Научная статья на тему 'Роль интеграционных структур в обеспечении безопасности стран Средней Азии'

Роль интеграционных структур в обеспечении безопасности стран Средней Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
306
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
Евразийский Экономический Союз / интеграция / Средняя Азия / ОДКБ / Eurasian Economic Union / integration / Central Asia / CSTO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Селезнев И. А.

автор рассматривает проблемы безопасности в странах Средней Азии через призму развития интеграционных структур военного (ОДКБ) и экономического (ЕАЭС) характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INTEGRATION STRUCTURES IN ENSURING SECURITY IN CENTRAL ASIA COUNTRIES

the author examines the problems of security in Central Asia through the prism of the development of military integration structures (the CSTO) and economic (EEU) character.

Текст научной работы на тему «Роль интеграционных структур в обеспечении безопасности стран Средней Азии»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ЗВЕНЬЯ И ТОЧКИ РОСТА»

Селезнев И.А.

кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-политических

исследований Российской академии наук»

[email protected]

РОЛЬ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ

СТРАН СРЕДНЕЙ АЗИИ

Аннотация: автор рассматривает проблемы безопасности в странах Средней Азии через призму развития интеграционных структур военного (ОДКБ) и экономического (ЕАЭС) характера.

Ключевые слова: Евразийский Экономический Союз, интеграция, Средняя Азия,

ОДКБ

Для начала следует напомнить, что Казахстан, Киргизия, Таджикистан - члены ОДКБ; Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан - члены ШОС. Туркмения остаётся нейтральным, неприсоединившимся к блокам государством. Основными угрозами безопасности в Средней Азии остаются: деятельность экстремистских организаций, направленная на дестабилизацию внутренней обстановки в странах региона; создание и деятельность незаконных вооруженных формирований; распространение и транспортировка наркотиков, рост влияния наркомафии; незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.п.; социально-политическая нестабильность в странах региона; наличие вблизи границ очагов военных конфликтов; распространение влияния международных террористических организаций, усиление позиций религиозного экстремизма. Ответы на эти угрозы ищут как через национальные силовые структуры, так и через функционально отвечающую за коллективную безопасность и координацию оборонной политики Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В 2009 г. была усилена военная компонента ОДКБ, созданы коллективные силы оперативного реагирования (КСОР).

Очередной саммит ОДКБ прошел 14 октября 2016 г. в Ереване. Одной из главных задач встречи стало обсуждение аспектов коллективной безопасности до 2025 г. В частности, был определён перечень сохраняющихся угроз странам-участницам ОДКБ: вербовка в ряды террористических организаций, международный терроризм, разжигание межрелигиозной и межэтнической розни, наличие неурегулированных территориальных споров с соседними государствами, неконституционное изменение государственного строя. Для решения этих задач лидеры государств договорились совершенствовать обороноспособность стран ОДКБ, расширять военно-техническое сотрудничество, активизировать кооперацию в борьбе с терроризмом, улучшать взаимодействие по охране границ. Также было принято решение о создании единого списка организаций, признанных террористическими в странах ОДКБ. Существенным практическим итогом встречи стало создание Центра кризисного реагирования ОДКБ, который будет взаимодействовать с национальными силовыми структурами стран ОДКБ1.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) не является военно-политическим блоком, но исходя из её уставных целей и задач «совместное обеспечение и поддержание

1 Страны ОДКБ усилят борьбу с терроризмом//«Известия». URL: http://izvestia.ru/news/638495 (дата обращения: 14.10.2016).

мира, безопасности и стабильности в регионе» периодически выходит на повестку дня1. В рамках ШОС учрежден даже координирующий орган по проблемам региональной безопасности - действующая на постоянной основе Региональная антитеррористическая структура (РАТС) в Ташкенте. Но уже приходилось отмечать определённые организационные дисфункции вследствие дублирования, поскольку параллельно существует и Антитеррористический центр ОДКБ в Бишкеке2.

В первую очередь угроза экстремизма и терроризма в республиках Центральной Азии связана с религиозным фактором, распространением мусульманского радикализма (его еще называют «политическим исламом», «исламизмом», «джихадизмом»). Исламизм, находящийся в подполье, готов подняться в случае любой политической дестабилизации и активно использует социальные проблемы для дискредитации светских правящих режимов. К сожалению, в странах Средней Азии имеются все необходимые социально-экономические условия (бедность, коррупция, имущественное неравенство, безработица и т.п.). Тем более, что уже сейчас исламские организации в Средней Азии пользуются международной финансовой и, возможно, военной поддержкой.

Наиболее мощным вооруженным экстремистским формированием, которое продолжает действовать в регионе, остаётся «Исламская партия (движение) Туркестана» (ИПТ, в 1996-2002 гг. была известна как «Исламское движение Узбекистана»)3. ИПТ ставит своей целью вооруженную борьбу с властями Узбекистана и других стран Средней Азии за свержение светской власти и установление шариатского правления. Деятельность ИПТ связана практически со всей террористической активностью и вооруженными мятежами в регионе за постсоветский период.

Не удивительно, что в погоне за дополнительным финансированием новый лидер ИПТ У. Гази заявил о присоединении своей организации к «Халифату», «Исламскому государству» (ИГ)4. Ведь именно «Халифат» стал привлекательным лозунгом для джихадистов, он получает поддержку от сочувствующих «нефтяных шейхов, именно в ИГ на «джихад» устремились экстремисты. Скорее всего, «победное шествие» «Халифата» может осуществляться путём присяги местных исламских террористов ИГ. Так, еще в марте 2015 г. в интернете появилось видео, на котором представители ИПТ присягают Х. Саиду Хану, представителю «Халифата» в провозглашенном «вилаяте Хорасан» (территориальное отделение ИГ в Афганистане и Пакистане). В этом отношении ИГ представляет в перспективе серьезную угрозу для постсоветских государств Средней Азии. В рядах ИГ воюет большое количество выходцев из этих стран.

Итак, процесс распространения мусульманского экстремизма в регионе, подстегиваемый социально-экономической ситуацией, остается достаточно насущной угрозой. В зоне опасности находятся и Узбекистан, и Таджикистан, и Киргизстан, и Туркменистан, и Казахстан.

Так, в Узбекистане, где и при И. Каримове и после избрания президентом республики Ш. Мирзиева от явного всплеска исламизма общество удерживают лишь силовые структуры, в случае ослабления центральной власти сценарий стремительной и массовой радикализации молодежи более чем возможен. Узбекистан, демонстрируя «многовекторность» во внешней политике, будучи одним из государств-основателей ОДКБ, то включался в деятельность этого союза, то покидал его (последний раз Узбекистан заявил о приостановке участия в ОДКБ в 2012 г.) Тем не менее, эта страна сохраняет членство в ШОС и продолжает сотрудничество по линии силовых структур в рамках РАТС.

1 ШОС. URL: http://ria.ru/infografika/20150708/1120666045.html (дата обращения: 14.10.2016).

2 Селезнёв И.А. Роль институциональных структур в процессе евразийской интеграции// Социально-гуманитарные знания, 2016, № 6. С. 217.

3 Запрещенная в России террористическая организация.

4 Запрещенная в России террористическая организация.

Киргизстан находится в зоне риска из-за южной части страны, которая традиционно наиболее исламизирована и в недостаточной степени развита. Там активно действуют вербовщики экстремистских организаций. На территории этой страны размещена объединенная российская военная база, выступающая в роли фактора безопасности: авиационная база КСОР ОДКБ в г. Кант, испытательная военно-морская база в г. Каракол, узел связи в п. Чалдовар и автономный сейсмический пункт в г. Майлуу-Суу.

Однако, по заявлению президента страны А. Атамбаева, хотя Россия останется стратегическим партнером Киргизии, но в военном плане республика должна опираться на свои собственные силы, и после окончания срока действия договора российская база «должна будет уйти» с территории Киргизии1. Это заявление, сделанное 1 декабря 2016 г., вызвало широкий резонанс среди специалистов. Напомним, что в 2014 г. под предлогом истечения срока договора Киргизия свернула американскую базу в аэропорту «Манас», которая использовалась как транспортный узел для переброски войск и техники США в Афганистан. И в качестве гарантий вывода американской базы Киргизией были получены от России внушительные средства, а также был списан долг в размере 189 млн. долл. Но, как отмечают эксперты, последствия вывода российских военных с территории Киргизии чреваты серьезным ухудшением обстановки в стране. И если президент Атамбаев сделал это заявление не ради того, чтобы выпросить у Москвы новые инвестиции, то безопасность Киргизии вызывает беспокойство. Ведь тогда под угрозу будет поставлено сотрудничество с Россией, несмотря на все заверения Атамбаева о сохранении партнерства, а также с ОДКБ, поскольку база существует на основе соглашений именно в рамках этой структуры, а это -угроза не только отдельно взятой стране, но всему региону2.

Тем не менее, стоит отметить и плодотворный опыт взаимодействия спецслужб в борьбе с экстремизмом. Эксперты ранее предупреждали об опасности распространения исламизма среди трудовых мигрантов из Средней Азии, определенный сегмент которых является социальной базой и источником финансирования радикальных исламистских организаций3. После теракта в метро Санкт-Петербурга в апреле 2017 г. проблема была озвучена и на официальном уровне: директор ФСБ России А. Бортников признал, что основной костяк террористических групп составляют граждане СНГ, прибывшие в Россию в потоках трудовой миграции, и призвал принять меры по повышению ответственности должностных лиц, контролирующих соблюдение миграционного законодательства, и бизнес-структур, использующих труд мигрантов4. Ранее появлялись сообщения о разоблачении и задержании осенью 2016 г. сотрудниками ФСБ и МВД России группы экстремистов, выходцев из стран Средней Азии, связанных с ИГ и готовивших теракты в Петербурге. Операция проходила при активном участии спецслужб Киргизии и Узбекистана5. Так складывается практика координации сотрудничества правоохранительных органов в рамках соответствующих структур ОДКБ и ШОС.

Что касается Таджикистана, то там ситуация схожа по неустойчивости с Киргизией. В Таджикистане риск дестабилизации связан с внутренними политическими противоречиями. Тем более, что на Таджикистан больше всего влияет фактор Афганистана. Афганистан, длительное время принимая экстремистов из стран постсоветского пространства,

1 Атамбаев: российская база «должна уйти» из Киргизии, когда истечет договор. URL: http://ria.ru/world/20161201/1482575128.html (дата обращения: 14.10.2016).

2 Петрова Е. Дружба дружбой, а базы - врозь. URL: http://rusplt.ru/policy/drujba-drujboy-bazyi-28820.html (дата обращения: 14.10.2016).

3 Диков А.Б. Проблема исламизма в контексте миграционной политики России// Противодействие терроризму. Проблемы XXI века - Counter-Terrorism, 2016. № 3. С. 19.

4 Глава ФСБ назвал трудовых мигрантов из СНГ костяком групп террористов. URL: http://www.rbc.ru/politics/11/04/2017/58ec92ea9a79477def3267f1 (дата обращения: 14.10.2016).

5 Задержанные ФСБ боевики готовили взрывы в торговых центрах Петербурга. URL: http://www.tvc.ru/news/show/id/104500 (дата обращения: 14.10.2016).

превратился в базу основных террористических организаций в Центральной Азии. Как свидетельствуют события в Горно-Бадахшанской области, произошла радикализация местной оппозиции, которая готова к открытому вооруженному противостоянию режиму1. Вместе с тем можно отметить, что в противостоянии террористической угрозе Таджикистан надеется на помощь союзников по ОДКБ и ШОС. В частности, в обеспечении обороноспособности Таджикистана трудно недооценить роль российской 201-й военной базы. Однако и в определении её статуса возникали сложности. Так, в июле 2012 г. Россия обвинила таджикские власти в выдвижении неприемлемых условий продления аренды базы и приостановила её финансирование. Тем не менее, по результатам переговоров между Россией и Таджикистаном срок пребывания базы продлён до 2042 г. Помимо этого, в Таджикистане размещен еще один российский военный объект - находящийся близ г. Нурек оптико-электронный комплекс «Окно» - системы контроля космического пространства, подчинённый ВКС РФ.

Что касается нейтральной Туркмении, до сих пор не участвующей ни в какой из региональных международных организаций, то вовлечение её в орбиту ШОС было бы перспективным как с точки зрения определённых деловых кругов России, связанных с нефтегазовым комплексом, так и КНР. Тем более, что Россия и Китай упоминаются

переизбранным на свой пост президентом страны Г. Бердымухамедовым в качестве главных

стратегических партнёров Туркмении2.

По мнению экспертов, существует опасность вторжения в Туркмению вооруженных отрядов из Северного Афганистана3. Среди проживающих там туркмен много потомков басмачей, вытесненных из Туркменской ССР в ходе борьбы в 1920-1930-х гг. Поскольку туркмены - это «нация» племён, то говорят даже об угрозе «ливийского сценария», когда недовольные племена могут не поддержать власть против вторгшихся из-за рубежа боевиков. Поэтому в условиях нарастания напряженности еще в 2015 г. к афганской границе было переброшено до 70% туркменской армии. При этом правительство Туркмении, по соображениям, связанным с нейтралитетом, официально отрицает угрозу на афганской границе. Это создаёт сложности в организации международной помощи данному государству4. Тем не менее, стоит отметить, что осознание угроз даёт себя знать, и руководство Туркмении сохраняет сотрудничество в военно-технической сфере как с Россией, так и с другими странами.

Говоря об угрозах безопасности Казахстана, сразу отметим, что из всех государств Средней Азии он обладает наиболее стабильной политико-социальной системой и при этом достаточно сильными армией и спецслужбами, чтобы противостоять экстремизму. Но и там происходит рост влияния джихадизма.5.

Важной составляющей интеграционных процессов является российско-казахстанское военно-техническое сотрудничество. Между военными ведомствами России и Казахстана в рамках достигнутых соглашений проводятся совместные военные учения на территории двух государств попеременно. Казахстан активно вовлечен в работу ОДКБ, в частности, в учения

1 Гусев Л.Ю. Борьба с экстремизмом и терроризмом в странах Центральной Азии// Современные евразийские исследования, 2016. Вып. 2. С. 64-77.

2 Бердымухамедов назвал Россию первой из стратегических партнеров Туркмении. URL: https://ria.ru/world/20170219/1488314702.html/ (дата обращения: 14.10.2016).

3 ИГИЛ в Средней Азии: пришествие неизбежно. URL: http://topwar.ru/67793-igil-v-sredney-azii-prishestvie-neizbezhno.html (дата обращения: 14.10.2016).

4 Аршинов Ю.Е., Казанцев А.А., Лапенко М.В., Притчин С.А. Каспийский регион-2025: международно-правовой статус, экономика и безопасность. Аналитический доклад// Казахстанско-российский экспертный IQ-клуб. Саратов, 2017. С. 70-73.

5 Гусев Л.Ю. Безопасность в странах Центральной Азии - проблемы и вызовы// Современные евразийские исследования, 2016. Вып. 3. С. 7-12.

КСОР1. По линии ШОС Казахстан участвует в укреплении антитеррористического потенциала организации, в том числе посредством участия в совместных контртеррористических учениях2.

Участие Казахстана в евразийских интеграционных структурах нашло отражение в Военной доктрине республики, определяющей в качестве приоритетных направлений международного военного сотрудничества формирование «нормативной правовой базы в сфере военного и военно-технического сотрудничества с государствами - членами ОДКБ, исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности, а также дальнейшего развития сил и средств ОДКБ» и «углубление стратегического партнерства в рамках ШОС на основе общих военно-политических интересов»3.

Тем не менее, несмотря на плодотворное сотрудничество, по мнению ряда экспертов, Россия и Казахстан выступают не как партнеры, а как конкуренты. Как отмечается, количество предложений по интеграции подменяет само качество сотрудничества между нашими странами4. А конкуренцию эту порождает продолжающееся сотрудничество Министерства обороны Республики Казахстан со странами НАТО. В рамках программы «Партнерство во имя мира» США участвовали в переоснащении вооруженных сил Казахстана, поставках техники, подготовке военных кадров. Несколько поколений курсантов из Казахстана получали подготовку в различных вузах стран НАТО. В 2008 г. США даже предлагали Казахстану в рамках проекта «Каспийский страж» разместить в казахстанской части акватории Каспия радиолокационную станцию, которая бы стала элементом американской системы

ПРО5. Это не удивительно, поскольку Военная доктрина Казахстана в числе приоритетов международного военного сотрудничества - наряду с «созданием единого оборонного пространства», «обеспечением коллективной военной безопасности» и «углублением стратегического партнерства» в рамках ОДКБ и ШОС - называет также и «расширение сотрудничества в военной и военно-технической областях» с США и государствами Евросоюза6. Можно согласиться с точкой зрения, что в подобной ситуации необходим переход от «стратегического партнерства» к реальному стратегическому союзу, в основе которого будет борьба с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств и оружия, противодействие всем формам экстремизма7.

Подводя итог, мы можем отметить, что применительно к сфере интеграции стран среднеазиатского региона в оборонной области существуют те же проблемы, что и в других сферах евразийской интеграции. Процесс интеграции носит не всегда последовательный характер, несмотря на порой очевидную взаимовыгодность результатов.

1 Цыплин В.Г. Современный этап военного сотрудничества России и Казахстана// Современные евразийские исследования, 2015. Вып. 2. С. 78.

2 Военная доктрина Республики Казахстан. URL: http://military-kz.ucoz.org/index/voennaja_doktrina_kazakhstana/0-47 (дата обращения: 14.10.2016).

3Там же.

4 Гусев Л.Ю. Сотрудничество России и Казахстана в области безопасности. URL: http://old.mgimo.ru/news/experts/document188967.pdf (дата обращения: 14.10.2016).

5 Цыплин В.Г. Современный этап военного сотрудничества России и Казахстана.//Современные евразийские исследования, 2015. Вып. 2. С. 78.

6 Военная доктрина Республики Казахстан. URL: http://military-kz.ucoz.org/index/voennaja_doktrina_kazakhstana/0-47 (дата обращения: 14.10.2016).

7 Гусев Л.Ю. Сотрудничество России и Казахстана в области безопасности. URL: http://old.mgimo.ru/news/experts/document188967.pdf (дата обращения: 14.10.2016).

Литература

1. Аршинов Ю.Е., Казанцев А.А., Лапенко М.В., Притчин С.А. Каспийский регион-2025: международно-правовой статус, экономика и безопасность. Аналитический доклад// Казахстанско-российский экспертный IQ-клуб. Саратов, 2017. С. 70-73.

2. Гусев Л.Ю. Безопасность в странах Центральной Азии - проблемы и вызовы// Современные евразийские исследования, 2016. Вып. 3. С. 7-12.

3. Гусев Л.Ю. Борьба с экстремизмом и терроризмом в странах Центральной Азии// Современные евразийские исследования, 2016. Вып. 2. С. 64-77.

4. Диков А.Б. Проблема исламизма в контексте миграционной политики России// Противодействие терроризму. Проблемы XXI века - Counter-Terrorism, 2016. № 3. С. 16-23.

5. Селезнёв И.А. Роль институциональных структур в процессе евразийской интеграции// Социально-гуманитарные знания, 2016, № 6. С. 209-219.

6. Цыплин В.Г. Современный этап военного сотрудничества России и Казахстана// Современные евразийские исследования, 2015. Вып. 2. С. 74-80.

7. Гусев Л.Ю. Сотрудничество России и Казахстана в области безопасности. URL: http://old.mgimo.ru/news/experts/document188967.pdf (дата обращения: 14.10.2016).

8. Петрова Е. Дружба дружбой, а базы - врозь. URL: http://rusplt.ru/policy/drujba-drujboy-bazyi-28820.html (дата обращения: 14.10.2016).

9. Атамбаев: российская база «должна уйти» из Киргизии, когда истечет договор. URL: http://ria.ru/world/20161201/1482575128.html (дата обращения: 14.10.2016).

10. Бердымухамедов назвал Россию первой из стратегических партнеров Туркмении. URL: https://ria.ru/world/20170219/1488314702.html/ (дата обращения: 14.10.2016).

11. Военная доктрина Республики Казахстан. URL: http://military-kz.ucoz.org/index/voennaja_doktrina_kazakhstana/0-47 (дата обращения: 14.10.2016).

12. Глава ФСБ назвал трудовых мигрантов из СНГ костяком групп террористов. URL: http://www.rbc.ru/politics/11/04/2017/58ec92ea9a79477def3267f1 (дата обращения: 14.10.2016).

13. Задержанные ФСБ боевики готовили взрывы в торговых центрах Петербурга. URL: http://www.tvc.ru/news/show/id/104500 (дата обращения: 14.10.2016).

14. ИГИЛ в Средней Азии: пришествие неизбежно. URL: http://topwar.ru/67793-igil-v-sredney-azii-prishestvie-neizbezhno.html (дата обращения: 14.10.2016).

15. Страны ОДКБ усилят борьбу с терроризмом//«Известия». URL: http://izvestia.ru/news/638495 (дата обращения: 14.10.2016).

16. ШОС. URL: http://ria.ru/infografika/20150708/1120666045.html (дата обращения: 14.10.2016).

References

1. Arshinov Iu.E., Kazantsev A.A., Lapenko M.V., Pritchin S.A. Kaspiiskii region-2025: mezhdunarodno-pravovoi status, ekonomika i bezopasnost'. Analiticheskii doklad [Caspian region-2025: the international legal status, economy and safety. Analytical report]// Kazakhstansko-rossiiskii ekspertnyi IQ-klub. Saratov, 2017. S. 70-73.

2. Gusev L.Iu. Bezopasnost' v stranakh Tsentral'noi Azii - problemy i vyzovy [Security in Central Asia - problems and challenges]// Sovremennye evraziiskie issledovaniia, 2016. Vyp. 3. S. 7-12.

3. Gusev L.Iu. Bor'ba s ekstremizmom i terrorizmom v stranakh Tsentral'noi Azii [The fight against extremism and terrorism in Central Asian countries]// Sovremennye evraziiskie issledovaniia, 2016. Vyp. 2. S. 64-77.

4. Dikov A.B. Problema islamizma v kontekste migratsionnoi politiki Rossii [The problem of Islamism in the context of Russia's migration policy]// Protivodeistvie terrorizmu. Problemy XXI veka - Counter-Terrorism, 2016. № 3. S. 16-23.

5. Seleznev I.A. Rol' institutsional'nykh struktur v protsesse evraziiskoi integratsii [The role of institutional structures in the Eurasian integration process]// Sotsial'no-gumanitarnye znaniia, 2016, № 6. S. 209-219.

6. Tsyplin V.G. Sovremennyi etap voennogo sotrudnichestva Rossii i Kazakhstana [The current stage of military cooperation of Russia and Kazakhstan]// Sovremennye evraziiskie issledovaniia, 2015. Vyp. 2. S. 74-80.

7. Gusev L.Iu. Sotrudnichestvo Rossii i Kazakhstana v oblasti bezopasnosti [Cooperation of Russia and Kazakhstan in the field of security]. URL: http://old.mgimo.ru/news/experts/document188967.pdf (data obrashcheniia: 14.10.2016).

8. PetrovaE. Druzhba druzhboi, a bazy - vroz' [Friendship is friendship, and the base - apart]. URL: http://rusplt.ru/policy/drujba-drujboy-bazyi-28820.html (data obrashcheniia: 14.10.2016).

9. Atambaev: rossiiskaia baza «dolzhna uiti» iz Kirgizii, kogda istechet dogovor. URL: http://ria.ru/world/20161201/1482575128.html (data obrashcheniia: 14.10.2016).

10. Berdymukhamedov nazval Rossiiu pervoi iz strategicheskikh partnerov Turkmenii. URL: https://ria.ru/world/20170219/1488314702.html/ (data obrashcheniia: 14.10.2016).

11. Voennaia doktrina Respubliki Kazakhstan. URL: http://military-kz.ucoz.org/index/voennaja_doktrina_kazakhstana/0-47 (data obrashcheniia: 14.10.2016).

12. Glava FSB nazval trudovykh migrantov iz SNG kostiakom grupp terroristov. URL: http://www.rbc.ru/politics/11/04/2017/58ec92ea9a79477def3267f1 (data obrashcheniia: 14.10.2016).

13. Zaderzhannye FSB boeviki gotovili vzryvy v torgovykh tsentrakh Peterburga. URL: http://www.tvc.ru/news/show/id/104500 (data obrashcheniia: 14.10.2016).

14. IGIL v Srednei Azii: prishestvie neizbezhno. URL: http://topwar.ru/67793-igil-v-sredney-azii-prishestvie-neizbezhno.html (data obrashcheniia: 14.10.2016).

15. Strany ODKB usiliat bor'bu s terrorizmom//«Izvestiia». URL: http://izvestia.ru/news/638495 (data obrashcheniia: 14.10.2016).

16. ShOS. URL: http://ria.ru/infografika/20150708/1120666045.html (data obrashcheniia: 14.10.2016).

ROLE OF INTEGRATION STRUCTURES IN ENSURING SECURITY IN CENTRAL

ASIA COUNTRIES

Seleznev I.A.

Candidate of Sociological Sciences, senior researcher ISPIRAS igdrake @yandex. ru

Abstract: the author examines the problems of security in Central Asia through the prism of the development of military integration structures (the CSTO) and economic (EEU) character. Keywords: Eurasian Economic Union, integration, Central Asia, CSTO

Для цитирования: Селезнев И.А. Роль интеграционных структур в обеспечении безопасности стран Средней Азии// Архонт, 2017. № 1. С. 72-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.