Научная статья на тему 'Роман Е.Г. Водолазкина «Авиатор» на уроках внеклассного чтения в 11 классе'

Роман Е.Г. Водолазкина «Авиатор» на уроках внеклассного чтения в 11 классе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
484
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е.Г. Водолазкин / русская литература XXI века / роман «Авиатор» / конспект урока. / E.G. Vodolazkin / Russian literature of the 21st century / the novel “Aviator” / a conception of the lesson.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Поль Д.В., Кочетова П.Б.

В статье представлен опыт проведения занятия по роману «Авиатор» Е.Г. Водолазкина на уроке внеклассного чтения в 11 классе. Данная интерпретация известного произведения основана на погружении старшеклассников в историко-культурный контекст 1920-х и 1990-х годов. Также предлагается методическая разработка конспект проведения урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Roman E.G. Vodolazkina “Aviator” in extracurricular reading lessons in the 11th grade

The article presents the experience of conducting a lesson on the novel “Aviator” by E.G. Vodolazkin at the lesson of extracurricular reading in the 11th grade. This interpretation of the famous work is based on the immersion of high school students in the historical and cultural context of the 1920s and 1990s. A methodological development is also proposed a concept for conducting the lesson.

Текст научной работы на тему «Роман Е.Г. Водолазкина «Авиатор» на уроках внеклассного чтения в 11 классе»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-7-965-976

Роман Е.Г. Водолазкина «Авиатор» на уроках внеклассного чтения в 11 классе

Д.В. Поль1, П.Б. Кочетова2

1Московский педагогический государственный университет

119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1

Moscow Pedagogical State University

Malaya Pirogovskaya str., 1, build. 1, Moscow 119991 Russia

e-mail: pol-d-v@yandex.ru

2Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 2054»

127051, г. Москва, ул. Трубная, д. 36

State budgetary educational institution of the city of Moscow “School No. 2054”

Trubnaya str., 36, Moscow 127051 Russia

e-mail: polinacochetova@yandex.ru

Ключевые слова: Е.Г. Водолазкин, русская литература XXI века, роман «Авиатор», конспект урока.

Key words: E.G. Vodolazkin, Russian literature of the 21st century, the novel “Aviator”, a conception of the lesson.

Резюме: В статье представлен опыт проведения занятия по роману «Авиатор» Е.Г. Водолазкина на уроке внеклассного чтения в 11 классе. Данная интерпретация известного произведения основана на погружении старшеклассников в историко-культурный контекст 1920-х и 1990-х годов. Также предлагается методическая разработка - конспект проведения урока.

Abstract: The article presents the experience of conducting a lesson on the novel “Aviator” by E.G. Vodolazkin at the lesson of extracurricular reading in the 11th grade. This interpretation of the famous work is based on the immersion of high school students in the historical and cultural context of the 1920s and 1990s. A methodological development is also proposed - a concept for conducting the lesson.

[Pole D.V.1, Kochetova P.B.2 Roman E.G. Vodolazkina “Aviator” in extracurricular reading lessons in the 11th grade]

За последние два десятилетия российское научно-педагогическое сообщество из года в год констатирует падение интереса к чтению вообще и к урокам литературы в частности со стороны старших подростков и юношества (обучающихся в 9-11-х классах). По сути, стали рутиной, повторяющиеся из года в год «решения» (итоги) многочисленных научно-практических конференций (семинаров, форумов и круглых столов) по проблемам чтения, фиксирующие снижение мотивации к чтению со стороны детей, подростков и молодёжи. В целом с подобными оценками согласно и большинство педагогов и учёных, авторов специальных изданий (Белов, Громова, 2014; Букарёва, 2017). Признавая «длительность» и сложность проблемы чтения детей и подростков, также следует признать, что единого и эффективного «рецепта» её разрешения в современных условиях не существует. Поэтому необходима комплексная система мер, включающая и более активное знакомство школьников с современной литературой. К сожалению, большинство из утверждённых (рекомендованных) на сегодняшний день Министерством просвещения программ по литературе весьма поверхностно знакомят старшеклассников с новинками XXI века, а ведь современная проза намного ближе и понятнее школьнику 2020-х гг., чем изящная словесность XVIII-XIX вв. Писатели-современники не только поднимают в своём творчестве актуальные для читателей проблемы (Вакурова, Московкин, 2016), но и рассматривают эти вопросы с точки зрения людей нынешнего века, то есть говорят с читателем 2020-х годов на одном языке, понимают его (читателя) проблемы, сомнения, ожидания, надежды.

Одним из современных авторов, произведения которого, по нашему глубокому убеждению, можно и нужно включить в список учебного чтения для старшеклассников, является Евгений Германович Водолазкин (род. 1964).

Художественные произведения Водолазкина отличаются не только хорошим литературным языком, но и разнообразием и глубиной поднимаемых нравственно-эстетических, социальных и философских проблем. Не уклоняясь от реальности, писатель, верующий человек, художественными средствами демонстрирует и универсальный характер противостояния Добра и Зла (в мире и в отдельном человеке), и неизбежность победы Света (Бога) над Тьмой (дьяволом), даже если эта победа и «отодвинута» во времени. И при этом действие произведений Водолазкина происходит во вполне конкретном времени, а не только в виртуальных пространствах, которые, к сожалению, всё чаще заменяют реальную жизнь многим молодым людям.

Методисты уже обращались к текстам Водолазкина, пытаясь осмыслить возможности их адаптации к изучению в школе. Так, в работе Н.А. Поповой и Я.В. Солдаткиной (2017) представлено описание различных аспектов повествования, которые можно вынести на обсуждение со старшеклассниками в работе над данным текстом. В данной статье предлагается один из возможных вариантов включения этого произведения в круг чтения одиннадцатиклассников.

«Авиатор» - многоплановое произведение, достаточно хорошо исследованное в научной и критической литературе (Гудин, Сорокина, 2019; Петунин, 2020; Петухова, 2021; Сунь, 2014), и его изучение можно соотнести с различными темами и проблемами, поднимаемыми писателями разных временных эпох и художественных направлений. С учётом школьной программы знакомство школьников с творчеством Водолазкина можно приурочить к изучению темы «Литература конца ХХ - начала XXI века» в контексте историко-литературного процесса.

Для того чтобы расширить читательский кругозор старшеклассников, заинтересовать их творчеством Водолазкина, пробудить желание самостоятельно, «для себя» читать книги этого автора, нам необходимо было решить следующие задачи: познакомить учащихся с творческой биографией писателя; сформировать положительную установку на самостоятельное чтение учащимися романа «Авиатор»; выделить основные содержательные аспекты произведения, которые могут быть интересны читателю; рассмотреть в рамках урока один из аспектов романа; зародить в душах юных читателей ощущение недосказанности, интриги, неисчерпанности художественного мира, созданного писателем в рассматриваемом произведении; помочь учащимся установить литературные ассоциации, позволяющие включить роман в целостную систему историко-литературного процесса.

В ходе занятия планируется организация следующих видов деятельности учащихся (Чертов, Трубина, Ипполитова, Мамонова, 2007): анализ и сопоставление иллюстративного материала и выходных данных, представленных в «Авиаторе», для прогнозирования возможного содержания произведения, идейных, жанровых, композиционных особенностей; соотнесение содержания романа с историческими событиями, с личным опытом автора и его творческой биографией; анализ тематики и проблематики произведения (исторической, нравственной, философской, социальной); установление литературных ассоциаций; устное рассуждение об идейно-нравственном содержании; чтение отрывков.

Запланированные результаты: А) предметные: усвоение учащимися основной информации о творчестве Водолазкина; формирование представления о месте изучаемого автора в историко-культурном процессе (конец XX - начало XXI вв.); развитие умения сопоставлять литературные произведения и определять их значимость; формирование понимания связи литературного произведения с эпохой его написания.

Б) Личностные: расширение читательского кругозора; формирование навыков устного монологического высказывания, умения извлекать основную мысль и идею текста; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять ключевые проблемы русской литературы.

В) Метапредметные: формирование умения применять полученные теоретические знания на практике, формирование навыка просмотрового чтения; формирование умения и привычки обращаться к дополнительным источникам для уточнения понимания литературного произведения.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин.)

- Здравствуйте! (Проверка готовность обучающихся к уроку, создание эмоционального настроя)

- Сегодня мне хотелось бы представить вам писателя, творчество которого редко изучается в школе.

2. Первая учебная ситуация: прогнозирование содержание текста.

(6 минут)

Для того, чтобы чётко расставить значимые для читателей смысловые, эмоциональные, нравственные акценты, обратить внимание на символизм повествования, на необычный фантастический сюжет, на разноплановые, неожиданным образом переплетающиеся сюжетные линии, судьбы героев, эпохи, целесообразно прибегнуть к методу чтения-рассматривания. Метод чтения-рассматривания - это «основной путь в содержание любой книги…, предполагающий сопоставление осознанного иллюстративного ряда и надписей» (Светловская, Пиче-оол, 2011: 64]. Этот метод является ведущим в обучении чтению-общению учащихся младших классов. Предполагается, что процесс сопоставления иллюстраций и надписей у читателей достаточно опытных, свёртывается во времени и протекает практически незаметно даже для них самих. Но издание книги Водолазкина, переплёт которой представлено на рисунке 1, настолько продумано, глубоко, оригинально, что вполне может рассматриваться как продолжение воплощения художественного замысла писателя. И этим фактом можно воспользоваться на уроке. Итак:

- Рассмотрите переплёт книги (рис. 1).

(Учащиеся читают надписи, рассматривают иллюстрации).

- Какую информацию о книге вы узнали из надписей?

Планируемые ответы:

- Автор - Евгений Германович Водолазкин.

- Он современный. Живёт и пишет в наши дни.

- Его творчество высоко оценено литературным сообществом.

- Он написал роман (эпическое повествование со множеством действующих лиц и переплетающихся сюжетных линий).

- Заголовок романа явно символичен. Речь пойдёт не о пилоте, а о человеке, способном видеть больше других. (Обратить внимание учащихся на то, что авиатор — это устаревшее слово начала прошлого века.)

3.Усвоение новых знаний: слово учителя. (4 минуты)

Биобиблиографическая справка о Е.Г. Водолазкине.

В художественную литературу Евгений Германович Водолазкин пришёл взрослым, вполне состоявшемся человеком.

Водолазкин - филолог, специалист по древнерусской литературе. В прошлом и настоящем научный сотрудник Института русской литературы Российской академии наук (Пушкинский Дом, Санкт-Петербург), успешный учёный, доктор филологических наук, ученик академика Д. С. Лихачёва (авторитетного исследователя древнерусской литературы, публициста и философа, репрессированного (сидел на Соловках)). Словом, перед нами история состоявшегося учёного. Но вдруг (или не вдруг) успешный учёный в 2005 году публикует свой первый художественный текст («Похищение Европы»), который не принёс ему широкой известности, но всего лишь через несколько лет появились «Соловьёв и Ларионов», «Лавр», имевшие большой успех у критики и читателей. И всего лишь через 11 лет после дебюта (2016 год), когда был напечатан «Авиатор», Водолазкин - писатель с мировым именем, лауреат престижных российских и международных литературных конкурсов, его новые произведения читающая публика ждёт с нетерпением, а выпущенные ранее активно переиздаются.

4.Слово учителя (3 минуты):

- Вернёмся к иллюстрации на переплёте.

Её автор известный художник, скульптор Михаил Михайлович Шемякин, который иллюстрировал произведения А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя. О себе говорит, что любит иллюстрировать загадки, но так, чтобы над их смыслом пришлось хорошенько подумать. Достаточно известен и популярен на Западе и в России, один из тех немногих скульпторов и художников, кто может позволить себе отказываться даже от достаточно выгодных с коммерческой точки зрения, но не интересных лично ему заказов.

Работать над переплётом «Авиатора» согласился сразу - увидел в тексте и загадку, и глубину, и что-то ещё…

5. Работа с иллюстрацией (6 минут)

- Рассмотрите иллюстрацию. (Рис. 1) Что она может рассказать о содержании книги?

Примерный аспект беседы:

-Обратить внимание на разграничение пространства на 2 части колючей проволокой. Особенности цветового решения.

Передний план:

-Человеческие фигуры расположены на вершинах треугольника, обращённые друг к другу взгляды замыкают линии.

- Ребёнок, словно отогревает куб.

- Женские фигуры образуют одну линию. Контраст - молодость -старость. По оси координат взоры - в прошлое - в будущее.

-Кирпичи с надписями (на них имена людей, географические названия, заголовки книг - всё то, что было значимо в жизни героя).

- Ледяной куб. Странный облик человека внутри. Полу-ангел. Получеловек. Страдает. Капли с куба, как слёзы.

- Спелый арбуз - в христианстве символ любви.

- Мухи - символ нечистоты, злой, демонической силы. Они единственные пересекают границу и поедают арбуз. Летят мухи с лагерной вышки. Что это может значить? (Обратить внимание на то, что хорошая иллюстрация не только приоткрывает тайны книги, но и увлекает, настраивает на чтение).

Задний план:

- Бледен, беден деталями.

-Вдалеке лагерная вышка.

Обобщение:

- Какие темы могут подниматься в этой книге? О чём она? (О любви, о смерти, о лагерях, о неоднозначности выбора…)

- Как автор будет говорить с читателем? (Есть элементы фантастичного, много символов. Много противопоставлений: молодость- старость, любовь-разрушение, прошлое-настоящее…)

6. Слово учителя и беседа. (10 минут)

Комментарии: для беседы в классе мы выбрали один из возможных аспектов. А именно вопрос о том, имеет ли человек право по своему разумению вершить Божий суд? И каковы нравственные и этические последствия для человека такого выбора.

Примерный план рассказа:

1.Три жизненных этапа Иннокентия Платонова. (До революции, 1920 - 1930-е годы, пробуждение после разморозки семьдесят лет спустя, в конце 90 годов прошлого века.

2.Размышления Иннокентия о том, почему именно ему предназначено было воскреснуть:

«Лазарь четверодневный свидетельствовал о всемогуществе Господнем. О чём свидетельствую я?» (Водолазкин, 2021: 285).

Рис. 1. Разворот переплёта книги Водолазкина «Авиатор» с иллюстрацией Михаила Михайловича Шемякина (к сожалению, по техническим причинам дан чёрно-белый вариант).

Примечание: иллюстрации Шемякина очень специфичны. Они далеки от реалистичных классических изображений, и с точки зрения индивидуального эстетического вкуса учащихся могут вызвать неприятие на уровне «красиво-некрасиво». Здесь необходимо обратить внимание школьников на то, что личный эстетический вкус не должен помешать содержательному осмыслению произведения искусства, его способности донести до читателя авторскую позицию.

«О времени, в которое был помещён первоначально» (Водолазкин, 2021: 287).

Вопрос классу: Кому и для чего нужно это свидетельство?

(Возможный ответ: «для того я воскрешён, чтобы все мы ещё раз поняли, что с нами произошло в те страшные годы, когда я жил…») (Водолазкин, 2021: 279).

Это и награда за безвинные страдания. (Платонов с горечью размышляет о том, что у него с Анастасией в своё время мог быть общий ребёнок.) Во внучке Анастасии, Насте, он видит возможность продолжения своей любви. Ребёнок Иннокентия и Насти, появления которого на свет они ждут с трепетом и надеждой, это возмещение того, что трагически оборвалось в прежней жизни Платонова.

Но в этом, казалось бы, теперь абсолютном счастье Иннокентий Платонов не может быт счастлив из-за одного обстоятельства, которое вроде бы уже и искуплено им сполна, но которое его почему-то не отпускает. Однажды ради восстановления справедливости, ради любимой, отец которой был арестован, он убивает доносчика - соседа по коммунальной квартире пролетария Зарецкого - ничтожного, жалкого существа, просто так, из мерзкого желания заполнить чем-то свою пустую жизнь доносом погубившего хорошего человека. Но оказывается, что восторжествовавшая справедливость радости и удовлетворения молодому человеку ему не приносит.

Иннокентий взял на себя функцию мстителя, а с точки зрения православного человека, коим является автор романа, такого права у него нет. И теперь он обречён на долгие душевные муки, которые можно унять только глубоким и абсолютным раскаянием. И Платонов кается: в лагере отказывается от убийства охранника-садиста Панова; в лагере же встречает брата Севу в роли палача, но ни ненависти, ни желания мстить к нему не испытывает; уже в новой эпохе встречается с одним из своих мучителей Ворониным, и, с удивлением обнаруживает, что ничего, ни ненависти, ни жалости, не испытывает к этому палачу, ныне старому человеку (по Водолазкину, Господь отвернулся от садиста-Воронина. Внешне он живёт вполне благополучно, но пустота в его глазах свидетельствует о том, что дух его совершенно истощён. Теперь он «не горяч и не холоден» - он ничто.); наконец Иннокентий кается перед Богом, раскрывая свой грех священнику, но и от этого легче ему не становится. А священник даёт Платонову неожиданный совет (рис. 2).

Рис. 2. Слайд презентации.

7. Проблемная ситуация. (5 минут)

Вопрос классу: прочитайте совет герою, данный священником. В чём его смысл?

Предполагаемый ответ: Зарецкий в глазах Платонова дрянь и ничтожество, что совершенно объективно, а просить у него прощение, значит признать равным себе, то есть принять Божью волю, и не заниматься не своим делом - Божьим судом.

Примечание: можно обратить внимание учащихся на то, что авторы, по крайней мере, европейской литературы, регулярно обращались к вопросу осмысления мести, возмездия, Божьего суда, вершимого руками человеков и нравственных последствий этого суда для самого героя. Примеры можно почерпнуть из произведений: «Выстрел» А.С. Пушкина, «Три товарища» Э. М. Ремарка, «Десять негритят» А. Кристи, «Граф Монте-Кристо» А. Дюма.

8. Проблемная ситуация. (4 минуты)

Вопрос классу: исследователи часто проводят параллели между поступком Иннокентия Платонова и героем Ф. М. Достоевского Родионом Раскольниковым. В чём сходство? В чём различие?

(Заполнение таблицы проводится коллективно (рис. 3, слайд №8).

Рис. 3. Сравнительная таблица: Раскольников-Платонов.

Примечание: Данное задание не только позволяет попрактиковаться в установлении литературных ассоциаций и сравнительном анализе художественных образов, тем самым глубже проникая в суть литературных произведений, но и позволяет увидеть глубокие связи и закономерности в историко-литературном процессе в целом, обладает действенными воспитательными возможностями.

9. Рефлексия, подведение итогов урока. (5 мин.)

Подводится итог занятия. Делаются общие выводы.

- Заинтересовало ли вас творчество Водолазкина?

- Хотели бы вы самостоятельно осмыслить другие проблемы, освещённые в романе «Авиатор» помимо той, что мы рассмотрели?

10. Домашнее задание (по желанию). (1 минута)

Установка на самостоятельное чтение.

- Прочитать роман Водолазкина и обратить внимание на раскрытие автором тех вопросов, которые интересны лично вам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт знакомства учащихся с романом Водолазкина «Авиатор» по выше представленному плану был получен нами в ходе работы с учащимися одной из московских школ. В результате проведённого занятия ребята положительно отреагировали на представленного им автора и его произведение. Надеемся, что в дальнейшем в школу придут не только книги Водолазкина, но и утвердится традиция постоянного знакомства учащихся всех возрастных групп с книгами их современников.

ЛИТЕРАТУРА

Белов В.А., Громова В.В. 2014. Современные читательские предпочтения подростков и юношества. - Библиосфера. 1: 31-37.

Букарёва Н.Ю. 2017. Изучение современной литературы как способ повышения интереса старшеклассников к классике. - Литература в школе. 6: 38-41.

Вакурова Н.В., Московкин Л.И. 2016. Тридцать тезисов о современной русской литературе: расцвет, скрытый от читателя - факторы и причины, признаки и следствия Современная русская литература: дискуссии, поиски, открытия: Материалы XXI Шешуковских чтений. Под ред. Л.А. Трубиной. М.: МПГУ. 210 с.

Водолазкин Е.Г. 2021. Авиатор: роман. М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной. 410 с.

Водолазкин Е.Г. 2021. Оправдание Острова: роман / Евгений Водолазкин. М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной. 405 с.

Водолазкин Е.Г. 2019. Брисбен: роман. М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной. 410 с.

Водолазкин Е.Г. 2016. Лавр: роман. М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной. 440 с.

Водолазкин Е.Г. 2018. О литературном пути, лингвистических помехах и жизни вне времени. [Электронный ресурс]. - URL: http://lit-ra.info/intervyu/evgeniy-vodolazkin-o-literaturnom-puti-lingvisticheskikh-pomekhakh-i-zhizni-vne-vremeni/ [19.04.2021].

Гудин Д.С., Сорокина Н.В. 2019 Символика пространства-междумирия в романе Е.Г. Водолазкна «Лавр». - Филологические науки. Вопросы теории и практики. 12 (9): 33-37.

Иванова Е.А. 2014. Лингво-культурологический потенциал романа Е.Г. Водолазкина «Лавр». - Мир русского слова. 3: 66-71.

Петунин С. 2020. «Синдром Водолазкина»: почему филологи пишут плохие романы? - Наш современник. 8: 263-280.

Петухова Е.Н. 2021. Литературный контекст романа Евгения Водолазкина «Авиатор». - Ученые записки Новгородского государственного университета. 1 (34): 49-55.

Попова Н.А., Солдаткина, Я.В. 2017. «Не нонешнего века человек»: урок-семинар по роману Е.Г. Водолазкина «Авиатор». XI класс. - Литература в школе. 11: 26-30.

Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. 2011. Наука становления личности средствами чтения-общения: Словарь-справочник. М.: Экон-Информ. 213 с.

Сунь Тин 2014. Отражение философии даосизма в романе Е. Г. Водолазкина. - Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 1 (4): 16-22.

Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А., Мамонова И.В. 2007. Литература. 5-11 классы (базовый и профильный уровни). Под ред. В.Ф. Чертова. М.: Просвещение. 125 с.

Получена / Received: 13.09.2021

Принята / Accepted: 24.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.