Научная статья на тему 'Целевые аудитории и инструменты продвижения космических услуг'

Целевые аудитории и инструменты продвижения космических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1120
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / SPACE SERVICES / СУБЪЕКТЫ РЫНКА КОСМИЧЕСКИХ УСЛУГ / THE SPACE SERVICES MARKET ACTORS / ПРОДВИЖЕНИЕ КОСМИЧЕСКИХ УСЛУГ / PROMOTION OF SPACE SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гвенетадзе М.А., Михайлов А.В.

Автор полагает необходимым обоснование формирования стратегии продвижения услуг космических агентств для эффективного взаимодействия с целевыми аудиториями. Описывается специфика космических услуг и область их применения. Дается характеристика субъектов рынка космических услуг и описываются целевые группы. Выделяются инструменты продвижения услуг космических агентств на примере ФКА Роскосмос. Выводы сделаны на основе анализа ситуации на российском рынке космических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGET AUDIENCE AND PROMOTION TOOLS FOR SPACE SERVICES

The author considers that rationalizing formation of promoting strategies for space agencies services is necessary for effective interaction with target audiences. The article describes the specifics of space-based services and their field of application. There are characteristic of the space services market actors and description of their target groups in the article. Service promotion tools of space agencies are distinguished based on FSA Roscosmos. Conclusions are based on analysis of the situation on the Russian market of space services.

Текст научной работы на тему «Целевые аудитории и инструменты продвижения космических услуг»

УДК 659.4; 629.78

ЦЕЛЕВЫЕ АУДИТОРИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ УСЛУГ

М. А. Гвенетадзе Научный руководитель - А. В. Михайлов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: Marygven@gmail.com

Автор полагает необходимым обоснование формирования стратегии продвижения услуг космических агентств для эффективного взаимодействия с целевыми аудиториями. Описывается специфика космических услуг и область их применения. Дается характеристика субъектов рынка космических услуг и описываются целевые группы. Выделяются инструменты продвижения услуг космических агентств на примере ФКА Роскосмос. Выводы сделаны на основе анализа ситуации на российском рынке космических услуг.

Ключевые слова: космические услуги, субъекты рынка космических услуг, продвижение космических услуг.

TARGET AUDIENCE AND PROMOTION TOOLS FOR SPACE SERVICES

M. A. Gvenetadze Scientific supervisor - A. V. Mikhaylov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Marygven@gmail.com

The author considers that rationalizing formation of promoting strategies for space agencies services is necessary for effective interaction with target audiences. The article describes the specifics of space-based services and their field of application. There are characteristic of the space services market actors and description of their target groups in the article. Service promotion tools of space agencies are distinguished based on FSA Roscosmos. Conclusions are based on analysis of the situation on the Russian market of space services.

Keywords: Space Services, the space services market actors, promotion of space services.

Развитие человеческих потребностей обуславливает развитие технологий и средств их удовлетворения. Одной из главных потребностей человека была и остается информация, методы упрощения доступа к которой постоянно развиваются, поэтому сегодня значимую роль играют средства массовой коммуникации, географические информационные системы, средства прогнозирования и все то, что обеспечивает глобальный круговорот информации. Так возникает новая сфера услуг со своими способами осуществления и источниками данных, называемая «космическими услугами», способная удовлетворить новые потребности общества.

На основе сравнительного анализа крупных субъектов российского рынка космических услуг наблюдается тенденция: такие компании, как ООО ИТЦ «СКАНЭКС», ОАО НПК «РЕКОД», компания «СОВЗОНД» и ряд других, являются монополистами в данном сегменте, мешая развиваться малым предприятиям, которых на начало 2015 года зарегистрировано более 150. В связи с жесткой конкуренцией в сервисном секторе космической деятельности необходимо повышать информированность о сфере использования и эффективности применения данных услуг в повышении продуктивности компаний-заказчиков, также следует формировать стратегию продвижения услуг космических агентств, чтобы получить и сохранить внимание целевых аудиторий.

В настоящее время в экономической системе России формируются новые категории субъектов рынка: производители космических услуг, распространители (посредники) и потребители. Как во

Секция «Фундаментальнее и прикладные проблемы гуманитарных наук»

многих сегментах рынка, здесь присутствует конкуренция, с каждым днем только усиливающаяся из-за возникновения все новых и новых космических агентств, или, как их еще называют, центров космических услуг. Ход конкурентной борьбы труден еще и потому, что охват территории попадающей под деятельность данных агентств довольно широк, в большинстве случаев, это Россия полностью и страны СНГ. Как же делить сферы влияния, например, соседним регионам? Если учитывать еще и то, что некоторые организации могут оказывать услуги дистанционно, посредством Интернет-коммуникаций, поэтому формирование тактики продвижения космических услуг конкретного агентства жизненно необходимо.

Значимой организацией в развитии космической инфраструктуры России, а также крупнейшим поставщиком космических услуг является Федеральное космическое агентство (ФКА, Роскосмос). Группы общественности, с которыми взаимодействует ФКА: работники ракетно-космических предприятий, учащиеся образовательных учреждений, коммерческие организации, действующие в космической отрасли, средства массовой информации (как канал для взаимодействия с широкими массами), деятели космической науки. Роскосмос располагает огромным количеством предприятий космической отрасли, а также обладает большим набором средств формирования и реализации информационной политики, что делает агентство ориентиром при формировании коммуникационной стратегии большинства российских компаний, осуществляющих космическую деятельность [3].

В ходе анализа деятельности Роскосмоса и данных, размещенных в широком доступе на официальном сайте, выявлены представленные ниже инструменты продвижения.

Федеральное космическое агентство имеет официальные представительства в социальных медиа: You Tube (https://www.youtube.com/tvroscosmos), Facebook (https://www.facebook.com/ Federalspace), Twitter (https://twitter.com/fka_roscosmos), Instagram (instagram.com/roscosmosofficial), «Вконтакте» (vk.com/roscosmos).

Коммуникация с общественностью осуществляется через следующие каналы: символика (логотип), организация работы с обращениями граждан, пресс-служба, телестудия Роскосмоса (www.tvroscosmos.ru), лицензирование, рубрика «Руководители государства о космической деятельности» (на официальном сайте), конкурсы, крупные закупки, мультимедиа: видеогалерея, фотогалерея, интерактивные панорамы, онлайн-трансляции, инфографика (на официальном сайте), журнал «Российский космос» (представительство в Сети - www.r-kosmos.ru/), блоги, комментарии, галереи: почтовый ящик космонавтов МКС, дневник космонавта Максима Сураева, блог Дмитрия Кондратьева, почтовый ящик МКС - видеосюжеты, орбитальные фотогалереи, новости из невесомости, загадки 100-го космонавта России), журнал «Новости космонавтики», рубрика на сайте «Дистанционное зондирование земли» (публикация результатов ДЗЗ), рубрика на сайте «Космическая погода» (состояние и прогноз космической погоды), рубрика сайта «История советской, российской космонавтики», экспозиции, музеи, рубрика на сайте «Календарь космических дат», конкурс «Россия в космосе: от мечты к реальности», конференция: «Космодром «Восточный» и перспективы развития российской космонавтики» и другие виды деятельности [4].

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что ФКА «Роскосмос» располагает достаточно большим набором инструментов формирования и реализации информационной политики, взаимодействия с общественностью, органами государственной власти, представителями СМИ. Большую часть перечисленных работ осуществляет орган, также несущий ответственность за формирование и реализацию коммуникационной стратегии ФКА, - пресс-служба.

Роскосмос является крупнейшим агентством космических услуг России, что делает его эталоном, а его деятельность по продвижению направляющей для других субъектов национального рынка космических услуг.

Структура действующих лиц на рынке космических услуг схожа с общим устройством других рыночных сегментов: заказчики, потребители, производители и поставщики. Заказчиками и потребителями могут выступать юридические лица (органы государственной власти, космические агентства, российские, международные и иностранные коммерческие и некоммерческие организации) и физические лица (предприниматели, ученые, различные специалисты и другие граждане). Производители и поставщики таких услуг - научно-исследовательские, проектные и опытно-конструкторские организации и подразделения, испытательные центры, космические агентства, предприятия аэрокосмической промышленности, организации, осуществляющие управление космическими средствами и их эксплуатацию, компании, осуществляющие коммерческое координирование и использование космических систем непосредственно в интересах потребителей и поставщиков [1].

Результаты мониторинга Земли из космоса могут использоваться в работе органов власти, контролирующих органов, научных, общественных организаций и бизнеса для получения разносторонней информации, необходимой для оценки состояния окружающей среды, прогноза и предотвращения природных и техногенных катастроф, метеорологических, природно-ресурсных и других исследований, а также для управления территориями и для планирования экономики [2].

Анализ ситуации на российском рынке космических услуг позволяет заключить, что, несмотря на то, что не так давно данные, получаемые с помощью космических средств, стоили довольно дорого, а доступ к ним был затруднен, и космические услуги не могли быть услугами широкого потребления, в ходе естественного развития данной сферы услуг и развития Интернет-коммуникации появилась возможность широкого доступа к результатам космической деятельности. Это открыло возможности для роста количества новых субъектов рынка космических услуг, что влечет и усиление конкуренции, вследствие чего возникает необходимость формирования стратегии продвижения деятельности агентств, чтобы не потерять внимание целевых групп общественности.

Библиографические ссылки

1. Азаренко Л. Г. Состояние и перспективы развития отечественного и зарубежных рынков сбыта космических услуг // Сервис. 2011. №. 2. С. 80-88.

2. Гершензон О. Н. Практика применения спутниковых снимков. Роль технологий космической съемки в формировании и развитии гражданского общества // Балагуров А. А., и др. Земля из космоса: законодательство, правовое регулирование и судебная практика : колл. монография. М. : Законный бизнес, 2014. С. 95-106.

3. План реализации концепции открытости федеральных органов исполнительной власти в деятельности Роскосмоса на 2014 год [Электронный ресурс] : офиц. сайт Федерального космического агентства (Роскосмос). URL: http://www.federalspace.ru/20423/ (дата обращения: 18.03.2015).

4. Федеральное космическое агентство [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://www.federalspace.ru/ (дата обращения: 18.03.2015).

© Гвенетадзе М. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.