Научная статья на тему 'Проблемы бокса как базового вида подготовки к комплексному единоборству в правоохранительных структурах'

Проблемы бокса как базового вида подготовки к комплексному единоборству в правоохранительных структурах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
854
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДАРНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / КОМПЛЕКСНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / БАЗОВАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / SHOCK SINGLE COMBATS / COMPLEX SINGLE COMBATS / BASE TECHNICAL TRAINING / EDUCATIONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганченко Игорь Олегович, Антонюк Михаил Владимирович

На сегодняшний день в комплексных единоборствах техника бокса является доминирующим ударным компонентом. Однако тенденция многолетней подготовки в боксе ориентирована на работу с высококвалифицированными спортсменами, берущимися «ниоткуда». Содержание программ и даже учебной литературы не обеспечивают формирование надежных арсеналов ударной и защитной техники. Необходима коррекция методологии базовой технико-тактической подготовки боксеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганченко Игорь Олегович, Антонюк Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Boxing problems as base kind of preparation for complex single combat in law-enforcement structures

For today in complex single combats the boxing technique is a dominating punch component. However, the tendency of long-term preparation in boxing is focused on work with the competent athletes, appearing "from nowhere". The content of programs and even the educational literature don't provide formation of reliable punch arsenals and protective techniques. Correction of methodology of base technique-tactical preparation of boxers is necessary.

Текст научной работы на тему «Проблемы бокса как базового вида подготовки к комплексному единоборству в правоохранительных структурах»

3. Звягина, В.В. Возрастные особенности качества жизни педагогов, связанного со здоровьем / В.В.Звягина // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 4. - С. 29-33.

4. Нозологическая характеристика заболеваний студентов младших курсов медицинских вузов (на примере РГМУ) / Н.А. Зеленская, В.М. Ерин, С.А. Парастаев, Б.А. По-ляев, А.Н. Лобов, И.Т. Выходец // Журнал Российской Ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. - 2007. - N° 1 (21). - С. 10-13.

5. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/. - Дата обращения: 04.05.2011.

6. Кувалдин, В.А. Анализ влияния физического и психического компонентов здоровья на качество жизни и образовательной деятельности студентов Тюменской государственной сельскохозяйственной академии и неучащейся молодежи / В. А. Кувалдин // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 10. - С. 19-23.

7. Новик, А. А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А.А. Новик, Т.И. Ионова. - 2-е изд. - М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. - 320 с.

8. О комплексной оценке состояния здоровья детей : приказ Минздравоохране-ния РФ от 30 декабря 2003 № 631 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// base.consultant.ru/. - Дата обращения: 06.05.2011.

9. О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры : приказ Минздравоохранения РФ от 20 августа 2001 № 337 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/. - Дата обращения: 06.05.2011

10. Пасечник, Л.В. Оптимизация двигательной активности как условие сохранения здоровья / Л.В. Пасечник // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 11.

- С. 68-70.

11. Романцов, М. Г. Качество жизни современных студентов [Электронный ресурс] / М. Г. Романцов, С. Н. Коваленко // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы : материалы 13-й Междунар. науч. конф. молодых ученых 26-30 декабря 2002 г. // Режим доступа: http://sovmu.spbu.ru/main/conf/man-nat-soc/2002/5-8.htm.

12. Sf-36 Health Survey. Manuel and Interpretation Guide / J. Ware [et al.] // Quality Metric Incorporated / R. I. Lincoln. - Boston, MA, Health Assessment Laboratory, 2000. - 150 p.

Контактная информация: O_Galay.69@mail.ru УДК 796.082

ПРОБЛЕМЫ БОКСА КАК БАЗОВОГО ВИДА ПОДГОТОВКИ К

КОМПЛЕКСНОМУ ЕДИНОБОРСТВУ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

СТРУКТУРАХ

Игорь Олегович Ганченко, доктор юридических наук, профессор, генерал-майор полиции, заместитель начальника Краснодарского Университета МВД России, Вицепрезидент Краснодарской краевой Федерации бокса,

Михаил Владимирович Антонюк, Президент Федерации бокса Краснодарского края,

г. Краснодар

Аннотация

На сегодняшний день в комплексных единоборствах техника бокса является доминирующим ударным компонентом. Однако тенденция многолетней подготовки в боксе ориентирована на работу с высококвалифицированными спортсменами, берущимися «ниоткуда». Содержание программ и даже учебной литературы не обеспечивают формирование надежных арсеналов ударной и защитной техники. Необходима коррекция методологии базовой технико-тактической подготовки боксеров.

Ключевые слова: ударные единоборства, комплексные единоборства, базовая техническая подготовка, образовательный компонент.

BOXING PROBLEMS AS BASE KIND OF PREPARATION FOR COMPLEX SINGLE COMBAT IN LAW-ENFORCEMENT STRUCTURES Igor Olegovich Ganchenko, the doctor of jurisprudence, professor, major general of police, deputy chief of the Krasnodar University of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia, Vice president of the Krasnodar regional Federation of boxing,

Michael Vladimirovich Antonjuk, President of Federation of boxing of Krasnodar territory,

Krasnodar

Annotation

For today in complex single combats the boxing technique is a dominating punch component. However, the tendency of long-term preparation in boxing is focused on work with the competent athletes, appearing "from nowhere". The content of programs and even the educational literature don't provide formation of reliable punch arsenals and protective techniques. Correction of methodology of base technique-tactical preparation of boxers is necessary.

Keywords: shock single combats, complex single combats, base technical training, educational component.

Советские боксеры продолжительное время держали первенство на мировой спортивной арене [4], и бокс был единственным видом ударных единоборств. Однако с 70-х годов прошлого столетия в СССР стали внедряться ударные единоборства с использованием ударов ногами [7,14], что спровоцировало значительный отток молодежи в новые, «загадочные» виды боевых искусств и создало сложнейшую проблему обеспечения пространственно-смысловой, ситуативно-спарринговой деятельности бойцов [10].

В силовых ведомствах в качестве профессионально-прикладной физической подготовки также были введены «руконожные» виды ударных единоборств, однако практика этих боев с представительством в них бойцов различных видов единоборств показала преимущество боксеров. Так по данным педагогических наблюдений, в боях по смешанным ударным единоборствам [9], боксёры показывают наибольшую плотность атак и оцененных действий. При дальнейшем анализе плотности боя в разных видах ударных единоборств за 100% нами принималось количество попыток нанесения ударов в боксе.

По сравнению с боксёрами кикбоксёры показали активность (плотность ударов) -78%, тхэквондисты - 72%, саватисты - 67%, каратисты шотокан - 62%, представители школы киокушинкай - 85% (рис. 1).

Рис. 1. Сравнительная плотность ударов в различных видах ударных единоборств по отношению к плотности ударов в боксе

Анализ соотношения попыток ударов руками и ногами свидетельствует о том, что удары ногами в видах «руконожного» боя преобладают над ударами руками (рис. 2).

100

80

60

40

20

0

бокс кикбокс тхеквовдо сават шотокан кёкусинкай

1 руками Н ногами

Рис. 2. Соотношение попыток ударов руками и ногами в различных видах руконожного

боя

Анализ соотношения числа ударов руками в голову и туловище свидетельствует о том, что в боксе, кикбоксе и савате преобладают удары в голову, в тхэквондо и шотокане преобладают удары руками в туловище (рис.3).

бокс кикбокс тхеквовдо сават шотокан кёкусинкай

У в голову Н в корпус

Рис. 3. Соотношение попыток ударов руками в голову и туловище в различных видах

руконожного боя

В связи с устойчивым развитием в мире комплексных единоборств и переориентировкой Российских правоохранительных структур на их использование, как ведущего вида спорта в профессионально-прикладной физической подготовке [8] необходимо было проанализировать перспективу техники бокса в комплексных единоборствах. В результате педагогических наблюдений за ходом соревнований по комплексному единоборству установлено, что 67% выигранных баллов (включая стоимость чистой победы) принадлежит приемам, проведенным в положении стоя. Из них 43% выигранных баллов приходится на ударную технику (28% - удары руками и 15% - удары ногами). Такое соотношение использования технических действий не соответствует доминантной оценке в восточных единоборствах техники ударов ногами. Эффективность боевых действий еще более склоняется в сторону ударной техники руками в комплексных единоборствах. Так, 23% выигранных баллов в таких боях приходится на оценку бросков; 28% баллов приходится на оценку ударов руками и только 14% - на оценку ударов ногами (рис. 4).

Соотношение ударов руками и ногами в секторы по высоте свидетельствует о слабом использовании ударов ногами в голову, так поощряемым правилами соревнований по видам «руконожного» боя. По всей вероятности, этот факт объясняется преимущественным использованием экстремальных ситуациях более простых движений руками на уровне, более простой, грудной моторики [2] (рис. 5).

Щброски И удары руками Щ удары ногами Ц болевые Щ удушения ® удержания

Рис. 4. Представительство приемов ударного боя и борьбы, оцененных в баллах, на соревнованиях по комплексным единоборствам (в % к общему количеству баллов)

Рис. 5. Соотношение оцененных ударов руками и ногами в различные секторы противника в комплексном единоборстве (%).

По данным других исследований в соревновательной практике комплексных единоборств на удары ногами приходится - 31%, руками - 45% , броски - 15%., удержания и болевые приемы - 4% эффективности [6]. Данные анализа видео наблюдений по параметру использования времени боя в разделах комплексного единоборства свидетельствуют о том, что на сегодняшний день:

- наиболее продуктивной является ударная техника;

- борьба лежа наименее продуктивна не только по профессиональноприкладному параметру, но и по соревновательной рентабельности;

- положение в захвате для проведения бросков используется не рентабельно (табл. 1). Отсюда следует, что для комплексных единоборств наиболее перспективной ударной техникой является техника бокса.

Таблица 1

Соотношение времени нахождения в разделах боя и результативности технико-

тактических действий в соревнованиях по милицейской версии

Раздел боя Время в % Баллы в %

стоя вне захвата 28 67

стоя в захвате 17 24

лежа 55 33

Однако современное состояние многолетней подготовки боксеров находится под угрозой в связи с ориентировкой методологии на работу с высококвалифицированными спортсменами, оставив заботы по подготовке спортивного резерва на откуп тренерам, передающим знания, полученные не с помощью образовательной части программы, которой в программе практически нет [5], а от тренера - к будущему тренеру, по принципу «из уст - в уста». Как же можно обеспечить высокие координационные способности бойцов в условиях спортивных соревнований [1]? Выходцы из ДЮСШ вынуждены перенапрягать все свои физиологические и психологические функции [11], вместо демонстрации факта надежной обученности широкому спектру технико-тактических действий [10].

Как правило, в учебных пособиях и программах [4,5,7] предполагается проведение

технического действия в левосторонней, взаимно одноименной стойке. Естественно, что учащийся вынужден обучаться по установленной схеме: удар левой - удар правой, занимая левостороннюю асимметричную стойку (как вся группа), В этом случае все учащиеся привыкают к действиям именно в этой взаимной стойке. Впоследствии возникает вопрос о «левшестве - правшестве» [12,13] и необходимости переучиваться для боя в условиях взаимной разноименной стойки, требующей координационной корректировки ударной и защитной техники. Данные видеоанализа соревновательных боев свидетельствуют о том, что в каждый боксер результативно (оцениваемо) демонстрирует в них только 4,08% (т±0,53) от имеющегося перечня ударной техники.

Этот факт свидетельствует о первоочередной необходимости создания программы для ДЮСШ, содержащей полно объемный и систематизированный образовательный компонент с учетом системы использованной в данной классификации. Только в этом случае во всей стране может быть поставлена педагогическая работа над формированием полноценно технически обученных бойцов, как в боксе, так и в комплексных единоборствах.

Таким образом, перед нами стоит проблема наполнения этапа начальной подготовки боксеров (и комплексных единоборцев) образовательным содержанием, обеспечивающим формирование стабильных технико-тактических комплексов, рассчитанных на адекватность действий при смене кинематических ситуаций в бою, обусловленных формированием взаимных стоек в проекции на горизонтальную плоскость, что само - собой решит проблему двигательной асимметрии за счет педагогических коррекций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакулев, С.Е. Дифференцированный подход к определению спортивно-важных координационных способностей боксера / С.Е. Бакулев, О. А. Двейрина, А. С. Саввина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 22. - С. 3-9.

2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 287 с.

3. Близнюк, А. А. Классификация технических действий в боксе и содержание программного образовательного компонента для этапа начальной подготовки боксеров / А.А. Близнюк // Физическая культура, спорт - наука и практика : науч.-метод. журн. КГУФКСТ. - 2011. - № 2. - С. 68-71.

4. Бокс : учебник / под ред. И.П. Дегтярева. - М. : Физкультура и спорт, 1979. -

286 с.

5. Бокс : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / [А.О. Акопян, Е.В. Калмыков, Г.В. Кургузов, В. А. Панков, А.В. Родионов, А.С.Черкесов]. - М. : Советский спорт, 2005. - 71 с.

6. Дельнов, В.Н. Соотношение ударной техники и приемов борьбы в различных спортивных единоборствах / В.Н. Дельнов, Г.А. Терашвили // Спортивные единоборства на рубеже столетий: пути и перспективы развития : Всероссийская науч.-практ. конф, посвящ. 80-летию проф. каф. борьбы Е.М. Чумакова. - М., 2001. - С. 137-142.

7. Иванов, А.Л. Кикбоксинг / А.Л. Иванов. - Киев : Книга-сервис, Перун, 1994. -

310 с.

8. Комплексное единоборство : (правила соревнований). - М. : Федерация комплексного единоборства России, 2003. - 27 с.

9. Коротких, И.А. Адаптация технико-тактических арсеналов представителей различных видов единоборств к условиям рукопашного боя армейской и милицейской версий : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Коротких Игорь Анатольевич. - Краснодар, 2004. - 167 с.

10. Малазония, И.Г. Сохранение массива спарринг-партнеров на учебно-

тренировочном этапе подготовки боксеров путем расширения и систематизации образовательного компонента / И.Г. Малазония, В.А. Макаров, А. А. Близнюк // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 105-109.

11. Никитюк, Б. А. Интегративная антропология и социальная практика / Б. А. Ни-китюк // Гипнология и интегративная антропология на службе педагогической, спортивной, медицинской и психотерапевтической практики : материалы Междунар. конф. -Майкоп, 1994. - С. 195-203.

12. Огуренков, Е.И. Левша в боксе / Е.И. Огуренков. - М. : Физкультура и спорт, 1959. - 136 с.

13. Огуренков, В.И. Методика обучения технико-тактическим действиям боксе-ров-левшей с учетом факторов двигательной асимметрии : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Огуренков Владимир Иванович ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М., 1972. - 18 с .

14. Habersetzer, R. Karate-do / R. Habersetzer. - Paris : Amphora S.A., 1976. - 390 p.

Контактная информация: tikhonova_i.74@mail.ru

УДК 796.011

ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Янина Ивановна Глембоцкая, старший преподаватель,

Московская государственная академия физической культуры (МГАФК) пос. Малаховка, Московская область

Аннотация

С целью выяснения влияния системы внедряемых методик на развитие профессиональных коммуникативных и интеллектуальных компетенций студентов был проведен педагогический эксперимент в трех видах: констатирующий, формирующий (преобразующий) и оценочный (контролирующий). В его основу была положена выдвинутая нами рабочая гипотеза, и он проводился с целью ее проверки.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, учебные группы с разным уровнем успеваемости по английскому языку.

PEDAGOGICAL EXPERIMENT CARRYING OUT FOR RESEARCH OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE AND INTELLECTUAL COMPETENCES AMONG THE STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATION HIGHER SCHOOLS AT ENGLISH LESSONS Janina Ivanovna Glembockaja, senior teacher,

Moscow State Academy of Physical Education,

Settlement Malakhovka, Moscow Region

Annotation

Three types pedagogical experiment: ascertaining, forming (transformative) and estimating (controlling) has been conducted with the purpose of influence finding-out for system of introduced methods on development of professional communicative and intellectual competence of students. The working hypothesis was put in its basis to prove the influence of system of introduced (author) methods on development of professional communicative and intellectual competence of students.

Keywords: pedagogical experiment, groups with different level of progress in English language.

ВВЕДЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нами была высказана гипотеза исследования: предположение, что применение существующих, а также модифицированных или разработанных нами педагогических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.