РОМАНТИЗМ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Лариса Сергеевна ЗОРИЛОВА,
доктор культурологии, профессор, директор института музыки Московского государственного университета культуры и искусств, член Союза писателей России, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности становления музыкальной культуры конца XVIII - XIX веков. Отмечается, что Великая Французская революция положила начало трансформации общества, оказала сильней влияние на становление нового мировоззрения, ценностей и идеалов. Девиз «Свобода, равенство, братство» на долгие годы становится своеобразным флагманом, заставляющим изменить убеждения, систему отношений, поведение личности в обществе. Романтизм представлен как пласт духовной культуры Западной Европы, в котором духовное преобладало над материальным, изменившим отношение к человеку, который представлен как созидатель, творец, постоянно ищущий новое, уникальное. В музыкальной культуре романтизма нашли отражение бунтарство, «субъективизм», конфликт с окружающими, величие гения и непонимание окружающих, а затем и одиночество и душевные переживания личности. На примере творчества выдающихся композиторов-романтиков (Л.В. Бетховен, Р. Вагнер, Ф. Шопен) выделены сущностные черты музыкального романтизма, такие, как стремление к свободе, поиск сильной личности и бессмертной возлюбленной.
Ключевые слова: романтизм, музыкальная культура, творчество, ценности, музыкальные произведения, личность, поиск, композитор, Л.В. Бетховен, Р. Вагнер, Ф. Шопен.
The article considers the peculiarities of development of musical culture of the late 18TH - 19TH century. It is noted that the French revolution was the beginning of a transformation of society, had a stronger influence on the formation of a new world Outlook, values and ideals. A kind of motto «Liberty, equality, fraternity» for years to be a flagship of forcing change beliefs, the system of relations, the behaviour of the individual in society. Romanticism is represented as the formation of the spiritual culture of Western Europe, in which the spiritual prevailed over the material that changed the attitude to the person, who was presented as the Creator, the Creator, constantly seeking new, unique. In the musical culture of romanticism reflected rebelliousness, «subjectivism», conflict with others, the greatness of genius and misunderstanding of others, and then loneliness and emotional experiences of the individual. For example, works of prominent composers of the romantic period (L.V. Beethoven, R. Wagner, F. Chopin) highlighted the essential features of romanticism in music, such as the desire for freedom, the search of a strong personality and immortal beloved.
Key words: romance, musical culture, creativity, values, music, personality, search, composer, L.V. Beethoven, R. Wagner, F. Chopin.
Музыкальная культура Западной Европы многообразна, она всегда развивалась в соответствии с социальными изменениями, происходящими в обществе. Все, что происходило в жизни отдельных государств, народов, находило непосредственное отражение в музыкальной культуре. Так, своеобразным основанием для становления романтизма, целого направления в гуманитарной науке, искусстве, в том числе и музыкальном, послужила Великая Французская революция конца XVIII века. В результате ее произошла социально-политическая трансформация общества, уничто-
жение Старого порядка, когда Франция из монархии стала республикой свободных людей. Ее знаменитый лозунг «Свобода, равенство, братство» стал исходной точкой для пересмотра мировоззрения, убеждений, ценностей и идеалов целых поколений людей. Мир идеальный, духовный противопоставлялся миру материальному. Формировалась гуманистическая концепция жизни, определенное сознание, направленное на рост значимости личности, согласно которому человек рождается на земле не для праздного образа жизни или жалкого нищенского существования, а для созидания чего-то значительного, великого. Человек -свободное существо, он не просто «раб Божий», но «Творец», своеобразная «духовная сила», его миссия состоит в постоянном поиске неповторимого и уникального. Ничем не ограниченный субъективизм становился ведущим принципом романтизма. Все это вело к конфликту человека с миром, формировалась психология мятежной, бунтующей личности. Примером может служить персонаж Чайльд-Гарольд, созданный одним из величайших английских поэтов-романтиков Джорджем Гордоном Байроном. Этот романтический герой наделен чувством собственной исключительности, сознанием наивысшей ценности собственного «Я». Его жизненная позиция не позволяет ему спокойно существовать, плыть по течению, заставляет вступать в конфликт с низкой, бездуховной окружающей действительностью и прекрасной, возвышенной мечтой.
Д.Г. Байрон и его герои стремились признать основным законом творчества свободу, стереть грань между искусством и жизнью, выйти за пределы возможного, проповедуя культ безотчетного, бессознательного, иррационального.
В центр выходила вся гамма чувств и наслаждений. Любовь становилась царицей романтизма. Обожествленное отношение становилось характерным ее признаком. И не имеет значения, относилась ли любовь к Богу, природе, к людям, любимой женщине.
Складывалось мнение, что сильные страсти сильной личности способны выйти за пределы возможного, стать невероятными, мистическими формировался своеобразный культ «божественной гениальности». Такой иронический гений смотрит сверху вниз на окружающий мир, всех людей, и ему они кажутся ограниченными, ничтожно мелкими. По мнению Гегеля, «таков общий смысл этой гениальной божественной иронии как той концентрации «я» внутри себя, когда для него распались все узы, и оно может быть лишь в божественном состоянии наслаждения собой» (6). Но такой романтический герой неизбежно одинок, он конфликтует с окружением, его не понимают, он страдает, обращается к Небу, ищет утешения. Проблема одиночества незаурядной личности одна из наиболее распространенных в романтизме, она интересовала и писателей, и поэтов, и художников, и музыкантов.
Этот образ, раскрытый в художественной литературе, поэзии, постепенно нашел свое отражение и в музыкальном искусстве. Композиторы, исполнители-музыканты при помощи различных музыкальных средств стремились выразить глубокий внутренний мир человека, раскрыть его духовные основы. Выдающимися представителями романтизма стали как зарубежные, так и российские композиторы: Ф. Шуберт, Н. Паганини, Р. Мендельсон, И. Брамс, Ф.Шопен, Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер, Д.Верди, а также А.А.Алябьев, М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский, М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский и др. Стиль романтизма в музыке имел огромное значение. Если литература и живопись представляли данный стиль до середины Х1Х века, то в музыке он захватывает весь Х1Х век. Романтики ставили чувства выше разума. По мнению Р.Шумана, разум человека
может ошибаться, но чувства - никогда. И музыка как ни один другой вид искусства в силу своей специфики наиболее полно отражает эмоциональное состояние личности, соответствуя этому требованию. Одним из первых последователей идей романтизма был представитель венской классической школы Л.В. Бетховен.
В своем творчестве он более других своих современников приблизился к романтизму, в основе его мировоззрения - личность-свобода-любовь. Красной нитью через жизнь и творчество Л. Бетховена проходит любовь к свободе. В своем письме к К.Н.Цмескалю он написал: «Свобода - чего больше можно желать» (1). Свобода
- мечта и цель творчества. Она воплощалась в виртуозном исполнительстве, которое его восхищало, вызывало гамму восторженных чувств. Однажды композитор, потрясённый игрой своей ученицы Доротеи Эртман, написал: «Я ещё никогда не встречал соединения такой силы с проникновенной нежностью, - даже у величайших виртуозов. На каждом кончике пальца - поющая душа, и в обеих... одинаково уверенных руках такая сила, такое владение инструментом, который и поёт, и говорит, и играет, воспроизводя всё великое и прекрасное, чем обладает искусство»(2). Поющая душа
- это то, к чему он призывал своих учеников, к чему стремился сам. Л. Бетховен считал, что только великий художник способен «вдохнуть душу» в инструмент и принудить его к таким эффектам, которые он не способен давать под другими руками. Личность художника-творца ставится для него ведущей, что было свойственно данному течению. По утверждению С.А. Маркуса, «в центре эстетики музыкальных романтиков находилось... страдающее и протекающее во имя романтических идеалов «Я» художника» (8), то есть внутренний, духовный мир человека, вся гамма его чувств и переживаний. Рациональное подчинялось эмоциональным ощущениям личности, воплощаясь в философию природы и искусства. Многие исследователи, в том числе и русские, считали, что музыкальное творчество Л. Бетховена тесно связано с философией. Она насыщала творчество композитора, приближая его к романтизму. В.П. Боткин писал: «В музыке Бетховена не одно бесконечное стремление, а проявление абсолютного духа... Что предощущал Гайдн, к чему стремился Моцарт, то высказал Бетховен... Все чувства человека, всю бесконечность души его обнял Бетховен...» (3). В.П.Боткин считал, что Дух и Фантазия композитора настолько сильны, что даже рассудок не в силах следовать за ними, а чувства в процессе восприятия его творений освобождаются от бесконечного, неутомимого контроля и наполняются полным блаженством. В его музыке царство духа стало действительностью. «Божественное величие, вечное торжество победы света над мраком выступает в Бетховене, но человек не только не уничтожается перед лучезарным светом их, напротив, внимая им, он сознаёт себя сопричастным... незаходимого солнца духа, гражданином этого вечно блаженного царства» (3).
Л. Бетховен был романтиком по своей духовной сути, силе вдохновения, богатству фантазии и даже по стремлению нарушить традиции классической музыкальной школы, уйти от универсализма, отдав приоритет автору творения. Он следовал идеологии Ф.Шлегеля, согласно которой искусство обязано признать «произвол поэта», художника, композитора. Но концепция Л. Бетховена не во всём совпадала с романтизмом. Его вдохновение находилось в единстве и равновесии с разумом, управляющим ходом развития музыкальной мысли, в то время как романтики проповедовали культ безотчётного, бессознательного.
Ф.Новалис противопоставлял поэзию науке: «Поэт воистину творит в беспамятстве... Художник превратился в бессознательное орудие, в бессознательную принад-
лежность высшей силы» (9). Особенно ярко бессознательное проявлялось в музыкальном искусстве. Следуя идее Сенанкура, который в своём романе «Оберман» говорил о том, что музыка является источником самых сильных впечатлений, Л. Бетховен утверждал приоритет музыки над живописью и другими видами искусства, так как «в ней выражены чувства, которые вызывают в человеке наслаждение природой и воплощают некоторые впечатления от сельской жизни» (2). Он, как и Э.Т.Гофман, видел в музыке «наиболее романтическое из всех искусств», способное выражать в звуках «затаённые предчувствия восхищённой души». Впоследствии музыкальный романтизм стал гораздо более многообразным течением, сочетающим в себе различные, иногда полярные тенденции, взгляды, чувства, многообразие которых не всегда осознавалось и адекватно воспринималось последователями.
Таким было творческое наследие Р.Вагнера. Его поиск духовного в научной литературе до сих пор вызывает споры о том, являлся ли Р.Вагнер революционером или реакционером, изменял ли он свои взгляды, что для него являлось поистине ценным. Но музыковедческие исследования не дают полной картины потому, что, как правило, не учитывают его философско-религиозного мировоззрения. И хотя Р.Вагнер не являлся ни политиком, ни философом, ни богословом, ни даже теоретиком музыки, он опирался на свою систему духовных ценностей, которая затрагивала важнейшие философско-политические, религиозные и искусствоведческие проблемы и нашла отражение в его образе жизни, разрозненных публикациях, письмах, воспоминаниях, в музыкальных творениях. Огромное влияние на мировоззрение Р.Вагнера оказала философская концепция Л.Фейербаха, основу которой составляла личность чувственного и земного человека во всём богатстве его духовного и физического начала. Отчасти данная проблема была рассмотрена А.Ф.Лосевым (7), который, анализируя эстетическое мировоззрение композитора, выделял ведущие факторы: эстетика Р.Вагнера заключалась в его музыкальном творчестве, до сих пор с большим трудом понимаемом; его творения никогда не были абстрактны, но пронизаны чувством катастрофы, свойственным настроениям тогдашней Европы.
Р. Вагнера более всего волновала Душа конкретного индивидуума, наделённого страстной жаждой жизни, но познавшего бессилие изменить её в условиях полной неизвестности своего будущего. Поэтому особое место в мировоззрении композитора занимали идеалы любви и свободы, о которых он писал как об основных потребностях человеческой жизни. «Как сам человек, так и всё, исходящее от него, может обрести свободу только через любовь. Свобода заключается в удовлетворении высшей потребности, а высшей человеческой потребностью является любовь!» (5). Музыка, по мнению композитора, представляет собой человеческое сердце, изливающее всё самое ценное, что есть в нём. «Она - сердце человека... Она - потоком изливающаяся из сердца любовь, облагораживающая чувственные ощущения и очеловечивающая абстрактную мысль» (5). Олицетворение музыки с любовью и свободой достаточно традиционно, но Р. Вагнер связывал идеалы со всеми гранями внутреннего мира человека, которые составляли гармоническое многообразие его музыкальных творений.
Мировоззренческая концепция Р. Вагнера отражала идеалы романтизма. Любовь к природе, человеку, преклонение перед ним, а затем и их обожествление направляли творческое вдохновение художника. Его ничем не ограниченный субъективизм приобретал магическую силу. Романтики стремились к постижению духовного, они разуму противопоставляли чувство, пламенное воображение, свободную игру фан-
тазии. Свобода - Бог данной эпохи, благодаря ей, по мнению романтиков, человек способен возвыситься над собой и окружающими.
Более поздний романтизм сформировал духовный образ «центрального человека мира», который привлекал многих выдающихся людей данной эпохи. Они пытались создать идеальную личность Творца, Гения. Эжен Делакруа выделял среди них Ф.Шопена, который, по его мнению, как бы воплощал дантовские черты духовного облика, высочайший интеллектуализм. Мир созданных Ф. Шопеном образов многогранен. Он ассоциируется с литературными героями и персонажами изобразительного искусства, отличается программностью. Тема Свободы, любви к Родине, человеку, по утверждению И. Бэлзы, являлась одной из центральных в творчестве Ф. Шопена. «Образы Родины и её истории, стремления вольнолюбивого и благородного народа всегда жили в сердце Ф.Шопена. Он продолжил национальные традиции и увенчал их небывалыми свершениями» (4). Его любили в России, он был близок россиянам своим лиризмом, поэтичностью, мечтательностью. А.Г.Рубинштейн видел в его музыке огромное психологическое богатство духовного мира человека. «Трагизм, романтика, лирика, героическое, драматическое, фантастическое, задушевное, сердечное, мечтательное, блестящее, величественное, простота - вообще все возможные выражения находятся в его сочинениях...» (10). Все иные композиторы писали оперы, симфонии, квартеты, оратории, один Ф.Шопен довольствовался фортепианной музыкой. Он не просто оздавал произведения для фортепиано, но стремился найти новые возможности отражения духовного мира личности. «Поиски идеала» - ведущая проблема его творчества. О своём сочинительстве Ф.Шопен скромно писал: «Когда сочиняешь, всё кажется хорошим - иначе ничего бы не писалось. Только позже начинаешь размышлять - и тогда или отбрасываешь, или принимаешь. Время - лучший цензор, а терпение - прекраснейший учитель» (11).
Итак, подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые композиторы все были гениями, верными последователями идей романтизма. Они искали новые средства выразительности, стремились открыть новые возможности в отражении внутреннего мира музыкальными средствами.
Список литературы
1. Бетховен Л. Письма 1812-1816 г. - М.:Музыка, 1977. - С.57.
2. Бетховен Л. Очерки жизни и творчества. - Изд. 5-е. - М.:Музыка, 1977. - С.100.
3. Боткин В.П. Итальянская и германская музыка //Отечественные записки. - 1839.
- N12. - Т.7. - С. 9-10.
4. Бэлза И. Облик Шопена - правда и вымысел //Венок Шопену. - М.:Музыка, 1989.
- С.62.
5. Вагнер Р. Произведение искусства будущего //Избранные работы: Пер.с нем. -М.:Музыка, 1978. - С.166.
6. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. - М.: Искусство, 1968-1973. - Т.1 - С.72
7. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера //Вагнер Р. Избранные работы. - М.: Искусство, 1978. - С.20-21.
8. Маркус С.А. История музыкальной эстетики. В 2 т.- Т.2. - М.: Музыка, 1968.- С.7.
9. Новалис Ф. Литературная теория немецкого романтизма. - Л.: Наука, 1934 - С.127.
10. Рубинштейн А.Г. Литературное наследие. В 3 т. - Т.1. - М.:Музыка, 1986. - С.136.
11. Шопен Ф. Письма. В 2 т. - Т.2. - М.:Музыка, 1984.- С.146-147.