Научная статья на тему 'РОССИЯ И КИТАЙ В ЭПОХУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ ХХI ВЕКА'

РОССИЯ И КИТАЙ В ЭПОХУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ ХХI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФЛАЙН И ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-КАМПУС / ОНЛАЙН-КУРС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Н. В., Чжан Лу, Хворостов Д. А.

Авторы данной статьи анализируют сложившуюся кризисную ситуацию в Китае и России, возникшую из-за вспышки COVID-19, которая оказала особое влияние на высшее образование, из-за чего изменилась обучающая среда, сделавшая педагога и студента виртуальными партнерами в процессе педагогического сотрудничества. Резкий переход от офлайн к онлайн-формату обучения - привел мир к самой большой образовательно-экологической реформе в ХХ1 века. В статье дается попытка рассмотрения сложившейся ситуации в двух странах, в процессе исследования авторы выявляют особенности, общее и частное, а также, выявляют проблемы, пути и опыт их решений. Авторы приходят к выводу, что данный процесс необратим, и наступило время искать адекватные методы архитектуры среды онлайн обучения. В заключении авторы определяют сложившуюся ситуацию, как отправную точку в изменениях, которые произошли в современной системе высшего образования. В ближайшие годы, по мнению авторов, оно станет смешанным: офлайн формат будет сочетать цифровые технологии с онлайн-форматом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND CHINA IN THE ERA OF EDUCATIONAL AND ENVIRONMENTAL REFORM OF THE XXI CENTURY

Authors of this article analyze the developed crisis situation in China and Russia arisen because of flash of COVID-19 which had a special impact on the higher education because of what the training environment which made the teacher and the student virtual partners in the course ofpedagogical cooperation changed. Sharp transition from offline to a training online format - led the world to the biggest educational and ecological reform in the XXI centuries. In article the attempt of consideration of current situation in two countries is given, in the course of the research authors reveal features, the general and private and also, reveal problems, ways and experience of their decisions. Authors come to a conclusion that this process is irreversible, and there came time to look for adequate methods of architecture of the environment training online. In the conclusion authors define current situation as a starting point in changes which happened in the modern higher education system. In the next years, according to authors, it will become mixed: offline the format will combine digital technologies with an online format.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ И КИТАЙ В ЭПОХУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ ХХI ВЕКА»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.1/ 007.51 МАРТЫНОВА Н.В.

кандидат педагогических наук,доцент кафедры «Дизайна, декоративно-прикладного искусства и этно-культуры» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» E-mail: [email protected] ЧЖАН ЛУ

аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», Преподаватель, Хэбэйской академии изящных искусств, г. Шицзячжуан, Китай E-mail: [email protected] ХВОРОСТОВ Д.А.

доктор педагогических наук, профессор РАО, заведующий кафедрой дизайна, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

UDC: 378.1/ 007.51 MARTYNOVA N.V.

Candidate of Ppedagogics, Associate Professor of the Department of Design, Arts, Crafts and Ethno Culture Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Pacific National University" E-mail: [email protected] ZHANG L.U.

Graduate Student, Pacific National University, Teacher of Fine Art of Hebei Academy of Fine Arts, Shijiazhuang, Hebei

province, China E-mail:[email protected] KHVOROSTOV D.A. Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of RAO, Head of the Department of Design, Orel State University E-mail: [email protected]

РОССИЯ И КИТАЙ В ЭПОХУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ ХХ! ВЕКА RUSSIA AND CHINA IN THE ERA OF EDUCATIONAL AND ENVIRONMENTAL REFORM OF THE XXI CENTURY

Авторы данной статьи анализируют сложившуюся кризисную ситуацию в Китае и России, возникшую из-за вспышки COVID-19, которая оказала особое влияние на высшее образование, из-за чего изменилась обучающая среда, сделавшая педагога и студента виртуальными партнерами в процессе педагогического сотрудничества. Резкий переход от офлайн к онлайн-формату обучения - привел мир к самой большой образовательно-экологической реформе в KKI века. В статье дается попытка рассмотрения сложившейся ситуации в двух странах, в процессе исследования авторы выявляют особенности, общее и частное, а также, выявляют проблемы, пути и опыт их решений. Авторы приходят к выводу, что данный процесс необратим, и наступило время искать адекватные методы архитектуры среды онлайн обучения. В заключении авторы определяют сложившуюся ситуацию, как отправную точку в изменениях, которые произошли в современной системе высшего образования. В ближайшие годы, по мнению авторов, оно станет смешанным: офлайн формат будет сочетать цифровые технологии с онлайн-форматом.

Ключевые слова: офлайн и онлайн образование, онлайн-кампус, онлайн-курс, образовательный контент, образовательная онлайн-платформа.

Authors of this article analyze the developed crisis situation in China and Russia arisen because of flash of COVID-19 which had a special impact on the higher education because of what the training environment which made the teacher and the student virtual partners in the course ofpedagogical cooperation changed. Sharp transition from offline to a training online format - led the world to the biggest educational and ecological reform in the XXI centuries. In article the attempt of consideration of current situation in two countries is given, in the course of the research authors reveal features, the general and private and also, reveal problems, ways and experience of their decisions. Authors come to a conclusion that this process is irreversible, and there came time to look for adequate methods of architecture of the environment training online. In the conclusion authors define current situation as a starting point in changes which happened in the modern higher education system. In the next years, according to authors, it will become mixed: offline the format will combine digital technologies with an online format.

Keywords: offline and online education, online campus, online course, educational content, educational online platform.

Введение. Вспышка ТОУЮ-^ оказала особое влияние на глобальный мир 2020 года, вызвав феномен необратимых изменений в экономике всех государств и жизни их граждан, нарушив традиционный уклад жизнедеятельности людей в учебе, работе, отдыхе и развлечениях. В средствах массовой информации феномен

этого влияния и его последствия все чаще называют термином «коронакризис». Его влияние затронуло все уровни системы непрерывного образования, что привело к массовому закрытию образовательных организаций. Правительства 135 государств объявили о переводе образовательного процесса в университетах на дис-

© Мартынова Н.В., Чжан Лу, Хворостов Д.А. © Martynova N.V., Zhang L.U., Khvorostov D.A.

танционный режим уже к середине марта 2020 года. В Китае, 170 миллионов учащихся перешли на дистанционное обучение буквально с нуля уже с 17 февраля 2020 года. Китай в крайне сжатые сроки ввел отечественную онлайн-платформу образования, до того не существовавшую, которая включила в себя, кроме образовательного контента, рекламно-информационные ресурсы по профилактике вируса, воспитания патриотизма у подрастающего поколения, мотивационные видео, настраивающие на учебу и онлайн-консультации психологов.

Университеты России, в которых обучается более 4 миллионов студентов, перешли на дистанционное обучение позднее на месяц, с 16 марта 2020. Валерий Фальков, Министр науки и высшего образования РФ, назвал сложившуюся ситуацию «отправной точкой в изменениях, которые произойдут в системе высшего образования в ближайшие 5-10 лет, и заявил, что очное образование, которое было до коронавируса, и то, которое будет после, - это две разные сущности [9]». По его мнению, оно «станет смешанным, и будет сочетать цифровые технологии с онлайн-форматом [9]». Реальность такова, что резкий переход от офлайн к онлайн-формату обучения в России, показал не готовность к экстренной «эвакуации» вузов в дистанционную среду. Мир оказался на пороге самой большой образовательно-экологической реформы XXI века.

Другая реальность в том, что часть дисциплины, где необходимо взаимодействовать с материальными объектами в специально созданной художественной среде, а именно подготовки художников, дизайнеров, архитекторов и артистов, невозможно полностью перенести в онлайн- формат.

Резкое изменение образовательной среды вузов художественных направлений, а именно способов обучения в них, ресурсов и средств, методов обучения, понятий об управлении образовательным процессом и контроле его качества, а также многие другие непредвиденные аспекты, привели к резкому снижению числа студентов, удовлетворенных онлайн освоением профессиональных компетенций посредством компьютера.

1. Коронокризис: опыт онлайн образования в России и Китае.

Новая реальность, в которой оказались вузы России и Китая, выявила проблему, связанную с качеством образовательного контента, которая показала разницу между формой онлайн-обучения и вынужденной формой организации дистанционного обучения в чрезвычайной ситуации, где одинаковым является лишь то, что они опираются на одинаковые технологические платформы. Не все руководители и педагоги осознали, что в основе лежит иной педагогический дизайн. Опыт показал, что курсы, реализованные очно, крайне сложно быстро и без потерь перенести в онлайн, так как, по сути, он для этого не предназначен. Одни «университеты механически перенесли учебный процесс из «физической» в электронную среду по обычному рас-писанию[9]», на собственные или внешние площадки системы дистанционного обучения. Другие вузы опера-

тивно увеличили долю самостоятельной работы студента с использованием цифровых технологий в режиме отложенного времени («асинхронное» обучение). Так как в онлайн-обучении заложен иной педагогический дизайн, то его инструментами еще не овладели в должной мере большинство преподавателей, которые вынуждены самообразовываться, в процессе взаимодействия с обучающимися. Третьи стали внедрять программы созданные другими вузами, и открытые к широкому доступу в ИНТЕРНЕТ. Так по данным Института образования Высшей школы экономики (Россия), наибольшей популярностью в настоящее время пользуются платформы: национальные «Открытое образование», Универсариум и зарубежная коммерческая Coursera. Разница между ними очевидна. Платформа типа Coursera в большинстве своем рассчитана на курсы в 1-2 месяца, и предполагает освоение узких тем в интенсивном режиме, который сложно интегрировать в традиционную систему российских вузов, рассчитанную на семестр или год. Напротив, платформа ««Открытое образование» предлагает курсы отечественных университетов, которые соответствуют российским государственным стандартам и учебно-тематическим календарным планам, а значит, их легче всего встроить в образовательный процесс[9]» любого российского вуза, а перед администрацией, лишь встает задача сделать такую систему, комфортной как для преподавателя, так и студента. Одна сложность, и не менее важная, в этом случае - готовность преподаватель самому пройти обучения и увидеть, как его содержание соотнести со своими возможностями и интересами студенческой аудитории, прежде чем его интегрировать в учебный процесс своего онлайн-курса. В Китае педагоги активно используют популярные мессенджеры WeChat, программу обмена сообщениями Tencent QQ, Ding Talk, популярное приложение DingDing, Weibo, которые позволяют быстро отвечать на вопросы студентов в режиме реального времени, но на плечи преподавателя ложится необходимость разработать систему оценивания знаний, так как тестами далеко не все можно проверить. Некоторые вузы Китая, например, нашли выход в оценивании работ студентов, выполненных на «сторонних» онлайн-курсах. Так цифровые образовательные системы типа Zoom и Skype увеличили возможности Российских вузов в отношении прямой коммуникации. Но аналитика с таких площадок не даст никаких результатов, по причине того, что большие размеры файлов видеозаписи, мало кто захочет просматривать. Многие преподаватели, старшего поколения, охотнее всего пользуются уже ставшими для них привычными: электронной почтой или популярными в социальной сети России бесплатными мессендже-рами (WhotsApp, Viber, Telegram, Skype). Несомненно, они более удобны для общения, консультирования или контроля студентов, но эти массивы информации проконтролировать или собрать для отчета перед руководством - практически невозможно.

В системе непрерывного образования России и Китая COVID-19 изменил традиционный способ обу-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

чения, содержание образовательного продукта, методы и способы управления образовательными процессами. Учебник больше не является для обучающегося неоспоримым средством извлечения информации и знаний. Эффективность дистанционного образования напрямую зависят от индивидуальных потребностей обучающихся, их организованности, и способности образовательной организации обеспечить разнообразные подходы, в том числе индивидуальность обучения. Несомненно, как педагоги, так и студенты встретили большие трудности в переходе на цифровой формат обучения.

В нашем исследовании мы выявили некоторые проблемы, с которыми встретились педагоги и обучаемые в Китае в условиях пандемии (Таблица 1):

1. Практически повсеместное отсутствие образовательного опыта у педагога работы в режиме онлайн. Традиционная образовательная модель художественного образования основана на реалистическом образовании и методу работы с натуры, освоении профессиональных компетенций на практике в тесном сотрудничестве с педагогом. Затруднения, связанные с организацией процесса демонстрации и тесного контакта учитель-ученик в онлайн обучении стало проблемой, как для педагога, так и студента.

2. Программное обеспечение онлайн обучения не используется в полной мере по причине не владения информацией, поэтому используются популярные и потому наиболее удобные (привычные) платформы: WeChat ТепсеП QQ, DingDing. Многие платформы не удобны, операционный процесс тяжел, не удобен для иностранных учителей (так как представлен на китайском языке), это затрудняет работу во времени и гибком использовании программ. Иногда требуется совмещения нескольких образовательных платформ, а также при переключении с одной на другую, учителя и студенты испытывают недостаток времени, а также визуальный перегруз во взаимодействии с компьютером приводит к визуальной усталости и неврозам.

3. Проблема наличия или отсутствия профессиональных электронных устройств, заменяется онлайн обучением на мобильных телефонах и планшетах. Для дизайнеров требуются мощные компьютеры, снабженные графическими редакторами, которые были в наличии специально-организованных компьютерных и дизайнерских лабораториях, но отсутствуют в домашних условиях.

4. Многие студенты, находившиеся на каникулах дома оказались в условиях изоляции, где нет скоростной сети ИНТЕРНЕТ (сельская местность, отдаленные гористые области). А также региональные различия и разницы в часовых поясах с иностранным педагогом, который так же оказался в условиях изоляции в своей стране (например, педагог из России испытывает неудобства выхода на онлайн-связь с разницей в часовых поясах, например Хабаровск - 2 часа, а в Москве и СПб в 7-9 часов). Прерывание связи во время трансляции занятий педагогом, которые сигнализируют о невозможности своевременного завершения занятия, а значит идет психическая «перегрузка», усталость и раздражение, как у педагога, так и у студентов, что приводит к профессиональному выгоранию и потерей интереса к занятиям у студентов.

5. Недостаток в интерактивности онлайн обучения. Дистанционное обучение, как говорится, является «классом» без времени и пространства. Отсутствие тесного взаимодействия в контактной работе учитель-ученик, через эфирное пространство, ухудшает взаимопонимание. В настоящее время все крупнейшие платформы дистанционного обучения сталкиваются с такими трудностями, и учителю трудно «гладко» управлять одновременно всем классом. Поэтому в сложившейся ситуации организация эффективного интерактивного взаимодействия, это новая проблема в методике среднего и высшего обучения.

6. Обучение и проблемы образовательной среды. Большинство учителей и студентов, не имеют полно-

Таблица 1.

Трудности, с которыми сталкивается педагог и студент в вузах Китае в условиях перехода на цифровой формат обучения.

Учителя/педагоги Школьники/студенты

Отсутствие опыта обучения в онлайн формате. Полное или частичное отсутствие навыков и опыта дистанционного обучения. Необходимо длительное время для адаптации.

Отсутствие соответствующего оборудования в условиях дома, а также скоростного интернета и необходимой сетевой платформы на бесплатных условиях. Отсутствие или недостаточно полное обеспечение оборудованием, в том числе эффективно работающей сетевой платформы.

Формальное присутствие в процессе интерактивности Полное отсутствие интерактивности

Частная территория, не всегда соответствует качественной обучающей среде. Образовательная среда обучающегося в условиях дома скудная

Управление группой /классом становится более трудным. Эффективность образовательного процесса низкая.

Необходима психологическая поддержка педагогу (участились панические атаки, депрессии и неврозы). Необходима психологическая помощь в условиях изоляции: долгое нахождение в замкнутом пространстве приводит к высокому уровню стресса, нарушениям в нормальном укладе семейной жизни и социальной среды.

ценных условий дистанционного обучения в домашних условиях. С одной стороны много «отвлекающих моментов» от семейного окружения в которой атмосфера обучения (много факторов отвлекающих, как телевизор, гейм-приставки, младшие братья и сестры, отсутствия наблюдения со стороны взрослых, либо излишняя строгость со стороны родителей, приводят к частым семейным конфликтам.

7. Психологические проблемы. Условия изоляции застали как учителей, так и студентов, ограниченных в отношении требуемых художественных материалов для полноценного выполнения задания. Например, на старших курсах весь год необходимо выполнение работ в технике масляной живописи. С одной стороны отсутствие дома свободного пространства и организованного места художника для такой работы, отсутствие натуры, отсутствие материалов - используемых для выполнения творческих работ приводят к эмоциональной нестабильности и психологическим перегрузкам, что рождает необратимые изменения в психике, вызывая чувство неполноценности и страха отставания от других. Такая ситуация может вызывать непредсказуемые вспышки агрессии. Педагог должен обладать гибкостью, доброжелательностью, умением общаться как психолог со студентом, предлагая ему пути успешности, заменяя как условия задания, так и материалы, которые позволят выполнить студенту поставленную задачу другим способом. Таким образом, практически всем педагогам необходимо пройти ускоренный курс повышения квалификации в области возрастной психологии и психотерапии. Поэтому педагог должен быть способен провести психологическую установку, выбрать подход к каждому учащемуся, возрастает роль индивидуальной работы в педагогическом сотрудничестве с каждым учащимся.

2. Университеты без кампуса: новый формат вузов.

Предполагать, что высшее образование вернется в прежнее состояние - сегодня большая иллюзия. Большинство ректоров уже «реформируют учебный офлайн процесс в цифровую среду и меняют форматы, учебную логистику, убирают массовые поточные лекции, вводят большую долю ответственности студентов[9]», повышают степень их мотивации. В современной научной полемике о переходе на цифровые платформы обучения, мы встречаем мнение ученых Китая и России о том, что в ближайшие 1-2 года будут активны три формы: самостоятельная работа студентов, групповое взаимодействие онлайн-форматов обучения и офлайн общение с преподавателями. «Доля онлайн-обучения будет варьироваться от 20% до 80%, в зависимости от направления и возможностей университета, а так же от качества и набора форматов. Любая специальность, которая предполагает взаимодействие с материальными объектами, даже при наличии технологий виртуальной реальности, на нынешнем этапе развития техники и при существующих ценах - пока достаточно дорогое удовольствие, а офлайн взаимодействие преподавателя и студента станет «ярким, редким и дорогим событием [9]».

«Университетский кампус в традиционном его восприятии многое потеряет, но могут появиться другие интерактивные пространства, где коммуникация преподавателя и студента будет возможна с соблюдением стандартов социального дистанцирования, и лишь избранные университеты смогут себе позволить обучить преподавателей продвинутым онлайн-инструментам. Массовые университеты - используют более простые решения [9]». Многих университеты мира, уже давно используют онлайн-обучение при отсутствии кампуса. При высоком качестве интернета студент сможет, оставаясь в своем городе, учиться в любой стране и в любом вузе. Российские студенты, например, Донского государственного технического университета сконструировали виртуальное здание вуза с помощью технологий компьютерной игры, а студенты Высшей школа экономики, последовав их примеру, создали цифровую копию одного из своих учебных корпусов. Онлайн-образ университетского корпуса, по замыслу студентов, со временем сможет стать самостоятельным пространством для их коммуникации [8]».

3. «Lifelong learning» концепция образования будущего.

Реалии современного этапа онлайн-формата образования - это «небольшой набор решений, которые перешли из офлайн-среды практически без изменений. Так очные лекции заменились вебинарами, а вместо письменного домашнего задания - такое же, но в электронном виде. Бесплатный доступ к курсам, который открыли многие онлайн-платформы - это возможность для массового пользователя, по меньшей мере, попробовать дистанционное обучение в его разных формах [8]». Для того чтобы обучающиеся «привыкли» к онлайн-формату и начали полноценно учиться, понадобиться возможно длительное время Смешанное обучение останется в приоритете лишь там, где важна прямая работа преподавателя и студента (как например, обучение искусству), социализация и живое общение [8]».

Анализ существующей ситуации в Китае и Росси позволяет предположить ближайший сценарий развития образования: «обучение будет более дробным по форме, но длиться всю жизнь. Образование уже сейчас перестает ограничиваться сценарием «школа-вуз». Растущий интерес пользователей к онлайн-образованию и последующий за ним приток инвестиций в сферу станут импульсом для развития новых инструментов обучения, которые раньше не были возможны в офлайн-среде. А различные образовательные онлайн-платформы станут неплохим подспорьем для концепции lifelong learning: они, подтолкнут людей к мысли о необходимости непрерывного обучения.....Одна профессия на всю жизнь

останется в прошлом, а смена карьерных траекторий в жизни человека будет чем-то естественным (уже сейчас многие специалисты меняют профессию до пяти раз за жизнь). Быстро меняющиеся потребности рынка труда уже сейчас заставляют постоянно развивать в себе практические навыки, профессии трансформируются - будущее за более компактным и коротким образованием,

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ориентированным на актуальные и гибкие навыки[8]». «Коронокризис» обострил ситуацию, когда уметь - гораздо важнее, чем знать. Одни хотят просто повысить квалификацию, другие настроены радикально и пробуют сменить профессию. Именно в этот период на образовательном рынке магистерские программы стали пользоваться большим спросом, при этом важна методология данного курса, его удобство и доступность [8]».

4. Проблема отсутствия эмоциональности и интерактивности онлайн-среды обучения.

Атмосфера и эмоциональное взаимодействие учитель-ученик офлайнового класса, не просто создать в онлайн-обучении, с точки зрения видения, слушания, чувства, эмоции, и даже языка тела, студенты не могут испытать чувствование друг-друга. Во-первых, педагогу важно обращать внимание на свою внешность, эмоциональное отношение к процессу, скорость и интонацию говорящего, они должны стать образцом для подражания. Во-вторых, необходимо вовлекать в разговор студентов путем беседы, о событиях, происходящих со студентом в семье, недавние горячие темы в обществе, о физическом состоянии студентов, о развлечениях и способах отдыха студентов дома; вызвать на душевный разговор о домашних питомцах, и т.п. В-третьих, интерактивно наблюдать за процессом рисования или живописи каждого студента, а затем провести анализ, затем дать отдельные комментарии, чтобы сократить эмоциональное расстояние со студентами и достигнуть интерактивного эффекта.

5. О значимости психологического комфорта в онлайн-образовании.

Как педагоги, так и студенты, обучаясь дома, попадают под влияние существующей домашней обстановки, которую необходимо либо изменять, или организовывать себе самостоятельно, устраняя помехи. Так каждому из них важно иметь удобное, тихое и независимое от других членов семьи пространство. Так, для обучающихся важны:

а) самостоятельность и независимость от посторонних факторов, сопротивляемость искушению онлайн-игр и развлекательных программ, умению создать вокруг себя «здоровое» пространство, комфортное для обучения расписание, умение абстрагироваться от постоянной зависимости от мобильного телефона;

б) Понимание родителей сложности ситуации самостоятельного обучения. Родители должны создать хорошую удобную и независимую среду обучения для своих детей, соблюдать тишину вокруг них и создать хорошую доброжелательную атмосферу, подбадривая и настраивая на успех в обучении;

б) Озабоченность учителя по отношению к проблемам студентов. Например, в ходе образовательного процесса необходимо общение и с родителями студента, что бы выяснить причины отсутствия студента в онлайн-процессе. Так, например, в одном из случаев практик автора выяснилось, что родители сами пренебрегли значимостью систематического получения знаний, заставляя студента, время от времени помогать

им в обеспечении небольшого бизнеса в Китае, считая более важным заработок на то момент. Педагог должен вести разъяснительную работу, как с родителями, так и студентами, обращая их внимание на то, что они упускают хорошее время для изучения дисциплины. Своим вниманием и заботой учитель помогает студентам сформировать комфортную среду обучения. «Наша задача - научить учащихся трудиться самостоятельно. Безусловно, это получается не у всех, но те, кому удаётся, приобретают очень ценный навык в процессе онлайн обучения [10]». Многие имеют потребность видеть своих учеников, общаться с ними вживую. В ходе проведенного исследования мы обратили внимание на умение педагога создавать психологический комфорт студентов в ходе образовательного процесса. Государство дает определенные субсидии студентам из семей с низким уровнем достатка, чтобы восполнить неравенство между ресурсами городских и сельских жителей, так, что позволяет снять напряжение и улучшить психологический комфорт в семьях. Глобальная эпидемия выявила такую проблему, как «сильные» и «слабые» в обучении студенты, особенно из числа первокурсников, которые еще не способны к самообучению. Здесь необходима активная работа кураторов групп и курсов, владеющих навыками первой психологической помощи, а также способных сопровождать студента к успеху в освоении новых знаний шаг за шагом.

6. О преодолении педагогом «цифрового разрыва».

Особенность онлайн-образования изменила традиционный офлайн способ управления образовательным процессом. Ограничение во времени и нахождение в виртуальном пространстве делает современный образовательный процесс отличным от прошлого. Учителя серебряного возраста неспособны быстро перестраиваться и переключаться на режим приобретения студентами знаний в онлайн режиме, а также получить быстро обратную связь проблем возникающих у студентов, а также указать на пути выхода из сложившихся затруднений. В результате несовершенное онлайн-освоение знаний снижается эффективность образовательного процесса (например, осложняется объяснение материала представленного Рр^ необходимы поясняющие тексты, порой пространные, например, по дисциплине «История мирового искусства», то, что педагог произносил, поясняя в своей речи во время офлайн лекции; затрудняется процесс ответов на вопросы и разъяснения, так не все педагоги готовы писать сопроводительные разъясняющие тексты и рецензии на работы, то, что он всегда делал в простом общении со студентом в разговоре; задать «живые» вопросы в классе, возникшие в ходе процесса и дать разъяснения в ходе обсуждения домашней работы по выполняемому проекту или творческому произведению). Что бы решать возникающие противоречия необходимо:

1) сделать подробную подготовку конспекта для текущей темы, загрузите достаточно учебных материалов на обучающей платформе; четко сформулировать

задание и ожидаемые результаты;

2) Готовить различные визуальные ресурсы (Рр1 видеофильмы, онлайн-демонстрацию авторских методик и мастер-классов по техникам и технологиям рисунка и живописи, что, несомненно, будет способствовать энтузиазму и инициативности студентов, а значит улучшать образовательную атмосферу занятий; важно педагогу выдвигать гипотезы, ставить цели и задачи, а также демонстрировать пути их решения;

3) необходимо всегда в конце онлайн-занятия объяснять материал к самостоятельному обучению и выполнению домашнего задания; фиксировать знания студентов способом тестов или эссе, контрольных работ или рефератов; периодически оценивать этапы усвоения знаний студентами, что будет активизировать их деятельность по усвоению лекционного материала.

7. Эра «смешанных форматов».

Под влиянием СОУЮ-19 - экстраординарного события текущего времени изменилось глобальное образование, которое уже никак не сможет обойтись без современных цифровых технологий. Мы стали свидетелями перехода традиционного образования на смешанное, при котором важно улучшать качество онлайн-курсов, «изучать рынок образовательных услуг и предложений онлайн-решений, используемых при реализации образовательных программ и взаимодействии со слушателями [10]». Ряд экспертов утверждают, что офлайн и онлайн обучение имеют собственные преимущества или недостатки, и один другим не может быть заменен. Онлайн-формат, несомненно, стал для Китая отличным выходом из ситуации в условиях полной изоляции. Тем не менее, можно констатировать тот факт, что большинство студентов и педагогов предпочитают очное обучение в университете, поскольку дистанционное всё-таки имеет множество недостатков в настоящее время. Педагог никогда точно не знает, что конкретно делают студенты во время его занятий. Слушают ли они тебя или занимаются чем-то другим. Кроме того, периодически возникают проблемы со связью, с интернетом, что приводит к снижению качества образовательного процесса. Можно предположить, что онлайн обучение не сможет полноценно обеспечить должный уровень знаний, умений и навыков, а в будущем приведет к их сильной трансформации. На этом данное исследование не является исчерпывающим, и требует своего дальнейшего продолжения.

Заключение.

Исследование рынка образовательных услуг России и Китая позволяет сделать вывод о том, что уже наработаны «качественные образовательные услуги: онлайн-программы, электронные библиотеки, базы данных. Также сейчас уже много интерактивных онлайн-форматов: открытые дискуссионные площадки, медиа-семинары и вебинары[10]».

В большинстве вузов уже сформированы системы управления онлайн-процессами образования, которые реализуются на разных «платформах для видеосвязи и командной работы, чтобы органично внедрить дистан-

ционное обучение. В вузах Китая еще есть определённая доля свободы, предоставленная преподавателям, чтобы они выбрали наиболее удобные для них платформы. Небольшие группы могут обучаться по Skype, в Zoom или Microsoft Teams, Instagram. Сложность вызывает интеграция в единое расписание, чтобы студенты знали, когда какое занятие начинается и как к нему подключиться [10]». Однако эксперты сходятся во мнении, что традиционный вид образования по классическим образовательным программам в аудиториях также сохранит свои позиции в ближайшие годы. Используя преимущества обоих видов обучения, необходимо объединять их, что усилит образовательный эффект каждого.

В недалеком будущем онлайн обучающие навыки станут важным индикатором для оценки квалификации педагога, поэтому необходимо пересмотреть традиционную подготовку будущих учителей, которая всегда была направлена только на офлайн учебный процесс. В связи с этим необходимо пересмотреть традиционную методику образовательного процесса, активнее обобщать опыт и выявлять лучшие практики онлайн-образования, которые необходимо распространять как передовые знания, положительно влияющие на успехи поколения будущего, при этом мотивируя их на развитие своих способностей, творческое саморазвитие, что будет в целом способствовать развитию высшего образования.

Благодаря современным технологиям и развитой цифровой среде уже нет особой разницы, где педагог читает лекции - в России или в Китае. «Доля онлайн-образования будет только расти, но и традиционный формат обучения все, же сохранит в ближайшие годы свои позиции [10]». Несмотря на сложившуюся кризисную ситуацию, мы можем предположить, что большинство китайской молодежи обучающейся в России, хорошего мнения о русских людях, вызывающих у них симпатию. Россия после снятия ограничений в связи с коронавирусом продолжит политику увеличения числа иностранных студентов в своих вузах, что может служить отличным стимулом для китайской молодежи изучающей русский язык, тем более, что этому способствует благоприятная политическая обстановка. Дальнейшая интеграция вузовских сообществ России и Китая, в рамках научно-практических конференций и совместного проведения творческих проектов, даст прекрасную возможность исследователям для обмена идеями и совершенствования своих изысканий в поисках эффективных путей развития современного образования в условиях быстроменяющегося глобального мира, так как подписано соглашение на уровне глав государств об открытии 2021 года научно-технического и инновационного сотрудничества, при этом неизменно важными остаются направления сотрудничества социально-культурной направленности в сфере образования, культуры и межкультурной коммуникации, проведение мероприятий по популяризации русского языка, русского искусства в Китае и китайского - в России, а также спорта и здравоохранения.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Библиографический список

1. Го Иньгцзянь. Как гарантировать качество обучения в эпидемический период [N]. China Science Daily, 2020-03-24 (007).

2. Чэнь Ши, Лян Цзявэй, Юй Ён, Солнце Yiqian, Ван Рунлан, Цюй Синь, Ли Шуо. (на китайском языке) Платформы, инструменты и прикладные исследования онлайн образования и его эффективность в эпидемический период [J]. Китайское аудиовизуальное образование, 2020 (05): 44 - 52.

3. Ван Ксуейан, Zhang Цян. Проблемы в идеологическом и политическом образовании в колледжах и университетах под влиянием эпидемической ситуации [J]. Чай Фуцзяни, 202,42 (04): 266 - 267.

4. Фу Бин. «Онлайн обучение: анализ проблем и пути их решения во время эпидемии [J]. Китайский журнал мультимедиа и обучения онлайн (десятидневная проблема), 2020 (06):16-17.

5. Ван Вэй. Проблемы и перспективы процесса онлайн образования [N]. Журнал китайских учителей, 2020-04-22 (004).

6. Сюэ Чэнлун, Го Инся. [J]. Журнал восточного китайского государственного университета. Научный вестник образования, 2020,38 (07):65-74.

7. Ли Юминг, Ли Бингзэн, Песня Хой, Бай Лэсан, Лю Лэньин, Ву Ионгий, Ли Куан, Вэнь Ксиэохонг, Чен Вэнь, Жэнь Ин, Су Йингксия, Лю Ронян, Чен Мо. «Международное китайское языковое образование в контексте COVID-19: Проблемы и пути их решения», [J]. Исследование вопросов преподавания языков, 2020 (04): 1 - 11.

8. Как онлайн образование изменит пандемия. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e9597339a79473072c3e718?from=ne wsfeed (date of the address: 10.09.2020).

9. Дистанционное обучение может забрать до 80% часов обучения в школе. URL: https://www.kommersant. ru/doc/4391875 (date of the address: 12.09.2020).

10. Вузы после пандемии: будущее онлайн-образования. URL: https://www.dp.rU/a/2020/05/13/Vuzi_posle_pandemii_budu (date of the address: 12.10.2020).

References

1. Guo Yingjian. How to guarantee the teaching quality on line during the epidemic period [N]. China Science Daily,2020-03-24(007).

2. Hen Shi, Liang Jiawei, Yu Yong, Sun Yiqian, Wang Runlan, Qu Xin, Li Shuo. (in Chinese) Online teaching Platform, Tools and Application Effectiveness Research in the Epidemic Period [J]. China Audio-Visual Education, 2020(05):44-52.

3. Wang Xueyan, ZHANG Qiang. Problems in ideological and Political education in colleges and universities under the epidemic situation and countermeasures [J]. Fujian Tea,202,42(04):266-267.

4. FuBin. Analysis on the problems and countermeasures of "online teaching" during the epidemic [J]. Chinese Journal of Multimedia and Online Teaching (the ten-day issue), 2020(06):16-17.

5. Wang Wei. Problems and Improvement of online Teaching [N]. Chinese Teachers' Journal,2020-04-22(004).

6. Xue Chenglong, Guo Yingxia. [J]. Journal of east China normal university (education science edition), 2020, 38(07):65-74.

7. Li Yuming, Li Bingzhen, Song Hui, Bai Lesang, Liu Lening, Wu Yongyi, Li Quan, Wen Xiaohong, Chen Wen, Ren Ying, Su Yingxia, Liu Rongyan, Chen Mo. "International Chinese Language Education in the Context of coVID-19: Challenges and Countermeasures", everybody talks (1)[J]. Language Teaching and Research,2020(04):1-11.

8. As online education in the conditions of a pandemic will change. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e9597339a7947307 2c3e718?from=newsfeed (date of the address: 10.09.2020).

9. Distance learning can take 80% of school hours. URL: https://www.kommersant. ru/doc/4391875 (date of the address: 12.09.2020).

10. Higher education institutions after a pandemic: future of online education. URL: https://www.dp.ru/a/2020/05/13/Vuzi_posle_ pandemii_budu (date of the address: 12.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.