Научная статья на тему 'Становление отношений России и Европейского Союза'

Становление отношений России и Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5433
1172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / КОМИССИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / СОГЛАШЕНИЕ О ПАРТНЕРСТВЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ / ТАСИС. / ТАСИС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Водорезов С. И.

В статье изложено развитие отношений между Европейским Союзом и Россией на раннем этапе (до ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве). Показана преемственность правого регулирования экономических отношений между Европейскими Сообществами (Европейским Союзом) и СССР (Российской федерацией). Рассмотрено влияние Европейского Союза на российскую экономическую и политическую сферу. Установлено участие Европейского Союза в консультировании российского руководства по проведению политических и экономических реформ, а также оказания технической помощи. Рассмотрен период переговоров комиссий по созданию Соглашения, а также описаны проблемы, которые возникали в процессе переговоров. Дан краткий анализ Соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Выделены основные сферы построения сотрудничества между ЕС и Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление отношений России и Европейского Союза»

УДК 971

СТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

С.И. Водорезов

В статье изложено развитие отношений ме^ду Европейским Союзом и Россией на раннем этапе (до ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве). Показана преемственность правого регулирования экономических отношений ме^ду Европейскими Сообществами (Европейским Союзом) и СССР (Российской федерацией). Рассмотрено влияние Европейского Союза на российскую экономическую и политическую сферу. Установлено участие Европейского Союза в консультировании российского руководства по проведению политических и экономических реформ, а также оказания технической помощи. Рассмотрен период переговоров комиссий по созданию Соглашения, а также описаны проблемы, которые возникали в процессе переговоров. Дан краткий анализ Соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Выделены основные сферы построения сотрудничества ме^ду ЕС и Россией. Ключевые слова: Европейский союз, Комиссия Европейского Союза, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, ТАСИС.

Сотрудничество между Россией и ЕС приобрело многогранный характер и заняло важное место в политике этих сторон. В данной статье предлагается краткое рассмотрение первых шагов к сотрудничеству, а также правовое оформление политической и экономической сторон отношений.

Взаимоотношения между Европейским Союзом и Россией, представляются весьма интересными и одновременно противоречивыми. Они не являлись стабильными, и их изменение было подвержено влиянию различных факторов (таких как общественное мнение, изменение внешнеполитических интересов и т.д.)

Попытки построения сотрудничества между Россией и Европейским сообществом не относятся к началу 90-х гг. Ещё задолго до рассматриваемого периода Европейские сообщества (Европейское экономическое сообщество - ныне Европейское сообщество, ранее Европейское объединение угля и стали (ЕОУС); Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом)) пытались установить прямые связи с СССР. Так на протяжении 60-х - 70-х гг. Сообщества предпринимали попытки нормализовать отношения со своим восточным соседом. Также существовали попытки заключения отдельных торговых соглашений с каждым европейским членом СЭВ. Однако эти попытки не имели успеха [1, с. 378]. Такое положение дел осложняло развитие Советским Союзом двусторонних отношений со странами "двенадцати", в число которых входили основные торгово-экономические партнёры СССР в западном мире, передавшие важные сферы национальной политики в компетенцию Брюсселя. Ситуация усугублялась ещё и тем, что новые страны, присоединявшиеся к ЕС, денонсировали торговые соглашения, заключённые с СССР. Советский Союз оказывался перед реальной угрозой изоляции. В 80-х гг. СССР пересмотрел свою политику в отношение к ЕС и взял курс на всестороннее развитие политических и торгово-экономических отношений. Летом 1988 года была подписана совместная политическая декларация ЕС - СЭВ, по которой устанавливались дипломатические отношения СССР - ЕС [1, с. 379].

18 декабря 1989 г. было подписано первое соглашение между ЕС и СССР - "О торговле и экономическом и коммерческом сотрудничестве". Это соглашение было заключено сроком на 10 лет. Одним из его участником стал Евроатом, поскольку у ЕС существовала заинтересованность в ядерных исследованиях и ядерной безопасности. В соответствии с соглашением, ЕС отменил с 1 августа 1991 г. специфические количественные ограничения советского экспорта в Сообщество, оставив их лишь на стальные изделия и текстиль. В ответ СССР ввел недискриминационный режим для товаров из ЕС [1, там же].

Подписанные документы положили начало построения отношений в экономической области и сделали робкий шаг в начале развития более тесных политических отношений.

В декабре 1991г. СССР перестал существовать. Сразу после распада были установле-

ны официальные отношения между ЕС и новой Россией. Россия объявила себя правопреемником СССР, тем самым брала на себя все долги иностранным государствам, международным организациям и частным кредиторам. Россия взяла и обязательства закреплённые Соглашением 1989 г. В свою очередь, министры государств-членов ЕС на чрезвычайной сессии состоявшейся 16 декабря, приняли Совместное заявление. В заявлении была выражена готовность о признание всех новых государств, образовавшихся после распада СССР, и с ними были установлены дипломатические отношения [2, с. 364].

Начались структурные изменения в Российской политике и экономике. Новая политическая элита пыталась построить демократическое государство, и старалось вступать в наиболее престижные "клубы" западного мира. Это было необходимо для обеспечения свободного доступа российским товарам к западным рынкам. Все это сопровождалось социальной напряженностью и, постепенно нараставшей борьбой в высшем руководстве.

Европейскому Союзу необходим был стабильный партнер на его восточных рубежах. Для решения этой задачи отлично подходила программа ТЛС181 учрежденная Советом ЕС в середине 1991 года. ТАСК содействует финансированию проектов призванных к укреплению демократии и переходу к рыночной экономике. С 1991 по 2001 гг. Россия по каналам созданного фонда получила 2464 млн. евро [3, с. 65]. Они не могли использоваться в качестве инвестиций и играли роль безвозмездной помощи. Распределение средств говорит нам о приоритетности тех или иных программ. Так с 1991 по 1992 г приоритетной программой ТЛС1Б было снабжение продовольствием крупных городов России [3, там же]. На данную программу было выделено 200 млн. экю. Смыслом программы была компенсация уменьшения поставок продовольствия в крупные города, такие как Москва и Санкт-Петербург. Тем самым Европейские сообщество добивались снижения социальной напряженности на местах. Однако продукты не выдавались населению просто так. Они продавались на новых рыночных условиях. Реализация продуктов питания происходила по ценам более или менее приемлемым для граждан (к примеру, на начало 1992 г цена на мясо колебалась от 150 до 300 рублей за кг., в этих условиях европейское мясо предлагалось по цене 60 руб. за кг). Вырученную прибыль планировалось выделять на "финансовое оздоровление общества". Так же планировалось создать сеть бесплатных столовых для нуждающихся [4, с. 3].

Европейцы не стали ожидать, когда Россия сама потянется к европейским ценностям и в первую очередь политическим. По программе ТЛСК предполагалось оказывать помощь всем руководящим персонам, от президента страны до глав районных администраций. К тому же представители европейских сообществ были готовы оказать помощь в создание проектов по реформированию министерств, а также структурной перестройке и приватизации промышленности [5].

Затем все усилия были направлены на поддержку институциональной, правовой и административной реформы; поддержку частного сектора и содействие экономическому развитию и смягчению социальных последствий перехода к рыночной экономике (поддержка пенсионной реформы, реформирование муниципальных служб, улучшение здравоохранения и т.д.) [6].

Рассматривая развитие экономических отношений, мы можем видеть их постепенный рост, который отражен в росте товарооборота [Таблица 1].

1 TACIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States) - Техническое Содействие для Сообществ и Независимых Стран.

График товарооборота

Экспорт вЕС й. ИмпортизЕС

37,4

16,7 17,6

18,2

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1999 2000 2001 2002

Таблица 1.

График товарооборота между Россией и ЕС (Борко Ю.А. От европейской идеи - к единой Европе. М.: Издательский дом Деловая литература, 2003. С. 325.)1.

Эффекту роста способствовала отмена государственной монополии на внешнюю торговлю и либерализации внешнеэкономических связей, открывшие путь на внешние рынки тысячам российских предприятий. Торговля между Россией и Европейским Союзом характеризовалась асимметрией. Асимметрия заключалась в особенностях российского товарооборота. Самая большая доля экспорта России в Европу приходилась на энергоносители, затем шли стальные изделия и другие виды проката, минеральные удобрения, пиломатериалы, целлюлоза и бумага, небольшое количество машин и продовольствия. В свою очередь большая часть экспорта ЕС в Россию приходилась на промышленные товары, машины, химикаты и продовольствие [7, с. 326].

Для того что бы вывести отношения на новый уровень, необходимо было принять документ, который бы регламентировал основные стороны будущего сотрудничества. Такие предложения делались со стороны Брюсселя, этот факт и возможность получения безвозмездной помощи по программе TACIS создавало, по крайней мере, в определённых кругах, представление о возможности вступить в ЕС в будущем. Было известно, что в середине 1992 г пройдет встреча Жака Делора и Бориса Ельцина. Российская сторона стремилась подписать на ней соглашение об ассоциированном членстве (соглашение дарило перспективу вступления в ЕС) [8, с. 7].

Планируемая встреча Председателя Комиссии Европейского Союза Жака Делора и Президента России Бориса Ельцина состоялась. Представители Брюсселя сразу указали на невозможность вступления России в ЕС в обозримом будущем. Однако Жак Делор предложил свою концепцию "Европы на двух столпах". Она предполагала создание в Европе два крупных центра силы - Европейского Союза и России. Отношения предполагалось строить на следующих принципах: доверия и равенства; тесная связь культурных и исторических корней; тесные политические, экономические и человеческие отношения. Закрепить отношения должно Соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве (далее СПС) [9, с. 2]. С ноября 1992 г. начались переговоры по Соглашению.

Стоит заметить, что ЕС предложил заключить Соглашения о партнерстве не только России, но и другим восточноевропейским странам. Их проекты были схожи по своему характеру, в соглашениях делался упор на «прививание» демократических ценностей, создание

1 До 1998 г. расчёт в млн. ЭКЮ, после в млрд. американских долл.

демократических институтов и переход к рыночной экономике. Россию не устроил предложенный проект, потому что в нем была очень слабо проработана экономическая сторона. Москве нужно было выходить на мировые рынки, но торговля с ними усложнялась тем, что ей еще не удалось присоединиться к ГАТТ. А на европейские рынки России мешало выйти клеймо «государства с государственной экономикой». Почему России нужно было вступать в ГАТТ, и нужен другой статус, отличный от «государства с рыночной экономикой»? Это было необходимо для снятия высоких пошлин на товары, которые поступали на мировые рынки. Как раз эти моменты, наиболее чувствительные для российской промышленности, и не были включены в проект потенциального соглашения. Политические вопросы сотрудничества удалось согласовать очень быстро. Камнем преткновения стала именно экономическая сфера.

Особенно упорным было противостояние в сфере торговли алюминием, ураном и коммерциализации космической отрасли. Эти виды товаров были наиболее чувствительны для промышленников Европейского Союза, и он стремился их оградить. Потому что, к примеру, сталь, поставляемая из России, была в разы дешевле европейской. Проблему удалось решить, лишь пойдя на компромиссы. Россия согласилась на квоты. Партнеры пришли к практике по созданию совместных комиссий для антидемпинговых расследований. Представители ЕС признали Россию, как страну «с переходной экономикой», но должно пройти еще длительное время, пока СПС не будет ратифицировано всеми государствами-членами ЕС.

Поражает несогласованность в действиях переговорщиков и сторон, которые они представляли. Так к концу 1993 г. снова наметилось противоречие между Россией и ЕС. Несмотря на то что, предполагалось введение для иностранных компаний режима «наибольшего благоприятствования», Ельцин издал указ о введение оффшорного режима для иностранных банков. [10] В результате такое противостояние закончилось подписанием соглашения 24 июня 1994 г. на острове Корфу.

Постараемся рассмотреть этот документ. Соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве можно разделить на три раздела - политические отношения, доступ к внутренним рынкам, экономические отношения. Второй раздел вызвал наибольшие споры. Суть проблемы состояла в том, как ЕС будет выстраивать торговые отношения. Несмотря на экономические проблемы и низкое качество российских товаров, Брюссель не мог пойти на то, что бы дать Москве полные таможенные преференции и открыть для неё свои рынки, из-за того что Россия могла предложить на рынке военную технику высокого качества и некоторые промышленные товары. Учитывая низкую стоимость рубля, российский промышленник мог устанавливать низкие цены, что угрожало разорением европейским производителям в схожих областях. Так что в этих областях ЕС проводил антидемпинговую политику. Однако Москве удалось настоять на включение в Соглашение статей схожих со статьями ГАТТ1, что позволяло России подготовиться к подписанию данного соглашения и торговать, в будущем, на равных. В результате Москве удалось получить и ряд преимуществ, - на некоторые экспортируемы товары были снижены ввозные пошлины [9, с. 3].

Соглашение о Партнёрстве и Сотрудничестве, как говорилось в преамбуле документа, призвано установить партнёрские отношения и сотрудничество между ЕС и Россией. Партнёрство должно было основываться на уважении к правам человека, и выполнении международных правовых норм [11]. Целями сотрудничества являлось создание соответствующих структур для установления политического диалога между участниками соглашения. Предусматривалась гармонизация экономических отношений, поддержания российского усилия в развитии демократии и становлении рыночной экономики, создание основ для экономического, социального, финансового и культурного сотрудничества, расширение сотрудничества России с ЕС, создание необходимых условий для будущего учреждения зоны свободной торговли, поощрение действий имеющих общий интерес. СПС оговаривало и специальные органы, необходимые для выполнения и контроля сего соглашения. Отвечать за выполнение СПС должен был Совет Сотрудничества. Этот орган состоял из членов Совета Европейского Союза и членов Комиссии европейских Сообществ с одной стороны, и членов Правительства

1 ГАТТ - Генеральное соглашение о тарифах и торговле.

Российской Федерации с другой стороны. Совет собирался один раз в год, либо когда этого требовали обстоятельства. В обязанность совета входило решение всех споров, возникавших в рамках данного соглашения. В рамках Совета Сотрудничества предполагалось создание Комитета Сотрудничества, который состоял из представителей членов Совета Европейского Союза, Комиссии европейский Сообществ и представителей Правительства Российской Федерации. Комитет занимался подготовкой встреч Совета Сотрудничества и разработкой различных соглашений. СПС устанавливал также, и Парламентский Комитет Сотрудничества, который состоял из представителя Европейского парламента и представителя Федерального Собрания РФ. Парламентский комитет мог запрашивать информацию относительно выполнения данного соглашения и давал рекомендации Совету Сотрудничества. Соглашение регламентировало и политический диалог, который должен был проходить не реже чем два раза в год между Председателем совета Европейского Союза, президентом Комиссии европейских Сообществ и президентом России. Диалог проходил и на министерском уровне не реже одного раза в год. Стоит заметить, что политической и культурной сферам в СПС отводилось меньше всего статей. Большее внимание было отведено экономической сфере. Такая диспропорция была вызвана, скорее всего, тем, что: во-первых, ЕС строил отношения с Россией именно на основе экономики, и в этой сфере между двумя партнёрами уже были налажены связи, а, во-вторых, между ЕС и Россией просто не было опыта ведения партнёрского политического диалога. Конечно, СПС налагало на Евросоюз и Россию довольно значительные обязательства, однако Соглашение имело и ряд оговорок. Так можно было поступиться статьями Соглашения, если их выполнение будет подрывать интересы безопасности или нарушать международные обязательства. Соглашение о Партнёрстве и Сотрудничестве было заключено сроком на 10 лет, с возможной, ежегодной автоматической пролонгацией после истечения установленного срока. Прекращение Соглашения было возможно, если одна из сторон направляла в адрес другой стороны письменное уведомление за шесть месяцев до окончания срока действия [11, ibid]

Предстоял этап ратификаций СПС государствами-членами ЕС. В декабре 1994 г. было принято временное соглашение о торговле, которое включало большинство пунктов из СПС [12, с. 37]. Подписанный договор дал импульс к развитию новых отношений между партнерами.

20 ноября 1995 г. ЕС принял "Стратегию отношений между Европейским союзом и Россией", по которой Брюссель должен был внести вклад в демократические реформы в России, способствовать сотрудничеству в экономической сфере, области безопасности и согласованности во внешней политике.

Однако развитие отношений проходило не так гладко. Ратификацию соглашения государствами - членами ЕС замедлило очередное расширение Европейского Союза. А особо остро на ход ратификации повлияло начало войны в Чечне. На период войны была приостановлена ратификация СПС государствами-членами ЕС.

13 мая 1996 г. Евросоюз принял "План действий Европейского Союза для России", который явился продолжением принятой 20 ноября 1995 г. стратегии ЕС по отношению к России. В соответствии с этим планом изменялись акценты относительно отдельных действий, которые должны были проводиться в рамках программы TACIS или в рамках СПС. 25 ноября 1996 г. Россия ратифицировала СПС, но в силу соглашение вступило лишь 1 декабря 1997 г [13, с 174].

Нельзя говорить об уникальности Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве (похожие соглашения были заключены с Украиной и Беларусью). Но Россия обладала большим потенциалом (людским, научно-техническим, ресурсным, военным) и поэтому у неё было больше шансов на построение равноправного диалога с Европейским Союзом. В СПС достаточно полно (на момент его создания) оговаривались "точки соприкосновения", таким образом, создавалась основа для всестороннего сотрудничества. Соглашение создало правовую основу для образования специальных органов по координации отношений на политическом уровне. Была заложена основа сотрудничества на мировой арене для поддержания стабильности на европейском континенте, обеспечения соблюдения международных договоров и совместное противостояние международным угрозам. А самое главное - была создана основа для всестороннего сотрудничества, а в будущем и для интеграции в таких важных сферах как

наука, энергетика, транспорт, образование и т.д.

In article is shown development of relations between the European Union and Russia at an early stage (before was ratified of the Agreement of partnership and cooperation). In article is devoted to the continuity of the right regulation of economic relations between the European Communities (the European Union) and the USSR (the Russian federation). In article is considered influence of the European Union on the Russian economic and political sphere. Participation of the European Union is established in consultation of the Russian management on carrying out political and economic reforms, and also rendering of the technical help. The part of article is devoted to the period of negotiations of the commissions on Agreement creation, and also problems which arose in the course of negotiations are described. The Agreement on partnership and cooperation is brief analyzed. The basic spheres of construction of cooperation between EU and Russia were considered in the end of article.

The key words: European Union, Commision of European Union, Agremeement of partnership and cooperation, TACIS.

Список литературы.

1.Лихачёв B.H. Россия и Европейский союз в международной системе (дипломатия, политика, право) 1998-2004 гг. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 600 с.

2.Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под ред. Ю.А. Борко и О.В. Буториной. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 471 с.

3.Борко Б.А. Данилов Ю.А. Россия - Европейский Союз: стратегия стратегического партнерства. ДИЕ РАН №157 М.: ИЕ РАН. Издательство "ОГНИ ТД", 2005. 78 е..

4.Эмерсон М. Пища дляреформы. М., 1992.

5.Серов В. Открылось представительство ЕС//Коммерсантъ.1992. 24 окт.

6.ЕС и Россия партнерство на практике. М.: Европейские сообщества 2002.

7..Борко Ю. А. От европейской идеи - к единой Европе. М.: Издательский дом Деловая литература, 2003. 464 с.

8.Леонтъева Е. Барьеры устранены. Теперь можно строить.// Российская газета., 18 января 1992 №14 (350).

9. ЭмерсонМ. Европа на двух столпах 2003. 4 с.

10. КалашниковаН. Итоги визита Ельцина в Брюссель//Коммерсантъ.1993.12 дек.

11. Agreement on Partnership and Cooperation establishing a partnership between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Russian Federation Электрон. дан. Режим доступа http://ec.europa.eu/comm/external_relations/pca_legal/index.htm.

12. Общее европейское экономическое пространство: Перспективы взаимоотноше-нийРоссии и ЕС. М.: Дело, 2004. 238 с.

13. ПетерМ. Россия и Европейский Союз / Пер. с нем. В.В. Афанасьев. М.: МГПУ, 2006. 200 с.

Об авторе

Водорезов С.И. - аспир. Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, stasv23@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.