Научная статья на тему 'РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА'

РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
632
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА / КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кужель М.В.

Статья посвящена межличностному конфликту и описанию различных моделей поведения, которые могут быть использованы в конфликте. Так же в статье рассматривается само понятие конфликта и стили конфликтного поведения. Конфликты в педагогической сфере - явление частое. Поэтому особое внимание уделяется конфликту в педагогической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА»

УДК 001.201

Кужель М. В. студент 1 курса

факультет «Государственное и муниципальное управление»

Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет научный руководитель: Савченко И.А., кполитн.

доцент

кафедра «Теория и практика управления»

Россия, г. Москва РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА

Аннотация:

Статья посвящена межличностному конфликту и описанию различных моделей поведения, которые могут быть использованы в конфликте. Так же в статье рассматривается само понятие конфликта и стили конфликтного поведения. Конфликты в педагогической сфере - явление частое. Поэтому особое внимание уделяется конфликту в педагогической сфере.

Ключевые слова: психология, конфликт, психология конфликта, конфликтное поведение, межличностный конфликт, педагогический конфликт.

Kuzhel M. V. student

1 year, faculty «State and Municipal Administration» Moscow State Psychological and Pedagogical University

Russia, Moscow Supervisor: Savchenko I. A.

Associate Professor in the Department of theory and practice of

management Candidate of political sciences

Abstract:

The article deals with interpersonal conflict and different patterns of behaviour, which can be used in the conflict. The article also discusses the notion of conflict and styles of conflict behavior. Conflicts in the pedagogical field - the phenomenon frequent. Therefore, special attention is paid to the conflict in pedagogical sphere.

Key words: psychology of conflict, psychology of conflict, conflict behaviour, interpersonal conflict, teaching conflict.

Любой конфликт - это противоречие между сторонами, борьба за правоту собственного мнения и желание доказать это. Катализатором конфликтов является инцидент, в результате которого провоцируется последующее противостояние сторон. В развитии конфликта немаловажную роль играют такие факторы, как возрастные особенности участников

конфликта, ролевые функции и статус, а так же степень владения техниками разрешения конфликта.

Педагогический конфликт является объективным противоречием, вызванным несоответствием имеющегося уровня личностного или индивидуального развития на основании реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса, являющегося для его участников воспитательным потенциалом, разрешение которого переводит учителя и учащегося на более высокий уровень личностного и индивидуального развития. В упрощённом варианте, педагогический конфликт - межличностный конфликт между «воспитателем» и «воспитанником», а так же межгрупповой конфликт (между преподавателем и классом).

Так же у педагогических конфликтов есть свои специфические особенности, главной из которых является противопоставление социально-ролевых позиций. Классическим примером будет противопоставление позиций педагога и его подопечного: «Я должен тебя воспитывать!» - «Я не хочу, что бы меня воспитывали!». При рассмотрении различных моделей поведения также необходимо учитывать социальную идентификацию так как она выполняет важные функции, как на групповом, так и на личностном уровне. Позитивные идентичности обеспечивают сплоченность, консолидацию группы, а отдельные личности - чувство «своего места» в мире. Именно этот процесс дает возможность обществу включить индивидов в систему социальных связей и отношений, а личность реализует базисную потребность групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияние на группу [3].

Помимо особенностей, существуют определённые модели поведения в конфликте [5]. Согласно исследованиям, таких модели всего три: конструктивная, деструктивная и конформистская.

Конструктивная модель представлена стремлением уладить конфликт, найти обоюдно приемлемое решение для обеих сторон. Участник конфликта с данной моделью поведения открыт и доброжелателен к оппоненту, обладает выдержкой и сохраняет самообладание.

Деструктивная модель противоположна к конструктивной. Характерно стремление к обострению конфликта и принижению соперника. Проявляется подозрительность, недоверие, негативные оценки соперника. Вероятно нарушение этики общения.

Конформистская модель. Предполагает пассивную реакцию и склонность к уступкам. В данной модели проявляются непоследовательность суждений и оценок, уход от обсуждения и согласие.

Исходя из краткого описания моделей поведения, отмечается, что наиболее желательной и необходимой при конфликте является конструктивная, так как она является «золотой серединой». При деструктивной модели велик шанс развития конфликта до бесконтрольного состояния, а при конформистской конфликт не решаем наилучшим путем для обеих сторон и, вдобавок, может спровоцировать агрессию одной из сторон.

С моделью поведения в конфликте очень плотно связан стиль общения. Сам стиль общения выражается устойчивой формой коммуникативного поведения человека проявляющейся во взаимодействии с другими людьми. Так же стиль общения связан со стилем жизни и деятельности. О стиле жизни и стиле деятельности поговорим более подробно.

Стиль жизни - некая стратегия и набор установок (а так же вкусов, манер, привычек и ценностей), помогающих человеку в достижении личных целей. Выделяют три стиля жизни: альтруистический, индивидуалистический и икарический (ориентирован на творчество). Не стоит путать стиль жизни со стилем деятельности.

Стиль деятельности - система своеобразных и индивидуальных способов и приёмов, проявляющихся при разных условиях. Например, педагогическая деятельность - это деятельность, обеспечивающая отношения между людьми и передачу (обмен) духовно-практического опыта. В качестве частного случая стиля деятельности рассматривается как раз таки стиль общения.

Однако в конфликтной ситуации обычный стиль общения и поведения отступает на второй план, а вперед выходит индивидуальный стиль поведения в конфликте (ИСП). ИСП представляет собой набор целей, осознанных или не осознанных действий, а так же реакций, направленных на разрешение конфликта или выход из оного.

Согласно результатам исследований были выделены следующие стили поведения в конфликте:

• партнёрский - направлен на распределение ответственности между оппонентами и ориентирован на убеждение;

• прагматический - манипуляция в качестве основы;

• психозащитный - целью является сохранение собственной ценности и внутренней интегрированности;

• доминантный - для достижения собственной цели используется доминирование в процессе общения и завладение инициативой;

• контактный - влияние на соперника и направление хода его действий в нужном направлении;

• самоутверждающийся - обесценивание поведения партнёра с целью выведения его из равновесия что бы навязать собственную волю.

Выше представленные типы поведения подразделяются на рациональные (конструктивные) и деструктивные. К рациональным относят партнёрский, прагматический и психозащитный, а к деструктивным -доминантный, контактный и самоутверждающийся. Рациональные заложены в основном природой, а деструктивные взаимосвязаны с личными качествами. Кроме того при решении использовать ту или иную стратегию поведения, следует учитывать типы конфликтных личностей.

Основные типы конфликтных личностей были представлены благодаря исследованиям отечественных психологов, таких как Ф.М. Бродкина, Н.М.

Коряка, В.П. Захарова и Ю.А. Симоненко. Всего таких типов пять:

1. Демонтративный - хорошо приспосабливается к разным ситуациям, любит быть в центре внимания и ценит хорошее отношение к себе. При этом не умеет вести себя рационально, избегает кропотливого систематического труда и планирования. Часто является инициатором конфликта, но не считает себя таковым;

2. Ригидный - он же негибкий тип. Отличается подозрительностью, прямолинейностью и завышенной самооценкой. Точка зрения окружающих плохо воспринимаема данным типом, принимать её в расчёт он так же не считает нужным. Малокритичен и болезненно обидчив;

3. Неуправляемый - импульсивный, почти не предсказуемый, агрессивный и несамокритичный тип. Обладает высоким уровнем притязаний. Имеет склонность обвинять в собственных неудачах других и не умеет планировать. Прошлый опыт не учитывает, практически не соотносит свои поступки с целями и обстоятельствами;

4. Сверхточный - скурпулёзен в работе, предъявляет высокие требования к себе и окружающим. Обладает повышенной тревожностью, чувствительностью и обидчивостью. Плохо разбирается в реальных взаимоотношениях в группе и часто проявляет несдержанность;

5. Бесконфликтный - внушаемый, внутренне противоречивый, неустойчивый в оценках и мнениях. Непоследователен в своём поведении и часто ориентируется на быстрый успех. Не обладает достаточной силой воли и не думает над последствиями своих поступков. Склонен к излишним компромиссам.

Любому преподавателю, попавшему в конфликтную ситуацию, необходимо знать и учитывать как стили поведения в конфликте, так и типы личностей оппонента, а так же учитывать собственные [4]. От этого напрямую зависит исход конфликта и его последствия. Так же, универсальной реакцией человека на возникшие противоречия является желание их преодолеть и разрешить, во избежание дисгармонии. А это осуществляется посредством выбора модели или стратегии поведения в конфликте.

Использованные источники:

1. Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Педагогическая конфликтология. Учебное пособие. - Е.: РГППУ, 2013. - 229 с.

2. Емельяненко Л.М., Петюх В.М., Торгова Л.В. Конфликтология. Учебное пособие. - К.: КНЕУ, 2003. - 215 с.

3. Николаева А.А., Караханян К.Г. Влияние социальной идентичности на построение карьеры в управленческой деятельности. // Социально-экономические и психологические проблемы управления: Сборник научных статей по материалам I (IV) Международной научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психолого-педагогическом университете. Под общей редакцией М.Г. Ковтунович. -2013. С. 260-270.

4. Кирсанов А.И., Петрошенко А.И. Правовое воспитание старших

школьников: состояние и проблемы совершенствования / Право и образование. 2014. № 5. С. 33-46.

5. Савченко И.А., Кайманакова О.Б., Кожемяко О.С. Технология управления конфликтами в современной организации // Экономика и предпринимательство. 2016. №2 (ч.1). С. 796-802.

УДК - 336.025

Кужман А. В. студент 4 курса специальность "Экономическая безопасность " Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова научный руководитель: Огородникова Е. П., к.э.н.

доцент Россия, г. Оренбург БЕЗБУМАЖНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАНШЕТОВ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ

ПОДПИСИ

Аннотация:

В статье рассмотрена инновационная технология безбумажного обслуживания клиента посредством планшетов для электронной подписи. Также упоминается процесс биометрической аутентификации клиента по внешности через селфи-снимок. Кроме того, рассмотрен пример конкретного банка и приложение, которое позволяет ставить электронную подпись на документах.

Ключевые слова: биометрическая аутентификация, электронная подпись, ВТБ24, финансовые организации, электронные документы, бумажные документы.

Kuzhman A. V. student

4year, specialty "Economic security" Orenburg branch of the RGU. G. V. Plekhanov,

Russia, Orenburg Scientific adviser: Ogorodnikova Ye. P.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor NON-CABINET TECHNOLOGY FOR CUSTOMER SERVICE USING TABLETS FOR ELECTRONIC SIGNATURE

Annotation:

In the article the innovative technology of paperless customer service by means of electronic signature tablets is considered. Also mentioned is the process of biometric authentication of the client in appearance through the self-image. In addition, an example of a specific bank is considered and an application that allows you to put an electronic signature on documents.

Key words: biometric authentication, electronic signature, VTB24, financial

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.