РОССИЯ И УГРОЗЫ СО СТОРОНЫ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО РЕГИОНА
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ ФАДЕЕВ,
доктор юридических наук, профессор кафедры криминологии Московского Университета МВД РФ Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
E-mail: [email protected]
Рецензент: доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор Эриашвили Н.Д.
Аннотация. Несмотря на всю сложность процессов, происходящих в кавказском регионе, не они будут представлять наибольшую угрозу для России в XXI в. со стороны экстремистских сил. Главная опасность в предстоящем столетии для России будет исходить со стороны Средней Азии, имеется в виду наркотрафик из Афганистана, и передислокация баз кавказских и исламских террористов на просторы Средней Азии.
Ключевые слова: международный терроризм; сепаратизм; геополитические интересы; вооруженные международные преступные группировки; контрабанда и сбыт наркотиков; энергетические и финансовые потоки; транснациональные корпорации; диверсия; многонациональные силы быстрого реагирования; национальная безопасность.
RUSSIA AND THE THREATS FROM THE SIDE OF MIDDLE ASIA REGION
VIKTOR NIKOLAEVICHFADEEV,
doctor of Juridical science, professor of criminology department of Moscow University MVD RF
Annotation. Despite all the complexity of the processes that happen in the Caucasus region, it is not them who will be the major threat for Russia in the 21-st century on behalf of the extremist forces. The major threat in the coming century will emanate from the Middle Asia, we mean drug traffic from Afghanistan and redisposition of the Caucasus and Islamic terroristic bases on the territory of Middle Asia.
Keywords: international terrorism, separatism, geopolitical interests, armed international; criminal groups, trafficking and sale of drugs, energetic and financial streams, transnational corporations, sabotage, multinational forces of quick reaction, national security.
Несмотря на всю сложность процессов, происходящих в кавказском регионе, не они будут представлять наибольшую угрозу для России в XXI в. со стороны экстремистских сил. Главная опасность в предстоящем столетии для России будет исходить со стороны Средней Азии (наркотрафик из Афганистана и передислокация баз кавказских и исламских террористов на просторы Средней Азии).
На Кавказе у России сегодня есть все шансы сдержать напор экстремистских сил в силу компактности их размещения, наличия экономических интересов кавказской элиты в российских регионах, перспективы международного освоения богатств Каспия. На огромных просторах Средней Азии и Казахстана противостоять экстремизму будет значительно сложнее.
После кровавых событий в конце XX в. в Афганистане, Таджикистане, Ферганской и Ошской долинах в Узбекистане и Киргизии, наступило относительное затишье. Россия и США навели в этом ре-
гионе временный порядок. Но эта тишина обманчива; продолжается скрытая перегруппировка сил международного терроризма, которые ждут благоприятного момента для нанесения новых ударов. Идет объединение местных боевиков с афганскими талибами и другими террористическими группировками, воюющими в среднеазиатском регионе, организовано снабжение сепаратистов деньгами, оружием, наемниками со стороны антироссийских сил со всего мира. Из Афганистана идет непрекращающийся поток наркотиков. Именно в Среднюю Азию переместился центр столкновения геополитических интересов Запада, в первую очередь США, России, Китая и исламского мира. Чем это вызвано?
Традиционно этот регион — наиболее отсталый в экономическом плане на территории бывшего СССР с большим количеством населения. Здесь исторически сильны позиции местных религий, старые традиции и пережитки прошлых эпох. Малограмот-
ное, нищее, особенно в сельской местности, население без работы, к тому же, увеличивающееся быстрыми темпами, согласно воевать за гроши с кем, где и когда угодно. Особенно, если под это подвести теоретическую базу экстремистского ваххабизма.
Огромные, малоосвоенные, отсталые с точки зрения цивилизации районы можно контролировать небольшими местными или пришлыми, мобильными и хорошо вооруженными бандитскими группировками во главе с полевыми командирами, пополняя их ряды коренными жителями. Вспомним такое явление, как басмачество. Местное население можно использовать на выращивании, производстве, контрабанде и сбыте наркотиков.
В среднеазиатском регионе находятся огромные, пока неосвоенные, запасы природных ресурсов. В то время как регион Персидского залива и Западная Сибирь истощают свои ресурсы, Казахстан и Средняя Азия выходят на мировой рынок со своими нефтью и газом, тесня конкурентов.
Огромные нефтегазоносные районы являются лакомым куском для США, стран Запада и Китая. Под чьим влиянием окажется этот регион в XXI в., тот и будет контролировать огромные энергетические и финансовые потоки.
Необходимо учесть, что регион имеет немалые запасы золота, урановых и других «стратегических» руд, угля. Поэтому, в настоящее время, здесь стремятся любыми путями занять свое место ведущие транснациональные корпорации. Надо заметить, что им это весьма удается. Транснациональные корпорации при захвате стратегических территорий методов не выбирают, средства используют любые, а затрат не считают. Все окупится сторицей!
В условиях огромных необжитых пространств, небольшой плотности населения, можно размещать любые «грязные» производства, а готовый продукт или полуфабрикаты вывозить на мировые рынки. Здесь могут складироваться с малыми затратами токсичные и вредные отходы.
Мощный гидроэнергетический потенциал и крупные ГЭС, построенные еще во времена Союза, являются мощным подспорьем и дополнительным аргументом в пользу такой политики транснациональных корпораций.
Из этого региона с начала 1990-х гг. идет интенсивное выдавливание русскоязычного, в первую очередь русского, населения, которое, в основном, было
занято в различных отраслях промышленности, энергетики, транспорта, науки, в вооруженных силах.
Под гласный или негласный запрет попадает русский язык, русскоязычные СМИ, культура, по национальному признаку формируются управленческие кадры и армия. При такой политике через десять лет русских там не останется. Русские бегут в Сибирь и Европейскую часть России, где их тоже особо не ждут. Место русских занимают представители иных государств, специалисты и военные из других стран.
В этой величайшей несправедливости, к огромному сожалению, проявляется еще одна трагедия некогда великого народа, спасшего человечество от фашизма, а народы Средней Азии от вымирания и исчезновения.
Немаловажную роль в развитии терроризма могут сыграть и природные особенности региона. Высочайшие горы и нагорья, дикие долины, пустыни позволяет легко и незаметно перемещаться боевикам, террористам, наркокурьерам, устраивать военные базы и лагеря, контролировать дороги и целые районы, беспрепятственно и незаметно пересекать границы, вести боевые действия против правительственных войск, контингентов российских пограничников. В горах легко прятать плантации опийного мака, в долинах— конопли.
Структура транспортных магистралей, построенных еще во времена СССР, такова, что все потоки наркотиков устремляются только в Россию или через Россию.
С другой стороны, месторасположение региона и его рельеф таковы, что, если какая-то сверхдержава, мечтающая об однополярном мире, разместит в центре Средней Азии военные базы, то сможет контролировать Россию, Китай, Индию, государства Ближнего Востока, легко наносить ракетно-бомбовые удары, проводить войсковые операции в любых направлениях.
В этом, пожалуй, и состоит наибольшая внешняя опасность со стороны среднеазиатского направления для России.
Как могут развиваться события в этом регионе?
Главным очагом опасности для России остаются южные соседи, на территории которых размещаются боевые группировки, террористы радикальных экстремистских направлений и их лидеры. США и Россия временно решили проблему талибов, но очаг напряженности в Афганистане остался. Военные группировки талибов, таджиков, киргизов, узбеков не исчез-
ли, они прячутся в горах, перемещаются по территориям сопредельных государств, контролируют отдельные их части. Определенные силы в ближневосточных государствах «подкармливают» их оружием и финансами, решая «свои» задачи. Однако, мало кто из них думает о последствиях. В свое время США и Пакистан для борьбы с СССР, породили талибан и Аль-Каиду. А что в итоге получили? 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, тысячи погибших солдат США и их союзников по НАТО в Афганистане, сотни невинных жертв от террористических актов в западной Европе.
Пограничники России и местные вооруженные силы пока с трудом удерживают ситуацию под контролем. Но надолго ли их хватит, если российские войска уже практически выведены из Средней Азии? При массовом проникновении экстремистов местные вооруженные силы не выдержат натиска экстремистов — их просто сметут. Россия уже сейчас не в состоянии контролировать границы бывшего Союза. Не хватает ни сил, ни средств. А полноценной границы у России на этом направлении не существует, и еще долго не будет существовать из-за недостатка тех же средств.
И, если с Казахстаном, Киргизией и частично Таджикистаном, в связи с созданием таможенного союза и подписанием договора о создании единого экономического пространства, появилась позитивная перспектива в этом вопросе, то граница с Туркменистаном остается практически открытой.
Соблюсти лидерам среднеазиатских постсоветских государств «швейцарский нейтралитет» не удастся. Средняя Азия не Европа, особенно, когда «сидишь» на земле богатой углеводородными ресурсами. Туркмении и Узбекистану рано или поздно придется решать, с кем они? В покое их не оставят. Вряд ли их устраивает судьба Афганистана.
А пока в среднеазиатском регионе идет накопление и перегруппировка антироссийских сил. Запад и США незаметно устанавливают над регионом контроль, стараются особо не «засвечиваться», постепенно накладывают руку на кран перекачки нефти и газа на Запад, вынашивают планы новых маршрутов транспортировки нефти и газа в обход России.
Новый газопровод, берущий начало в газоносных областях Туркмении, а также уже функционирующий нефтепровод, идущий из богатого нефтью Казахстана в Китай, меняет условия игры.
Реализация этих планов лишает Россию монополии на транспорт туркменского газа. Отсутствие конт-
роля со стороны России над газовыми и нефтяными месторождениями Средней Азии — «подарок» постсоветским республикам от бывшего СССР.
В ответ Россия вынуждена прокладывать еще больше трубопроводов, в том числе в восточном направлении. Одним из возможных результатов создания подобной сети трубопроводов станет построение более цивилизованных отношений в области энергетики в континентальной Европе и азиатском регионе. Ведь создание конкурирующих маршрутов заставляет и покупателя, и продавца ставить экономические интересы определенно выше политических.
Практически завершено строительство трансазиатского газопровода стоимостью в 6,7 млрд долл. Это первый трубопровод вне Каспийского региона, идущий на восток и соединяющий крупное газовое месторождение Туркмении с китайским Западно-восточным газопроводом. Отныне поставки туркменского газа могут осуществляться даже в Шанхай и Гонконг. К 2014 г. трубопровод будет проводить до 40 млрд кубометров газа, что составляет почти половину газовых потребностей Китая.
Рост влияния Китая в этом регионе заставил Россию сделать решительный шаг: Владимир Путин подписал соглашение, согласно которому в Китай планируется поставлять 68 млрд кубометров в год по двум новым трубопроводам, которые будут открыты в Сибири. На очереди подписание нового 2014 г. договора на поставки углеводородов, сроком на 30 лет.
Таким образом, Китай будет обеспечен второй половиной необходимого ему объема газа из России.
Туркменский газопровод вкупе с новым казахским нефтепроводом, идущим в Китай, свидетельствуют о создании новой энергетической инфраструктуры, ориентированной на Восток, в обход России. Первый участок казахского нефтепровода уже введен в эксплуатацию, второй свяжет с Китаем богатые каспийские нефтяные месторождения Казахстана.
Таким образом, два китайских трубопровода повысили для России ставки в энергетической игре и уничтожили ее монополию на транспортировку региональной нефти и газа. Кроме того, рост конкуренции со стороны среднеазиатских соседей вынудил Россию начать интенсивно расширять собственную инфраструктуру транспортировки нефти и газа.
Разобравшись с проблемами транспортировки газа, Россия переключилась на совершенствование инфраструктуры нефтепроводов. С учетом того, что рос-
сийские газопроводы будут теперь направлены и на запад, и на восток, российское руководство вернулось к новому масштабному проекту нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Длина нефтепровода составляет чуть менее 5 тыс. км, и он стал самым длинным и дорогим из всех трубопроводов. Со стратегической точки зрения это позволит России напрямую поставлять нефть всему Тихоокеанскому региону, что значительно расширит перечень потребителей российских энергоресурсов.
Строительство, начатое в апреле 2006 г., снова набрало обороты в 2009 г., когда стартовали работы над участком, идущим к китайскому нефтяному месторождению Дацин. Этот участок трубопровода введен в эксплуатацию в 2011 г., мощность — 15 млн т нефти в год. Вторая фаза строительства будет завершена в 2014 г. При работе на полную мощность пропускная способность достигнет 80 млн т в год. Цена строительства составит порядка 30 млрд долл.
Однако, успех нового маршрута будет зависеть от ресурсов пока еще нетронутых нефтяных месторождений, которые предположительно находятся в Восточной Сибири. По оптимистичным прогнозам, к 2030 г. восточносибирские нефтяные поля смогут обеспечивать примерно 70—80 млн т нефти в год, но серьезные
исследования в регионе только начинаются.
***
Сегодня четко прослеживаются три направления экстремистских потоков в Россию:
♦ северное — через Среднюю Азию, Казахстан;
♦ центральное — через Каспий, Кавказ, Турцию;
♦ южное — через Афганистан, Ирак, Африку.
Пока они действуют асинхронно. Однако, в случае
синхронизации этих потоков могут возникнуть серьезные очаги военной напряженности и конфликтов.
Война за раздел и передел ресурсов между исламским миром, США, другими западными странами, Россией и Китаем только развертывается. Причем, здесь все так перемешалось, что вчерашние враги становятся союзниками, а союзники — врагами. США крепко завязли в Афганистане и Ираке. Молниеносной войны у них не получилось, опыт СССР проигнорирован, результат, скорее всего, будет тот же, который американцы получили во Вьетнаме.
Неблестяще обстоят дела на границах Афганистана с Узбекистаном и, особенно, Таджикистаном. Если Узбекистан и Киргизия кое-как удерживают свои
позиции, то огромные пространства Таджикистана на Памире не контролируются и не охраняются местными властями. Слабым утешением является и присутствие российских пограничников, военных баз России и США. Сейчас идет попытка создать в регионе многонациональные силы быстрого реагирования — это положительная тенденция. Но и она упирается то в недостаток средств, то в политические разногласия сторон. Этим пользуются многие, в первую очередь, Китай. КНР начала активно предъявлять свои территориальные претензии отдельным государствам. Прошли сообщения, что Таджикистан и Киргизия уступили нажиму, передали часть своих земель более сильному соседу. Ничем, кроме как слабостью, это объяснить нельзя. Но, раз процесс начался, он будет продолжаться. Внутренние районы горного Памира, Тянь-Шаня негласно контролируются различными вооруженными группировками, местными сепаратистами или просто бандитами, которые время от времени ведут здесь боевые действия с правительственными силами и между собой. В этих районах, при активизации боевых действий по обе стороны границ с Афганистаном, следует ожидать переток больших масс беженцев, а также вооруженных отрядов боевиков. Это уже происходило. Они смогут объединяться с местными бандформированиями, использовать огромный боевой опыт войны в Афганистане. В случае ухода из этой страны американцев, ситуация, возможно, не прогнозировано поменяется.
Талибы или им подобные снова вернутся к власти, возможен новый виток гражданской войны между различными этническими группами. В любом случае, те, кто будет проигрывать пойдут на север, те, кто будет побеждать, будут прорываться за ними. И те, и другие будут стараться привязать силы России и союзных государств к узкой полосе границы, проникать группами во внутренние районы, развязывая там боевые действия, проводя террористические акты.
Параллельно они будут внедрять и навязывать в среде местного населения «свою» идеологию, используя пропаганду, деньги, наркотики, военную силу. При этом в ход пойдет подкуп местных государственных и силовых структур, убийства по религиозным, политическим, экономическим мотивам.
Предсказать тактику боевиков не представляется большой проблемой.
В горах — контроль транспортных магистралей, контроль их в «узких» местах (ущельях, долинах рек).
Таким образом, «отрезать» горные районы от равнин. В межгорных долинах достаточно держать под контролем выходы из них. Закрыть «как пробкой горлышко бутылки», а далее, диктовать свои условия властям и населению, которые находятся «внутри». Можно навязать «свою» власть, провозгласить автономию или самостоятельное мини-государство под псевдоисламским знаменем. Затем, объединив силы с оппозицией, двинуться в столицу для свержения законной власти.
Подобный вариант уже опробован ими в регионе в 1990-е гг. Боевики могут перекрывать железнодорожные и автомагистрали, взрывать газо- и нефтепроводы, линии электропередач, блокировать поставки продовольствия в крупные города, грабить гуманитарные конвои, похищать людей.
Не исключены и диверсии на крупных ГЭС, предприятиях, местах большого скопления народа. Возможны, путем проведения направленных взрывов, провоцирование оползней, лавин, селей. Что, в свою очередь, может привести к экологической катастрофе, параличу экономики, эпидемиям и болезням.
Это может вызвать массовое недовольство населения, грабежи привести к вооруженным выступлениям, и, в конечном итоге, к свержению неугодной радикалам власти.
В то же время, правящие круги этих государств будут искать военную и политическую поддержку со стороны сильных государств. И, если они не получат ее со стороны России, или мы опоздаем, они найдут ее в другом месте.
Если боевикам удастся закрепиться на юге, то продвижение их на север неизбежно. А впереди Байконур. Удар по нему неминуемо может вычеркнуть Россию из числа ведущих космических держав, сорвать совместные космические программы, поставить под угрозу национальную безопасность РФ, а, значит, нанести огромный ущерб нашей экономике, политике, армии.
Семипалатинский полигон — это возможность «покопаться» в наших ядерных секретах. Не исключен вариант, что попасть на эти объекты будут стремиться и боевики, и спецслужбы различных стран, работая под исламистов.
Продвижение экстремистов на север неминуемо приведет к вытеснению русского населения из Северного Казахстана, взятию под контроль добычи и производства черных, цветных, драгоценных металлов, угля, других отраслей экономики этого региона.
А впереди, практически открытая, мало охраняемая граница Российской Федерации с Казахстаном. Можно выходить с диверсиями на транссибирскую магистраль, нефтегазопроводы в крупные города Западной Сибири и Урала, поставлять туда оружие и наркотики.
Это приведет к прерыванию внутренних экономических потоков между Европейской частью России, Сибирью и Дальним Востоком, а также, внешнеэкономических — между Европой, Восточной и Юго-восточной Азией.
О последствиях говорить не приходится. Необходимо все это предусмотреть сейчас и срочно принимать меры уже «вчера».
Российской Федерации необходимо укреплять границы бывшего СССР, используя, при этом, ресурсы наших союзников в Средней Азии и Казахстане, в их же интересах.
Правительствам и народам этих государств необходимо понимать, что их может ожидать в будущем, если к власти придут экстремисты.
Хочется нам этого или нет, но необходимо обучать, вооружать армии этих стран, чтобы не повторился афганский вариант. Иначе их обучат и вооружат другие: американцы, арабы, китайцы. Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан должны быть нашей опорой в регионе, а мы — их.
А те страны, которые хотят, в силу тех или иных причин, сохранить нейтралитет, должны помнить, что в будущем, возможно, их ждет иракский вариант. И на чью помощь они будут тогда рассчитывать?
Постепенно, в течении ближайшие десяти лет, необходимо обустраивать границу России с Казахстаном, строить погранзаставы, переходы, заградительные сооружения, а лучше, контролировать границу с помощью современных электронных средств и мобильных пограничных отрядов. И крепить союз с Казахстаном. Это неизбежность в условиях малой плотности населения, проживающего на огромной территории.
Необходимо создавать совместно с государствами региона мобильные военные силы, которые по воздуху, суше или морю, можно будет перебрасывать в считанные часы в любые районы Казахстана и Средней Азии для борьбы с экстремистами или террористами. Вести самостоятельную и совместную разведку — наземную, воздушную, космическую.
Наряду с этим, Россия должна создать сеть своих и совместных баз, оснащенных дальней, тактической,
транспортной авиацией, вертолетами, наземной техникой, средствами связи и слежения, ракетами ближнего, среднего, дальнего радиуса действия. Экстремисты и поддерживающие их за рубежом силы должны знать, что Российская Федерация, в случае их вторжения на нашу территорию или территорию наших союзников, законодательно допускает возможность нанесения превентивных ударов всеми имеющимися средствами и видами оружия, вплоть, до ядерного.
Надо усилить контроль не только на границах, но и на транспортных магистралях, промышленных объектах, электростанциях. Вводить политику жестких экономических, политических, военных санкций против государств, поддерживающих экстремистов и террористов, привлекая мировое сообщество. Организовывать и проводить совместные операции по уничто-
жению лидеров экстремистов, боевых отрядов, баз, фабрик по производству наркотиков со всеми заинтересованными странами.
В этой части сотрудничество с США и другими государствами НАТО неизбежно и необходимо.
При иных условиях самостоятельно России выстоять будет неимоверно трудно.
В заключение необходимо сказать несколько слов о политике «двойных стандартов» Запада в отношении России по вопросу международного терроризма. Вскормленные с помощью западных и некоторых ближневосточных стран террористы, получив отпор в России, ударили по своим «прародителям». Запад и США, породив в лице международного терроризма монстра, до сих пор не хотят понять, что он уже добрался и до них.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА
РАВИЛЬ ШАЙХЛИСЛАНОВИЧ ШЕГАБУДИНОВ,
кандидат юридических наук, заместитель начальника УВД по Юго-Восточному административному округу ГУ МВД России по г. Москве Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. В настоящей статье автор рассматривает некоторые проблемы, связанные с противодействием финансирования терроризма и экстремизма. В ней предложено авторское видение их решения.
Ключевые слова: противодействие финансированию терроризма и экстремизма, содержание понятия «противодействие», система мер противодействия, научное обеспечение данного вида деятельности, меры правового, организационного и тактического плана.
ACTUAL PROBLEMS OF COUNTERACTION TO FINANCING OF TERRORISM AND EXTREMISM
RAVIL SHAYKHLISLANOVICH SHEGABUDINOV,
the candidate ofjurisprudence, the deputy chief of the Department of Internal Affairs on the Southeast administrative district of GU Ministry of Internal Affairs of Russia across Moscow
Annotation. In this article the author considers some of the challenges associated with combating the financing of terrorism and extremism. In it the author's vision of their solution.
Keywords: countering the financing of terrorism and extremism, the content of the concept «opposition», the system of countermeasures, scientific support this activity, measures of legal, organizational and tactical plan.