В этом номере представлен материал известного библиографа Елены Ильиничны Коган. Она не первый год создает научный мост между Америкой и Европой - за прошедшие годы написано немало статей, опубликованных в России (Вестник ЧГАКИ. 2008. № 3.; 2009. № 2; 2010. № 1), Америке, Англии, подготовлены выступления на славянских форумах. Ее внимание сосредоточено на судьбе русской книги в Америке, работе Нью-Йоркской публичной библиотеки (в частности, Славяно-Балтийского отдела, который в 2008 г. был закрыт), где она проработала волонтером более десяти лет.
Е. И. Коган
РОМАНТИЧЕСКОЕ И НАУЧНОЕ СОДРУЖЕСТВО.
О выставке в память Марии и Пьера Кюри в Нью-Йоркской публичной библиотеке
Представлен обзор выставки в память Марии и Пьера Кюри, проходившей в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Автор рассматривает экспонаты и книжные издания экспозиции, позволяющие по-новому взглянуть на известных ученых.
Ключевые слова: Мария Кюри, Пьер Кюри, Лаурен Рендисс, научное содружество
The article represents a survey of the exhibition in memory of Maria and Pierre Curie, having been hold in New York public library. The author discusses the showpieces and book editions of the exposition making it possible to have a renewed view of the well-known scientists.
Key words: Marie Curie, Pierre Curie, Lauren Redniss, scientific community
В Национальной библиотеке Франции хранится архив Марии и Пьера Кюри, и тех, кто хочет с ним поработать, предупреждают, что документы излучают радиацию. Действительно, если, например, поднести счетчик к любой страничке лабораторного журнала, который вели Пьер и Мария, он даже сейчас начнет угрожающе щелкать.
Удивительному в истории науки содружеству, необыкновенной душевной близости и любви этих двух людей посвящена выставка Нью-Йоркской публичной библиотеки. Открыли ее в январе 2011 г., и по замыслу она, видимо, должна была напомнить о том, что более столетия назад мировая наука вошла в эру открытий в области тонких энергий и что огромная заслуга в этом принадлежала французским физикам Марии (1867-1934) и Пьеру (1859-1906) Кюри. Но никто не ожидал, что трагические события, случившиеся в Японии в марте 2011 г., сделают ее еще и выставкой на тему дня.
Развернута выставка на третьем этаже, ее экспонаты - это материалы иллюстративного и текстового характера - размещены по стенам широких коридоров, разделенных посредине красочной ротондой, двери из которой ведут в читальные залы. Идет ли читатель от лифта к читальным залам или в другие помещения этажа, где хранятся разные коллекции, он обязательно проходит вдоль того, что представлено, и невольно останавливается. Его останавливает не только название выставки «Radioactive», но и необычное ее наполнение: оттиски титульных и текстовых страниц, гравюр и рисунков из средневековых и более поздних книжных и альбомных изданий, атласов. А на больших листах воспроизведено множество цветных творений, рожденных воображением и вдохновением художницы Лаурен Реднисс
(Lauren Redniss). Они расцвечены коричневатооранжевыми и сине-голубыми, белыми красками и на фоне этих листов - сюрреалистические, даже мистические изображения. Все это приковывает взгляд и будит сознание. Но надо заметить, что в библиотечном понимании это не совсем обычная выставка. Среди ее экспонатов нет книг, кроме одной - книги Лаурен Реднисс «Radioactive. Marie & Pierre Curie: A Tale of Love and Fallout» (New York, 2010). Она лежит на двух высоких подставках у начала и в конце экспозиции. Ее можно полистать, почитать и по существу начинаешь понимать, что это своеобразная, необычная и интересная, презентация труда художницы и писательницы. Перед нами фотомонтаж специально подобранных копий фотоиллюстраций и текстов из книги, представляющих жизнь Марии и Пьера Кюри. По сложившейся библиотечной практике этот фотомонтаж называют выставкой.
Было бы слишком просто перевести на русский язык вынесенное в название выставки (и книги) и всем понятное слово radioactive. Я искала такое его значение, которое бы соответствовало ее содержанию, и нашла - излучение. И вот почему.
Начиная с 2008 г., а возможно и раньше, Лаурен Реднисс, увлеченная судьбой Марии и Пьера Кюри и двух их дочерей, работала с редкостями Нью-Йоркской публичной библиотеки и других книжных и архивных центров. Она искала образы людей и книги, содержание и герои которых отвечали бы ее представлению об этих личностях. Она искала аналоги и находила, мы их видим, правда, совершенно в другом временном измерении. Например, представлено репринтное изображение «Портрета женщины» Леонардо да Винчи и «Портрета мужчины» Корреджо из альбома «Tableaux de la galerie de I'Ermitage
11
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011 / 3 (27)
Е. И. Коган
Романтическое и научное содружество. О выставке в память Марии и Пьера Кюри в Нью-Йоркской публичной библиотеке
imperial» (St. Petersburg: H. Schmitzdorff, 1860-1889). Есть любовная иллюстрация из книги стихов английского поэта XVII в. Джона Мильтона, изданной в Лондоне в 1793-1794 гг.; есть «El amor у la muerte» из серии знаменитых офортов Гойи «Los Caprichos» (1797-1799). Художница фиксировала гравюрами и рисунками те эпизоды из жизни великих ученых, любящих супругов, которые более всего волновали ее. Смерть Пьера Кюри, например, иллюстрирована копией ее оригинальной картины: на синем фоне изображена черная дорога, по которой четверо мужских фигур выносят безжизненное тело Пьера, изображенное белым цветом. Здесь же репродукции известных художников, рисовавших коней. Есть на выставке и копии оригинальных фотографий тех времен, например, Пьер и Мария Кюри в лаборатории, опыт с полонием в домашних условиях (опубликована только 5 января 1942 г. в «Polish Review»).
Для Реднисс, возможно, все началось со знакомства с работами первой женщины-фотографа Анны Аткинс (1799-1871), она же была и ботаником. Увлекаясь морской фауной, особенно водорослями, Анна Аткинс для создания их отпечатков на листе бумаги, покрывала ее солями железа, а затем экспонировала в лучах солнечного света. Затем бумага промывалась водой, и на ней оставались белые изображения водорослей на голубом фоне. Помогая своему отцу, уче-ному-химику, готовить его труды к изданию, Анна Аткинс использовала метод фотоиллюстрирования. На выставке много рисунков Лоурен Реднисс, выполненных таким же способом, но, естественно, другого содержания и в увеличенном виде. Более всего, нежно и изысканно, они рассказывают о любви Марии и Пьера, его смерти. Впечатление такое от изображенной в работах художницы биографии этой супружеской пары, что от нее исходило излучение на все окружающее, но не радиоактивное, а душевное.
Хочется напомнить несколько ключевых моментов из их жизни. Мария Складовская, приехавшая из Польши в Париж, в 24 года стала студенткой Сорбонны. Закончив университет в числе первых, она стала физиком. В 1896 г. произошло ее знакомство с Пьером Кюри, который руководил лабораторией Муниципальной школы промышленной физики и химии. Стали работать вместе. Оба красивые, с ясным и развитым умом, преданные науке, они вскоре поженились. Брак был счастливым. Началась их
совместная восьмилетняя работа. Они открыли полоний (название придумала Мария в честь Польши) и радий, выделив эти элементы в чистом виде, исследовали радиоактивное излучение. В 1903 г. Мария и Пьер стали лауреатами Нобелевской премии по физике. Мария Складовская-Кюри стала первой женщиной в мире, получившей такое мировое научное признание.
В 1897 г. у них родилась дочь Ирэн, а в 1904 г. -вторая дочь Ева. Нелепая смерть под колесами кэба унесла жизнь Пьера. Это случилось в 1906 г. Несмотря на душевные переживания, Мария продолжала делать все то, чем занимался муж: читала курс его лекций, руководила его лабораторией, готовила к изданию его труды. Вскоре она - женщина - впервые в истории Сорбонны получает профессорскую кафедру и разрабатывает оригинальный курс лекций по радио -активности. И все оставшиеся годы жизни она продолжала свои исследования, в перечне которых и создание передвижной рентгеновской установки в медицинских целях. В 1911 г. Мария получила вторую Нобелевскую премию, но уже по химии. В дальнейшем, в 1935 г., их дочь Ирэн, которая пошла по стопам родителей, тоже получила Нобелевскую премию по физике, как и ее муж Фредерик Жолио-Кюри (они открыли явление искусственной радиоактивности).
Они знали об опасности своей работы. На одной из страничек лабораторных записей в годы совместной работы Марии и Пьера есть такая запись: «...нас иногда охватывал страх перед непоправимым». Мария, ее дочь Ирэн и муж Ирэн Фредерик Жолио-Кюри умерли от лучевой болезни, возникшей от многолетней работы с радиоактивными веществами. Младшая дочь Ева Дениза Кюри-Лабуасс была журналисткой. Она написала о матери книгу, которая более ста раз была издана во Франции и в других странах. Удивительно, что ее муж - американский посол в Греции - в 1965 г. тоже стал лауреатом Нобелевской премии, но не научной, а мира. Пять нобелевских лауреатов в одной семье!
Разделы выставки посвящены не только Пьеру и Марии Кюри, но и их детям, и годам жизни Марии после гибели мужа в другом окружении. В буклете, посвященном экспозиции, превалирует романтическая окраска. Содержание же выставки, несомненно, более глубокое, как и сама книга Лаурен Рендисс, благодаря которой и родилась эта выставка.
12
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011 / 3 (27)