оценить свою интерпретацию - насколько удалось воспроизвести свой замысел, и учесть это при следующем исполнении.
Таким образом, на современном этапе музыкального образования привлечение в учебный процесс аудиоматериалов активизирует умственную деятельность будущих педагогов-музыкантов, способствуя развитию его творческой самостоятельности и творческого воображения, музыкального вкуса, чувства стиля; обогащает его воображение, пополняет «кладовую знаний»; помогает сформировать свою собственную исполнительскую трактовку на основе анализа своего собственного исполнения, других интерпретаций и концепций.
Список литературы:
1. Коган Г.М. В сб.: Избранные статьи. Вып.2. - М., 1972.
2. Монсенжон Б. Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик! - М.: Классика XXI век, 2004.
3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1982.
4. Николаев А. Исполнительские и педагогические принципы А.Б. Гольденвейзера, в кн.: Мастера советской пианистической школы. - М., 1954.
5. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. - М.: Академия, 2003.
6. Шафран Д.Б. В журнале «Музыкальная академия». - М., 1992. - № 3.
7. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования: учебное пособие в 2-х кн. - М.: УМИЦ «Граф-пресс», 2008.
8. Яков Флиер. Статьи. Воспоминания. Интервью / Сост.е.Б. Долинская, М.М. Яковлев; ред. М.М. Яковлева. - М.: Советский композитор, 1983.
РОМАНТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАНТОВ
© Мелешкина Е.А.*
Российский государственный социальный университет, г. Москва
В статье обосновывается значение романтических традиций отечественного музыкального исполнительства и педагогики в формировании профессиональных и личностных качеств молодых музыкантов. Проблема рассматривается в аспекте формирования личности современного музыканта в процессе освоения сочинений композиторов-романтиков. Охарактеризованы педагогические условия и приемы активизации перцептивно-творческих процессов, становления мотивации обучающихся, базирующиеся на концепции развивающего обучения.
* Доцент кафедры Социологии и философии культуры, кандидат педагогических наук
Эстетика и поэтика романтизма, созвучность которого для русской культуры отмечал еще В.Г. Белинский, в значительной мере определили художественно-эстетические и педагогические установки родоначальников профессионального музыкального образования в России. Одной из сильных сторон русской исполнительской школы стало стремление к высокой духовности, к глубокому эмоциональному переживанию музыки. И это в значительной степени связано с романтической традицией, в течение многих десятилетий остававшейся центральной линией развития русской фортепианной педагогики.
Задачей лучших представителей русской фортепианной педагогики всегда было и остается формирование личности ученика, который вправе называться художником, способным свободно реализовывать свои художественные устремления и в области исполнительства, и в области педагогики. Такова была позиция А.Г. Рубинштейна, оказавшего значительное влияние своей многогранной личностью на современников.
История русской фортепианной романтической традиции в первую очередь связана с его деятельностью как выдающегося исполнителя, композитора, педагога-пианиста, общественного деятеля. В своей работе «Шопен и русская пианистическая традиция» Г.М. Цыпин подчеркивает, что «Антон Рубинштейн был не просто великим артистом, вставшим вместе с Листом на высшую ступень в фортепианно-исполнительском искусстве Х1Х века. Он был создателем определенной эстетики в национальной пианистической культуре - основоположником традиции. Он наметил и очертил те идеалы, которые стали идеалами и оставались таковыми на протяжении нескольких десятилетий - для большинства его соотечественников и коллег».
Линию романтической традиции, оставшейся центральной для русской исполнительской и педагогической школы, продолжили А. И. Зилоти, Ф.М. Блуменфельд, К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг, Л.Н. Оборин, Я.И. Мильштейн, Я.И. Зак и другие известные русские музыканты. В их творчестве пытливая, ищущая мысль всегда сочеталась с глубоким чувством. При таком подходе эмоция становилась психологическим стимулом к познанию, а интеллект постоянно подкреплял жажду познания устремленностью к новому знанию, к новым художественным открытиям. Таким образом, два начала - эмоция и интеллект - обретали гармонию, открывая широкий простор для мысли, одухотворенной чувством.
Продолжая лучшие традиции отечественной исполнительской и педагогической школы, современные педагоги-музыканты, обращаясь к изучению музыки композиторов-романтиков, видят в ней огромный потенциал не только для развития всего комплекса музыкальных способностей ученика, но и формирования его личности. При этом наилучшие результаты дает опора на концепцию развивающего обучения, разработанную в трудах западных и отечественных педагогов и психологов (А. Дистервега,
Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, М.И. Махмутова, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др. Следование концепции развивающего обучения обеспечивает взаимосвязанность обучения и развития, единение познавательных процессов и эмоциональных факторов воздействия на учащегося, стимулирование его самостоятельности, познавательного интереса, потребности и готовности к преодолению трудностей во имя достижения поставленных художественных задач.
Усиление комплексного воздействия на молодых музыкантов в ходе исполнительского освоения произведений композиторов-романтиков позволяет решать вопросы развития музыкального слуха, чувства ритма, памяти, мышления, способности к целостному охвату музыкальной формы.
Особенное значение имеет стимулирование слухового внимания и обращение его на выявление единства выразительных средств и эмоционально-психологического подтекста, корректирующая работа внутреннего слуха, воспитание интонационной чуткости, понимания логики охвата развития формы, соотнесения слуховых задач с исполнительскими приемами, стимулирование самостоятельных поисков в создании интерпретации музыкального сочинения.
В процесс развития мелодического слуха со всей необходимостью включается работа над музыкальной интонацией, агогикой и артикуляцией; используются также механизмы вокально-речевого опыта и различные способы, связанные со зрительной оценкой пространства: графическое изображение мелодического рисунка, осмысление пластических свойств мелодии, освоение горизонтали как способа развертывания целого.
В ходе постижения сочинений композиторов-романтиков значительное внимание должно уделяться формированию гармонического слуха, восприятию характера звучания вертикали, ладогармонических функций, созвучий, их образно-поэтического смысла, а также формированию тем-бродинамического слуха как художественно-эстетической категории, требующей дифференцированного слышания музыкальной ткани, способности к тонкой нюансировке и созданию богатой звуковой палитры. Работа над романтическим сочинением включает в себя и необходимость развития полифонического слуха как способности воспринимать своеобразное многоголосие, свойственное музыке композиторов романтического направления.
Исполнительское освоение сочинений композиторов-романтиков должно сопровождаться освоением «романтического ритма», его специфики, формообразующей роли, его связи с «выразительно-смысловой сущностью музыки» (Г. Цыпин). Темпо-ритм как музыкальная пульсация сочинения, ритмическая фразировка как способ преодоления тактирования во имя передачи музыкальной мысли в ее целостности, свобода ритмического движения (агогика, гиЪай) - принципиально важные компоненты организации сочинений стиля эпохи романтизма.
Тесная связь эмоционального и интеллектуального начал распространяется и на конкретную работу над развитием музыкальной памяти, включающую в себя активизацию внутреннеслуховых и образных представлений, двигательно-моторных навыков, эмоциональный отклик на изучаемое сочинение, конструктивно-логическое его освоение, зрительное представление о нотном тексте. Развитие музыкальной памяти в процессе постижения сочинений композиторов-романтиков непосредственно связано с личностно-ценностным освоением музыкального сочинения, выявлением его структуры, внешней и внутренней граней художественной формы, общих интонационных особенностей, характерных для творческого метода композитора, его художественных приемов, отражающих специфику внутреннего мира автора.
Важное значение имеет формирование музыкального мышления как процесса взаимодействия внутреннего мира субъекта познания (учащегося, студента) с постигаемым миром автора, в ходе которого осуществляется анализ, позволяющий выделить основные сущностные черты художественного почерка композитора, обобщить и сравнить их с отличительными особенностями творчества других художников.
В этом отношении такие важные музыкально-педагогические установки концепции развивающего обучения, как увеличение объема используемого в учебно-образовательной практике материала и меры теоретической емкости занятий музыкальным исполнительством (Г.М. Цыпин) открывают широкие возможности для всестороннего культурного и эстетического развития учащихся: формирования их эстетического сознания -восприятия, вкуса, идеалов, потребностей, ценностных ориентиров. Использование в ходе урока широкого диапазона данных музыкально-теоретического и исторического характера (расширение тезауруса учащихся), знакомство с философскими идеями эпохи, в которую написаны изучаемые музыкальные произведения, со смежными областями искусства (литература, поэзия, живопись, театр), являющимися часто источниками определенных художественных идей, воплощенных в музыке, различного рода ассоциации и сопоставления усиливают когнитивную направленность процесса обучения, интеллектуализируют его.
Большое значение также имеет герменевтический подход к изучению музыкальных произведений романтического стиля, при котором взаимодействие различных уровней понимания изучаемого материала рассматривается как «герменевтическая спираль», создающая в непрерывном процессе познания и диалектической борьбы противоположностей (эмоции и интеллекта), условия для духовного роста и взаимообогащения всех сфер личности. В этом случае максимально реализуются возможности для общеэстетического и всестороннего развития музыкантов.
Важно и всячески стимулировать активность, самостоятельность и инициативу молодых музыкантов, предоставляя определенную свободу
творческих действий в выборе интерпретаторских решений. Кроме того, само обращение к высоким образцам романтического искусства, соответствующим образом организованное, может и должно быть средством этического и нравственного воспитания личности современных музыкантов.
Список литературы:
1. Гаккель Л.Е. Величие исполнительства. - СПб.,1995.
2. Гуревич П.С. Философия человека. Часть 1. - М., 1999.
3. Житомирский Д. Роберт Шуман. - М., 1960.
4. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. - М., 1973.
5. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996.
6. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. - М., 1984.
7. Николаева А.И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта. - М., 2003.
8. Цыпин Г.М. Шопен и русская пианистическая традиция. - М., 1990.
9. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып.2. - Долгопрудный, 1994.
10. Шевчук М.А. Романтическое начало в культуре и в русской музыке первой половины Х1Х века: автореф. дисс. ... на соиск. ученой степ. кандид. наук по спец. теория и история культуры. - Нижневартовск, 2002.
11. Шор Ю.М. Культура как переживание. - СПб., 2003.
12. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собр. стат. в двух томах / Сост., ред., вст. статья и ком. Л.В. Житомирского. Т.1. - М., 1975.
МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
© Нагорнюк О.Н.*
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины,
Украина, г. Киев
Статья посвящена методике проведения контроля и оценки знаний студентов в высших учебных заведениях. Описаны виды контроля и методы его реализации. Особое внимание уделено тестовому контролю знаний.
Процесс обучения в высшей профессиональной школе направлен на решение учебно-воспитательных задач, каждое из которых характеризуется дидактической завершенностью. Обязательным компонентом этого
* Доцент кафедры Методики обучения, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент