Научная статья на тему 'Россия и НАТО: образование как возможный вектор развития сотрудничества'

Россия и НАТО: образование как возможный вектор развития сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и НАТО: образование как возможный вектор развития сотрудничества»

Европейский Союз - $2,2 млн. на создание инфраструктуры г. Щучье и управленческую поддержку деятельности Российского агентства по боеприпасам, в частности, дирекции строящегося объекта в Щучьем; выделяет средства для завершения строительства ОУХО в п. Горный Саратовской области.

Швеция - $1,3 млн. для ОУХО либо в Щучьем, либо в п. Горный Саратовской области.

Швейцария - рассматривает возможность выделения от $17,5 млн. до $30 млн.

Европейский Союз -Нидерланды - около $10 млн. на строительство высоковольтных линий электропередачи, включая трансформаторные подстанции на ОУХО в п. Горный.

Финляндия - осуществляет финансовую поддержку ряда строящихся российских ОУХО.

Германия - осуществляет поставку специального оборудования и средств контроля на ОУХО в п. Горный.

ТТТветтия - финансирует проекты по оценке рисков (уровней аварийной потенциальной опасности) арсеналов хранения ХО и объектов УХО в ряде субъектов РФ.

Ряд экспертов считает, что при такой структуре помощи США, как главный ее поставщик, вправе претендовать на роль координатора.

Тормозом в процессе химического разоружения может стать оплата дорогостоящих инспекций международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Их количество год от года возрастает. Пока не созданы объекты по уничтожению ХО, ежегодные затраты на взнос в ОЗХО и проверки не превышают 1 млн. долл., но уже с этого года вводится постоянное присутствие международных инспекторов, и на проверку каждого объекта потребуется не менее 3 млн. долл. Сутки нахождения одного инспектора на территории России обходятся в 350 долл.

ОЗХО пытается поставить под дорогостоящий (150 тыс. долл. в год) контроль даже переработку фосгена, который в «мирной» промышленности, хотя и в значительно больших количествах, не контролируется вовсе. Грозит контроль и адамситу, не внесенному в списки по Конвенции.

Россия недовольна и тем, что США требуют назвать якобы не объявленные запасы химического оружия, уничтожить бывшие объекты по производству химического оружия в Новочебоксарске и Волгограде, хотя выполнены международные требования по их конверсии, тем, что США пытаются увязать помощь в уничтожении ХО с программами по биологическому и даже ядерному оружию. Обе стороны выдвигают кажущиеся им логичными аргументы и контраргументы.

Можно долго рассуждать, плохо или хорошо, что США помогают России уничтожать запасы химического оружия, и искать подводные камни этого сотрудничества. Между тем, даже при имеющейся помощи, Россия вынуждена отодвинуть сроки окончательного уничтожения своих 40 тыс. тонн ОВ на пять лет - с 2007 на 2012 год. Целесообразнее было бы подумать над тем, как решить

проблемы, препятствующие строительству объекта в Щучьем; согласовать и строго выполнять график строительства объекта, устранить существующие барьеры в финансировании, связанные с налогообложением предоставляемой помощи, четко координировать взаимодействие российской и американской части проекта. Только обоюдное стремление к сотрудничеству поможет России и США уничтожить химическое оружие в наших странах.

Тем более, что, по словам начальника Управления конвенционных проблем химического и биологического оружия Российского агентства по боеприпасам А.Горбовского, в химических лабораториях мира синтезируются десятки и сотни химикатов с токсичностью зарина и ВИ-газов, которые могут быть использованы для производства химического оружия. Но они не входят в списки, контролируемые в соответствии с Конвенцией.

♦ ♦ ♦

РОССИЯ И НАТО: ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В.Орлов,

директор ПИР-Центра,

консультант ООН по вопросам образования

А.Хлопков,

директор образовательных проектов ПИР-Центра

Новый политический климат, складывающийся в отношениях России и Запада после решения президента В. Путина поддержать международную антитеррористическую коалицию, может стать благоприятным не только для решения проблемы расширения НАТО на восток и выбора модели европейской безопасности, осложнявших отношения России и Североатлантического союза в последние годы, но и эффективного решения практических задач, в частности, проблемы образования и повышения квалификации специалистов в области нераспространения ОМУ.

Проблеме образования в области нераспространения ОМУ уделяется все большее внимание на самом высоком международном уровне. 20 ноября 2000 г. ГА ООН по рекомендации Консультативного совета по проблемам разоружения единогласно приняла резолюцию «Исследование ООН по образованию в области разоружения и нераспространения». В этом документе Генеральная ассамблея поручила Генеральному секретарю ООН подготовить данное исследование при содействии группы компетентных государственных экспертов и представить его на рассмотрение 57-й сессии ГА ООН (2002 г.).

Следует отметить, что в России также стали уделять повышенное внимание роли образования в формировании политики и культуры нераспространения ОМУ и средств доставки. Это происходит и на государственном, и на неправительствен-

ном уровне. Так, в 2001 г. Министерство образования РФ утвердило новую учебную специальность для высших учебных заведений «Нераспространение и безопасность ядерных материалов». По данной специальности ведется обучение студентов выпускных курсов в Московском инженернофизическом институте.

В России и на Западе происходит осознание того, что даже самые напряженные и финансовоемкие усилия по созданию систем физической защиты, учета и контроля в российском ядерном комплексе и на предприятиях химической и биотехнологической промышленности, усилия по формированию мер укрепления экспортного контроля (включая пограничный контроль) или же усилия по конверсии в «закрытых городах» и научных центрах, а также на объектах будут перечеркнуты, если одновременно с ними не направлять финансовые и иные средства на образовательные и тренинговые программы. «Секрет» устойчивости международных программ содействия России должен заключаться в инвестировании в людей, в учете первостепенной значимости человеческого фактора и, в конечном итоге, в формировании культуры нераспространения в России -как среди специалистов, непосредственно работающих на объектах, так и среди других целевых аудиторий и широкой общественности.

В рамках международных программ содействия России, прежде всего, со стороны США, растет понимание необходимости финансирования образования и тренинга в области нераспространения ОМУ и средств его доставки, и уже сделаны первые шаги в этом направлении - пока что больше в области тренинга, нежели формального или неформального образования10.

Среди российских неправительственных организаций лидирующую роль в формировании обучающих и тренинговых программ для различных целевых аудиторий играет ПИР-Центр11.

10 В частности, уже на протяжении пяти лет в Московском инженерно-физическом институте осуществляется совместная российско-американская магистерская программа по подготовке специалистов в области физической защиты, учета и контроля ядерных материалов; при поддержке министерства энергетики США Московский Центр экспортного контроля проводит тренинговые программы в области экспортного контроля, прежде всего - средств доставки; создания систем внутрифирменного контроля.

11 ПИР-Центр занимается образовательной деятельно-

стью в области нераспространения уже на протяжении пяти лет, реализуя специализированные программы для различных аудиторий, в том числе депутатов ГД РФ и членов Совета Федерации, сотрудников аппарата Федерального Собрания, студентов старших курсов - будущих специалистов в области ядерной физики, молодых специалистов, начинающих свою карьеру в

МИДе, Минатоме, Минобороны и др. министерствах и ведомствах, а также для представителей неправительственных организаций. Международным признанием заслуг ПИР-Центра в области образования стало избрание в 2001г. директора Центра В.Орлова консультантом ООН по вопросам образования в области разоружения и не-

В марте 2002 г. вышло в свет второе, расширенное и дополненное издание учебника «Ядерное нераспространение». Он прошел официальную апробацию и процедуру утверждения. Учебник состоит из двух томов - в первом содержатся собственно учебные материалы, а во втором - основные международно-правовые и российские документы в области ядерного нераспространения. Примечательно, что финансирование учебника было осуществлено при поддержке одного американского частного фонда (Carnegie Corporation of New York), трех государств - членов НАТО (Великобритании, Нидерландов, Норвегии) и Швеции.

Однако в России сделаны пока только самые первые шаги, которые не позволяют говорить об устойчивости программ содействия и требуют дополнительного серьезного инвестирования в человеческий фактор.

В рамках отношений России - НАТО уже существует программа научно-технического сотрудничества, осуществляемая в соответствии с Меморандумом о понимании в области научнотехнического сотрудничества, подписанным Министерством промышленности, науки и технологий России и НАТО в мае 1998 г. (она появилась на базе Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО). Программа, безусловно, важна для России, ведь за последние десять лет страну покинули более 200 тыс. ученых12. При отсутствии у российского правительства возможности обеспечить отечественным ученым достойную заработную плату, одним, если не единственным, способом удержать высококвалифицированных специалистов в стране является создание благоприятной ситуации для развития совместных проектов с западными коллегами. Интерес стран Запада в данном случае также очевиден, - совместные программы уменьшают их «головную боль» из-за возможного отъезда российских ученых, обладающих знаниями в области чувствительных технологий, в страны с нестабильными режимами.

В то же время, для решения проблемы недостаточно простого вовлечения российских ученых в совместные проекты и повышения их заработной платы.

Теперь, когда в России изменился характер производственных отношений, настала эпоха рыночной экономики, и, кроме того, на предприятиях ЯТЦ, химической, биологической и ракетостроительной отраслей происходит смена поколений, необходимо энергично работать с молодежью, формируя у нее культуру нераспространения, объясняя, почему не только противозаконно, но и попросту смертельно опасно с точки зрения национальной и глобальной безопасности, игнорировать риски распространения, по-

распространения.

12 Государство обеспечит науку деньгами / / УТРО: ежедневная электронная газета. - 2002. - 19 марта.

пытки несанкционированного доступа к технологиям и компонентам ОМУ, а также, почему следует действовать согласно законодательно введенному в России принципу catch all13 в области экспортного контроля.

Образовательные и тренинговые программы в области нераспространения и контроля над вооружениями должны быть рассчитаны на следующие категории населения:

- представители законодательных и исполнительных структур, а также сотрудники аппарата Федерального Собрания РФ и правительства; необходимо предотвратить ситуацию, когда правительственные чиновники и особенно представители законодательного корпуса окажутся недостаточно информированными по вопросу режимов контроля над вооружениями и нераспространения, о принятых международных обязательствах государства. Такой недостаток информации затруднит принятие эффективных решений и ратификацию соответствующего законодательства;

- представители военного истеблишмента

(Министерства обороны, Генерального

Штаба и военных академий). Необходимо содействовать тому, чтобы военные в полной мере учитывали опыт по предотвращению распространения ОМУ, уже накопленный правительством;

- ученые и инженеры, прежде всего, работающие в ядерной области, ракетостроении и сфере биотехнологий; необходимы усилия, направленные на информирование этой группы населения об опасностях распространения, а также о методах предотвращения распространения путем создания первой линии защиты (учет, контроль и физическая защита материалов, критических с точки зрения нераспространения). В условиях ускоренного процесса сокращения ОМУ, прежде всего ядерного, а также

13 Идея принципа catch all (или принципа всеобъемлющего контроля) заключается в том, что любой экспорт не должен осуществляться, если он может быть каким-либо образом направлен на производство ОМУ, даже если экспортируемый материал или технология не включены в контрольные списки.

Согласно правилам всеобъемлющего контроля, действующим в ряде государств (в частности, в России), юридическим или физическим лицам запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания ОМУ и средств его доставки. Экспортеры обязаны получить специальное разрешение национального органа по ЭК на осуществление подобных внешнеэкономических операций.

при конверсии производств, ранее нацеленных на разработку биологического оружия, обеспечение надежных способов хранения, транспортировки и подконтрольного уничтожения или утилизации материалов и боеприпасов является чрезвычайно трудной задачей. Как следствие, возрастает риск незаконного оборота ядерных материалов, утечки умов в критических, с точки зрения нераспространения, областях, а также несанкционированного доступа к чувствительным материалам, технологиям и знаниям негосударственных игроков, что может использоваться международными организованными криминальными сообществами в целях организации актов терроризма;

- сотрудники таможенных служб и другие сотрудники правоохранительных органов, которые должны уделять повышенное внимание вопросам пресечения незаконного перемещения материалов, оборудования и технологий, критических с точки зрения нераспространения;

- студенты (прежде всего старших курсов) и аспиранты, чья работа в дальнейшем будет связана с дипломатической службой, будущие инженеры-физики и сотрудники контролирующих организаций, которые должны быть подготовлены к новым вызовам и возможностям, возникающим в области разоружения и нераспространения;

- журналисты, которые освещают вопросы контроля над вооружениями и нераспространения (в силу значительной технической и юридической специфики затрагиваемых вопросов, последние не всегда адекватно и точно могут информировать общественное мнение о происходящих процессах; как следствие - восприятие вопросов разоружения и нераспространения в общественном мнении может оказаться искаженным);

- представители общественности, которая в настоящее время недостаточно информирована об угрозах режиму нераспространения и усилиях международного сообщества по заключению международных договоров, сокращающих или запрещающих целые классы наиболее опасных видов оружия, прежде всего ОМУ. В дальнейшем это может привести к тому, что широкая общественность ока практически отлученной от участия в дискуссиях международного и национального масштабов по практическим шагам, способствующим разоружению и нераспространению ОМУ и средств его доставки.

Среди данных многочисленных целевых аудиторий следует выделить ключевые. С точки зрения тренинга, усилия должны направляться в адрес сотрудников ГТК и ученых, работающих в ядерной, химической и биотехнологической промышленности, а также в ракетной области, что уже сейчас поставлено на практическую основу и должно быть

лишь расширено. С точки зрения образования, усилия должны быть сконцентрированы на студентах и аспирантах; здесь еще практически ничего не сделано. Именно инвестиции в молодое поколение должны быть признаны наиболее перспективными.

К настоящему времени в рамках программы «Партнерство во имя мира» уже создан механизм (а вернее, Консорциум с одноименным названием), который призван способствовать «повышению уровня военного образования и исследований путем развития связей между различными странами и учреждениями», и в работе которого участвуют представители российских государственных и неправительственных организаций.

Консорциум был создан в 1998 г. по инициативе бывших министров обороны США и ФРГ у. Коэна и Ф.Рюе. Конкретные задачи Консорциума включают увеличение числа специалистов в области безопасности и обороны, как из государственного, так и частного секторов, развитие профессионального военного образования в странах-участницах, выработку общих подходов в сфере военного образования и привлечение к сотрудничеству в рамках деятельности Консорциума негосударственных институтов, университетов и других аналогичных учреждений наряду с государственными академиями и институтами по изучению вопросов безопасности. Деятельность одной из рабочих групп, созданных в рамках Консорциума, посвящена обсуждению вопросов нераспространения ОМУ и экспортного контроля14.

14 Один из авторов этой статьи является членом рабочей группы.

Хотелось бы надеяться, что люди в руководящих органах России и НАТО не пройдут мимо открывающихся возможностей в области образования. Тем более, что развитие интернет-технологий делает возможным значительное повышение эффективности образовательной деятельности и расширение аудитории такого рода программ при значительном сокращении расходов за счет создания дистанционных программ на базе «виртуальных» образовательных модулей.

Р I I А К II И О Н Н Ы И С О В I I :

Т . Г. Пархалина - главный редактор Ю . П . , I а в ы I о в ,

А . В . а I о р ( к и и ,

Ю . ( . П и в о в а р о в ,

А . А . Пионтковский,

В . Н . I и I и ч к о

I .В . Ар з а м а н о в а (ответственный секретарь)

М .Б . Ш найдерман

(компьютерная верстка и дизайн)

^____________________________А

Бюллетень публикуется ИНИОН РАН при поддержке Посольства Федеративной Республики Германия в Москве с целью способствовать развитию конструктивного диалога по проблемам безопасности в евроатлантическом регионе. Мнения авторов, высказанные на страницах бюллетеня, отражают их личную точку зрения и не обязательно совпадают с позицией ИНИОН или Посольства ФРГ.

© ИНИОН РАН Центр по изучению проблем европейской безопасности, 2001 Бюллетень рассылается по бесплатной подписке. Заявки направлять по адресу:

117997, Москва, Нахимовский пр-т, 51/21, Fax:(095) 128-7988, Телефоны: (095) 128-9344, 128-7988 E-mail: parkhalina@inion.ru http://www.inion.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.