Вып. 4 ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ апрель 2002 г.
который в текущем режиме работал бы параллельно со штатными натовскими структурами. Наработки этого совета становились бы решениями на уровне встреч министров, начальников штабов и т.п. Если эти планы и намерения осуществятся, чего мы желаем, то отношения России и НАТО обретут то новое качество, которое позволит им выйти на уровень партнерства вместо соперничества. Пережитки прошлого в отношениях Россия-НАТО, к сожалению, ещё сохраняются. Видимо, справедлива аналогия лорда Робертсона, считающего желательным строить отношения Россия-НАТО не по правилам арифметики (19+1), а по законам химии. Надо думать, что Генеральный секретарь Альянса имеет в виду химическое взаимодействие "элемента" России со всеми составляющими обновленной "молекулы" НАТО.
Результат ведущихся сейчас переговоров по этой проблеме, видимо, станет более ясным в ходе заседания СПС в Рейкьявике в мае 2002 г. и во время майского визита Дж.Буша в Россию. Уже сейчас очевидно, что новые формы и параметры сотрудничества потребуют интенсивного взаимодействия различных российских структур с соответствующими структурами НАТО, признаки чего начинают проявляться. Наметился прогресс и в процессе достижения договоренностей о совместных действиях в случае стихийных бедствий. Североатлантический союз обязался содействовать созданию в России Центра для социальной адаптации бывших российских военнослужащих. Есть шансы, что сдвинется с мертвой точки вопрос о совместных учениях российских и натовских воинских подразделений.
Дело за главным - речь идет об отработке механизмов партнерства в области международной безопасности и стабильности. Договоренности по каждому направлению сотрудничества наполняют общие заверения сторон о партнерстве конкретным содержанием, ибо дьявол, как известно, скрывается в деталях. Создание работающего механизма партнерства и сотрудничества России и НАТО прояснит ответ на сакраментальный вопрос, а не вступить ли нашей стране в Североатлантический союз. Как известно, вопрос этот на повестке дня не стоит, и обе стороны по известным для каждой причинам его не ставят.
Полагаю, что будущее отношений России и НАТО лежит в осуществлении упомянутых выше намерений создать новые механизмы сотрудничества и партнерства. Если на этом поприще будет достигнут ощутимый успех, Россия по-другому может отнестись к начавшемуся расширению НАТО на восток, особенно если это расширение затронет постсоветское пространство, а именно страны Балтии. Без достижения таких договорённостей опасения России в связи с расширением НАТО сохранят свою силу, что и будет висеть тяжелым грузом, препятствующим истинной нормализации отношений.
Представляется, что интенсивная работа по конкретному претворению в жизнь принципов истинного партнерства России и НАТО усилит позитивные тенденции во взаимоотношениях нашей страны с Западом. Она же снимет или ослабит остроту сопротивления противоположных тенденций, ещё
оказывающих заметное влияние на политику обеих сторон, официально провозгласивших курс на взаимодействие в условиях современного мира.
♦ ♦ ♦
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТИ ХИМИЧЕСКОГО РАЗОРУЖЕНИЯ
Ф. Маурин,
военный эксперт
После событий 11 сентября 2001 г. в мире многократно возросло внимание к химическому разоружению. Если раньше химическое оружие (ХО) рассматривалось как возможное средство нападения, то сейчас к нему относятся как к потенциальному оружию террористов. Трагедия в токийском метро показала опасность химического терроризма.
Основные держатели химического оружия -Россия и США, между ними были подписаны первые соглашения о сотрудничестве в области уничтожения ХО. С 1994 г. специалисты России и США работают над безопасными методами его уничтожения. Сотрудничество вылилось в создание объекта по уничтожению ХО в Щучанском районе Курганской области. На комплексе используются оптимальные и наиболее безопасные методы уничтожения, которые прошли всестороннюю экспериментальную оценку специалистами обеих стран. Технологическая часть (нейтрализация отравляющих веществ) разработана ведущими специалистами России, а система термического обеззараживания металлических корпусов боеприпасов (после извлечения из них ОВ) успешно используется на объектах уничтожения химического оружия в США. Кроме того, разрабатываемая для объекта в Щучьем система управления технологическими процессами аналогична системам управления действующих объектов уничтожения химического оружия в США.
Уничтожение ХО - не только сложная техническая задача, но и серьезная политическая проблема. Десятилетиями Россия и США смотрели друг на друга как на вероятных противников. Сейчас, когда идет сближение двух стран, любые совместные проекты находят и сторонников, и оппонентов. Последних зачастую больше. Они утверждают, например, что, оказывая помощь в уничтожении химического оружия, США снижают военный потенциал России. В этой ситуации очень важно объективно оценивать складывающуюся обстановку, чтобы исключить всякое недопонимание и подозрение.
Американцы - прагматичные люди, они рассматривают уничтожение химического оружия в России с точки зрения своих интересов, однако не забывают при этом как о мировой, так и европейской безопасности. С химическим оружием воен-
Вып. 4
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
апрель 2002 г.
ный потенциал России действительно был выше, чем без него. Но США в соответствии с международными соглашениями также уничтожают свое химическое оружие, причем куда более быстрыми темпами. Россия, уничтожив разрывные заряды и взрыватели химических снарядов и передав их корпуса с отравляющими веществами внутри из Министерства обороны гражданскому ведомству -Российскому агентству по боеприпасам, показала, что эти боеприпасы перестали быть оружием, и их дальнейшее уничтожение не окажет влияния на уровень военного потенциала страны.
Некоторые российские эксперты полагают, что финансовая помощь России со стороны США должна оказываться напрямую, а не через американские фирмы. Если бы помощь в строительстве объектов УХО оказывалась напрямую, и при этом с использованием более дешевого российского производства и рабочей силы, затраты могли бы быть снижены примерно в 10 раз. Однако мировая практика возведения крупных объектов по государственным проектам сводится к тому, что строительство осуществляется коммерческой компанией (или компаниями), выигравшей конкурс, объявленный правительством. Эта компания, как правило, осуществляет общее руководство проектом и привлекает другие фирмы для выполнения отдельных его элементов.
Конкурс по созданию объекта в Щучьем выиграла компания «Парсонс». Она проектировала объекты по уничтожению химического оружия в США, участвовала в их строительстве, имеет огромный опыт возведения сложных индустриальных объектов, в том числе и в России. «Парсонс» осуществляет общее руководство проектом, разработкой же и созданием технологических линий, проектированием самого объекта; его строительством занимаются как раз российские компании, связанные с «Парсонс» контрактом. Российское агентство по боеприпасам (на правах министерства) руководит созданием объекта и отвечает за его инфраструктуру. Более того, в перспективе планируется создание совместной дирекции строящегося предприятия, которая будет работать непосредственно в Щучьем.
Есть некоторое непонимание и в области финансирования проекта. Конкретную сумму помощи конгресс США определяет каждый год. Этот механизм, считает российская сторона, не позволяет планировать долгосрочные проекты. Но, принимая решение о создании российского объекта по уничтожению химического оружия, правительство США заявило, что планирует выделить на это 880 млн. долл. Как и в любой стране, государственный бюджет формируется каждый год, и ежегодно конгресс США определяет объем финансовой помощи России. Поэтому заявление о том, что США не выделили сразу всю сумму, и потому трудно планировать строительство объекта, американская сторона считает некорректным и, в свою очередь, адресует упрек России: программа уничтожения химического оружия в РФ оценивается примерно в 92,5 миллиарда рублей, но в 2002 г. выделено бюд-
жетом только 5,4 миллиарда, тем не менее, никто не говорит, что из-за этого невозможно планировать и строить объекты уничтожения ХО на других арсеналах.
Российская сторона недовольна тем, что США настаивают на свозе всех имеющихся нервно-паралитических, то есть фосфорорганических ОВ, а их примерно 30 тыс. тонн, в Щучье. При планируемой мощности первой очереди завода в 500 тонн в год процесс уничтожения растянется на десятки лет, и Россия не уложится в отведенные Конвенцией «О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и об его уничтожении» сроки. У американцев здесь свои резоны. Отсутствие реального планирования с российской стороны и жесткого контроля сроков создания объекта в Щучьем вызывает опасение у правительства США по поводу строительства других объектов уничтожения химического оружия в РФ. Отсюда и требование уничтожения всего оружия в Щучьем. При международном контроле и финансовом содействии США и других стран-доноров можно надеяться на создание и функционирование этого объекта. По мнению американских специалистов, возможно наращивание его производительности, что позволит уложиться в установленные Конвенцией сроки. Не следует, однако, забывать и о том, что вторую очередь объекта в Щучьем (мощностью 1600 тонн в год) Россия должна строить сама и на свои деньги.
Камнем преткновения стало и отсутствие координации международной помощи. По мнению российской стороны, США захватили рычаги управления помощью других стран. Для наглядности посмотрим, каковы размеры помощи в уничтожении химического оружия, оказываемой России из-за рубежа, и на что предполагается ее направить.
США предполагают в течение ряда лет оказать России финансовую помощь в размере $888 млн. На проектирование и подготовку строительства объекта УХО в Щучанском районе Курганской области уже потрачено $260 млн.
Предполагаемая финансовая помощь остальных стран в совокупности составляет около $70 млн. Планируется направить ее на создание следующих объектов:
Канада - $224 тыс. на проектирование подъездных путей к ОУХО Щучанского арсенала и строительство линий электропередачи.
Великобритания - утверждена программа содействия России и выделения в течение четырех лет от $11,4 до 17,1 млн. на создание инженерной и социальной инфраструктуры г. Щучье.
Финляндия - $536 тыс. либо для Щучанского ОУХО, либо для объекта в п. Горный Саратовской обл.
Италия - $6,9 млн. в течение трех лет для финансирования части строительства газопровода для ОУХО Щучанского арсенала.
Норвегия - $878 тыс. Объект финансирования еще не определен.
Вып. 4 ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ апрель 2002 г.
Европейский Союз - $2,2 млн. на создание инфраструктуры г. Щучье и управленческую поддержку деятельности Российского агентства по боеприпасам, в частности, дирекции строящегося объекта в Щучьем; выделяет средства для завершения строительства ОУХО в п. Горный Саратовской области.
Швеция - $1,3 млн. для ОУХО либо в Щучьем, либо в п. Горный Саратовской области.
Швейцария - рассматривает возможность выделения от $17,5 млн. до $30 млн.
Европейский Союз -Нидерланды - около $10 млн. на строительство высоковольтных линий электропередачи, включая трансформаторные подстанции на ОУХО в п. Горный.
Финляндия - осуществляет финансовую поддержку ряда строящихся российских ОУХО.
Германия - осуществляет поставку специального оборудования и средств контроля на ОУХО в п. Горный.
Швеция - финансирует проекты по оценке рисков (уровней аварийной потенциальной опасности) арсеналов хранения ХО и объектов УХО в ряде субъектов РФ.
Ряд экспертов считает, что при такой структуре помощи США, как главный ее поставщик, вправе претендовать на роль координатора.
Тормозом в процессе химического разоружения может стать оплата дорогостоящих инспекций международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Их количество год от года возрастает. Пока не созданы объекты по уничтожению ХО, ежегодные затраты на взнос в ОЗХО и проверки не превышают 1 млн. долл., но уже с этого года вводится постоянное присутствие международных инспекторов, и на проверку каждого объекта потребуется не менее 3 млн. долл. Сутки нахождения одного инспектора на территории России обходятся в 350 долл.
ОЗХО пытается поставить под дорогостоящий (150 тыс. долл. в год) контроль даже переработку фосгена, который в «мирной» промышленности, хотя и в значительно больших количествах, не контролируется вовсе. Грозит контроль и адамситу, не внесенному в списки по Конвенции.
Россия недовольна и тем, что США требуют назвать якобы не объявленные запасы химического оружия, уничтожить бывшие объекты по производству химического оружия в Новочебоксарске и Волгограде, хотя выполнены международные требования по их конверсии, тем, что США пытаются увязать помощь в уничтожении ХО с программами по биологическому и даже ядерному оружию. Обе стороны выдвигают кажущиеся им логичными аргументы и контраргументы.
Можно долго рассуждать, плохо или хорошо, что США помогают России уничтожать запасы химического оружия, и искать подводные камни этого сотрудничества. Между тем, даже при имеющейся помощи, Россия вынуждена отодвинуть сроки окончательного уничтожения своих 40 тыс. тонн ОВ на пять лет - с 2007 на 2012 год. Целесообразнее было бы подумать над тем, как решить
проблемы, препятствующие строительству объекта в Щучьем; согласовать и строго выполнять график строительства объекта, устранить существующие барьеры в финансировании, связанные с налогообложением предоставляемой помощи, четко координировать взаимодействие российской и американской части проекта. Только обоюдное стремление к сотрудничеству поможет России и США уничтожить химическое оружие в наших странах.
Тем более, что, по словам начальника Управления конвенционных проблем химического и биологического оружия Российского агентства по боеприпасам А.Горбовского, в химических лабораториях мира синтезируются десятки и сотни химикатов с токсичностью зарина и ВИ-газов, которые могут быть использованы для производства химического оружия. Но они не входят в списки,
контролируемые в соответствии с Конвенцией.
♦ ♦ ♦
РОССИЯ И НАТО: ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
В.Орлов,
директор ПИР-Центра,
консультант ООН по вопросам образования
А.Хлопков,
директор образовательных проектов ПИР-Центра
Новый политический климат, складывающийся в отношениях России и Запада после решения президента В.Путина поддержать международную антитеррористическую коалицию, может стать благоприятным не только для решения проблемы расширения НАТО на восток и выбора модели европейской безопасности, осложнявших отношения России и Североатлантического союза в последние годы, но и эффективного решения практических задач, в частности, проблемы образования и повышения квалификации специалистов в области нераспространения ОМУ.
Проблеме образования в области нераспространения ОМУ уделяется все большее внимание на самом высоком международном уровне. 20 ноября 2000 г. ГА ООН по рекомендации Консультативного совета по проблемам разоружения единогласно приняла резолюцию «Исследование ООН по образованию в области разоружения и нераспространения». В этом документе Генеральная ассамблея поручила Генеральному секретарю ООН подготовить данное исследование при содействии группы компетентных государственных экспертов и представить его на рассмотрение 57-й сессии ГА ООН (2002 г.).
Следует отметить, что в России также стали уделять повышенное внимание роли образования в формировании политики и культуры нераспространения ОМУ и средств доставки. Это происходит и на государственном, и на неправительствен-