Научная статья на тему 'Россия: геополитическое сжатие'

Россия: геополитическое сжатие Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
279
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комлева Наталья

"Мировая экономика и международные отношения", М., 2003 г., № 2, с.6675.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия: геополитическое сжатие»

КОНФЛИКТУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - НЕТ! ДИАЛОГУ И КУЛЬТУРНОМУ ОБМЕНУ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ - ДА!

Наталья Комлева,

кандидат исторических наук (г. Екатеринбург) РОССИЯ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ СЖАТИЕ

Геополитика — это наука о связи пространства в совокупности всех его характеристик и общества людей, которое на этом пространстве живет и действует; она отражает потребность общества контролировать пространство для использования заключающихся в нем ресурсов с целью выживания и развития. Практические действия государства или иного актора по контролю пространства и заключающихся в нем ресурсов также называются геополитикой. Таким образом, термин "геополитика" имеет как теоретический, так и практический смысл. В соответствии с сущностью геополитической науки ее основной категорией является категория пространства, а основной формой его практического освоения служит экспансия (пространственное расширение). Противоположной ей по смыслу и практическому значению является категория контракции (сжатие), сущность которой — потеря пространства, иначе говоря — пространственное сжатие.

Феномен экспансии описан во множестве работ геополитиков различных эпох и научных направлений. Экспансия — это основная потребность и основная победа государства или негосударственного геополитического актора. Как говорит пословица, у победы много отцов, а поражение — всегда сирота. Поражение в геополитической борьбе, т. е. контракцию, геополитики описывают редко и неохотно. Между тем контракция, увы, это реальность, и такая же ощутимая, как экспансия.

В XX в. геополитическая наука переходит в стадию модернистского понимания пространства: кроме физической его формы — географического пространства, равноправными факторами геополитики признаются экономическое, идеологическое и информационное пространства. Но каким бы образом ни описывалось и ни классифицировалось пространство, основной формой его геополитического

освоения всегда является именно экспансия. В модернистской геополитике помимо географической, или физической, пространственной экспансии выделяются экономическая, информационная и идеологическая формы геополитической экспансии. В соответствии с типами геополитического пространства можно выделить и типы контракции: географическая (физическая), экономическая, информационная и идеологическая.

Национальный интерес — это сформировавшаяся в массовом сознании потребность в определенном геополитическом действии для обеспечения выживания и развития нации как целостной структуры. Национальный интерес в различные моменты исторического развития принимает конкретную форму. Так, основной национальный интерес России в период Второй мировой войны состоял в предотвращении возможной агрессии гитлеровской Германии, а затем и в отражении ее. Вторжение немецких войск и оккупация части территории тогдашней России были причиной контракции, а отражение агрессии Германии, в ходе которого были поставлены под контроль СССР все типы геополитического пространства Восточной и части Центральной Европы, представляло собой вариант геополитической экспансии.

Сегодня основной национальный интерес страны —преодоление геополитического провала 90-х годов XX в. Под геополитическим провалом в данном случае понимается максимальная степень сжатия пространств данного государства. Рассмотрим современную Россию именно как пример максимальной степени контракции, контракции во всех типах геополитического пространства — геополитического провала, который приводит к снижению геополитического статуса.

Современная Россия — продукт распада более мощного государства (СССР), и пока большинство ее геополитических параметров обусловлено этим обстоятельством. В экономической сфере Россия осуществляет "обратный переход" к капитализму после периода социалистического и коммунистического строительства. Период первоначального накопления капитала, как и везде, сопровождается падением жизненного уровня большинства населения (в 1992 г. в России, согласно официальной статистике, было 82% бедных, сегодня — более 30%), резкой имущественной дифференциацией (децильный коэффициент в 1999 г. — 1 : 13) и распространением таких социальных явлений, как преступность, коррупция, наркомания и безработица. Экономическое пространство России в сравнении со времена-

ми СССР резко сжато. По доле в мировом ВВП (2,4%) Россия в 2001 г. находилась на уровне Пакистана (доля США — 21%, Западной Европы — 20%). По прогнозу ИМЭМО, в 2015 г. доля России будет составлять 3% (и то лишь при условии сохранения экономического роста 5—6% в год). И это при том, что в России находится 38% общего объема природных ресурсов мира.

Россия живет за счет добычи и экспорта своих природных ресурсов, поставляя на мировой рынок 43% добываемой нефти, 36% — природного газа, 25% — круглого леса. Экспортируется также 90% производимого в стране алюминия, 80% меди и 72% минеральных удобрений. Такая структура экспорта и импорта может стать реальной угрозой экономической безопасности страны. К вышеприведенным экономическим характеристикам необходимо прибавить растянутые коммуникации и примитивную разрушающуюся инфраструктуру. Таким образом, сжатое экономическое пространство современной России не позволяет ей осуществлять экономическую экспансию в таком же объеме, как во времена СССР. Тем не менее Россия все же реализует некоторые важные геополитические проекты: строительство АЭС в Бушере (Иран), масштабные поставки вооружений в Индию (2000—2001), строительство нефтепровода Россия-Турция по дну Черного моря (проект "Голубой поток"), кредитование стран СНГ и т.п.

Мощное сжатие испытало и физическое пространство России. После распада СССР территория России уменьшилась на 24%, появилась проблема разделенности физического пространства страны (Калининградский эксклав). Большинство ее административных границ стало межгосударственными. Но обустройство новых физических и таможенных границ затруднено отсутствием финансовых возможностей бюджета. В результате 80% физических границ современной России не имеют соответствующего обустройства. Такое положение стимулирует рост нелегальной миграции, деятельность контрабандистских сообществ, прежде всего наркосиндикатов, создает основу для территориальных претензий к России со стороны почти всех 16 ее географических соседей. В Финляндии существуют силы, способные реанимировать вопрос о присоединении к ней Карелии и Карельского перешейка. В Эстонии, официально отказавшейся от претензий на Печорский район Псковской области и Кингисеппский район Ленинградской области, есть политики, постоянно возобновляющие эти притязания. Латвия претендовала на Пыталовский район

Псковской области (в январе 1992 г. латышский парламент принял соответствующее постановление). В трудах ряда современных украинских авторов муссируется тема "несправедливости" российско-украинских границ, навязанных Украине и не совпадающих с ее этническими границами. Схожие мотивы звучат и относительно украинско-польской границы, проведенной властями СССР якобы в ущерб Украине и в пользу Польши. Подчеркивается, что обширные районы Брянской, Воронежской, Ростовской областей, значительная часть Краснодарского и Ставропольского краев представляют собой украинскую этническую территорию. В Казахстане напоминают, что Омск, часть Оренбургской области и Башкирии были когда-то "казахстанскими" территориями. Китай долго претендовал на часть Хабаровского края: эта проблема была частично снята российско-китайским соглашением о делимитации границы. Япония же по-прежнему требует отдать ей четыре острова Курильской гряды.

Территориальной целостности России грозит и сепаратизм российских регионов, который обосновывается как бедностью и безработицей населения и желанием в этих условиях "уйти от колониальной политики Москвы", так и стремлением защитить национальные богатства и относительно высокий уровень жизни от "хищнического использования Центром". Сепаратизм принимает как скрытые (Татария, Башкирия, Саха-Якутия, Калмыкия, Адыгея и др.), так и открытые формы (Чечня).

Общий "сдвиг" территории страны на северо-восток вследствие распада СССР привел также к потере прямых сухопутных выходов в Центральную и Западную Европу, в Азию. Транзит товаров, в том числе энергоносителей, которые приносят основную часть валютного дохода государственного бюджета, через территорию бывших советских республик стал платным и очень дорогим. Кроме потери более 5 млн. кв. км территории, Россия лишилась и большей части шельфов Черного, Балтийского и Каспийского морей с их богатыми запасами полезных ископаемых (прикаспийские нефтяные месторождения считаются вторыми в мире по разведанным запасам "черного золота"). Выход современной России к Черному и Балтийскому морям резко ограничен, и соответствующие военные флоты России фактически превратились в тень существовавших прежде мощных воинских соединений, в результате чего Россия утратила военно-стратегическое преимущество в акватории Черного и Балтийского морей. Что касается Северного Ледовитого океана, то возмож-

ности России использовать Северный морской путь как транзитную магистраль из Европы в Азию в значительной степени сужены по причине экономической разрухи и фактического развала ледокольного флота. Предпринимаются попытки на международном уровне оспорить принадлежность к России арктического сектора ее физического пространства на том основании, что Арктика так же, как и Антарктида, должна быть "достоянием человечества". Заметим при этом, что российская Арктика — это не только Севморпуть, который значительно сокращает транзит из Европы в Азию, это еще и нефтяные месторождения шельфа Северного Ледовитого океана. В космическом пространстве экспансия России затруднена кроме всего прочего тем, что основной российский космодром Байконур теперь располагается на казахстанской территории, и Казахстан требует 100 млн. долл. в год за его аренду. Затопление в 2001 г. космической станции "Мир" значительно повлияло в отрицательную сторону на перспективы геополитического расширения России в космосе.

В странах Запада существуют планы дальнейшего раздела российской территории.

Так, германские ультраправые открыто, а большинство других политических партий глухо и в завуалированной форме высказывают намерение вернуть Калининградскую область России в состав Германии. Германский капитал объективно работает на присоединение Калининградской области к Германии. Создаются многочисленные совместные предприятия с удушением российских конкурентов, растет туристический обмен с Германией, в домах калининградцев устанавливаются немецкие счетчики воды и газа, германские банки избирательно кредитуют местные бизнес -проекты. По радио и на телевидении — обилие рекламы на немецком языке, пропаганда превосходства германского образа жизни. Все это потенциально способствует дальнейшему вытеснению России с Балтики.

На протяжении 90-х годов 3.Бжезинский неоднократно высказывал мысль о желательности образования на территории нынешней России трех новых государств: "Московии", Сибирской республики и Дальневосточной республики. Этот геополитический проект, по мысли автора, должен "облегчить положение самой России", неспособной при ее теперешнем экономическом положении и демографическом потенциале осваивать такие громадные регионы, как Сибирь и Дальний Восток. Сжатие физического пространства государства до пределов "средней европейской страны" "впишет Россию в Европу"

и стимулирует ее дальнейший экономический рост. США от реализации этого проекта получают не только выгоду окончательного геополитического ослабления России, но и потенциальную выгоду нейтрализации Китая как геополитического конкурента: Китай будет "взят в клещи", с одной стороны, зависимыми от США новыми республиками Ьепа1ап^ а с другой — проамериканскими Японией и Тайванем. По проекту американского сенатора У.Мида, Соединенные Штаты покупают или арендуют Сибирь (по примеру приобретения Аляски), что также сводит Россию к размерам "большой европейской страны" типа Франции или Германии. Проекты Бжезинского и Мида исходят из того, что из 144 млн. россиян в Сибири и на Дальнем Востоке живет только около 30 млн. Существуют проекты отделения от России мусульманских республик Северного Кавказа и Поволжья с образованием единого исламского государства — геополитического союзника Турции.

Российские сырьевые ресурсы, как было показано выше, в основном отправляются на экспорт. Подобные процессы развиваются и в отношении демографических ресурсов: "утечка умов" из некоторых отраслей науки составляет до 40% (математика, программирование, ядерная физика). При этом ученому не обязательно эмигрировать, существует так называемая компьютерная "утечка умов" — через Интернет, когда ученый работает "в свободное время" по заказу зарубежных партнеров. Многих привлекает при этом не только возможность последующего выезда за рубеж на работу или постоянное проживание там, но и приличный по российским меркам заработок (примерно 200 долл. в час). За 1990—1997гт. уровень затрат на финансирование науки сократился в 7 раз.

Видный американский ученый П.Дракер отмечает, что в XXI в. наиболее значимые изменения будут происходить не в сфере техно -логической, а в сфере демографической. Старение населения США, Европы, России и Японии, а также почти всех стран бывшего советского блока приведет к тому, что эти страны будут становиться все менее влиятельными в мировом масштабе. В этих условиях все большую значимость приобретает преимущество в численности высококвалифицированных работников и общем состоянии интеллектуального потенциала нации. Американский ученый в связи с этим полагает опасным пренебрежение к развитию высшего образования, науки и культуры, которое демонстрируют современная Россия и бывшие республики СССР. Такая политика в сфере развития интеллектуаль-

ных ресурсов может подорвать геополитические позиции названных стран.

Несмотря на отставание, обусловленное противоречивостью либеральных реформ, российская наука сохранила твердые позиции в военно-технической сфере, атомной энергетике, освоении космоса, радиофизике, математике и некоторых областях теоретической физики, биологии и материаловедении. Российские школьники и студенты часто побеждают на престижных международных научных олимпиадах и конкурсах, что свидетельствует о том, что качество образования в стране достаточно высокое. Проигрывают выпускники российских вузов в сравнении с западными в том, что лаборатории российских вузов в гораздо меньшей степени оснащены новейшим оборудованием, а главное — производственная практика проходит в основном на предприятиях с устаревшими технологиями. Поэтому в среднем российский молодой специалист все-таки значительно уступает западному. Вместе с тем около 50% российской рабочей силы готово по квалификации и образовательному уровню к труду на современных рыночных предприятиях.

Снижаются средняя продолжительность жизни и общие показатели здоровья населения страны. Велика детская смертность (16 на 1000 родившихся младенцев при среднемировом показателе 11). В результате ежегодно российское население уменьшается приблизительно на 1 млн. человек, несмотря на положительное сальдо миграции. Напомним, что в результате распада СССР Россия потеряла 44% численности населения, а государствообразующий этнос — русские — стали одной из "разделенных наций": 25 млн. русских оказались "национальным меньшинством" в отделившихся республиках СССР.

Российский Ьепа1а^ подвергается демографической агрессии со стороны полуторамиллиардного Китая (примерно 10 млн. нелегальных иммигрантов) и Северной Кореи (около 3 млн. нелегальных иммигрантов), испытывающих недостаток пахотных земель и сырье -вых ресурсов. В России нелегально проживают тысячи представителей других этносов: курды, афганцы, пакистанцы, индийцы, даже африканцы (суданцы, сомалийцы и пр.). Миграция беженцев русской и иных национальностей из районов вооруженных конфликтов вблизи границ России и "экономическая эмиграция" из соседних еще более бедных стран дестабилизируют социальную обстановку внутри отдельных регионов страны (к примеру, на Ставрополье проживают

нелегально 60 тыс. армян, приехавших из Армении на заработки и постоянное проживание).

Военная мощь страны находится в критическом и даже катастрофическом состоянии. Распад мировой системы социализма и СССР сопровождался выводом советских войск из Европы, роспуском Варшавского Договора и фактической потерей всех былых геополитических союзников страны. Прекращение экономического сотрудничества с большей частью прежних партнеров или его резкое сокращение, разрыв внутрихозяйственных связей с независимыми государствами — бывшими республиками СССР — также отрицательно повлияли на развитие российского ВПК. Обвальная конверсия привела к фактическому разрушению военно-стратегического потенциала страны.

К 2015 г. НАТО приобретет четырехкратное превосходство над Россией. Напомним, что в 1985 г. СССР имел самую мощную в мире армию и вместе с союзниками по Варшавскому Договору обладал трехкратным превосходством над НАТО в Европе по основным видам обычных вооружений, а на других направлениях — существенное превосходство над всеми соседями. У России сегодня нет союзников среди государств, обладающих ядерным оружием, а в будущем ряд пороговых государств могут представлять непосредственную угрозу нашей безопасности. В военном плане Россия сталкивается с вмешательством Пакистана, Саудовской Аравии, ОАЭ, Турции в республики Северного Кавказа, что проявляется в подготовке и финансировании чеченских боевиков, помощи им оружием, инструкторами, разведывательными данными, техникой, а также в участии военнослужащих этих стран в вооруженных конфликтах внутри России. Ее южный сосед — Грузия укрывает на своей территории боевые отряды террористов. Лечение и отдых боевики получают и на Украине, стремящейся в НАТО. Украинские наемники из УНА-УНСО активно участвуют в боевых действиях на стороне сепаратистов. Критическое состояние вооруженных сил страны и ее оборонной промышленности помогает геополитическим противникам реализовать план включения России в серию "конфликтов малой интенсивности" (КМИ) с целью ее дальнейшего ослабления. Занятая собственными проблемами и проблемами безопасности своих границ, она, как предполагается, станет менее активным участником мировых геополитических процессов. Границам России сегодня угрожают следующие КМИ: чеченский (грозящий перерасти в общекавказский), абхазский, юж-

ноосетинский. Угрозой являются также нападения террористов на Казахстан, Киргизию, Узбекистан. Кроме того, в Таджикистане, границы которого охраняют российские воинские подразделения, последним приходится вступать в огневой контакт с афганскими контрабандистами-наркоперевозчиками, а ранее — с талибами.

Сжато и идеологическое пространство России. В частности, успешная антироссийская идеологическая кампания на Западе привела к тому, что международный престиж страны в 90-е годы упал до критического уровня. Россия предстала экономически разрушенной страной, управляемой мафией, но страной, все еще реализующей "имперские амбиции" путем "колониальных войн". "Зверства русских войск" на Кавказе сравнивались с гитлеровскими зверствами. Сами русские как матричный этнос России в распространяемых мифах предстают нацией вороватой и ленивой, чей идеал — " халява", а национальный герой — Иван-дурак.

Итак, в результате распада СССР и противоречивого осуществления структурных реформ "обратного перехода к капитализму" современная Россия утратила статус не только сверхдержавы, каковым обладала во времена СССР, но и статус великой державы. Более того, Россия сегодня не может претендовать даже на роль региональной сверхдержавы и является рядовым региональным государством Евразии. Реальный статус противоречит сохраняющимся в общественном сознании воспоминаниям о своем еще недавнем глобальном могуществе и притязаниям элиты на его восстановление. Поэтому современная Россия геополитически противоречива. В определенных сферах она ведет себя как великая держава: притязания на сохранение кос-понсорства в решении проблем Ближнего Востока, участие в миротворческих операциях наравне с великими державами, сохранение статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН, притязания на роль полноправного участника в 0-7 ("семерка") и т.п. В других областях — как региональная сверхдержава (попытки выступить гарантом урегулирования армяно-азербайджанского, грузино-абхазского конфликтов), а где-то и соответственно своим сегодняшним возможностям (ликвидация космической станции "Мир" и определенного количества стратегических ракет из-за финансовых трудностей, резкое сокращение вооруженных сил и т.п.).

При президенте В.Путине активизировалась первая линия геополитического поведения России —линия на восстановление былого могущества. В частности восстановление партнерских связей с реаль-

ными конкурентами США — Китаем, Индией, Ираном, Ираком. В связи с этим директор ЦРУ США на слушаниях в конгрессе в феврале 2001 г. заявил, что Россия вновь представляет реальную угрозу.

Россия пытается выйти из контракции:

— в СНГ, заключая двух-, трех- и пятисторонние договоры о совместной обороне от террористов (Ташкентская пятерка), об экономической деятельности (Евроазиатский экономический союз), об унификации таможенных правил и пошлин (дву- и многосторонние договоры с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией);

— в Азии, войдя в АТЭС, активизировав контакты с Китаем, Индией, Ираном, Вьетнамом, возобновив переговоры о заключении мирного договора с Японией, создав Шанхайскую организацию сотрудничества;

— на Ближнем Востоке, активизировав, свою роль коспонсора разрешения арабо-израильского конфликта, восстанавливая контакты с Ираком, Сирией, Турцией;

— в Европе, налаживая взаимовыгодные экономические и политические контакты со странами Западной и Центральной Европы, с Европейским союзом.

Каковы пути выхода из геополитической контракции? Рассмотрим один из них, который применялся в XX в. великими державами, находившимися в состоянии контракции. При этом оговоримся, что данный метод ни в коем случае нельзя признать универсальным. Если принять точку зрения X.Арендт и признать, что тоталитарные режимы возникают и развиваются в XX в., то можно высказать гипотезу, что начиная с этого времени тоталитарный режим является технологией геополитического прорыва великой державы в ситуации резкого или даже критического геополитического сжатия. Тоталитарный режим характеризуется всеохватным контролем государства (точнее, тандема "партия-государство") в отношении индивида. Контролю подлежат и сфера сознания, и личная жизнь. Тоталитарные режимы возникают в XX в., так как именно эта историческая эпоха создала средства контроля над массовым сознанием: радио, кино, телевидение. Этот тип политического режима, как и все вообще характеристики социума в любой момент его развития, не возникает на пустом месте, спонтанно. Чтобы понять, в чем же состоит объективная необходимость тоталитаризма для конкретного социума, посмотрим внимательно на основные характеристики функционирования общества в тоталитарном режиме. Этот социум фактически лишен

структур гражданского общества (юридически существующие структуры лишены своих имманентных функций защиты прав индивида), оппозиция сурово подавляется, в экономике преобладают черты узконаправленной индустриализации милитаристского типа, практикуются идеологическая унификация и унификация личной жизни. Таким образом, унифицированное во всех сферах жизнедеятельности тоталитарное общество представляет собой как бы пучок концентрированной, однонаправленной энергии.

На что эта концентрированная энергия направляется? Для чего она создается, чем именно востребована? Такой мощный энергетический пучок не может быть предназначен ни для чего иного, как для пробивания какой-то мощной преграды развития. В геополитическом плане это может быть выход из состояния мощной контракции, степень которой нация воспринимает как критическую. При этом общество платит за достижение цели очень высокую цену: массовые репрессии против инакомыслящих приводят к подрыву генофонда и культурного базиса нации, унификация экономики в конечном итоге ведет к ее стагнации и снижению уровня жизни населения и т.п. Отметим, что тоталитарные режимы возникают в обществах, порожденных так называемыми великими нациями. Тоталитарные режимы — это естественное следствие критической контракции великих держав. Но их развитие так же естественно приводит к новому витку контракции. Этот колебательный контур может остаться позади только в одном случае — успешного проведения либеральных реформ и перевода общества в функциональный режим демократии. Тоталитаризм — это геополитическая технология великих держав. Малые государства в ситуации контракции ведут себя иначе. Не создали тоталитарных режимов: Чехословакия, пережившая позор и трагедию Мюнхенского сговора 1938 г.; Россия после заключения Брестского мира; Польша, не раз поделенная геополитическими хищниками в XIX и XX веках; Германия, разделенная по Версальским (1919) и Потсдамским (1945) договоренностям. У всех них не было "пространственного чувства", присущего великим державам, поскольку они к ним уже несколько веков не принадлежали. Их тоталитаризм был навязанным. Однако и данная форма тоталитаризма не случайна: она дала возможность этим государствам в значительной степени восстановить утраченные пространства и увеличить свою геополитическую значимость. В той же степени навязанным был и демократический режим ФРГ после очередного раскола страны в 1945 г. Контракция Германии после Второй

мировой войны не привела к возникновению в ФРГ тоталитарного режима. Но это объясняется тем, что не раз страдавшие от германской экспансии великие державы тогдашней Европы просто поставили под контроль ее геополитическое и социальное развитие Потсдам -скими договоренностями и планом Маршалла. Как в отношении Германии, так и в отношении Японии была принята позиция: не допустить развития в этих странах авторитарных и тоталитарных режимов, чтобы не спровоцировать вновь их геополитическое расширение в форме силовой агрессии. В данном случае Германии и Японии был навязан либеральный тип экономической и политической системы. Правда, японское общество значительно переработало насажденные социальные параметры под традиционные восточные стандарты развития. Тем не менее сегодня эти государства пользуются преимуществами либеральных систем.

Необходимо подчеркнуть: в геополитической борьбе все государства ведут себя в отношении других государств как хищники, то есть авторитарно. Только одни при этом маскируются, а другие нет. Следовательно, суть заключается не столько в характеристиках геополитического актора (типе его экономической и политической системы), сколько в характеристиках обстоятельств, которые либо позволяют ему быть хищником, либо делают его пищей другого хищника. По этой причине удивление, высказываемое модернистской геополитикой при обнаружении фактов авторитарного поведения демократических государств, когда либеральные системы ведут себя как этакратические, — показатель высокой степени идеологической экспансии либеральных систем и укоренения мифа о политической корректности как атрибуте либерализма. Используя ницшеанскую терминологию, можно сказать, что геополитика находится "по ту сторону добра и зла", а Бог, который есть Любовь, не умер на аренах геополитических битв, он просто никогда туда и не заглядывал.

Геополитические акторы — это не механические системы, а человеческие сообщества, поэтому для их геополитического существования важны не только характеристики их пространств и ресурсов, но интеллектуальные и эмоциональные характеристики возглавляющих их лидеров. Если ограничивать число геополитических акторов только государствами, тогда понятие "политический лидер" будет тождественно понятию "глава государства". В этом случае степень свободы воли и свободы геополитического поведения лидера определяется типом существующей политической системы. В частности тем, в ка-

кой степени государственные структуры — и глава государства в том числе — подвергаются контролю структур гражданского общества.

Политический лидер может явиться как причиной геополитического успеха, так и причиной геополитического провала возглавляемого им государства. Иногда это один и тот же человек. Примером может служить Наполеон I. Его военные победы принесли Франции статус сверхдержавы тогдашнего политического мира. Наполеон как глава французского государства в буквальном смысле являлся господином большей части Европы. Однако непрерывные победы вскружили ему голову и убедили в абсолютном могуществе, что повлекло за собой стремление к реализации безумного проекта "континентальной блокады" Англии — второй сверхдержавы тогдашнего мира. Полное осуществление блокады требовало принудить к ее выполнению все страны континентальной Европы, в том числе и Россию, которая подчиняться категорически не собиралась. Последовал неудачный для Наполеона русский поход, давший начало процессу распада всей собранной Наполеоном европейской империи. Франция не только утеряла статус сверхдержавы, она подверглась и иным видам геополитического сжатия — от физического до идеологического. Для России лидерами, активно способствовавшими ее громадному геополитическому расширению во всех пространствах, были, несомненно, Петр I и Сталин. Геополитические провалы России в конце XX в. связаны с именами Горбачёва и Ельцина. При этом геополитический провал, значительная степень геополитического сжатия во всех пространствах, необязательно сочетается с провалами в развитии отдельных параметров экономической и политической систем. Так, Горбачёв и Ельцин способствовали либерализации российской экономики и демократизации политической системы.

Подводя итог, можно сказать, что основными причинами контракции государств во всех пространствах являются: искажение национального интереса вследствие слабого развития гражданского общества, что приводит зачастую к неудачному осуществлению структурных реформ; неспособность политических лидеров стать личностями общенационального масштаба, выразить и реализовать национальный интерес.

"Мировая экономика и международные отношения",

М., 2003 г., № 2, с.66-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.