Научная статья на тему 'Ролевые позиции отца в современной семье'

Ролевые позиции отца в современной семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4644
577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЦОВСКАЯ РОЛЬ / МАТЕРИНСКАЯ РОЛЬ / НОВЫЙ ОБРАЗ ОТЦОВСТВА / ЭГАЛИТАРНАЯ И ПАТРИАРХАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СЕМЬИ / ФЕМИНИЗАЦИЯ / МАСКУЛИНИЗАЦИЯ / ГЛАВА СЕМЬИ / PATERNAL ROLE / MATERNAL ROLE / A NEW IMAGE OF FATHERHOOD / EGALITARIAN AND PATRIARCHAL FAMILY MODEL / FEMINIZATION / MASCULINIZATION / HEAD OF THE FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Левенских И. А.

На основе данных социологического исследования представлен анализ роли отца в современной семье. Выявлены особенности распределения семейных обязанностей между супругами в зависимости от модели семьи. Сравнивается специфика отцовской роли в традиционной и эгалитарной семье, а также делается акцент на «новом» образе отцовства. Рассматриваются факторы, влияющие на изменение роли отца в условиях трансформации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Roles of the father in the modern family

The article presents an analysis of the role of the father in the modern family based on the data from the survey. The features of the distribution of family responsibilities between spouses depending on the model family. Specificity compared paternal roles in traditional and egalitarian families, as well as the emphasis on "new" image of fatherhood. The factors affecting the changing role of the father in a transformation of society.

Текст научной работы на тему «Ролевые позиции отца в современной семье»

СОЦИОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 1. С. 349-353.

УДК 316

И.А. Левенских

РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ ОТЦА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

На основе данных социологического исследования представлен анализ роли отца в современной семье. Выявлены особенности распределения семейных обязанностей между супругами в зависимости от модели семьи. Сравнивается специфика отцовской роли в традиционной и эгалитарной семье, а также делается акцент на «новом» образе отцовства. Рассматриваются факторы, влияющие на изменение роли отца в условиях трансформации общества.

Ключевые слова: отцовская роль, материнская роль, новый образ отцовства, эгалитарная и патриархальная модель семьи, феминизация, маскулинизация, глава семьи.

Происходящие в российском обществе изменения затронули не только разные сферы общественной жизни, они также активно повлияли на приватную сторону жизни людей, в частности на супружеские и родительские роли. Переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим отразился в равноправии семейных отношений. Ломка традиционного гендерного порядка привела к сближению мужских и женских ролей их статусных позиций в обществе и в семье. Общая тенденция повышения ценности личности начала проявляться в активизации процесса индивидуализации, который ведет к росту автономии индивидуального поведения относительно сложившихся норм.

В современной общественной системе мужчины и женщины демонстрируют новые типы и модели отношений друг с другом, в соответствии с которыми принцип доминирования и главенства в супружеских отношениях сменяется ориентациями на партнерство. Такие отечественные социологи, как Е. Здравомыслова и А. Темкина, заключают, что предписания обществом «мужского» и «женского» всё более сливаются, гендерные роли взаимозаменяются, классический базовый гендерный контракт постепенно вытесняется контрактом «равного статуса», в соответствии с которым на смену иерархии патриархата приходит выравнивание положения прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной сфере (политика, образование, профессии, культурная жизнь), так и в приватной (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей и т. д.) [1, с. 149]. По мнению И.С. Кона, «...ломка традиционного гендерного порядка закономерна и необратима. Ее причиной является не феминизм, а новые технологии, которые делают природные половые различия менее значимыми, чем раньше» [2, с. 38].

В условиях традиционного патриархального устройства общества главенство мужчины в семье было обусловлено безоговорочным подчинением ему жены и детей. Мужья не могли проявлять внимание и любовь к детям, так как это расценивалось мужской слабостью, поэтому данная роль выполнялась женщинами. Мужской родительский вклад был значительно меньше женского. Традиционный нормативный канон отцовства подразумевал не столько физический уход и заботу о детях, сколько реализацию властных полномочий в семье и социуме. Социальное расстояние между отцом и детьми нередко поддерживалось с помощью специальных ритуалов, правил избегания, передачи детей на воспитание в чужие семьи и т. д. «Содержание

© И.А. Левенских, 2012

и соотношение социально-педагогических функций отца - персонификация власти, кормилец, дисциплинатор, пример для подражания и непосредственный наставник сыновей в общественно-трудовой деятельности» [3]. Отцовская позиция и ролевое поведение выступали как противоположные материнскому.

Классики научной мысли во многом имели схожие взгляды относительно положения и роли мужчины в семейных отношениях. В представлениях Аристотеля мужчина занимал доминирующее положение: «по своей природе сильнее, женщина

- слабее, и вот мужчина властвует, а женщина находится в подчинении» [4, с. 13]. В концепции О. Конта женщина духовно возвышалась над мужчиной, однако она должна была находиться в материальной зависимости от мужа («женщина морально стоит выше мужчины, но ее роль в обществе должна сводиться только к сохранению добрых нравов и возвышенных идеалов, ее следует держать вдали от общественной жизни и профессионального труда» [5, с. 208]). У Г. Спенсера и И. Канта женщине отводится роль матери: «сохранение и размножение - это единственное, на что женщины пригодны», у Гегеля «женщина -пассивное и субъективное начало, имеющее свое предназначение только в семье [6, с. 198]», у З. Фрейда «судьбу женщины определила природа [7, с. 27]», у Ч. Лом-брозо «женщина во всех отношениях, в том числе и психическом уступает мужчине [8, с. 6]». Все эти классические представления отражали доминирующее положение мужчины.

Однако в современных условиях эталоны маскулинности, влияющие на поведение мужчин в роли отца, стали менее жесткими и однозначными. Трансформации в сфере гендерных отношений, происходящие в последние десятилетия, поспособствовали формированию новых образов отцовства, включающих черты модернизированной мужественности. Новая модель поведения не такая четкая, как традиционная, в ней больше вариаций и индивидуального своеобразия. Главная отличительная ее черта заключается в том, что она в равной степени ориентирует мужчин на самореализацию в профессиональной и семейной сферах. И.С. Кон подчеркивает: «“Настоящий мужчина” сегодня

- не только “силовик”, но и ученый, инженер, художник, поэт-лирик и просто ласковый отец, а разные виды деятельности предполагают неодинаковые психологические свойства» [9, с. 14].

В новых образах роли отцов отмечается присутствие женских (фемининных) черт. Мужское доминирование и главенство уступает место эгалитарным тенденциям в поведении. Особенно ярко это проявляется в сфере детско-родительских отношений. Если в рамках традиционной патриархальной модели семьи в отношениях с детьми отец демонстрировал эмоциональную дистанцированность, не включенность в повседневные дела детей, властность, строгость и суровость в оценке их поступков и поведения, то современный мужчина становится более близким к детям. Стремление проявить заботу, установить доверительные и дружеские отношения, находиться в постоянном контакте с ребенком - одна из ярких тенденций перехода семьи к эгалитарной модели, в которой проявляется уважение другой личности и отцовское сознание мужчины. Всё большее число отцов вовлекаются в процесс ведения домашнего хозяйства, ориентируясь на равенство в распределении семейных обязанностей. Одним из факторов данного процесса является частичный, а иногда и полный выход женщины из семьи и включенность ее в социально-экономические отношения, стремление к самореализации во внешней сфере.

Исследований, посвященных изучению новых образов отцовства, немного, ведь основное внимание, как правило, уделяется проблемам матерей. Изменение роли отца отражается на воспитании потомства, на благополучии семейных отношений в целом. «Рассмотрение феномена семьи в контексте общественной жизни показывает, что новое время принесло с собой значительные перемены в ценностных ориентациях. Прежде всего, это коснулось процесса воспитания детей, который многие исследователи склонны приписывать отцу, чьи позиции в качестве защитника и кормильца пошатнулись. Сторонники этой идеи считают, что как социальный фактор институт отцовства в современном мире не ослабевает, а укрепляется за счет освоения новых функций, которые раньше входили исключительно в обязанности матерей» [10, с. 191]. В современном обществе в результате трансформации образа отца мужчина выполняет те функции, которые традиционно выполняли только женщины. Некоторые исследователи считают, что данные изменения сопровождаются процессом демаскулинизации мужчин и маскулинизации женщин.

Под демаскулинизацией подразумевается «процесс, в ходе которого под влиянием социокультурных стереотипов женщины предъявляют новые требования к поведению мужчин (быть нежным, ласковым, заботливым и т. д.). В результате чего мужчины осваивают традиционно женские обязанности» [11, с. 53]. Существование данного процесса подтверждается результатами социологического исследования, представленного ниже.

В ходе пилотажного исследования, проведенного под руководством профессора, доктора социологических наук М.М. Акулич в 2010 г. на территории города Тюмени, направленного на выявление представлений населения о специфике роли современного отца в семье, было опрошено 250 человек от 18 лет (из них 146 женщин и 104 мужчины).

Измеряя общественное мнение относительно особенностей отцовской роли в представлениях населения города Тюмени, были выявлены по степени важности три основные задачи мужчины в семье: проявление внимания, заботы, нежности и любви к детям, воспитание детей и материальная составляющая (табл. 1). Наименее значимыми оказались функции, заключающиеся в обеспечении детей социальной защитой, в поддержании и передаче семейных традиций, а также в ведении домашнего хозяйства. Если последняя функция традиционно на протяжении многих веков приписывалась женщине, то и сегодня здесь мало что изменилось. Так, по данным исследования выявлено, что женщины (50 %) больше, чем мужчины (38 %), склонны считать функцию ведения домашнего хозяйства менее значимой для отцов. Однако первостепенная задача мужчины в семье, по мнению большинства женщин (44 %), заключается в проявлении заботы и внимания к детям, а по мнению мужчин (36 %)

- в воспитании потомства.

Таблица 1

Распределение позиций среди отцовских функций по степени важности

Среди мужчин Функции Среди женщин

% отв. Ранг Ранг % отв.

36 1 Воспитание детей 2 32

27 2 Материальное обеспечение семьи 3 31

29 3 Проявление заботы, нежности и внимания к детям 1 44

22 4 Обеспечение возможности образования, выбора профессии 4 45

33 5 Поддержание и передача семейных традиций 5 43

38 6 Ведение домашнего хозяйства 6 50

В представлениях населения о распределении семейных обязанностей между супругами была выявлена ориентация на равноправие как среди женщин, так и среди мужчин. Даже ведение домашнего хозяйства (57 %) и уход за детьми (72 %) большинство мужчин и женщин относят к совместно выполняемым обязательствам (табл. 2).

Выбирать метод воспитания ребенка большинству респондентов (91 %) представляется вместе, а принимать совместно ответственные решения больше хотят женщины (81 %), чем мужчины (64 %).

Экономическое обеспечение и ремонт в доме всё же более возлагается на мужчин (но не совместно), а женщинам приписывается проявлять себя в формировании благоприятного психологического климата в семье, в уходе за ребенком и в ведении домашнего хозяйства.

В ходе анализа эмпирических данных было выявлено в представлениях большинства опрошенных (49 %), что главой в семье должен являться отец, а не мать (табл. 3). Это указывает на преобладание традиционных ориентиров семейных отношений (патриархальная модель). Хотя чуть меньшая доля опрошенных (45 %) предпочитает эгалитарную модель уст-

Таблица 2

Представления населения о распределении семейных обязанностей между супругами, %

Обязанности в семье Отец Мать Вместе Отец | Мать | Вместе

Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Все опрошенные

Организация семейного досуга 5 3,4 6,3 9,2 89,1 87,4 4 8 88

Уход за ребенком - - 30,2 27 70 73,3 - 28 72

Принятие ответственных решений 35 19 2 - 64 81 24,5 0,5 75

Формирование благоприятного психологического климата в семье 3,1 - 22 22,5 75 77,5 1 22 77

Распределение бюджета семьи 17,2 7 12,5 23,3 70,3 70 10 20 70

Материальное обеспечение 61 52,5 - - 39,1 47 56 - 44

Ведение домашнего хозяйства - 2 44 41 56,3 57,5 1 42 57

Ремонт по дому 72 53,3 - 1 28,1 46 60 - 40

Выбор метода воспитания детей 3,2 - 6,3 8,3 90,5 92 1 8 91

Покупка предметов длительного пользования 14 4,2 5 5 81,3 91 8 5 87

ройства семьи, где супруги делят все обязанности поровну. Здесь мужчина, так же как и женщина, ухаживает за ребенком, ведет домашнее хозяйство, а жена, как и муж, занимается экономическим обеспечением семьи, совместно принимаются ответственные решения и т. д. Также выделим, что женщины стремятся эгалитар-ности отношений в большей степени, чем мужчины.

Исследование подтвердило наличие демократической модели устройства семейных отношений у 44 % респондентов. Однако традиционные типы семьи отмечены только у 22 % опрошенных. Таким образом, каждый второй респондент, где преобладают мужчины (63 %), предпочитает видеть главой семейства отца, а фактически данную позицию мужчина занимает только в семьях каждого четвертого опрошенного. Интересным является то, что женщины меньше стремятся видеть в мужчине главу семьи, отдавая предпочтение равенству. Хотя фактически они чаще называют главой себя - 25 %, чем мужчин

- 18 %, среди которых каждый второй, напротив, видит свои семейные отношения как демократические.

Далее в ходе интерпретации данных были выявлены особенности представлений населения о сущности патриархальной и эгалитарной модели семьи. Из анализа табл. 4 видно, что современную патриархальную модель отличает в основном большее самостоятельное стремление мужчин экономически обеспечить семью, освободив тем самым женщину от этой

обязанности, но оставив ей больше времени для ведения домашнего хозяйства и ухода за детьми. Считая себя главой семьи, мужчины всё же стремятся распределять семейный бюджет и принимать ответственные решения совместно с женой. Выполнение остальных функций, так же как и в семье с эгалитарным типом устройства, осуществляется сообща.

Таким образом, можно предположить, что ориентация на мужское главенство больше связана с экономическим обоснованием, хотя, как показало исследование, значительная часть респондентов - 44 % предпочитают совместно зарабатывать деньги. Поэтому представление о главенстве отца в семье сохранилось больше как морально-этическое явление, связанное с традицией.

Если мужчины в большинстве своем сохраняют традиционные представления: «жена - красивая женщина, мать их детей, хозяйка дома», то женщины, как правило, ориентируются на две достаточно противоречивые модели взаимодействия в семье. Для одной характерны традиционные установки: «мягкая, романтическая женщина занимает пассивную, подчиненную позицию в семье, отдает себя материнству. Муж - материальная, моральная опора семьи, яркий лидер, волевой и независимый». Вторая модель сформировалась в условиях современного социума: «женщина - самостоятельная, активная, социально смелая личность, имеющая собственные интересы, стремящаяся к активной роли в обществе.

Таблица 3

Глава семьи в представлениях населения и фактическое распределение главенства, %

Вопрос Отец Мать Равенство Отец | Мать | Равенство

Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Все опрошенные

Кто должен быть главой в семье 63 40 - 2,5 35 51 49 1,5 45

Кто в Вашей семье является главой 31 18 12 25 50 41 22 21 44

Примечание. Сумма ответов может быть не равна 100 %, так как в таблице не представлены другие варианты ответов.

Таблица 4

Распределение семейных обязанностей между супругами в зависимости от модели семьи, %

Обязанности в семье Патриархальная модель Эгалитарная модель

Отец Мать Вместе Отец Мать Вместе

Организация семейного досуга 6 7 87 2 10 88

Уход за ребенком - 34 66 - 25 75

Принятие ответственных решений 3 - 67 17 1 82

Формирование благоприятного психологического климата в семье 2 24 74 - 22 78

Распределение бюджета семьи 15 21 64 7 19 74

Материальное обеспечение 72 - 28 44 1 55

Ведение домашнего хозяйства - 56 44 2,4 32,5 65,1

Ремонт по дому 67 - 33 56 1 43

Выбор метода воспитания детей 2 8 90 - 8,5 91,5

Покупка предметов длительного пользования 13 5 82 4 6 90

Примечание. Сумма ответов может быть не равна 100 %, так как в таблице не представлены другие варианты ответов.

Воспитание детей и ведение домашнего хозяйства осуществляется совместно с мужем. Супруг - мягкий, терпеливый, выполняющий в семье роль эмоциональнопсихологического лидера». Причины существования столь противоречивых представлений женщин о ролевом взаимодействии в семье, по мнению В.Т. Лисовского, очевидно, кроются в требованиях социальной системы - активное участие женщины в общественной жизни и выполнение ей традиционных функций матери, хозяйки дома, жены [12, с. 368].

Итак, анализ эмпирического материала показал, что в представлениях населения мужчина в семье - это в первую очередь нежный, внимательный, заботливый, ответственный отец и воспитатель, способный не только материально обеспечивать, но и разделять труд по уходу за ребенком. Главенство в семье приписывается чаще мужчине и в большинстве своем носит условный характер в качестве сохранившегося традиционного стереотипа. Такие ролевые позиции, как экономическое обеспечение, хозяйствование, родительство и главенство, в равной степени занимают и мужчина и женщина, что указывает на высокую распространенность демократического (эгалитарного) типа семей в обществе.

«Идеалы мужественности и женственности сегодня, как никогда, противоречивы: традиционные черты в них переплетаются с современными, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. Общая тенденция развития в этой области заключается в ослаблении былой поляризации половых ролей и связанных с ними социокультурных стереотипов. В этих условиях социальные роли мужчины и женщины перестают казаться полярными, взаимоисключающими, открывается возможность разнообразных индивидуальных сочетаний, в том числе и в плане родительских функций» [13, с. 95].

Таким образом, современная эпоха характеризуется изменением идеалов полов и стиранием границ между мужским и женским. Остаются актуальными традиционные патриархальные устои, мужчина также должен материально обеспечивать семью и выполнять другие ответственные задачи, а женщина требует от мужчины проявления ярких феминных качеств: нежность, сострадание, заботливость, внимательность, отзывчивость и т. п., в связи с чем провоцируется процесс демаскулинизации мужской части населения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. СПб. : Алетейя, 2001. С. 147-173.

[2] Кон И.С. Мужская роль и гендерный порядок // Вестник общественного мнения. 2008. № 2 (94). С. 37-43.

[3] Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. М. : Время, 2009. 496 с.

[4] Политика Аристотеля. М., 1911.

[5] Кант И. Приложения к «Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного». Соч. в 6 т. Т. 2. М., 1964.

[6] Гегель Г. Философия права. Соч. Т. 7. М., 1934.

[7] Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности // «Я» и «Она» Труды разных лет. Тбилиси, 1991.

[8] Ломброзо Ч. Женщина - преступница и проститутка. Харьков ; Киев, 1897.

[9] Кон И. С. Гегемонная маскулинность как фактор мужского (не) здоровья // Социология: теория, методы, маркетинг. Научно-теоретический журнал. 2008. № 4. С. 5-16.

[10] Остроух И. Г. Трансформация института отцовства в постиндустриальном обществе на примере ФРГ // Гендерные проблемы в общественных науках. М., 2001.

[11] Акулич М. М. Консенсусология. Тюмень : Изд-во ТГУ, 2007.

[12] Лисовский В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья (Социологические исследования). СПб. : Наука, 2003.

[13] Рамих В. А. Материнство и культура (философско-культурологический анализ). Ростов на/Д, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.