Научная статья на тему 'Особенности формирования технико-тактических двигательных действий у юных боксеров различного профиля функциональной асимметрии'

Особенности формирования технико-тактических двигательных действий у юных боксеров различного профиля функциональной асимметрии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
591
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ БОКСЕРЫ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОФИЛЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / YOUNG BOXERS / TECHNICAL-TACTICAL PREPARATION / MOTOR ACTIONS / PROFILE / FUNCTIONAL ASYMMETRY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дубовой Сергей Григорьевич, Анисимов Геннадий Иванович

В работе по данным анкетирования ведущих специалистов выявляются особенности формирования технико-тактических действий у юных боксеров различного профиля функциональной асимметрии, определяются приоритетные направления их подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дубовой Сергей Григорьевич, Анисимов Геннадий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of technical-tactical and motor actions formation among the young boxers with various structure of functional asymmetry

The article submits data on questioning the leading experts, features of technical-tactical and motor actions formation among the young boxers with various structure of functional asymmetry have been determined, priority directions of their training have been defined.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования технико-тактических двигательных действий у юных боксеров различного профиля функциональной асимметрии»

качеств, силовой выносливости, и специальной выносливости могут являться косвенными критериями при оценке степени взаимосвязи между изменением отдельных структурных компонентов специальной беговой подготовленности, позволяя установить факторы лимитирующие дальнейший рост результатов спортсменов специализирующихся на дистанции 400 м.

ЛИТЕРАТУРА

1. Таймазов, В. А. Развитие системного подхода к деятельности человека / В. А. Таймазов, С. Е. Бакулев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. -№ 1 (23). - С. 68-75.

2. Фискалов, В. Д. Специальная подготовленность спринтеров и критерии оценки её реализации / В. Д. Фискалов, М. А. Усков // Теория и практика физ. культуры. -2007. - № 6. - С. 34-36.

3. Шульгатый, Л.П. Управление параметрами специализированных средств подготовки легкоатлетов в беге и прыжках : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Шульгатый Леонид Петрович. - Краснодар, 2002. - 379 с.

4. Юдин, А. С. Становление системных представлений о совершенствовании тренировочного процесса в спринтерском беге (теоретические аспекты и проблемы) // Вопросы управления подготовкой легкоатлетов : сборник научных трудов преподавателей и аспирантов кафедры теории и методики лёгкой атлетики. Вып. VII / Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2005. - С. 147-153.

5. Управление спортивной подготовкой: теоретико-методологические основания : монография / В. В. Рыбаков, А. В. Уфимцев, А. И. Фёдоров, М. Н. Ахметзянов. - Челябинск : Челяб. гос. науч.-образоват. центр Уральского отд. РАО, 2003. - 480 с.

6. Усков, М. А. Специальная подготовка спринтеров на основе управления реализацией двигательных возможностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Усков М. А. ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2009. - 25 с.

Контактная информация: Johnny.85@mail.ru

УДК 796.83:796-053.7

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ЮНЫХ БОКСЕРОВ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ

Сергей Григорьевич Дубовой, тренер-преподаватель,

Геннадий Иванович Анисимов, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель

председателя правления,

Волгоградская городская детская общественная организация «Спортивный клуб Ринг ТД и Н» (ВГДОО «Спортивный клуб Ринг ТД и Н»

Аннотация

В работе по данным анкетирования ведущих специалистов выявляются особенности формирования технико-тактических действий у юных боксеров различного профиля функциональной асимметрии, определяются приоритетные направления их подготовки.

Ключевые слова: юные боксеры, технико-тактическая подготовка, двигательные действия, профиль, функциональная асимметрия.

FEATURES OF TECHNICAL-TACTICAL AND MOTOR ACTIONS FORMATION AMONG THE YOUNG BOXERS WITH VARIOUS STRUCTURE OF FUNCTIONAL

ASYMMETRY

Sergey Grigorevich Dubovoy, the trainer-teacher,

Gennady Ivanovich Anisimov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, vicepresident of board,

Volgograd City Children’s Public Organization «Sports club Ring TD andN»

Annotation

The article submits data on questioning the leading experts, features of technical-tactical and motor actions formation among the young boxers with various structure of functional asymmetry have been determined, priority directions of their training have been defined.

Keywords: young boxers, technical-tactical preparation, motor actions, profile, functional asymmetry.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время существует некоторая односторонность процесса обучения, выражающиеся в овладении боевыми действиями из одностороннего положения: боксеры-правши в основном совершенствуют и изучают технико-тактические приемы в левосторонней стойке, а боксеры-левши - в правосторонней стойке [1,3]. Такой подход ограничивает двигательные возможности боксеров, затрудняет формирование техникотактических приемов ввиду неизменно асимметричного положения их учебно-боевой стойки [2,3]. К сожалению, недостаточно полно изучена значимость функциональной асимметрии в технико-тактической подготовке боксеров. Отсюда возникает необходимость опроса ведущих тренеров по боксу, чтобы уточнить особенности формирования технико-тактических двигательных действий у боксеров различного профиля функциональной асимметрии.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Нами проводился опрос 45 высококвалифицированных специалистов по боксу, ученики которых успешно выступают на международных и всероссийских соревнованиях. Многие специалисты (55,6%) считают, что новичка-левшу следует обучать в правосторонней стойке, так как в ней этот боксер чувствует себя более удобно. В дальнейшем они предлагают ученикам менять правостороннюю стойку на левостороннюю и обратно. Изменять стойку следует в бою с тенью, а также упражняясь в ударах по боксерскому мешку.

Другая часть (44,4%) специалистов высказалась за обучение левшей в левосторонней стойке. Сторонники этого подходы утверждали, что поскольку у тренеров накоплен большой опыт в подготовке правшей, боксеров-левшей легче обучать в левосторонней стойке. Кроме того, по их мнению, левша, ведущий бой в левосторонней стойке, имеет возможность застать противника врасплох нокаутирующим ударом слева.

Большинство (60,0%) опрошенных тренеров предлагают боксера-левшу обучать в более фронтальной (по сравнению с обычной) правосторонней стойке. Они считают, что спортсмен должен боксировать в одной стойке, за исключением случаев, когда необходимо изменить боевую стойку.

Треть (36,6%) тренеров по боксу, ссылаясь на трудности в обучении боксеров-левшей, отказывались от них, а если и соглашались тренировать, то учили спортсменов вести бой в левосторонней стойке, лишая их тем самым природного преимущества. Опыт тренировочной деятельности позволил отдельным тренерам (11,1%) пересмотреть свою точку зрения и присоединиться к тем, кто настаивал на обучении боксеров-левшей вести бой в правосторонней стойке.

Сторонники правосторонней стойки утверждали, что уже в начале боя противник

левши оказывается морально подавленным, поскольку он озадачен непривычным стилем ведения боя. Эти тренеры утверждают, что у левши правый удар сильнее, чем левый удар у боксера-правши, а с левой руки левша бьет также сильно, как боксер-правша с правой.

Многие (53,3%) тренеры готовят боксеров-левшей в правосторонней стойке. После того как спортсмен хорошо освоит её, его учат боксировать в левосторонней стойке. 84,4% респондентов считают, что повседневно участвуя в смене видов «типовой» боевой стойки, боксер улучшает свою защиту, развивает координацию движений, приобретает ловкость и повышает физическую работоспособность.

Большинство (75,6%) специалистов рекомендуют изменять типовую стойку в ходе боя в соответствии со сложившейся обстановкой. Однако, по их мнению, юные боксеры во время боя думают не сколько о тактике ведения поединка, сколько о сохранении «типовой» стойки.

При обучении боксеров разновидностям боевой стойки многие тренеры (86,7%) учитывают физические качества занимающихся и координацию их движений. Респонденты считают, что обучение вариантам боевой стойки следует проводить индивидуальным и групповым методами организации тренировочного занятия. Обучая разновидностям боевой стойки более подготовленных в техническом отношении боксеров, специалисты считают, что в первую очередь необходимо разъяснить занимающимся тактическое назначение и технические особенности каждой стойки, а затем предложить спортсмену совершенствовать её. Многие (82,2%) тренеры убеждены в том, что овладевать разновидностями боевой стойки надо в подготовительной части занятия - в упражнениях на месте и в движении, а также в основной части тренировки - в бою с тенью, в упражнениях с партнером.

Большинство (91,1%) тренеров советуют физически сильным правшам чаще сближаться с левшами и проводить с ними бой на ближней дистанции. Во-первых, правше надо вести ближний бой в устойчивом положении, сгруппировав стойку, слегка повернуть правое плечо вперед. Во-вторых, правше необходимо учитывать, что левша чаще толчками правой рукой выводит партнера из равновесия, а левой - наносит удар.

По мнению многих (75,6%) специалистов, для лучшей защиты от левши правше необходимо больше пользоваться правой рукой, сковывая ею действия левой руки партнера, а правой рукой надо наносить больше ударов в голову и туловище.

В момент входа в ближний бой правше выгодно применять защиты уклоном и нырком влево, боковыми шагами в право. Так считают 73,3% тренеров, принимавших участие в анкетировании. По мнению 64,4% респондентов, правше надо активно вести ближний бой, когда левша прижат к канатам или находится в углу ринга. Анализ ответов специалистов показывает, что необходимо специально осуществлять техникотактическую подготовку боксера-правши к бою с левшой. Об этом указывают большинство (84,4%) тренеров, которых мы опрашивали.

Многие (88,9%) анкетируемые во время учебно-тренировочных занятий рекомендуют ученикам выполнять специальные упражнения по развитию слабейшей руки. К сожалению, только отдельные (15,6%) специалисты дают такие задания на дом. Респонденты отмечают, что часто юные боксеры умело боксируют с противником, имеющим определенные данные и типичную манеру боя, и не могут приспособиться к соперникам иного стиля, уверенно выполняют одни технические действия и слабо другие. Чтобы исправить эти недостатки, многие тренеры (86,7%) подбирают таких партнеров, с которыми их ученик не умеет вести бой. Соревнования они рассматривают как продолжение учебнотренировочного процесса.

Результаты анкетирования показали, что 40,0% тренеров использовали в собственной соревновательной деятельности правостороннюю стойку и контратакующую манеру ведения поединка. Треть (33,4%) обследуемого контингента применяли правостороннюю стойку, атакующую манеру ведения поединка. 26,6% контингента респондентов бокси-

ровали в левосторонней стойке (13,3% использовали атакующую манеру ведения поединка и 13,3% применяли контратакующую манеру).

По нашим данным, только 15 тренеров (33,3%) широко используют в тренировочной деятельности своих учеников специальные технико-тактические средства и приемы подготовки боксеров-левшей. В основном это специалисты, которые сами являлись бок-серами-левшами.

Многие (77,8%) респонденты выделяют в тренировочном процессе боксеров-левшей и такой контингент специалистов заметно увеличивается по мере увеличения стажа тренировочной работы. Отдельные (17,8%) спортивные педагоги считают необходимым выделять в тренировке такой контингент занимающихся, но по разным причинам не делают этого. Только 4,4% тренеров не считают нужным выделять в тренировочном процессе боксеров-левшей, предпочитая обобщенные средства подготовки юных спортсменов. Приблизительно такое же соотношение респондентов выявлено нами при использовании рекомендаций специалистов в процессе подготовки боксеров-левшей.

Мнения специалистов об оптимальном возрасте, в котором необходимо специфицировать юных боксеров по тактическим манерам ведения поединка, разделились. Наибольшее (62,2%) число педагогов считают возраст 12-13 лет наиболее благоприятным для такого выделения. На возраст 13-14 лет указали 24,5% опрошенных, на 11-12 лет -13,3% респондентов.

На вопрос «Отличаются ли средства контроля показателей физической и техникотактической подготовленности боксеров-левшей и боксеров-правшей» получены следующие ответы: отличаются - 73,3%, в основном одинаковые - 24,5%, не отличаются -2,2%. Стаж тренировочной работы оказывает существенное влияние на содержание ответов на данный вопрос.

40,0% респондентов указали, что они регулярно составляют учебную документацию по планированию тренировочного процесса боксеров-левшей. Такое же количество (40,0%) специалистов выполняют типоспецифическую работу в зависимости от обстоятельств, а 20,0% тренеров не осуществляют планирование документации для этого специфического контингента.

Большинство (77,8%) опрошенных тренеров считают, что имеющиеся методики технико-тактического обучения юных боксеров-левшей не эффективны, требуют существенных изменений, поиска новых научно-обоснованных подходов, выявления эффективных тренировочных средств и форм организации тренировочного процесса. 15,6% респондентов отмечают, что имеющиеся методики технико-тактической подготовки данного контингента юных боксеров требуют частичного изменения. Значительно меньшее количество (6,6%) тренеров удовлетворено традиционными методиками техникотактической подготовки юных боксеров-левшей.

По вопросу о необходимости использования технико-тактических двигательных действий юных боксеров-левшей мнения тренеров разделились: одни (35,6%) считают, что им необходимо осваивать ограниченный круг технико-тактических приемов (по возможности расширения вариантов их применения), другие (64,4%) полагают необходимым изучение и совершенствование широкого круга боевых действий. Многие опрошенные (88,9%) отмечают, что при определении осваиваемого боксерами круга техникотактических приемов, необходимо учитывать индивидуальные (моторные, морфофункциональные и психологические) особенности спортсмена.

При ответе на вопрос о влиянии асимметричной боевой стойки боксера на полноценное использование обеих рук в атакующих и защитных двигательных действиях мнения респондентов также разделились: одни (48,9%) считают, что асимметричная стойка не ограничивает полноценное использование обеих рук; другие (33,3%) отмечают ограничивающее влияние боевого положения боксера на полноценность применения обеих рук в организации средств поединка; отдельные опрашиваемые (17,8%) отмечают зави-

симость использования обеих рук в бою от выбранной дистанции (ближней, средней или дальней).

Разноречивость мнений респондентов относительно асимметричности использования правой и левой рук в боевых действиях объясняется тактической целесообразностью использования слабейшей руки с целью подготовки решающего удара сильнейшей рукой. В рамках данного подхода в основном и происходит технико-тактическое совершенствование боксеров, что существенно снижает эффективность их соревновательной деятельности. По мнению большинства (62,2%) респондентов, формирование «перекрестных» боевых навыков правой и левой рук способствует более полному и универсальному использованию в боксерском поединке технико-тактических средств спортсменов.

Многие (64,4%) опрошенные считают, что необходимо равномерно сочетать воздействия, как в удобном, так и в неудобном направлении; 20,0% респондентов считают, что преобладающим должен быть объем упражнений, направленный на формирование навыков в удобную сторону; 15,6% специалистов отметили необходимость применения упражнений по развитию симметричных специальных навыков в неудобную сторону.

В выяснении наиболее важных в обучении видов ударов у опрашиваемых тренеров нет единого мнения: одни специалисты (37,8%) отмечают важным при выборе доминирующего вида ударов учет индивидуальной предрасположенности каждого спортсмена, другие (31,1%) считают, что в обучении ударных действий ведущее значение необходимо отдавать прямым ударам, а третьи (11,1%) отдают предпочтение обучению боковых ударов и ударов снизу.

Определение наиболее значимых защитных действий в обучении юных боксеров показало их следующее распределение: защита подставкой - 55,2%; уклоном - 44,4% и уходом назад - 40,0%; защита отбивами - 33,3%, уходами в стороны - 15,6%; защиты с помощью накладок - 11,1%; уход в сторону с поворотом туловища - 4,4%.

Вывод. Многие специалисты бокса не имеют четких представлений в работе с боксерами-левшами, в основном они полагаются на свою интуицию и прошлый собственный тренировочный опыт. Часто тренеры экстраполируют процесс подготовки боксе-ров-правшей на тренировку боксеров-левшей, указывают на недостаток знаний в разделе содержания тренировочного процесса боксеров-левшей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Котешев, В.Е. Бокс : учебник для специальных учебных заведений / В.Е. Ко-тешев, В.А. Макаров ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б.и.], 2008. - 224 с.

2. Осколков, В.А. Передвижения по рингу - основа технико-тактической подготовки в боксе : учебное пособие / В. А. Осколков. - Волгоград : Перемена, 2007. - 112 с.

3. Остьянов, В.И. Бокс (обучение и тренировка) / В.И. Остьянов, И.И. Гайдамак. - Киев : Олимпийская литература, 2001. - 239 с.

Контактная информация: sportclub-ring@yandex.ru

УДК 37.047

ОЦЕНКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО СТИЛЯ УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Ольга Сергеевна Иванова, аспирант,

Уральская государственная академия ветеринарной медицины, (УГАВМ),

Троицк

Аннотация

Статья посвящена проблеме диагностики познавательного стиля учащихся лицея в условиях профильного самоопределения. Представлены результаты констатирующего эксперимента, пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.