Научная статья на тему 'Ролевые номинации в педагогическом контроле как щадящее средство повышения уровня спортивного мастерства боксеров'

Ролевые номинации в педагогическом контроле как щадящее средство повышения уровня спортивного мастерства боксеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LOCOMOTOR'S FUNCTIONS LOAD / ЖЕСТКИЕ КОНТАКТЫ БОКСА / НАГРУЗКА ЛОКОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ / ПОПЕРЕМЕННЫЕ РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ НОМИНАЦИЯ БОЯ ПРОТИВ ЛАП / TOUGH BOXING CONTACTS / ALTERNATING ROLE FUNCTIONS / COMPETITIVE NOMINATION OF THE FIGHT AGAINST PAWS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров Владимир Александрович, Малазония Ираклий Гиевич

Бокс, являясь жестким видом ударного единоборства, в силу традиционного форсирования спортивных результатов отпугивает значительную часть желающих им заниматься. Внедрение ситуативных технико-тактических заданий с использованием лап при смене ролевых функций обеспечивает повышение уровня помехоустойчивости бойцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаров Владимир Александрович, Малазония Ираклий Гиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE NOMINATIONS IN PEDAGIGICAL CONTROL AS A PERMISSIVE METHOD IN PROCESS OF BOXERS` IMPROVEMENT OF PERFORMANCE SKILL

Box, while being a tough sort of striking fight, by reason of traditional speeding-up the sport results, deters considerable part those who want to practice it. Introducing the situational techniques and tactics` tasks with using paws under conditions of changing the role functions secures the jamming resistance of boxers.

Текст научной работы на тему «Ролевые номинации в педагогическом контроле как щадящее средство повышения уровня спортивного мастерства боксеров»

РОЛЕВЫЕ НОМИНАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ КАК

ЩАДЯЩЕЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА БОКСЕРОВ

Владимир Александрович Макаров, кандидат педагогических наук, доцент, Ираклий Гиевич Малазония, преподаватель,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ) г. Краснодар

Аннотация

Бокс, являясь жестким видом ударного единоборства, в силу традиционного форсирования спортивных результатов отпугивает значительную часть желающих им заниматься. Внедрение ситуативных технико-тактических заданий с использованием лап при смене ролевых функций обеспечивает повышение уровня помехоустойчивости бойцов.

Ключевые слова: жесткие контакты бокса, нагрузка локомоторных функций, попеременные ролевые функции, соревновательная номинация боя против лап.

ROLE NOMINATIONS IN PEDAGIGICAL CONTROL AS A PERMISSIVE METHOD IN PROCESS OF BOXERS' IMPROVEMENT OF PERFORMANCE

SKILL

Vladimir Aleksandrovich Makarov, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Iracli Gievich Malazonia, teacher,

The Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism

Krasnodar

Annotation

Box, while being a tough sort of striking fight, by reason of traditional speeding-up the sport results, deters considerable part those who want to practice it. Introducing the situational techniques and tactics' tasks with using paws under conditions of changing the role functions secures the jamming resistance of boxers.

Key words: tough boxing contacts, locomotor’s functions load, alternating role functions, competitive nomination of the fight against paws.

В течение многих десятилетий в системе физической культуры и спорта Советского Союза и сейчас в Российской Федерации доминирует представление о спортивной подготовке как о системе предъявления спортсменам локомоторных функциональных нагрузок на предмет целенаправленного отбора [7]. Причем, отбор проводится именно с позиций соответствия физиологических функций максимальным нагрузкам, зачастую не имеющим отношения к специфической спортивной деятельности (например, лазание по канату, кроссы по 10 км и т. п.). Достаточно ознакомиться с публикациями по боксу, касающимися контроля технико-тактической подготовленности и моделирования в боксе [2, 4, 5, 8], в которых имеются сведения о количественных характеристиках ударной плотности, серий в раунде, числа ударов в секторы, атакующих, встречных, ответных ударов, оцененных действий, что называется модельной характеристикой. Единственной работой, приближающей теорию бокса к реальному моделированию, является публикация Е.В. Огуренкова [6] об алгоритмах техникотактических действий в зависимости от взаимных поз бойцов.

Не подвергая сомнению содержание данных работ, считаем, что этого материала для осуществления качественного педагогического контроля, который повлиял бы на оптимальную коррекцию технико-тактической подготовленности бойца, недостаточно. В боксе еще преобладает ставка на увеличение физиологического функционального компонента (так же, как и в олимпийском виде ударного единоборства - тхэквондо).

Складывается такое впечатление, будто руководители не понимают, что деятельностный состав в спортивных играх и единоборствах настолько велик, а спортив-

ные результаты настолько зависят от степени сенсомоторной обученности, что малейшее превышение чисто физических нагрузок или ненужных движений приводит к снижению качества механизма сенсорных коррекций [1] и конечного соревновательного результата.

Если проследить тенденцию отношения зрителей к соревнованиям по ударным единоборствам, то можно отметить, что их не волнуют этические нормы поведения спортсменов. И чем больше мы будем отсеивать бойцов из секций по причине непригодности к жестким условиям поединка, тем скорее нам не с кем будет работать. Поэтому в настоящее время все усилия надо направить на решение вопроса массовости в единоборствах и, в частности, боксе.

Как уже говорилось выше, единоборства - ситуативный вид деятельности, и наиболее значимой в достижении высоких спортивных результатов является степень обученности использованию технических умений в мгновенно меняющихся ситуациях боя.

В условиях неотвратимой ранней специализации огромное значение должно иметь введение постепенного усложнения соревновательных режимов, и не только по времени и количеству раундов, но и по разрешенным действиям. Эта проблема особенно требует специального исследования для различных этапов многолетней подготовки боксеров.

В исследованиях в этом направлении имеются предложения по проведению среди новичков соревнований, но не по боксу, а по изучению теории бокса и т. п. [3]. На наш взгляд, если ребенок пришел в бокс - ему надо преподавать технику бокса, иначе он перестанет заниматься.

В целях обеспечения непротиворечивой спортивной подготовки боксеров с максимальным сроком продления их пребывания в секции бокса необходимо сформировать методику, которая обеспечивала бы максимальное пребывание боксера в условиях спортивного конфликта, но с минимальным количеством получаемых ударов в единицу времени.

С этой целью нами разработана методика использования боксерских лап в целях попеременной, попарной отработки ударов и защиты. При этом боец с лапами вначале ставит их по зрительной команде тренера.

0,5

0,4'

0,3

0,2

0,1

0

I контрольная 1 эксперимент

КОПЭ Ртехгор

Выигр

Рис. 1. Результаты технико-тактической деятельности участников педагогического эксперимента по использованию ролевых номинаций в учебно-тренировочном процессе боксеров

Примечание:

УП - ударная плотность, КОПЭ - количественный показатель эффективности, Ртехгор -показатель технической разносторонности при различных стойках, ЭЗ - эффективность защиты, Выигр - выигрышность по баллам

Впоследствии проводятся бои со сменой ролевых функций. Боец с лапами самостоятельно «показывает мишени», а боец с перчатками должен вовремя среагировать на «показ». Промедление в нанесении удара влечет за собой убирание мишени, что является свидетельством недостаточной подготовленности атакующего бойца.

В конечном итоге владение техникой и тактикой ее использования доводится до кондиций, при которых возможно организовывать соревнования по такой же схеме. В первой половине боя лапы ставит один боец, а во второй - другой. При этом, атакующему засчитываются успешные по точности удары, а неспособность вовремя отреагировать на «показ» мишени ведет к получению штрафного балла. В конце двух раундов каждому бойцу засчитываются выигранные баллы за минусом штрафных баллов.

В результате годичного естественного педагогического эксперимента установлено, что результирующие показатели бойцов экспериментальной группы статистически достоверно превзошли показатели участников контрольной группы (рис. 1).

Результаты корреляционного анализа взаимной связи результирующих и аргументирующих показателей засвидетельствовали сильную прямую связь у участников экспериментальной группы (табл. 1, 2).

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа данных соревновательной технико-

тактической деятельности спортсменов контрольной группы

УП КОПЭ Ртехгор ЭЗ Выигр

1. УП Х 0,555 0,330 0,098 0,620

2. КОПЭ Х 0,076 0,128 0,366

3. Ртехгор Х 0,125 0,131

4. ЭЗ Х 0,247

5. Выигр Х

для р < 0,05 - г = 0,430

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа данных соревновательной техникотактической деятельности спортсменов экспериментальной группы_____________

УП КОПЭ Ртехгор ЭЗ Выигр

1. УП Х 0,509 0,101 0,199 0,436

2. КОПЭ Х 0,569 0,133 0,731

3. Ртехгор Х 0,353 0,471

4. ЭЗ Х 0,523

5. Выигр Х

для р < 0,05 - г = 0,430

В результате социологического опроса клиентов фитнес-клуба, приглашенных на данные соревнования, выяснилось, что 76% из них изъявили желание к занятиям боксом в данном варианте.

Таким образом, данная методика засвидетельствовала явное преимущество, лишь с одной оговоркой - для ее внедрения необходимо иметь количество лап, равное половине учащихся в группе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 287 с. - І8ВМ 5-278-00339-1.

2. Калмыков, Е.В. Типовые особенности соревновательной деятельности боксеров [Текст] / Е.В. Калмыков // Бокс : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1983. -С. 39-40.

3. Модель проведения соревнований оздоровительной направленности (на примере боксеров - новичков) [Текст] / В.В. Ким, Г.С. Хам, Р.Х. Аминов, Р.Р. Юсупов. // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. - С. 15 -19.

4. Никифоров, Ю.Б. Анализ соревновательной деятельности боксеров [Текст] /

Ю.Б. Никифоров // Бокс : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - С. 47-50.

5. Никифоров, Ю.Б. Модельные характеристики боксеров высокой квалификации [Текст] / Ю.Б. Никифоров, А.И. Родионов. М.А. Овакян // Бокс : ежегодник. -М. : Физкультура и спорт, 1982. - С. 22-24.

6. Огуренков, Е.Н. Современный бокс и кибернетика [Текст] / Е.Н. Огуренков, Л.Т. Кузин // Теория и практика физ. культуры. - 1973. - № 9. - С. 61-66.

7. Туманян, Г.С. Спортивная борьба : отбор и планирование [Текст] / Г.С. Туманян ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1984. - 143 с.

8. Фролов, О.П. Методика оценки соревновательной деятельности в боксе [Текст] / О.П. Фролов, И.В. Евстигнеев // Проблемы комплексного контроля в спорте высших достижений : тез. докл. Всесоюз. конф. / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1983. - С. 12-13.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Елена Викторовна Матухно, кандидат педагогических наук, доцент, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет (КнАГТУ)

Аннотация

В статье описана технология формирования физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий, особенностью которой является комплексное использование традиционных, нетрадиционных оздоровительных средств на практических занятиях и методов активного обучения, используемых на теоретических занятиях.

Ключевые слова: технология, классификационные параметры, целевой компонент, особенности содержания образования, организационный и результативный компоненты.

TECHNOLOGY OF PHISICAL CULTURE'S FORMATION FOR STUDENTS THAT IS FREED FROM PRACTICAL LESSONS

Elena Viktorovna Matuhno, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Komsomol-on-Amur State Technical University

Annotation

The article depicts the technology of physical culture formation for students that is freed from practical lessons, the distinctive feature of which is a complex using of traditional and nontraditional health improving means at practical lessons and methods of active learning used in theoretical studies.

Key words: technology, classificatory parameters, target component, distinctive educational process’s feature, organizational and resultative components.

ВВЕДЕНИЕ

Преобразования в начале 90-х гг. XX в. и вступление России в систему рыночных отношений изменили социокультурную ситуацию в различных сферах жизнедеятельности. Не обошел стороной этот процесс и систему высшего образования. В обострившейся конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг, когда главным критерием выступает качество образования, существенно возросли требования к профессиональной подготовке, а опосредованно - и к физическому воспитанию будущих специалистов. Традиционно сложившаяся система физического воспитания студентов, освобожденных от практических занятий, в вузах не физкультурного профиля не всегда отвечает современным требованиям.

Сложившаяся неблагоприятная ситуация на кафедрах физического воспитания не физкультурных вузов, а именно - спад посещаемости занятий по физическому воспитанию студентами, освобожденными от практических занятий, до 30-40%; негативное отношение к регламентирующему характеру учебных занятий по физической культуре, не позволяющий учитывать физкультурно-оздоровительные интересы и потребности занимающихся; снижение двигательной активности; низкий уровень знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.