Научная статья на тему 'РОЛЕВЫЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА'

РОЛЕВЫЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНАЯ РОЛЬ / РОДИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ / ТРЕНИНГ / ДОШКОЛЬНИК / САМООЦЕНКА / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Е.Н.

В статье рассматривается ролевая структура детско-родительских отношений и ее влияние на личностное развитие дошкольника. При реализации диагностико-консультативной работы с семьей педагогу ДОО предлагается методика «Социальные семейные роли» как вариант экспресс-диагностики семейной ситуации ребенка и уровня его самооценки и тревожности. Для работы с родителями педагогу рекомендуется использование родительского тренинга, основанного на трех блоках задач, решаемых в авторской тренинговой программе «Эффективное родительство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE CHILD PARENTAL RELATIONS AND THEIR INFLUENCE ON PERSONAL DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOL CHILD

The article discusses the role structure of parent-child relationship and its influence on the personal development of preschoolers. While implementing diagnostic and advisory work with the family, the OED teacher is offered with the technique «The social role of the family» as a variant of rapid diagnosis of the child’s family situation and level of his self-esteem and anxiety. To successfully work with the parents the teacher is recommended to use parent training based on three blocks of problems solved in the author’s training program «Effective Parenting».

Текст научной работы на тему «РОЛЕВЫЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА»

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. — 2012. — 31 декабря.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» / / Российская газета. — 2013. — 25 ноября.

3. Асмолов, А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования / А. Г. Асмолов // Проблемы современного образования. — 2010. — № 4. — С. 4—18.

4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — 3-е изд., стереотип. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2009.

5. Рубцов, В. В. Современные проблемы дошкольного образования / В. В. Рубцов, Е. Г. Юдина // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 3. — С. 5—19.

В статье рассматривается ролевая структура детско-родительских отношений и ее влияние на личностное развитие дошкольника. При реализации диагностико-консультативной работы с семьей педагогу ДОО предлагается методика «Социальные семейные роли» как вариант экспресс-диагностики семейной ситуации ребенка и уровня его самооценки и тревожности. Для работы с родителями педагогу рекомендуется использование родительского тренинга, основанного на трех блоках задач, решаемых в авторской тренинговой программе «Эффективное родительство».

The article discusses the role structure of parent-child relationship and its influence on the personal development of preschoolers. While implementing diagnostic and advisory work with the family, the OED teacher is offered with the technique «The social role of the family» as a variant of rapid diagnosis of the child's family situation and level of his self-esteem and anxiety. To successfully work with the parents the teacher is recommended to use parent training based on three blocks of problems solved in the author's training program «Effective Parenting».

Ключевые слова: компетентность педагога, семья, семейная роль, родительские функциональные роли, тренинг, дошкольник, самооценка, тревожность

Keywords: competence of the teacher, family, family role, parental functional roles, training, preschooler, self-esteem, anxiety

Е. Н. ВАСИЛЬЕВА,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры организационной психологии

НИУ ВШЭ (Нижний Новгород)

vayulena@yandex.ru

РОЛЕВЫЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Сегодня в системе дошкольного образования происходит чрезвычайно важный переломный момент, связанный с модернизацией систем дошкольного образования в регионах и введением ФГОС ДО. Изменения касаются не только формы дошкольного образования, содержания образовательных программ, управленческой модели и стандартов деятельности руководителя ДОО, но и уровня профессиональной компетентности педагога, непосредственно осуществляющего воспитание и образование детей дошкольного возраста.

На наш взгляд, одной из важных профессиональных компетенций педагога ДОО должно стать умение осуществлять диагностико-консультативную работу с семьей.

В настоящее время в отечественной психологии накоплен достаточно большой теоретический и практический материал, на основании которого можно говорить о несомненном влиянии внутрисемейных отношений субъекта на его социальную адаптацию и психическое развитие. Кроме того, указывается весомость таких факторов в жизни семьи, как численность и структура семьи, культурно-образовательный уровень родителей, их психологическая зрелость и уровень педагогической культуры, эмоционально-психологический климат в семье, социально-экономический статус членов семьи [3].

Однако большинство отечественных исследователей (А. Я. Варга, В. И. Захаров, С. В. Ковалев, А. С. Спиваков-ская, В. Г. Хоментаус-кас и др.) основополагающим фактором называют внутрисемейные отношения и особенности отношения родителей к своему ребенку.

Семейное общение на самых ранних этапах развития ребенка закладывает основу его базовой установки к миру социальных отношений и его собственному «я». Самоотношение ребенка до оп-

Чрезвычайно важно помочь родителям грамотно осуществлять свое воспитательное воздействие на ребенка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.

ределенного времени является отражением отношения взрослых к нему и, в первую очередь, его близких взрослых. Уважительное и принимающее отношение со стороны родителей является условием формирования благоприятных вариантов развития самооценки [6]. При субъектном отношении к ребенку [4] родители могут стать для него членами референтной группы, а семья в целом выступить источником его социального опыта [5], обеспечивая наиболее благоприятные условия для его дальнейшего психического развития.

Таким образом, именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты формирования личности растущего человека, закладывая фундаментальные качества, которые порой практически невозможно изменить ни в системе дошкольного, ни в системе школьного образования. Поэтому чрезвычайно важно помочь родителям грамотно осуществлять свое воспитательное воздействие на ребенка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.

Родительское воздействие может быть выражено в разных формах: стиль и приемы воспитания, родительское отношение, установки, эмоциональные реакции и т. д. Одной из форм детско-родительского взаимодействия являются семейные роли, которые «играют» по отношению к своему ребенку мать и отец, а также роли ребенка, которые он выполняет по отношению к каждому из родителей.

Большинство родителей не задумываются над тем, какой ролевой родительский репертуар они «исполняют», какие роли по отношению к ним «вынужден» исполнять сам ребенок, и, самое главное, как ролевые детско-родительские отношения влияют на личностное развитие ребенка-дошкольника. На наш взгляд, именно современный педагог ДОО должен уметь квалифицированно оценить каждую конкретную семейную ситуацию и показать родителям эффективность /

неэффективность выполнения ими тех или иных ролей по отношению к собственному ребенку, уделяя внимание тем личностным характеристикам, которые формируются у дошкольника под их влиянием, раскрывая последствия и перспективы той или иной «родительской» или «детской» роли. Такая работа предполагает профессиональную компетентность педагога в вопросах диагностики и консультирования семьи.

В данной публикации мы предлагаем результаты части комплексного исследования семейных ролей. Целью данной части исследования было выявление взаимосвязи семейных родительских ролей с уровнем самооценки и уровнем тревожности дошкольника, а также с особенностями отношения ребенка к членам своей семьи. В качестве диагностического инструментария нами были выбраны следующие методики:

3 методика «Социальные семейные роли» (вариант «Родительские роли») Е. Н. Васильевой, А. В. Орлова [2];

3 методика определения самооценки «Лесенка», проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен);

3 проективный тест «Кинестетический рисунок семьи».

В исследовании принимал участие 81 человек: 27 детей старшего дошкольного возраста (5—5,5 лет), из них 12 мальчиков и 15 девочек, а также их родители в количестве 54 человек, в возрасте 25— 35 лет.

На первом этапе исследования мы определяли взаимосвязь между родительскими ролями, которые матери выполняют по отношению к своему ребенку, и уровнями самооценки и тревожности ребенка, а также восприятием ребенком ситуации в своей семье.

Таблица 1

Связь родительских ролей матери и характеристик ребенка (самооценка, уровень тревожности, показатель благополучных отношений в семье)

Родительская роль Уровень тревожности Показатель благополучных отношений в семье Самооценка

Вдохновитель 0,422* 0,465** 0,329*

Воспитатель 0,421* 0,353* 0,601**

Дисциплинатор 0,318* -0,478** -0,254

Опекун 0,439** -0,238 -0,490**

Оппонент 0,475** -0,514** -0,429**

Руководитель 0,384* -0,453** -0,378*

Собеседник -0,414* 0,343* 0,329*

Утешитель -0,341* 0,425** 0,439**

Эстет -0,564** 0,721** 0,611**

Примечание: *—достоверность на уровне р <0,05; ** — достоверность на уровне р <0,01.

Анализируя данные таблицы 1, можно отметить следующее:

3 выявлена положительная корреляционная связь между ролями матери «Вдохновитель», «Воспитатель», «Собеседник», «Утешитель», «Эстет» и самооценкой дошкольника, а также его «восприя-

тием» семейной ситуации, то есть чем чаще мать выполняет эти роли, тем выше уровень самооценки ребенка и тем благоприятнее, на его взгляд, ситуация в семье;

3 выявлена отрицательная корреляционная связь между ролями матери «Опе-

кун», «Оппонент», «Руководитель» и самооценкой ребенка, то есть чем чаще мать находится в этих ролях по отношению к ребенку, тем ниже уровень его самооценки;

3 выявлена отрицательная корреляционная связь между ролями матери «Дис-циплинатор», «Оппонент», «Руководитель» и «восприятием» ребенком отношений в семье, то есть частое использование матерью данных ролей приводит к тому, что дочка или сын воспринимают ситуацию в семье как неблагополучную;

3 выявлена положительная корреляционная связь между ролями матери «Дисциплинатор», «Опекун», «Оппонент», «Руководитель» и уровнем тревожности дошкольника, то есть чем чаще мать использует в своем «репертуаре» данные роли, тем выше уровень тревожности у сына / дочери;

3 выявлена отрицательная корреляционная связь между ролями матери «Вдохновитель», «Воспитатель», «Собеседник», «Утешитель», «Эстет» и уровнем тревожности дошкольника, то есть частое использование в общении с ребенком именно этих ролей понижает у него выраженную тревожность.

Таким образом, на уровень самооценки и тревожности дошкольника, а также на его восприятие семейной ситуации влияет использование матерью в общении с ребенком таких ролей, как «Вдохновитель», «Воспитатель», «Дисциплинатор», «Опекун», «Оппонент», «Руководитель», «Собеседник», «Утешитель» и «Эстет».

Далее мы определяли взаимосвязь между отцовским ролями и уровнями самооценки и тревожности ребенка-дошкольника, а также восприятием им ситуации в семье.

Таблица 2

Связь родительских ролей отца и характеристик ребенка (самооценка, уровень тревожности, показатель благополучных отношений в семье)

Родительская роль Уровень тревожности Показатель благополучных отношений в семье Самооценка

Вдохновитель -0,432** 0,299 0,280

Воспитатель -0,364* 0,414* 0,332*

Дисциплинатор 0,590** -0,652** -0,440**

Защитник -0,153 0,272 0,357*

Оппонент 0,289 -0,307* -0,320*

Руководитель 0,350* -0,388* -0,325*

Собеседник -0,453** 0,384* 0,468**

Примечание: *—достоверность на уровне р <0,05; **—достоверность на уровне р <0,01.

Исходя из данных таблицы 2, можно увидеть, что:

3 выявлена положительная корреляционная связь между ролями отца «Воспитатель», «Собеседник», «Защитник» и самооценкой дошкольника, а также взаимозависимость ролей «Воспитатель» и «Собеседник» и показателя благополучных отношений в семье с точки зрения ребенка. Таким образом, чем чаще отец

находится в этих ролях, тем выше уровень самооценки ребенка и тем лучше, на его взгляд, семейная ситуация;

3 выявлена отрицательная корреляционная связь между ролями отца «Дисциплинатор», «Оппонент», «Руководитель» и самооценкой дошкольника, а также его «восприятием» семейной ситуации, то есть чем чаще отец находится в этих ролях по отношению к ребенку, тем ниже уро-

вень его самооценки и тем неблагоприятнее, на его взгляд, ситуация в семье;

3 выявлена положительная корреляционная связь между ролями отца «Дис-циплинатор» и «Руководитель» и уровнем тревожности ребенка, то есть чем чаще отец использует в своем «репертуаре» данные роли, тем выше уровень тревожности у его ребенка;

3 выявлена отрицательная корреляционная связь между ролями отца «Вдохновитель», «Воспитатель», «Собеседник» и уровнем тревожности дошкольника, то есть частое использование во взаимодействии с ребенком именно этих ролей способствует понижению уровня его тревожности.

Таким образом, на уровень самооценки и тревожности дошкольника, а также на его восприятие семейной ситуации влияет использование отцом в общении с ребенком таких ролей, как «Вдохновитель», «Воспитатель», «Дисциплинатор», «Защитник», «Оппонент», «Руководитель», «Собеседник».

Обобщая полученные результаты, мы можем сказать о том, какие общие родительские роли (матери / отца) положительно или отрицательно влияют на изучаемые нами характеристики ребенка дошкольного возраста:

3 Роли «Воспитатель» (лицо, целенаправленно прививающее нормы и правила поведения ребенку, указывающее как нужно поступать в той или иной ситуации) и «Собеседник» (лицо, с которым ребенку интересно поговорить, получить от него полезную информацию) способствуют повышению самооценки ребенка и восприятию им семейной ситуации как благополучной. Эти же роли, а также роль «Вдохновитель» (лицо, которое может воодушевить, поднять настроение, настроить на что-либо, придать уверенности) уменьшают уровень тревожности дошкольника.

3 Роли «Дисциплинатор» (лицо, распределяющее наказания в отношении ребенка), «Оппонент» (лицо, с которым у ребенка много разногласий, противоре-

чий, конфликтов) и «Руководитель» (лицо, которое управляет ребенком, дает указания, требует их исполнения, организует его жизнь, контролирует поведение) способствуют формированию пониженной са-

В качестве помощи семье педагог может использовать индивидуальные и групповые консультации, а также тренинг для родителей, выбрав одну из готовых тренинго-вых программ или создав свою программу, направленную на определенную задачу или категорию родителей.

«Социальные семейные роли» (вариант «Родительские роли») для экспресс-диагностики семейной ситуации дошкольника, при которой есть возможность получить также «ориентировочную» информацию о таких характеристиках ребенка, как самооценка и уровень тревожности. Имея такую информацию, педагог ДОО может «оперативно» начать консультативную работу с семьями, нуждающимися в психологической поддержке, помощи и кор-рекционном воздействии. В качестве помощи семье педагог может использовать индивидуальные и групповые консультации, а также тренинг для родителей, выбрав одну из готовых тренинговых программ или создав свою программу, направленную на определенную задачу или категорию родителей. Взяв за основу ролевую структуру семьи и родительские роли, мы предлагаем свою общую структуру тренинга «Эффективное родитель-ство» (А. В. Щербаков, Е. Н. Васильева), программа которого включает три блока задач, решение которых в процессе тренинга повышает уровень психологической готовности к родительству его участников [2].

Задачи когнитивно-рефлексивного компонента:

3 осознание содержания понятия «ро-дительство»;

3 уточнение и расширение понятия «родительская роль»;

мооценки, повышению тревожности ребенка и формируют у него представление о семейной ситуации как о «неблагополучной».

Таким образом, опираясь на проведенное исследование, мы можем рекомендовать использование методики

3 осознание своих внутренних запретов и проблемных областей в сфере ро-дительства;

3 обучение анализу ситуаций детско-родительского взаимодействия;

3 осознание участниками тренинга воздействия родительской семьи на характер взаимодействия членов собственной семьи;

3 обучение навыкам рефлексии;

3 проработка способов поведения, характерных для состояний «Я-Ребенок», «Я-Родитель», «Я-Взрослый» (по Э. Берну).

Задачи личностного компонента:

3 формирование единства аксиологического поля (связь ценностей личности) семьи;

3 работа над безусловным принятием значимых людей;

3 осознание жизненных сценариев и работа с личностными смыслами и ценностями;

3 обучение оказанию психологической поддержки;

3 показ преимуществ личностной партнерской позиции в общении, в семье; получение обратной связи участником от группы о видении его в роли родителя;

3 повышение компетентности в решении трудных ситуаций межличностного общения; развитие чувства собственной самоценности;

ЛИТЕРАТУРА _

3 формирование мотивации на личностные изменения и стремление к саморазвитию;

3 формирование позитивной «Я-кон-цепции».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи эмоционально-регулятивного компонента:

3 обучение эмпатическому слушанию, развитие эмпатии;

3 развитие культуры выражения чувств;

3 обучение контролю над проявлениями эмоций;

3 повышение уровня осознанности и контроля невербальных аспектов поведения;

3 формирование эффективных установок внутренней свободы и уверенности;

3 выработка индивидуального стиля реагирования в стрессовой ситуации межличностного взаимодействия.

Ориентируясь на представленные блоки тренинга, каждый педагог может наполнить свою авторскую тренинговую программу конкретными упражнениями, ролевыми играми, техниками и т. д. в соответствии с собственным индивидуальным мастерством и желанием, развивая и совершенствуя свою профессиональную компетентность в области диагностико-консультативной работы с семьей

1. Васильева, Е. Н. Изменение уровня психологической готовности молодежи к родитель-ству средствами тренинговой программы «Эффективное родительство» / Е. Н. Васильева, А. В. Щербаков // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 11. — Ч. 3. — С. 584—589.

2. Васильева, Е. Н. Научно-методические подходы к оценке ролевой структуры семьи / Е. Н. Васильева // Нижегородское образование. — 2013. — № 3. — С. 85—91.

3. Думитрашку, Т. К. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности / Т. К. Думитрашку // Вопросы психологии. — 1991. — № 1. — С. 135—142.

4. Петровский, А. В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / А. В. Петровский, М. В. Полевая // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 19—26.

5. Рахковская, Е. М. Психологические особенности влияния семьи на развитие ценностных ориентаций подростка : дис. ... канд. психол. наук / Е. М. Рахковская. — М., 1995.

6. Соколова, Е. Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е. Т. Соколова, И. Г. Чеснова // Вопросы психологии. — 1986. — № 2. — С. 110—117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.