Научная статья на тему 'Социолингвистический аспект конфликтного взаимодействия. Стили коммуникативного поведения участников конфликта'

Социолингвистический аспект конфликтного взаимодействия. Стили коммуникативного поведения участников конфликта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
689
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТНЫЙ ДИСКУРС / CONFLICT DISCOURSE / СТИЛЬ / STYLE / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА / CONFLICT RESOLUTION / НАМЕРЕНИЕ / INTENTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сейранян М. Ю.

Одним из ключевых и актуальных вопросов современных исследований коммуникативного взаимодействия, и конфликтного дискурса в частности, является его социокультурная обусловленность. Очевидно, что целый комплекс лингвистических, социальных, культурных и прочих навыков и знаний является фактором, регулирующим поведение в реальном акте конфликтной интеракции. В этой связи представляется уместным подробно остановиться на стилях коммуникативного поведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLINGUISTIC ASPECT OF CONFLICT INTERACTION. STYLES OF COMMUNICATIONS BEHAVIOR OF CONFLICT PARTIES

One of the crucial and actual questions of modern researches into communicative interaction and in particular into conflict discourse is its social and cultural necessity. It is obvious that the whole complex of linguistic, social, cultural and other skills and knowledge serves as factors that regulate the behavior in the real act of conflict interaction. In this context, it seems appropriate to dwell on styles of communications behavior.

Текст научной работы на тему «Социолингвистический аспект конфликтного взаимодействия. Стили коммуникативного поведения участников конфликта»

УДК 159.9 ББК 88.915

СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. СТИЛИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА

SOCIOLINGUISTIC ASPECT OF CONFLICT INTERACTION. STYLES OF COMMUNICATIONS BEHAVIOR OF CONFLICT PARTIES

М.Ю. Сейранян

Одним из ключевых и актуальных вопросов современных исследований коммуникативного взаимодействия, и конфликтного дискурса в частности, является его социокультурная обусловленность. Очевидно, что целый комплекс лингвистических, социальных, культурных и прочих навыков и знаний является фактором, регулирующим поведение в реальном акте конфликтной интеракции. В этой связи представляется уместным подробно остановиться на стилях коммуникативного поведения.

Ключевые слова: конфликтный дискурс, стиль, конкуренция, разрешение конфликта, намерение.

Любой коммуникативный акт, с точки зрения американского исследователя А. Дуранти [1], характеризуется самопрезентацией его участников, всгроенносгью в ситуацию общения и социокультурной обусловленностью выбора способов общения. Действительно, каждое высказывание может быть рассмотрено с двух точек зрения: его грамматичности и его приемлемости в данных условиях общения, в данной социальной среде. Для социолингвистического описания речевой деятельности участника конфликта существенны, перефразируя Д. Хаймса, три компонента: словесный репертуар, языковые обычаи и шаблоны - представление о типах организации различных по жанру текстов, о правилах общения двух и более говорящих, и области языкового поведения (или области коммуникативного поведения) [2]. Конфликт, таким образом, является столкновением двух и более субъектов как представителей разных «контекстуальных систем». Под «контекстуальной системой» мы понимаем целый комплекс лингвистических, когнитивных, социальных, культурных и прочих навыков и знаний, которые в дальнейшем выступают в качестве факторов, регулирующих поведение в реальном акте интеракции.

Очевидно, что целью участника конфликта является не только правильность формулирования утверждений, но и то, чтобы эти утверждения были вписаны в соответствующий контекст, в котором они получили бы надлежащую интерпретацию. Одной из реализаций данного намерения (поведения) является переключение кода, то есть переход с одного стиля на другой. Участвуя в дискурсе, коммуниканты вырабатывают

M. Yu. Seyranyan

One of the crucial and actual questions of modern researches into communicative interaction and in particular into conflict discourse is its social and cultural necessity. It is obvious that the whole complex of linguistic, social, cultural and other skills and knowledge serves as factors that regulate the behavior in the real act of conflict interaction. In this context, it seems appropriate to dwell on styles of communications behavior.

Keywords: conflict discourse, style, competition, conflict resolution, intention.

свой стиль, в котором «раскрываются их социальные и личностные характеристики» [3, с. 280]. Индивидуальный опыт общения складывается на основе социально значимых сценариев, которые через повторяемость в определенных речевых ситуациях накапливаются в памяти индивида и, по мнению ван Дейка, создают «базу данных», и используются говорящими во вновь встречающихся речевых ситуациях [4, с. 276].

Подобная стилизация подразумевает ситуативно обусловленный выбор языковых средств, «снабжающих текст коннотациями, необходимый для адекватной передачи содержания в конкретных условиях общения» [5, с. 13]. Кроме того, в каждом обществе существует «матрица общения» [6], функционально связанная со свойственной данному обществу нормой/кодом поведения.

Следует отметить, однако, что при всей несхожести стилей конфликтное поведение имеет некоторые общие признаки. Это связано, в первую очередь, с тем, что решение проблемы, спровоцировавшей конфликт, в определенной мере значимо для каждой из противоборствующих сторон. Поведение участников складывается по-разному. Оно может иметь конструктивную направленность, для которой характерен совместный поиск выхода из конфликтной ситуации и превосходство в силе одной стороны, которой беспрекословно уступают другие участники конфликта. Не исключается и деструктивное поведение, проявляющее себя в действиях разрушительного характера. Каждый из этих стилей обусловлен предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъек-

Таблица

Стили поведения участников конфликта

Модель поведения Поведенческие характеристики участника конфликта

Конструктивная Стремится уладить конфликт; Нацелен на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыт и искренен, в общении лаконичен и немногословен

Деструктивная Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения

Конформистская Пассивен, склонен к уступкам; непоследователен в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов

тов конфликтного взаимодействия. Так, С М. Емельянов предлагает классифицировать стили поведения участников конфликта на основе их установок (см. таблицу) [7].

Нельзя не отметить «двуплановость» конформистской модели, которая представляет определенную опасность для развития интеракции. В актуальном контексте дискурса подобное поведение способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела, является деструктивной, только с противоположным знаком. При этом конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Анализ специальной литературы показал, что общим для большинства отечественных и зарубежных исследований специфики конфликта является выделение пяти основных стилей поведения: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс.

Рассмотрим каждый из стилей подробнее.

Уклонение характеризуется явным отсутствием у вовлеченного в конфликтную ситуацию желания сотрудничать и приложить активные усилия для реализации собственных намерений, равно как пойти навстречу оппонентам, а также стремлением выйти из конфликтного поля, «уйти от конфликта». Такой стиль поведения обычно выбирают в тех случаях, когда:

• проблема, вызвавшая столкновение, не представляется субъекту конфликта существенной, предмет расхождения, по его мнению, мелочный, основан сугубо на различиях в личностных приоритетах, и тем самым не заслуживает траты времени и сил;

• существует возможность достичь собственных целей иным, неконфликтным путем;

• столкновение происходит между равными или близкими по силе (статусу/рангу) субъектами, сознательно избегающими осложнений в своих взаимоотношениях;

• участник конфликта чувствует свою неправоту или его оппонент обладает более высоким статусом (рангом);

• требуется отсрочить острое столкновение, чтобы выиграть время, проанализировать сложившуюся ситуацию, заручиться поддержкой сторонников;

• желательно избежать дальнейших контактов с трудным для общения человеком или крайне тенденциозным, чрезмерно пристрастным оппонентом, намеренно ищущим поводы для обострения отношений.

Уклонение бывает вполне оправданным в условиях конфликта, возникающего по причинам субъективного, эмоционального порядка. Подобный стиль, как правило, соотносится с установкой на устранение, невмешательство и характерен для конформистского типа коммуникативной личности.

В речевом поведении люди такого типа руководствуются главной стратегией отстранения, проявляющейся в отдалении от других, в реализации индивидуальных целей коммуникации независимо от другого субъекта, в сосредоточенности на собственном «Я», в отказе от принятия самостоятельных решений, от возможности повлиять на исход ситуации. Результат такого взаимодействия предугадать сложно. Он может продвигаться как в зону гармоничного взаимодействия, так и дисгармоничного, в зависимости от актуального контекста ситуации, в частности, от коммуникативного типа другого субъекта.

В ситуации, когда конфликт возникает на объективной основе, уклонение и нейтралитет могут оказаться неэффективными, поскольку спорная проблема сохраняет свое значение, причины, ее породившие, усугубляются.

Приспособление как стиль поведения отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить, или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие от уклонения этот стиль предполагает в большей мере учитывать интересы оппонентов и не избегать совместных с ними действий. Приспособление является частотным в ситуациях, когда:

• участник конфликта не считает возникшую проблему достаточно существенной для себя и, следовательно, проявляет готовность принять во внимание интересы другой стороны. В данной ситуации участник конфликта уступает своему оппоненту, если обладает более высоким рангом, или, приспосабливается к оппоненту, если оказывается ниже по статусу;

• оппоненты демонстрируют сговорчивость и намеренно уступают друг другу, желая достигнуть обоюдного согласия и сохранить гармоничные взаимоотношения с оппонентом.

• создается тупиковая ситуация, требующая ослабления напряжения, частичного отказа от своих претензий ради сохранения мира (гармонии) в отношениях и предупреждения конфронтационных действий.

• намерением одной из конфликтующих сторон является оказать поддержку оппоненту, при этом чувство-

вать себя вполне удовлетворенным своими гуманными действиями;

• конкуренция оппонентов не направлена на жесткую конфронтацию, непременное нанесение ущерба другой стороне.

Приспособление применимо при любом типе конфликтов. Но наиболее ярко данный стиль проявляется в межгрупповых конфликтах и/или в организациях, поскольку предполагает наличие иерархической вертикали: начальник - подчиненный, вышестоящий - нижестоящий. Следует отметить, что ключевым для подобного стиля поведения является поддержание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания, что продуктивно при разрешении политических конфликтов, направленных на сохранение баланса сторон (относительно господства, доминирования режима, доктрины).

Представляется, что стиль приспособления, выбранный в качестве образца конфликтного поведения, неприемлем в ситуациях, когда интересы и цели субъектов конфликта не поддаются сглаживанию и согласованию (наличие явной и скрытой угрозы мирному сосуществованию режимов, доктрин, государств).

Следующий стиль - конфронтация/конкуренция -ориентирован на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться достижения собственных целей без учета интересов других сторон, непосредственно участвующих в конфликте, и/или в ущерб им. Применяющий подобный стиль поведения участник конфликта стремится навязать другим свое решение проблемы и не приемлет совместных действий. При этом проявляются элементы максимализма, намерение любым путем (включая силовое давление, административные и экономические санкции, запугивание, шантаж и т. п.) принудить оппонента принять оспариваемую им точку зрения, одержать победу в конфликте.

Установка на конфликт, конфронтацию обусловливает выбор поведения с активным воздействием на партнера по коммуникации, с использованием манипулятивных тактик речевого взаимодействия, с доминированием роли говорящего. В связи с этим частотным в данном случае является нарушение коммуникативных норм поведения: навешивание ярлыков, использование прямых и косвенных оскорблений. Наличие негативно окрашенных интенций одного вызывает потребность в агрессии, что дает неадекватную интерпретацию коммуникативной ситуации, в частности, интенции другого участника и его поведения.

Как правило, конфронтацию избирают в тех ситуациях, когда:

• проблема имеет важное значение для участника конфликта. В подобной ситуации доминирующий участник конфликта уверен в своей победе;

• конфликтующая сторона занимает выгодную для себя позицию и располагает возможностями использовать ее для достижения собственной цели;

• субъект конфликта уверен, что предлагаемый им вариант решения проблемы наилучший в данной ситуации, и настаивает на принятии этого решения;

• участник конфликта в данный момент лишен другого выбора и действует решительно в защиту своих интересов.

Важно отметить, что конфронтация не предполагает безусловное применение силы и авторитарности со стороны того, кто добивается возобладания собственных интересов. Настойчивое стремление выиграть противостояние может опираться на более убедительную аргументацию, на манипулирование вербальными и невербальными средствами для аргументирования своей позиции. Нельзя, однако, не отметить деструктивный характер давления, которое провоцирует чрезмерно негативную реакцию со стороны оппонентов и эскалирует противоборство, с целью добиться реванша.

Сотрудничество, как и конфронтация, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но в отличие от конфронтационного стиля сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это возможно при условии своевременного и точного анализа проблемы, породившей конфликтную ситуацию, выявления причин конфликта (как явных, так и скрытых). Помимо этого характерными чертами сотрудничества являются стремление к соблюдению семантической когерентности развиваемой темы, преобладанию модальности уверенности и положительного отношения к речевой интеракции и партнеру по общению. Важными факторами сотрудничества является соблюдение конвенциональных принципов и коммуникативных норм общения и адаптация поведения под влиянием актуального контекста дискурса.

В конфликтных ситуациях возможность сотрудничества появляется в тех случаях, когда:

• проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон, каждая из которых не намерена уклоняться от ее совместного решения;

• конфликтующие стороны принадлежат к одному статусу и/или рангу;

• каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы и стремится к принятию взаимовыгодного решения проблемы;

• стороны, вовлеченные в конфликт, доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонентов.

При всех явных преимуществах у стиля сотрудничества есть и недостатки. Данный стиль взаимодействия требует большего времени для достижения положительного исхода конфликта. Кроме того, необходимо умение аргументировать свою позицию и внимание к точке зрения оппонента.

Компромисс занимает срединное место в сетке стилей конфликтного поведения. Он означает расположенность участника (участников) конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Этот стиль в равной мере предполагает активные и пассивные действия, приложение индивидуальных и коллективных усилий.

К компромиссу обращаются в ситуациях, когда:

• субъекты конфликта хорошо осведомлены о его причинах и развитии, чтобы судить о реально складывающихся обстоятельствах, всех «за» и «против» собственных интересов;

• равные по статусу (рангу) конфликтующие стороны, при наличии взаимоисключающих интересов, сознают необходимость принять временный, но подходящий вариант разрешения противоречий;

• неравноправные участники конфликта склоняются к достижению договоренности, чтобы выиграть время и избежать излишних потерь;

• оппоненты, оценив сложившуюся ситуацию, корректируют свои цели с учетом изменений, происшедших в процессе конфликта;

• все другие стили поведения в данном конфликте не приносят эффекта.

В политическом дискурсе, например, компромисс означает уступку некоторым требованиям противоположной стороны, отказ от части своих претензий в силу соглашения с другой партией, режимом, политической доктриной (программой). При этом необходимо различать вынужденные и добровольные компромиссы. Первые неизбежно навязываются сложившимися обстоятельствами. Например, соотношением противоборствующих политических сил не в пользу тех, кто идёт на компромисс, и/или общей ситуацией, угрожающей существованию конфликтующих сторон. Вторые - добровольные - заключаются на основе соглашения по определенным вопросам.

Суммируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что вербальная реализация конфликтного дискурса непосредственно связана с нормами и ценностями той социальной системы, применительно к которой рассматривается язык конфликта. Представляется, что по наличию определенных конфликтогенов можно выявить готов-

ность участника конфликта к разрешению конфликтной ситуации или настроенность на эскалацию противостояния и борьбы. Более того, практическая значимость представленных выводов заключается и в том, что учет социокультурной обусловленности выбора способов общения является неотъемлемой составляющей лингвокультурной компетенции. В данном ключе уместно предложить изучение стилей конфликтного взаимодействия в рамках курса, направленного на формирование навыков эффективной коммуникации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Duranti A. Agency in language// A companion to linguistic anthropology. Blackwell Publishing, 2006. P.451-474.

2. Hymes D. Discourse: Scope without Depth // International Journal of the Sociology of Language 57.1986. P.49-89.

3. Карасик В. И. Языковые ключи. М.: Гнозис, 2009.

4. Дейк Т. А. Ван. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: Благовещ. гуманит. колледж, 2002. 310 с.

5. Блох М. Я. Диктема в уровневой структуре языка // Вопр. языкознания. 2000. № 4. С. 56-67.

6. Гамперц Дж. Типы языковых обществ // Новое в лингвистике. Вып. VII. Социолингвистика. М., 1975. С. 182-198.

7. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2009. 384 с.

УДК 376.64 ББК 88.61

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF AN ADOPTED CHILD IN THE SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

В. В. Кузнецов

В статье рассматривается проблема психологического сопровождения приемного ребенка в образовательном пространстве школы. Основной задачей психологического сопровождения приемного ребенка является его успешная интеграция в учебный коллектив, что будет способствовать его лучшему вхождению в жизнь общества.

Ключевые слова: приемный ребенок, психологическое сопровождение, образовательное пространство.

V. V. Kuznetsov

In this article the problem of psychological support of an adopted child in the school educational environment is considered. The main task of the psychological support of an adopted child is his successful integration into the educational team which will help him to join the society life better.

Keywords: adopted child, psychological support, educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.