Научная статья на тему 'РОСКОСМОС И NASA: БИТВА БРЕНДОВ'

РОСКОСМОС И NASA: БИТВА БРЕНДОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
космическая отрасль / космические агентства / «Роскосмос» / НАСА / анализ медиаактивности / space industry / space agencies / Roscosmos / NASA / analysis of media activity

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е.А. Бурова, Е.Г. Корепанова

В статье проанализирован брендинг Роскосмоса и NASA. Отмечены сильные и слабые стороны обоих космических агентств. Предложены идеи для повышения медиаактивности российского космического агентства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROSCOSMOS AND NASA: BATTLE OF BRANDS

The article analyzes the branding of Roscosmos and NASA. The strengths and weaknesses of both space agencies are noted. Ideas for increasing the media activity of the Russian space agency are proposed.

Текст научной работы на тему «РОСКОСМОС И NASA: БИТВА БРЕНДОВ»

УДК 658.8

РОСКОСМОС И NASA: БИТВА БРЕНДОВ

Е. А. Бурова Научный руководитель - Е. Г. Корепанова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail:4061930@mail.ru

В статье проанализирован брендинг Роскосмоса и NASA. Отмечены сильные и слабые стороны обоих космических агентств. Предложены идеи для повышения медиаактивности российского космического агентства.

Ключевые слова: космическая отрасль, космические агентства, «Роскосмос», НАСА, анализ медиаактивности.

ROSCOSMOS AND NASA: BATTLE OF BRANDS

E. A. Burova Scientific supervisor - E. G. Korepanova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail:4061930@mail.ru

The article analyzes the branding of Roscosmos and NASA. The strengths and weaknesses of both space agencies are noted. Ideas for increasing the media activity of the Russian space agency are proposed.

Key words: space industry, space agencies, Roscosmos, NASA, analysis of media activity.

В настоящее время существует проблема восприятия Роскосмоса в сознании общественности. По большей части под влиянием СМИ, российская космонавтика воспринимается аудиторией скорее в отрицательном ключе, а все достижения приписываются временам Советского Союза. Данный факт играет немаловажную роль в развитии отечественной космонавтики, так как подобное отношение отрицательно влияет на отрасль с точки зрения ее привлекательности как для предпринимателей, так и для специалистов [1].

Люди любят космос. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратить внимание на обилие одежды с соответствующими принтами и логотипами. Однако бросается в глаза одна вопиющая деталь: в стране, которая открыла космическую эпоху в истории человечества, детские костюмы космонавта продаются не с надписями "СССР", "Россия" или "Роскосмос", а с аббревиатурой NASA. Название американского космического агентства давно стало частью массовой культуры по всему миру.

Человека, которому за это благодарна Америка, звали Джеймс Модарелли. Он работал художником-дизайнером. Именно изобретенный им символ символ красовался на скафандрах Нила Армстронга, Базза Олдрина и Майкла Коллинза, а потом и членов экипажей следующих "Аполлонов".

В нашей стране на заре космонавтики не было "космического агентства". Было Министерство общей промышленности СССР. И никто не ставил задачи пропагандировать это ведомство. Пропагандировали само стремление в космос, "брендами" были аббревиатура СССР, слова "социализм", "коммунизм", "советский", имена и лица Юрия Гагарина, Алексея Леонова, Валентины Терешковой. Именно их узнавали и узнают по сей день.

Лишь когда СССР не стало, появилось Российское космическое агентство. Потом его переименовали в Российское авиационно-космическое агентство. И, наконец, в 2004 году было образовано Федеральное космическое агентство "Роскосмос".

В 2020 г. Госкорпорация "Роскосмос" подала в Роспатент заявку на регистрацию бренда "Поехали!". Документ опубликован на портале Федерального института промышленной собственности. Под новой маркой планируется выпускать огромный список разнообразных товаров, в том числе косметику, алкогольные напитки, моющие средства, строительную арматуру и инсектициды.

Таким образом «Роскосмос» намерен защититься от недобросовестной конкуренции, сообщил представитель компании. «Последнее время теме космоса стало уделяться пристальное внимание, что порождает создание различных товаров космической тематики. Есть креативные интересные проекты, с которыми мы с удовольствием сотрудничаем. Но есть и те, кому чуждо правовое поле и историческая память», — рассказал он. Решение «Роскосмоса» вполне оправдано и связано с планом государственной корпорации по повышению производства гражданской продукции предприятиями ракетно-космической промышленности — к 2025 году она должна составить до 30%, а к 2030 году — до 50% в общем объеме производства. Кроме того, за счет выпуска коммерческой продукции «Роскосмос» сможет получить дополнительную свободу в финансах, что уменьшит нужду корпорации от бюджетных средств.

Но этим логотипам пока что не удалось повторить невероятный успех оригинала. Где-то глубоко в сознании людей: говорим NASA - подразумеваем космос, говорим космос -подразумеваем NASA.

Однако есть мнение, что дело не только в полётах на Луну и многолетней пропаганде. Дело ещё и в грамотной политике. Американское космическое агентство не брало денег с тех, кто хотел продавать вещи с его логотипом. Любой предприниматель мог бесплатно отпечатывать логотип NASA на своей продукции, соблюдая некоторые незначительные условия (например, запрещается ставить логотип американского космического агентства на нижнем белье или вблизи расположения логотипов других брендов).

Как заметила Инна Анисимова, маркетолог, генеральный директор коммуникационного агентства: «NASA постоянно держит себя в тонусе: не просто выпускает мерч, а регулярно сотрудничает с дизайнерами, создаёт коллаборации с крупными брендами вроде H&M, Nike, Vans, Puma и прочими. Их одежда доступна на известных площадках, например Farfetch. И на собственном сайте тоже. К сравнению — Фирменные товары «Роскосмоса» найти сложно - лишь в конце прошлого года корпорация запустила интернет-магазин «Главстор»

Сегодня NASA всё чаще сотрудничает с дизайнерами. Знак NASA стал регулярно появляться в коллекциях известных дизайнеров. Это стало возможным не только в связи с превосходным дизайном и общей привлекательностью бренда в массовой культуре, но и благодаря грамотному подходу агентства к его развитию.

НАСА имеет следующие коммуникационные цели:

• повышение общественного признания и признания Конгрессом ценности исследования человеком космического пространства в стремлении отправить людей на Марс;

• повышение осведомленности общественности о событиях, связанных с Международной космической станцией, и ее роли в продвижении исследований космоса человеком;

• создание возможностей для участия общественности в миссиях по исследованию космического пространства.

Для осуществления поставленных задач НАСА использует такие коммуникационные каналы, как традиционные СМИ, социальные сети, Интернет и мультимедиа, собственный телевизионный канал NASA TV, а также различные мероприятия и конференции.

Так что новой стратегии продвижения «Роскосмосу» явно не хватает. В последнее время даже не каждый десятый ребёнок мечтает стать космонавтом. Создание бренда может кардинально изменить ситуацию. Конечно, если он будет привлекателен для молодёжи и наполнен ценностями, которые ей близки: желание изменить мир, показать себя и прочее. Тем более, что стать частью «Роскосмоса» - действительно большая честь.

Главные достижения госкорпорации «Роскосмос» в 2021 году:

Исправляя некоторые недоработки прошлых лет, Россия активно достраивает свой сегмент Международной космической станции. Доставку на орбиту с интервалом в четыре месяца двух модулей — "Наука" и "Причал". Успешно решив эти далеко не тривиальные задачи, отрасль обретает уверенность, необходимую для будущих прорывов в пилотируемой космонавтике.

Ракета «Союз-2.1б» с транспортным грузовым кораблем-модулем «Прогресс М-УМ» и узловым модулем «Причал» стартовала с космодрома Байконур к МКС 24 ноября.

В июле с Байконура к Международной космической станции стартовала ракета «Протон-М» с модулем «Наука», который изначально планировалось запустить в 2007 году [2].

Также «Роскосмос» не забывает и о поощрении сотрудников:

После повышения месячная зарплата российских кандидатов в космонавты в среднем составит около 300 000 рублей, а опытных космонавтов — более 500 000 рублей. Об этом сообщил замгендиректора «Роскосмоса» по экономике и финансам Максим Овчинников [3].

Авторы статьи предлагают комплекс мер, направленных на репозиционирование образа российской космонавтики. К ним относятся: внесение в Федеральную космическую программу проектов по привлечению студентов и специалистов в отрасль, повышение престижа профессий, связанных с космической отраслью, создание и поддержание благоприятных условий для развития частных компаний, развитие внутренних проектов корпорации. «Роскосмос» нуждается в поддержке со стороны государства, что позволит увеличить финансирование, при этом необходим жесткий контроль движения финансов внутри организации, чтобы не допустить возможности появления коррупционных схем. Немаловажно поддерживать связь с общественностью посредством регулярного медиаосвещения совершаемой корпорацией деятельности, создание и продвижение каналов связей в социальных сетях. В сложившейся ситуации стоит обратить внимание на американский опыт в силу верного позиционирования как внешнего, так и внутреннего. Большинство населения США одобряет проводимую правительством политику сохранения лидерства в космической отрасли, а благодаря инвестициям в частный сектор на арене появляются крупные игроки, добивающиеся серьезных успехов и вдохновляющие следовать их примеру, в частных случаях становясь символом поколения, в то время как просветительская деятельность НАСА обеспечивает заинтересованность потенциальных специалистов в космической отрасли.

Таким образом, госкорпорация «Роскосмос» обладает довольно серьезными преимуществами и сильной базой, которую необходимо укреплять и популяризировать в сознании молодого поколения: разработать и произвести качественный мерч, проводить мероприятия с участием космонавтов, снимать фильмы не только о прошлых достижениях российских космонавтов, но и планировать их достижения в далеком и ближайшем будущем. Все эти действия будут способствовать укреплению бренда госкорпорации.

Библиографические ссылки

1. Ласточкин Роман Константинович, Сокеран Анастасия Александровна АНАЛИЗ МЕДИААКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ "РОСКОСМОС" В СМИ // Гуманитарный вестник. 2020. №3 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-mediaaktivnosti-deyatelnosti-gosudarstvennoy-korporatsii-roskosmos-v-smi (дата обращения: 22.04.2022).

2. Звездная гавань. [Электронный ресурс]. URL: https://www.roscosmos.ru/33704/(дата обращения: 22.04.2022).

3. Как стать космонавтом: требования, подготовка, перспективы [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/kosmos/11153805/(дата обращения: 22.04.2022).

© Бурова Е. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.