Научная статья на тему 'Восточное партнерство: новый этап в развитии отношений Европейского союза со странами постсоветского пространства'

Восточное партнерство: новый этап в развитии отношений Европейского союза со странами постсоветского пространства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1590
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СТРАНЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА / ПОЛИТИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА / СОГЛАШЕНИЯ ОБ АССОЦИАЦИИ / EASTERN PARTNERSHIP / EUROPEAN UNION / POST-SOVIET COUNTRIES / DIFFERENTIATED APPROACH POLICY / ASSOCIATION AGREEMENTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чувахина Лариса Германовна

Рассмотрены вопросы развития Восточного партнерства, созданного по инициативе Европейского союза (далее ЕС) для развития интеграционных связей со странами постсоветского пространства. В программу сотрудничества включены восточноевропейские и закавказские государства. Восточное партнерство нацелено на заключение странами постсоветского пространства соглашений об ассоциации с ЕС. Сотрудничество в рамках Восточного партнерства сосредоточено на таких приоритетных направлениях, как экономическое развитие, укрепление институтов управления; развитие связей в области энергетики, расширение контактов между людьми. В отношениях со странами-партнерами ЕС исходит из политики дифференцированного подхода к каждой отдельно взятой стране. Сделан вывод, что развитие отношений в рамках Восточного партнерства будет происходить на фоне ухудшения отношений России с западными странами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EASTERN PARTNERSHIP: A NEW STAGE IN THE DEVELOPMENT OF EUROPEAN UNION RELATIONS WITH THE POST-SOVIET COUNTRIES

The issues of development of the Eastern Partnership created at the initiative of the European Union (EU) for the development of integration relations with the countries of the post-Soviet area are discussed. The program of the cooperation includes the Eastern European and Caucasian states. The Eastern Partnership is aimed at the conclusion by the countries of the post-Soviet area the agreements on association with the EU. Cooperation in the framework of the Eastern Partnership is focused on such priority areas as economic development, strengthening governance institutions, development of relations in the field of energy, expansion of contacts between people. In relations with partner countries the EU proceeds from a policy of differentiated approach to each individual country. It is concluded that the development of relations within the framework of the Eastern Partnership will occur against the background of the deterioration of relations between Russia and Western countries.

Текст научной работы на тему «Восточное партнерство: новый этап в развитии отношений Европейского союза со странами постсоветского пространства»

УДК: 339.9(045) JEL F13, F53

Чувахина Лариса Германовна

канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва e-mail: l-econom@mail.ru

Chuvakhina Larisa

Candidate of Economic Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow e-mail: l-econom@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2018-4-24-30

ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО: НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ОТНОШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА СО СТРАНАМИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. Рассмотрены вопросы развития Восточного партнерства, созданного по инициативе Европейского союза (далее — ЕС) для развития интеграционных связей со странами постсоветского пространства. В программу сотрудничества включены восточноевропейские и закавказские государства. Восточное партнерство нацелено на заключение странами постсоветского пространства соглашений об ассоциации с ЕС. Сотрудничество в рамках Восточного партнерства сосредоточено на таких приоритетных направлениях, как экономическое развитие, укрепление институтов управления; развитие связей в области энергетики, расширение контактов между людьми. В отношениях со странами-партнерами ЕС исходит из политики дифференцированного подхода к каждой отдельно взятой стране. Сделан вывод, что развитие отношений в рамках Восточного партнерства будет происходить на фоне ухудшения отношений России с западными странами.

Ключевые слова: Восточное партнерство, Европейский союз, страны постсоветского пространства, политика дифференцированного подхода, соглашения об ассоциации.

EASTERN PARTNERSHIP: A NEW STAGE IN THE DEVELOPMENT OF EUROPEAN UNION RELATIONS WITH THE POST-SOVIET COUNTRIES

Abstract. The issues of development of the Eastern Partnership created at the initiative of the European Union (EU) for the development of integration relations with the countries of the postSoviet area are discussed. The program of the cooperation includes the Eastern European and Caucasian states. The Eastern Partnership is aimed at the conclusion by the countries of the post-Soviet area the agreements on association with the EU. Cooperation in the framework of the Eastern Partnership is focused on such priority areas as economic development, strengthening governance institutions, development of relations in the field of energy, expansion of contacts between people. In relations with partner countries the EU proceeds from a policy of differentiated approach to each individual country. It is concluded that the development of relations within the framework of the Eastern Partnership will occur against the background of the deterioration of relations between Russia and Western countries.

Keywords: Eastern Partnership, European Union, post-Soviet countries, differentiated approach policy, association agreements.

В мае 2009 г. по инициативе Европейской службы внешних связей Европейского союза (далее — ЕС) создано Восточное партнерство (далее — ВП), представляющее собой восточное измерение Европейской политики соседства (ЕПС). Предложение о создании ВП официально выдвинуто на заседании Европейского Совета 19-20 июня 2008 г. [4]. С инициативой о его создании выступили Польша и Швеция. Суть инициативы заключалась в предложении ЕС развивать интеграционные связи с постсоветскими странами. В программу сотрудничества включены Грузия, Азербайджан, Украина, Молдова, Белоруссия и Армения.

7 мая 2009 г. проведен первый специальный саммит Евросоюза в Праге, на котором принята Совместная декларация по ВП и официально утверждена программа «Восточное партнерство», предполагающая «создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между ЕС и заинтересованными странами-партнерами» путем содействия в проведении политических и социально-экономических реформ в странах-участницах ВП [10]. В своей деятельности ВП, согласно Пражской декларации, призвано руководствоваться принципом «кондициональности», означающим «продвижение» вперед лишь при условии выполнения странами — участницами программы определенных требований ЕС. Восточное партнерство предполагает заключение странами постсоветского пространства соглашений об ассоциации с ЕС, заключение всеобъемлющих соглашений о создании зон свободной торговли на основе гармонизации национальных

законодательств с нормативно-правовой базой ЕС, соглашений о либерализации визового режима при условии обеспечения мер по повышению безопасности и пресечению незаконной миграции.

В сентябре 2011 г. в Варшаве прошел 2-й саммит ВП, на котором Польша предложила создать в рамках программы ВП «группу друзей» и пригласить Россию для участия в ней. Предполагалось, что Россия будет принимать участие в обсуждении вопросов, затрагивающих проблемы Калининградской области. Россия, однако, отказалась включить Калининград и Калининградскую область в сферу деятельности «Восточного партнерства» [3].

28-29 ноября 2013 г. состоялся 3-й саммит ВП в Вильнюсе, на котором планировалось парафировать соглашение о Зоне свободной торговли с Молдовой и, при выполнении определенных условий, подписать Соглашение об ассоциации Украины с ЕС. Представители Грузии и Молдовы парафировали соглашения об ассоциации с ЕС [5]. В то же время Армения и Украина воздержались от подписания соглашений с ЕС [12].

21-22 мая 2015 г. прошел четвертый саммит ВП в Риге [8]. На саммите была подчеркнута необходимость пересмотра ЕПС, проведения дифференцированной политики в отношении постсоветских стран. В частности, речь шла о применении индивидуального подхода в отношении Армении, Азербайджана, Белоруссии. При этом подчеркивалось достижение позитивных результатов в отношениях с Молдовой, Грузией и Украиной. В рамках ВП Евросоюзом подписаны Соглашения об ассоциации и об углубленных и всеобъемлющих зонах свободной торговли с Грузией, Молдовой и Украиной. Соглашения об ассоциации с Грузией и Молдовой вступили в силу 01.07.2016 г., с Украиной - 01.09.2017 г. Режим безвизовых поездок в страны Шенгенского пространства был введен для Молдовы в 2014 г., для Грузии и Украины - в 2017 г.

Дифференцированный особый подход в отношении Армении, Азербайджана, Белоруссии на практике привел к заключению ЕС Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве (CEPA) с Арменией. Соглашение способствует более тесному сотрудничеству в энергетике, транспорте, торговле, охране окружающей среды. В апреле 2018 г. Армения намерена ратифицировать Соглашение с ЕС. С 2016 г. в рамках ВП в Армении действует европейская исследовательская и инновационная программа Horizon 2020, позволившая армянским ученым получить доступ к проектам наравне с исследователями из стран — членов ЕС. В феврале 2017 г. начаты переговоры между ЕС и Азербайджаном о новом Рамочном соглашении. Для ЕС Азербайджан является важным энергетическим партнером, обеспечивая около 5 % спроса на газ в ЕС. В 2016 г. Евросоюз запустил новую региональную программу EU4Energy, которая поддерживает страны ВП, включая Азербайджан, в достижении их целей в области энергетической политики и повышении энергоэффективности. В 2016 г. начался процесс улучшения отношений между ЕС и Белоруссией, как результат принятия в стране в октябре 2016 г. Национального плана по правам человека. В 2016 г. ЕС снял большую часть ограничительных мер в отношении Белоруссии, в частности были отменены квоты на экспорт текстиля. В июне 2017 г. Белоруссия присоединилась к ВП по вопросам энергоэффективности и экологии. Белоруссия участвует в программе исследований и инноваций Horizon 2020.

24.11.2017 г. в Брюсселе состоялся пятый саммит ВП, в ходе которого был достигнут прогресс по ряду соглашений, в том числе по новому двустороннему соглашению между ЕС и Арменией, Соглашению об едином авиационном пространстве с Арменией, а также по распространению Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) на страны ВП [13]. На саммите утверждены двадцать целей, определяющих план работы до 2020 г., а также одобрена пересмотренная институциональная структура ВП, предусматривающая более ориентированный на результаты подход к сотрудничеству.

Рассмотрим институциональная структура Восточного партнерства. Согласно положениям совместной декларации саммита ВП от 7.05.2009 г., высшим органом ВП является Саммит глав правительств ЕС и стран-партнеров, включенных в ВП. Саммиты носят программный характер, их цель — определение основных направлений деятельности ВП. Саммиты проходят раз в два года на территории страны-члена ЕС или государства-партнера. Органом ВП является Саммит министров иностранных дел, проходящий не реже 2-х раз в год, в ходе которого оцениваются результаты сотрудничества.

Парламентская ассамблея Евронест ВП, учрежденная в мае 2011 г., является парламентским институтом ВП [7]. Участие в Парламентской ассамблее является добровольным. Будучи парламентским форумом для обсуждений, консультаций, мониторинга по вопросам, связанным с ВП, Ассамблея способствует созданию условий для дальнейшей экономической интеграции между ЕС и странами постсоветского пространства.

Парламентская ассамблея состоит из 60 членов Европейского парламента и 10 членов от каждого из участвующих парламентов стран-партнеров.

В рамках Парламентской ассамблеи созданы и функционируют постоянные комитеты: Комитет по политическим вопросам, правам человека и демократии; Комитет по экономической интеграции с ЕС; Комитет по энергетической безопасности; Комитет по социальным вопросам, занятости, образованию, культуре и гражданскому обществу.

Органом ВП является созданный в 2011 г. Форум гражданского общества, в работе которого принимают участие представители организаций гражданского общества, учреждений ЕС и правительств стран-участниц ВП [6]. Высшим руководящим органом Форума является Генеральная ассамблея. Представительным органом Форума, является Руководящий комитет, избираемый Генеральной ассамблеей Форума на срок в один год. В обязанности Комитета входят разработка концепции дальнейшего развития Форума; определение руководящих принципов деятельности Форума; участие в мероприятиях ВП.

Исполнительным органом, подотчетным Руководящему комитету, является Секретариат Руководящего комитета, в функции которого входит взаимодействие от имени Форума с Европейской комиссией, Европейской службой внешнеполитической деятельности, другими учреждениями ЕС и находящимися в Брюсселе организациями.

На пятом саммите ВП в Брюсселе 24.11.2017 г. одобрена и 13.03.2018 г. представлена новая многосторонняя институциональная структура ВП. Высшим органом остается Саммит ВП. Далее по значимости идет Саммит министров иностранных дел.

Контакты в формате «Восточного пространства» на парламентском уровне сохраняются через парламентскую ассамблею Е1Ж(ЖЕ8Т, на уровне гражданского общества через Форум гражданского общества.

В рамках институциональной структуры функционирует 4 платформы, осуществляющие межотраслевую координацию и направление деятельности панелей (рис. 1).

Платформа 1

Укрепление институтов и надлежащее управление

Платформа 2

Экономическое

развитие и возможности рынка

Платформа 3

Взаимосвязанность, энергетическая эффективность, окружающая среда и климатические изменения

Платформа 4

Мобильность

и контакты между людьми

Панели

Реформа государственного управления

Структурные реформы, институциональная архитектура финансового сектора, сельское хозяйство, малые и средние предприятия

Энергетика

Образование,

культура, молодежная политика

Верховенство закона

Торговля

Транспорт

Исследования и инновации

Безопасность, общая политика в сфере безопасности, оборонная политика, защита гражданского населения.

Гармонизация цифровых рынков

Окружающая среда и климатические изменения

Миграция, мобильность и интегрированное управление границами

Источник: [11]

Рис. 1. Платформы как структурные единицы Восточного партнерства

Основные элементы обновленной структуры платформ и панелей согласованы с определенными на саммите ВП в 2015 г. в Риге четырьмя приоритетами ВП: укрепление экономик, государственного управления, взаимосвязей, гражданских обществ. Деятельность платформ и панелей ведется министрами через высокопоставленных чиновников. Платформы призваны определять направления деятельности панелей. В обязанности платформ входит отчет о работе перед участниками встреч на высшем уровне.

Проанализируем направления деятельности Восточного партнерства. В декабре 2016 г. Европейская служба внешних связей и Европейская комиссия приняли документ, в котором были сформулированы 20 ключевых задач к выполнению на период до 2020 г. [2]. Задачи были утверждены на саммите в Брюсселе в ноябре 2017 г.

К ключевым задачам были отнесены следующие.

1. Создание гражданского общества, являющегося неотъемлемым условием развития демократии, обеспечения прозрачного управления государством, достижения устойчивого экономического роста, развития частного сектора, защиты окружающей среды, использования социальных инноваций в развитии общества, расширения мобильности и контактов между людьми.

2. Достижение тендерного равенства в странах ВП.

3. Развитие системы стратегических коммуникаций при содействии группы Stratcom EAST, что создаст условия для улучшения взаимодействия между гражданами ЕС и стран-партнеров.

4. Оказание содействия странам ВП в осуществлении программ поддержки малого и среднего бизнеса с помощью программы EU4Business.

5. Создание развитой финансовой инфраструктуры для достижения устойчивого экономического развития. Поддержка усилий стран ВП по развитию рынков капитала с применением пилотных программ их реформирования. Использование кредитных средств и альтернативных источников финансирования для увеличения инвестиций и повышения экспортной активности.

6. Реализация программ ЕС для диверсификации экономической деятельности, сокращения незанятого населения, создания новых рабочих мест, прежде всего, для привлечения к активной трудовой деятельности молодых людей. Достижению поставленных целей будет способствовать осуществление региональных программ и проектов развития, в частности в аграрном секторе этих стран.

7. Поощрение гармонизации цифровых рынков ЕС и стран ВП в рамках инициативы EU4Digital. Оказание поддержки странам ВП в укреплении независимости национальных телекоммуникационных органов, в предоставлении услуг роуминга, в создании системы обеспечения кибербезопасности, в использовании цифровых инноваций, электронной торговли, цифровых транспортных коридоров.

8. Поощрение расширения торговли в рамках ВП, в частности через реализацию Соглашений о создании углубленных и всеобъемлющих зон свободной торговли.

9. Содействие в создании устойчивых институциональных структур для предотвращения коррупции, борьбы с отмыванием денег. Оказание помощи в разработке правовой базы и механизмов для возвращения активов.

10. Помощь в реализации реформ в системе судебных органов в соответствии с европейскими стандартами. Использование опыта ЕС в подготовке судебных работников, в продвижении по службе наиболее профессиональных кадров, улучшении ситуации с исполнением судебных решений.

11. Проведение реформ государственного управления. Разработка соответствующих международным принципам национальных стратегий государственного управления, совершенствование законодательства о государственной службе.

12. Сотрудничество в сфере управления рисками и обеспечении безопасности при стихийных бедствиях, возникновении катастроф, угроз, связанных с вопросами кибербезопасности.

13. Участие в разработке долгосрочного плана инвестиционных действий для окончания работ к 2030 г. по созданию сети TEN-T. За счет повышения эффективности существующих транспортных сетей добиться устранения узких мест в логистической цепочке и тем самым облегчить транспортировку, стимулируя торгово-экономический обмен.

14. Увеличение взаимосвязанности систем транспортировки газа и электроэнергии стран-партнеров. Инициатива EU4Energy, сотрудничество в рамках Энергетического сообщества поможет восточным партнерам выполнить взятые на себя обязательства. Речь идет о модернизации украинской газотранспортной системы и хранилищ, об обеспечении функционирования Южного газового коридора и его дальнейшем расширении

в направлении Центральной Азии, о прокладке газопровода «Унгень-Кишинев» и «Хермановице-Бильче-Волиця», об укреплении электросетей Грузии и Армении, об интеграции с европейской сетью энергетических систем Украины и Молдовы.

15. Переход к устойчивым моделям увеличения энергоэффективности и расширения использования возобновляемых источников энергии означает, во-первых, реализацию планов действий по устойчивой энергетике и климату в рамках программы «Соглашение мэров»; во-вторых, обеспечение эффекта синергии между EU4Energy, EU4Business, и EU4Innovation; в-третьих, финансирование «зеленых» проектов, создание национальных систем мониторинга выбросов парниковых газов.

16. Активизация мер по защите окружающей среды за счет разработки системы разумного экологического управления. Поддержка постепенного перехода к зеленой экономике. Содействие в разработке законодательных норм для проведения экологических оценок.

17. Обеспечение сотрудничества в сфере мобильности посредством мониторинга выполнения критериев визовой либерализации Молдовой, Грузией и Украиной. Рассмотрение возможности начала переговорного процесса по либерализации визового режима с Азербайджаном и Арменией, а также по упрощению визового режима с Белоруссией.

18. Принятие «Молодежного пакета» в рамках инициативы EU4Youth. Новая схема мобильности для молодежи предполагает получение пользы работающей молодежью от расширения возможностей мобильности по программе Erasmus+. Участие в программах Creative Europe, COSME и Horizon 2020 откроет новые возможности мобильности для студентов и молодых исследователей.

19. Создание на основе опыта стран ЕС Европейской школы ВП для получения качественного образования учащимися из стран-партнеров, расширения возможностей в области трудоустройства, в совершенствовании языковых навыков. Вопросами совершенствования преподавания будет заниматься сеть университетов в странах ВП.

20. Осуществление интеграции исследовательских и инновационных систем ВП и ЕС посредством новой инициативы EU4Innovation, направленной на расширение перспектив трудоустройства и карьерного роста исследователей. Финансирование исследовательской и инновационной деятельности будет осуществляться на конкурсной основе. Интеграция в общеевропейскую сеть GEANT, объединяющую все национальные исследовательские и образовательные сети в Европе, создаст условия для сокращения цифрового разрыва.

Рассмотрим новые инструменты поддержки стран Восточного партнерства. На саммите в Брюсселе в 2017 г. было рекомендовано создание целевого фонда для Украины, Грузии и Молдовы. Целевой фонд должен стать инструментом быстрого реагирования ЕС на возможные кризисные и посткризисные ситуации. Целевой фонд призван объединить ресурсы государственных и частных структур, выполняющих роль доноров, для осуществления проектов, направленных на совершенствование социально-экономической среды в странах ВП. Одновременно Европейский парламент обратился к Европейскому инвестиционному банку с предложением выделить средства на проведение экономических реформ в странах-партнерах.

В последнее время заметный интерес к сотрудничеству со странами ВП проявляют страны Вышеградской группы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), что нашло отражение на прошедшей 31.08.2017 г. встрече в Будапеште представителей двух групп стран. По итогам встречи принято совместное заявление, в котором обозначены вопросы будущего взаимодействия стран-участниц Вышеградской группы и ВП [14]. Особое внимание было уделено транспортному взаимодействию между ЕС и странами ВП. Была подтверждена необходимость дальнейшего развития приграничных отношений.

В то же время, несмотря на поддержку восточноевропейских стран, на сегодняшнем этапе деятельности ВП сталкивается с большим объемом критики, которая исходит в том числе и от официальных кругов стран Вышеградской группы. Так, 30.01.2016 г., министр иностранных дел Польши В. Ващиковский заявил, что формат ВП лишь создает иллюзию, а не реальную перспективу членства в Евросоюзе для таких стран, как Украина, Белоруссия, Молдова. Он считает, что вся программа провалилась, поэтому польское правительство «отбросило эту концепцию как неправильную» [9].

С точки зрения российского политолога Н. Ереминой, ВП показало скорее свою неэффективность, поскольку во многом из-за позиции стран ЕС был спровоцирован украинский майдан, приведший к жесткому

разделению общества по вопросу стратегии развития страны и даже по цивилизационному критерию. Из-за данной программы обострились дискуссии по вопросу взаимодействия ЕС и России. Представители Брюсселя не скрывали, что стремились изменить расклад сил на постсоветском пространстве после грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов, которые они упорно называют грузино-российской войной, а также после газовых транзитных споров между Россией и Украиной [1].

В итоге, по мнению Н. Ереминой, можно говорить о трех возможных сценариях развития ВП.

1. Реализация идеи «Восточное партнерство+», которая означает дифференцированный подход Брюсселя к странам партнерства и признание их взаимодействий с третьей стороной. Этот подход, прежде всего, выражен в активизации действий ЕС по отношению к Азербайджану, Армении и Белоруссии.

2. Продолжение существующего формата, при котором не выделяются разные группы стран. Этот сценарий предполагает более-менее равномерное финансирование, которое должно будет обеспечивать некоторое присутствие ЕС на постсоветском пространстве.

3. Трансформация всей политики соседства ЕС, связанная с изменением стратегии взаимодействия ЕС и России, что предполагает признание со стороны ЕС роли и интересов России в постсоветском пространстве [1].

Из предложенных трех возможных сценариев развития ВП можно с высокой долей уверенности отклонить третий сценарий, развитие которого в нынешних геополитических реалиях не представляется возможным в обозримой перспективе. Из двух первых наиболее очевидным представляется первый сценарий, основанный на дифференцированном подходе к развитию отношений со странами постсоветского пространства. За основу своей политики европейцы берут разработанную еще в 1970-е гг. американским политологом Зб. Бжезинским концепцию дифференцированного подхода в отношении восточноевропейских стран и получившую реальное подтверждение на практике. Что касается второго сценария развития ВП, то он маловероятен, поскольку несет в себе серьезные издержки и не гарантирует ожидаемого результата.

Библиографический список:

1. Будущее Восточного партнерства ЕС: три сценария развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eurasia. expert/budushchee-vostochnogo-partnerstva-es-tri-stsenariya-razvitiya/ (дата обращения: 29.03.2018).

2. Восточное партнерство: 20 задач на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/D7dHw (дата обращения: 25.03.2018).

3. В Варшаве состоялся Саммит Восточного партнерства // Евробюллетень. - 2011. - №2 6: октябрь [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://eeas.europa.eu/archives/delegations/belarus/documents/more_info/eurobuUetin_17_11_2011.pdf (дата обращения: 22.03.2018).

4. Европейский Союз: факты и комментарии. - 2008 г. - Вып. 52: апрель-июнь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edc-aes.ru/ru/union/archive/vipusk_52 (дата обращения: 24.03.2018).

5. ЕС парафировал Соглашение об ассоциации с Молдовой и Грузией [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.golos-ameriki.ru/a/e-u/1800487.html (дата обращения: 22.03.2018).

6. Официальный сайт Форума гражданского общества Восточного партнерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eap-csf.eu/?lang=ru (дата обращения: 22.03.2018).

7. Правила работы Парламентской ассамблеи Евронест. Официальный сайт Евронест. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/euronest/en/home/rules-&-decisions.html (дата обращения: 26.03.2018).

8. Рижский саммит Восточного партнерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://thewallmagazine.ru/riga-summit-of-eastern-partnership/ (дата обращения: 28.03.2018).

9. СМИ: глава МИД Польши заявил о провале «Восточного партнерства». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// ria.ru/world/20160130/1367343080.html (дата обращения: 29.03.2018).

10. Совместная декларация от 07.05.2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/ cms_data/docs/pressdata/en/er/107589.pdf (дата обращения: 30.03.2018).

11. Совместная декларация Саммита Восточного партнерства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/D7vzG (дата обращения: 30.03.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Украина не подписала Соглашение об ассоциации с ЕС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bbc.com/ ukrainian/ukraine_in_russian/2013/11/131129_ru_s_ukraine_eu_assignme (дата обращения: 23.03.2018).

13. New agreement signed between the European Union and Armenia set to bring tangible benefits to citizens [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/36141/new-agreement-signed-be-tween-european-union-and-armenia-set-bring-tangible-benefits-citizens_en (дата обращения: 28.03.2018).

14. The V4 regards the forging of eastern alliances as strategically important [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.kormany.hu/en/ministry-of-foreign-affairs-and-trade/news/the-v4-regards-the-forging-of-eastem-alliances-as-strategical-ly-important (дата обращения: 29.03.2018).

References

1. Budushcheye Vostochnogo partnerstva YES: tri stsenariya razvitiya [The future of the EU Eastern Partnership: three scenarios for development]. Available at: http://eurasia.expert/budushchee-vostochnogo-partnerstva-es-tri-stsenariya-razvitiya/ (accessed 29.03.2018).

2. Vostochnoye partnerstvo: 20 zadach na period do 2020 goda [Eastern Partnership: 20 tasks for the period until 2020]. Available at: https://clck.ru/D7dHw (accessed 25.03.2018).

3. V Varshave sostoyalsya Sammit Vostochnogo partnerstva. Yevrobyulleten', 2011, № 6, oktyabr' [EuroBulletin]. Available at: https://eeas.europa.eu/archives/delegations/belarus/documents/more_info/eurobulletin_17_11_2011.pdf (accessed 22.03.2018).

4. Yevropeyskiy Soyuz: fakty i kommentarii, 2008, I. 52, aprel'-iyun' [European Union: facts and comments]. Available at: http:// www.edc-aes.ru/ru/union/archive/vipusk_52 (accessed 24.03.2018).

5. YES parafiroval Soglasheniye ob assotsiatsii s Moldovoy i Gruziyey [The EU initialed the Association Agreement with Moldova and Georgia]. Available at: https://www.golos-ameriki.ru/a/e-u/1800487.html (accessed 22.03.2018).

6. Ofitsial'nyy sayt Foruma grazhdanskogo obshchestva Vostochnogo partnerstva [Official site of the Eastern Partnership Civil Society Forum]. / Available at: http://eap-csf.eu/?lang=ru (accessed 22.03.2018).

7. Pravila raboty Parlamentskoy assamblei Yevronest. Ofitsial'nyy sayt Yevronest [Rules of work of the Parliamentary Assembly of Euronest. Official site of Euronest]. Available at: http://www.europarl.europa.eu/euronest/en/home/rules-&-decisions.html (accessed 26.03.2018).

8. Rizhskiy sammit Vostochnogo partnerstva [Riga Eastern Partnership Summit]. Available at: http://thewallmagazine.ru/riga-sum-mit-of-eastern-partnership/ (accessed 28.03.2018).

9. SMI: glava MID Pol'shi zayavil o provale «Vostochnogo partnerstva» [Media: Polish Foreign Minister said about the failure of the Eastern Partnership]. Available at: https://ria.ru/world/20160130/1367343080.html (accessed 29.03.2018).

10. Sovmestnaya deklaratsiya ot 07.05.2009 [Joint declaration of May 7, 2009]. Available at: http://www.consilium.europa.eu/ uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/er/107589.pdf (accessed 30.03.2018).

11. Sovmestnaya deklaratsiya Sammita Vostochnogo partnerstva [Joint Declaration of the Eastern Partnership Summit]. Available at: https://clck.ru/D7vzG (accessed 30.03.2018).

12. Ukraina ne podpisala Soglasheniye ob assotsiatsii s YES [Ukraine has not signed the Association Agreement with the EU]. Available at: http://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2013/11/131129_ru_s_ukraine_eu_assignme (accessed 23.03.2018).

13. New agreement signed between the European Union and Armenia set to bring tangible benefits to citizens. Available at: https:// eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/36141/new-agreement-signed-between-european-union-and-arme-nia-set-bring-tangible-benefits-citizens_en (accessed 28.03.2018).

14. The V4 regards the forging of eastern alliances as strategically important. Available at: http://www.kormany.hu/en/ministry-of-foreign-affairs-and-trade/news/the-v4-regards-the-forging-of-eastern-alliances-as-strategically-important (accessed 29.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.