Научная статья на тему 'РАБОТА PR-СЛУЖБЫ ГОСКОРПОРАЦИИ РОСКОСМОС '

РАБОТА PR-СЛУЖБЫ ГОСКОРПОРАЦИИ РОСКОСМОС Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
80
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PR / журнал / телестудия / социальные сети / контент / информация / космонавтика / аудитория / официальный сайт / мобильное приложение / information bubble / content / information personalization / news aggregators

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А А. Лебедева, Т В. Тарасенко

Представлен анализ работы PR-службы Федерального космического агентства Роскосмос: основные задачи и цели, роль в популяризации космонавтики в России и других странах. Главными объектами исследования стали интернет ресурсы, социальные сети и СМИ. В статье описаны изменения в работе PR-службы и новые технологии распространения информации и популяризации космонавтики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK OF THE PR-SERVICE OF THE STATE CORPORATION ROSCOSMOS

An analysis of the work of the PR-service of the Federal Space Agency Roscosmos: the main tasks and goals, the role in the popularization of cosmonautics in Russia and other countries. The main objects of research were Internet resources, social networks and the media. The article describes changes in the work of PR-services and new technologies for disseminating information and popularizing astronautics.

Текст научной работы на тему «РАБОТА PR-СЛУЖБЫ ГОСКОРПОРАЦИИ РОСКОСМОС »

УДК 659

РАБОТА PR-СЛУЖБЫ ГОСКОРПОРАЦИИ РОСКОСМОС

А.А. Лебедева Научный руководитель - Т.В. Тарасенко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: Lu142@mail.ru

Представлен анализ работы PR-службы Федерального космического агентства Роскосмос: основные задачи и цели, роль в популяризации космонавтики в России и других странах. Главными объектами исследования стали интернет ресурсы, социальные сети и СМИ. В статье описаны изменения в работе PR-службы и новые технологии распространения информации и популяризации космонавтики.

Ключевые слова: PR, журнал, телестудия, социальные сети, контент, информация, космонавтика, аудитория, официальный сайт, мобильное приложение.

WORK OF THE PR-SERVICE OF THE STATE CORPORATION ROSCOSMOS

A.A. Lebedeva Scientific supervisor - T.V. Tarasenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: Lu142@mail.ru

An analysis of the work of the PR-service of the Federal Space Agency Roscosmos: the main tasks and goals, the role in the popularization of cosmonautics in Russia and other countries. The main objects of research were Internet resources, social networks and the media. The article describes changes in the work of PR-services and new technologies for disseminating information and popularizing astronautics.

Keywords: information bubble, content, information personalization, news aggregators.

Космические достижения страны являются достоянием всего общества. Как и многие научные сферы, популяризация космонавтики сказывается не только на престиже отрасли в глазах российского общества, так и служит поднятию авторитета страны на мировой арене [1].

Сегодня под российской космической программой мы подразумеваем, в первую очередь, Федеральное космическое агентство Роскосмос. Основными направлениями деятельности корпорации являются пилотируемая космонавтика, исследование планет, изучение солнца, астрофизика и создание искусственных спутников Земли. Однако стоит отметить главное отличие от других корпораций, Роскосмос занимается не только гражданским освоением космоса, но и производством ракетной техники.

Пресс-служба играют в вопросе популяризации космических программ важную роль, поскольку чаще всего именно она является фактически единственным источниками информации о работе агентства.

Секция «Теория и практика коммуникаций»

Роскосмос был образован в 1992 году, пресс-служба как отдельная структура начала работу в 2003 году.

Цель пресс-службы Роскосмоса - формирование положительной репутации и имиджа и их поддержка [2].

Главной задачей пресс-службы Роскосмоса является информирование внешних групп общественности о корпорации, её деятельности с помощью различных средств коммуникации: печати, телевидения, социальных медиа.

На официальном сайте Роскосмоса, кроме ежедневных новостей, можно познакомиться с разделами: фотогалерея, инфографика, видеогалерея, прямые трансляции, космические блоги, песни о космосе. Агентство выпускает 2 собственных журнала: «Русский космос» и «Дистанционное зондирование земли из космоса в России».

«Русский космос» издается с 2019 года. Основная тематика журнала - космонавтика и актуальные новости о ней. Объем - 80 страниц, тираж - 800 экземпляров. Выходит как в печатном, так и в электронном (PDF) формате. Распространяется бесплатно.

Кроме официального сайта, у Роскосмоса есть мобильное приложение, в котором представлены новости, фотографии и интересные факты. В настоящее время мобильное приложение работает на операционных платформах iOS и Android и доступно для скачивания в онлайн-магазинах.

Корпорация Роскосмос осуществляет коммуникацию в таких социальных сетях как: ВК, Instagram, Facebook, Twitter, Youtube, Одноклассники, Flickr.

Сообщество ВК с момента основания существенно изменилось. Если изначально на странице были новости с официального сайта, то теперь есть и полноценные тексты, появились фото с МКС и тексты об астрономии.

Совместно с Московским планетарием публикуются анонсы интересных астрономических событий под хэштегом #АстрономияДляВсех: метеорных потоков, солнечных и лунных затмений, пролетов МКС. Аудитория сообщества - 589166 человек, среднее количество лайков одной публикации 200 и более, активные комментарии. Среднее количество публикаций в день - 8.

Активно ведется страница в Instagram. Яркие фото, тексты и stories интересные и для обычных пользователей. Аудитория - 766000 подписчиков. Среднее количество лайков-10000, активные комментарии. Ежедневно публикуется 2 сообщения.

Телеграт, Facebook и Twitter публикуют последние новости, которые представлены на официальном сайте. Аудитория в среднем - 112000 человек.

Многие журналисты отмечают положительные изменения в работе пресс-службы, например, у Роскосмоса появилась своя страница на Flickr. Изначально там было всего 11 фотографий, но после 2015 года страница стала активно наполняться. Сейчас на Flickr представлено 743 фото. Публикации иллюстрируют подготовку и запуск ракет, фото космонавтов, а также фото из космоса. Аудитория - 1500 человек.

Стоит отметить и улучшение взаимодействия Роскосмоса со СМИ. Сегодня ведется активная почтовая рассылка новостей отрасли напрямую от корпорации и ее предприятий. Оформить подписку на рассылку новостей может любой, отправив запрос на press@roscosmos.ru

Повышение статуса пресс-службы до отдельного департамента значительно улучшило возможности общения с агентством. Несколько лет назад получить комментарий по определенной теме было сложно, сегодня пресс-секретарь имеет возможность высказываться от своего имени, что раньше было запрещено.

Одной из заслуг пресс-службы является открытие телестудии Роскосмоса, основной деятельностью которой является выпуск более 50 документальных фильмов [3]. Телестудия выпускает и несколько специальных программ: «Русский космос» (телеканал «Россия 2», спутниковые телеканалы «Моя планета» и «Галактика»), детскую программу «Пора в

космос!» (телеканал Карусель), «Космонавтику» для телеканала «Россия 24», два года которую вела пресс-секретарь Федерального космического агентства Анна Ведищева.

В 2016 году студией был создан анимационный мультипликационный сериал для детей «Космические Юра и Нюра». С ноября 2019 года студия проводит прямые трансляции пусков ракет-носителей на телеканале «Большой эфир» компании Триколор.

В 2009 телестудия открыла свой канал на YouTube. Аудитория - 541000 человек. Среднее число видео - 3-4 в неделю продолжительностью от 5 до 120 минут. На канале размещены документальные фильмы об отечественной космической отрасли, можно посмотреть прямые трансляции, сеансы прямой связи с космонавтами на орбите и новости.

При поддержке «Роскосмоса» выходит радиопередача «Поехали!» на радиостанции «Звезда».

Вопрос качества работы пресс-служб и доступности предприятий космической отрасли до сих пор вызывает споры [4]. Сотрудники отрасли отмечают ряд проблем: низкое финансирование пресс-служб и отсутствии средств на рекламу и популяризацию отдельных программ. В 2016 году Роскосмос сообщал, что департамент связей с общественностью составит около десяти сотрудников, тогда как для сравнения пресс-служба NASA насчитывает сотни сотрудников, например, за освещение работы марсохода Curiosity в Twitter отвечает три специалиста.

Стоит отметить, на наш взгляд, и положительные изменения в работе пресс-службы Роскосмос. Это развитие социальных сетей, открытие телестудии, выпуск печатных изданий, появление космических блогов, активное взаимодействие со СМИ.

Работа пресс-службы способствует популяризации космоса в России и за ее пределами, повышает международный авторитет страны, делает космос ближе и интереснее каждому гражданину России и любой страны.

Библиографические ссылки

1. Язев С.А., Лукьянова Е.П. Пилотируемая космонавтика и общественное сознание: основные тренды в отражении СМИ // Проблемы политической коммуникативистики. Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2013. №1 (10). С. 34 - 40.

2. Роскосмос: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.roscosmos.ru/ (дата обращения: 10.03.2021).

3. Телестудия Роскосмоса: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tvroscosmos.ru/ (дата обращения: 10.03.2021).

4. Егоров В. Прогресс в работе пресс-службы Роскосмоса. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/post/399639/ (дата обращения 02.04.21).

© Лебедева А. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.