак под «цветочно-цитрусовые баррикады» можно подвести и 1789 г. в Париже, и 1917 г. в Петрограде. Но это беспокойство объяснимо: кое-кто на бывшем советском пространстве прикидывает арабскую смуту на себя, на свою дальнейшую политическую судьбу. А что, собственно, произошло? По здравом размышлении - ничего из ряда вон выходящего. В трех арабских странах люди устали плохо жить и решили, что имеют право жить лучше. Как учит реклама: «И вы этого достойны». Люди захотели социально-экономических реформ, сообразив, что без политических перемен это невозможно. Народ устал от засидевшегося начальства. Муамар Каддафи правит Ливией с 1969 г., Хосни Мубарак в Египте с 1981 г., Зин аль-Абидин Бен Али в Тунисе с 1987 г. Они уже не в состоянии качественно улучшить сверстанную под их семейное правление систему. Пропасть между населе-