Научная статья на тему 'Россия и США: соперничество на Кавказе и в Центральной Азии'

Россия и США: соперничество на Кавказе и в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
142
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Минасян Г.

«Азия и Африка сегодня», М., № 10, 2007 г., с. 9-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и США: соперничество на Кавказе и в Центральной Азии»

тальная наука, технологичное производство, и в гораздо меньшей -в систему кланово-родственных отношений, поскольку многие из них имели не слишком большой стаж проживания в регионе. Во-вторых, в условиях полиэтничного региона и сильного укорененного «культа этничности» русские могли бы стать «цементирующим» элементом на Кавказе.

Процесс «дерусификации» опасен и тем, что внутренние «эмигранты» начнут (и многие уже начали) сведение счетов с представителями «кавказской национальности». Немало примеров тому мы можем найти в новейшей истории Ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской области, где вчерашние беженцы из Грозного, выходцы из Кизляра и Моздока, Прохладного и Черкесска занимают вакантные должности в милиции и администрации. Таким образом, «русский вопрос» Северного Кавказа экспортируется вглубь страны. Однако «русскую проблему» Северного Кавказа невозможно разрешить без преодоления сложившегося регионального апартеида («Кавказ для кавказцев», «Кубань для казаков», «Москва для москвичей»), партикуляризма местной власти и национализации власти федеральной. Пока российская власть будет напоминать огромный бюрократический рынок, о правах человека и гражданина (русского - в Грозном, чеченца -в Москве) можно забыть!

«Свободная мысль», М., 2007 г., с. 120-131.

Г. Минасян РОССИЯ И США: СОПЕРНИЧЕСТВО НА КАВКАЗЕ И В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Стремление России сохранить свое влияние в Кавказско-Каспийском регионе приходит сегодня в противоречие с интересами мировой сверхдержавы, а именно - Соединенных Штатов Америки. Дело в том, что через евразийское постсоветское пространство проходят важные транспортные сети, которые способны соединить наиболее коротким путем промышленно развитые районы Запада с богатыми полезными ископаемыми, но удаленными районами Востока, что крайне важно с геополитической точки зрения. Близ Каспия и в его акватории сосредоточены огромные запасы газа, нефти, золота, никеля, других цветных металлов. В

89

недрах регионов Центральной Азии (ЦА) сосредоточены запасы природного газа и нефти, превосходящие по своим объемам известные месторождения Кувейта, Мексиканского залива и Северного моря. После распада СССР каждая из новых независимых стран СНГ переживает различные внутренние трудности. Многие из них имеют границы, которые являются либо объектом претензий соседей, либо зонами этнических и религиозных конфликтов. Если первоначально Содружество Независимых Государств в геополитическом плане преследовало одну цель - обеспечить мягкий передел пространства бывшего СССР, то сегодня СНГ представляет собой фактически искусственное образование с весьма эфемерными структурами. В настоящее время далеко не все независимые государства СНГ стремятся найти какие-либо формы интеграции с Россией. Связующими звеньями остаются в основном ранее сложившиеся экономические отношения.

С появлением новых независимых государств в Закавказье и Центральной Азии статус Москвы в зоне Каспийского бассейна существенно понизился. Что касается США, то первостепенный интерес Америки состоит в том, чтобы обеспечить такую ситуацию, при которой ни одна держава не контролировала бы данное пространство, а Запад имел бы к нему беспрепятственный финансово-экономический доступ. Америка прежде всего заинтересована в разработке богатств Евразии, в прокладке новой сети нефтепроводов и транспортных путей, которые соединят регионы Евразии непосредственно с крупными центрами мировой экономической деятельности через Средиземное и Аравийское моря так же, как и по суше. Поэтому американская стратегия в отношении России состоит в том, чтобы не допустить монопольного доступа России в постсоветскую часть Кавказско-Каспийского региона. Один из ведущих политологов США З. Бжезинский выдвигает такую идею: «Роль Америки как единственной сверхдержавы мирового масштаба диктует сейчас необходимость выработать целостную и ясную стратегию в отношении Евразии». По его мнению, несколько геополитических центров СНГ заслуживают особенно мощной геополитической поддержки со стороны Америки. Это Украина, Закавказье, Каспий и Центральная Азия.

Кавказско-Каспийский регион в силу наличия там проблем политического, экономического конфликтного характера и уникального географического положения для развития транспортных сетей американский политолог объединяет термином «Евразийские

90

Балканы». Этот регион остается соблазном для вмешательства со стороны более мощных соседей. «Евразийские Балканы» имеют большое значение с точки зрения «исторических амбиций» со стороны, по крайней мере, четырех непосредственных и наиболее мощных соседей, а именно: России, Турции, Ирана и Китая. На рубеже тысячелетий Каспий стал средоточием геополитических интересов сразу нескольких государств региона, так же как и долгое время находившиеся далеко от центра внимания мирового сообщества Закавказье и Центральная (бывшая советская) Азия неожиданно превратились в средоточие местных, региональных и глобальных интересов. Для реализации своих планов на постсоветском пространстве США действуют по нескольким направлениям. Во-первых, Вашингтон препятствует интеграционным процессам в СНГ, поддерживая сепаратистские националистические устремления правящих элит новых независимых государств. Во-вторых, активно используются экономические рычаги влияния под предлогом содействия в становлении рыночной экономики, развитии рыночных реформ, что в целом призвано создать благоприятные условия для проникновения американского капитала в регион. В-третьих, всячески поощряется интеграция постсоветских государств в мировое сообщество, международные политические и финансовые организации, находящиеся под контролем Вашингтона.

В долгосрочном плане Запада предусматривается соединение линий электропередачи и газопроводных систем республик Закавказья, Прикаспийских стран ЦА, Ирана и Турции и создание транс-портно-экономического коридора из Центральной Азии в Европу -так называемого «Великого шелкового пути» в современном варианте - в обход России. Некоторые российские геополитики справедливо подчеркивают, что Запад разыгрывает здесь очередной конфронтационный сценарий: американцы «столбят» участки и «замораживают» их до лучших времен, когда потребуется оказать на кого-нибудь в регионе политическое давление. В планах реализации своих геополитических интересов в регионе Вашингтон, прежде всего, рассчитывает на помощь Баку, Тбилиси и Ташкента. С другой стороны, строительство трубопровода «Баку - Джейхан» через территорию Грузии наносит сильный удар по позициям России в регионе. Уступки России и Ирана по вопросу статуса Каспийского моря должны сопровождаться, как мы считаем, повышением приоритета российских маршрутов для казахской нефти и иранских - для туркменского газа.

91

Геополитическое соперничество в Кавказско-Каспийском регионе набирает обороты. Грузия под руководством Э. Шеварднадзе несколько лет продолжала поиск путей тесного сотрудничества с США и НАТО. Страны Западной Европы, а также Турция охотно принимают эти «реверансы» и отвечают на них финансовой, военной и технической взаимностью. Причин тому немало. Самая главная - геостратегическое положение Грузии. Вторая - каспийская нефть и нефтепроводы, которые из Азербайджана через Грузию пройдут в Турцию. Теперь на бывших военных базах в Грузии, построенных во времена СССР, откуда ушли российские войска, доминируют военные из Турции. Им активно помогают американцы. В Грузии сформирован 4-й батальон армейского спецназа, личный состав которого проходил подготовку под руководством американских военных инструкторов в рамках программы США «Обучи и оснасти». Эта ситуация угрожает национальной безопасности России. И теперь она оказалась перед необходимостью принять меры, чтобы оградить себя от возможных рисков, связанных с проведением НАТО разведывательной деятельности в непосредственной близости от границ России.

Преследуя свои политические, экономические, военные и другие цели, бывший президент Грузии Э. Шеварднадзе в свое время потребовал от России прекратить политические и экономические отношения с Абхазией. Бывшего лидера Грузии беспокоили слухи о том, что для пресечения полетов американских самолетов-шпионов над российской территорией в Абхазии будут размещены российские зенитные ракетные системы С-300. «Налаживание отношений» с Абхазией Шеварднадзе видел посредством «принуждения к миру». Мол, это можно сделать путем вывода российских миротворцев и введения в автономию сил ООН. Важное значение для развития экономического сотрудничества России и Армении имеет восстановление железнодорожного пути, который проходит по грузинской территории. Но этому препятствуют локальные конфликты в Грузии. Между тем Грузия для Армении - единственный «коридор» в Европу, и блокадное состояние тормозит развитие армянской экономики. Ясно также, что российско-грузинские отношения осложняют неурегулированные локальные конфликты в Абхазии и Южной Осетии на территории Грузии и стремление лидеров двух автономных республик войти в состав России. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха также усиливает дезинтеграци-онные процессы в Закавказье.

92

Антироссийский курс Э. Шеварднадзе проявился еще в 1997 г. Он, в частности, был инициатором создания блока ГУАМ. В него сперва вошли Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия, а в апреле 1999 г. в него на время вошел Узбекистан. Члены ГУУАМ открыто признавали свое стремление свести влияние России на территории бывших союзных республик до минимума и создать гомогенный территориальный пояс, который представлял бы собой идущую окружным путем вокруг России транспортно-торговую артерию, а также своеобразный буфер вдоль ее южных границ, состоящий из государств, настроенных более или менее недружественно к России. С приходом М. Саакашвили и арестом осенью 2006 г. грузинскими властями российских военнослужащих, которые были обвинены в шпионаже, уровень российско-грузинских отношений опустился до критической отметки. После встречи со спикером грузинского парламента в октябре 2006 г. спецпредставитель НАТО на Южном Кавказе и в Центральной Азии Р. Симонс подтвердил, что Грузия «...должна сделать все для ускорения процесса своей интеграции в НАТО», и даже счел возможным упрекнуть Россию в несодействии развитию добрососедских отношений. Впрочем, руководство НАТО не проявило желания втягиваться в локальные конфликты на территории Грузии. Председатель Военного комитета альянса генерал Р. Рено заявил, что НАТО не планирует вводить своих миротворцев в зоны грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Кроме того, неспособность Грузии контролировать свою территорию является объективным препятствием для ее вступления в НАТО в ближайшем будущем.

Ведущее направление политики России на Каспии, согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной президентом В. Путиным 28 июня 2000 г., состоит в том, что «...Россия будет добиваться выработки такого статуса Каспийского моря, который позволил бы прибрежным государствам развернуть взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации ресурсов региона на справедливой основе, с учетом законных интересов друг друга». Вместе с тем многие на Западе не хотели бы усиления позиции России на всем Кавказе и в Каспийском нефтяном регионе. За влияние в нем идет соревнование между странами ЕС и США, но оба центра солидарно не хотели бы иметь сильного конкурента в лице России. В силу расходящихся интересов и взглядов этот регион все более превращается в зону соперничества между США и Россией. По оценкам аналитиков вашингтонского Фонда Карнеги,

93

со стратегической точки зрения создание здесь жизнеспособных независимых государств рассматривается в качестве ключевой задачи в процессе утверждения стабильности в регионе и вне его, а также предотвращения возможности возникновения угрозы «советского типа». С торгово-экономической точки зрения, США также имеют серьезный интерес в этом регионе - главным образом, в энергетической отрасли стран ЦА и зоны Каспийского моря. Хотя, по утверждению американских аналитиков, Америка совсем не против установления более тесных экономических и политических связей между Россией и другими странами СНГ, если это происходит в соответствии с общепринятыми демократическими и рыночными принципами и не направлено против доступа США к этому региону.

Помимо усиленного проникновения на постсоветское пространство нефтяных монополий Запада большое политически негативное значение зачастую имеет деятельность российских компаний, объективно противоречащая внешнеполитической линии страны. Например, направив нефте- и газопроводы из Закавказья и Центральной Азии по российской территории, «Газпром» одновременно присоединился к проекту строительства газопровода из Туркмении на юг через Афганистан и Пакистан, чего всегда добивались США и Великобритания. При этом надо учесть, что Россия обладает уникальным трубопроводным транспортом. Российская сеть магистральных трубопроводов имеет протяженность 212 тыс. км, в том числе газопроводов - 150 тыс. км, нефтепроводов - 50 тыс. км, нефтепродуктопроводов - 15 тыс. км. На долю трубопроводного транспорта в России приходится значительно большая доля всего грузооборота, чем в других странах. Большой доход могут принести РФ трубопроводы, по которым нефть и газ поступят из Каспийского бассейна в Европу. Только транзит нефти Тенгизского месторождения в Казахстане может принести России в начале XXI в. более 20 млрд. долл. Проявляя особую активность в проникновении в Кавказско-Каспийский регион, Вашингтон не скрывает, что право на свободный доступ к ресурсам этого региона он намерен обеспечивать в случае необходимости с помощью силы.

Контроль над Азербайджаном, Грузией и Турцией даст Вашингтону рычаг гарантированного управления ситуацией в Каспийском регионе и сбалансирует зависимость Европы от поставок нефти из политически нестабильного Персидского залива, хотя и не устранит ее полностью. Формирование системы евроазиатских

94

транспортных (не только нефтепроводных) коридоров в обход Ирана, России и Китая явно отвечает геостратегическим интересам США. В общих чертах стратегическую линию внешней политики США в Кавказско-Каспийском регионе обозначил еще президент Б. Клинтон. Он заявил, что США признают те «опасности», с которыми сталкивается Азербайджан при решении вопросов своей безопасности, и твердо поддерживают активную интеграцию Азербайджана в структуры евроатлантической безопасности. Стратегия США предполагает постепенную интеграцию стран Закавказья в западные структуры безопасности с использованием механизмов НАТО, в частности в рамках программы «Партнерство ради мира». Первым шагом в этом направлении было бы включение этих республик в Североатлантический совет сотрудничества, который часто рассматривается как «связующее звено» между НАТО и СНГ. В связи с этим не остается никаких сомнений, что Закавказье, во всяком случае, Азербайджан и Грузия, надолго останется в поле зрения Вашингтона как зона жизненно важных интересов США.

По оценкам многих экспертов, на примере Азербайджана четко прослеживается двойственность в подходах США в отношении нефтяного пути и разграничения между официальной линией и стратегией деловых кругов. В такой схеме Госдепартамент США остается как бы в стороне, а на передний план выходят частные компании - реальная движущая сила для реализации нефтяных контрактов. Хотя американские компании, работающие на Каспии, однозначно могут рассчитывать на государственную поддержку. Однако в вопросе о строительстве новых прикаспийских топливных магистралей Россия намерена отстаивать свои позиции, причем Туркмения и Казахстан неоднократно подтверждали свои намерения тесно сотрудничать в этой области с РФ. В мае 2007 г. в городе Туркменбаши президенты России, Казахстана и Туркмении подписали сразу две декларации. По сути, В. Путин, Н. Назарбаев и Г. Бердымухаммедов определили транспортные направления каспийского и, прежде всего, туркменского газа на ближайшие годы. Главный итог переговоров: туркменский газ пойдет не морем, через Каспий, как того хотели США, а по суше, на север по восточному побережью в газотранспортные системы России. Декларации, подписанные сторонами, предопределяют развитие крупнейшей инфраструктуры во всем регионе ЦА. Кроме того, экономическое сотрудничество РФ и Казахстана в рамках ЕврАзЭС в значитель-

95

ной мере усиливает позиции Москвы в жизненно важном для нее регионе.

Нефтегазовая составляющая - это главный фактор социально-экономического развития России, а проводимая Москвой «нефтяная дипломатия» должна учитывать, что официальное объявление Азербайджана и Грузии зонами жизненных интересов США, наряду с оказываемой им материальной помощью, призвано укрепить там позиции сил, враждебных сближению с Россией, и грозит последней применением прямых карательных мер в случае «чрезмерной» активности по части расширения влияния на эти страны. На постсоветском пространстве Америка разделяет общие интересы с прозападной Турцией. Турецкие националисты видят новое предназначение тюркских народов во главе с Анкарой в том, чтобы доминировать в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Правда, турецким амбициям в ЦА и Закавказье противостоит влияние Ирана, который также предлагает свою концепцию исламского общества. Американский политолог З. Бжезинский считает, что в области экономического сотрудничества шансы прагматичной и светской Турции выглядели гораздо убедительнее. Однако политика Тегерана в СНГ оказалась более рациональной и уже приносит свои плоды. Сближение позиций России и Ирана по каспийской нефти уже происходит. В частности, Россия, Иран и Туркмения выступают с предложением о совместной разработке углеводородных месторождений на Каспии, что в перспективе угрожает США осложнить их участие в освоении ресурсов Каспийского моря.

США стремятся противодействовать амбициозным иранским устремлениям в Прикаспийском регионе. Они стараются изолировать Иран от мирового сообщества, используя как предлог обвинения Тегерана в поддержке терроризма и разработке ядерного оружия. Это заставляет Иран искать политической поддержки России. Кроме того, Тегеран и Москва заинтересованы в ограничении влияния пантюркизма в регионе. Однако помимо вопросов об участии в добыче нефти и маршрутах экспортных нефтепроводов крупной внешнеполитической проблемой, требующей комплексного и новаторского подхода, является урегулирование статуса Каспийского моря. Эта проблема сложна и многоаспектна. В конце 80-х годов ее безуспешно пытались решить в рамках так называемой Каспийской комиссии, в состав которой входили еще СССР и Иран. Ныне политическая ситуация вокруг Каспия коренным образом изменилась. Проблему уже нельзя решить в двустороннем

96

формате, необходим консенсус уже не двух, а пяти государств. Проблема стоит гораздо шире и глубже, чем простое определение правового статуса Каспийского моря. Ведь здесь играет роль не только экономический аспект, но и военный. Россия не склонна допустить проникновение внешних военных контингентов в регион.

Террористические акты 11 сентября 2001 г. изменили геополитическую ситуацию и в ЦА. Доминирующей державой здесь стали США, в результате чего другим странам, имеющим собственные интересы в этом регионе, пришлось приспосабливаться к радикально изменившимся условиям. Война с терроризмом и рост нестабильности в Южной и Юго-Восточной Азии объективно требуют долгосрочного военного присутствия США в ЦА. В настоящее время американцам придется учитывать сохраняющиеся у России, Китая и Ирана преимущества, которые они приобрели в силу своего географического положения, а также культурных и торговых связей с ЦА. От сотрудничества и, возможно, партнерства с одним или несколькими из государств ЦА будет зависеть способность Америки содействовать укреплению безопасности и стабильности в регионе. События 11 сентября и начало кампании против терроризма породили новых победителей и проигравших в самой Центральной Азии и вокруг нее. Больше всех выиграл сам регион: на нем сфокусировалось внимание всего мира. В настоящее время этот международный интерес обусловливается двумя причинами: географической близостью к Южной Азии, ставшей настоящей «пороховой бочкой», и запоздалым осознанием западным политическим истэблишментом того факта, что государственные просчеты в постсоветской ЦА чреваты серьезными рисками для Запада, который стремится искоренить террористические структуры типа «Аль-Каиды».

Географическая близость, исторические связи и экономический потенциал России дают ей возможность активизировать свою политику в регионе. Что поддерживается стремлением большинства Центральноазиатских государств и Армении обеспечить безопасность и стабильное экономическое развитие, сотрудничая в рамках уже существующих механизмов СНГ (ОДКБ, ЕврАзЭС). Тандем военно-политической ОДКБ и экономического ЕврАзЭС имеет значительный потенциал для осуществления на его основе глубокой военно-политической и экономической кооперации. Деятельность этих двух структур уже позволила получить в течение

97

2000-х годов результаты, сопоставимые с теми, которых удалось достичь за 15 лет в рамках СНГ. Есть основания полагать, что в долгосрочной перспективе они могут стать основой и для различных форм экономической и военно-политической интеграции. Значительные экономические, а также военно-политические перспективы в Каспии и Центральной Азии имеет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Эта структура, строящаяся и при участии РФ, является первой международной организацией интеграционной направленности на постсоветском пространстве. С усилением позиций Китая в ЦА, которое неизбежно продолжит нарастать не столько в качестве конкуренции с Россией, сколько в качестве противовеса укрепляющемуся влиянию США в этом регионе, ШОС вполне может быть дополнена еще несколькими новыми функциональными структурами, охватывающими другие области сотрудничества. В первую очередь, может быть расширена ее военно-политическая составляющая.

ГУАМ (ныне - Организация за демократию и экономическое развитие - ОДЭР-ГУАМ), созданная государствами, стоящими в той или иной мере в оппозиции к России и интеграционным проектам с ее участием, имеет весьма скромные политические перспективы. Несмотря на то что между странами ГУАМ заключено много различных межгосударственных соглашений, экономическое взаимодействие между ними имеет мизерные масштабы. Политические перспективы ОДЭР-ГУАМ могут, видимо, возрасти, если страны -члены этой структуры вступят в НАТО. Такая перспектива не исключена, однако на данном этапе ОДЭР-ГУАМ действует преимущественно как декларативная и совещательная структура. Существующие политические, экономические и социальные проблемы в Кавказско-Каспийском регионе и в Центральной Азии в целом, а также проблемы безопасности, связанные с неурегулированностью локальных и региональных конфликтов, способны и в дальнейшем стимулировать геополитическое соперничество в регионе и существенным образом влиять на динамику взаимоотношений государств региона и не только их. Огромные финансовые и политические возможности Вашингтона повышают в глазах лидеров кавказских и центральноазиатских стран уровень привлекательности США и НАТО. В этом плане ряд государств региона все чаще и чаще склонны рассматривать свое партнерство с Вашингтоном и Брюсселем как альтернативу линии Москвы, что создает

98

для последней немало проблем во внешней политике в данных регионах.

«Азия и Африка сегодня», М., № 10, 2007 г., с. 9-21.

Юлий Юсупов, экономист (Узбекистан) ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ УЗБЕКИСТАНА: ДВА «ПОРТРЕТА»

Основная цель опроса предпринимателей, проведенного в Узбекистане в 2006 г., - выявление характеристик и тенденций этой профессиональной группы, ее деятельности. Корреляционный анализ показал практически полную разнонаправленность связей между показателями, характеризующими: а) модель развития бизнеса, ориентированную на прирост занятости (назовем ее моделью экстенсивного развития); б) модель развития посредством роста инвестиций в физический и человеческий капиталы, активности на внешних рынках (модель интенсивного развития). Таким образом, выявились два типа, два «портрета» развивающих свой бизнес предпринимателей, которые очень сильно отличаются друг от друга.

Предприниматель первого типа неактивен в реальных вложениях в физический капитал; практически не берет кредиты в официальной финансовой системе, предпочитая занимать деньги у родственников и друзей; почти не вкладывает средства в развитие человеческого капитала, не продает товары за пределами региона, не занимается экспортно-импортными операциями; расширение бизнеса осуществляет, преимущественно увеличивая число работников. Очень редко прибегает к услугам внешних специалистов и бизнес-инфраструктур, почти не использует компьютеры и информационные технологии, слабо ориентирован на рынок и запросы покупателей.

Предприниматель второго типа, напротив, много средств вкладывает в физический и человеческий капиталы; активно привлекает кредиты, в том числе официальные, участвует в долевом бизнесе; ориентирован на продажи товаров за пределами региона и страны, осуществляет импортные операции; число работников на предприятии растет медленнее, чем в среднем, при этом, как правило, это крупные предприятия. Предприниматель этого

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.