Научная статья на тему 'Россия и межцивилизационные отношения'

Россия и межцивилизационные отношения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
200
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лункин Роман Николаевич

26 октября 2009 года в Институте Европы РАН состоялась приуроченная к юбилею Арнольда Тойнби конференция Межцивилизационные отношения в кризисных и пост-кризисных условиях, во время которой было затронуто как влияние мирового финансового кризиса на различные страны, так и будущее диалога цивилизаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и межцивилизационные отношения»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

РОССИЯ

И МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

26 октября 2009 года в Институте Европы РАН состоялась приуроченная к юбилею Арнольда Тойнби конференция "Межцивилизационные отношения в кризисных и пост-кризисных условиях", во время которой было затронуто как влияние мирового финансового кризиса на различные страны, так и будущее диалога цивилизаций.

Суть цивилизационного дискурса, как отметил в своём вступительном слове директор ИЕ РАН академик Н.П. Шмелёв, заключается либо в противостоянии, либо в столкновении, либо в слиянии цивилизаций. Однако при этом надо необходимо иметь в виду, кто будет играть ведущую роль в мире (по мнению Шмелёва, это может быть Китай). Если США решатся бомбить Иран, то столкновение цивилизаций начнётся с новой силой.

Главным волнующим участников конференции вопросом остаётся вопрос о том, что будет с Россией - самодостаточной цивилизацией по своему духовному и умственному потенциалу. По словам Шмелёва, Россия с энтузиазмом вклинилась в международную экономику и поставила себя в зависимость от импорта, перейдя все границы безопасности и во многом потеряв значительную часть учёных - "наши мозги". Тем не менее при таком количестве мучительных проблем, которые существуют у нас, у России не получится жить в ограниченной и взвешенной самоизоляции. Все равно на кого-то надо будет ориентироваться - на Китай или на Европу. Как подчеркнул академик Шмелёв, "Я верю в то, что есть 51% в пользу того, что мы останемся в европейском ареале, но можем не удержать той территории, что находится за Уралом".

С докладом "Мировой кризис и выбор пути" на конференции выступил д.э.н. А.И. Бельчук (Всероссийская академия внешней торговли РФ), который задался вопросом о том, будет ли меняться западная цивилизация в условиях кризиса. Согласно концепции А. Тойнби, характерным для цивилизации является феномен "ответа-и-вызова", то есть готовность цивилизации дать адекватный ответ в нужный момент. Вызовами являются: перемещение центра силы в мире в другие точки, например, в Китай; ожидание, что в ходе кризиса рухнет всё, но рухнули именно мы; нанесение удара по имиджу рыночной экономики и т. д. В современном мире, отметил Бельчук, всё происходит намного быстрее, чем раньше, а поэтому эффективность ответа цивилизации, отдельных государств, будет известна уже через 10-20 лет. По мнению Бельчука, в нынешних условиях уже не может существовать безграничный рост потребления, но сама рыночная экономика не в состоянии его ограничить. Все критикуют рыночную экономику за гедонизм, но и всё же стараются быть состоятельными людьми. Единственным ограничителем в данном случае могут быть лишь ценности, но этот ограничитель оказался нарушенным.

Свой взгляд на глобальные изменения в настоящем и будущем в докладе "Эволюция взглядов на проблемы межцивилизационных отношений" представил член-

корреспондент РАН Т.Т. Тимофеев, руководитель Центра межцивилизационных исследований ИЕ РАН. Хотя западная цивилизация, по его словам, сохраняет свое сильное влияние, но уже постепенно стал применяться термин "постамериканский мир" - именно так называется книга известного политолога Фарида Закария, который в своей работе опирается в том числе и на Тойнби. Как отметил Тимофеев, кризис нанёс удар по неолиберализму, но это не означает его поражения - он силён и в условиях кризиса. Уже сейчас идёт новая волна поглощения компаний разного типа и роста крупных корпораций. Засилье крупных монополий вызвало кризис, но выход из кризиса происходит в условиях дальнейшего усиления крупнейших олигархических конгломератов. Тимофеев подчеркнул, что Тойнби считал XXI век веком глобальной цивилизации, которая будет построена на экуменических духовных основах. При этом, отметил Тимофеев, не надо поддерживать алармистские настроения в отношении Китая, который представляет собой мощную инновационную цивилизацию. Тойнби также признавал существование православной христианской цивилизации в России, особенность которой заключается в освоении новых земель и большой роли миграции. Должно быть взаимодействие цивилизаций, в том числе - взаимообогащение опытом Китая и России, заключил Тимофеев.

Заместитель директора ИЕ РАН д.полит.н. Ал.А. Громыко посвятил свой доклад "Межкультурные интеграционные модели в Европейском Союзе" проблемам миграции. В отличие от других исторических миграций большинство среди мигрантов второй половины ХХ века составляют мусульмане. Кроме того, мусульмане уже перестали стремиться интегрироваться в местную культуру. Разные страны Европы предлагают различные модели восприятия мигрантов - ассимиляционная модель господствует во Франции и Дании, мягкая ассимиляция происходит в Финляндии и Швеции, мультикультурализм характерен для Германии и стран Бенилюкса. По мнению Громыко, необходимо использовать положительные стороны миграционных процессов. Взаимодействие различных этнических обществ, ценностное разнообразие идут на пользу и могут сделать страну, её культуру крепче. Лишь в половине государств мира ведущая этническая группа составляет 75 % населения. В Европе, по словам Громыко, мигранты становятся гражданами Евросоюза, избавляются от комплексов, но при этом ассимилироваться не хотят. Формируется многосоставное и нестабильное общество, подверженное этническому национализму. Потенциал конфликтогенности растёт по мере навязывания западных ценностей по всему миру. Как отметил Громыко, "будем надеяться, что Европа не превратится в новый Вавилон, который рухнет под тяжестью своего тщеславия".

Будущее развитие человечества в контексте международных отношений было проанализировано в докладе "Перспективные тенденции партнёрства цивилизаций" Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ В.В. Попова, директора Центра партнёрства цивилизаций, к.и.н., МГИМО МИД (У). Попов подчеркнул, что в ближайшие десятилетия изменится соотношение сил в мире - уже сейчас роль США падает, а Китая, Индии и Латинской Америки растёт. Если ситуация будет так развиваться и дальше, то, к примеру, может встать вопрос о том, выживет ли Израиль самостоятельно. После 11 сентября 2001 года казалось, что Соединённым Штатам нет противовеса, но исламский мир отверг идеологию западной цивилизации и стал выступать независимо. Исламская цивилизация - это 1,5 млрд человек, религия которых говорит о необходимости, прежде всего, быть покорными Богу. Кроме того, в исламе не было реформации, и мечеть не отделена от государства. В большинстве мусульманских государств, кроме Турции, ислам - это государственная религия. Ислам является религией солидарности и воспитывает острое чувство самопожерт-

Научная жизнь

145

вования, о чём говорят непрекращающиеся теракты. Он находится на острие борьбы против Запада. В Ираке около 2 тысяч человек уже отдали свои жизни в борьбе против США, а в Афганистане ежегодно готовится по 200 самоубийц.

Конфронтация по линии Запад-Ислам, по мнению В. Попова, будет только возрастать по мере усиления исламского мира. Для Европы уже сейчас миграция представляет собой большую опасность, которая ставит вопрос о том, какие корни и культура будут у европейцев в будущем. На эти проблемы накладывается конфронтация на Ближнем Востоке, где 5,5 млн евреев противостоят 370 млн арабов. Если в ближайшие 5-7 лет, как подчеркнул Попов, этот вопрос не будет решён, то будет поставлен вопрос об Израиле как таковом. Другой кризис - иранский - тесно связан с кризисом иракским. Если американцы не договорятся с Ираном, то уход из Ирака будет кровавым для США, даже хуже, чем это было во Вьетнаме. Пока неясно, отметил Попов, как эти кризисы будут накладываться друг на друга. На горизонте появляется также афгано-пакистанский конфликт. В Пакистане есть ядерное оружие, а талибов в Афганистане курируют генералы из Пакистана. Если к власти в Пакистане придут радикальные военные, то они смогут шантажировать мир ядерным оружием - хорошо, если будет именно шантаж, главное, чтобы сначала не применили оружие, подчеркнул Попов. Остаётся надежда на то, что все понимают, что они находятся в одной лодке. Нужно менять принципы международного права, вводить туда принципы ненасилия и терпимости; нельзя навязывать свои взгляды силой. Нужно поддерживать также любой межрелигиозный диалог, который имеет свои ограничения; экуменические отношения для православия и ислама - это весьма сложная проблема.

Как подчеркнул в своём докладе "К вопросу о месте моноцивилизационных и мультикультурных общностей в условиях глобализации" профессор РГГУ д.филос.н. А.И. Липкин, парадигма, адекватная новой ситуации, ещё не выработана - множество социальных групп выдвигает свои идеи и не слушает друг друга.

Выступая в ходе дискуссии, зав. отделом экономических и социальных исследований ИЕ РАН, к.э.н. А.А. Масленников отметил, что все попытки подавить исламское или какое-либо другое инакомыслие безнадежны и бессмысленны. Представители ислама воспитывают целеустремлённых шахидов, "святых" - при жуткой безработице и богатых дворцах элиты; в кавказских республиках шахиды считаются "носителями правды". По мнению Масленникова, необходимо обновление ООН, которое бы соответствовало новой цивилизационной структуре мира. Пока же и мировое сообщество, и Россия делают много ошибок: Россия часто слепо следует в фарватере американской политики в Афганистане и Ираке, тогда как в России есть свои трудности: уменьшается доля трудоспособного населения, 6 млн наркоманов и 11 млн инвалидов. Россия, отметил Масленников, - мультинациональная и мульти-цивилизационная страна, которой надо оставаться котлом различных культур.

Идею Масленникова об обновлении ООН поддержал директор Центра партнерства цивилизаций, к.и.н., МГИМО МИД (У) В.В. Попов. По его мнению, ООН является гениальным изобретением, за создание ООН надо было бы дать Нобелевскую премию. Срочное обновление этой организации с учетом цивилизационного многообразия является в настоящее время императивной идеей. Россия и её циви-лизационная школа могли бы сыграть в этом большую роль. Как отметил Попов, к 2023 году число мусульман в мире превысит число христиан - в настоящее время в мире 1,9 млрд христиан и 1,5 млрд мусульман. Огромной проблемой являются 200 млн мусульман в Индии и по разным оценкам от 30 до 100 млн мусульман в Китае (КНР с трудом может справиться с сепаратизмом в Синьдзянь-Уйгурском автономном округе, где проживают мусульмане).

Свои замечания по поводу докладов высказал руководитель Центра французских исследований ИЕ РАН, д.и.н. Ю.И. Рубинский. О столкновении и диалоге цивилизаций, по его мнению, говорили не только Тойнби и Хантингтон, но и Шпенглер. По словам Рубинского, во время кризиса многие критики суперпотребления не говорят о том, что капитализм много потреблял, а говорят, что он изменил своему истинному призванию - этике труда и самоограничения как общественной функции. И хоронить западный мир и капиталистическую экономику пока рано. По мнению Рубинского, говоря о возвышении Китая, Индии и Латинской Америки, надо понимать, что у каждой из этих стран свой вариант решения проблем, и их нельзя воспринимать как единое целое. Если темпы роста в этих странах и высокие, то процент ВВП на душу населения низкий.

Нынешний мировой кризис, подчеркнул д.полит.н. А.В. Виноградов (ИДВ РАН), уникален в истории, поскольку является первым спекулятивным кризисом экономики знаний. Китай находит пути преодоления кризиса, а значит - получит преимущества. Россия же предстаёт молодой цивилизацией - если мы создадим свою экономическую модель, то преодолеем кризис. Виноградов заметил также то, что страны БРИК - это не просто статистическая группа. Они показывают принципиальную возможность альтернативы западному пути развития.

В конце конференции выступили первый заместитель директора ИЭ РАН, член-корреспондент РАН Д. Сорокин и заместитель директора ИЕ РАН профессор В.П. Фёдоров. В настоящее время, считает Фёдоров, существует кризис недопроизводства, так как денежная масса превышает производство, не соответствует развитию различных отраслей и сфер, которые не доходят до стадии перепроизводства. Сейчас, по его мнению, намечается выход из кризиса с помощью полукейнсианских методов, то есть накачивания системы деньгами, национальными средствами, но государства всё ещё боятся делать это активнее. Как заявил Фёдоров, странно слышать, что кризис цивилизаций - это кризис морали и потребительской культуры: "Неужели в этой связи надо поменять природу человека?"

По мнению Д. Сорокина, трудно не согласиться с недавним утверждением академика РАН А. Гринберга о том, что специфика геоэкономического и геополитического положения России заключается, помимо прочего, в том, что различные зоны испытывают разные внешние притяжения: европейская часть страны и Урал ориентированы на объединяющуюся Европу; Дальний Восток и значительная часть Сибири на азиатско-тихоокеанское пространство (Японию, Южную Корею, Китай); российские регионы, приближенные к южным границам, от Северного Кавказа до Восточной Сибири, на соседние страны СНГ, страны мусульманского мира, а также Китай. России, по мнению Сорокина, не надо выстраивать стратегию, ориентируясь только на какое-то одно цивилизационное ядро, не важно - китайская это цивилизация или европейская. Необходимо выстраивать свою собственную стратегически продуманную политику. Задача такой стратегии - это, прежде всего, реально обеспечить переход страны к инновационному обновлению. Без этого, как с очевидностью, отмечали многие участники конференции, в стремительно меняющемся мире России вряд ли удастся сохранить хрупкое равновесие и баланс столь разных культур и регионов, которые уже находят себе ориентиры за пределами страны.

Роман Лункин, к.ф.н., с.н.с., сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.