Научная статья на тему 'Европейский союз и Российская Федерация: достижения и проблемы в области международного сотрудничества'

Европейский союз и Российская Федерация: достижения и проблемы в области международного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1633
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ И РОССИИ / EUROPEAN AREA / BOLOGNA PROCESS / RUSSIAN FEDERATION / EUROPEAN UNION / PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF EUROPE AND RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фроловский Сергей Геннадьевич

В статье дан анализ сотрудничества Российской Федерации и Европейского союза в ретроспективном аспекте, исследованы наиболее перспективные области сотрудничества. Автор приходит к выводу о наличии всех условий для продолжения диалога между Россией и Европейским союзом и достижения успехов в новых сферах сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European Union and Russian Federation: progress and problems in the area of international cooperation

The article includes the analysis of Russian and European relationship in historical aspect, the author analyzes the most successful areas of cooperation. He suggests that there are all necessary conditions to continue the dialog between Russian Federation and European Union and to achieve success in new areas of cooperation.

Текст научной работы на тему «Европейский союз и Российская Федерация: достижения и проблемы в области международного сотрудничества»

Фроловский Сергей Геннадьевич

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева (e-mail: ssau@ssau.ru)

Европейский союз и Российская Федерация: достижения и проблемы в области международного сотрудничества

В статье дан анализ сотрудничества Российской Федерации и Европейского союза в ретроспективном аспекте, исследованы наиболее перспективные области сотрудничества. Автор приходит к выводу о наличии всех условий для продолжения диалога между Россией и Европейским союзом и достижения успехов в новых сферах сотрудничества.

Ключевые слова: Европейское пространство, Болонский процесс, Российская Федерация, Европейский союз, перспективы развития Европы и России.

S.G. Frolovskiy, Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev; e-mail: ssau@ssau.ru

European Union and Russian Federation: progress and problems in the area of international cooperation

The article includes the analysis of Russian and European relationship in historical aspect, the author analyzes the most successful areas of cooperation. He suggests that there are all necessary conditions to continue the dialog between Russian Federation and European Union and to achieve success in new areas of cooperation.

Key words: European area, Bologna process, Russian Federation, European Union, prospects of development of Europe and Russia.

Европейский союз (ЕС) - один из основных экономических партнеров России, с которым развиваются отношения равноправного стратегического партнерства.

Взаимодействие ЕС и СССР началось 2 марта 1989 г. В 1991 г. Евросоюз признал Российскую Федерацию (РФ) правопреемницей бывшего СССР. Регулирование взаимоотношений между двумя государствами осуществляется Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (далее - Соглашение), подписанным 24 июня 1994 г. и вступившим в силу 1 декабря 1997 г. [1, с. 69-74].

Соглашение определяет основные цели, направления и механизмы сотрудничества, содержит программу экономического сотрудничества, охватывающую все сферы экономики, и предусматривает постоянный политический диалог партнеров. Отличительной особенностью данного соглашения является то, что оно содержит в себе большое количество бланкетных норм, отсылающих к другим международным договорам.

Основными принципами взаимоотношений между Россией и Евросоюзом являются: 1) уважение демократических принципов и прав человека в смысле Хельсинского акта

1975 г. и Парижской хартии для новой Европы 1990 г.; 2) совместные усилия Сторон для создания зоны свободной торговли между ними; 3) построение торговых отношений на основе принципов Генерального соглашения по тарифам и торговле с учетом будущего вступления России в ВТО; 4) постепенное предоставление Россией режима наиболее благоприятствуе-мой нации в торговых отношениях [2].

Центральное место в системе отношений Россия - ЕС занимают встречи на высшем уровне. 21-22 июня 1993 г. на сессии ЕС в Копенгагене было выдвинуто предложение о проведении регулярных встреч председателей Европейского совета и Европейской комиссии с Президентом России (в формате «один плюс два»). Первая встреча в таком формате состоялась в Москве 11 ноября 1993 г. Эта встреча положила начало регулярному политическому диалогу Евросоюза и Российской Федерации.

Однако с 1993 г. отношения в мире и способы взаимодействий между странами изменились. Анализируя международные отношения, можно сделать вывод о том, что существует тенденция к объединению, сближению и взаимной помощи по ряду стратегических вопросов. Отношения между Российской Федераци-

256

ей и Европейским союзом носили аналогичный характер.

Лидерами Германии, России и Франции 19 октября 2010 г. на российско-германско-французском саммите в Довиле был согласован план действий, по которому, согласно мнению Николя Саркози, «через 10-15 лет Россия и Евросоюз могут представлять собой единое экономическое пространство - без виз и с общей системой безопасности» [3].

Однако следует сказать, что реализация данных идей в современных реалиях невозможна. 10 июня 2015 г. Европейский Парламент принял резолюцию, в которой рекомендовал «критически пересмотреть» отношения ЕС и РФ и больше не считать Россию стратегическим партнером Евросоюза [4]. Возникла проблема дальнейшего сотрудничества, партнеры утратили доверие друг к другу, и этому способствовало множество факторов: введение экономических санкций ЕС в отношении России, «украинский кризис», вхождение Крыма в состав России и многие другие.

Некоторые ученые сравнивают современные отношения Евросоюза и России с противостоянием СССР и США в период «холодной войны». На наш взгляд, позиция данных ученых носит яркий политический характер. Однако наличие сторонников у данного суждения должно быть принято и осознано руководством государств. Необходимо принять меры по решению данной проблемы, поскольку в настоящее время повторение подобных ситуаций в мире недопустимо, в особенности между такими политическими гигантами, как ЕС и РФ. Владимир Владимирович Путин осознает характер проблемы, высказывается о ее причинах и перспективах развития. По мнению Президента РФ, причиной является «излишняя политизация» отношений. Глава Российского государства предлагает уделить особое внимание развитию экономического сотрудничества между Евразийским союзом и Евросоюзом [5]. Проанализировав мнение Президента РФ, считаем, что возможно внедрение политики «дорожных карт», с помощью которых возможно решать одновременно сотрудничество в сфере экономики, образования, таможенного дела и многих других. Данный механизм оправдан и с административной точки зрения: не будет необходимости организовывать встречи между главами государств по решению проблем в каждой сфере, достаточно будет наладить работу на уровне министерств, предварительно проведя исследование по соотношению компетенций различных министерств стран Евросо-

юза и России. Такая политика целесообразна и для достижения целей подведения итогов партнерства. Предлагаем проанализировать сотрудничество между ЕС и РФ, используя механизм отраслевого сравнения.

Страны ЕС и Россия большое внимание уделяют правам человека. В европейском парламенте проходят консультации о правах человека в РФ, а в декабре 2012 г. и январе 2014 г. МИД РФ представил доклады о правах человека в странах Европейского союза за 2012 и 2013 гг. Гражданин РФ может обратиться с целью восстановления нарушенных прав в Европейский суд по правам человека, решения которого обязательны для исполнения государственными органами. Однако единой правовой базы, строго регулирующей отношения по правам человека, не создано. В связи с отсутствием правовых стандартов возникла проблема статуса Надежды Савченко, РФ было принято решение о предоставлении ей объема прав в связи с внутренним законодательством, хотя она и не является гражданкой РФ.

Одним из ярких примеров удачного сотрудничества Российской Федерации и Европейского союза является отрасль образования. Концепция Европейского пространства высшего образования реализуется и в настоящее время. Успешное сотрудничество в данной сфере объясняется четкой регламентацией требований и этапов развития систем обучения. На наш взгляд, большое значение играет равенство правового статуса как европейских стран, так и «третьих европейских государств», к которым относится Россия. Процесс внедрения болонских стандартов в России и странах ЕС единообразен: внедряются два уровня обучения «бакалавр - магистр», вводится система кредитов, имеются тенденции к внутренней замкнутости образовательной системы в связи с административными барьерами, а также стремление адаптации требований Болон-ского процесса к национальным традициям и особенностям.

Одно из наиболее перспективных направлений сотрудничества, на наш взгляд, представляет собой сфера туризма, которая с каждым годом отдает все больше капиталовложений. Туристический рынок стран ЕС и России развивается достаточно стабильно, несмотря на мировые кризисы [6, с. 197]. За I квартал 2017 г. Россию посетили 833502 туриста из стран - членов Евросоюза, 2812304 граждан РФ посетили страны Евросоюза [7]. Особенно выгодно задуматься о перспективах развития российскому рынку туризма, поскольку он имеет огромный

257

потенциал развития, ведь европейский рынок туризма уже сформирован. Более того, развитие туристического рынка в России возможно провести благодаря крупным спортивным мероприятиям, проводимым на территории нашей страны, частным инвестициям. Возможно привлечение европейских туристов на черноморское побережье при условии изучения потребностей «среднестатистического европейского туриста», создание особых преференций в визовом вопросе (например, отмена визового режима для посещения граждан стран Евросоюза в Краснодарском крае и Республике Крым в период «летнего сезона»).

Несмотря на большое количество программ, саммитов, встреч между представителями РФ и ЕС, со стороны Российской Федерации актуальными остаются следующие вопросы:

1) неурегулированности вопроса о перевозке грузов и пассажиров между основной территорией РФ и Калининградской областью;

2) ущемления прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии; 3) попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве. В свою очередь Европейский союз ставит в качестве актуальных вопросов: 1) сохранение российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательство России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия); 2) взимание Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута;

3) заниженные внутрироссийские цены на энергоносители по сравнению с мировыми ценами [8].

Однако, несмотря на вышеизложенные проблемы, ЕС остается одним из главных торговых партнеров РФ (43% внешнеторгового оборота). К сожалению, этот товарооборот снижается в связи с введением санкций с обеих сторон. Следует понимать, что данные отношения должны развиваться ввиду благоприятных экономических факторов: территориальная близость, взаимодополняемость экономик и инфраструктур Евросоюза и России, наличие правовой базы взаимодействия и многие другие. Поэтому главам государств следует придерживаться политических способов воздействия, избегая экономических и не нарушая правовой базы, регулирующей отношения в различных сферах.

Актуальность исследования взаимоотношений Европейского союза и Российской Федерации очевидна. Мировое сообщество встретило ряд проблем, таких как демографические кризисы, выражающиеся в противоречиях между

индустриально развитыми странами и странами «третьего мира», изменение климата, истощение природных ресурсов, международный терроризм, остро вставший миграционный вопрос, угроза войн и распространения ядерного оружия, экономические кризисы и многие другие. Единственным, на наш взгляд, способом разрешения данных угроз является координация усилий всех стран для решения совместных проблем. Для объединения усилий требуется структурное и объективное изучение взаимоотношений всех государств между собой. Именно это позволит обозначить проблемы сотрудничества государств и в дальнейшем пути их решения. Россия и Евросоюз являются крупными геополитическими игроками, следовательно, их ответственность за стабильность в мире и в решении проблем мирового масштаба велика. Для выработки совместных стратегий необходимо объединить силы двух мировых лидеров - ЕС и РФ, действовать в общих интересах, руководствуясь принципами взаимности, неприменения силы и угрозы силы, равноправия.

При изучении нормативных актов, регулирующих отношения между двумя партнерами, можно сделать вывод, что происходит ослабление взаимоотношений между Европейским союзом и Российской Федерацией. Такой вывод можно сделать, исходя из подсчета количества принимаемых соглашений в 2007 и 2017 гг. Говорить об истинных причинах этой тенденции достаточно сложно, они могут быть разнообразными. Здесь, как и в любом явлении, имеются и положительные, и отрицательные стороны, но необходимо принимать во внимание тот факт, что страны Европейского союза (Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Финляндия, Эстония) являются соседями Российской Федерации, с которыми необходимо вести диалог о построении дружественных и постоянных отношений. Более того, можно отметить тенденцию расширения Еврозоны. Украина и Грузия являются ассоциированными членами Европейского союза и потенциальными членами ЕС, что придает вопросу о взаимоотношениях ЕС и РФ более важный многоаспектный характер.

Таким образом, становится понятным, что Россия и Евросоюз вступили в трудный для стран период. Торгово-экономические отношения между Европейским союзом и Российской Федерацией не перешли в стадию стратегического партнерства, не достигнуты соглашения по европейской и евразийской интеграции, однако не следует забывать о достигнутых

258

результатах и договоренностях. Более того, необходимо развивать отношения, не только базируясь на Соглашении 1994 г., но и стараться изобрести новые способы правового регулирования отношений. На наш взгляд, решению проблемы будет способствовать внедрение политики «дорожных карт», с помощью которой регулируются правовые вопросы в узконаправленных сферах. Этот способ решения проблемы, с нашей точки зрения, является наиболее перспективным, поскольку одновременно на уровне министерств может решаться ряд вопросов, они обладают особыми познаниями в данной области, имеют больше сведений о законодательных пробелах в данной сфере,

1. Гилязова Д.М. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве как правовая основа отношений между Россией и Европейским Союзом // Евразийский юрид. журн. 2009. № 5.

2. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Европейского союза с Россией 24 июня 1994 г. // Собр. законодательства РФ. 1998. № 16. Ст. 1802.

3. Ромашенко Сергей. Европейские промышленные объединения требуют отмены визового режима с Россией // Deutsche Welle. URL: https://goo.gl/VVxrH1 (дата обращения: 31.05.2012).

4. Европарламент: прежние отношения с Россией невозможны // Би-Би-Си. URL: https:// goo.gl/ii9aFB (дата обращения: 10.06.2015).

5. Путин: Отношения РФ и ЕС нельзя назвать нормальными // Московский комсомолец. URL: https://goo.gl/1WLHs1 (дата обращения: 17.05.2017).

6. Сравнительный анализ тенденций развития туризма в странах ЕС и России // Статистика и экономика. 2010. № 6.

7. Выборочная статистическая информация оценки числа въездных и выездных туристических поездок // Федеральное агентство по туризму. URL: https://goo.gl/B6mgtn

8. Пресс-релиз МИД РФ. URL: https://goo.gl/ GPwhwk (дата обращения: 17.11.2009).

нежели главы государств, которые являются управленцами. Тем не менее, отношения между Российской Федерацией и Европейским союзом носят дружественный и постоянный характер. Имеются стремления в создании единого экономического пространства, гармонизации правовых систем, есть опыт сотрудничества в области образования, науки, в построении внешней политики в отношении противодействия терроризму, защиты прав человека, поддержания мира и многих других вопросах. Однако для реализации этих масштабных проектов необходимы серьезные поддерживающие меры, а они на современном этапе находятся на самом раннем этапе разработки и осмысления.

1. Gilyazova D.M. Partnership and Cooperation Agreement as legal basis of the relations between Russia and European Union // Eurasian legal magazine. 2009. № 5.

2. The Partnership and Cooperation Agreement of the European Union with Russia d.d. June 24, 1994 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1998. № 16. Art. 1802.

3. Romashenko Sergey. The European industrial associations demand cancellation of a visa regime with Russia // Deutsche Welle. URL: https://goo. gl/VVxrH1 (date of access: 31.05.2012).

4. European Parliament: the former relations with Russia are impossible // BBC. URL: https:// goo.gl/ii9aFB (date of access: 10.06.2015).

5. Putin: It is impossible to call the relations of the Russian Federation and the EU normal // Moscow Komsomolets. URL: https://goo.gl/1WLHs1 (date of access: 17.05.2017).

6. The comparative analysis of tendencies of development of tourism in EU countries and Russia // Statistics and economy. 2010. № 6.

7. Selective statistical information of assessment of number of entrance and exit trips // Federal Tourism Agency. URL: https://goo.gl/B6mgtn

8. Press release of the Russian Foreign Ministry. URL: https://goo.gl/GPwhwk (date of access: 17.11.2009).

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.