Научная статья на тему 'Педагогическая проблема преодоления фактора двигательной асимметрии в ударных единоборствах с позиций кинематики'

Педагогическая проблема преодоления фактора двигательной асимметрии в ударных единоборствах с позиций кинематики Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
107
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРОНТАЛЬНАЯ СТОЙКА / АСИММЕТРИЧНЫЕ СТОЙКИ / УСТОЙЧИВОСТЬ / STABILITY / КИНЕМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ БОЯ / KINEMATIC FIGHTING CONDITIONS / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / ЛЕВШЕСТВО ПРАВШЕСТВО / БЛИЖНЯЯ РУКА / ДАЛЬНЯЯ РУКА / ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЙ УДАР / ДЛИТЕЛЬНОСТЬ УДАРА / PERPENDICULAR STRIKE / STRIKE DURATION / FRONTAL STANCE / ASYMETRIC STANCE / MOVING ASYMETRY / AMBIDEXTERITY / CLOSE HAND / REMOTE HAND

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Близнюк А. А., Левченко Д. А., Шулика Ю. А.

Формализованный подход к составлению программ многолетней подготовки боксеров при игнорировании асимметричности взаимных поз и, соответственно, при обеднении осмысленного технико-тактического компонента сводит их подготовку к спонтанному поиску оптимального боевого поведения в меняющихся кинематических ситуациях. Создавшееся положение требует переосмысления состава атакующей ударной техники и защиты в сторону расширения и алгоритмирования образовательной части программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Близнюк А. А., Левченко Д. А., Шулика Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PROBLEM OF HOW TO OVERCOME THE FACTOR OF MOVING ASYMETRY IN STRIKING SINGLE COMBATS FROM THE VIEW OF KINEMATICS

Any formalized approach to creating programmes of training boxers within many years in the conditions of ignoring asymetry of reciprocal stances, and, therefore, lowering a sensible technical-tactical component brings their training to naught, i.e. to the spontaneous search of optimal fighting behaviour in changing kinematic situations. Such a situation demands to rethink the components of the attacking striking technique and the defence aimed at the widening of an educational part of the programme.

Текст научной работы на тему «Педагогическая проблема преодоления фактора двигательной асимметрии в ударных единоборствах с позиций кинематики»

УДК 796.012

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ФАКТОРА ДВИГАТЕЛЬНОй АСИММЕТРИИ В УДАРНых

единоборствах с позиций кинематики

Старший преподаватель А. А. Близнюк,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией «Анализа двигательной деятельности» НИИ при КГУФКСТ Д. А. Левченко, доктор педагогических наук, профессор Ю. А. Шулика,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

Формализованный подход к составлению программ многолетней подготовки боксеров при игнорировании асимметричности взаимных поз и, соответственно, при обеднении осмысленного технико-тактического компонента сводит их подготовку к спонтанному поиску оптимального боевого поведения в меняющихся кинематических ситуациях. Создавшееся положение требует переосмысления состава атакующей ударной техники и защиты в сторону расширения и алгоритмирования образовательной части программы.

Ключевые слова: фронтальная стойка, асимметричные стойки, устойчивость, кинематические условия боя, двигательная асимметрия, «левшество - правшество», ближняя рука, дальняя рука, перпендикулярный удар, «длительность удара».

введение. В настоящее время многолетняя спортивная подготовка боксеров ведется на основании программ для ДЮСШ СДЮШОР и ШВСМ [2, 3] и учебных пособий [1, 4, 13]. К сожалению, технический компонент в них представлен, мягко выражаясь, весьма ограниченно. Это провоцирует обучение технике и тактике не по единой программе, а на основании индивидуального опыта каждого тренера, полученного от предыдущих тренеров. В программе есть все, кроме того, что будут боксеры демонстрировать на соревнованиях по боксу. Об этом негативном общефизическом уклоне тренеров, специализирующихся в сложнокоординационных и, особенно, в ситуативных видах спорта, уже давно писали специалисты физической культуры и спорта [6, 8, 15] , «но воз и ныне там».

Согласно классификациям техники бокса [1, 3], его

ударная техника, например, представлена такими действиями, как удар левой и удар правой. Кроме того, в них предусматривается фронтальная стойка. Конечно, если имитировать удар без соприкосновения с преградой (целью), как это делают в формализованных упражнениях каратэисты [5], то неустойчивость бойца в конце атаки малозаметна, но если удар встретился с мишенью, боец теряет устойчивость. В программах по боксу отсутствует ориентация на кинематические различия при нанесении ударов левой и правой рукой из собственной асимметричной стойки.

Если учесть факт того, что советские боксеры имели высокие спортивные достижения при хаотической подготовке, ориентированной, в основном, на эксплуатацию вегетативных и простейших сенсомоторных функций, а на данном этапе достижения российских боксеров имеют тенденцию к снижению спортивных результатов, следует предполагать, что только серьезно продуманная технико-тактическая подготовка способна выправить создавшееся положение, поскольку предел функциональных физиологических нагрузок на спортсменов уже давно превзойден [10, 12]. С целью получения объективных данных о качестве технических действий в меняющихся типовых кинематических ситуациях боя и разработки оптимальных рекомендаций для алгоритмирования техники боя, нами был проведен лабораторный эксперимент с использованием высокоскоростной видеокамеры SEDATEC с частотой съемки 250 гц (250 кадров/с). При этом использовались световозвращающие маркеры, которые при освещении прожекторами давали четкую картину видеоизображения и обеспечивали возможность автоматического

6

№3 ! 2011

отслеживания их пространственно временных характеристик (траекторий, координат скорости и ускорений), осуществляемого с помощью программы видеоанализа Max Traq.

В эксперименте участвовало 4 боксера одной весовой категории с квалификацией 1-го спортивного разряда. Каждый из них проводил по 10 однотипных ударов из каждого запланированного исходного взаимного положения, что обеспечивало достоверность статистической выборки.

Нас интересовали:

- время движения ударной части руки атакующего к мишени в условиях взаимной фронтальной стойки;

- время движения ударной части руки, ближней к противнику, и дальней от противника руки в условиях одноименной и разноименной стоек в проекции на горизонтальную плоскость.

Результаты. В ходе эксперимента выяснилось, что при взаимной фронтальной стойке среднее время удара левой рукой длится 208 мс, а удара правой рукой -160 мс, что обеспечивает статистически достоверное различие (табл. 1).

При занятии атакующим левосторонней стойки и сохранении противником фронтальной стойки длительность удара левой (ближней к противнику) рукой составила 153 мс, что также статистически достоверно отличается от ударов левой во взаимной фронтальной стойке (табл. 2).

Время ударов правой (дальней) рукой, в этом же положении, оказалось практически равным ударам левой (ближней) рукой. Однако с учетом того, что при фронтальной собственной стойке скорость удара была равна 0,16 (±0,0059), такое «равенство» свидетельствует о значительном увеличении продолжительности удара за счет изменения кинематической ситуации.

Различие времени ударов атакующего левой рукой

при левосторонней стойке и правой рукой при этой же стойке достигло высокой степени статистического различия, что свидетельствует о значительном влиянии на длительность удара (продвижения до цели) расстояния плечевых суставов от «мишени», обусловленных кинематическими параметрами взаимной асимметричной стойки.

В модельном эксперименте фиксировалась эффективность маневренной защиты в условиях асимметричных взаимных положений бойцов. В эксперименте участвовало 8 боксеров одной весовой категории с квалификацией 2-го спортивного разряда. Каждый из них должен был провести по 10 однотипных ударов каждой рукой из 8-ми исходных взаимных положений с произвольной сменой атакующей руки. В модельных условиях это обеспечивалось сигнализацией числа проведенных ударов правой и левой рукой одним из участников эксперимента, располагавшимся за атакуемым. Атакующий бил по выставленной на уровне головы лапе, защищающийся должен был избежать удара любым уклоном, держа лапу рядом с головой. Каждый боец провел по 80 ударов при встрече с одним бойцом (всего 560 ударов) и по 80 приемов защиты маневром туловища или по рингу против семерых противников (всего 560 защит). Подсчитывалось количество удавшейся защиты в меняющихся кинематических условиях.

Данные, полученные при фиксировании результативности маневренной защиты противника от ударов атакующего ближней и дальней рукой с использованием уклонов или отшагов, свидетельствуют о том, что удары дальней рукой оказываются менее результативными при любом сочетании взаимных стоек (табл. 2). Отсюда техника удара зависит не от того, левая она или правая, а от удаления ее от «мишени».

В связи с вышеизложенным считаем, что используемые термины - удар левой или правой рукой, в педа-

Таблица 1

Результаты видеоанализа длительности ударов левой и правой рукой при изменении взаимной стойки в проекции на горизонтальную плоскость в секундах (п = 40)

№ Стойка и действие М m± Стойка и действие М m±

1. Оба фронтально, удар левой 0,208 0,0207 Оба фронтально, удар правой 0,16 0,0085

t = 2,144, p < 0,05

2. Оба фронтально, удар левой 0,208 0,0207 Противник фронтально, атакующий в левой, удар левой (ближней) 0,153 0,0059

t = 2,550564, p < 0,05

3. Оба фронтально, удар левой 0,208 0,0207 Противник фронтально, атакующий в левой, удар правой (дальней) 0,208 0,0153

t = 0,0, p > 0,05

4. Противник фронтально, атакующий в левой, удар левой (ближней) 0,153 0,0059 Противник фронтально, атакующий в левой, удар правой (дальней) 0,208 0,0153

t = 3,34926, p < 0,01

Таблица 2

Результаты модельного эксперимента по успешности маневренной защиты в меняющихся кинематических условиях

№ пп Взаим. стойка * Удар Всего ударов Защищено t в Р

М ±т

1 < Левой (ближней) 70 23 2,248 3,57 < 0,01

2 Правой (дальней) 70 34.28 2,222

3 'ч Левой (дальней) 70 38 1,699 5,585 < 0,001

4 Правой (ближней) 70 24.71 1,665

5 > Правой (ближней) 70 24.57 1,383 4,057 < 0,001

6 Левой (дальней) 70 31.28 0,908

7 > Правой (дальней) 70 30.43 0,969 6,899 < 0,001

8 Левой (ближней) 70 20.85 0,992

* - верхний - атакующий, нижний - защищающийся

гогическом аспекте неправомерны и целесообразно использовать термины - ближняя рука, дальняя рука, ближняя - дальняя сторона.

В связи с феноменом врожденной двигательной асимметрии [7] в научных публикациях [9, 11 16], как правило, рассматривается ее физиологическая природа, но физиологического решения пока не дано и приходится ориентироваться на компенсацию за счет педагогической составляющей. Необходимо, на наш взгляд, искать пути нейтрализации фактора врожденной двигательной асимметрии за счет адаптации к кинематическим условиям поединков, возникающим при формировании одноименной и разноименной взаимной стойки в проекции на горизонтальную плоскость.

При распространенной в боксе левосторонней одноименной взаимной стойке прямой перпендикулярный удар на средней дистанции, о роли которого упоминается в работе С. Сафонкина [14], осуществляется ближней (не ударной) рукой, и только при встрече левостороннего «правши» с правостоящим противником перпендикулярный удар возможен дальней (ударной) рукой. Дело в том, что фланговые (сбоку и круговые) удары могут быть эффективными, в основном, на ближней дистанции. При одноименной взаимной стойке прямой удар дальней рукой при средней дистанции будет нейтрализоваться, как правило, подставкой плеча или ладони. Тот же эффект будет наблюдаться и при разноименной взаимной стойке для ближней руки, удары которой будут нейтрализоваться подставками конечностей ближней стороны противника.

Поэтому ориентировать новичков на доминирующее использование дальней (ударной) руки педагогически неправомерно, поскольку такая ориентация заранее сужает технический арсенал бойца как в спортивном аспекте, обеспечивающем социально значи-

мый успех, так и в образовательном аспекте, обеспечивающем долговременность занятий боксом за счет овладения им как искусством.

Таким образом, ориентируясь на педагогические подходы в видах борьбы [17] и на результаты нашего исследования, обучение базовой технике на этапе начальной подготовки целесообразно начинать с «зеркального» (в обе стороны) изучения техники в обеих стойках, в условиях встречи с одноименно и разноименно стоящим противником. На втором году этапа начальной подготовки, когда будет возможным определение индивидуальных двигательных предпочтений, целесообразно переходить к освоению базовой техники в привычной стойке, но при равноценном освоении ее в условиях одноименной и разноименной взаимной стойки. В дальнейшем, независимо от этапа подготовки, такая схема, на наш взгляд, будет оптимальной и не допустит сужения индивидуального арсенала в связи с особенностями местных соревновательных и тренировочных условий.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бокс [Текст]: учебник / под ред. И. П. Дегтярева. - М.: Физкультура и спорт. - 1979. - 286 с.

2. Бокс [Текст]: программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ (УТ и СС). - М.: Комитет по физической культуре и спорту. - 1985. - 160 с.

3. Бокс [Текст]: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А. О. Акопян [Е. В. Калмыков, Г. В. Кургузов, В. А. Панков, А. В. Родионов, А. С. Черкесов]. - М.: Советский спорт, 2005. - 71 с.

4. Градополов, К. В. Бокс [Текст] / К. В. Градополов. - М.: Физкультура и спорт, 1965. - 338 с.

5. Кнанваза, Х. Сётокан каратэ интернейшнл: ката [Текст]:

8

№3 I 2011

вып. 2. / Х. Кнанваза. - Днепропетровск: фирма «Конга ФГ», 1996. - 232 с.

6. Колмановский, А. А. Некоторые вопросы подготовки юношей [Текст] / А. А. Колмановский // Пути совершенствования в спортивной борьбе. - М.: Физкультура и спорт, 1963. - С. 66-75.

7. Лебедев, В. Н. Теоретическое и прикладное значение феномена двигательной асимметрии в спорте [Текст] / В. Н. Лебедев // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 4. - С. 28-30.

8. Матвеев, Л. П. О проблемах теории и методики спортивной тренировки [Текст] / Л. П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 1969. - № 4. - С. 49-53.

9. Михеев, М. М. Кому, в какой стойке бороться [или почему тянет влево]? [Текст] / М. М. Михеев, А. Г. Левицкий // Журнал «Дзюдо». - М. - 2000. - № 1. - С. 48-49.

10. Никитюк, Б. А. Очерки теории интегративной антропологии [Текст] / Б. А. Никитюк. - М.; Майкоп: АГУ, 1995. - 199 с.

11. Никольская, С. В. Методика технико-тактической подготовки юных рапиристов-левшей с учётом функциональной

асимметрии [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Никольская Светлана Васильевна. - СПб.: ГДОИФК, 1993. - 23 с.

12. Новиков, А. А. Система подготовки борцов с учетом квалификации и возраста [Текст] / А. А. Новиков, А. И. Колесов // Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - С. 5.

13. Романенко, М. И. Бокс [Текст] / М. И. Романенко. - Киев: Виша школа, 1978. - 294 с.

14. Сафонкин, Сергей. Таэквон-до [Текст] / С. Сафонкин. -СПб.: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001. - 182 с.

15. Торопин, Г. И. Чтобы оставаться сильнейшими (проблемы подготовки резервов) [Текст] / Г. И. Торопин // Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С. 41-43.

16. Чермит, К. Д. Двигательная асимметрия в борьбе дзюдо [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед наук. 13.00.04 / Чермит Казбек Довлетмизович. - М., 1984. - 21 с.

17. Шулика, Ю. А. Многолетняя технико-тактическая подготовка в спортивной борьбе [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук 13.00.04 / Шулика Юрий Александрович. - Краснодар, 1993. - 452 с.

PEDAGOGICAL PROBLEM OF HOW TO OVERCOME THE FACTOR OF MOVING ASYMETRY IN STRIKING SINGLE COMBATS FROM THE VIEW OF KINEMATICS

A. Bliznyuk, Senior Teacher, D. Levchenko, Candidate of Pedagogics, Yu. Shulika, Doctor of Pedagogics,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.

Any formalized approach to creating programmes of training boxers within many years in the conditions of ignoring asymetry of reciprocal stances, and, therefore, lowering a sensible technical-tactical component brings their training to naught, i.e. to the spontaneous search of optimal fighting behaviour in changing kinematic situations. Such a situation demands to rethink the components of the attacking striking technique and the

defence aimed at the widening of an educational part of the programme.

Key words: frontal stance, asymetric stance, stability, kinematic fighting conditions, moving asymetry, ambidexterity, close hand, remote hand, perpendicular strike, strike duration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.