Научная статья на тему 'Россия - асеан: современный этап сотрудничества'

Россия - асеан: современный этап сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / АСЕАН / СОТРУДНИЧЕСТВО / ТОРГОВЛЯ / RUSSIA / ASEAN / COOPERATION / TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леженина Татьяна Владимировна

Россия должна активнее включиться в интеграционное образование АСЕАН-10, поскольку доля этой организации в ее внешней торговле составляет всего 1% и растет очень медленно. Одновременно это повысит роль России в АТЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia - ASEAN: The Current Stage of Cooperation

Russia has to be more active in its attempts to develop integrative ties with ASEAN-10 since the latter's share in Russian foreign trade is about one percent and grows very slowly. Simultaneously, it will increase Russia's role in APEC.

Текст научной работы на тему «Россия - асеан: современный этап сотрудничества»

Т.В. Леженина

РОССИЯ - АСЕАН: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП СОТРУДНИЧЕСТВА

Леженина Татьяна Владимировна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики РАН.

В восточноазиатской стратегии России в конце ХХ - начале ХХ1 в. произошло смещение приоритетов на Северо-Восточную Азию (Китай, Япония, Республика Корея), в Южной Азии - на Индию. Юго-Восточная Азия была представлена традиционными отношениями России с Вьетнамом. Другие страны ЮВА рассматривались только как перспективные рынки экспорта российских вооружений. В новой России в развитии внешнеэкономических связей все более явственным становится вопрос - нужен ли нам вообще субрегион ЮВА как перспективная интеграционная группа стран и сможем ли мы стать интересным партнером для них? В чем проявятся преимущества сотрудничества России с АСЕАН в сравнении с другими странами, которые постоянно поддерживают своей экономической помощью, инвестициями этот развивающийся субрегион ЮВА и в каком формате АСЕАН нужна для России?

Юго-Восточная Азия все чаще отождествляется с региональной группировкой из десяти стран, объединенных в АСЕАН, и находящихся на разных этапах экономического развития, различающихся по политическим режимам. АСЕАН - крупный субрегион ЮВА с населением более 550 млн. человек, где к началу ХХ1 в. начались процессы расширения численного состава стран -от АСЕАН-10 до АСЕАН-10+3 (с присоединением к Свободной зоне АФТА АСЕАН Китая, Японии и Республики Корея) и после присоединения Индии, Австралии, Новой Зеландии, до масштаба громадного интеграционного обра-

зования «Восточное сообщество» к середине ХХ1 в..1.. Этот вариант объединения «АСЕАН-16» прорабатывается на уровне встреч глав правительств и содержится в коллективно принятых заявлениях стран АСЕАН. Мировой финансовый кризис, начавшись в США в 2008 г., вероятно, ускорит процесс регионального сближения азиатских стран, создаст новые механизмы взаимодействия и новые структуры в глобальной экономике.

Представляется, что Россия должна активнее включиться в интеграционное образование АСЕАН-10, поскольку пока доля этой организации во внешней торговле России составляет 1%, годовой приток ПИИ из России в АСЕАН также крайне мал. Рассмотрение возможности активизации России в АСЕАН, должно быть связано с будущим АТЭС, где она выступает в качестве равноправного члена..2...

Согласно данным таможенной статистики РФ, общий оборот торговли России с АСЕАН имеет неустойчивую динамику: с 2496,3 млн. долл. США в 1995 г. он сократился до 1480,3 млн. долл. в 2000 г. В начале XXI в. он вновь стал увеличиваться и в 2006 г. составил 4687,2 млн. долл. (см. табл. 1).

Относительно крупным торговым партнером для России из развитой группы «АСЕАН-5» является Сингапур, в торговле с которым у России имеется положительное торговое сальдо (+354 млн. долл. в 2006 г.). С другими развитыми странами АСЕАН у России, как показывают данные табл. 1, соотношение экспорта и импорта складывалось по-разному.

1.. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана в 1968 г. в составе пяти государств - Сингапур, Таиланд, Филиппины, Индонезия и Малайзия. В 1984 г. присоединился Бруней, в 1995 - Вьетнам, в 1997 - Лаос и Мьянма, в 1999 г. -Камбоджа. В 1992 г. они приняли решение о формировании зоны свободной торговли АФТА, стратегической целью которой является повышение конкурентоспособности стран-членов на основе устранения торговых барьеров, роста привлекательности государств для зарубежных инвестиций, достижение экономической эффективности в регионе. Основной инструмент торговой либерализации - Общий преференциальный тариф СЕПТ, в рамках которого предусмотрено снизить пошлины во взаимной торговле промышленной и сельскохозяйственной продукции до 0-5% с разными сроками завершения либерализации и сохранении изъятий.

2.. Форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - АТЭС (Asia Pacific Economic Cooperation Forum - APEC), создан в 1989 г. Первоначально в состав АТЭС вошли 12 стран Тихоокеанского бассейна - США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Республика Корея и страны - члены АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия и Бруней). В 1991 г. были приняты КНР, Гонконг (Китай) и Тайвань; в 1993 г. - Мексика, Папуа Новая Гвинея; в 1994 г. - Чили; в 1998 г. - Российская Федерация, Перу и Вьетнам. К 2008 г. АТЭС объединяет 21 страну, но с 1998 г. установлен десятилетний мораторий на прием новых членов. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Таблица 1

ТОРГОВЛЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ АСЕАН, МЛН. ДОЛЛ. США

1995 2000 2005 2006

Экс- Им- Экс- Им- Экс- Им- Экс- Им-

порт порт порт порт порт порт порт порт

Торговля с АСЕАН

в целом 1991,1 505,2 1140 340,3 2158,9 2046,1 1939,6 2747,6

Развитые

члены

АСЕАН

Индонезия 80,9 81,4 37,2 70,9 202,8 348,4 186,9 420,4

Малайзия 572,5 17,3 300,8 87,5 150,1 673,4 232,26 894,5

Сингапур 499,3 287,7 497,5 46,0 309,2 317,3 790,43 436,3

Таиланд 368,5 54,2 80,1 90,1 546,6 451,0 347,1 559,47

Филиппины 122,4 8,2 50,1 8,3 198,0 73,1 79,25 87,6

Менее разви-

тые члены

АСЕАН

Вьетнам 322,2 38,0 168,0 36,8 738,8 174,0 303,6 349,3

Камбоджа 2,4 3,6 1,1 0,6 2,4 5,6

Лаос 3,9 14,8 1,5 0,0 10,8 0,4 3,5

Мьянма 14,5 0,0 3,7 0,1 0,7 2,25 6,65 3,0

Источник: Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Том 11 за соответствующие годы.

С менее развитыми странами (АСЕАН-4) торговые отношения поддерживаются в основном с Вьетнамом, причем до 2006 г. у России постоянно было положительное торговое сальдо, в 2006 г. торговля стала более сбалансированной, но у России возник дефицит торгового баланса в объеме 45,7 млн. долл. США. Торговля с Лаосом и Мьянмой преимущественно имеет положительное сальдо для России В целом экспорт России в Камбоджу, Лаос и Мьянму в 2005 г. составлял 13,9 млн. долл., а импорт - 8,25 млн. долл.

Несмотря на относительно небольшие объемы торговли России с АСЕАН, ее структуру, на наш взгляд, можно считать взаимовыгодной, хотя Россия, как обычно, выступает здесь экспортером металлов, топливно-сырьевых товаров и некоторых видов машиностроения. Товарная структура импортных поставок России из АСЕАН, довольно ограничена по ассортименту и включает в основном товары 1-й макросферы: продовольствие и сельскохозяйственное сырье. С точки зрения удовлетворения российского потребительского спроса, это важный аргумент в пользу расширения торговли с АСЕАН. Однако данные поставки сильно зависят от природного фактора

и колебаний мировых цен, особенно в нынешний момент кризиса мирового и регионального продовольственного рынка.

Если рассматривать торговые отношения России с АСЕАН с точки зрения решения проблемы «Россия для АСЕАН» и «АСЕАН для России», то, безусловно, российская структура экспорта в страны Азии позволяет преодолеть их дефициты энергоносителей, развивать индустриальные отрасли в соответствии с национальными концепциями расширения масштабов индустриально промышленного производства. Целесообразно и далее наращивать экспорт из России товаров и услуг в АСЕАН, по которым Россия обладает конкурентными преимуществами на мегарегиональном рынке АТР и на рынках отдельных стран: энергоносители, черные, цветные и драгоценные металлы, удобрения, деловая древесина, целлюлоза. Россия присутствует на мировом и региональном азиатском рынке экспортером энергетического и силового оборудования, поставляемого в рамках соглашений о сооружении энергетических объектов, в том числе АЭС, вооружений и спецтехники, продукции и услуг ракетно-космической отрасли.....

Но не все стратегически важные товары отраслей российского машиностроения (АЭС, космос) в настоящее время могут быть востребованы в АСЕАН. Этот регион остается крупным потребителем российской военной техники. Удельный вес России в мировой торговле вооружениями в начале XXI в. составлял 20-30%, больше половины российского экспорта вооружений до сих пор приходилось на Китай, Индию, Вьетнам, доля которых в мировой торговле оружием составляет около 10%. Конечно, связанные военными соглашениями и военными союзами с США страны ЮВА являются потребителями прежде всего американской военной техники. Интерес к России был проявлен со стороны Малайзии, Филиппин, Таиланда и их закупки вооружений из России увеличиваются.

Помимо военного машиностроения Россия может предложить АСЕАН продукты высоких технологий, хотя доля России на мировом рынке незначительна. Тем не менее эту заинтересованность уже проявили в АСЕАН. На втором деловом форуме «Россия-АСЕАН» (декабрь 2005 г.) Россия представила технологии и проекты, которые могут войти в структуру торговли, включая информационные технологии, авиа- и машиностроение. Новые предложения России касаются использования возможностей ее информационных спутников, технологий по защите информации, а также технологий, имеющих отношение к предупреждению и борьбе с последствиями природных бедствий и эпидемий. На форуме была представлена не имеющая в мире аналогов машина - экраноплан, способная двигаться по любой поверхности:

.3.. Зевин Л.З. Россия, Восточная Азия и АСЕАН - глобальные вызовы XXI века. Научный доклад, ОМЭПИ ИЭ РАН. М., 2007.

по суше, воде и болоту и вполне может быть приспособлена к природным и территориальным условиям Юго-Восточной Азии. Состоялась презентация модели самолета-амфибии Бе-200, с помощью которого можно тушить крупные пожары, в том числе и лесные. Среди других проектов на форуме «Россия-АСЕАН» была представлена технология запуска с борта тяжелого самолета типа «Руслан» ракеты для вывода на орбиту искусственного спутника.

Российские ученые считают, что вполне возможно сотрудничество с АСЕАН по нанотехнологиям, обмену знаниями в таких высокотехнологичных отраслях, как информатика, биотехнология.

Новым направлением может стать сотрудничество в фармацевтике и экспорте российских лекарств. До недавних пор объемы поставок из России в АСЕАН этой продукции составляли не более 200 млн. долл. в год. Но все может измениться прежде всего за счет инновационных лекарственных препаратов - вакцин и иммуномодуляторов. Только в 2005 г. сбыт противогриппозной вакцины «Гриппол» увеличился в 12 раз, а иммуномодулятора «Ана-ферон» - в 18 раз. Сочетание высокого научного потенциала отечественной вирусологии и иммунологии с низкими ценами - бесспорный аргумент для потребителей стран АСЕАН, где правила сертификации значительно мягче, нежели на Западе.4.

В России экспортным продуктом становится судостроение. Намечается создание трех центров: северный центр будет специализироваться на создании средств освоения континентального шельфа. При этом центр будет сохранять свою роль в строительстве и ремонте судов для военно-морского флота. Западный центр сконцентрируется на транспортных судах, в том числе ледового класса. Дальневосточный центр займется гражданскими судами и средствами освоения шельфа, сохранив возможность строительства и ремонта судов Тихоокеанского флота.

Для придания торговому и инвестиционному сотрудничеству реальной перспективы проработаны механизмы по координации и намечены оргструктуры. Утверждено положение о совместном комитете финансового сотрудничества и «Фонда диалогового партнерства», который начал функционировать в 2007 г. Координатором может стать «Деловой совет РФ-АСЕАН» по регулярному проведению многосторонних и двусторонних бизнес-форумов. Это позволит вовлечь во взаимное сотрудничество все большее число предпринимателей, которые быстрее и эффективнее, чем государственные органы могут достичь взаимовыгодных договоренностей. В развитие «Делового со-

4.. Губарев В.А. Научно-техническое сотрудничество России с АСЕАН: Проблемы и перспективы // Доклад на российско-вьетнамском симпозиуме. Ханой, 2007 (на вьет. яз.).

вета Россия-АСЕАН» в 2005 г. начал функционировать «Деловой совет Россия-Малайзия»..5...

На межгосударственном уровне на саммите АСЕАН в 2006 г. была принята Комплексная программа действий по развитию сотрудничества Россия-АСЕАН на период до 2015 г., в которой предусмотрено проведение регулярных консультаций по вопросам торгово-инвестиционного сотрудничества, обмен информацией о согласовании тарифной политики и объема взаимных поставок.

Таким образом, в формате решения проблемы «Россия для АСЕАН» накоплен определенный потенциал организационных мер, механизмов, привлечен российский бизнес для более активного участия в торговой и инвестиционной зоне АСЕАН. Более слабым звеном остается проработка законодательных основ сотрудничества и отсутствие общей стратегии по прорывным направлениям в XXI в. В этом отношении примером могут быть восточноазиатские страны. С КНР, Японией и РК у АСЕАН началась конкретная проработка вопроса об их включении в свободную торговую зону АФТА, а также о подписании двусторонних торговых соглашений АСЕАН-Китай, АСЕАН-Республика Корея, а также АСЕАН-Австралия. Уже есть конкретные результаты прорыва Китая в информационное пространство АСЕАН.

В мае 2005 г. КНР и АСЕАН подписали Пекинскую декларацию о кооперационном партнерстве в сфере высоких технологий, которая определила приоритеты по инфраструктуре, людским ресурсам, торговле продукцией ИКТ (е-Сошшегое), обеспечению сетевой и информационной безопасности, по предоставлению всеобъемлющих услуг в технологическом сотрудничестве и в торговле продуктами ИКТ.6..

Укреплению сотрудничества России с АСЕАН, как с коллективной организацией, может способствовать ратификация в 2008 г. Хартии АСЕАН, своего рода Устава. Хартия будет способствовать политической консолидации, достижению консенсуса в принятии экономических решений и обязательств, и в разрешении межстрановых споров и конфликтов, периодически возникающих в асеановской группировке.

Эффективность зарубежного экономического присутствия в стране обычно соизмеряется с привлеченными инвестициями, прямыми или портфельными, которые позволяют создавать экспортно-ориентированные отрасли, развивать инфраструктуру, услуги, страховой, банковский бизнес. Про-

.5.. Зевин Л.З., Хейфец Б.А., Тригубенко М.Е. Участие России в региональной интеграции в Восточной Азии, Исследовательский проект ОМЭПИ ИЭ РАН. Москва, 2008.

6.. Данг Хай Данг. Страны Восточной Азии и Россия на пути перехода к инновационной модели развития // Экономика и управление, С.-Пб., 2007. № 6.

цесс глобализации ускорил международное движение капитала. АСЕАН в этом отношении отличает высокая инвестиционная активность как внутри-асеановских потоков ПИИ, так и привлечение инвестиционного капитала извне. Объем привлеченных ПИИ стремительно возрастает: с 63 млрд. долл. в 1990 г. до 523,8 млрд. долл. в 2006 г.

Самыми значительными зарубежными инвесторами в экономику стран АСЕАН являются ЕС, Япония, США. В 2006 г. почти в 2 раза увеличился поток ПИИ из Республики Корея, о чем свидетельствуют данные табл. 2. Из России в экономику АСЕАН поступили ПИИ в 2006 г. в объеме 5,6 млн. долл.

Таблица 2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИИ ПО СТРАНАМ АСЕАН, МЛН. ДОЛЛ. США

2005 г. 2006 г.

ЕС 11 139,6 13 361,9

Япония 7234,8 10 803,3

США 3010,6 3864,9

Республика Корея 577,7 1099,1

Индия 351,7 380,4

Австралия 196,9 399,2

КНР 502,1 936,9

Новая Зеландия 480,7 282,8

Источник: ASEAN Foreign Direct Investments Database as of 13 August 2007.

Привлекательность для зарубежных инвесторов стран АСЕАН связана с улучшением инвестиционного климата после преодоления последствий азиатского финансового кризиса 1997 г., ускорением темпов их развития, регулированием темпов инфляции.

В 2006 г. темп прироста ВВП в среднем по странам АСЕАН составил 6%, в том числе в Сингапуре - 7,9%, Вьетнаме - 8,2, Малайзии - 5,9, на Филиппинах - 5,3%. Несмотря на рост мировых цен, темп инфляции во многих странах региона был ниже прироста ВВП. Например, в Таиланде он составил 5%, Вьетнаме - 6,6, Сингапуре - 0,8, Филиппинах - 4,3, Малайзии - 9,1%.

В Брунее наблюдалась дефляция - 0,7%Л. В целом экономика стран - членов АСЕАН стала носить более открытый характер.

Таким образом, из анализа реальных взаимных интересов и возможностей России и АСЕАН к сближению в условиях острой конкурентной борьбы развитых стран мира за инвестиционное поле АСЕАН, более вероятным становится привлечение инвестиций, опыта и знаний АСЕАН в Россию, где имеются большие возможности для иностранного присутствия. Полагаем, что Сингапур может выступить в качестве стартовой площадки для других стран Ассоциации, гарантом надежности сохранения и развития их бизнеса в России. Инвестиционные интересы Сингапура в России уже охватывают широкий круг отраслей и проявленных инициатив. Так, государственная инвестиционная компания Temasek Holdings в 2004 г. приобрела 40% акций в уставном капитале ООО «Формат», занимающегося производством упаковки из пенопласта. В марте 2005 г. та же компания купила 2,6% акций российского оператора мобильной связи МТС. Аналитики оценивали сумму этой сделки в 300 млн. долл. США. В 2006 г. эта сингапурская компания приобрела 5% акций контролируемого российским капиталом шинного холдинга Amtel-Vredestein N.V. В конце 2005 г. Temasek Holdings совместно с российской «Тройкой-Диалог» создал инвестиционный фонд в России в объеме 150 млн. долл. США, средства которого пойдут на приобретение блокирующих и контрольных пакетов акций российских компаний розничной торговли, производства потребительских товаров, логистики, бизнес-услуг, обрабатывающей промышленности, телекоммуникаций и отдельных сегментов рынка СМИ. Размер инвестиций в каждый проект составит 4-5 млн. руб.

В апреле 2007 г. компания заявила о создании в России собственного розничного банка Temasek, причем с нуля, так как покупка готового банка не устроила сингапурцевЛ.

Компания «Роснефть» намеревалась в 2007 г. создать совместно с малазийской компанией Petronas альянс по добыче и переработке нефти. Во время проведения IPO «Роснефти» в 2006 г. Petronas купила акции в 1,1 млрд. долл. США. Petronas имеет большой опыт в сжижении попутного газа и глубоководном бурении, что будет востребовано российской компанией «Роснефть», которая обладает рядом лицензий для разведки шельфовых месторождений-9..

.7. ASEAN Statistical Yearbook 2006, IMF World Economic Outlook Database as October 2007.

8.. Хейфец Б.А. Приоритеты в развитии экономических отношений России со странами АСЕАН в первые десятилетия XXI века // Доклад на российско-вьетнамском симпозиуме. Хошимин, март 2007. 9.. Там же.

В начале 2008 г. российско-сингапурское сотрудничество вступило в новый этап. Летом 2008 г. правительством РФ будет принято постановление о создании в российских портах новых особых экономических зон, в том числе свободных таможенных зон, где активно будет использоваться опыт Сингапура (этим опытом в свое время воспользовались Китай, Индонезия и Вьетнам). Идеи организации азиатских ОЭЗ в 1969 г. первым воплотил на практике первый премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю. Благодаря этому начинанию некогда захолустный порт Сингапур превратился в один из центров мировых грузоперевозок и финансовую столицу Юго-Восточной Азии.

Договоренность об участии Сингапура в организации зон на территории России была достигнута ранее на заседании объединенной российско-сингапурской рабочей группы по сотрудничеству в организации ОЭЗ, состоявшемся параллельно с третьим российско-сингапурским бизнес-форумом. Меморандум о взаимопонимании в этой области был подписан правительством двух стран в августе 2006 г. во время визита в Москву министра торговли и промышленности Сингапура Лим Нге Кианга, тогда же были определены приоритеты для сингапурских компаний, участвующих в организации российских ОЭЗ. В первую очередь, это технико-внедренческие зоны, туристско-рекреационные и портовые зоны, свободные таможенные зоны. С тех пор с консультативной помощью экспертов из Сингапура в России были созданы четыре технико-внедренческие зоны в Томске, Дубне, Москве и Санкт-Петербурге, две промышленные зоны в Елабуге, Липецке и семь туристско-рекреационных зон.

По словам главы тогдашнего департамента внешнеэкономических отношений Минэкономразвития РФ Сергея Чернышева, участвовавшего в заседании Объединенной рабочей группы по сотрудничеству в области ОЭЗ, «Деловое партнерство России и Сингапура уже выходит за рамки создания особых экономических зон. Мы нацеливаем его на 10-20 лет вперед и считаем, что пора переходить на реализацию крупномасштабных проектов в области транспорта (открытие транзитного пути из Европы в Азию), создания индустриальной инфраструктуры в России (порты и транспортная логистика), а также развития энергетики (глубокой переработки энергетических ресурсов и их коммерциализации)»-10...

В отношении инвестиционного сотрудничества России с АСЕАН более эффективной могла бы быть форма объединения технологических и финансовых ресурсов компаний из России, заинтересованных стран АСЕАН и третьих стран. Такое многостороннее сотрудничество может осуществляться на территории России, стран АСЕАН и на территории третьих стран. Напри-

10. ИТАР-ТАСС, 2008.03.04.

мер, индийские или китайские технологии и инвестиции могут быть использованы при осуществлении проектов в странах АСЕАН. Россия также может быть привлечена в качестве соинвестора в проекты, реализуемые в странах АСЕАН с участием третьих стран.

По указанным направлениям взаимовыгодного сотрудничества, видимо, необходимо, чтобы на государственном уровне были созданы условия, дающие возможность конкурировать с национальными компаниями и компаниями из третьих стран. Это могло бы стимулировать бизнес к расширению взаимных связей. Важной задачей является выработка согласованных подходов России и АСЕАН к развитию взаимного сотрудничества, политическая и дипломатическая поддержка внешнеэкономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.