МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ЗВЕНЬЯ И ТОЧКИ РОСТА»
Селезнев И.А.
кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-политических
исследований Российской академии наук»
РОЛЬ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ
СТРАН СРЕДНЕЙ АЗИИ
Аннотация: автор рассматривает проблемы безопасности в странах Средней Азии через призму развития интеграционных структур военного (ОДКБ) и экономического (ЕАЭС) характера.
Ключевые слова: Евразийский Экономический Союз, интеграция, Средняя Азия,
ОДКБ
Для начала следует напомнить, что Казахстан, Киргизия, Таджикистан - члены ОДКБ; Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан - члены ШОС. Туркмения остаётся нейтральным, неприсоединившимся к блокам государством. Основными угрозами безопасности в Средней Азии остаются: деятельность экстремистских организаций, направленная на дестабилизацию внутренней обстановки в странах региона; создание и деятельность незаконных вооруженных формирований; распространение и транспортировка наркотиков, рост влияния наркомафии; незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.п.; социально-политическая нестабильность в странах региона; наличие вблизи границ очагов военных конфликтов; распространение влияния международных террористических организаций, усиление позиций религиозного экстремизма. Ответы на эти угрозы ищут как через национальные силовые структуры, так и через функционально отвечающую за коллективную безопасность и координацию оборонной политики Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В 2009 г. была усилена военная компонента ОДКБ, созданы коллективные силы оперативного реагирования (КСОР).
Очередной саммит ОДКБ прошел 14 октября 2016 г. в Ереване. Одной из главных задач встречи стало обсуждение аспектов коллективной безопасности до 2025 г. В частности, был определён перечень сохраняющихся угроз странам-участницам ОДКБ: вербовка в ряды террористических организаций, международный терроризм, разжигание межрелигиозной и межэтнической розни, наличие неурегулированных территориальных споров с соседними государствами, неконституционное изменение государственного строя. Для решения этих задач лидеры государств договорились совершенствовать обороноспособность стран ОДКБ, расширять военно-техническое сотрудничество, активизировать кооперацию в борьбе с терроризмом, улучшать взаимодействие по охране границ. Также было принято решение о создании единого списка организаций, признанных террористическими в странах ОДКБ. Существенным практическим итогом встречи стало создание Центра кризисного реагирования ОДКБ, который будет взаимодействовать с национальными силовыми структурами стран ОДКБ1.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) не является военно-политическим блоком, но исходя из её уставных целей и задач «совместное обеспечение и поддержание
1 Страны ОДКБ усилят борьбу с терроризмом//«Известия». URL: http://izvestia.ru/news/638495 (дата обращения: 14.10.2016).
мира, безопасности и стабильности в регионе» периодически выходит на повестку дня1. В рамках ШОС учрежден даже координирующий орган по проблемам региональной безопасности - действующая на постоянной основе Региональная антитеррористическая структура (РАТС) в Ташкенте. Но уже приходилось отмечать определённые организационные дисфункции вследствие дублирования, поскольку параллельно существует и Антитеррористический центр ОДКБ в Бишкеке2.
В первую очередь угроза экстремизма и терроризма в республиках Центральной Азии связана с религиозным фактором, распространением мусульманского радикализма (его еще называют «политическим исламом», «исламизмом», «джихадизмом»). Исламизм, находящийся в подполье, готов подняться в случае любой политической дестабилизации и активно использует социальные проблемы для дискредитации светских правящих режимов. К сожалению, в странах Средней Азии имеются все необходимые социально-экономические условия (бедность, коррупция, имущественное неравенство, безработица и т.п.). Тем более, что уже сейчас исламские организации в Средней Азии пользуются международной финансовой и, возможно, военной поддержкой.
Наиболее мощным вооруженным экстремистским формированием, которое продолжает действовать в регионе, остаётся «Исламская партия (движение) Туркестана» (ИПТ, в 1996-2002 гг. была известна как «Исламское движение Узбекистана»)3. ИПТ ставит своей целью вооруженную борьбу с властями Узбекистана и других стран Средней Азии за свержение светской власти и установление шариатского правления. Деятельность ИПТ связана практически со всей террористической активностью и вооруженными мятежами в регионе за постсоветский период.
Не удивительно, что в погоне за дополнительным финансированием новый лидер ИПТ У. Гази заявил о присоединении своей организации к «Халифату», «Исламскому государству» (ИГ)4. Ведь именно «Халифат» стал привлекательным лозунгом для джихадистов, он получает поддержку от сочувствующих «нефтяных шейхов, именно в ИГ на «джихад» устремились экстремисты. Скорее всего, «победное шествие» «Халифата» может осуществляться путём присяги местных исламских террористов ИГ. Так, еще в марте 2015 г. в интернете появилось видео, на котором представители ИПТ присягают Х. Саиду Хану, представителю «Халифата» в провозглашенном «вилаяте Хорасан» (территориальное отделение ИГ в Афганистане и Пакистане). В этом отношении ИГ представляет в перспективе серьезную угрозу для постсоветских государств Средней Азии. В рядах ИГ воюет большое количество выходцев из этих стран.
Итак, процесс распространения мусульманского экстремизма в регионе, подстегиваемый социально-экономической ситуацией, остается достаточно насущной угрозой. В зоне опасности находятся и Узбекистан, и Таджикистан, и Киргизстан, и Туркменистан, и Казахстан.
Так, в Узбекистане, где и при И. Каримове и после избрания президентом республики Ш. Мирзиева от явного всплеска исламизма общество удерживают лишь силовые структуры, в случае ослабления центральной власти сценарий стремительной и массовой радикализации молодежи более чем возможен. Узбекистан, демонстрируя «многовекторность» во внешней политике, будучи одним из государств-основателей ОДКБ, то включался в деятельность этого союза, то покидал его (последний раз Узбекистан заявил о приостановке участия в ОДКБ в 2012 г.) Тем не менее, эта страна сохраняет членство в ШОС и продолжает сотрудничество по линии силовых структур в рамках РАТС.
1 ШОС. URL: http://ria.ru/infografika/20150708/1120666045.html (дата обращения: 14.10.2016).
2 Селезнёв И.А. Роль институциональных структур в процессе евразийской интеграции// Социально-гуманитарные знания, 2016, № 6. С. 217.
3 Запрещенная в России террористическая организация.
4 Запрещенная в России террористическая организация.
Киргизстан находится в зоне риска из-за южной части страны, которая традиционно наиболее исламизирована и в недостаточной степени развита. Там активно действуют вербовщики экстремистских организаций. На территории этой страны размещена объединенная российская военная база, выступающая в роли фактора безопасности: авиационная база КСОР ОДКБ в г. Кант, испытательная военно-морская база в г. Каракол, узел связи в п. Чалдовар и автономный сейсмический пункт в г. Майлуу-Суу.
Однако, по заявлению президента страны А. Атамбаева, хотя Россия останется стратегическим партнером Киргизии, но в военном плане республика должна опираться на свои собственные силы, и после окончания срока действия договора российская база «должна будет уйти» с территории Киргизии1. Это заявление, сделанное 1 декабря 2016 г., вызвало широкий резонанс среди специалистов. Напомним, что в 2014 г. под предлогом истечения срока договора Киргизия свернула американскую базу в аэропорту «Манас», которая использовалась как транспортный узел для переброски войск и техники США в Афганистан. И в качестве гарантий вывода американской базы Киргизией были получены от России внушительные средства, а также был списан долг в размере 189 млн. долл. Но, как отмечают эксперты, последствия вывода российских военных с территории Киргизии чреваты серьезным ухудшением обстановки в стране. И если президент Атамбаев сделал это заявление не ради того, чтобы выпросить у Москвы новые инвестиции, то безопасность Киргизии вызывает беспокойство. Ведь тогда под угрозу будет поставлено сотрудничество с Россией, несмотря на все заверения Атамбаева о сохранении партнерства, а также с ОДКБ, поскольку база существует на основе соглашений именно в рамках этой структуры, а это -угроза не только отдельно взятой стране, но всему региону2.
Тем не менее, стоит отметить и плодотворный опыт взаимодействия спецслужб в борьбе с экстремизмом. Эксперты ранее предупреждали об опасности распространения исламизма среди трудовых мигрантов из Средней Азии, определенный сегмент которых является социальной базой и источником финансирования радикальных исламистских организаций3. После теракта в метро Санкт-Петербурга в апреле 2017 г. проблема была озвучена и на официальном уровне: директор ФСБ России А. Бортников признал, что основной костяк террористических групп составляют граждане СНГ, прибывшие в Россию в потоках трудовой миграции, и призвал принять меры по повышению ответственности должностных лиц, контролирующих соблюдение миграционного законодательства, и бизнес-структур, использующих труд мигрантов4. Ранее появлялись сообщения о разоблачении и задержании осенью 2016 г. сотрудниками ФСБ и МВД России группы экстремистов, выходцев из стран Средней Азии, связанных с ИГ и готовивших теракты в Петербурге. Операция проходила при активном участии спецслужб Киргизии и Узбекистана5. Так складывается практика координации сотрудничества правоохранительных органов в рамках соответствующих структур ОДКБ и ШОС.
Что касается Таджикистана, то там ситуация схожа по неустойчивости с Киргизией. В Таджикистане риск дестабилизации связан с внутренними политическими противоречиями. Тем более, что на Таджикистан больше всего влияет фактор Афганистана. Афганистан, длительное время принимая экстремистов из стран постсоветского пространства,
1 Атамбаев: российская база «должна уйти» из Киргизии, когда истечет договор. URL: http://ria.ru/world/20161201/1482575128.html (дата обращения: 14.10.2016).
2 Петрова Е. Дружба дружбой, а базы - врозь. URL: http://rusplt.ru/policy/drujba-drujboy-bazyi-28820.html (дата обращения: 14.10.2016).
3 Диков А.Б. Проблема исламизма в контексте миграционной политики России// Противодействие терроризму. Проблемы XXI века - Counter-Terrorism, 2016. № 3. С. 19.
4 Глава ФСБ назвал трудовых мигрантов из СНГ костяком групп террористов. URL: http://www.rbc.ru/politics/11/04/2017/58ec92ea9a79477def3267f1 (дата обращения: 14.10.2016).
5 Задержанные ФСБ боевики готовили взрывы в торговых центрах Петербурга. URL: http://www.tvc.ru/news/show/id/104500 (дата обращения: 14.10.2016).
превратился в базу основных террористических организаций в Центральной Азии. Как свидетельствуют события в Горно-Бадахшанской области, произошла радикализация местной оппозиции, которая готова к открытому вооруженному противостоянию режиму1. Вместе с тем можно отметить, что в противостоянии террористической угрозе Таджикистан надеется на помощь союзников по ОДКБ и ШОС. В частности, в обеспечении обороноспособности Таджикистана трудно недооценить роль российской 201-й военной базы. Однако и в определении её статуса возникали сложности. Так, в июле 2012 г. Россия обвинила таджикские власти в выдвижении неприемлемых условий продления аренды базы и приостановила её финансирование. Тем не менее, по результатам переговоров между Россией и Таджикистаном срок пребывания базы продлён до 2042 г. Помимо этого, в Таджикистане размещен еще один российский военный объект - находящийся близ г. Нурек оптико-электронный комплекс «Окно» - системы контроля космического пространства, подчинённый ВКС РФ.
Что касается нейтральной Туркмении, до сих пор не участвующей ни в какой из региональных международных организаций, то вовлечение её в орбиту ШОС было бы перспективным как с точки зрения определённых деловых кругов России, связанных с нефтегазовым комплексом, так и КНР. Тем более, что Россия и Китай упоминаются
переизбранным на свой пост президентом страны Г. Бердымухамедовым в качестве главных
стратегических партнёров Туркмении2.
По мнению экспертов, существует опасность вторжения в Туркмению вооруженных отрядов из Северного Афганистана3. Среди проживающих там туркмен много потомков басмачей, вытесненных из Туркменской ССР в ходе борьбы в 1920-1930-х гг. Поскольку туркмены - это «нация» племён, то говорят даже об угрозе «ливийского сценария», когда недовольные племена могут не поддержать власть против вторгшихся из-за рубежа боевиков. Поэтому в условиях нарастания напряженности еще в 2015 г. к афганской границе было переброшено до 70% туркменской армии. При этом правительство Туркмении, по соображениям, связанным с нейтралитетом, официально отрицает угрозу на афганской границе. Это создаёт сложности в организации международной помощи данному государству4. Тем не менее, стоит отметить, что осознание угроз даёт себя знать, и руководство Туркмении сохраняет сотрудничество в военно-технической сфере как с Россией, так и с другими странами.
Говоря об угрозах безопасности Казахстана, сразу отметим, что из всех государств Средней Азии он обладает наиболее стабильной политико-социальной системой и при этом достаточно сильными армией и спецслужбами, чтобы противостоять экстремизму. Но и там происходит рост влияния джихадизма.5.
Важной составляющей интеграционных процессов является российско-казахстанское военно-техническое сотрудничество. Между военными ведомствами России и Казахстана в рамках достигнутых соглашений проводятся совместные военные учения на территории двух государств попеременно. Казахстан активно вовлечен в работу ОДКБ, в частности, в учения
1 Гусев Л.Ю. Борьба с экстремизмом и терроризмом в странах Центральной Азии// Современные евразийские исследования, 2016. Вып. 2. С. 64-77.
2 Бердымухамедов назвал Россию первой из стратегических партнеров Туркмении. URL: https://ria.ru/world/20170219/1488314702.html/ (дата обращения: 14.10.2016).
3 ИГИЛ в Средней Азии: пришествие неизбежно. URL: http://topwar.ru/67793-igil-v-sredney-azii-prishestvie-neizbezhno.html (дата обращения: 14.10.2016).
4 Аршинов Ю.Е., Казанцев А.А., Лапенко М.В., Притчин С.А. Каспийский регион-2025: международно-правовой статус, экономика и безопасность. Аналитический доклад// Казахстанско-российский экспертный IQ-клуб. Саратов, 2017. С. 70-73.
5 Гусев Л.Ю. Безопасность в странах Центральной Азии - проблемы и вызовы// Современные евразийские исследования, 2016. Вып. 3. С. 7-12.
КСОР1. По линии ШОС Казахстан участвует в укреплении антитеррористического потенциала организации, в том числе посредством участия в совместных контртеррористических учениях2.
Участие Казахстана в евразийских интеграционных структурах нашло отражение в Военной доктрине республики, определяющей в качестве приоритетных направлений международного военного сотрудничества формирование «нормативной правовой базы в сфере военного и военно-технического сотрудничества с государствами - членами ОДКБ, исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности, а также дальнейшего развития сил и средств ОДКБ» и «углубление стратегического партнерства в рамках ШОС на основе общих военно-политических интересов»3.
Тем не менее, несмотря на плодотворное сотрудничество, по мнению ряда экспертов, Россия и Казахстан выступают не как партнеры, а как конкуренты. Как отмечается, количество предложений по интеграции подменяет само качество сотрудничества между нашими странами4. А конкуренцию эту порождает продолжающееся сотрудничество Министерства обороны Республики Казахстан со странами НАТО. В рамках программы «Партнерство во имя мира» США участвовали в переоснащении вооруженных сил Казахстана, поставках техники, подготовке военных кадров. Несколько поколений курсантов из Казахстана получали подготовку в различных вузах стран НАТО. В 2008 г. США даже предлагали Казахстану в рамках проекта «Каспийский страж» разместить в казахстанской части акватории Каспия радиолокационную станцию, которая бы стала элементом американской системы
ПРО5. Это не удивительно, поскольку Военная доктрина Казахстана в числе приоритетов международного военного сотрудничества - наряду с «созданием единого оборонного пространства», «обеспечением коллективной военной безопасности» и «углублением стратегического партнерства» в рамках ОДКБ и ШОС - называет также и «расширение сотрудничества в военной и военно-технической областях» с США и государствами Евросоюза6. Можно согласиться с точкой зрения, что в подобной ситуации необходим переход от «стратегического партнерства» к реальному стратегическому союзу, в основе которого будет борьба с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств и оружия, противодействие всем формам экстремизма7.
Подводя итог, мы можем отметить, что применительно к сфере интеграции стран среднеазиатского региона в оборонной области существуют те же проблемы, что и в других сферах евразийской интеграции. Процесс интеграции носит не всегда последовательный характер, несмотря на порой очевидную взаимовыгодность результатов.
1 Цыплин В.Г. Современный этап военного сотрудничества России и Казахстана// Современные евразийские исследования, 2015. Вып. 2. С. 78.
2 Военная доктрина Республики Казахстан. URL: http://military-kz.ucoz.org/index/voennaja_doktrina_kazakhstana/0-47 (дата обращения: 14.10.2016).
3Там же.
4 Гусев Л.Ю. Сотрудничество России и Казахстана в области безопасности. URL: http://old.mgimo.ru/news/experts/document188967.pdf (дата обращения: 14.10.2016).
5 Цыплин В.Г. Современный этап военного сотрудничества России и Казахстана.//Современные евразийские исследования, 2015. Вып. 2. С. 78.
6 Военная доктрина Республики Казахстан. URL: http://military-kz.ucoz.org/index/voennaja_doktrina_kazakhstana/0-47 (дата обращения: 14.10.2016).
7 Гусев Л.Ю. Сотрудничество России и Казахстана в области безопасности. URL: http://old.mgimo.ru/news/experts/document188967.pdf (дата обращения: 14.10.2016).
Литература
1. Аршинов Ю.Е., Казанцев А.А., Лапенко М.В., Притчин С.А. Каспийский регион-2025: международно-правовой статус, экономика и безопасность. Аналитический доклад// Казахстанско-российский экспертный IQ-клуб. Саратов, 2017. С. 70-73.
2. Гусев Л.Ю. Безопасность в странах Центральной Азии - проблемы и вызовы// Современные евразийские исследования, 2016. Вып. 3. С. 7-12.
3. Гусев Л.Ю. Борьба с экстремизмом и терроризмом в странах Центральной Азии// Современные евразийские исследования, 2016. Вып. 2. С. 64-77.
4. Диков А.Б. Проблема исламизма в контексте миграционной политики России// Противодействие терроризму. Проблемы XXI века - Counter-Terrorism, 2016. № 3. С. 16-23.
5. Селезнёв И.А. Роль институциональных структур в процессе евразийской интеграции// Социально-гуманитарные знания, 2016, № 6. С. 209-219.
6. Цыплин В.Г. Современный этап военного сотрудничества России и Казахстана// Современные евразийские исследования, 2015. Вып. 2. С. 74-80.
7. Гусев Л.Ю. Сотрудничество России и Казахстана в области безопасности. URL: http://old.mgimo.ru/news/experts/document188967.pdf (дата обращения: 14.10.2016).
8. Петрова Е. Дружба дружбой, а базы - врозь. URL: http://rusplt.ru/policy/drujba-drujboy-bazyi-28820.html (дата обращения: 14.10.2016).
9. Атамбаев: российская база «должна уйти» из Киргизии, когда истечет договор. URL: http://ria.ru/world/20161201/1482575128.html (дата обращения: 14.10.2016).
10. Бердымухамедов назвал Россию первой из стратегических партнеров Туркмении. URL: https://ria.ru/world/20170219/1488314702.html/ (дата обращения: 14.10.2016).
11. Военная доктрина Республики Казахстан. URL: http://military-kz.ucoz.org/index/voennaja_doktrina_kazakhstana/0-47 (дата обращения: 14.10.2016).
12. Глава ФСБ назвал трудовых мигрантов из СНГ костяком групп террористов. URL: http://www.rbc.ru/politics/11/04/2017/58ec92ea9a79477def3267f1 (дата обращения: 14.10.2016).
13. Задержанные ФСБ боевики готовили взрывы в торговых центрах Петербурга. URL: http://www.tvc.ru/news/show/id/104500 (дата обращения: 14.10.2016).
14. ИГИЛ в Средней Азии: пришествие неизбежно. URL: http://topwar.ru/67793-igil-v-sredney-azii-prishestvie-neizbezhno.html (дата обращения: 14.10.2016).
15. Страны ОДКБ усилят борьбу с терроризмом//«Известия». URL: http://izvestia.ru/news/638495 (дата обращения: 14.10.2016).
16. ШОС. URL: http://ria.ru/infografika/20150708/1120666045.html (дата обращения: 14.10.2016).
References
1. Arshinov Iu.E., Kazantsev A.A., Lapenko M.V., Pritchin S.A. Kaspiiskii region-2025: mezhdunarodno-pravovoi status, ekonomika i bezopasnost'. Analiticheskii doklad [Caspian region-2025: the international legal status, economy and safety. Analytical report]// Kazakhstansko-rossiiskii ekspertnyi IQ-klub. Saratov, 2017. S. 70-73.
2. Gusev L.Iu. Bezopasnost' v stranakh Tsentral'noi Azii - problemy i vyzovy [Security in Central Asia - problems and challenges]// Sovremennye evraziiskie issledovaniia, 2016. Vyp. 3. S. 7-12.
3. Gusev L.Iu. Bor'ba s ekstremizmom i terrorizmom v stranakh Tsentral'noi Azii [The fight against extremism and terrorism in Central Asian countries]// Sovremennye evraziiskie issledovaniia, 2016. Vyp. 2. S. 64-77.
4. Dikov A.B. Problema islamizma v kontekste migratsionnoi politiki Rossii [The problem of Islamism in the context of Russia's migration policy]// Protivodeistvie terrorizmu. Problemy XXI veka - Counter-Terrorism, 2016. № 3. S. 16-23.
5. Seleznev I.A. Rol' institutsional'nykh struktur v protsesse evraziiskoi integratsii [The role of institutional structures in the Eurasian integration process]// Sotsial'no-gumanitarnye znaniia, 2016, № 6. S. 209-219.
6. Tsyplin V.G. Sovremennyi etap voennogo sotrudnichestva Rossii i Kazakhstana [The current stage of military cooperation of Russia and Kazakhstan]// Sovremennye evraziiskie issledovaniia, 2015. Vyp. 2. S. 74-80.
7. Gusev L.Iu. Sotrudnichestvo Rossii i Kazakhstana v oblasti bezopasnosti [Cooperation of Russia and Kazakhstan in the field of security]. URL: http://old.mgimo.ru/news/experts/document188967.pdf (data obrashcheniia: 14.10.2016).
8. PetrovaE. Druzhba druzhboi, a bazy - vroz' [Friendship is friendship, and the base - apart]. URL: http://rusplt.ru/policy/drujba-drujboy-bazyi-28820.html (data obrashcheniia: 14.10.2016).
9. Atambaev: rossiiskaia baza «dolzhna uiti» iz Kirgizii, kogda istechet dogovor. URL: http://ria.ru/world/20161201/1482575128.html (data obrashcheniia: 14.10.2016).
10. Berdymukhamedov nazval Rossiiu pervoi iz strategicheskikh partnerov Turkmenii. URL: https://ria.ru/world/20170219/1488314702.html/ (data obrashcheniia: 14.10.2016).
11. Voennaia doktrina Respubliki Kazakhstan. URL: http://military-kz.ucoz.org/index/voennaja_doktrina_kazakhstana/0-47 (data obrashcheniia: 14.10.2016).
12. Glava FSB nazval trudovykh migrantov iz SNG kostiakom grupp terroristov. URL: http://www.rbc.ru/politics/11/04/2017/58ec92ea9a79477def3267f1 (data obrashcheniia: 14.10.2016).
13. Zaderzhannye FSB boeviki gotovili vzryvy v torgovykh tsentrakh Peterburga. URL: http://www.tvc.ru/news/show/id/104500 (data obrashcheniia: 14.10.2016).
14. IGIL v Srednei Azii: prishestvie neizbezhno. URL: http://topwar.ru/67793-igil-v-sredney-azii-prishestvie-neizbezhno.html (data obrashcheniia: 14.10.2016).
15. Strany ODKB usiliat bor'bu s terrorizmom//«Izvestiia». URL: http://izvestia.ru/news/638495 (data obrashcheniia: 14.10.2016).
16. ShOS. URL: http://ria.ru/infografika/20150708/1120666045.html (data obrashcheniia: 14.10.2016).
ROLE OF INTEGRATION STRUCTURES IN ENSURING SECURITY IN CENTRAL
ASIA COUNTRIES
Seleznev I.A.
Candidate of Sociological Sciences, senior researcher ISPIRAS igdrake @yandex. ru
Abstract: the author examines the problems of security in Central Asia through the prism of the development of military integration structures (the CSTO) and economic (EEU) character. Keywords: Eurasian Economic Union, integration, Central Asia, CSTO
Для цитирования: Селезнев И.А. Роль интеграционных структур в обеспечении безопасности стран Средней Азии// Архонт, 2017. № 1. С. 72-78.