Научная статья на тему 'Россия и Европейский союз: общие интересы и перспективы взаимовыгодного сотрудничества'

Россия и Европейский союз: общие интересы и перспективы взаимовыгодного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3125
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ИНТЕРЕСЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Никитенко Алексей Иванович

В данной статье проанализирована история взаимоотношений России и Европейского Союза. Рассмотрены этапы их сотрудничества, начиная с 50-х годов ХХ века и вплоть до настоящего времени. Автор сопоставил интересы России и государств Европейского Союза, непосредственно влияющие на перспективы их взаимовыгодного сотрудничества, а также выделил основные причины, которые сегодня препятствуют эффективному сотрудничеству по отдельным вопросам их политических и социально-экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и Европейский союз: общие интересы и перспективы взаимовыгодного сотрудничества»

УДК 327 (470:4)

Никитенко А.И. Россия и Европейский союз:

общие интересы и перспективы взаимовыгодного сотрудничества

В данной статье проанализирована история взаимоотношений России и Европейского союза. Рассмотрены этапы их сотрудничества начиная с 50-х годов ХХ века и вплоть до настоящего времени. Автор сопоставил интересы России и государств Европейского союза, непосредственно влияющие на перспективы их взаимовыгодного сотрудничества, а также выделил основные причины, которые препятствуют эффективному сотрудничеству по отдельным вопросам их политических и социально-экономических отношений.

Ключевые слова: Россия, Европейский союз, интересы, сотрудничество, взаимоотношения, стратегия развития.

Можно называть различные даты, которые с полным правом являются отправными в развитии нового миропорядка, наступившего с окончанием «холодной войны», с ликвидацией «железного занавеса», разделявшего Европу на Восточную и Западную. Этот миропорядок связан с достижением стабильности на Европейском континенте. Поэтому вполне оправданно, что большинство не только исследователей, но и обычных людей, так или иначе вовлеченных в глобальный политический процесс, называют в качестве такой стартовой точки образование Европейского союза. Сегодня этот процесс ещё не закончен, так как все новые европейские государства изъявляют желание вступить в Евросоюз. Однако было бы некорректным рассматривать европейские интеграционные процессы без учета интересов одного из ближайших соседей и самого активного игрока в данном регионе - России. Исходя из этого, мы проанализировали интересы России и Европейского союза на предмет их взаимовыгодного сотрудничества.

Необходимо отметить, что до начала 80-х годов ХХ века СССР не имел прямых связей с Европейскими сообществами (Европейское экономическое сообщество (1957 г.), Европейское объединение угля и стали (1951 г.); Европейское сообщество по атомной энергии (1957 г.))1, хотя опре-

деленные шаги в налаживании прямых связей с СССР со стороны европейских сообществ неоднократно предпринимались. К примеру, в 1963 г. сообщества направили в СССР меморандум с выражением надежды на нормализацию взаимоотношений; в 1972 г. Европейское сообщество предприняло попытку нормализовать отношения с центрально- и восточноевропейскими странами на формальной основе; в 1974 г. Комиссия ЕЭС предложила заключить отдельные торговые соглашения сообществ с каждым европейским членом СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи). Однако попытки эти были безуспешными.

Между тем неурегулированность отношений между СССР и европейскими сообществами, по мнению В.Н. Лихачева, создавала для Советского Союза серьезные проблемы не только политического, но и торгово-экономического характера. Во-первых, непризнание Советским Союзом Европейского сообщества осложняло развитие двусторонних отношений со странами «двенадцати», в число которых входили основные торгово-экономические партнеры СССР в западном мире, передавшие важные сферы национальной компетенции в Брюссель. Ситуация усугубилась еще более, когда присоединяющиеся к ЕС новые страны-члены денонсировали двусторонние соглашения с

СССР о торговле. Во-вторых, неурегулированность отношений Советского Союза с ЕС препятствовала нахождению Москвой своего места в условиях формировавшегося в Западной Европе беспрецедентного интеграционного комплекса. Таким образом, СССР оказывался перед реальной угрозой изоляции2.

Со второй половины 80-х годов ХХ века Советским правительством начинается коренной пересмотр подходов к ЕС: берется курс на всестороннее развитие политических и торгово-экономических отношений. Так, 25 июня 1988 г. в здании Европейского центра на горе Киршберг в Люксембурге была подписана Декларация об установлении официальных отношений между ЕС и СЭВ. Стороны заявили о своем взаимном признании и намерении развивать сотрудничество в областях, относящихся к их соответствующим компетенциям и представляющим взаимный интерес. В феврале 1989 г. было открыто представительство СССР при Европейских сообществах в Брюсселе, при этом ЕС создало свою дипломатическую миссию в Москве двумя годами позже. Параллельно были установлены отношения между ЕС и отдельными соцстра-нами (Венгрия, Польша, ГДР).

В 1989 г. было заключено первое соглашение между СССР и ЕС - «Соглашение между СССР и ЕЭС и Европейским сообществом по атомной энергии, торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве от 18 декабря 1989 года»3, которое положило начало их полнокровному сотрудничеству. Торгово-экономическое соглашение было заключено сроком на 10 лет и предусматривало со стороны Европейского сообщества отмену с 1 августа 1991 г. специфических количественных ограничений советского экспорта в Сообщество, оставив их лишь на некоторые особо чувствительные товары (стальные изделия, текстиль и тому подобное). В ответ СССР вводил недискриминационный режим для товаров из ЕС в том, что касалось квотирования и лицензирования.

Однако воспользоваться плодами данного Соглашения Советскому Союзу не удалось: в декабре 1991 г. он прекратил свое существование, а на карте мира появилось

новое государство - Российская Федерация. И уже 23 декабря, т.е. практически сразу, ЕС признал Россию «продолжателем СССР в международных делах»4.

27 февраля 1992 г. в Маастрихте представителями ведущих европейских государств подписывается Договор о Европейском союзе5, и отныне Европейское экономическое сообщество стало называться Европейским союзом; внутри Сообщества были окончательно устранены последние ограничения на свободное передвижение финансовых ресурсов. При этом возводились серьезные барьеры на границах стран Европейского союза с другими государствами. Кроме того, специальные программы унификации сближали основные показатели социально-экономического развития всех входящих в Европейский союз стран (бюджеты, торговые дефициты, уровень инфляции, государственные долги и т.д.). С учреждением Европейского союза созданные ранее Европейские сообщества (Европейское объединение угля и стали; Европейское сообщество по атомной энергии; Европейское политическое сотрудничество (1970 г.), ныне - Общая внешняя политика и политика безопасности Европейского союза (ОРБР)) не прекратили своего существования.

Первая встреча Россия - Евросоюз на высшем уровне состоялась в Москве в мае 1992 г. Главным ее результатом стала договоренность о подготовке нового соглашения между Россией и ЕС, которое заменило бы предыдущее и определило новое качество взаимоотношений. Подготовка документа заняла около двух лет и увенчалась подписанием 24 июня 1994 г. на о. Корфу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (СПС). Соглашение регламентировало практически все стороны возможного политического, торгового и экономического взаимодействия сторон. Однако в силу определенных объективных и субъективных причин оно долгое время не работало, а многие его положения не реализованы и по сей день. Все началось с задержки его ратификации (ряд стран ЕС ссылались при этом на военные действия в Чечне). Поэтому в июле 1995 г. между Рос-

сией и ЕС было заключено и вступило в силу Временное соглашение о торговле и связанных с торговлей вопросах. Это соглашение включало те положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которые не требуют ратификации. Ратификация же Соглашения о партнерстве и сотрудничестве всеми 15 государствами - членами Евросоюза была завершена в 1996 г. Таким образом, Соглашение должно было вступить в силу 1 декабря 1997 г.

Необходимо отметить, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, безусловно, устанавливало режим наибольшего благоприятствования в торговле. По мнению законодателей, подписание документа должно было привести к существенной либерализации доступа российских товаров и услуг на рынок Евросоюза - снижение тарифной защиты рынка ЕС для российского экспорта. Соглашение содержит развернутый раздел мер по отраслевому, научно-техническому, таможенному, социальному, инвестиционному, финансовому сотрудничеству, а также хозяйственным связям регионов Российской Федерации и Евросоюза. В документе регламентируется обмен в сфере услуг предусмотрены дополнительные переговоры о режиме космических запусков и поставках в Евросоюз российских материалов ядерного топливного цикла, процедуры консультаций для решения спорных вопросов.

Однако, по мнению ряда исследователей, за годы существования СПС наиболее значительные успехи были достигнуты только в области политического диалога. Институциональная структура, предусмотренная в Соглашении, была дополнена регулярными встречами между председателем Правительства России, с одной стороны, и премьер-министром председательствующего в ЕС государства и председателем Европейской комиссии -с другой. Кроме этого, накоплен опыт взаимовыгодного взаимодействия, существенно закреплены взаимное доверие и взаимопонимание, значительно сближены позиции России и ЕС по многим международным вопросам. Это позволило каждой из сторон увеличить свой авторитет и влияние в международной политике.

Экономические же и торговые стороны Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. в большинстве своем не осуществлены. Связано это с тем, что большинство из направлений этого Соглашения были ориентированы на скорейшее применение норм Всемирной торговой организации в отношениях России и ЕС и вступление России в ВТО. Однако этого не произошло, так как переговоры о членстве России в ВТО идут уже не один год и сроки постоянно отодвигаются. Практических попыток внедрения правил ВТО в отношениях между Россией и ЕС не предпринималось, хотя это было предусмотрено данным Соглашением. Более того, члены ЕС, заявляя о полной политической поддержке планов вступления России в ВТО, занимают на переговорах по конкретным экономическим сюжетам более жесткую позицию (например, Польша и государства Прибалтики), чем представители США.

Осенью 1999 г. отношения между Россией и ЕС были осложнены возобновлением военных действий в Чеченской Республике. Признавая незыблемость территориальной целостности России, ее право бороться против любых форм терроризма, Европейский союз вместе с тем публично осудил использование военной силы, которое привело к жертвам среди мирного населения и массовому исходу беженцев. ЕС призвал Россию немедленно прекратить военные действия и вступить в переговоры с «избранными чеченскими руководителями» в целях достижения политического урегулирования при сохранении территориальной целостности Российской Федерации. Западноевропейские партнеры требовали от России максимальной прозрачности всех действий в отношении Чеченской Республики, обеспечения беспрепятственной доставки гуманитарной помощи, осуществления программы экономического восстановления, решения социальных проблем и налаживания системы управления6.

Однако достигнутый сторонами высокий уровень взаимного доверия позволил избежать каких-либо резких действий, которые могли бы застопорить сотрудничество между Россией и ЕС. К тому же события 11 сен-

тября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, раскрытие несомненных связей между чеченскими боевиками и крупнейшими международными террористическими сетями, успех антитеррористической операции России в Чечне способствовали принципиальному сдвигу в отношении общественности и правительств государств - членов Евросоюза к чеченской проблеме.

В 1999 г. Россией и Евросоюзом были приняты документы, определяющие политику в отношении друг друга - «Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.)»7 и «Коллективная стратегия Европейского союза по отношению к России»8.

По мнению профессора К.К. Худолея, в чем полностью согласны и мы, сам по себе факт принятия данных документов, безусловно, положительный, свидетельствующий о желании обеих сторон идти навстречу друг другу. В этих документах есть как ряд общих или близких положений, так и существенно различных: стратегия Евросоюза в основном ориентирована на построение гражданского общества в России, а среднесрочная стратегия России - на решение торгово-экономических проблем. Ученым отмечается, что термин «стратегическое партнерство» воспринимается по-разному как среди российских, так и среди европейских политиков и ученых. К примеру, позиция России по вопросу о том, хочет ли она в перспективе стать членом Европейского союза, менялась за этот период неоднократно, неоднозначны в своих ответах на этот вопрос и отдельные европейские политики. Таким образом, по мнению К.К. Худолея, после подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и принятия двух обозначенных выше документов о стратегиях осталось больше вопросов, чем ответов9.

В пользу суждения ученого, по нашему мнению, есть несколько весомых аргументов. В частности, для российского экспорта наиболее широко рынок Евросоюза открыт преимущественно для сырьевой базы. Большой вред наносят экспорту России в Евросоюз антидемпинговые процедуры. Так, вводимые антидемпинговые пошлины

выводят уровень цен на российские товары для потребителей ЕС за пределы конкурентоспособности, что приводит к убыткам России, исчисляемым миллиардами долларов.

Следующей не менее значимой проблемой построения взаимовыгодных взаимоотношений является сотрудничество России и Евросоюза в области ядерной энергетики и торговли товарами ядерного цикла. Речь идет об использовании ядерной энергии в мирных целях. Как было отмечено выше, в состав Евросоюза входит Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), первоначальной функцией которого являлось содействие росту атомной промышленности в странах ЕС и организация конкуренции двум ядерным державам - США и СССР. Сегодня Россия добивается от Евросоюза того, чтобы торговля ядерными материалами осуществлялась на базе общих принципов свободной торговли, предусмотренной для других товаров. Ранее Россия предлагала установить на своей территории единый ядерный энергоблок, чтобы он мог вырабатывать энергию для стран Европы, однако Евратом отказал в установлении для России каких-либо преференций.

Действительно, проблемы есть. Существуют они вследствие различия социально-политических и экономических интересов России и Евросоюза, поэтому мы попытались выделить и сформулировать наряду с общими интересами не менее важные противоречия.

К основным факторам, сближающим Россию и Евросоюз, мы отнесли:

■ географическую близость, взаимодополняемость экономик и инфраструктур, наличие правовой базы взаимодействия, давние деловые традиции;

■ заинтересованность в экономическом сотрудничестве с учетом того, что на современном этапе Россия и Европейский союз - крупнейшие экономические партнеры. Начиная с 2000 по 2006 гг. экспорт товаров из ЕС в Россию в стоимостном выражении увеличился более чем в три раза (с 22,7 до 72,4 миллиардов евро), импорт товаров из России в ЕС увеличился более чем в два раза (с 63,8 до 140,6

миллиардов евро)10. Таким образом, за указанные годы доля торговли России в общем объеме внешней торговли ЕС увеличилась практически вдвое, доля Европейского союза во внешней торговле России составляет около 50%;

■ необходимо учитывать, что Россия играет чрезвычайно важную роль в решении энергетических проблем. Исходя из этого, в рамках энергетического диалога между Россией и ЕС создан совместный технологический центр в Москве, который имеет подтвержденные достижения по основным вопросам практического сотрудничества в энергетическом секторе, а также содействующие его эффективной деятельности два других проекта: первый, включающий согласование энергетической политики, и второй, касающийся продвижения идеи эффективного использования энергетических ресурсов в трех пилотных регионах (в Калининграде, Астрахани и Архангельске). Между тем в соответствии с данными Международного энергетического агентства (1ЕА) эффективность энергопользования по отношению к ВВП в России остается в 2,5 раза ниже, чем в странах ОЭСР11, поэтому сотрудничество в данной сфере остается по-прежнему актуальным;

■ сотрудничество России с ЕС в области развития демократии, защиты прав человека подтверждено и осуществляется в проектах совместно с неправительственными организациями и такими партнерами, как Совет Европы, в частности: реформирована уголовная система; повышена компетентность адвокатов и сотрудников правоохранительных органов в вопросах применения Европейской конвенции по правам человека; неоднократно Российской Федерацией поднимаются вопросы, связанные с событиями в ЕС, а также касающиеся защиты прав русскоязычного населения в странах Балтии;

■ возможность решения общих экологических проблем: по мнению президента Финляндии Т. Халонен, «решение многих экологических проблем, связанных с Балтийским морем, также не будет иметь успеха без содействия России»12. Однако это правомерно отнести и к решению эко-

логических проблем в регионе Черного моря;

■ на саммите в Санкт-Петербурге в 2003 г Евросоюз и Россия договорились о создании общего пространства науки и образования, включая культурные аспекты. Цель данного сотрудничества - более тесное взаимодействие России и ЕС по согласованным приоритетным областям, к таковым можно отнести построение в России и Евросоюзе общества, основанного на знаниях. В области образования основной задачей является принятие системы сопоставимых степеней высшего образования и научного знания: а) принятие для высшей школы системы, базирующейся на двух уровнях обучения - «бакалавр - магистр»; б) принятие трехуровневой системы научного знания - «бакалавр - магистр - доктор». В области культуры предполагается реализовать структурированный подход к культурному сотрудничеству: содействие творчеству и мобильности деятелей культуры, повышение культуры для населения, распространение искусства и культуры, межкультурный диалог, углубление знаний по истории и культурному наследию народов Европы и России;

■ улучшение политического климата во взаимоотношениях России и Евросоюза обусловлено сегодня реалистичной и прагматичной политикой, освобожденной от идеологических догм и стереотипов прошлых лет. С одной стороны, у Евросоюза усилилось понимание того, что вопросы безопасности Европы выгоднее решать вместе с Россией, хотя преодоление определенной дистанции в этом направлении до сих пор не произошло; с другой стороны, после событий, связанных с военным конфликтом между Грузией и Южной Осетией, в Евросоюзе произошло понимание необходимости выработки объективного мнения по поводу осуждения агрессивных действий правительств, несмотря на политическую и военную поддержку со стороны британских, американских, украинских властей. К примеру, министр иностранных дел Великобритании Д. Милибэнд, которого сложно заподозрить в симпатиях к России, заявил Би-би-си, что действия Тбилиси были

безответственными, и пообещал со всей серьезностью отнестись к обвинениям в адрес Грузии. А помощник государственного секретаря США Дэниэл Фрид заметил: «Я не уверен, что грузины намеренно атаковали гражданское население, но я знаю, что то, как действовала грузинская армия, вызывает у нас целый ряд серьезных вопросов»13;

■ укрепляя сотрудничество во внешней политике и внешней безопасности, Россия и Евросоюз наметили для своей совместной деятельности пять приоритетных направлений: углубление диалога и сотрудничества на международной арене; борьба с терроризмом; нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; усиление режимов экспортного контроля и разоружение; сотрудничество по управлению кризисами; сотрудничество в области гражданской защиты.

В результате совместных действий Евросоюза и России актуализирована работа, направленная на усиление роли Организации Объединенных Наций, ОБСЕ и Совета Европы в установлении международного порядка на основе принципа эффективных многосторонних отношений. В Москве уже функционирует Международный научно-технический центр, задача которого - перевод специалистов по вооружениям на работу по мирным проектам. С 1994 г около 60 000 экспертов приняли участие в 2100 проектах на общую сумму в 635 млн. долларов. Евросоюз направляет значительные средства на финансирование данного центра. Необходимо также отметить, что укрепляется сотрудничество России и Евросоюза в области гражданской защиты. В 2004 г было подписано соглашение о практическом сотрудничестве, предусматривающее обмен информацией и контактными данными в течение 24 часов, обмен сотрудниками между операционными центрами - Центром ЕС по мониторингу и информации о чрезвычайных ситуациях при Генеральном директорате Европейской Комиссии по охране окружающей среды и Российским Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Таким образом, нами были перечислены основные факторы, способствующие

интеграции общих интересов России и Евросоюза, однако наряду с этим существуют факторы, сдерживающие их более тесное сотрудничество. К данным негативным или сдерживающим обстоятельствам можно отнести следующие.

Во-первых. Расширение Евросоюза. После введения единой европейской валюты - евро и формирования общей внешней политики создание коллективной системы обороны и безопасности становится логичным продолжением интеграции стран Евросоюза. В свою очередь, стремление европейских стран присоединиться к сообществу символизирует их причастность к единой Европе. Для России же в этой связи особенно актуально стоит вопрос о том, каким будет ее новый сосед на Западе и какую модель взаимоотношений с ним она хочет и реально может выстраивать. Москву беспокоит, не может ли возникновение такой европейской идентичности повлечь за собой фактическое разделение континента, когда Россия и Белоруссия останутся за пределами Большой Европы со всеми вытекающими из этого последствиями.

Во-вторых. Расширение НАТО на восток и пособничество в этом отдельных стран-участниц Евросоюза. К примеру, правительства Польши и Чехии дали свое согласие НАТО на размещение на территории данных государств отдельных элементов ПРО. Естественно, Москва вынуждена делать ответный шаг - размещать на территории Калининградской области ракетные комплексы «Искандер». Так или иначе, это идет к нагнетанию обстановки как между Россией и Евросоюзом, так и внутри самого Евросоюза.

В-третьих. Амбициозность отдельных государственных лидеров, пытающихся заработать висты перед Америкой недальновидными выпадами в сторону России. Сюда можно отнести не только действия правительств Польши, Украины, Грузии, государств Балтии. Так, присутствие значительного числа русскоязычного населения в Латвии и Эстонии расценивается правительствами этих стран «как платформа для ползучей реставрации российского влияния в Балтии» и, следователь-

но, одна из угроз их национальной безо-пасности14.

В-четвертых. Различные подходы к рассмотрению и решению тех или иных проблем. Это, по мнению профессора К.К. Ху-долея, является прямым следствием того, что Евросоюз уже вступил в эпоху постиндустриального общества, а Россия все еще находится в индустриальном обществе15. Соглашаясь с выводами ученого, хотелось бы подчеркнуть: различия в культурном развитии России и Евросоюза можно признать частично. Евросоюз состоит из государств с различным уровнем социокультурного развития, поэтому нельзя не признать, что отдельные инициативы одной из сторон далеко не всегда понимаются другой вследствие различия национальных особенностей, традиций и менталитета. Отсюда и возникает сложность в разработке и реализации крупномасштабных проектов. Точки противоречий между государствами Евросоюза чаще всего разрешаются при реализации небольших краткосрочных и среднесрочных проектов, отдача от которых становится сразу очевидной.

В-пятых. Россия и Европейский союз переживают сейчас достаточно сложные внутренние процессы. Общим для них является борьба с финансовым кризисом. Если подходить индивидуально, то перед Евросоюзом сегодня стоит важнейшая проблема - дальнейшее укрепление и расширение своего влияния в межгосударственных отношениях -прием новых государств и укрепление безопасности Европейского сообщества. И здесь необходимо отметить, что не всегда интеграционные планы элиты получают поддержку населения этих государств: на общем фоне европейской глобализации возникают антиглобалистские настроения и движения. Значительное внимание руководства Российской Федерации также приковано к внутренним проблемам: реформирование различных сфер жизни государства и общества, борьба с коррупцией, поразившей уже верхние эшелоны власти, расширение финансового кризиса и увеличение безработицы.

В-шестых. Европейцы не убеждены, что русские разделяют западные ценности. Многие европейские политики достаточно критически относятся к таким яв-

лениям во внутренней жизни России, как конфликт в Чечне, защита россиян в войне Грузии против Южной Осетии, структурирование вертикали власти, политика в отношении средств массовой информации, считая, что это сдерживает возникновение и эффективное функционирование гражданского общества.

В заключение необходимо отметить, что взаимоотношения России и Евросоюза занимают для обоих акторов едва ли не центральное место. Плотность политических, экономических, социальных, духовных, инфраструктурных и прочих трансграничных контактов России с Европейским союзом заметно превосходит ее контакты в других регионах мира. Их значимость постоянно возрастает, превращаясь в определяющий фактор внешнеполитических взаимодействий нашей страны. Вполне очевидно, что партнерству с Европейским союзом, европейскому выбору России нет альтернативы. Вместе с тем партнерство России с Европейским союзом не будет легким, об этом свидетельствуют различия в их интересах.

Партнерство осложняется отличиями и асимметриями внутреннего и внешнего характера, которые в условиях глобализации социально-экономических и общественно-политических перемен особенно чувствительны и воспринимаются острее, чем при редких и непостоянных взаимосвязях. Однако исследование показало, что сегодня новые перспективы сотрудничества открывают перед Россией и Евросоюзом большие «общие пространства» - торговое, экономическое, правовое, экологическое, образовательное и др. Однако наполнить их содержанием можно будет лишь в результате упорной работы, а также учета интересов друг друга.

1 В 1967 г. произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана признаваемая ныне базовая структура с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет Европейского Союза, Парламент и Суд.

2 Россия и Европейский союз: сотрудничество и перспективы // http://world.ng.ru/ С1рсогри8/2000-04-06/6_ие_ргозреС:8.Мт1

3 Документы, касающиеся взаимоотношений между ЕС и Россией. М.: Право, 1994. С. 9-10.

4 Выступление директора ИДД К.К. Провало-ва «Россия и ЕС. На пути к партнерству и сотрудничеству», 24 марта 2007 г. // http://www.mid.ru / ns-arch.nsf/ 6ecccbdaa260928b43256b1e0031f3f0 /8c46a7bac3c82199c32572ad002865a4 ?OpenDocument.

5 http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/ uchred_docs/evr_soiuz_nice.htm

6 Воронов К. Европа и Россия после Балканской войны 1999 года: драматические уроки // МЭиМО. 2000. № 4.

7 «Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.)» (принята в г. Хельсинки 22.10.1999 г.) // http:// www.lawmix.ru/abro.php?id=4778

8 «Коллективная стратегия Европейского союза по отношению к России» (вместе с «Заявлением Европейского Совета по поводу коллективной стратегии по отношению к России») (принята в г. Кельне 03.06.1999 - 04.06.1999 гг.) // http://www.lawmix.ru/abro.php?id=5003.

9 Худолей К.К. Россия и Европейский союз: некоторые аспекты отношений // http:// www.edc.spb.ru/conf2001/Khudoley.html

10 Европейский союз и Россия: близкие соседи, игроки на мировой арене, стратегические партнеры // Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2007. С. 7.

11 См.: Там же. С. 11.

12 Финляндия: не многие проблемы Балтийского региона можно будет решить без участия России // http://www.gzt.ru/politics/ 2008/03/11/203034.html.

13 Российская газета - Федеральный выпуск № 4783 от 30 октября 2008 г.

14 Арбатова Н.К. Нужны нетривиальные подходы // http://www.ng.ru/politics/2001-01-30/3_paradoks.html

15 Худолей К.К. Россия и Европейский союз: некоторые аспекты отношений // 50-летие Европейских Сообществ и Россия: прошлое, настоящее, будущее. СПб., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.