ОБЗОРЫ
РОМАН И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
В СОВРЕМЕННОМ АМЕРИКАНСКОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ (на материале сборника критических статей «Goncharov’s “Oblomov”: A Critical Companion» (Ed. by G. Diment. Evanston: Northwestern UP, 1998. 200 p. (Northwestern / Aatsell Critical Companions to Russian Literature; Vol. 8)
Ю.Г. Бабичева
Данный сборник отражает современные тенденции американского литературоведения в изучении творчества И. А. Гончарова и прежде всего его романа «Обломов». Книга включает в себя предисловие, в котором обозначена необходимость обращения к творческому наследию Гончарова; шесть критических статей, демонстрирующих современные подходы американского литературоведения к интерпретации романа «Обломов»; переписку романиста с современниками, представляющую собой различные образцы восприятия произведения; некоторые отрывки из прозаических произведений Гончарова, включая автобиографию, а также библиографию.
Нельзя не согласиться с издателем сборника относительно потребности гончарововедения в новых подходах и актуальности, в целом, современного обращения к творчеству романиста, чуждого социальной или национальной ограниченности и отражающего жизнь в ее духовнонравственных основах, коллизиях и идеалах, которые всегда будут интересовать человечество.
Сборник открывают методически близкие друг другу статьи Г. Ди-мент «Рано развившийся талант Ивана Гончарова» (G. Diment «The Precocious Talent of Ivan Goncharov») и А. Михайловик «”Этот блаженный уголок”»: западный и советский взгляд на проблему “детской натуры” Обломова» (Alexander Mihailovic «”That Blessed State”: Western and Soviet Views of Infantilism in Oblomov»), посвященные рассмотрению различных аспектов гончаровского романа как в формальном, так и содержательном плане и опирающиеся на традиционные понятия и приемы литературоведения. Димент дает общий обзор, останавливаясь
на истории создания, сюжете, композиции, системе образов, точке зрения, особенностях поэтики романа; следуя при этом преимущественно за русской критикой, но внося интересные замечания и проводя любопытные параллели в пользу мысли о близости Гончарова англоязычному миру. Нельзя не отметить, что восприятие Гончарова как автора и как личности, а также некоторых содержательных сторон его романа во многом опосредовано в статье особенностями западного взгляда на жизнь, несколько снижающими научную обоснованность выводов. Но в целом исследование англоязычного критика, стремящегося проникнуть в глубину русской национальной культуры, довольно объективно знакомит зарубежного читателя с великим романистом и его произведением.
Статья Михайловик, выполненная также в традиционном ключе, но значительно уступающая по объему предыдущей, содержит главным образом анализ различных точек зрения на характер Обломова, принадлежащих как отечественным, так и западным исследователям и критикам (Н.А. Добролюбову, В.И. Ленину, А.Г. Цейтлину, С. Беккету). Центральным вопросом становится соотношение общественно-социального и универсально-психологического плана натуры главного героя, которое решается автором статьи в пользу последнего, что согласуется с мнением ряда отечественных исследователей и критиков (П.В. Анненков, А.В. Дружинин, Ю.М. Лощиц). В целом, несмотря на навязчивый акцент на присутствии отдельных элементов романа в произведениях иноязычных авторов, статья Михайловик убеждает в том, что рецепция Гончарова в творчестве зарубежных писателей осуществлялась довольно глубоко, вопреки языковым и культурным барьерам.
Статья К.Д. Креймер «Ошибочные опознания и совместимые пары в “Обломове”». (Karl D. Kramer. «Mistaken Identites and Compatible Couples in “Oblomov”») посвящена проблеме так называемой «совместимости / несовместимости» любовных пар романа. Прежде всего заслуживает внимания методологическая особенность исследования, находящегося в рамках скорее психологии и отчасти социологии, чем литературоведения, что, безусловно, отражает специфику современной зарубежной науки о литературе и современную научную тенденцию к интеграции научных дисциплин. Значительным достижением статьи является то, что автор не акцентирует внимание на надличностных факторах совместимости пар или на их социальных установках, а пытается вскрыть психологическую подоплеку этого явления. Однако в интерпретации исследователя совместимость пар в романе обусловливается главенствующим положением в них мужчин, что в рамках используемой
в статье системы доказательств представляется несколько искусственным и необоснованным.
Статья Б. Холмгрен «Вопросы героизма в “Обломове” Гончарова» («Questions of Heroism in Goncharov’s “Oblomov”») знакомит нас с очень интересным и актуальным в литературе вопросом, связанным с поиском так называемого «положительного идеала» (positive hero) героя. На содержательную сторону данной работы определенное влияние оказала приверженность автора к популярным на Западе феминистским теориям, утверждающим деструкцию традиционной иерархии мужчины и женщины, что не могло не сказаться на методологической основе исследования. Автор статьи не дает ответа на вопрос о том, кого же считать подлинным героем произведения, поскольку полагает, что именно в его отсутствии и заключена идея романа, созданного во время споров об идеальном герое. Делая попытку идентифицировать персонажей «Обломова» с данным литературным типом, Б. Холмгрен достаточно объективно и обстоятельно подходит к проблеме его отсутствия, видя в гончаровском романе экспериментирование с понятием «положительный герой».
Первые три публикации представляют, как показал их анализ, исследования, выполненные преимущественно в традиционном ключе. Однако, как известно, большое распространение на Западе в 70-90-е гг. XX века получили работы, написанные в рамках психологического подхода. Неудивительно, что составитель критического сборника, следуя современным литературоведческим тенденциям за рубежом, включил в него также исследования, представляющие образцы применения психоанализа и «современного антропологизма» к изучению произведения. Работа Дж. Гивенса «Утроба, могила и материнская любовь: фрейдистское прочтение Гончарова (John Givens «Wombs, Tombs and Mother Love: A Freudian Reading of Goncharov’s»), учитывая данный методологический опыт в зарубежном гончарововедении (Стилман, Поггиоли, Лингстад), рассматривает, как психологическая обрисовка «невротика» Обломова совпадает с данными психоанализа и как это отражается на восприятии романа. В интерпретации Гивенса жизненный путь главного героя, его отношения с окружающими людьми опосредованы желанием вернуться в материнскую утробу, в состояние, предшествующее нашему вхождению в этот мир. Нельзя не отметить, что явной слабостью статьи является попытка автора использовать художественный текст (роман) как пример для иллюстрации психических явлений, в то время как разумнее искать преломление этих явлений в произведении. Кроме того,
выводы исследователя, сделанные на основе фрейдистского объяснения отдельных образов и мотивов, могут показаться весьма спорными и неоднозначными, хотя сама попытка взглянуть на роман под новым углом представляется немаловажной в научно-интерпретационном плане.
Наконец, еще одна англоязычная публикация сборника, не избежавшая воздействия психоаналитических установок, посвящена главным образом так называемым «гастрономическим вопросам». Автор статьи Рональд Д. Лебланк исследует «потребительскую страсть» (consuming passion) Обломова, с одной стороны, и его стремление к установлению теплых отношений, общения с окружающими (сommunion), с другой, плавно переходя от рассмотрения гастрономического содержания романа как сугубо физиологического, биологического компонента к его восприятию на психологическом уровне. Несмотря на чрезмерную категоричность в оценке русской кухни как исключительно «убивающего тело и душу» начала и довольно частое обращение к концепции Фрейда (например, восприятие обеденного стола как груди кормилицы или материнской утробы), во многом именно в этом заключена положительная сторона исследования, способствующего более глубокому постижению произведения.
Нельзя не отметить наличие в критическом сборнике некоторых образцов художественного творчества самого романиста (письма, проза, критика), позволяющих иноязычному читателю прикоснуться к уникальной личности Гончарова, своеобразию писательской манеры и стиля.