РОЛЕВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Железнякова С.Н. ©
Старший преподаватель, кафедра "Лингвистика" Калужский филиал Московского государственного университета им. Н.Э. Баумана
Аннотация
В статье содержатся рекомендации преподавателю по проведению ролевых игр на уроках русского языка как иностранного, а также примеры игр, активизирующих речь учащихся в рамках определённых тем. Использование подобных методов работы способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию личности.
Ключевые слова: ролевые игры, русский язык как иностранный, речевое взаимодействие, игровая и речевая деятельность.
Keywords: role-playing and situational games, Russian as a foreign language, verbal cooperation, games and verbal activity.
При обучении русскому языку как иностранному (РКИ) студентов разных стран важнейшей задачей мы считаем повышение эффективности учебного процесса. К основным ее составляющим относятся: повышение мотивации обучения, информационности содержания, применение современных методов обучения, развитие навыков труда, использование новейших информационных средств.
Среди большого количества методов и приёмов обучения хотелось бы выделить ролевые игры на уроках РКИ как пример инновационных технологий, позволяющих иностранным слушателям не только глубоко овладеть русским языком, но и быстрее адаптироваться в русскоязычной среде, понять реалии жизни в России, подготовиться к ситуациям повседневного общения, снять языковой барьер. И задачей данной работы является изучение ролевой игры, как современного педагогического явления. При этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, его интересы, способности, желания.
Ролевая игра - это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. Цель игры на уроках РКИ - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. С точки зрения учащихся, ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Ведь на практике мы встречаемся с тем, что иностранные студенты, боясь оказаться в неловкой ситуации из-за незнания русского языка, даже не пытаются вступить в разговор с людьми, говорящими по-русски, а в магазинах и в различных учреждениях пытаются изъясняться жестами. Чтобы решить эту проблему, мы и предлагаем активно использовать игры, имитирующие различные ситуации, с которыми может столкнуться иностранец в России.
На уроке преподаватель должен рассматривать ролевую игру как форму обучения диалогическому общению. А само перевоплощение способствует пониманию действий других людей, расширению сферы общения. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над той или иной темой.
Для того, чтобы ролевая игра была эффективной, следует максимально воспроизвести условия реального общения, постараться создать ситуацию реальной практической деятельности людей. В играх можно овладеть такими элементами общения как умение начать беседу, выслушать противоположное мнение, согласиться или не согласиться с собеседником, задать уточняющие вопросы и т.д. При этом и говорящий и слушающий должны быть максимально активны, чтобы понять фразу собеседника, запомнить ее и
© Железнякова С.Н., 2017 г.
правильно на нее отреагировать. И такие игры способствуют осознанному освоению русского языка иностранцами.
Чтобы ролевая игра была интересной и выполнила свои обучающие функции, конечно, необходима тщательная подготовка к ее проведению. Все должно проходить в доброжелательной атмосфере, вызывать чувство радости общения. Чем свободнее чувствует себя учащийся, тем инициативнее он будет в общении. Требуется, чтобы учащиеся в процессе игры могли максимально эффективно использовать известным им грамматический и лексический материал. На начальном этапе преподаватель руководит процессом и следит за происходящим. В последующем его роль будет меняться и постепенно становиться лишь наблюдательной. [1]
Ролевые игры можно использовать на разных этапах обучения: и на начальном, и на продвинутом. При подготовке к проведению игры необходимо объяснить обучающимся их роли, например, общение с друзьями, в семье, в официальном учреждении. Кроме того, можно дать информацию о человеке: где он работает, что любит делать, какие у него привычки. Но информация не должна даваться уж очень подробная, так как мы понимаем, что студент должен уметь проявить свое творческое начало. Участвующие в игре должны сами пофантазировать, домыслить образ своего персонажа, может быть, что-то попробовать изменить.
В зависимости от целей, которые преследует преподаватель, ролевые игры условно можно разделить на лексические, грамматические, игры, развивающие память. Лексические игры тренируют учащихся в употреблении слов в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, например, в магазине, в поликлинике, в музее, в гостинице; в развитии речевой реакции; в знакомстве с сочетаемостью слов. Грамматические игры должны создавать ситуации для употребления того или иного речевого образца, развивать речевую активность и самостоятельность.
Технология ролевой игры состоит из нескольких этапов:
1. Этап подготовки. На данном этапе сначала разрабатывается сценарий, затем составляется план игры.
2. Этап объяснения - формулировка целей урока, распределение ролей, постановка проблемы. При необходимости учащиеся могут обращаться за помощью к преподавателю.
3. Процесс игры. На этом этапе разыгрывается непосредственно сама ситуация.
4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры преподаватель обменивается мнениями с учащимися, решают, что получилось, а на что следует еще раз обратить внимание. В заключении подводятся итоги, отмечаются ошибки и формулируется окончательный итог урока. [2]
Далее мы рассмотрим более подробно некоторые виды игр.
1. «Стенка на стенку»
Группа делится на две команды, они выстраиваются лицом друг к другу, образуя как бы две «стенки». Одна команда может задавать хором вопрос, а другая хором отвечать. Другой вариант этой игры - задание выполняется отдельно парой играющих из разных команд. Сами задания могут быть различными, например:
А) «Спросите и догадайтесь». Цель: отработка вопросительной интонации и вопросительных конструкций. Учащиеся одной команды загадывают, что они будут делать сегодня вечером. Участники второй команды задают вопрос: Сегодня вечером вы будете смотреть телевизор? - Нет, мы не будем смотреть телевизор; Сегодня вечером вы будете гулять? - Нет, мы не будем гулять, и т.д. Если вторая команда отгадала, то они получают очко, если не отгадали, то спрашивают: А что вы будете делать сегодня? - Сегодня мы будем играть в футбол.
Б) «Кем вы хотите стать/работаете?». Цель: отработка форм творительного падежа существительных и прилагательных.
Участник первой группы спрашивает: Кем вы хотите стать/работаете? Участник второй группы не отвечает на вопрос, а разыгрывает пантомиму, показывая действия,
типичные для представителя данной профессии. Задача первой команды - отгадать задуманную профессию.
2. «Который час?»
Цель: повторение речевых формул для обозначения времени.
В этой игре понадобится реквизит - карта Земли с часовыми поясами и набор карточек с обозначением времени.
Условия игры: Ведущий берет карточки с обозначением московского времени и говорит: Сейчас в Москве 12 часов дня, а сколько в Париже?
Тот, кто быстрее вычислит парижское время и назовет его. Получает очко. Выигрывает учащийся, набравший наибольшее число очков.
3. «Опрос населения»
Цель: Закрепление изученных речевых образцов.
Все участники группы получают задание собрать некоторые сведения у присутствующих. Тему определяет преподаватель в зависимости от того, какие речевые формулы закрепляются.
A) «Знакомство»
- имена учащихся и их родственников;
- возраст учащихся;
- количество братьев, сестер;
- профессии членов семьи и т.д.
Б) «Транспорт»
- какой транспорт вы предпочитаете?
- сколько раз в день вам приходится ездить?
- сколько денег вы тратите на поездки?
B) «Город»
- как называется ваш родной город?
- где он находится?
- какой он?
- что есть в вашем городе?
- ваше любимое место в родном городе? и т.д.
Все игроки получают вопросы, на которые они должны собрать ответы. Победителем становится тот, кто раньше получил ответы на свои вопросы.
4. «Советы и рекомендации»
Цель: повторение конструкций с дательным падежом существительных и местоимений
Группа делится на две команды, для каждой команды подготовлены наборы карточек с описанием разных проблем, например: «Вы хотите поменять работу, потому что старая вам не нравится», « Вы хотите похудеть», «Вам одиноко в незнакомом городе», «Вы хотите бросить курить» и т.д.
Карточки лежат лицевой стороной вниз. Участник первой команды берет карточку, читает проблему, а участники второй команды должны дать совет, как лучше поступить в данной ситуации. Ответы рекомендуется начинать со слов: «Вам(имя) надо/не надо ...», «Я советую/не советую вам...», «Вам можно/нельзя...».
5. «Кто знает больше?»
Цель: развитие навыков употребления слов различных тематических групп.
Преподаватель показывает заранее подготовленные вывески различных учреждений и задает вопросы. Учащиеся должны правильно ответить на вопрос, за каждый правильный ответ дается очко. Тот, кто набрал наибольшее количество очков, тот и побеждает.
А) тема «Магазин»
Преподаватель показывает вывески магазинов: «Овощи Фрукты», «Одежда», «Булочная», «Дом обуви», «Продукты», «Супермаркет», «Дары природы», «Хозяйственный», «Канцтовары».
- что можно купить в этих магазинах?
- какие действия в течение дня производит продавец?
- что делает покупатель, когда хочет купить различные товары? Б) тема «Отдых»
Преподаватель показывает названия мест, куда можно поехать отдыхать: «Спортивный лагерь», «Парк культуры и отдыха», «Клуб любителей животных», «Лагерь альпинистов», «Туристическая база».
- какие виды отдыха вы знаете?
- назовите виды спортивного отдыха;
- какие вы развлекательные виды отдыха вы знаете?
- как отдыхают в различных местах? В) тема «Кафе. Рестораны»
На вывесках названия ресторанов: «Детское кафе», «Бюргер», «Пицца», «Два грузина», «Круасан», «Япона мама».
- какие блюда можно попробовать в этих ресторанах?
- что делает в ресторане повар, официант, бармен?
- назовите блюда вегетарианского меню, какие продукты в них входят?
- какую кухню предпочитаете вы?
- как сделать заказ в кафе/ресторане?
Использование ролевых игр на уроках не является заменой традиционному выполнению упражнений из учебника, способом занять студентов, когда они устали. Это скорее кульминационная деятельность в обучении языку, где обучающиеся могут применить свои лексические и грамматические знания. И преподаватель, создавая искусственную ситуацию для общения, связывает учебный процесс и реальные ситуации
Литература
1. Т. В. Семенова, М. В. Семенова - Ролевые игры в обучении иностранным языкам. - ИЯШ, 2005, № 1.
2. С.И. Черная - Организация ролевой игры на занятиях с иностранными студентами // Актуальные проблемы обучения иностранных студентов. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Днепропетровск. - 2011. - С.220-222.