Научная статья на тему 'Россия, которую мы потеряли'

Россия, которую мы потеряли Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
316
45
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / РЕВОЛЮЦИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Циндик Александр Александрович

В статье представлены различные позиции в рамках осмысления 1917 года для истории, культуры, образования, духовной жизни России в XX веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия, которую мы потеряли»

№ 1, 2017 (2)

УДК 94(47) ,

-Х-———-«е-

РОССИЯ, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ

Циндик Александр Александрович, к.и.н., доцент, НОУ «Славянская школа в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»

Россия еще не погибла, Пока мы живы, друзья... Могилы, могилы, могилы -Их сосчитать нельзя...

Под какими истлели росами Недожившие до утра И гимназистки с косами, И мальчики-юнкера?..

В черную свалены яму Сокровища всех времен. И златоглавые храмы, И колокольный звон...

В. Солоухин «Друзьям» [11,666-668].

Аннотация. В статье представлены различные позиции в рамках осмысления 1917 года для истории, культуры, образования, духовной жизни России в XX веке.

Ключевые слова: Россия, революция, Православие, образовательная система.

THE RUSSIA THAT WE HAVE LOST ...

Tsindik Alexander Alexandrovich, PhD for History, associate professor, Non-governmental Educational Institution "Slavic School in honor of Saints Equal-to-the-Apostles Kirill and Methodius"

Abstract. The article presents various point of view on the significance of the year 1917 for history, culture,

education and spiritual life in Russia in the XX c.

Key words: Russia, Revolution, Orthodoxy, educational system.

В 2017 г. отмечается 100-летний юбилей двух российских революций: Февральской и Октябрьской. В связи с этим дискутируются вопросы о значении этих событий для истории нашей страны, да и зарубежной истории тоже. Советские историки единодушно оценивали 1917 г. как поворотный рубеж и для России, и для всего остального мира. Естественно рубеж со знаком плюс. А все или почти все в царской России подвергалось критике, а следовательно, на смену погрязшей во всех грехах Российской империи пришел более прогрессивный и положительный

■^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия

циндик Александр Александрович «Россия, которую мы потеряли»

советский строй. Но так ли это? С одной стороны, российская революция действительно оказала огромное воздействие на весь мир. Обозначилась альтернатива генеральному направлению развития мировой цивилизации за счет социалистического эксперимента: был преподан урок огромной роли политической организации и идеологии.

Но, с другой стороны, предельный радикализм революции привел к распаду Российского государства и российской государственности: последняя возродилась в новой советской форме, но со старыми традициями бюрократизма, полицейского преследования за инакомыслие и т.п. Распалась российская культура; страна потеряла огромное интеллектуальное богатство, ведущие отряды интеллигенции. Само общество распалось, ощущая себя лишь по классовому признаку и под властью нового «гегемона» [7, 52].

Последнего мнения придерживались почти все российские эмигранты, а их было около 2 млн. человек. Один из знатоков русского сыска полковник А.П. Мартынов незадолго до смерти писал: «Мы только теперь, в эмиграции, стали понимать, что революция безнравственна, главным образом оттого, что она целиком построена на морализме, и что революция так безбожна и бесчеловечна оттого, что она выросла из идеи человекобожества. Революция исказила и уничтожила материальные ценности, потому что она материалистична. Революция и революционеры так омерзительно несправедливы потому, что они одержимы идеей справедливости. Мы теперь только, в эмиграции, поняли, что революция - это есть реакция ...» [2, 357].

В наше время ряд историков, философов, политологов высказывают критические оценки революции 1917 г. Писатель В.А. Солоухин обвиняет инициаторов октябрьского переворота в том, «... что правящая группа людей именем партии и от имени партии на протяжении десятилетий навязывала населению страны свою волю, не терпя никакого непослушания и даже инакомыслия, тем самым извратив психологию людей, превратив их в покорных и безмолвных рабов (непокорные и небезмолвные изымались и уничтожались)...» [11, 221].

А кто были эти люди, повернувшие колесо российской и мировой истории в другую сторону? «Были люди, ..., которые, ненавидя правительство, во время войны и революции получили право и материальные средства для борьбы против него, а в действительности против России, - к таким лицам принадлежал Ульянов и другие вожди социал-демократов. Во имя своей цели эти лица не считались со средствами, убаюкивая себя словами, что против всемирной буржуазии все средства хороши» [6, 150].

Конечно, история не терпит сослагательного наклонения. Пусть так, но, например, современный философ, автор книги «Российская идея» И. Чубайс считает, что переворот 1917 г. привел к колоссальному отставанию во всех сферах. По переписи населения 1897 г. в России жило более 125 млн. человек. Анализируя ее результаты, Д.И. Менделеев пришел к выводу, что в 2000 г. в России будут жить 593 млн! (сейчас около 147 млн. - А.Ц.) Экономика страны с конца XIX в. по темпам роста была мировым лидером. По уровню ВВП СССР только к 1929 г. вышел на показатели 1915-1916 гг. Всеобщее бесплатное начальное образование было введено в империи в 1908 г., а в СССР - в 1931! Не будь октябрьского переворота, Россия не вышла бы из Первой мировой войны через позорный Брестский мир, а оказалась бы в числе стран-победительниц. Соответственно мы бы получили от Германии свою долю репараций,

а не платили бы ей контрибуции. Россия была близка к исполнению вековой мечты: отвоевать у турок православный центр - Константинополь! По мнению Чубайса, не случилось бы и Второй мировой войны, так Англия, Франция и США сделали все возможное, чтобы германский милитаризм не возродился, но немцам масштабно и тайно помог восстановить военную мощь СССР. В итоге Россия могла бы стать самой большой по территории и самой мощной по экономике страной мира [12, 75].

Кстати, нередко в печати обсуждается вопрос о введении монархии в России, и, хотя сторонников монархизма немного, но эта идея имеет здравый смысл. Ведь продолжают существовать в XXI в. монархи в Великобритании, Испании и других странах. Писатель и историк Д. Володихин дает свою оценку этому явлению: «Полагаю, возвращение монархии, причем не конституционной, а сакральной, то есть положенной на христианскую, православную платформу, будет благом для России. Например, страна перестанет выбрасывать чудовищные деньги на тот балаган, который у нас называется «выборы». На мой взгляд, монархическая форма правления более надежна, чем демократическая. К тому же от монархии в России оказались сравнительно недавно, а внутреннее согласие народа подчиняться единоличной воле своего вождя вообще никуда не исчезало. Другой вопрос - что за монархию следует воссоздавать» [4, 50].

Как известно, при Николае II Россия приближалась к форме народного представительства. Со временем могла сложиться и полная форма народного представительства с правом законодательства и министерской независимости, это зависело не только от императора, а и от непригодных к государственному управлению народных избранников (депутатов Государственной думы). П.А. Столыпин, один из выдающихся людей России, сказал с трибуны Государственной думы: «Если бы нашелся безумец, который в настоящее время одним взмахом пера осуществил бы политические свободы для России, то завтра в Петербурге заседал бы совет рабочих депутатов, который через полгода своего существования вверг бы Россию в геенну огненную» [6, 100].

Одной из мощных исторических опор российской дореволюционной цивилизации было православие. Тысячи монастырей, храмов, колоколен украшали русскую землю. Великий норвежский писатель Кнут Гамсун, посетивший Россию и написавший о ней книгу «В сказочной стране», писал: «Я побывал в четырех из пяти частей света ... и я повидал кое-что; но чего-либо подобного Москве я никогда не видел.

В Москве около четырехсот пятидесяти церквей и часовен, и когда начинают звонить все колокола, то воздух дрожит от множества звуков в этом городе с миллионным населением. С Кремля открывается вид на целое море красоты. Я никогда не представлял себе, что на Земле может существовать подобный город: все кругом пестреет красными и золочеными куполами и шпицами. Перед этой массой золота в соединении с ярким голубым цветом бледнеет все, о чем я когда-либо мечтал. Мы стоим у памятника Александру Второму и, облокотившись о перила, не отрываем взора от картины, которая раскинулась перед нами. Здесь не до разговора, но глаза наши делаются влажными». (Большая часть храмов, монастырей, памятник Александру II и Красные Ворота, и Сухарева башня, и Страстной монастырь, и Храм Христа Спасителя были взорваны, разрушены при советской власти) [11, 17-18].

Именно религия после 1917 г. подверглась страшному и дикому гонению. По всей стране было разрушено более 90% монастырей и храмов. Сколько было рас-

№ 1, 2017 (2)

■^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия

Циндик Александр Александрович «Россия, которую мы потеряли»

стрелянных, искалеченных, зверски замученных священников. Никакие средневековые пытки не сравнимы с этим. Наша церковь приняла настоящее мученичество. Православие, в отличие от других религий, в своей службе, молитвах очень глубоко связано с историей России, причем с самой древней историей. Православие выступает в роли строгого хранителя национальных духовных ценностей, в значительной мере и культурных. А ведь до сих пор Бог и Царь и в молитвах, и в сознании людей стояли рядом.

Христианство раз и навсегда сказало, что есть добро, а что зло. Именно христианство воспитало в русском народе внутреннее самоограничение, которое стало фундаментом русской духовности. «Как только в России были дискредитированы основополагающие принципы, а именно, БОГ, ЦАРЬ и ОТЕЧЕСТВО, государство рухнуло, уничтожив в кровавом безумии десятки миллионов своих граждан» [1, 7].

Через два месяца после октябрьского переворота Святой патриарх Тихон обратился ко всем православным с посланием «Новогоднее слово», в котором подводил итоги прошедшего года: «Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства?

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие его, напрасно рано встают и поздно просиживают (Пс. СХХУ1. 1-2). Это исполнилось в древности на вавилонских строителях. Сбывается днесь и воощию нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы, гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигнет та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование____Вместо так еще недавно великой, могущей страшной врагам и сильной России они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую... Весь народ вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пищу, дрова достает за большие деньги, и наследие наше переходит к чужим. Дети просят хлеба, и никто не подает им. ... И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет, они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу.

Будем же молить Господа, чтобы Он благословил венец наступающего лета Своего благостию, и да будет оно для России лето Господне благоприятное (Ис. ЬХ1, 2).

Патриарх Тихон Января 1 (14) дня 1918 г.» [8, 10-12].

Очень кратко коснемся системы образования в России до 1917 г. Если Россия здесь и уступала ведущим мировым державам, то уступала не по уровню знаний, а по количеству грамотных. По переписи 1897 г. количество грамотных в Российской империи составляло 21,1%. К 1917 г. этот показатель был уже выше, точных данных не зарегистрировано. Но уровень грамотности постепенно повышался, о чем свидетельствует расчет удельного веса грамотных по возрастным группам: так в возрастной группе от 40 до 50 лет процент грамотных составлял 22,9%, в группе от 30 до 40 лет - 27,6%, в группе от 20 до 30 лет - 31,9%. При этом грамотность в городах составляла - 45,3% [10, 327].

К этому следует добавить, что качество образования было достаточно высоким, иначе откуда в России было столько замечательных ученых в разных областях знаний. Так, в мужских гимназиях с 8-летним курсом обучения программа включала следующие предметы: закон божий, русский и церковно-славянский языки, латинский, греческий, немецкий, французский языки, философская пропедевтика, законоведение, математика, физика, история, география, природоведение, рисование, чистописание. Выпускники классических гимназий пользовались преимущественным правом поступления в университеты [10, 326].

Историки обнародовали некоторые темы сочинений, которые писали гимназисты царской России. Вот, например, темы для старших гимназистов: Слово как источник счастья; Почему жизнь сравнивают с путешествием?; Родина и чужая сторона; О скоротечности жизни; Какие предметы составляют богатство России и почему?; О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве; О проявлении нравственного начала в истории; На чем основывается духовная связь между предками и потомством [9, 19]. Как видим, темы для сочинений в дореволюционной России не были примитивными, а философско-нравственными. Современным составителям программ для обучения в школе стоило бы использовать бесценный опыт русской педагогики.

На мой взгляд, выпускники классических гимназий по общему уровню знаний соответствовали современным магистрам и намного превосходили наших выпускников средней школы. Рискну утверждать, что россияне, получившие университетское образование соответствовали современным кандидатам наук. По количеству издаваемых книг Россия в первое десятилетие XX в. занимала третье место в мире после Германии и Японии. По данным 1914 г. в России было около 76 тыс. библиотек [5, 496-497]. Так что в развитии образования и просвещения до 1917 г. в России дела обстояли не так уж плохо.

Религия и образование в дореволюционной России гармонично сочетались. И.С. Шмелев, которого жестокие события 1917 г. и Гражданской войны забросили, как и сотни его соотечественников, в эмиграцию, написал удивительную книгу о жизни семилетнего мальчика - «Лето Господне». Приведу из нее коротенький отрывок: «Завтра - Преображение, а послезавтра меня повезут куда-то к храму Христа Спасителя, в огромный розовый дом в саду, за чугунной решеткой, держать экзамен в гимназию, и я учу и учу «Священную историю» Афинского. «Завтра» - это только так говорят, а повезут годика через два-три, а говорят «завтра» потому, что экзамен всегда бывает на другой день после Спаса Преображения. Все у нас говорят, что главное -Закон Божий хорошо знать. Я его хорошо знаю, даже что на какой странице, но все-таки очень страшно, что даже дух захватывает, как только вспомнишь» [14, 109].

В заключение хочу сослаться на мнение известного русского ученого, академика, общественного деятеля и глубоко верующего человека Ф.Я. Шипунова. Однажды, на публичном выступлении его спросили, как он относится к тому, что Россию и в прессе и, нередко, в школьных учебниках называли «темной», «нищей», «тюрьмой народов». Фатей Яковлевич ответил: «Промышленно развитую страну можно создать на любом конце света, на любом континенте за 10-15 лет, с ракетами, бомбами, танками, автомобилями, тракторами и т.п. А вот создать аграрно-развитую страну со свободным тружеником - крестьянином, с самобытным крестьянским строем, могли лишь отдельные страны за столетия. Именно такой страной, самой высочайшей

№ 1, 2017 (2)

■^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия

циндик Александр Александрович «Россия, которую мы потеряли»

державой по идеалам крестьянствования и сельского хозяйства, была наша Россия».

Кроме того, в России была самая развитая энергетика. Ветряки давали суммарную мощность более 6-7 млрд. киловатт, плюс водяные двигатели около 2 млрд. квт. По выкладкам Шипунова энергетическую мощность дореволюционной России мы смогли осуществить лишь в 1975 г. (несмотря на лампочку Ильича). А что касается «тюрьмы народов». Ни в одном государстве не было такой свободы, «ибо большинство русских людей были верующие, жили с Богом, а быть с Богом, значит жить в абсолютной свободе» [13, 558-559]. Вот такую Россию: огромную мощную державу с невероятным человеческим потенциалом, страну православную, страну великих деятелей культуры и науки, мы потеряли.

Библиографический список:

1. Беляков С.И. Народ, потерявший Бога, потеряет все // ДУША. Встреча с господом. Православный сборник для всех. - 2016. - №11 (63).

2. Власов Ю.П. Огненный Крест. Историческая исповедь. Роман. - В 2 частях. М.: Изд-во «Новости», 1992. Ч. 1.

3. Власов Ю.П. Русь без вождя. Воронеж: Воронежская областная организация Союза журналистов России, 1995.

4. Володихин Д. Нужен ли России царь? // Аргументы и факты: специальный выпуск. - 2013. - № 47.

5. Георгиев В.А., Ерофеев Н.Д. и др. История России XIX - начала XX в. учеб. / отв. ред. В.А. Федоров. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

6. Гордеев А.А. История казаков. Великая война 1914-1918 гг. Отречение государя. Временное правительство и анархия. Гражданская война. М.: Страстной бульвар, 1993.

7. Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитренко В.П. История России. Часть III. XX век: выбор моделей общественного развития. М.: Общество «Знание» России, 1994.

8. «К тебе, обольщенный, несчастный русский народ»: Послания святого патриарха Тихона. Издание Сретенского монастыря, 1997. - С. 10-12.

9. О чем писали сочинения в царской России? // Аргументы и факты. - 2017. -№ 18. - С. 19.

10. Россия 1913 год Статистико-документальный справочник. СПб.: БЛИЦ, 1995.

11. Солоухин В. При свете дня. М.: Издание осуществлено при участии фирмы «Belka Trading Corporation» (США), 1992. - С. 221.

12. Чубайс И. Какой стала бы Россия без Октябрьской революции? // Аргументы и факты: специальный выпуск. - 2013. - № 52.

13. Шипунов Ф.Я. Истина великой России. М., 2009.

14. Шмелев И.С. Лето Господне: повесть. М.: Дет. лит., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.