Научная статья на тему 'Исследование профиля функциональной асимметрии юных баскетболистов 10-12 лет'

Исследование профиля функциональной асимметрии юных баскетболистов 10-12 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
890
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / BASKETBALL / МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ / HEMISPHERIC ASYMMETRY / СИММЕТРИЯ-АСИММЕТРИЯ / SYMMETRY-ASYMMETRY / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TECHNICAL TRAINING / ЮНЫЕ БАСКЕТБОЛИСТЫ / YOUNG PLAYERS / ПРАВОРУКИЕ / RIGHT-HANDED / ЛЕВОРУКИЕ / LEFT-HANDED / АМБИДЕКСТРЫ / AMBIDEXTROUS ABOUT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучин Р. В., Аксарин И. В.

В любой спортивной игре достижение максимально высоких спортивных результатов зависит от уровня технической, физической и тактической подготовленности спортсменов. Для будущей эффективной подготовки, учитывая современный ритм баскетбола, необходимо уже в раннем возрасте выявлять и совершенствовать различные индивидуальные особенности спортсменов. Поэтому большое внимание приобретает процесс подготовки юных баскетболистов 10-12 лет с учетом различных профилей межполушарной асимметрии головного мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучин Р. В., Аксарин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование профиля функциональной асимметрии юных баскетболистов 10-12 лет»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2015 г. Выпуск 1 (36). С. 79-82

УДК 796.323; 796.071

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ЮНЫХ

БАСКЕТБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ

Р. В. Кучин, И. В. Аксарин

Баскетбол в XXI веке характеризуется интенсивной соревновательной деятельностью, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения технических приемов, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, возрастает число индивидуальных игровых действий.

В любой спортивной игре достижение максимально высоких спортивных результатов зависит от уровня технической, физической и тактической подготовленности спортсменов. Широкое распространение баскетбола в наше время ставит много вопросов по содержанию методик как физической, так и технико-тактической подготовки юных спортсменов.

Так, например, в возрасте 15-16 лет у баскетболистов должна быть сформирована основная техническая и физическая база, необходимая для игровой деятельности. Выбор специализации игрока у баскетболистов происходит именно в этом возрасте и связан он со многими специфическими и индивидуальными особенностями спортсмена. Поэтому для нас особо важна техническая составляющая в современном баскетболе. Для будущей эффективной подготовки, учитывая современный ритм баскетбола, необходимо уже в раннем возрасте выявлять и совершенствовать различные индивидуальные особенности спортсменов. Поэтому большое внимание приобретает процесс подготовки юных баскетболистов 10-12 лет с учетом различных профилей межполушарной асимметрии головного мозга.

В научных кругах теоретиков физического воспитания известно множество исследований моторных асимметрий, которые рассматриваются как один из спортивных феноменов.

Многие ученые из различных областей знаний интересуются проблемой асимметрии -симметрии человека. Исключением не является и научные исследования в спорте. В наше время активно ведутся исследования путей повышения эффективности подготовки спортсменов для достижения высоких спортивных результатов. И одно из неиспользованных направлений - исследование индивидуальных особенностей проявления функциональной асимметрии в спортивной подготовке.

В своих работах, Сологуб Е.Б. отмечает, что предпочтение при выполнении различных упражнений с предметом или без, определяется врожденной морфофункциональной асимметрией. Например выбор правостороннего или левостороннего хвата клюшки у хоккеиста, вооруженная рука у фехтовальщика, стороны вдоха при плавании кролем, левосторонней или правосторонней стойки у боксера и т. д. [4].

При отборе и подготовки спортсмена, H. H. Брагина и Т. А. Доброхотова выделяют значимость учета профиля асимметрии. Выбор ведущей руки в фехтовании, стойка в боксе, ведущего глаза в стрельбе, выбор направления вращения при выполнении разнообразных элементов у акробатов, гимнастов и фигуристов, которое зачастую определяется интуитивно тренером и самим спортсменом. Выбор ведущей руки может произойти из-за сложившихся традиций в определенном виде спорта, там, где это связано со сложно координированными двигательными актами, имеет смысл предварительно определять степень зрительно-моторного доминирования [1].

В асимметричных ациклических упражнениях технические приемы выполняются в основном ведущей конечностью, а не ведущая выполняет вспомогательную функцию, роль опоры. При прыжке ведущая нога является маховой (у большинства - правая), а неведущая -толчковой (чаще всего это левая нога). Около 90 % прыгунов в высоту, около 60 % прыгунов в длину используют в качестве толчковой - левую ногу. Замечено, что у 86 % бегунов на короткие дистанции большие усилия падают как раз на левую ногу [5].

A. A. Саидов предполагает, что в спортивных играх, таких как волейболе и гандболе, способность провести то или иное действие в обе стороны, позволяет эффективней действо-

79

Теория и методика физической культуры и спорта

вать в не простых игровых ситуациях, добиваясь высоких результатов в игре. Для того чтобы равномерно пользоваться правой и левой рукой, быть разносторонним спортсменом, необходима регулярная работа [3].

При выполнении двигательных действий, индивидуальный профиль функциональной асимметрии определяет наиболее удобную сторон. Спортсмены, к примеру, боксеры, борцы, теннисисты и фехтовальщики с левым профилем асимметрии будут неудобными противниками для спортсменов с правым профилем асимметрии. Неравномерное морфологическое развитие, асимметрия и одностороннее преобладание физических качеств при выполнении двигательных действий, особенно выражается в асимметричных упражнениях при большем спортивном стаже и более ранней специализации [5].

К. Д. Чермит систематизировал виды спорта по принципу влияния упражнений на организм спортсмена. Необходимость и объективность классификаций видов спорта, подтверждается исследованиями по определению психомоторных особенностей спортсменов. К. Д. Чермит выявлял различия показателей левой и правой руки в динамометрии, теппинг-тесте, координированности и точности движений рук. И по полученным результатам его собственных исследований, он ставит баскетбол к категории видов спорта, увеличивающих асимметрию верхних конечностей, а по воздействию на ноги баскетбол относит в категорию видов спорта, образовывающий оптимальный уровень асимметрии [6].

В научной литературе мы наблюдаем констатацию фактов влияния асимметрии на различные аспекты подготовки спортсменов (техническую, тактическую подготовленность, спортивный результат и т. д.). Но исследования, по изменению показателей моторной асимметрии и влиянию их на эффективность учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов не проводились.

Теория и практика баскетбола в малой степени рассматривает вопросы, связанные с подготовкой юных баскетболистов, с учетом профилей межполушарной асимметрии головного мозга. Одним из важных условий роста спортивных результатов в соревновательной деятельности является учет индивидуальных особенностей проявления моторной асимметрии на этапе начальной подготовки спортсменов.

Имеется очень мало данных о соотношении асимметрий-симметрий у юных спортсменов, а также психофизиологических и двигательных особенностях леворуких и амбидекстров. Это позволяет предположить, что проявления различных типов моторных асимметрий зависят от индивидуально-типологических особенностей человека: пола, возраста, спортивной квалификации, занятий определенным видом спорта и спортивного стажа. Во многих видах спорта, важно определить ведущую конечность, так как это может являться одним из основных факторов результативности действий спортсмена.

С учетом всех вышеизложенных аргументов, изучение моторной асимметрии у юных баскетболистов 10-12 лет является актуальным.

Цель нашей работы на данном этапе - анализ проявления функциональной асимметрии у юных баскетболистов 10-12 лет.

Задача исследования - определить профиль функциональной асимметрии юных баскетболистов 10-12 лет.

Для определения профиля функциональной асимметрии использовались следующие тесты:

- переплетение пальцев кисти;

- поза Наполеона;

- тест на аплодирование;

- динамометрия;

- закидывание ноги на ногу;

- определение ведущего глаза;

- раздача карт;

- тиканье часов;

- опросник самооценки (какой рукой человек пишет, держит ложку).

80

Р. В. Кучин, И. В. Аксарин. Исследование профиля функциональной асимметрии юных баскетболистов...

По результатам вышеперечисленных тестов определялся профиль функциональной асимметрии.

В исследовании принимали участие юные баскетболисты 10-12 лет, занимающиеся МАУ ДОД ДПиШ им. Н.К Крупской (табл. 1) и ДЮСШ «Олимп» (табл. 2) города Челябинска. Организация исследования включала изучение профилей функциональной асимметрии юных баскетболистов 10-12 лет.

Методика начисления баллов за контрольные тесты:

- правосторонний, выставляется 1 балл;

- левосторонний, выставляется 0 баллов.

Если сумма баллов по 10 тестам была равна 3,5 и менее, испытуемому приписывается левосторонний профиль функциональной асимметрии, если сумма баллов находится в промежутке от 4 до 6, испытуемому приписывался профиль «амбидекстр», от 6,5 и более - правосторонний профиль.

Таблица 1

Результаты тестирования функциональной асимметрии баскетболистов 10-12 лет (ДПиШ им.Н. К. Крупской)

№ п/п Переплетение пальцев кисти Поза наполеона о К я сЗ И О а К ч о ч я < Динамометрия Закидывание ноги на ногу Ведущий глаз Раздача карт Тиканье часов Письмо Держит ложку Сумма баллов Профиль функциональной асимметрии

1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 9 правша

2 1 0 0 0 0 5 0 0 0 5 0 0 2 левша

3 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 9 правша

4 0 0 0 0 5 0 0 0 1 0 1 2 5 левша

5 1 1 1 0 5 0 5 0 1 1 1 1 8 правша

6 0 1 0 5 0 0 5 0 0 0 1 0 3 левша

7 0 0 1 0 5 0 1 0 0 1 1 4 5 амбидекстр

8 1 1 1 0 5 1 1 1 0 1 1 8 5 правша

9 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 2 левша

10 1 0 0 5 0 5 0 5 0 0 0 1 1 4 5 амбидекстр

11 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 правша

12 1 0 1 0 5 0 5 1 1 0 5 1 1 7 5 правша

81

Теория и методика физической культуры и спорта

Таблица 2.

Результаты тестирования функциональной асимметрии баскетболистов

10-12 лет (ДЮСШ «Олимп»)

№ п/п Переплетение пальцев кисти Поза наполеона СD X 5 03 о 6 4 о ч с < Динамометрия Закидывание ноги на ногу Ведущий глаз Раздача карт Тиканье часов Письмо Держит ложку Сумма баллов Профиль функциональной асимметрии

1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 9 правша

2 1 0 5 0 5 1 0 5 0 0 0 5 0 5 0 5 5 амбидекстр

3 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 9 правша

4 0 0 0 0 5 0 0 0 1 0 1 2 5 левша

5 1 1 1 0 5 0 5 0 1 1 1 1 8 правша

6 0 1 0 5 0 0 5 0 0 0 1 0 3 левша

7 0 0 1 0 5 0 1 0 0 1 1 4 5 амбидекстр

8 1 1 1 0 5 1 1 1 0 1 1 8 5 правша

9 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 2 левша

10 1 0 0 5 0 5 0 5 0 0 0 1 1 4 5 амбидекстр

11 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 правша

12 1 0 1 0 5 0 5 1 1 0 5 1 1 7 5 правша

По результатам тестов были получены следующие показатели. Из 24 юных баскетболистов - 12 (50 %) правша, 7 (29 %) левши и 5 (21 %) амбидекстра.

На начальном этапе эксперимента нами был выявлен индивидуальный профиль асимметрии в группах юных баскетболистов г. Челябинска. Показатели функциональной асимметрии в двух группах однородны. В дальнейших исследованиях эти группы мы определим как контрольную и экспериментальную.

Выводы. В результате обзора литературных источников выявлено наличие проблемы моторной асимметрии в теории и практике спорта. Исследования, учитывавшие особенности проявления моторной асимметрии в подготовке спортсменов, проведены лишь в отдельных видах спорта (особенно плавание, тяжелая и легкая атлетика, бокс, борьба, гимнастика, лыжный спорт, фехтование, гандбол, волейбол, футбол и т. д.). Однако в баскетболе такие исследования не обнаружены. Проблема подготовки юных баскетболистов 10-12 лет, с различным профилем межполушарной асимметрии головного мозга является актуальной. В своих дальнейших исследованиях мы рассмотрим изменения показателей моторной асимметрии юношей 10-12 лет с учетом возраста, специальном переучивании и в результате занятий таким видом спорта как баскетбол.

Литература

1. Брагина, H. H. Функциональные асимметрии человека [Текст] / H. H. Брагина, Т. А. Доброхотова. - М. : Медицина, 1988. - 240 с.

2. Ермаков, П. Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга [Текст] / П. Н. Ермаков. - Ростов н/Д., 1988. - 128 с.

3. Саидов, A. A. Как стать двуруким [Текст] / A. A. Саидов // Спортивные игры. - 1982. -№ 9. - С. 87-92.

4. Сологуб, Е. Б. Спортивная генетика : учеб. пособие [Текст] / Е. Б. Сологуб, В. А. Тай-мазов. - М. : Терра-спорт, 2000. - 127 с.

5. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учеб. [Текст] /

А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.

6. Чермит, К. Д. Преломление общеприродного принципа «симметрия - асимметрия» в физическом воспитании : автореф. дис... докт. пед. наук [Текст] / К. Д. Чермит. - М., 1993. - 46 с.

7. Чермит, К. Д. Симметрия - асимметрия в спорте [Текст] / К. Д. Чермит. - М. : Физкультура и спорт, 1992. - 256 с.

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.